38М Толди
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Легкий танк Толди | |
---|---|
![]() Командирский танк 38М Толди I с радиоантенной | |
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Королевство Венгрия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1939-1945 |
Используется | ![]() |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | МАВАГ АБ Ландсверк |
Разработанный | 1936–1938 |
Производитель | МАВАГ Полностью работает |
Произведено | 1939–1942 |
№ построено | 202 |
Варианты | 38М Толди I 42М Толди II 42М Толди IIA 43М Толди III 43M Охотник за доспехами Толди |
Технические характеристики | |
Масса | Толди I: 8,5 т. Толди IIA: 9,3 т |
Длина | 4,75 м (15 футов 7 дюймов) |
Ширина | 2,14 м (7 футов 0 дюймов) |
Высота | 1,87 м (6 футов 2 дюйма) |
Экипаж | 3 |
Броня | Толди I: 7-13 мм Разрывы II: 7-23 мм Разрывы III: 7-35 мм |
Основной вооружение | 20-мм Золотурн С-18/100 пушка [ а ] (Толди I/II) 40-мм пушка 37/42М L/42,5 или L/45 (Toldi IIA/III) |
вторичный вооружение | 1x 8-мм (0,31 дюйма) Gebauer пулемет |
Двигатель | Автобус - NAG L8V 7,9 л. 155-160 л.с. |
Мощность/вес | 19 л.с./т |
Приостановка | торсион |
Оперативный диапазон | 200 км (120 миль) |
Максимальная скорость | 50 км/ч (31 миль/ч) на дороге |
Рулевое управление система | торможение сцеплением |
Толди — венгерский . лёгкий танк времен Второй мировой войны разработанный на базе шведского Landsverk L-60 , Он был назван в честь венгерского рыцаря XIV века Миклоша Толди . «Толди» выпускался в нескольких различных вариантах, в том числе с 20-мм пушкой, с 40-мм пушкой, с пластинами «шюрцен» и даже с прототипом истребителя танков, вооруженным 75-мм пушкой. По крайней мере один из них был даже оснащен тяжелыми противотанковыми гранатометами .
Разработка и производство
[ редактировать ]Венгерский генеральный штаб хотел как можно скорее создать современный легкий танк, после того как отечественная разработка Фау-4 к 1936 году оказалась слишком дорогой, и работы над ним продвигались медленнее, чем ожидалось. [ 1 ]
Тем временем шведская компания AB Landsverk в октябре завершила свою недавнюю разработку Landsverk L-60 и искала заказчика, который мог бы покрыть расходы. После серии испытаний V-4 и Panzer I в 1937 году компания тяжелой промышленности MÁVAG решила приобрести лицензию на L-60 с прототипом для дальнейшего развития. [ 2 ] [ ненадежный источник? ]
Затем башня машины была модифицирована, освободив место для радиостанции и других устройств, а сверху разместили башенку (поскольку Л-60 был еще недостроен и не имел многих необходимых функций). [ 2 ] Первоначальное основное вооружение, 20-мм пушка Madsen, также было заменено сначала на 25-мм автопушку Bofors, а затем на 20-мм противотанковое ружье Solothurn , так как оно уже стояло на вооружении венгерской армии. [ 3 ] Затем для более быстрого и простого производства корпус будет заменен на клепаные пластины вместо сварных, а оригинальный двигатель Scania-Vabis 1664 будет заменен немецким Büssing L8V. [ 4 ]
Сначала у MÁVAG было заказано 80 машин , затем в 1940 году был размещен заказ ещё на 110 машин. [ 4 ] Всего было выпущено 202 единицы.
Варианты
[ редактировать ]- 38M Toldi I (A20) — первый вариант, вооруженный 20-мм противотанковой винтовкой Solothurn , [ 5 ] 80 сделано. Первые несколько Толдис получили старые версии 20-мм противотанковых винтовок с большими магазинами, поэтому на крыше башни был образован небольшой выступ, чтобы облегчить установку магазинов. С появлением новых журналов в этом отпала необходимость и у других Толдисов такой «шишки» уже не было. В начале производства (как и советских и итальянских бронемашин того времени) было много ошибок по неопытности, поэтому нарушенные сварные швы, трещины брони и ошибки литья звеньев гусеницы были обычным явлением.
