Детство Христа
Детство Христа | |
---|---|
Оратория Гектора Берлиоза | |
![]() Берлиоз изображен в 1850 году. | |
Английский | Детство Христа |
Опус | 25 |
Текст | Берлиоза на основе Матфея 2:13 |
Язык | Французский |
На основе | Бегство в Египет (1850 г.) |
Выполненный | 10 декабря 1854 г. |
Движения | 25, в трёх частях |
Подсчет очков |
|
L'enfance du Christ ( Детство Христа ), Опус 25, — оратория французского композитора Гектора Берлиоза , основанная на бегстве Святого Семейства в Египет (см. Евангелие от Матфея 2:13). Берлиоз написал для пьесы свои слова. Большая его часть была написана в 1853 и 1854 годах, но в нее также входит более раннее произведение «La fuite en Egypte» (1850). Впервые она была исполнена в Зале Герца в Париже 10 декабря 1854 года под управлением Берлиоза и солистов Комической оперы : Журдана («Речитант»), Депассио («Ирод»), пары Мейе (Мария и Жозеф) и Батай («Отец де семья).
Берлиоз охарактеризовал «Детство» как Trilogie Sacree (священная трилогия ). В первой из трех частей изображен царь Ирод, приказывающий убивать всех новорожденных детей в Иудее ; на втором изображено Святое семейство Марии , Иосифа и Иисуса , отправляющееся в Египет, чтобы избежать резни, получив предупреждение от ангелов; а в заключительном разделе показано их прибытие в египетский город Саис , где им предоставила убежище семья измаильтян . Берлиоз не был религиозным, будучи взрослым, но всю жизнь оставался восприимчивым к красоте религиозной музыки , которая восхищала его в детстве. [ 1 ] L'enfance также демонстрирует некоторое влияние библейских ораторий учителя Берлиоза Жана-Франсуа Ле Сюера .
Фон
[ редактировать ]Идея «Детства» возникла в 1850 году, когда Берлиоз сочинил для своего друга Жозефа-Луи Дюка органную пьесу под названием «L'adieu des bergers» ( «Прощание пастухов» ). Вскоре он превратил это в хоровое движение пастухов, прощающихся с младенцем Иисусом, когда он покидает Вифлеем и направляется в Египет. 12 ноября 1850 года Берлиоз исполнил хор как розыгрыш, выдав его за произведение воображаемого композитора 17-го века «Дюкре». Он был рад обнаружить, что многие люди, ненавидевшие его музыку, были приняты и хвалили ее, а одна дама даже зашла так далеко, что сказала: «Берлиоз никогда не смог бы написать такую простую и очаровательную мелодию, как эта маленькая пьеска старого Дюкре». . [ 2 ] Затем он добавил пьесу для тенора La Le repos de la Sainte Famille ( Упокоение Святого Семейства ) и предварил обе части увертюрой, чтобы сформировать произведение, которое он назвал fuite en Egypte . Он был опубликован в 1852 году и впервые исполнен в Лейпциге в декабре 1853 года. Премьера прошла настолько успешно, что друзья Берлиоза убедили его расширить произведение, и он добавил новый раздел, L'arrivée à Sais ( «Прибытие в Саис »), в который вошли части Марии и Иосифа. Берлиоз, возможно, чувствуя, что результат все еще несбалансирован, затем сочинил третью часть, предшествовавшую двум другим, « Песнь Ирода» ( « Сон Ирода» ).
Прием
[ редактировать ]Музыка Берлиоза обычно встречалась с большой враждебностью парижской публикой и критиками, которые обычно обвиняли ее в причудливости и диссонансе. Тем не менее, «Детство Христа» сразу же имело успех и получило высокую оценку всех критиков парижских газет, кроме двух. Некоторые объясняли его положительный прием новым, более мягким стилем, но Берлиоз решительно отверг это утверждение:
Многие люди воображали, что в этой работе они могли обнаружить радикальные изменения в моем стиле и манерах. Это мнение совершенно необоснованно. Эта тема, естественно, подходила для нежной и простой музыки и уже по этой причине больше соответствовала их вкусу и интеллекту. Время, вероятно, развило бы эти качества, но двадцать лет назад мне следовало бы написать «Детство Христа» в той же манере. [ 3 ]
Произведение сохранило свою популярность – его часто исполняют на Рождество – и на него было сделано множество записей.
