Храм Наннесвара, Лаккунди
Храм Наннесвара, Лаккунди | |
---|---|
Храм Наннесвара | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Шива |
Руководящий орган | Археологическая служба Индии |
Расположение | |
Расположение | Лаккунди , Карнатака |
Географические координаты | 15 ° 23'14,6 "N 75 ° 42'59,4" E / 15,387389 ° N 75,716500 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Архитектура Западной Чалукья |
Дата установления | 1020–30 гг. Н. Э. |
Храм(ы) | 1 |
Храм Наннесвара , также называемый храмом Наннешвара , — индуистский храм 11 века в Лаккунди , район Гадаг, штат Карнатака. Он примечателен тем, что является самым ранним из известных храмов Кальяна Чалукьяс в имперском стиле , на который оказали значительное влияние как североиндийские, так и южноиндийские школы индуистской архитектуры. Он расположен непосредственно к западу от гораздо более крупного и богато украшенного храма-близнеца Касивисвесвара, выполненного в аналогичном стиле. [ 1 ]
Храм охраняется как памятник национального значения Археологической службой Индии . [ 2 ]
Расположение
[ редактировать ]
Лаккунди, где расположены многочисленные руины исторических индуистских и джайнских храмов, находится примерно в 12 километрах от города-побратима Гадаг-Бетагери, между Хампи и Гоа , connected by India's National Highway 67. A home to numerous ruins of historic Hindu and Jain temples, Lakkundi is geographically located in a region with many major temple groups from the , от Калачуриса , Чалукьяса , Ядаваса-Сеунаса , Хойсаласа и Эпоха Виджаянагара . Например, он находится недалеко от исторических храмов, найденных в Дамбале , Куккануре , Гадаге, Аннигери, Мулгунде, Харти, Лакшмешваре, Калкери, Савади, Хули, Роне, Суди, Коппале Итаги. и [ 3 ] Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Гадаг. Храм Наннесвара расположен к западу от храма Касивисвесвара, к югу от деревни.
История
[ редактировать ]Лаккунди — это фонетически сокращенное название исторического города Локкигунди , имя, встречающееся в надписях в деревне и довольно далеко на юге Карнатаки и Махараштры. [ 4 ] Более 30 надписей из Лаккунди и других частей региона Декан на каннаде и санскрите с 8 по 13 века свидетельствуют о важности Лаккунди как исторического города как для индуистских, так и для джайнских традиций. [ 5 ] [ 6 ]
Хотя Лаккунди был устойчивым городом во второй половине I тысячелетия, его рост и богатство произошли после 973 года нашей эры, когда Тайла II, потомок Чалукья из Ватапи и вождь, назначенный в 965 году нашей эры, организовал успешное восстание против Каркки II из династии Раштракута. . В региональных текстах последующее правление называется Калукья (Поздние Чалукья, Кальяни Чалукья или Чалукья Кальяны), чтобы отличить их от Калукья (Ранние Чалукья). Лаккунди расцвел и разросся вместе с индуистским монархом традиции Шивы Сатьясрайей Иривабедангой – преемником и сыном Тайлы II, пришедшего к власти в 997 или 998 году нашей эры. Об этом свидетельствуют как джайнские, так и индуистские надписи начала XI века. [ 7 ] [ 8 ]
Лаккунди превратился в крупный город, процветающий и с монетным двором. Лаккунди и несколько исторических городов к северу от него, такие как Рона, Суди, Крадугу, ныне известные как Гадаг, Хули и другие, привлекли всплеск религиозного, культурного и литературного расцвета с 11 по 13 век, когда храмовая архитектура стала еще более сложной, Видьядана. (школы, поддерживаемые благотворительной организацией) и общественные работы, такие как строительство ступенчатых колодцев. В основном они относятся к шиваизму и джайнизму, хотя несколько крупных храмов вайшнавизма здесь также относятся к этому периоду. [ 9 ] В 1192 году нашей эры, после того как многие из замечательных храмов Лаккунди уже стояли, санскритская надпись короля Хойсалы Баллалы II вновь подтверждает непреходящее значение Лаккунди и то, что он становится его столицей. [ 10 ] [ 11 ] После 13-го века резко прекратились все свидетельства новых общественных работ, храмов, надписей и других косвенных признаков экономического процветания в Лаккунди.