- 42М Толди II (В20) — изготовлено 110 шт. Эта версия оснащалась более надежными двигателями, производимыми по лицензии компанией Ganz, вместо импортных НАГов. Кроме того, подвеска была улучшена за счет более прочных торсионных пружин . Эти машины были чрезвычайно надежными (по сравнению с российскими и немецкими танками того времени) и могли достигать ресурса 7-8000 км при одном плановом заводском ремонте. На этих машинах была немного увеличена башня, что обеспечивало лучшее размещение радиостанции и немного больший комфорт. С помощью больших люков аварийного выхода экипаж мог быстро покинуть поврежденные танки.
- 42М Толди IIA (В40) — модификация, разработанная в 1942 году, вооруженная 40-мм пушкой 37/42М и увеличенной башней. В 1943 году 80 «Толдисов» в лучшем состоянии были оснащены пушкой и дополнительными бронелистами, увеличивавшими лобовую защиту до 35 мм (280 BHN!).
- 43М Толди III (С40) — улучшенный вариант с более толстой броней, пушкой 42М, модернизированной трансмиссией и перфорированными Шюрцена пластинами . По воспоминаниям, их было изготовлено 12 штук, но письменных подтверждений этому нет, поэтому не исключено, что они были заказаны и производственный процесс стартовал, но так и не завершился из-за бомбардировок. [ 6 ]
- 43M Toldi Páncélvadász («Охотник за танками Толди») - корпус Толди с немецкой 7,5 cm Pak 40 противотанковой пушкой в открытом каземате. Изготовлен всего 1 прототип, поскольку немцы не поставили заказанные и оплаченные орудия из-за военной ситуации. [ 7 ]
- Toldi II вооружен тяжелыми противотанковыми гранатометами - модифицированный Toldi II со снятой пушкой и спаренной установкой для 44M Buzogányvető тяжелых противотанковых гранатометов , установленной в задней части башни. Известно, что существует одна фотография этого варианта, поэтому сделана как минимум одна. [ 8 ]
Бой
[ редактировать ]
Танки Толди впервые приняли участие в боевых действиях венгерской армии во время вторжения в Югославию в 1941 году . [ 4 ] Эти танки в основном использовались против СССР в период с 1941 по 1944 год. Из-за легкой брони, вооружения и хороших средств связи они в основном использовались для разведки. Конструкция была эффективна против советских легких танков, широко распространенных на ранних этапах операции «Барбаросса» , таких как устаревшие Т-26 и БТ-5 . Однако его было совершенно недостаточно против советских средних танков Т-34, встретившихся на поздних этапах войны на Восточном фронте . С 1940 по конец 1942 года танки «Толди» служили в ротах по 22 машины, а также в штабных отделениях имелось 7 танков.
После 1942 года стало ясно, что легкие танки, стоявшие на вооружении всего мира в то время, уже не пригодны для наступательных операций. Однако танки Толди годились для разведки и фланговых задач. Кроме того, в целях экономии топлива и запасных средних баков они идеально подходили для танкистов начальной подготовки.
