Jump to content

План Большого Багдада

План Багдада с воздуха. Вверху слева — план Райта Багдадского университета, а внизу справа — ботанический сад. На острове Эдена в центре видны статуя Харуна ар-Рашида (внизу слева) и оперный театр (вверху справа). Надпись внизу называет план и посвящает его «Шумеру, Исиде, Ларсе и Вавилону».

План Большого Багдада — проект американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта для культурного центра , оперного театра и университета на окраине Багдада , Ирак , в 1957–58 годах. Наиболее тщательно разработанными аспектами плана были оперный театр, который должен был быть построен на острове посреди Тигра вместе с музеями и высокой позолоченной статуей Харуна ар-Рашида , и университет. Из-за краха Хашимитской монархии в 1958 году разработка проекта остановилась, и он так и не был построен.

Райт был среди многих элитных западных архитекторов, приглашенных в Ирак в рамках кампании по модернизации столицы. Райт выделился из этой группы, разработав план, в котором особое внимание уделялось истории и культуре Ирака. Для Райта этот план был одним из немногих грандиозных, негабаритных проектов, созданных в конце его карьеры.

Комиссия и история

[ редактировать ]

В 1950-е годы Ирак был наводнен новыми нефтяными деньгами. Сделка, заключенная в первые годы десятилетия с контролируемой Западом Иракской нефтяной компанией , которая владела монополией на разведку и разработку нефти, существенно увеличила долю государственных доходов. Часть этих денег была направлена ​​на строительство новых общественных зданий в Багдаде. Когда правительство во главе с королем Фейсалом II разработало генеральную схему столицы, оно решило пригласить всемирно известных архитекторов — в основном западных — для участия в модернизации города. Решением стал разрыв с давно устоявшимися традиционными формами города, поскольку выбранные архитекторы принадлежали к числу титанов современной архитектуры и были призваны строить в рамках этой эстетики. [1]

Многие выдающиеся западные архитекторы были приглашены в Ирак по правительственному заказу, в том числе Вальтер Гропиус , Ле Корбюзье , Оскар Нимейер и Райт . Райт получил заказ на строительство оперного театра в январе 1957 года и принял его до конца месяца. Он посетил город в мае. Первоначально комиссия предлагала построить оперный театр на участке в центре города. Вместо этого во время своего визита Райт выбрал в качестве своего места остров посреди Тигра; В то время этот район был неосвоенным, поскольку только недавние меры по борьбе с наводнениями сделали его пригодным для строительства. Имея в своем распоряжении этот более крупный участок, Райт мог разработать план не просто оперного театра, а полноценного культурного центра. Вернувшись в свою студию в Талиесине , он разработал концепцию университета на левом берегу Тигра. (В конечном счете, университетский план был разработан Гропиусом и существует сегодня .)

В июле 1958 года Хашимитская монархия рухнула, король Фейсал II был убит, и новое правительство во главе с Абд аль-Каримом Касимом страной завладело . Сначала новое правительство заявило, что намерено продолжать работать с Райтом, но вскоре возразило против масштаба и экстравагантности идей Райта; они заявили, по словам Роберта Твомбли, «что люди нуждаются в пище, одежде и жилье больше, чем в плавучих садах, золотых фонтанах и гигантском зоопарке». [2] Работа Райта над проектом была остановлена, и он так и не был построен; Райт умрет менее чем через год. Мемориальный зал Грэди Гэммэджа в Университете штата Аризона представляет собой упрощенную версию проекта оперного театра Райта. [3]

Остров Эдена

[ редактировать ]

Оперный театр Райта был спроектирован для его островного участка, который он намеревался переименовать из Острова Свиней в Эдену. [4] Остров должен был быть соединен с материком двумя мостами. Один, Низкий мост, пересекал более узкий западный канал Тигра и встречался с запланированной эспланадой короля Фейсала; линия моста и эспланады проходила через оперный театр и указывала на Мекку. Большой Большой мост должен был пересечь восточное русло реки и соединить остров с университетским кампусом.

