План Большого Багдада

План Большого Багдада — проект американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта для культурного центра , оперного театра и университета на окраине Багдада , Ирак , в 1957–58 годах. Наиболее тщательно разработанными аспектами плана были оперный театр, который должен был быть построен на острове посреди Тигра вместе с музеями и высокой позолоченной статуей Харуна ар-Рашида , и университет. Из-за краха Хашимитской монархии в 1958 году разработка проекта остановилась, и он так и не был построен.
Райт был среди многих элитных западных архитекторов, приглашенных в Ирак в рамках кампании по модернизации столицы. Райт выделился из этой группы, разработав план, в котором особое внимание уделялось истории и культуре Ирака. Для Райта этот план был одним из немногих грандиозных, негабаритных проектов, созданных в конце его карьеры.
Комиссия и история
[ редактировать ]В 1950-е годы Ирак был наводнен новыми нефтяными деньгами. Сделка, заключенная в первые годы десятилетия с контролируемой Западом Иракской нефтяной компанией , которая владела монополией на разведку и разработку нефти, существенно увеличила долю государственных доходов. Часть этих денег была направлена на строительство новых общественных зданий в Багдаде. Когда правительство во главе с королем Фейсалом II разработало генеральную схему столицы, оно решило пригласить всемирно известных архитекторов — в основном западных — для участия в модернизации города. Решением стал разрыв с давно устоявшимися традиционными формами города, поскольку выбранные архитекторы принадлежали к числу титанов современной архитектуры и были призваны строить в рамках этой эстетики. [1]
Многие выдающиеся западные архитекторы были приглашены в Ирак по правительственному заказу, в том числе Вальтер Гропиус , Ле Корбюзье , Оскар Нимейер и Райт . Райт получил заказ на строительство оперного театра в январе 1957 года и принял его до конца месяца. Он посетил город в мае. Первоначально комиссия предлагала построить оперный театр на участке в центре города. Вместо этого во время своего визита Райт выбрал в качестве своего места остров посреди Тигра; В то время этот район был неосвоенным, поскольку только недавние меры по борьбе с наводнениями сделали его пригодным для строительства. Имея в своем распоряжении этот более крупный участок, Райт мог разработать план не просто оперного театра, а полноценного культурного центра. Вернувшись в свою студию в Талиесине , он разработал концепцию университета на левом берегу Тигра. (В конечном счете, университетский план был разработан Гропиусом и существует сегодня .)
В июле 1958 года Хашимитская монархия рухнула, король Фейсал II был убит, и новое правительство во главе с Абд аль-Каримом Касимом страной завладело . Сначала новое правительство заявило, что намерено продолжать работать с Райтом, но вскоре возразило против масштаба и экстравагантности идей Райта; они заявили, по словам Роберта Твомбли, «что люди нуждаются в пище, одежде и жилье больше, чем в плавучих садах, золотых фонтанах и гигантском зоопарке». [2] Работа Райта над проектом была остановлена, и он так и не был построен; Райт умрет менее чем через год. Мемориальный зал Грэди Гэммэджа в Университете штата Аризона представляет собой упрощенную версию проекта оперного театра Райта. [3]
Остров Эдена
[ редактировать ]Оперный театр Райта был спроектирован для его островного участка, который он намеревался переименовать из Острова Свиней в Эдену. [4] Остров должен был быть соединен с материком двумя мостами. Один, Низкий мост, пересекал более узкий западный канал Тигра и встречался с запланированной эспланадой короля Фейсала; линия моста и эспланады проходила через оперный театр и указывала на Мекку. Большой Большой мост должен был пересечь восточное русло реки и соединить остров с университетским кампусом.
В северной части острова Райт представил 91-метровую (300 футов) статую Харуна ар-Рашида, построенную из позолоченного листового металла и помещенную на спиральное основание, напоминающее башню Мальвия в Великой мечети Самарры . Вертикальные грани изображали верблюдов, поднимающихся по спиральному пандусу.
Проспект должен был проходить по всей длине острова от статуи до оперного театра, а середину острова занимали художественные музеи и торговые районы, образуя культурный центр.
Оперный театр
[ редактировать ]Сам оперный театр предназначался для обслуживания Багдадского симфонического оркестра . Проект Райта был достаточно гибким, чтобы вместить от 1600 до 7000 человек. Здание расположено на холме, и к нему ведет дорога, поднимающаяся от подножия холма к оперному театру на вершине. Бассейн окружает театр и сам окружен садами.
Самой важной особенностью здания была большая арка авансцены , которая была видна внутри театра, но также продолжалась за пределами здания и погружалась в окружающий бассейн. Арка, которую Райт назвал «полумесяцем радуги». [5] содержали медальоны с изображением сцен из «Книги тысячи и одной ночи» . В качестве дополнительных намеков на местную культуру здание увенчано статуей Аладдина, держащего лампу, и шпилем, который Райт намеревался изображать «Меч Мухаммеда». [6]
Считается, что мемориальный зал Грэди Гэммэджа в кампусе Университета штата Аризона в Темпе, штат Аризона, был основан на дизайне этого оперного театра. [7]
Университетский кампус
[ редактировать ]Правительство Ирака планировало построить новый университетский кампус Багдадского университета на полуострове, образованном излучиной Тигра. [8] Райт планировал построить кампус, окруженный широким круглым земляным барьером, который Райт назвал «учебной программой». [9] Этот барьер обеспечивает четкое определение кампуса, а также содержит дороги и парковки, которые обслуживают транспортные потребности кампуса. Пространство внутри барьера предназначено только для пешеходного движения и украшено фонтанами и садами, создающими парковую среду.