В связи с этим с 1943 года в боевом порядке «Сабольчей» роты Толди были расформированы и 5-5 Толди были помещены в роты средних танков. Помимо учебных задач, они выполняли разведывательные и фланговые задачи подразделения. Для этого они подходили благодаря лучшей подвижности, великолепной оптике и хорошим радиостанциям по сравнению с танками Т-60 и Т-70. Кроме того, 9 «Толди» были переоборудованы в машины медицинской эвакуации. Таким образом, каждая рота средних танков имела 11-17 « Туранов» (из-за нехватки техники не каждая рота пополнялась по мере необходимости) и 5 «Толдис». Кроме того, в каждом штабе батальона и полка имелось 5 «Толдис» и 1 вариант «Медевак». Обычно в этих подразделениях 50-50% составляли B20 и B40. Исключением была 1-я кавалерийская дивизия , в ротах Турана которой не было Толдиса. Два десятка A20 Toldis использовались в качестве командирских машин эскадрилий ЗСУ «Нимрод » и «Зриньи» рот штурмовых орудий . Остальные использовались в учебных целях после 1943 года. [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]«Толди» поступили на вооружение Венгрии в 1940 году. Они широко использовались во время вторжения в Югославию и на Восточном фронте. С 1942 года «Толдис» были переведены на разведывательные, командные и санитарные функции. [ 4 ]
«Толдис» воевали всю войну, но из-за осады Будапешта в конце 1944 года поставки запчастей прекратились, поэтому танки тоже начали нести потери из-за износа (к этому времени все «Толдисы» и «Нимроды» уже были наработано более 5000 км!). Хоть он и был неэффективен против танков Т-34 и ИС, «Толди Б40» имел шансы против почти 40% советской бронетехники в 1944 году (Т-70, СУ-76, БА-64 и т. д.) и был способен уклоняться от более тяжелых танков благодаря отличной маневренности и небольшим размерам. [ 6 ]
Несколько танков «Толди» были захвачены СССР в конце войны, два из них были перевезены в Кубинку для испытаний и хранятся там до сих пор. [ 2 ]
Несколько Толдис были захвачены румынами после того, как Румыния перешла на другую сторону после государственного переворота 1944 года . Их судьба неизвестна. [ 9 ]
Выжившие
[ редактировать ]-
Единственный сохранившийся 38М Толди I в Танковом музее Кубинки - поврежден и модифицирован. На заднем плане можно увидеть Толди IIA.
-
Единственный сохранившийся Толди IIA (H501) в Танковом музее Кубинки .
Два танка Толди (один Толди I и один Толди IIA) выставлены в Танковом музее Кубинки в Москве , Россия . Видно, что на сохранившемся 38M Toldi I маска орудия , орудия, фонари и направляющие были модифицированы или удалены, а правое крыло повреждено.
Галерея
[ редактировать ]-
Танки 38М Толди в Будапеште , Венгрия, 1943 год.
-
Легкий танк Толди IIA
-
Танки Толди на техническом обслуживании в Венгрии, 1943 год.
-
42М Толди II с экипажем, 1942 г.
-
В Толди I в 1941 году.
-
38M Toldi I в Виллани , Венгрия, 1941 год.
-
38М Толди I на ходу, 1943 год.
-
Танк Толди в Будапеште , Венгрия, 1943 год.
Примечания
[ редактировать ]- ^ известный как «36М 20 мм Нехезпуска»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хадмернок XIII/2. 2018. июнь» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Венгерские танки во Второй мировой войне» . War Thunder — Официальный форум (на венгерском языке) . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «38М «Толди» » . elfnet.hu . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д МаркоПантелич (21 ноября 2020 г.). «Толди I и II» . танки-энциклопедия.com . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Сток, Стивен Дж. (2018). Противотанковое ружье . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. п. 22. ISBN 978-1-4728-1722-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Домбради, Лорант (1974). «Усилия по созданию венгерских бронетанковых частей во время войны (1941–1944)» [Усилия по созданию венгерских бронетанковых частей во время войны (1941–1944)]. Военно-исторические заметки (на венгерском языке). 3 : 591–646 – черезarcanum.com.
- ^ «Истребитель танков Толди» . танки-энциклопедия.com . 21 ноября 2020 г. Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Немет, Карой «Карика» (2 апреля 2014 г.). «Венгерский Toldi II LT с противотанковой гранатомётом 44М.Mace» . Для протокола . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Эксуорси, Марк (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. п. 221. ИСБН 9781854092670 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]