Долорес Клэйборн
Автор | Стивен Кинг |
---|---|
Аудио прочитано | Фрэнсис Стернхаген |
Иллюстратор | Билл Рассел |
Художник обложки | Роб Вуд |
Язык | Английский |
Жанр | Психологический триллер |
Издатель | Викинг |
Дата публикации | ноябрь 1992 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 305 |
ISBN | 978-0-670-84452-4 |
Долорес Клэйборн ( / ˈk l eɪ b ɔːr n / ) — психологический триллер Стивена Кинга 1992 года . Роман рассказывает главный герой. Что нетипично для романа Кинга, в нем нет глав, двойных интервалов между абзацами или других разрывов разделов; таким образом, текст представляет собой единое непрерывное повествование , которое читается как транскрипция устного монолога . Это был самый продаваемый роман 1992 года в США. [ 1 ] История представила вымышленное сообщество Литтл-Толл-Айленда, которое Стивен Кинг позже использовал в качестве декорации для оригинального телевизионного мини-сериала « Буря века» .
Роман имел большой успех в 1992 году и получил в целом положительные отзывы. Это привело к успешной экранизации 1995 года с Кэти Бейтс в главной роли , которую Time включил в десятку лучших экранизаций Стивена Кинга в 2013 году. [ 2 ] Премьера двухактной оперной адаптации состоялась в Сан-Франциско в 2013 году. В 2017 году Нью-Йоркская городская опера исполнила мировую премьеру новой камерной версии оперы в театре 59E59 под руководством Майкла Капассо . [ 3 ] В 2019 году его поставил Оперный институт Бостонского университета . [ 4 ] [ 5 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Долорес Клэйборн, самоуверенная 65-летняя вдова, живущая в крошечном поселке штата Мэн на острове Литл-Толл, подозревается в убийстве своей богатой пожилой работодательницы Веры Донован. Роман представлен как стенограмма ее заявления, данного местному констеблю и стенографистке . Долорес хочет дать понять полиции, что она не убивала Веру, за которой присматривала много лет, но признается в организации смерти своего мужа Джо Сент-Джорджа почти тридцать лет назад. Признание Долорес перерастает в историю ее жизни, проблемного брака и отношений с работодателем.
Долорес впервые описывает свои отношения с Верой, которые начались, когда она и ее муж-миллионер купили летний дом на острове Литл-Толл в 1949 году и наняли Долорес в качестве горничной. Способная справиться с жестокими требованиями Веры, Долорес проходит путь от горничной до экономки в доме Донованов. После того, как муж Веры погиб в автокатастрофе в 1960 году, она все больше времени проводит в своем доме на острове, в конечном итоге переехав туда навсегда. В 1980-х годах Вера перенесла серию инсультов , после чего Долорес становится смотрителем и неохотной спутницей женщины. Когда богатая женщина впадает в слабоумие , Долорес утешает ее от ужасающих галлюцинаций силы, которую она называет «пылевыми кроликами». Когда Вера приходит в себя, Долорес участвует в серии интеллектуальных игр и силовых игр.
Далее Долорес рассказывает, что, когда она начала работать в доме Донованов, ее брак с Джо уже находился в кризисе из-за его алкоголизма, вспыльчивости и домашнего насилия . Их дети, Селена, Джо-младший и Пит, не знают о насилии. Проблемы в браке обостряются однажды ночью 1960 года, когда Джо злобно ударил Долорес куском дров в спину из-за предполагаемого пренебрежения. В отместку Долорес разбивает ему о голову керамический горшок с кремом и угрожает топором, клянясь, что убьет его, если он когда-нибудь снова ударит ее. Свидетелем этого противостояния является Селена. Джо перестает избивать Долорес, но Селена не осознает, что Долорес подверглась насилию и действовала в целях самообороны , и Джо использует инцидент с топором, чтобы добиться от нее сочувствия. Между матерью и дочерью нарастает разлад.