Различные факультеты и академические факультеты школы располагались в зданиях, примыкающих к кольцевой «учебной программе». В центре кампуса расположены теле- и радиостудии и башни, призванные продемонстрировать современность Багдада. Историк архитектуры Нил Левин отмечает, что круговой план университета напоминает первоначальный план Багдада, разработанный халифом Аль-Мансуром . [10]
Критика, анализ и отношение к творчеству Райта
[ редактировать ]Архитектурный
[ редактировать ]Багдадский проект был одной из многочисленных грандиозных идей, разработанных Райтом в последние годы его карьеры, почти все из которых были слишком дорогими или неосуществимыми для реализации. В их число входили Общественный центр Пойнт-Парк и Иллинойс . Джеймс Деннис и Лу Веннекер описывают эти проекты, особенно план Багдада, как «проекты мечты… крупномасштабные украшения, разбросанные по ландшафту». [11] Некоторые особенности дизайна Багдада, такие как спиральные пандусы, характерны для работ Райта. Спиральная рампа незабываемо появляется в Музее Соломона Р. Гуггенхайма , а также в незавершенных проектах, таких как Автомобильный объект Гордона Стронга и Общественный центр Пойнт-Парк.
Изображение арабских культурных тем в арке оперного театра приводит к тому, что Венделл Коул называет «самой фантастической» архитектурой, когда-либо созданной Райтом. [12]
Культурное значение
[ редактировать ]
Этот план является одним из немногих архитектурных проектов Райта, связанных с незападной культурой; единственным примером подобной известности является его проект отеля Imperial в Токио. В то время как иракское правительство, нанимая западных архитекторов, было сосредоточено на быстром развитии столицы, Райт был сосредоточен на сохранении самобытной истории и архитектурных традиций города. Во время посещения Багдада он выступил с речью перед группой иракских инженеров, в которой противопоставил «духовную целостность» восточного мира материалистическому, ориентированному на торговлю обществу Запада. Он умолял их не позволять архитекторам приезжать в город и «задействовать клише», а также рекомендовал им соединиться «с тем, что находится глубоко в духе». [13]
Левин отмечает, что попытка Райта включить основные элементы истории города в местную культуру выделяется на фоне проектов Багдада, созданных примерно в то же время другими выдающимися западными художниками, такими как Ле Корбюзье и Гропиус: «Другие приглашенные жители Запада предлагали здания, которые были по сути, то же самое, что они могли бы спроектировать для своих родных стран, которыми на самом деле многие изначально и были». [14] Например, план Гропиуса относительно университета включал современные офисные башни, подобные тем, которые можно найти в американском или европейском городе, и был построен с использованием тех же принципов, которые его команда применяла при проектировании кампусов американских колледжей. Однако западные архитекторы, пытавшиеся строить в исламской среде, подверглись критике. Знакомство Райта с местной историей и культурой было ограниченным, и Николай Урусов утверждает, что декоративные верблюды, статуя Аладдина и другие подобные детали сделали этот план «позорным примером западного шовинизма». [15] Левин описывает единственный намек Гропиуса на купольную мечеть как «ориентализирующую стилизацию капеллы в Сааринен Кресге Массачусетском технологическом институте». [16] С циничной точки зрения можно было бы утверждать, что, хотя Райт, очевидно, пытался проконсультироваться с гением города , ему, возможно, удалось лишь создать покровительственное обращение к четырехтысячелетней традиции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Коул, Венделл. «Театральные проекты Фрэнка Ллойда Райта». Учебно-театральный журнал . Том. 12, № 2 (май 1960 г.), 86–93. См., в частности, стр. 92.
- Деннис, Джеймс М. и Лу Б. Веннекер. «Орнамент и органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта». Художественный журнал . Том. 25, № 1 (осень 1965 г.): 2–14.
- Левин, Нил. Архитектура Фрэнка Ллойда Райта . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1996. стр. 383–404. Это часть главы IX, озаглавленной «Признаки идентичности во все более одномерном мире»; в этом сегменте представлено подробное описание проекта.
- Урусов, Николай . «Когда Ирак посмотрел на Запад». Лос-Анджелес Таймс , 14 декабря 2003 г.: E49, E57. Это вторая часть четырехсерийной серии под названием «В поисках Багдада».
- Твомбли, Роберт. Фрэнк Ллойд Райт . Нью-Йорк: Уайли, 1979.
- Роше, Джон. «Рай, видимый с самолета», в Театрах Утопии , Actes Sud, Париж, 2014, 264–69.
- Станек, Лукаш. «Миастопроект выходит за границу. Перенос архитектурного труда из социалистической Польши в Ирак (1958–1989),» Журнал архитектуры (Лондон), 17, вып. 3, 2012, 361–86.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уруссов, E57.
- ^ Твомбли, 361.
- ^ Левин, 493.
- ^ Этот раздел зависит от Левина, 397-402.
- ^ Левин, 400
- ^ Левин, 399.
- ^ Сири, Джозеф (1 июня 2005 г.). «Багдадский оперный театр Райта и зал Гаммаж: в поисках региональной современности» . Художественный вестник . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Этот раздел зависит от Левина, 393-97.
- ^ Левин, 393.
- ^ Левин, 841.
- ^ Деннис и Веннекер, 13.
- ^ Коул, 92.
- ^ Левин, 387
- ^ Левин, 389.
- ^ Уруссов, E57.
- ^ Левин, 389.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор проекта в свете войны в Ираке на CNN.
- Ирак на полигоне Оллрайта