Дата
[ редактировать ]
В Наннесваре не сохранилось ни одной фундаментальной надписи. Все оценки основаны на вторичных надписях, в которых упоминается этот храм, архитектурном стиле и иконографических деталях в контексте исторической школы Лаккунди, а также на предположении, что более сложные и сложные версии основаны на более простых версиях и следуют за ними. Даки и Мейстер, ученые, написавшие многочисленные статьи и книги по исторической архитектуре Индийского субконтинента, датируют этот храм 1020-ми годами нашей эры. [ 1 ] Ученый-архитектор и историк индийских храмов Адам Харди датирует его несколько позже, второй половиной XI века. [ 12 ]
План храма
[ редактировать ]В храме Наннешвары есть большая открытая ранга-мандапа с колоннами (зал для приемов преданных или паломников), закрытая гудха-мандапа (зал собраний). [ примечание 1 ] ) и гарбхагрия (святилище). План аналогичен чуть более раннему джайнскому храму Брахма Джиналая в Лаккунди и еще более раннему храму Шивы в Куккануре, но храм Наннесвара демонстрирует ряд нововведений с более величественным исполнением и стилем, чем эти старые версии. Кроме того, относительные пропорции плана этажа показывают, что архитектор приветствует идеи и объединяет стиль Нагара из центральной и западной частей субконтинента, особенно Мадхья-Прадеша и Гуджарата. Эта интеграция не так обширна, как в близлежащем храме Касивисвесвара, однако шилпины успешно выполняют и объединяют различные стили стамбх (столбов) и декоративные элементы в храме Наннесвара с мыльным камнем. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Храм построен на возвышении ( джагати ). По словам историка Камата, эти черты являются стандартными для типичных храмов позднего Чалукья. Используемый материал, мыльный камень , представляет собой архитектурное нововведение Чалукья, которое стало популярным в постройках Чалукья и Хойсала в 12 и 13 веках . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

В храме есть питха, стилизованная под более ранние индуистские храмы в западной Индии (Гуджарат и близлежащие регионы). Здесь есть джадьякумбха , карнали и гаджапитха (отряд стоящих слонов, изображаемых держащими питху). Над этой питхой интегрирован южно-индийский, в частности, карнатско-дравидийский стиль адхистаны . [ 16 ]
Рангамандапа квадратной формы поддерживается колоннами и более открыт, чем джайнский храм Брахма Джиналая. Колонны имеют форму токарного станка и имеют различные конструкции, называемые стилями Шрикара, Вардхамана и Индраканта в исторических санскритских текстах по архитектуре. На основании одной из колонн находится надпись, в которой говорится, что простолюдинка по имени Девалаббе из семьи Хеббана пожертвовала этому храму несколько колонн. Он не включает год сака . [ 16 ]
Вимана представляет собой триталу (трехэтажную) с разветвлениями карны и бхадры , а также кхаттаку, выполненную в стиле архитектуры Шекхари-Нагара. Обрамленные ниши имеют навесы-тораны. Мотив Шекхари-Нагара повторяется вокруг надстройки, но замечательно объединяет глубокие трилистники, встречающиеся в восточных частях Индии, особенно в архитектуре Калинга в регионе Косала (ныне центральная Одиша). Вторая тала изображает Нагара-шихару, а третья тала - Латина-шихару. Выше третьего уровня находятся курсы пхамсаны в североиндийском стиле , а затем калаша . Таким образом, вся надстройка вимана представляет собой композицию, синтезирующую формы и формы, встречающиеся в западной, центральной, восточной и южной частях Индийского субконтинента. [ 16 ]
Гудхамандапа также имеет квадратную форму, как и рангамандапа. Вход в него имеет лестничный пролет с красивыми резными дварапалами (испорченными, изуродованными). Внутри гудхамандапа имеет четыре колонны, более искусно вырезанные и отполированные, чем колонны рангамандапы. Стены гудхамандапы имеют стиль, аналогичный тому, что встречается на вимане, но с пратиратхами , установленными между пилястрами. Святилище имеет квадратную форму и имеет шива-лингам. [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Рангамандапа
-
Одна из колонн в форме токарного станка в Рангамандапе.
