Jump to content

Новый международный экономический порядок

Новый международный экономический порядок ( NIEO ) — это набор предложений, выдвигаемых развивающимися странами, направленных на то, чтобы положить конец экономическому колониализму и зависимости посредством новой взаимозависимой экономики. [1] [2] В основном документе NIEO признавалось, что нынешний международный экономический порядок «был установлен в то время, когда большинство развивающихся стран даже не существовало как независимые государства, и это увековечивает неравенство». [3] В духе «торговля, а не помощь» NIEO призвал к изменениям в торговле, индустриализации, сельскохозяйственном производстве, финансах и передаче технологий. [1] Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию об установлении нового международного экономического порядка» и сопровождающую ее программу действий 1 мая 1974 года. [4]

Идея нового международного экономического порядка возникла на основе опыта деколонизации после Второй мировой войны. Недавно деколонизированные страны получили политический суверенитет, но «чувствовали, что их политическая колонизация де-юре закончилась только для того, чтобы быть замененной де-факто экономической колонизацией». [1] Эта миссия по созданию более справедливой международной системы была мотивирована также растущим неравенством в доле глобального национального дохода между развитыми и слаборазвитыми странами, которое увеличилось более чем вдвое в период с 1938 по 1966 год. [5] С момента своего создания в 1964 году Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) вместе с связанной с ней Группой 77 и Движением неприсоединения была центральным форумом для дискуссий NIEO.

Ключевые темы NIEO включали как суверенное равенство , так и право на самоопределение , особенно когда речь идет о суверенитете над природными ресурсами. [5] Другой ключевой темой была необходимость нового порядка в сырьевых товарах посредством международных товарных соглашений и общего фонда для стабилизации цен на сырьевые товары. Реструктуризация международной торговли также имела центральное значение как средство улучшения условий торговли развивающихся стран , например, путем диверсификации экономики развивающихся стран посредством индустриализации, интеграции экономики развивающихся стран в региональные блоки свободной торговли, такие как Карибское сообщество , снижения тарифов развитых стран и других препятствий для свободная торговля, расширение общих торговых преференций и разработка других соглашений по снижению торговых барьеров . [6] [7] Эти предложения по реструктуризации международной экономической системы также были направлены на реформирование Бреттон-Вудской системы , что принесло пользу ведущим государствам, создавшим ее – особенно Соединенным Штатам . В этом наборе предложений провозглашалось, что содействие темпам экономического развития и увеличению доли рынка среди развивающихся стран позволит более эффективно бороться с глобальными проблемами, такими как голод и отчаяние, чем нынешний акцент на филантропии и помощи в целях развития. [8] Эту пропаганду среди стран Движения неприсоединения можно также понимать как продолжение движения за деколонизацию, которое присутствовало во многих развивающихся странах в то время. [5] С этой точки зрения политическая и экономическая справедливость воспринималась как показатель успеха движений за независимость и завершения процесса деколонизации.

В 1974 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла «Декларацию об установлении нового международного экономического порядка» вместе с сопровождающей ее программой действий и официально закрепила это мнение среди национальных государств. [9] Через несколько месяцев Генеральная Ассамблея ООН приняла «Хартию экономических прав и обязанностей государств». [10] С тех пор было проведено множество встреч по реализации NIEO. В 2018 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «На пути к новому международному экономическому порядку», в которой подтвердила «необходимость продолжать работу по созданию нового международного экономического порядка, основанного на принципах справедливости, суверенного равенства, взаимозависимости, общих интересов, сотрудничества». и солидарность между всеми государствами». [11]

Принципы и предлагаемые реформы

[ редактировать ]

Основными принципами NIEO являются:

  1. Суверенное равенство всех государств при невмешательстве в их внутренние дела, их эффективное участие в решении мировых проблем и право принимать собственные экономические и социальные системы;
  2. Полный суверенитет каждого государства над его природными ресурсами и другой экономической деятельностью, необходимой для развития, а также регулирование транснациональных корпораций;
  3. Справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье и другие товары, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на сырье и другие товары, экспортируемые развитыми странами;
  4. Усиление двусторонней и многосторонней международной помощи в целях содействия индустриализации развивающихся стран посредством, в частности, предоставления достаточных финансовых ресурсов и возможностей для передачи соответствующих методов и технологий. [12]

Основными реформами, требуемыми NIEO, являются:

  1. Пересмотр правил международной торговли, особенно касающихся сырья, продовольствия, системы преференций и взаимности, товарных соглашений, транспорта и страхования.
  2. Реформа международной валютной системы и других механизмов финансирования с целью приведения их в соответствие с потребностями развития.
  3. Как финансовые стимулы, так и стимулы для передачи технологий, а также помощь проектам индустриализации в развивающихся странах. Эта индустриализация считается необходимой для диверсификации экономики, которая во время колонизации была сосредоточена на очень ограниченном спектре сырья.
  4. Содействие сотрудничеству между странами Юга с целью большей индивидуальной и коллективной автономии, более широкого участия и расширения участия в международной торговле. [12] Это сотрудничество называется экономическим сотрудничеством между развивающимися странами, которое заменяет колониальную зависимость новыми взаимоотношениями между развивающимися странами, основанными на торговле, производстве и рынках, и строит коллективную самообеспеченность.

