Роберт М. Лэмп Хаус
Роберт М. Лэмп Хаус | |
![]() Дом лампы, вид с востока | |
Расположение | ул. Н. Батлер, 22, Мэдисон, Висконсин |
---|---|
Координаты | 43 ° 4'37,14 дюйма с.ш. 89 ° 22'57,1 дюйма з.д. / 43,0769833 ° с.ш., 89,382528 ° з.д. |
Построен | 1903 |
Архитектор | Фрэнк Ллойд Райт |
Архитектурный стиль | Чикагская школа , Прерийская школа |
Номер ссылки NRHP . | 78000089 [1] |
Добавлено в НРХП | 1/3/1978 |
Дом Роберта М. Лэмпа — это резиденция, построенная в 1903 году в двух кварталах к северо-востоку от столицы в Мэдисоне, штат Висконсин , спроектированная Фрэнком Ллойдом Райтом для его давнего друга «Роби» Лэмпа, риэлтора , страхового агента и казначея Мэдисон-Сити . Самый старый дом в Мэдисоне, спроектированный Райтом, его стиль является переходным между школой Чикаго и школой Прери . В 1978 году дом был внесен в Национальный реестр исторических мест . [2]
Лампа "Роби"
[ редактировать ]Лампа (1866-1916) жил здесь со своими родителями и тетей до их смерти, а позже с женой и пасынком. Он выбрал это место в полутора кварталах к востоку от Капитолийской площади из-за его близости к его офису на Пинкни-стрит. Иногда он ходил на работу пешком, но из-за иссохшей ноги пользовался костылями и тростью и обычно водил машину.
Райт и Лэмп, родившиеся с разницей в один год, праздновали день рождения 8 июня. После драки в школьном дворе в 1879 году, отчасти вызванной этническими различиями (Лэмп был немцем, а Райт - валлийцем), они стали друзьями детства, часто вместе катались на лодке и даже вместе выпускали молодежную газету. То, что один историк назвал их «бромансом», продолжалось до преждевременной смерти Лэмпа в возрасте 49 лет. [3] Лэмп в шутку называл Райта «Квакер Оутс» из-за его характерного головного убора, а Райт называл Лампа «Пинки» или «Рубин» из-за его рыжих волос - прозвища, которые он также использовал для младшего из своих четырех сыновей, Дэвида Райта.

Через пять лет после отъезда из Мэдисона в Чикаго в 1887 году Райт спроектировал для Лэмпа коттедж на берегу озера и причал для лодок на озере Мендота под названием Рокки Руст (уничтоженный пожаром в 1934 году). [4] Десять лет спустя Лэмп попросил Райта спроектировать для него дом. Общим знаменателем этих двух строительных проектов является их невзрачное расположение, участки, построенные практически из ничего. [3]
Сайт и окрестности
[ редактировать ]«Ламперный дом» расположен в середине квартала, что является уникальным местом среди работ Райта. Ограниченный Ист-Вашингтон-авеню и улицами Миффлин, Вебстер и Батлер, он доступен только с Батлер-стрит по узкой восходящей подъездной дороге на полосе отвода между двумя домами. Затем открывается «замочная скважина», создавая динамику сжатия/высвобождения, часто встречающуюся в работах Райта. Этот телескопический эффект способствует монументальному впечатлению, производимому домом, которое еще больше усиливается двумя маршами бетонных ступенек, так что посетитель приближается к дому через трехступенчатую монтировку от подъездной дорожки к переднему фасаду - например, общая планировка Райта , возле дома Уэсткотт в Огайо, построенного пять лет спустя. Для дизайна Райта также характерно то, что входная дверь не видна при приближении к дому, но находится вне поля зрения, за углом на северной стороне, где есть мощеная веранда во всю длину дома.
Несмотря на свое расположение в центре города, Lamp House создает ощущение уединения из-за своего расположения в середине квартала. В дополнение к планированию подъездной дорожки и ступеней, ведущих к восточной стороне дома, а также веранды на его северной стороне, Райт обустроил участок с помощью урн (сейчас отсутствующих), бордюров и подпорных стен из бутового камня с бетонными крышками, чтобы построить обширный двор и сад, превращающие то, что изначально было крутым участком, в каскадный многоярусный ландшафт. Подвал получает достаточно солнечного света из окна на восточном фасаде, чтобы нежные садовые растения могли перезимовать в контейнерах.