В 1962 году Долорес замечает, что Селена становится все более замкнутой, пугливой, нелюдимой и пренебрежительно относится к своей внешности. Предположив, что она встретила мальчика или пристрастилась к наркотикам, Долорес наконец противостоит своей дочери, когда они возвращаются домой на островном пароме. Она объясняет правду об инциденте с топором, и Селена неохотно признает, что Джо приставал к ней. Потрясенная, Селена чуть не спрыгнула с борта парома, но Долорес останавливает ее и клянется защитить. Той ночью она подумывает об убийстве Джо, описывая желание убить его как открытие «внутреннего глаза». Вместо этого она противостоит ему, обещая арестовать его, если он когда-нибудь снова прикоснется к Селене.
Долорес решает защитить своих детей, оставив Джо. Когда она пытается забрать сберегательные счета своих детей, чтобы финансировать их побег, она обнаруживает, что Джо украл все. В отчаянии она плачет на работе, признаваясь Вере. Необычайно сочувствующая Вера рассказывает, что у нее был некий опыт работы с «внутренним глазом» Долорес, и небрежно замечает, что такие мужчины, как Джо, часто погибают в результате несчастных случаев, оставляя своим женам все. Уходя, она намекает, что устроила автокатастрофу, в которой погиб ее собственный муж, и советует Долорес, что «иногда авария может быть лучшим другом несчастной женщины».
Долорес начинает замышлять смерть Джо, но не находит возможности осуществить свой план до следующего лета. Вера становится одержимой полным солнечным затмением , которое будет видно с острова, и настаивает, что это событие убедит ее разлученных детей навестить ее. Она планирует устроить массовую смотровую вечеринку на островном пароме. Зная, что в это время остров будет практически пуст, Долорес обеспечивает отправку Селены в лагерь, а Джо-младшего и Пита отправляют навестить семью на материке. Долорес отмечает местонахождение высохшего колодца на зарослях ежевики на краю их участка. Когда становится ясно, что ее дети не присоединятся к ней во время затмения, Вера впадает в уныние и набрасывается на наемную помощницу, успокаиваясь только после того, как Долорес противостоит ей из-за несправедливого увольнения одной из горничных.
В день затмения Долорес покупает Джо бутылку виски и делает ему сэндвич, ослабляя бдительность, и они разделяют свой первый момент физической привязанности за многие годы. Когда начинается затмение, Долорес видит молодую девушку на пути затмения, которая в тот же момент подвергается сексуальному насилию со стороны своего отца . Напомнив о том, что она намеревалась сделать, она намеренно приводит Джо в ярость, утверждая, что вернула украденные им деньги, провоцируя его напасть на нее. Она убегает в заросли ежевики, ведет Джо к колодцу и обманом заставляет его наступить на гнилые доски, которыми он покрыт. Доски ломаются, и Джо падает в колодец, получив серьезные травмы.
Джо некоторое время зовет на помощь, прежде чем в конце концов теряет сознание. Долорес возвращается в дом и засыпает. Ей снится кошмар, затем она проверяет колодец. Она приходит и обнаруживает, что Джо пришел в сознание и ему почти удалось выбраться. Он хватает Долорес и пытается утащить ее за собой. Она бьет его камнем по лицу, и он падает обратно в колодец мертвый.
Долорес сообщает, что Джо пропал, и его тело находят после нескольких дней поисков. Его смерть признана несчастным случаем, несмотря на подозрения местного коронера . Долорес свободна от Джо, но ее действия портят ее отношения с Селеной, которая также подозревает ее мать, и начинают распространяться слухи, что ей сошло с рук убийство.