В северной части острова Райт представил 91-метровую (300 футов) статую Харуна ар-Рашида, построенную из позолоченного листового металла и помещенную на спиральное основание, напоминающее башню Мальвия в Великой мечети Самарры . Вертикальные грани изображали верблюдов, поднимающихся по спиральному пандусу.

Проспект должен был проходить по всей длине острова от статуи до оперного театра, а середину острова занимали художественные музеи и торговые районы, образуя культурный центр.

Оперный театр

[ редактировать ]

Сам оперный театр предназначался для обслуживания Багдадского симфонического оркестра . Проект Райта был достаточно гибким, чтобы вместить от 1600 до 7000 человек. Здание расположено на холме, и к нему ведет дорога, поднимающаяся от подножия холма к оперному театру на вершине. Бассейн окружает театр и сам окружен садами.

Самой важной особенностью здания была большая арка авансцены , которая была видна внутри театра, но также продолжалась за пределами здания и погружалась в окружающий бассейн. Арка, которую Райт назвал «полумесяцем радуги». [5] содержали медальоны с изображением сцен из «Книги тысячи и одной ночи» . В качестве дополнительных намеков на местную культуру здание увенчано статуей Аладдина, держащего лампу, и шпилем, который Райт намеревался изображать «Меч Мухаммеда». [6]

Считается, что мемориальный зал Грэди Гэммэджа в кампусе Университета штата Аризона в Темпе, штат Аризона, был основан на дизайне этого оперного театра. [7]

Университетский кампус

[ редактировать ]

Правительство Ирака планировало построить новый университетский кампус Багдадского университета на полуострове, образованном излучиной Тигра. [8] Райт планировал построить кампус, окруженный широким круглым земляным барьером, который Райт назвал «учебной программой». [9] Этот барьер обеспечивает четкое определение кампуса, а также содержит дороги и парковки, которые обслуживают транспортные потребности кампуса. Пространство внутри барьера предназначено только для пешеходного движения и украшено фонтанами и садами, создающими парковую среду.

Различные факультеты и академические факультеты школы располагались в зданиях, примыкающих к кольцевой «учебной программе». В центре кампуса расположены теле- и радиостудии и башни, призванные продемонстрировать современность Багдада. Историк архитектуры Нил Левин отмечает, что круговой план университета напоминает первоначальный план Багдада, разработанный халифом Аль-Мансуром . [10]

Критика, анализ и отношение к творчеству Райта

[ редактировать ]

Архитектурный

[ редактировать ]

Багдадский проект был одной из многочисленных грандиозных идей, разработанных Райтом в последние годы его карьеры, почти все из которых были слишком дорогими или неосуществимыми для реализации. В их число входили Общественный центр Пойнт-Парк и Иллинойс . Джеймс Деннис и Лу Веннекер описывают эти проекты, особенно план Багдада, как «проекты мечты… крупномасштабные украшения, разбросанные по ландшафту». [11] Некоторые особенности дизайна Багдада, такие как спиральные пандусы, характерны для работ Райта. Спиральная рампа незабываемо появляется в Музее Соломона Р. Гуггенхайма , а также в незавершенных проектах, таких как Автомобильный объект Гордона Стронга и Общественный центр Пойнт-Парк.

Изображение арабских культурных тем в арке оперного театра приводит к тому, что Венделл Коул называет «самой фантастической» архитектурой, когда-либо созданной Райтом. [12]

Культурное значение

[ редактировать ]
Райта Отель «Империал» в Токио был его предыдущим крупным заказом на культуру за пределами Запада.

