Харборн Стивен
Харборн Маккей Стивен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Элгин , Шотландия | 18 апреля 1916 г.
Умер | 20 августа 2001 г. Лондон , Великобритания | (85 лет)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Добровольческий резерв Королевских ВВС |
Классифицировать | Командир звена |
Команды | № 166 Крыло № 602-я эскадрилья № 234-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война
|
Награды | Кавалер Ордена Британской Империи (Гражданская дивизия) Орден за выдающиеся заслуги Заслуженный летный крест и планка Упоминание в рассылках Премия за эффективность воздуха |
Другая работа | Газетчик |
Харборн Маккей Стивен CBE , DSO , DFC* , AE (18 апреля 1916 — 20 августа 2001) — британский летный ас Добровольческого резерва Королевских ВВС (RAFVR) во время Второй мировой войны . Ему приписывают единоличное уничтожение по меньшей мере девяти самолетов держав Оси .
Стивен родился в Элгине , Шотландия , и поступил на службу в RAFVR в 1937 году. Призванный на службу в Королевские ВВС (RAF) в начале Второй мировой войны, он был направлен сначала в 605-ю эскадрилью , а затем, после вступления в строй , в 605-ю эскадрилью. летчик-офицер 74 -й эскадрильи . Он много летал во время эвакуации из Дюнкерка , а затем в битве за Британию , в ходе которой уничтожил не менее четырех немецких самолетов. Он был дважды награжден крестом за выдающиеся летные заслуги во время битвы за Британию и в конце 1940 года был награжден орденом «За выдающиеся заслуги» .
С начала до середины 1941 года он выполнял обязанности инструктора, затем был направлен в 234-ю эскадрилью и участвовал в нескольких наступательных операциях, атакуя радиолокационные объекты во Франции. Свою последнюю воздушную победу он одержал в октябре. После вступления Японской империи в войну его отправили на Дальний Восток , где он командовал 166-м крылом , а затем занимал ряд штабных должностей. После войны он решил не продолжать карьеру в Королевских ВВС и вместо этого вернулся к своей довоенной деятельности в качестве газетчика. Управляя рядом газетных изданий в течение следующих нескольких лет, в 1985 году он был удостоен кавалера Ордена Британской Империи за свои заслуги перед профессией.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Харборн Маккей Стивен родился 18 апреля 1916 года в Элгине, Шотландия , в семье Томаса Стивена, который был менеджером банка и мировым судьей . [ 1 ] Первоначально он получил частное образование у гувернантки , но затем пошел в школы в Эдинбурге , а затем в школу Шрусбери в Шропшире . Он закончил школу, когда ему было 15 лет, и вскоре после этого уехал в Лондон, чтобы работать в газетной индустрии . [ 2 ] [ 3 ]
Стивен первоначально работал разносчиком газет в Allied Newspapers, но в 1936 году начал работать в рекламе в Evening Standard . В апреле следующего года он присоединился к Добровольческому резерву Королевских ВВС (RAFVR). Его первоначальная летная подготовка была завершена в начальной и резервной летной школе № 13 , и как только он набрал необходимое количество летных часов, он взял шестимесячный творческий отпуск с работы для обучения в Королевских ВВС (RAF). Его курс закончился как раз с началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года. [ 2 ] [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Призванный на службу в Королевские ВВС, Стивен был отправлен для дальнейшего обучения в истребительный пул № 11 в Сент-Атане в Уэльсе, где он набирался опыта на Hawker Hurricane истребителях . Затем он был отправлен в 605-ю эскадрилью , в то время базировавшуюся в Тангмере , в качестве пилота-сержанта . Эскадрилья не участвовала в боевых действиях до 28 марта 1940 года, когда она перехватила Heinkel He 111 средний бомбардировщик ; Руководитель секции Стивена воспользовался этим, но безуспешно. Бомбардировщик впоследствии был обнаружен и уничтожен пилотами 43-й эскадрильи . [ 2 ] [ 3 ]
