Церковь Фомы Аквинского и доминиканский монастырь в Минске
Церковь Святого Фомы Аквинского | |
---|---|
![]() Реконструкция фасада | |
![]() | |
Расположение | Минск |
Страна | Беларусь |
Номинал | Католик |
церковное мастерство | латинский |
История | |
Преданность | Фома Аквинский |
Архитектура | |
Годы постройки | 1615–1640 |
Закрыто | 1833 |
Снесен | 1950 |
Церковь Фомы Аквинского и доминиканский монастырь — католический монастырский комплекс в Минске , основанный в начале 17 века, разрушенный в 1950 году. Построен в стиле барокко . Фундаменты и подвалы сохранились, что требует детальных археологических исследований. [ 1 ] Монастырский комплекс занимал участок на территории Высокого рынка площадью более 1 га (часть квартала, где сегодня стоит Дворец Республики ). В состав построек минских доминиканцев входили кирпичная церковь и монастырь, а также деревянные хозяйственные постройки: два флигеля, конюшня, амбар ( свиран ), колодец и другие. В юго-западной части участка располагался сад. Монастырский комплекс был окружен высокой стеной с большими входными воротами.
Расположение
[ редактировать ]Церковь и монастырь отцов-доминиканцев в Минске располагались на Высоком рынке. Участок, на котором располагались постройки, занимал примерно 1,44 га (2 моргена и 58 стержней ). Его граничили с улицами Волошской, Доминикской и Гарской. [ 2 ] На углу нынешних улиц Интернационална и Энгельса сохранились подвалы церкви и монастыря. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Доминиканский монастырь и церковь Св. Фомы Аквинского в Минске были основаны в 1600 году Софьей Волкевичей (псевдоним Завишув) Слушковой (псевдоним Служкова), воеводой Цесиса , и вдовой Кшиштофа Служки, воеводы польской Ливонии . Доминиканцы приехали в Минск по ее приглашению из Вильнюса . В 1604 году, вернувшись с войны, шляхта ввела «копытный» налог (с лошадей) для завершения строительства храма и монастыря. Об этом должны были напоминать ее гербы, размещенные на карнизах . В 1605 году доминиканцы объявили на капитуле , что принимают основание.
Первоначальные постройки были деревянными. В 1615 году Петр Тышкевич, граф Логойский Минска, подарил отцам-доминиканцам в вечное владение участок земли , и Бердичевский , судебный староста и воевода где началось строительство каменной церкви и монастыря. Средства на строительство поступили также за счет пожертвований минского дворянства, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архиве облигации фонда и документы. воевода Среди первоначальных основателей были Марселина из князей Корецких Хлебовичова, псевдоним Глебовичова (в честь ее второго мужа Буковской), витебский , Якуб, псевдоним Якоб Пацевич, приходской священник Орши , Ежи Завиша и Ян Волек. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Строительство каменной церкви и монастыря продолжалось до 1640 года. [ 6 ]
Монастырский комплекс располагался недалеко от южной линии городских укреплений — земляного вала со рвом и бастионами . Во второй половине 17 века он служил одним из оборонительных форпостов города. Путешественники, проезжавшие через Минск, подчеркивали великолепие и богатство доминиканского костела, а пантлер царя Великого Петра Петр Толстой , находясь в Минске в 1697 году, любовался органами в церкви Св. Фомы Аквинского.
Завершение строительных работ в монастыре произошло в 1703 году. Через шесть лет началась частичная реконструкция церкви. Фасад был восстановлен. В конце XVIII века произошла последняя реконструкция костела, о чем свидетельствует обнаруженный Евзебиушем Лопачинским в 1930-х годах договор, составленный в 1781 году между настоятелем минских доминиканцев Бенедиктом Рыбчинским и магистром Гильдия каменщиков, Анджей Макаревич. В результате проведенных в то время работ церковь получила необычную «ансамбльную» композицию – два боковых плана, вытянутые в пространстве. [ 3 ]
29 июля (11 августа) [ примечание 1 ] В 1798 году апостольский нунций Лоренцо Литта назначил Доминиканский монастырь резиденцией епископа вновь созданной Минской епархии своим указом In omnes agri Dominici partes .