Роли
[ редактировать ]- Рассказчик ( тенор )
- La vierge Marie (Дева Мария) ( сопрано или меццо-сопрано )
- Джозеф ( баритон )
- Ирод (Ирод) ( бас )
- Отец семейства ( бас )
- Центурион (римский сотник ) ( тенор )
- Полидорус ( бас )
Структура
[ редактировать ]- : Сон Ирода первая Часть
- Сцена 1: Рассказчик: «Dans la créche» («В колыбели...»). Произведение начинается резко, без увертюры и прелюдии, рассказчик-тенор описывает ситуацию в стране во время рождения Христа.
- Marche nocturne (Ночной марш). Фугуальный отрывок из переплетающихся мелодий, напоминающий римских солдат, патрулирующих ночью дворец царя Ирода.
- Полидорус: «Qui vient» («Кто идет?..?»)
- Ноктюрнный марш (продолжение)
- Сцена 2: Ария Ирода. , одно из самых известных произведений «Детства» Эта длинная ария , выражает внутреннее отчаяние короля, которого мучает повторяющийся сон о ребенке, который его свергнет. Ирода сопровождают тромбоны, как это было с Мефистофелем в «Осуждении Фауста» .
- Сцена 3: Полидорус: «Сеньор» («Мой господин»). Полидор сообщает о прибытии еврейских прорицателей.
- Сцена 4: Ирод и прорицатели. Ирод описывает свой сон прорицателям.
- Прорицатели совершают каббалистические шествия и приступают к экзорцизму. Короткий дикий танец в размере 7/4.
- Прорицатели: «La voix dit vrai» («Голос говорит правду»). Прорицатели подтверждают, что сон Ирода правдив, и советуют ему убить всех новорожденных детей на земле.
- Ирод: «Eh bien» («Очень хорошо») Ирод соглашается и отдает приказ устроить резню невинных .
- Сцена 5: Конюшня в Вифлееме. Христос находится в яслях, когда Мария и Иосиф поют ему колыбельную.
- Сцена 6: Хор ангелов: «Иосиф! Мари!» . Ангелы предупреждают их бежать в Египет, чтобы избежать преследований Ирода. Берлиоз использует хор за сценой (в сопровождении органа) в открытой комнате, чтобы изобразить ангелов - эффект, первоначально использованный в » Франсуа-Жозефа Госсека ( «Нативите 1774). Во время последних тактов он предлагает закрыть двери.
- Часть вторая Бегство Египет в : .
- Увертюра. Еще одна фуга в тройном размере.
- L'adieu des bergers (Прощание пастухов). Знаменитая хоровая часть, часто исполняемая отдельно.
- Le repos de la Sainte Famille (Упокоение Святого Семейства). Хоровая часть, изображающая Марию, Иосифа и Иисуса, отдыхающих в тени дерева.
- Часть Прибытие Саис в : третья
- Ведущий: «Depuis trois jours» («Три дня...») Рассказчик описывает тревожное путешествие из Вифлеема в Саис в Египте.
- Сцена 1: Внутри города Саис. Просьбы Иосифа и Марии о предоставлении убежища отвергаются жителями Саиса, потому что они евреи. Музыкальное сопровождение соответственно надрывное.
- Сцена 2: Внутри дома измаильтян. Наконец отец семейства измаильтян (то есть неверующих) сжалился над ними и приглашает их в свой дом.
- Отец семейства: «Grand Dieu!» («Всемогущий Бог!»). Измаильтянин приказывает своей семье позаботиться о путешественниках.
- Отец семейства: «Sur vos Traits Fatigués» («О твоих усталых чертах»). Узнав, что Джозеф тоже плотник, он предлагает ему присоединиться к нему в работе. Джозеф и его семья могут оставаться в доме столько, сколько необходимо.
- Отец семейства: Pour bien finir cette soirée («Чтобы закончить этот вечер»). Он включает музыку, чтобы их успокоить.
- Трио для двух флейт и арфы. Инструментальная интерлюдия, одно из немногих произведений камерной музыки, когда-либо написанных Берлиозом. Использование флейт и арф вдохновлено Гуно оперой « Сафо» и призвано воссоздать атмосферу древнего мира.
- Отец семейства: «Vous pleurez, jeune mère («Ты плачешь, молодая мать»). Измаильтянка убеждает Марию пойти спать и больше не беспокоиться.