Эвакуация из Дюнкерка
[ редактировать ]1 апреля Стивен был назначен пилотом -офицером , хотя и находился на испытательном сроке. [ 4 ] и переведен в 74-ю эскадрилью , которая эксплуатировала истребители Supermarine Spitfire . Его новое назначение базировалось в Хорнчерче , и он много летал во время эвакуации из Дюнкерка . 24 мая он помог сбить Henschel Hs 126 разведывательный самолет возле Дюнкерка , а также участвовал в уничтожении бомбардировщика Dornier Do 17 возле Кале . Двумя днями позже он участвовал в уничтожении еще одного Hs 126, хотя это не подтвердилось. 27 мая примерно в 5 милях (8,0 км) от Дюнкерка он сбил истребитель Мессершмитт Bf 109 , а затем, недалеко от Булони , помог уничтожить Do 17. [ 2 ] [ 5 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]
В составе 11-й группы 74-я эскадрилья вела активные боевые действия после начала битвы за Британию в июле. [ 6 ] Первое заявление Стивена в бою было сделано 28 июля о поврежденном Bf 109. 11 августа, пролетая над Дувром , он уничтожил один Bf 109, повредил другой, а также повредил Messerschmitt Bf 110 тяжелый истребитель , все из которых были подтверждены. . Он также заявил о двух Bf 109 и двух Bf 110, но проверить их не удалось. он атаковал Do 17 над устьем Темзы , заявив, что он, вероятно, уничтожен. 13 августа [ 5 ] В середине августа эскадрилья была переведена в группу № 12 на период отдыха, а две недели спустя Стивен был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC). [ 2 ] [ 6 ] Опубликованная цитата о его DFC гласила:
С мая 1940 года пилот-офицер Стивен постоянно летал со своей эскадрильей в наступательных патрулях и принимал участие в многочисленных боях с противником на протяжении Дюнкеркской операции. Он также занимался защитой судоходства в Ла-Манше и принимал участие в интенсивных воздушных операциях над побережьем Кента. В течение одного августовского дня вместе со своей эскадрильей пилот-офицер Стивен участвовал в четырех последовательных боях против крупных группировок самолетов противника над устьем и проливом Темзы и в ходе этих боев сбил пять самолетов противника. К настоящему времени он уничтожил в общей сложности двенадцать самолетов противника и всегда проявлял большое хладнокровие и решимость в нанесении ударов по врагу.
- Лондонская газета , № 34932, 27 августа 1940 г. [ 7 ]
74-я эскадрилья вернулась в строй в составе 11-й группы в сентябре, базирующейся в Колтишалле . [ 6 ] Стивен продолжил свою серию успехов в борьбе с Люфтваффе , уничтожив бомбардировщик Junkers Ju 88 и повредив Bf 109 над Лондоном 11 сентября. В начале следующего месяца он повредил He 111 возле Кромера в Норфолке , а затем 5 октября участвовал в уничтожении Do 17 в 30 милях (48 км) от Харвича . [ 5 ] [ 8 ] К этому времени эскадрилья была оснащена обновленными Spitfire Mark II и действовала с базы Биггин-Хилл. [ 6 ] и Стивен уничтожил Bf 109 20 октября, что было подтверждено, а также, вероятно, уничтожил еще один. Неделю спустя он уничтожил еще один Bf 109. 14 ноября, пролетая над Дувром, он вступил в бой и сбил три Junkers Ju 87 пикирующих бомбардировщика . На следующий день он повредил Bf 109. [ 5 ] [ 8 ] также было объявлено В The London Gazette , что ему был присвоен запрет на его DFC; опубликованная цитата гласила:
Однажды в октябре 1940 года этот офицер находился в дозоре со своей эскадрильей, когда были замечены и атакованы истребители противника. Пилот-офицер Стивен сражался с четырьмя Мессершмиттами-109 на высоте 29 000 футов, в результате чего хвост одного отломился и уничтожил второй. Он уничтожил не менее 13 самолетов противника, а его храбрость и мастерство летчика-истребителя стали большим стимулом для других пилотов его эскадрильи.