Временным местом жительства архиереев до тех пор, пока не будет приобретен другой определенный дом для архиереев, мы обозначим находящийся в том же городе монастырь доминиканского ордена, находящийся недалеко от упомянутой выше соборной церкви . [ 7 ]
В результате репрессий после Ноябрьского восстания 1833 года доминиканский монастырь был упразднен. Церковь, однако, была обозначена как приходская церковь Минска, находящаяся в ведении светского духовенства . В 1845 году по распоряжению российских властей монастырь был приспособлен для использования под католическую семинарию . [ 8 ]
В 1870 году из-за царских репрессий после провала Январского восстания субдоминиканский монастырь был преобразован в казарму , а церковь — в православный храм . [ 4 ] В 1870-х годах был разработан проект приспособления бывшей доминиканской церкви для использования в качестве городского театра, но он не был реализован. В каких именно годах XIX века были разобраны верхние части часовен, выступающие над линией крыши, в источниках не указано. [ 9 ] В 20 веке церковь использовалась как пожарная часть . 5 июля 1926 года субдоминиканский комплекс был передан под охрану государства.
Во время оккупации Минска советскими войсками в 1944 году монастырский комплекс был поврежден. В 1945 году Белорусская ССР получила репарации от Германии на ремонт зданий, а в конце 1940-х годов в церкви были проведены предварительные консервационные работы. Несмотря на эти усилия, памятник архитектуры был взорван в 1950 году по приказу советских властей.
Пожертвование доминиканского монастыря и церкви
[ редактировать ]


В 1830 году каноническое посещение Кацпера Могилевского митрополита Цецишовского состоялось Казимира . На основании документов осмотра Игнаций Борейко Ходько описал монастырскую усадьбу в 1845 году.
В городе доминиканцам принадлежал участок земли на Высоком рынке, подаренный им Петром Тышкевичем. На этом участке были построены кирпичная церковь и монастырь. 8 декабря 1640 года Петр Волк завещал монахам по своему завещанию свое имение Волковщизна (также известное как Румницкие ), [ 4 ] расположен в 5 верстах (около 5,4 км) от Минска. В 1830 году в черте Волковщизны действовало три трактира , восемь сплошных крестьянских слобод и одно оброковое. Площадь имения составляла 3 волоска , 25 моргенов, 208 стержней (около 62,75 га), при этом в данных осмотра зафиксирована численность 30 человек.
Доминиканские капиталы поступили из завещаний заместителя минского губернатора Игнация Петровина Янишевского — 600 рублей серебром и семьи Володковичей — 1500 рублей серебром. По данным посещения 1830 г., минские доминиканцы имели две столицы. Настоящая и процентная сумма, происходящая от различных миссий , составила 5110 рублей серебром. Неопределенная сумма в размере 8192 рублей серебром 50,5 копеек была зачислена на счет Минского кагала . Несмотря на возбуждение судебного дела, оно так и не было восстановлено. [ 10 ]
Архитектура
[ редактировать ]Архитектурный ансамбль доминиканского монастыря отличался четкой пространственной композицией: на переднем плане находились входные ворота, за которыми непосредственно следовал фасад церкви, а монастырские стены служили заметным фоном.
Церковь
[ редактировать ]Доминантой монастырского комплекса была церковь Св. Фомы Аквинского , расположенная в его угловой части. Церковь представляла собой классическую трехнефную базилику без трансепта , с прямоугольным алтарем . Он сочетал в себе черты стилей позднего Возрождения и раннего барокко . По бокам фасада расположены симметрично расположенные часовни, каждая из которых имеет восьмиугольные лобаты, увенчанные куполами с фонарями на крыше . Центральная часть фасада имела нетрадиционное архитектурное решение, типичное для восточного барокко: осевая симметрия определялась не проемами, а пространством между ними. Высокий корпус церкви на фасаде увенчивался многоярусным, орнаментированным фронтоном , украшенным статуями, сильно украшенным лентами карнизов, выпуклыми пилястрами , скульптурными обрамлениями арочных оконных проемов, боковыми волютами и т. д. [ 3 ] Так описал это Игнаций Борейко Ходько в 1845 году.