Этот план является одним из немногих архитектурных проектов Райта, связанных с незападной культурой; единственным примером подобной известности является его проект отеля Imperial в Токио. В то время как иракское правительство, нанимая западных архитекторов, было сосредоточено на быстром развитии столицы, Райт был сосредоточен на сохранении самобытной истории и архитектурных традиций города. Во время посещения Багдада он выступил с речью перед группой иракских инженеров, в которой противопоставил «духовную целостность» восточного мира материалистическому, ориентированному на торговлю обществу Запада. Он умолял их не позволять архитекторам приезжать в город и «задействовать клише», а также рекомендовал им соединиться «с тем, что находится глубоко в духе». [13]

Левин отмечает, что попытка Райта включить основные элементы истории города в местную культуру выделяется на фоне проектов Багдада, созданных примерно в то же время другими выдающимися западными художниками, такими как Ле Корбюзье и Гропиус: «Другие приглашенные жители Запада предлагали здания, которые были по сути, то же самое, что они могли бы спроектировать для своих родных стран, которыми на самом деле многие изначально и были». [14] Например, план Гропиуса относительно университета включал современные офисные башни, подобные тем, которые можно найти в американском или европейском городе, и был построен с использованием тех же принципов, которые его команда применяла при проектировании кампусов американских колледжей. Однако западные архитекторы, пытавшиеся строить в исламской среде, подверглись критике. Знакомство Райта с местной историей и культурой было ограниченным, и Николай Урусов утверждает, что декоративные верблюды, статуя Аладдина и другие подобные детали сделали этот план «позорным примером западного шовинизма». [15] Левин описывает единственный намек Гропиуса на купольную мечеть как «ориентализирующую стилизацию капеллы в Сааринен Кресге Массачусетском технологическом институте». [16] С циничной точки зрения можно было бы утверждать, что, хотя Райт, очевидно, пытался проконсультироваться с гением города , ему, возможно, удалось лишь создать покровительственное обращение к четырехтысячелетней традиции.

См. также

[ редактировать ]
  • Коул, Венделл. «Театральные проекты Фрэнка Ллойда Райта». Учебно-театральный журнал . Том. 12, № 2 (май 1960 г.), 86–93. См., в частности, стр. 92.
  • Деннис, Джеймс М. и Лу Б. Веннекер. «Орнамент и органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта». Художественный журнал . Том. 25, № 1 (осень 1965 г.): 2–14.
  • Левин, Нил. Архитектура Фрэнка Ллойда Райта . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1996. стр. 383–404. Это часть главы IX, озаглавленной «Признаки идентичности во все более одномерном мире»; в этом сегменте представлено подробное описание проекта.
  • Урусов, Николай . «Когда Ирак посмотрел на Запад». Лос-Анджелес Таймс , 14 декабря 2003 г.: E49, E57. Это вторая часть четырехсерийной серии под названием «В поисках Багдада».
  • Твомбли, Роберт. Фрэнк Ллойд Райт . Нью-Йорк: Уайли, 1979.
  • Роше, Джон. «Рай, видимый с самолета», в Театрах Утопии , Actes Sud, Париж, 2014, 264–69.
  • Станек, Лукаш. «Миастопроект выходит за границу. Перенос архитектурного труда из социалистической Польши в Ирак (1958–1989),» Журнал архитектуры (Лондон), 17, вып. 3, 2012, 361–86.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уруссов, E57.
  2. ^ Твомбли, 361.
  3. ^ Левин, 493.
  4. ^ Этот раздел зависит от Левина, 397-402.
  5. ^ Левин, 400
  6. ^ Левин, 399.
  7. ^ Сири, Джозеф (1 июня 2005 г.). «Багдадский оперный театр Райта и зал Гаммаж: в поисках региональной современности» . Художественный вестник . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 24 мая 2010 г.
  8. ^ Этот раздел зависит от Левина, 393-97.
  9. ^ Левин, 393.
  10. ^ Левин, 841.
  11. ^ Деннис и Веннекер, 13.
  12. ^ Коул, 92.
  13. ^ Левин, 387
  14. ^ Левин, 389.
  15. ^ Уруссов, E57.
  16. ^ Левин, 389.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a6cf6b4ddb819de5c3ce6ed00e9aec6__1711146360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/c6/8a6cf6b4ddb819de5c3ce6ed00e9aec6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plan for Greater Baghdad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)