Наследие

[ редактировать ]

Правительство Соединенных Штатов почти сразу отвергло NIEO. [13] Неоконсерваторы и либертарианцы раскритиковали NIEO и стали влиятельными во внешнеполитических кругах США. [14] [15] Например, экономист Гарри Джонсон раскритиковал NIEO за использование централизованного планирования и монополистической власти для вымогательства доходов и богатства из развитых стран. [16] По его мнению, установление цен на сырье выше их естественного уровня обычно снижает потребление и, таким образом, вызывает безработицу среди производителей, а регулирование цен обычно дает дополнительный доход тем, кто контролирует, кому разрешено производить, например, правительствам или землевладельцам. . [17] Новоизбранный президент Рональд Рейган выступил с этими призывами к внешней политике, ориентированной на рынок, на саммите Север-Юг в Канкуне в 1981 году, где, по словам историка Майкла Франчака, «Рейган пообещал присутствующим главам государств, что частные инвестиции и свободный рынок являются самыми надежными путь к развитию, процветанию и, да, демократии». [15]

В условиях мирового долгового кризиса 1980-х годов реализовать NIEO было очень сложно. Нереализованные предложения NIEO способствовали формулированию «Права на развитие» в 1986 году. [5] Начиная с 1980-х годов, Вашингтонский консенсус и экономическая глобализация на условиях, которые часто называют неолиберальными, стали доминирующими. Экономический охват транснациональных корпораций не будет ограничен, а значительно расширится. Торговля сырьевыми товарами перейдет от картелей, в которых доминирует государство, к все более финансиализируемым рынкам. Формирование Всемирной торговой организации и распространение соглашений о свободной торговле вынудят снизить барьеры в торговле, как правило, на строго взаимных условиях.

Были реализованы некоторые части NIEO, такие как неюридический, необязательный Кодекс ограничительной деловой практики, принятый в 1980 году, и Общий фонд для сырьевых товаров , который вступил в силу в 1989 году. Кроме того, во Всемирной торговой организации Мацусита и др. принесли ничего существенного для не Критики ВТО продолжают заявлять, что ни Токийский, ни Уругвайский раунды развивающихся стран . [18] Принятие Декларации 1974 года и гораздо более поздней резолюции 2018 года «На пути к новому международному экономическому порядку» сохраняет идеи NIEO заметными на политической арене. [11]

В 21 веке идея NIEO была одобрена Группой друзей в защиту Устава Организации Объединенных Наций . [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Ласло, Эрвин; Бейкер, Роберт младший; Айзенберг, Эллиотт; Раман, Венката (1978). Цели нового международного экономического порядка . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пергамон Пресс.
  2. ^ Гетачью, Адом (2019). Миротворчество после Империи: взлет и падение самоопределения . Издательство Принстонского университета. дои : 10.2307/j.ctv3znwvg . ISBN  978-0-691-17915-5 . JSTOR   j.ctv3znwvg .
  3. ^ «Декларация об установлении нового международного экономического порядка» . Цифровая библиотека Организации Объединенных Наций . 1974 год . Проверено 17 декабря 2020 г.
  4. ^ «Декларация об установлении нового международного экономического порядка» . Цифровая библиотека Организации Объединенных Наций . 1974 год . Проверено 16 декабря 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Энджи, Энтони (2019). «Неравенство, права человека и новый международный экономический порядок». Человечество . 10 (3): 429–442. дои : 10.1353/hum.2019.0016 . ISSN   2151-4372 . S2CID   214328899 .
  6. ^ Кокс, RW (1979). Идеологии и новый международный экономический порядок: размышления о недавней литературе . OCLC   769979274 .
  7. ^ «Глава 4. Товарные переговоры», Глобальные переговоры: ЮНКТАД и поиски нового международного экономического порядка , Princeton University Press, стр. 103–166, 31 декабря 2015 г., doi : 10.1515/9781400868544-007 , ISBN  978-1-4008-6854-4
  8. ^ Хорн, Норберт. «Нормативные проблемы нового международного экономического порядка». Журнал мировой торговли 16.4 (1982): 338–351.
  9. ^ « Декларация об установлении нового международного экономического порядка »: документ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/S-6/3201 от 1 мая 1974 г.
  10. ^ « Хартия экономических прав и обязанностей государств »: документ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/29/3281 от 12 декабря 1974 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «На пути к новому международному экономическому порядку, 73/240» . Документы ООН . 16 января 2019 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Махиу, Ахмед (1 мая 1974 г.). «Вступительная записка, Декларация об установлении нового международного экономического порядка» . Библиотека аудиовизуальных материалов ООН по международному праву . Проверено 17 декабря 2020 г.
  13. ^ Мазовер, Марк (2012). Управление миром: история идеи . Нью-Йорк: Penguin Press. п. 310. ИСБН  9780143123941 .
  14. ^ Баир, Дженнифер (2009). «Нацелившись на новый международный экономический порядок». Дорога от Мон-Пелерина: Создание неолиберального мыслительного коллектива : 347–385.
  15. ^ Перейти обратно: а б Франчак, Майкл (2019). «Проигрыш битвы, победа в войне: неоконсерваторы против нового международного экономического порядка, 1974–82» . Дипломатическая история . 43 (5): 867–889. дои : 10.1093/dh/dhz043 .
  16. ^ Новый международный экономический порядок , Гарри Дж. Джонсон, профессор экономики, лекция Вудвордского суда, 5 октября 1976 г., стр. 6–7.
  17. ^ Новый международный экономический порядок , Гарри Дж. Джонсон, профессор экономики, лекция Вудвордского суда, 5 октября 1976 г., стр. 11–12.
  18. ^ Мацусита, Мицуо; Шенбаум, Томас Дж.; Мавроидис, Петрос К. (2003). Всемирная торговая организация: право, практика и политика . Издательство Оксфордского университета. стр. 388–389. ISBN  0-19-927425-8 .
  19. ^ « Совместный вклад в потенциальную разработку новой повестки дня для мира », Группа друзей в защиту Устава Организации Объединенных Наций, 2022 г., пункт 18.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91145f310f4ce4398188b9de671bbf4e__1720998000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/4e/91145f310f4ce4398188b9de671bbf4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
New International Economic Order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)