Этот храм, самый большой в городе, имел длину 63 локтя , ширину 48 и высоту 30. Это красивое и впечатляющее произведение архитектуры, выдержанное во французском стиле, с высоким фронтоном, увенчанным башенкой, со сводом , поставленным на подвалы. Это здание возвышается на пилястрах, увенчанных аркадами ; они отделяют неф от часовен, которые заканчиваются куполами , слегка приподнятыми над линией крыши. [ 11 ]
Интерьер храма украшали фрески и лепные алтари в стиле барокко с рокайлем – один главный и 12 боковых с 6 межнефными столбами . [ 12 ]
В костеле располагались следующие алтари (проходящие от Завишувской капеллы в глубь храма):
- Алтарь св. Иоанна Непомуцкого (по описанию примерно 1830 г., алтарь еще не имел росписи и был незавершенным),
- Деревянный, украшенный позолоченной скульптурой, алтарь Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы не имел росписи,
- Слева от входа кирпичный алтарь св. Доминика,
- У столпа перед святилищем кирпичный алтарь с колоннами и статуями, посередине со скульптурой Распятого Христа ,
- Деревянный алтарь Святой Марии Магдалины, украшенный резьбой и позолотой,
- По конструкции похож на алтарь Св. Марии Магдалины, алтарь Св. Джека,
- Кирпичный алтарь святой Екатерины Сиенской, украшенный лепниной.
- Напротив кафедры алтарь Святого Винсента Феррера с позолоченными украшениями.
- Кирпичный алтарь св. Варвары с колоннами; картину святителя закрывало резное деревянное платье,
- Кирпичный алтарь святого Иуды Фаддея с колоннами; образ святителя был украшен серебряной ризой,
- Алтарь Божией Матери с изображением покровительницы в богато украшенных одеждах,
- В глубине центрального нефа - главный алтарь с менсой, отделяющей монашеский хор от храма; алтарь был написан в стиле тромп -л'ойль на стене, имитируя архитектуру коринфского ордера , посередине помещено изображение покровителя церкви св. Фомы Аквинского, изображенного на момент написания с золотая ручка.
Монахский хор был отделен от храма каменной менсой алтаря с позолоченным киворием резной работы. Музыкальный хор располагался над входом. Изысканные органы были рассчитаны на 24 голоса. [ 13 ]
К алтарю с северо-восточной стороны примыкала прямоугольная ризница. [ 3 ] [ 14 ] который был совмещен с одним из боковых нефов . На противоположной стене алтаря располагалось продольное трехэтажное монастырское здание.
На некотором расстоянии перед фасадом стояли большие входные ворота. По бокам его располагались две колокольни с оригинальными коронами в виде четырех мощных волют, расположенных по диагонали, увенчанных коньковыми башенками в стиле барокко . Башни соединял входной портик в виде триумфальной арки . [ 3 ]
Монастырь
[ редактировать ]Здание монастыря имело прямоугольную в плане вытянутую двухэтажную постройку с проходящим внутри коридором. У него была соломенная крыша. Она соединяла алтарь и торец бокового нефа церкви под прямым углом, сливаясь с ними в одну монументальную и компактную массу. В центральной части фасада находился авангард , через который вёл вход в здание. [ 1 ]
Доминиканский монастырь имел библиотеку. Во время посещения митрополита в 1830 году происходил его переезд, поэтому точно он не описан. В документации отмечалось, что он содержал 70 на латыни томов по богословским предметам и 83 тома на польском языке, посвященных различным темам.
Кадровые структуры
[ редактировать ]Духовенство
[ редактировать ]По данным митрополичьего посещения в 1830 году, в монастыре проживало шесть священников, восемь клириков , три послушника и восемь мирян. [ 10 ]
Монахи монастыря были обязаны совершать литургии по делам живых и умерших основателей монастыря и церкви. Обязательные мессы делились на:
Еженедельно
[ редактировать ]- В воскресенье была отслужена одна месса в честь Леона и Павла Володковичей, а также одна месса для живых и умерших членов семьи Янишевских и прочитанная месса перед алтарем св. Екатерины;
- Во вторник была отслужена месса за душу Марцибеллы Корецкой-Хлебовичовой;
- В среду состоялась месса по душам Доминика и Терезы Володкевич;
- В четверг перед алтарем св. Магдалины была совершена месса за душу Марцибеллы;
- В пятницу перед алтарем Господа нашего Иисуса была отслужена месса за душу Петра Волека;
- В субботу была отслужена месса за душу Марсибеллы.