- Лондонская газета , № 34993, 15 ноября 1940 г. [ 9 ]
17 ноября Стивен участвовал в уничтожении Bf 109 возле Брайтона , а в конце месяца снова участвовал в сбивании Bf 109, на этот раз недалеко от устья Темзы. [ 5 ] [ 8 ] Это была 600-я воздушная победа эскадрильи, летевшей с Биггин-Хилла, которую он разделил с коллегой- асом Джоном Манго-Парком . [ 10 ] В начале следующего месяца он заявил, что Bf 109, вероятно, уничтожен, а 5 декабря за этим последовал подтвержденный уничтоженный Bf 109 плюс часть еще одного сбитого Bf 109. 24 декабря он был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO), первой немедленной наградой этой военной награды. [ 5 ] [ 8 ] Это была третья награда за храбрость, врученная Стивену всего за шесть месяцев. [ 2 ] Цитата DSO, опубликованная в The London Gazette , гласила:
Однажды в ноябре 1940 года пилот-офицер Стивен повел часть своей эскадрильи в атаку на сопровождаемый строй вражеских бомбардировщиков, три из которых он уничтожил. Позже в том же месяце он предпринял добровольное патрулирование вместе со своим командиром звена и уничтожил Мессершмитт-109. Благодаря этому успеху количество самолетов, уничтоженных членами его родной станции, достигло великолепной суммы в 600, и в то же время увеличил свой счет до девятнадцати. Его исключительная храбрость и мастерство значительно усилили прекрасный дух, проявленный его эскадрильей.
- Лондонская газета , № 35022, 24 декабря 1940 г. [ 11 ]
Позже военная служба
[ редактировать ]
Выведенный из боевого полета 11 января 1941 года, Стивен был направлен в отряд оперативной подготовки № 59 в Эдинбурге в качестве его главного летного инструктора. Однако это длилось недолго, поскольку его прикомандировали к Королевскому авиастроительному заводу в Фарнборо . [ 3 ] [ 8 ] Он упоминался в депешах от 17 марта. [ 12 ] а затем, 1 апреля, подтвердился его испытательный статус офицера-пилота, и ему было присвоено звание летного офицера . [ 13 ]
В июне Стивен вернулся к операциям в Портрите и был направлен в недавно сформированную 130-ю эскадрилью, но в конце следующего месяца был отправлен в 234-ю эскадрилью в качестве ее командира. [ 3 ] [ 14 ] В то время эскадрилья базировалась в Уормвелле в Дорсете и регулярно летала во Францию для атаки радиолокационных станций и патрулирования защитных конвоев. [ 15 ] Управляя Spitfire Mark Vb, он повредил Ju 88 12 августа недалеко от Антверпена . 15 октября он вместе с другим пилотом участвовал в уничтожении Bf 109 возле Гавра . [ 5 ] ему было присвоено звание лейтенанта авиации . В ноябре [ 16 ]
В начале 1942 года, после вступления Японской империи в войну, Стивен был командирован на Дальний Восток . Он служил руководителем крыла в Дум-Думе в Калькутте , а затем в Джессоре . [ 3 ] [ 14 ] 14 июля ему было присвоено звание командира эскадрильи . [ 17 ] [ 18 ] Затем ему было поручено командовать 166-м крылом , действовавшим из Читтагонга во время бирманской кампании . Лауреат Премии за эффективность в авиации в 1943 году, впоследствии он занимал штабные должности в штабе группы № 224 и авиационного командования Юго-Восточной Азии . [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 14 ]
К концу войны Стивен имел звание командира звена . [ 14 ] На его счету девять побед в воздухе плюс еще восемь, разделенные с другими пилотами. Он также заявил, что еще четыре победы в воздухе были уничтожены, но они не были подтверждены. Ему также приписывают три немецких самолета, вероятно уничтоженных, и еще семь поврежденных. [ 5 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После войны Стивену предложили постоянную комиссию в ВВС Великобритании, он отказался, предпочтя вернуться в газетную индустрию. Он занял руководящую должность в газетах Scottish Daily Express , Scottish Sunday Express и Evening Citizen , базирующихся в Глазго . [ 3 ] [ 14 ] Он возобновил карьеру по совместительству в RAFVR, когда в сентябре 1950 года получил экстренную комиссию в качестве командира крыла для назначения в Королевские вспомогательные воздушные силы командовать 602-й эскадрильей (город Глазго) . Он оставался ее командиром до 1952 года. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