Повествование наконец доходит до обстоятельств смерти Веры, инцидента, который побудил Долорес рассказать свою историю. Она признается, что Вере в одной из галлюцинаций удалось выбраться из инвалидной коляски и в ужасе убежать от «пылевых кроликов», упав с лестницы. Падая, Долорес видит ужасающее видение призрака Джо, покрытого пылью. Несмотря на травмы, Вера, живая и здравая, умоляет Долорес помочь положить конец ее страданиям. Долорес приносит скалку, но Вера умирает, не успев ею воспользоваться. Компромиссную сцену обнаруживает местный почтальон, который подозревает Долорес в убийстве старухи и заставляет ее вызвать полицию.
Той ночью Долорес подвергается преследованиям со стороны членов сообщества, которые считают, что она уже избежала наказания за убийство в прошлом. На следующий день ей звонит адвокат Веры и сообщает потрясенной Долорес, что она унаследовала все состояние Веры - почти 30 миллионов долларов. Долорес сначала отказывается от денег в пользу разлученных детей Веры, но затем узнает, что они погибли в автокатастрофе в 1961 году, а Вера провела последние тридцать лет своей жизни, только притворяясь, что они еще живы. Зная, что наследство будет рассматриваться как мотив и усугубит дело против нее, Долорес убеждает себя, что единственный способ очистить свое имя - это признаться во всем. Почувствовав наконец себя в мире с собой, она заканчивает свое выступление.
Несколько газетных статей служат эпилогом этой истории, показывая, что с Долорес была снята всякая вина в смерти Веры, и она анонимно пожертвовала состояние Веры Приюту для маленьких странников Новой Англии . Последняя статья подразумевает, что Долорес и Селена помирились и что Селена вернется домой впервые за двадцать лет.
Стиль
[ редактировать ]В отличие от многих других работ Кинга, сверхъестественному уделяется мало внимания . [ 6 ] Хотя подразумевается несколько сверхъестественных явлений, единственные такие события, которые явно происходят в книге, - это два телепатических видения безымянной молодой девушки, ставшей сексуальной жертвой своего отца, которые, наряду с фоном солнечного затмения, образуют ссылку на роман Кинга « Игра Джеральда» . [ 7 ]
Персонажи
[ редактировать ]- Долорес Клэйборн - рассказчик и главный герой романа, 65-летняя домохозяйка. Едкая, но не озлобленная тяжелой работой и страданиями, она вынуждена признать свои прошлые грехи, чтобы очистить свое имя от убийства, которого она не совершала. Несмотря на то, что на протяжении всего романа она выражала пренебрежительные чувства в отношении президента Кеннеди выясняется, что она является зарегистрированным демократом . , ближе к концу романа
- Вера Донован - работодатель Долорес и требовательная, властная женщина (по выражению Долорес, «высокая стерва»), она фанатично предана своим сложным домашним процедурам и уволит наемную помощницу за малейшую ошибку; Вера неожиданно становится единственным союзником Долорес в ее борьбе за освобождение от Джо. Выясняется, что Вера организовала автокатастрофу, в которой погиб ее неверный муж. Будучи пожилой женщиной, она переносит серию инсультов и проводит последние годы своей жизни во все более растерянном состоянии, а положение Долорес меняется от домохозяйки к смотрителю. В здравом уме она развлекается, причиняя Долорес неудобства, как только может, даже намеренно пачкая себя и свое постельное белье, чтобы Долорес была вынуждена мыть ее. Она страдает от ужасающих видений и галлюцинаций, которые она называет «пылевыми кроликами», которые, как она подразумевает, принимают форму ее мертвого мужа и детей и которые в конечном итоге приводят к ее смерти.
- Джо Сент-Джордж – муж Долорес, она выходит за него замуж сразу после окончания школы. Непостоянно работающий, расистский и оскорбляющий свою семью как словесно, так и физически, Джо в конечном итоге начинает сексуальное насилие над своей дочерью, что заставляет Долорес убить его. Его смерть оказалась значительно более болезненной и продолжительной, чем предполагала Долорес, и его страдания тяжким бременем легли на нее.
