Jump to content

Гиробус

Гиробус G3, единственный сохранившийся гиробус в мире (построен в 1955 году) во фламандском музее трамвая и автобуса, Антверпен.

Гиробус это электрический автобус , использующий накопление энергии на маховике , а не на воздушных проводах , как в троллейбусе . Название происходит от греческого термина, обозначающего маховик , гироскоп . Хотя в настоящее время гиробусы не используются в коммерческих целях, разработки в этой области продолжаются.

Разработка

[ редактировать ]

Концепция автобуса с маховиком была разработана и реализована в 1940-х годах компанией Oerlikon ( Швейцария ) с намерением создать альтернативу троллейбусам для более тихих и низкочастотных маршрутов, где полная электрификация воздушными проводами не могла быть осуществлена. оправдано.

Нагрузка маховика при трехфазной зарядке

Вместо того, чтобы перевозить двигатель внутреннего сгорания или аккумуляторы или подключаться к воздушным линиям электропередачи, гиробус несет в себе большой маховик, который вращается со скоростью до 3000 об / мин с помощью двигателя «беличьей клетки» . [1] Электроэнергия для зарядки маховика подавалась с помощью трех стрел, установленных на крыше автомобиля, которые контактировали с точками зарядки, расположенными по мере необходимости или там, где это необходимо (например, на пассажирских остановках в пути или на терминалах). Чтобы получить тяговую мощность, конденсаторы возбуждали зарядный двигатель маховика, чтобы он становился генератором, преобразуя таким образом энергию, накопленную в маховике, обратно в электричество. Торможение автомобиля было электрическим, и часть энергии перерабатывалась обратно в маховик, тем самым увеличивая его запас хода.

Полностью заряженный гиробус обычно может проехать до 6 км (3,7 миль) по ровному маршруту со скоростью от 50 до 60 км/ч (от 31 до 37 миль в час), в зависимости от общего веса пассажиров, поскольку максимальная скорость менялось, поскольку уровень пассажиров менялся от остановки к остановке. На установке в Ивердон-ле-Бен ( Швейцария ) иногда транспортным средствам приходилось преодолевать расстояние до 10 км (6,2 мили) на одной зарядке, хотя неизвестно, насколько хорошо они работали в верхней части этого расстояния.

Зарядка маховика заняла от 30 секунд до 3 минут; Стремясь сократить время заряда, напряжение питания было увеличено с 380 вольт до 500 вольт. Учитывая относительно ограниченный диапазон между зарядками, вполне вероятно, что на более длинных маршрутах или в условиях плотного городского движения потребовалось бы несколько остановок для зарядки. Неясно, будут ли транспортные средства, требующие таких частых задержек, практичны и/или подходят для современных сервисных приложений.

Демонстратор впервые был показан (и использован) публично летом 1950 года, и для продвижения системы этот автомобиль продолжал использоваться в течение коротких периодов государственной службы во множестве мест, по крайней мере, до 1954 года.

В 1979 году компания General Electric получила четырехлетний контракт на сумму 5 миллионов долларов от правительства США , Министерства энергетики и Министерства транспорта на разработку прототипа автобуса с маховиком. [2]

В 1980-х годах Volvo экспериментировала с использованием маховиков, которые заряжались от небольшого дизельного двигателя и подзаряжались за счет энергии торможения. В конечном итоге от этого отказались в пользу использования гидроаккумуляторов .

В 1990-х годах Голландский центр концепций мехатроники разработал маховик как для мобильных, так и для стационарных приложений. [3]

В 2005 году Центр транспорта и окружающей среды в сотрудничестве с Техасским университетом в Остине , Центром электромеханики, Test Devices, Inc. и DRS Technologies искали финансирование для разработки прототипа гиробуса. [4]

Раннее коммерческое обслуживание

[ редактировать ]

Первое полноценное коммерческое сообщение началось в октябре 1953 года, связав швейцарские общины Ивердон-ле-Бен и Грансон . Однако это был маршрут с ограниченным потенциалом движения, и, хотя он был технически успешным, он не был коммерчески жизнеспособным. Службы закончились в конце октября 1960 года, и ни одна из двух машин (ни демонстратор) не выжила.