Крыша служила Лэмпу, который сам был опытным гребцом, смотровой площадкой, с которой он мог в бинокль наблюдать за лодочниками на озере Мендота на севере и озере Монона на юге. Несмотря на то, что Дом Лампы полностью не имеет выхода к морю, изначально он обеспечивал вид, во многом сравнимый с видом на резиденцию на берегу озера. Он всегда был окружен со всех четырех сторон жилыми домами, и хотя южный вид на озеро Монона был отрезан высотным зданием на соседнем участке, а вид на запад в сторону Капитолия был перекрыт новым строительством в 2015 году, Из пентхауса , позже добавленного на крышу Лампового дома, до сих пор открывается вид на озеро Мендота над ансамблем зданий 19-го и начала 20-го веков на непосредственном севере и западе.
Архитектура и план этажа
[ редактировать ]Простая квадратная форма Лампового дома была вполне современной для своего времени и является предшественником прорыва Райта к абстракции в 1905 году. Вместе с современными ему домами Даны-Томаса и Уильяма Э. Мартина он знаменует собой переход между стилями Чикагская школа и Школа прерий . Современники окрестили его по дизайну «новым американским». [5] в то время как створчатые окна были вдохновлены «староанглийским». Некоторые элементы, в том числе суетливый ромбовидный орнамент на кирпичной кладке и усеченные угловые опоры, поднимающиеся до высоты подоконников второго этажа, были приписаны рисовальщику Райта Уолтеру Берли Гриффину . [5] Массивные угловые опоры являются визитной карточкой почти современного здания Ларкина Райта (1904 г.) в Буффало, штат Нью-Йорк. Наружные стены построены не из домашнего кирпича, а из коммерческого кирпича кремового цвета, который Райт также использовал для своего собственного дома (1895 г.) и студии (1898 г.) в Оук-Парке, штат Иллинойс. Окна Лампового дома с ромбовидными стеклами и рамами, выкрашенными в темно-коричнево-красный цвет, также перекликаются с окнами дома и студии Райта в Оук-парке, которые Лэмп посещал много раз. Через некоторое время после смерти Лэмпа здание покрасили в белый цвет.
Небольшой вестибюль переходит в большую прямоугольную гостиную, занимающую всю восточную половину первого этажа, а на западной стороне расположены столовая, открытая для гостиной, и кухня, отделенная от столовой лестницей на второй и третий этаж. полы. В гостиной каминный фартук треугольной формы, выложенный кирпичом — особенность, характерная для почти современной домашней школы Hillside недалеко от Спринг-Грин, штат Висконсин — расположен в центре дома, а не в более традиционном месте внешней стены. . Лестничный пролет между столовой и кухней ведет на второй этаж, где четыре спальни и ванная комната соединены центральным коридором, расположенным прямо над камином внизу - дымоход разделен и отведен вверх через стены коридора. [6]
Лестница продолжается до уровня крыши, с которой до 2015 года открывался южный вид на близлежащий Капитолий (вторая ее версия была уничтожена пожаром в 1904 году) и первоначально представляла собой элегантный сад на крыше с теплицей и виноградной беседкой, выращенной на пергола (деконструированная в 1960-х годах), открытая на юг. [7] Сад на крыше, предвосхищающий многие более поздние проекты Уолтера Берли Гриффина, придавал дому некую японскую атмосферу.
Контекст в архитектуре Райта
[ редактировать ]Квадратный «открытый» план этажа без стены между гостиной и столовой, разработанный Уолтером Берли Гриффином для Лампового дома, в последующие годы стал стандартом и повторно использовался не менее чем в 25 более поздних проектах Райта, включая Дом Бартона . (1903–04) в Буффало, Нью-Йорк, и адаптирован архитекторами Prairie School во многих других проектах. Райт адаптировал его в плане, который он опубликовал в 1907 году под названием « Огнестойкий дом за 5000 долларов », который стал одним из образцовых современных планов жилых этажей периода примерно до 1920 года. [8] Недостатки внешнего дизайна Лампового дома, такие как узорчатая кирпичная кладка, вероятно, объясняются поспешностью, с которой проект перешел от ввода в эксплуатацию к завершению. Райт приказал сделать рабочие чертежи, прежде чем окончательный вариант будет записан на бумаге. Тем не менее, Ламповый дом имеет большое значение в истории развития Райта и Гриффина.