- Селена Сент-Джордж - дочь Долорес и Джо, очень умная и дружелюбная девочка, к тому времени, когда она учится в старшей школе, она является отличницей. Став свидетелем того, как ее мать угрожала отцу в возрасте 12 лет, она неправильно понимает ситуацию и становится более сочувствующей Джо, который пользуется ее добротой и начинает приставать к ней. Она становится замкнутой и находится на грани самоубийства, прежде чем Долорес удается положить конец издевательствам. После смерти Джо Селена напрямую спрашивает свою мать, убила ли она его, что Долорес отрицает, но Селена остается сомневаться в виновности своей матери. Повзрослев, Селена переезжает в Нью-Йорк и становится известной журналисткой, но борется с алкоголизмом и отдаляется от матери. Эпилог романа подразумевает, что они начинают примиряться.
- Джо Сент-Джордж-младший - старший сын Долорес и Джо. Отец преследует и унижает его за его ум, чувствительность и отсутствие физического мастерства, и к моменту смерти Джо сын активно его презирает. Когда его отец умирает, он, на удивление, переживает это тяжелее всех из троих детей, борясь с чувством вины из-за своей ненависти к отцу. Став взрослым, он становится сенатором штата Мэн и поддерживает близкие отношения со своей матерью.
- Пит Сент-Джордж - младший сын Долорес, ему было девять лет, когда умер его отец. Мать называет его «маленьким Питом» или «Пити», он боготворит своего отца и начинает ему подражать, драки в школе и используя расовые оскорбления, он слишком молод, чтобы это понять. Став взрослым, он записывается в армию и погибает в Сайгоне, Вьетнам, незадолго до окончания войны.
- Майкл Донован – муж Веры, миллионер-производитель самолетов. Он погиб в автокатастрофе недалеко от Балтимора на обратном пути из квартиры своей любовницы после того, как Вера нарушила его тормоза.
- Дональд и Хельга Донован - дети Веры. В последний раз Долорес видела их в 1961 году, когда Дональду 16 лет, а Хельге 14 лет, после ссоры, в которой Вера отказывается позволить Хельге получить водительские права. Долорес предполагает, что они знали или подозревали роль своей матери в смерти отца и, возможно, даже шантажировали ее. Вера годами рассказывает Долорес, что они разлучены, и выдумывает тщательно продуманную ложь об их нынешней карьере и семьях, но после ее смерти выясняется, что они умерли через несколько месяцев после того, как Долорес видела их в последний раз, свернув с дороги в машине, которой управляла Хельга.
- Тед Кенопенски - разнорабочий и случайный любовник Веры, Долорес называет его «Красавчиком». Долорес считает, что он сговорился с Верой убить ее мужа. Он погиб в автокатастрофе вскоре после того, как здоровье Веры начало ухудшаться.
- Мистер Пиз - банкир, он неохотно помогает Долорес узнать, что Джо сделал с деньгами, которые он украл из фондов колледжа ее детей. При этом он делится с ней конфиденциальной информацией в нарушение правил, а после смерти Джо он не раскрывает свои знания о мотивах убийства Долорес, что, по мнению Долорес, происходит из-за страха перед его собственной виной.
- Доктор Джон Маколифф – окружной судмедэксперт, осматривает тело Джо. Маленький, привередливый шотландец, он подозревает Долорес в убийстве своего мужа и жестко допрашивает ее перед официальным расследованием, чуть не загнав ее в угол из-за неточностей в ее рассказе. В конце концов он вынужден вынести вердикт о смерти в результате несчастного случая, что он и делает неохотно.
- Гаррет Тибодо – городской констебль, расследует смерть Джо. Дружелюбный, чуткий и не слишком умный, он не может удержаться от того, чтобы сорвать допрос Долорес Маколиффом. В результате ей не предъявлено обвинение в смерти Джо.