-
Надстройка Вимана с мотивами западной, центральной и восточной Индии.
-
Питха в североиндийском стиле
-
Столбы в южно-индийском стиле
-
Рельефы наружных стен
-
Резьба на входной двери (сахас)
-
Столп в гудхамандапе
-
Святилище с простым дверным косяком и Гаджа-лакшми в лалитабимбе
Примечания
[ редактировать ]- ^ это иногда называют наварангой. В текстах каннада
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 92–94.
- ^ «Алфавитный список памятников - Карнатака - Дхарвад, Круг Дхарвад, Карнатака» . Археологическая служба Индии, Правительство Индии . Национальный центр искусств Индиры Ганди . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 3–4, глава 33.
- ^ «ГЛАВА 9. КАЛУКЬИ И КАЛАКУРЬИ КАЛЯНИ. ИСТОРИЯ – ДРЕВНИЙ ПЕРИОД, Чалукья» (PDF) . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Джеймс Берджесс (1885). Списки антикварных останков президентства Бомбея . Центральная правительственная пресса. стр. 37–39.
- ^ Дж. М. Кэмпбелл (1884 г.). Справочник президентства Бомбея: Дхавар . Центральная правительственная пресса. стр. 389–390.
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 3–7.
- ^ Г.С. Дикшит (1947), Сатьясрая Чалукья , Труды Индийского исторического конгресса, Vol. 10, с. 241-244, JSTOR 44137139
- ^ Нупур Дасгупта (2021). Генри Олбери; Йенс-Уве Хартманн; Химаншу Прабха Рэй (ред.). Власть, присутствие и пространство: южноазиатские ритуалы в археологическом контексте . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 260–272. ISBN 978-1-00-016880-8 .
- ^ Нупур Дасгупта (2021). Генри Олбери; Йенс-Уве Хартманн; Химаншу Прабха Рэй (ред.). Власть, присутствие и пространство: южноазиатские ритуалы в археологическом контексте . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 279–280. ISBN 978-1-00-016880-8 .
- ^ Эдит Томори (1982). История изящных искусств в Индии и на Западе . Ориент Лонгман. п. 120. ИСБН 978-0-86131-321-1 .
- ^ Харди 1995 , стр. 336–337.
- ^ Харди (1995), стр.336
- ^ Казенс (1926), стр.82
- ^ Камат (2001), стр. 115-118.
- ^ Jump up to: а б с д Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , с. 94.
Библиография
[ редактировать ]- Казенс, Генри (1996) [1926]. Чалукянская архитектура районов Канарезе . Нью-Дели: Археологическая служба Индии. ОСЛК 37526233 .
- Фокема, Жерар (2003) [2003]. Архитектура, украшенная архитектурой: Поздние средневековые храмы Карнатаки, 1000–1300 гг . н.э. Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО ISBN 81-215-1089-9 .
- Харди, Адам (1995) [1995]. Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация - традиция Карната Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-312-4 .
- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 3, текст и таблички Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- «Алфавитный список памятников - Карнатака - Дхарвад, Круг Дхарвад, Карнатака» . Археологическая служба Индии, Правительство Индии . Национальный центр искусств Индиры Ганди . Проверено 16 апреля 2013 г.