- Предложенный Райтом бетонный дом с решетчатой боковой беседкой, опубликованный в журнале Ladies' Home Journal в 1907 году, явно был заимствован из Лампового дома.
- Бетонный дом также был изображен в портфолио Васмута, опубликованном в 1910 году. На фото XIVa показана открытая планировка: ни одна стена не разделяет гостиную и столовую.
Потенциальное развитие
[ редактировать ]
Текущее зонирование Мэдисона предусматривает снос множества небольших зданий в районе Капитолийской площади и вдоль Ист-Вашингтон-авеню. Два соседних дома, на Ист-Вашингтон-авеню, 506 и Норт-Франклин-стрит, 7, были построены примерно в 1853 году вторым губернатором Висконсина Леонардом Дж. Фарвеллом . В мае 2013 года местный девелопер Fred Rouse Company предложил построить шестиэтажный жилой дом к северу от Лампового дома, что привело бы к сносу трех соседних домов, построенных между 1872 и 1904 годами. [9] Противодействие этому плану побудило окружного старосту Леделла Зеллерса в сентябре 2013 года сформировать специальный комитет для консультирования по планам квартала. [10] Комитет рекомендовал сохранить северный вид на озеро Мендота. В 2014 году четыре дома к югу от Лампового дома были снесены, чтобы освободить место для шестиэтажного жилого дома. [11] владельцы которого проложили боковой выход на Вебстер-стрит и отодвинули ближайший угол Ист-Миффлин-стрит, чтобы сохранить традиционные виды на Ламповый дом. Защитники природы хотели бы, чтобы Дом лампы и прилегающая к нему территория были восстановлены в их первоначальном состоянии и перепрофилированы из нынешнего жилого помещения в центр для посетителей в центре города, посвященный жизни и временам Фрэнка Ллойда Райта в Мэдисоне и за его пределами. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальный реестр исторических мест – Висконсин – округ Дейн» . Служба национальных парков.
- ^ «Роберт М. Лэмп Хаус» . Историческое общество Висконсина . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон О. Холжутер в докладе под названием «Роберт Лэмп, Фрэнк Ллойд Райт и Уолтер Берли Гриффин: архитектурный клубок» на шестнадцатом ежегодном собрании Американского общества Уолтера Берли Гриффина, проходившем в Доме собраний Первого унитарного общества в Мэдисоне. , Висконсин, 20 июня 2015 г.
- ^ «Исследования Райта: Коттедж Роберта М. Лэмпа, Рокки Руст, озеро Мендота, Висконсин (1893) (S.021) Реконструкция (1901)» . Библиотека Райта. Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон О. Хольжутер, « Проекты Фрэнка Ллойда Райта для Роберта Лэмпа », Wisconsin Magazine of History , vol. 72, нет. 2 (Зима, 1988–89), с. 109.
- ^ Сторрер, Уильям Аллин (1993). Компаньон Фрэнка Ллойда Райта . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 94. ИСБН 0-226-77624-7 .
- ^ Джон О. Хольжутер; Кэтрин Э. Хундт (16 сентября 1976 г.), Регистрационная форма Национального реестра исторических мест: Лампа, Роберт М., Дом , Служба национальных парков , получено 22 июля 2022 г. С одной фотографией .
- ^ Хольжутер, с. 114.
- ^ Тарр, Джо (15 мая 2013 г.). «Соседи беспокоятся о влиянии проекта гостиницы в Восточном Вашингтоне на движение транспорта, парковку и ламповый дом» . Перешеек .
- ^ Мосиман, декан (12 сентября 2013 г.). «Городские власти обдумывают создание специального комитета по жилому кварталу Фрэнка Ллойда Райта» . Государственный журнал Висконсина .
- ^ Фото из Интернета
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хольжутер, Джон О. «Проекты Райта для Роберта Лэмпа». В книге «Фрэнк Ллойд Райт и Мэдисон: восемь десятилетий художественного и социального взаимодействия» , стр. 13–27. Эд. Пол Э. Спрэг. Мэдисон: Художественный музей Эльвехема, 1990, ISBN 0-932900-22-4
- Статью Хольжутера в Wisconsin Magazine of History можно найти в Интернете по гиперссылке среди приведенных выше ссылок.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дом Роберта Лэмпа в Фонде Фрэнка Ллойда
- Ламповый домик на flickr.com
- Роберт М. Лэмп Хаус в ArchINFORM