- Сэмми Марчант - тупой почтальон острова, он обнаруживает Долорес, стоящую над трупом Веры. Он сразу же подозревает ее в убийстве и несет ответственность за слухи, которые начинают распространяться, в конечном итоге убедив Долорес дать признание полиции.
- Энди Биссетт, Нэнси Баннистер и Фрэнк Пру – начальник полиции, стенографистка и офицер соответственно. Они находятся в комнате и слушают признание Долорес. Ни один из их диалогов не включен в роман, который представлен как стенограмма заявления Долорес, но Долорес часто обращается к ним.
Адаптации
[ редактировать ]Роман был адаптирован в фильме 1995 года режиссера Тейлора Хэкфорда . В нем снимались Кэти Бейтс в роли Долорес, Дженнифер Джейсон Ли в роли ее дочери Селены и Джуди Парфит в роли Веры Донован. [ 8 ] Дэвид Джосс Бакли адаптировал роман для сцены. [ 9 ] Он был произведен в Германии и Франции и номинирован на премию Globe De Crystal на Парижской премьере в 2007 году. [ 10 ] «Долорес Клэйборн» , оперная адаптация романа, написанного Тобиасом Пикером на либретто Дж. Д. МакКлатчи , состоялась премьера в Опере Сан-Франциско 18 сентября 2013 года с Патрицией Расетт в главной роли. [ 11 ] Спектакль также известен как «Долорексен туннустус» : в 2009 году он был представлен Туккатеаттери. [ 12 ] а в 2012 году представлен Ad Astra Teatteri. [ 13 ] [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альберт Роллс, Стивен Кинг: Биография , с. 109 (Издательская группа Greenwood, 2009). ISBN 978-0-313-34572-2
- ^ Сусман, Гэри (18 октября 2013 г.). «Большие холода: 10 величайших фильмов Стивена Кинга» . Время . Проверено 31 октября 2015 г.
- ^ «Нью-Йоркская опера представляет Долорес Клэйборн в этом месяце» , BroadwayWorld , 28 сентября 2017 г.
- ^ «Тобиас Пикер и Яначек хедлайнер оперы Института оперы Бостонского университета весной 2019 года» . Оперный провод . 21 февраля 2019 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «CFA занимается оперой Тобиаса Пикера по роману Стивена Кинга» . Бостонский университет . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Джина Вискер, «Хоррор-фантастика: Введение» , с. 20 (Международная издательская группа Continuum, 2005). ISBN 0-8264-1561-X
- ^ Хайди Стренгелл, Анализ Стивена Кинга: от готики к литературному натурализму , с. 48 (Издательство Университета Висконсина, 2005 г.). ISBN 0-299-20970-9
- ^ Лаура Гриндстафф, «Память, привидения и месть в Долорес Клэйборн » в Марте МакКоги, Ниле Кинге (редакторы), Reel Knockouts: Violent Women in the Movies (University of Texas Press, 2001). ISBN 0-292-75250-4
- ^ «Роман Стивена Кинга на театральной сцене» . литературный хабер.нет . 18 декабря 2012 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ «Хрустальные глобусы» на парижской премьере . Закрытие PAF . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ↑ Вулф, Закари (19 сентября 2013 г.). «От страницы к сцене исповедь получает оперный оборот» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Исповедь Долорес» (на финском языке). Театр волос . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «История» (на финском языке). Театр Ад Астра . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Вестман, Майя-Лийза (15 октября 2012 г.). «Многогранный лик любви» . Центральная Финляндия (на финском языке) . Проверено 22 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1992 года
- Американские романы-триллеры
- Американские романы экранизированы
- Романы, адаптированные в оперы
- Романы Стивена Кинга
- Книги Viking Press
- Домашнее насилие в художественной литературе
- Фантастика об инцесте
- Художественная литература о мариубийстве
- Феминистские романы
- Действие романов происходит в штате Мэн
- Романы о сексуальном насилии над детьми