Следующая система была открыта в Леопольдвиле в Бельгийском Конго (ныне Киншаса в Демократической Республике Конго ). Здесь было 12 транспортных средств (хотя, по некоторым данным, их было 17), которые курсировали по четырем маршрутам, причем примерно каждые 2 км (1,2 мили) предоставлялись подзарядки. Это были самые большие из гиробусов: длина 10,4 м (34 фута), вес 10,9 тонны (10,7 длинных тонн ; 12,0 коротких тонн ), перевозка до 90 пассажиров и максимальная скорость 60 км/ч (37 миль в час). ). [5] Были серьезные проблемы, связанные с чрезмерным «износом». Одной из существенных причин этого было то, что водители часто срезали путь по грунтовым дорогам, которые после дождей превращались в трясину. Другие проблемы включали поломку шарикоподшипников гироскопа и высокую влажность, приводящую к перегрузке тягового двигателя. Однако упадок системы произошел из-за высокого энергопотребления. Автобусный оператор счел, что 3,4 кВтч /км на гиробус были недоступны, поэтому летом 1959 года гиробусы были закрыты и заменены дизельными автобусами. [5]

Третьим местом коммерческого использования гиробусов стал Гент , Бельгия . Три гиробуса начали работу в конце лета 1956 года на маршруте, соединяющем Гент и Мерельбеке . Маховик находился в центре автобуса, охватывал почти всю ширину автомобиля и имел вертикальную ось вращения. Маршрут из Гента в Мерелбеке должен был стать первым из предлагаемой многомаршрутной сети; вместо этого его гиробусы прослужили всего три года и были выведены из эксплуатации поздней осенью 1959 года. Оператор посчитал их ненадежными, «проводящими больше времени вне дороги, чем на дороге», и что их вес повредил дорожное покрытие. Они также считались энергоемкими, потребляя 2,9 кВтч/км по сравнению с 2,0–2,4 кВтч/км у трамваев с гораздо большей вместимостью.

Один из гиробусов Гента был сохранен и отреставрирован и выставлен в музее VlaTAM в Антверпене . Его иногда показывают (и используют для перевозки пассажиров) на бельгийских выставках, базарах любителей транспорта и т. д. Трамвайное депо в Мерелбеке закрыто с 1998 года, но оно все еще стоит, так как охраняется законом.

Преимущества

[ редактировать ]
  • Тихий
  • «Без загрязнения» (загрязнение ограничивается генераторами в электросети).
  • Трассы без рельсов (Преимущество, поскольку маршрут можно менять по желанию.)
  • Может гибко работать на разных расстояниях

Недостатки

[ редактировать ]
  • Вес: автобусу, который может перевозить 20 человек и имеет запас хода 2 км (1,2 мили), требуется маховик весом около 3 тонн.
  • Маховик, который вращается со скоростью 3000 оборотов в минуту , требует специального крепления и безопасности, поскольку внешняя скорость диска составляет 900 км/ч (560 миль в час).
  • Вождение гиробуса имеет дополнительную сложность, поскольку маховик действует как гироскоп , который сопротивляется изменениям ориентации, например, когда автобус наклоняется во время поворота, при условии, что маховик имеет горизонтальную ось вращения. Этому эффекту можно противодействовать, используя два соосных маховика , вращающихся в противоположных направлениях .

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]

С 2005 года в Дрездене (Германия) существует автотрам — транспортное средство, в котором в качестве основного источника энергии используется топливный элемент, а также небольшой маховик только для рекуперативного торможения. [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ГИРОБУС: Что-то новое под солнцем?». Моторный тренд . Январь 1952 г. с. 37.
  2. ^ «Годовщина великой катастрофы, статья: Автобус-маховик вернулся» . Доступ к энергетическому информационному бюллетеню . 1 апреля 1980 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2007 г.
  3. ^ «СКК – маховиковая технология» . Проверено 22 мая 2014 г.
  4. ^ Центральный вид (CTE), весна 2005 г. Архивировано 22 февраля 2006 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б Мбока, Мвана (24 октября 2011 г.). «Леопольдвиль, 1954 год – Transports en Commun de Leopoldville выходит на улицы» . Киншаса тогда и сейчас . Проверено 23 июня 2014 г.
  6. ^ «Двигательная техника» . Институт транспорта и инфраструктурных систем Фраунгофера . Проверено 4 июня 2022 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с автобусами с гироскопами, на Викискладе?

  • Электробусы на сайте citytransport.info — с фотографией, на которой изображены два гиробуса на зарядной станции [1] .
  • Buses Worldwide — часть информации, содержащейся в этой статье, взята из номера журнала BusesWorldWide за январь/февраль 2005 г., выпущенного одноименной организацией.
  • Технология в Parry People Movers — показывает, как та же технология переносится на сверхлегкие трамваи.
  • [2] Концепция гиробуса с механическим приводом.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e9093ee2ece89d561397a5fb34e6f07__1721267580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/07/8e9093ee2ece89d561397a5fb34e6f07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gyrobus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)