- Сцена 3: Эпилог. Рассказчик описывает, как Иисус провел десять лет, выросший в Египте.
- Рассказчик и хор: «O mon âme» («О душа моя»). Завершается произведение этой безмятежной частью для тенора и хора.
Записи
[ редактировать ]- Детство Христа Вероника Генс , Поль Агнью , Оливье Лалуэтт , Лоран Наури , La Chapelle Royale , Collegium Vocale Gent , Оркестр Елисейских полей , под управлением Филиппа Эрревеге (Harmonia Mundi) 1997
- Детство Христа Элен Бувье , Жан Жиродо , Мишель Ру , Луи Ногера , Раймон Сен-Поль Хоры, Оркестр Общества концертов консерватории под управлением Андре Клюитенса (классика Эми, 1966)
- L'enfance du Christ Джанет Бейкер , Эрик Тэппи , Филип Лэнгридж , Томас Аллен , Хор Джона Олдиса, Лондонский симфонический оркестр под управлением сэра Колина Дэвиса (Philips)
- Детство Христа Энн Софи фон Оттер , Энтони Рольф Джонсон , Хосе ван Дам , Хор Монтеверди , Оркестр Лионской оперы под управлением Джона Элиота Гардинера (Эрато)
- Детство Христа Виктория де лос Анхелес , Николай Гедда , Роджер Сойер , Эрнест Блан , Хор Рене Дюкло, Оркестр Общества концертов консерватории , под управлением Андре Клюитенса (EMI)
- L'enfance du Christ Флоренс Коплефф , Чезаре Валлетти , Джорджио Тоцци , Жерар Сузе , Хор консерватории Новой Англии, Бостонский симфонический оркестр под управлением Чарльза Мюнха (RCA Victor) (есть также версия Мунка на DVD с некоторыми из тех же исполнителей, взято из телепередачи)
- Детство Христа Кристиана Гайро , Мишель Сенешаль , Мишель Ру, Андре Весьер , Ксавье Депра Хоры французского радио и телевидения, Концертный оркестр Колонны под управлением Пьера Дерво (Disques Vega)
- L'enfance du Christ Энн Мюррей , Роберт Тир , Дэвид Уилсон-Джонсон , Томас Аллен , Хор Королевского колледжа, Кембридж , Королевский филармонический оркестр , под управлением Стивена Клеобери ( EMI ) 1990
ТВ-адаптации
[ редактировать ]- L'enfance du Christ Хелен Ванни, Чарльз Энтони , Джорджио Тоцци , Шерил Милнс , Ара Бербериан , певцы Camerata, оркестр CBS, под управлением Альфредо Антонини для телевидения CBS (1964). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Берлиоз писал, что римско-католическая вера была в течение первых семи лет его жизни «радостью его жизни» и что «хотя мы давно рассорились, я сохранил о ней самые нежные воспоминания» – Мемуары, стр. 3-4; Кэрнс Том 1 стр. 498. Михаэль Стейнберг пишет, что «Берлиоз был одной из тех, казалось бы, парадоксальных фигур, агностиков или атеистов, которые сочиняли великие произведения духовной музыки... В свои взрослые годы он ближе всего подошел к обретению бога в своей страсти и вере в него. Шекспир: «Это ты наш отец на небесах, если есть рай» - Хоровые шедевры (Oxford University Press, 2005), стр. 64.
- ^ Кэрнс Том. 2 стр.451
- ^ ( Мемуары стр.483-84)
- ^ «Детство Христа» . IMDB . 20 декабря 1964 года.
- ^ «Альфредо Антонин » IMDb
- ^ «Шерилл Милнс» . IMDB .
- ^ «Ара Берберян» . IMDB .
- ^ «Джорджо Тоцци» . IMDB .
- ^ «Чарльз Энтони» . IMDB .
Источники
[ редактировать ]- Дэвид Кэрнс: Берлиоз: Становление художника (первый том биографии композитора) (Андре Дойч, 1989)
- Дэвид Кэрнс: Берлиоз: Рабство и величие (второй том биографии композитора) (Викинг, 1999)
- Хью Макдональд: Берлиоз («Мастера-музыканты», JMDent, 1982)
- Берлиоз: Мемуары (Дувр, 1960).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Детство Христа на IMSLP