Ежемесячно
[ редактировать ]Одна месса была отслужена за души Николая Родкевича, Александра Войдзмана, Казимежа Новацкого, Яна Фурса, Францишека и Иоанны Дорналовичей, Ежи и Яна Дершкофов, Зузанны, Александра, Теодора и Анны. Кроме того, была отслужена одна месса за душу отца Стефана Кочарского и перед алтарем св. Иоанна Крестителя за души Яна и Иоанны Костровицких.
Ежеквартальный
[ редактировать ]Была совершена одна месса за души отца Стефана Кочарского, Николая Родкевича, родителей монахов, почивающих на монастырских кладбищах, душ родственников, друзей и благотворителей, а также братьев и сестер третьего ордена. .
Монашеский
[ редактировать ]В течение года было совершено 48 литургий с полным заупокойным богослужением за усопших братьев и сестер Розария, их родственников и благотворителей братства , действующего в Доминиканской церкви. [ 15 ]
Братство
[ редактировать ]В церкви святого Фомы Аквинского служило Братство Святого Розария. Оно существовало за счет пожертвований и сборов, не имея капитала. Среди повседневных добровольных обязанностей братства было пение Розария в церкви, оснащение некоторых алтарей свечами и лампами и украшение двух алтарей братства. Церковное серебро, богослужебные облачения , алтарная утварь, украшения, геральдические флаги были приобретены на деньги милостыни . [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно датам Нового стиля .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Денисов (2001 , с. 323)
- ^ Перейти обратно: а б Ходько (1998 , стр. 44)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хабрусь (2003)
- ^ Перейти обратно: а б с Сулковский (1889 , стр. 49)
- ^ «Церковь Св. Фомы Аквинского и Доминиканский монастырь в Минске» . Географический словарь Королевства Польского . Том VI. Варшава: Мальчице – Нетреба. 1885. с. 460.
- ^ Хабрусь (2001 , стр. 141–142)
- ^ Основание... (1849 , стр. 94–106)
- ^ Перейти обратно: а б Ходько (1998 , стр. 46)
- ^ Пазняк (1985 , стр. 66)
- ^ Перейти обратно: а б Ходько (1998 , стр. 45)
- ^ Ходько (1998 , стр. 43)
- ^ Кулахин (2001 , стр. 188)
- ^ Ходзко (1998 , стр. 43–44)
- ^ "Минск - Доминиканский костел и монастырь - фотографии" . сайт Advisorma.org . Архивировано из оригинала 7 июля 2016 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Ходзко (1998 , стр. 45–46)
Библиография
[ редактировать ]- "Учрежденiе Минской Епархiи Лаврентiй изъ Маркизовъ Литта и проч". Акты и Грамоты о устройствђ и управленiи pимско-католической церкви въ имперiи россiйской и царствђ польскомъ (in Russian). Петербургъ. 1849.
- Ходько, Игнаций Борейко (1998). Минская епархия около 1830 года . Монашеские сооружения. Том 2. Люблин : Институт Центральной и Восточной Европы.
- Денисов, Владимир (2001). «Доминиканский монастырь». Память: Хист.-документ. Летопись Минска. В 4-х книгах (на белорусском языке). Том. 1. Минск: Белорусское телеграфное агентство . стр. 322–323. ISBN 985-6302-33-1 .
- Хабрус, Тамара (2001). Каменные хоралы. Сакральная архитектура белорусского барокко (PDF) (на белорусском языке). Минск: Ураджай. ISBN 985-04-0499-Х . Проверено 11 июля 2019 г.
- Хабрус, Тамара (2003). «Святыни Ордена проповедников» . Наша Вера (на белорусском языке). 25 (3). Минск . Проверено 03 июля 2019 г.
- Кулахин, Анатолий (2001). Католические церкви в Беларуси: Энциклика. справочник (на белорусском языке) (2-е изд.). Минск: Белорусская энциклопедия. п. 216. ИСБН 985-11-0199-0 .
- Пазняк, Зианон (1985). Отголоски древних времен: Кн. для студентов (PDF) (на белорусском языке). Минск : Народная просвеща. п. 111 . Проверено 10 июля 2019 г.
- Сулковский, Винцентий (1889). Страница из истории Католической Церкви в России. Минская епархия . Краков: Вл. Л. Анчик и компания . Проверено 06 июля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Воложинский, Владимир (2019-02-16). "Костел и монастырь доминиканцев (не существует)" . minsk-old-new.com (in Russian). Archived from the original on 2019-07-10 . Retrieved 2019-07-10 .