В 1956 году Стивен стал генеральным менеджером газет Sunday Express и Sunday Graphic , которые входили в лорда Бивербрука издательскую империю . Три года спустя он начал работать в Kemsley Newspapers Group, когда стал менеджером The Sunday Times и под его руководством газета представила цветное приложение. В 1963 году он стал управляющим директором The Daily Telegraph . [ 14 ] В 1985 году на церемонии вручения наград по случаю Дня рождения королевы Стивен был назначен главнокомандующим Гражданского подразделения Ордена Британской империи за «заслуги перед газетной индустрией». [ 22 ]
Заинтересовавшись благотворительной деятельностью, Стивен помог основать благотворительную организацию Raleigh International , которая предоставила молодым людям возможность принять участие в экологических и общественных работах. Он также входил в состав Совета Королевского общества защиты птиц и Общества научных исследований . [ 14 ] Он умер в Лондоне 20 августа 2001 года, у него остались жена Эрика и двое детей. [ 23 ] [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Харборн Маккей Стивен» . Вестник . 11 сентября 2001 года . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эшкрофт, 2012 , стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Винн 1989 , с. 385.
- ^ «№34854» . Лондонская газета . 21 мая 1940 г. с. 3036.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шорс и Уильямс 1994 , с. 568.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роулингс 1976 , стр. 186–188.
- ^ «№34932» . Лондонская газета (Приложение). 27 августа 1940 г. с. 5219.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эшкрофт 2012 , с. 64.
- ^ «№34993» . Лондонская газета . 15 ноября 1940 г. с. 6569.
- ^ «Фотография: Истребительное командование Королевских ВВС, 1939-45 годы» . Имперский военный музей . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «№35022» . Лондонская газета . 24 декабря 1940 г. с. 7213.
- ^ «№35107» . Лондонская газета (Приложение). 17 марта 1941 г. с. 1575.
- ^ «№35183» . Лондонская газета . 6 июня 1941 г. с. 3233.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эшкрофт 2012 , с. 65.
- ^ Роулингс 1976 , стр. 336–337.
- ^ «№35736» . Лондонская газета (Приложение). 9 октября 1942 г. с. 4386.
- ^ «№36280» . Лондонская газета (Приложение). 10 декабря 1943 г. с. 5383.
- ^ «№36361» . Лондонская газета (Приложение). 4 февраля 1944 г. с. 633.
- ^ «№39010» . Лондонская газета (Приложение). 5 сентября 1950 г. с. 4483.
- ^ «№39158» . Лондонская газета (Приложение). 27 февраля 1951 г. с. 1045.
- ^ Роулингс 1976 , с. 480.
- ^ «№50154» . Лондонская газета (Приложение). 15 июня 1985 г. с. 8.
- ^ Эшкрофт 2012 , с. 66.
Ссылки
[ редактировать ]- Эшкрофт, Майкл (2012). Герои неба: удивительные правдивые истории о мужестве в воздухе . Лондон: Издательство Headline. ISBN 978-0-7553-6389-6 .
- Роулингс, Джон (1976). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд и Джеймс. ISBN 0-354-01028-Х .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- Винн, Кеннет Г. (1989). Участники битвы за Британию . Норвич: Книги Глиддона. ISBN 0-947893-15-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- 2001 смертей
- Люди из Элгина, Морей
- Люди, получившие образование в школе Шрусбери
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Шотландские летающие асы
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Несколько
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Командиры крыльев Королевских ВВС
- Издатели британских газет ХХ века (чел.)