Jump to content

Алигьеро Боэтти

Алигьеро Боэтти
Рожденный
Алигьеро Фабрицио Боэтти

( 1940-12-16 ) 16 декабря 1940 г.
Турин , Италия
Умер 24 апреля 1994 г. ) ( 1994-04-24 ) ( 53 года
Рим, Италия
Известный Рисование
Смешанная техника
Движение Плохое искусство

Алигьеро Фабрицио Боэтти 16 ( декабря 1940 — 24 февраля 1994) — итальянский художник-концептуалист , считающийся членом художественного движения Arte Povera .

Боэтти наиболее известен серией вышитых карт мира Mappa , созданных между 1971 годом и его смертью в 1994 году. Типичным примером работы Боэтти было его понятие «двойников», что побудило его добавить букву «е» (и) между своими именами. , «стимулируя диалектический обмен между этими двумя «я». [1]

Алигьеро Боэтти родился в Турине в семье юриста Коррадо Боэтти и скрипачки Аделины Маркизио. Боэтти бросил учебу в бизнес-школе Туринского университета, чтобы работать художником. Уже в ранние годы он имел глубокие и широкие теоретические интересы и изучал работы на такие разнообразные темы, как философия, алхимия и эзотерика. Среди любимых авторов его юности были немецкий писатель Герман Гессе и швейцарско-немецкий художник и Баухауза преподаватель Пауль Клее . Боэтти также постоянно интересовался математикой и музыкой.

В семнадцать лет Боэтти открыл для себя работы немецкого художника Вольса и резные полотна аргентинско-итальянского художника Лючио Фонтаны . Однако собственные работы Боэтти в подростковом возрасте представляют собой картины маслом, чем-то напоминающие работы русского художника Николя де Сталя . В двадцать лет Боэтти переехал в Париж, чтобы изучать гравюру. В 1962 году во Франции он встретил искусствоведа и писательницу Аннемари Созо, на которой он должен был жениться в 1964 году и от которой у него было двое детей, Маттео (1967) и Агата (1972). [2] С 1974 по 1976 год он путешествовал по Гватемале, Эфиопии, Судану. Боэтти был увлечен незападными культурами, особенно Центральной и Южной Азии, и много раз ездил в Афганистан и Пакистан в 1970-х и 1980-х годах, хотя Афганистан стал для него недоступным после советского вторжения в 1979 году. В 1975 году он вернулся в Нью-Йорк.

Работая как художник с начала 1960-х годов до своей преждевременной смерти в 1994 году, Боэтти создал значительное количество разнообразных работ, которые часто были одновременно поэтичными и приятными для глаз, но в то же время были погружены в его разнообразные теоретические интересы и находились под влиянием его обширных путешествий. .

Он умер от опухоли головного мозга в Риме в 1994 году в возрасте 53 лет. [3]

Плохое искусство

[ редактировать ]

С 1963 по 1965 год Боэтти начал создавать произведения из необычных для того времени материалов, таких как гипс, мазонит, оргстекло, светильники и другие промышленные материалы. Его первая персональная выставка состоялась в 1967 году в туринской галерее Кристиана Штайна. Позже в том же году участвовал в выставке в Galleria La Bertesca в итальянском городе Генуя вместе с группой других итальянских художников, которые называли свои работы Arte Povera, или бедное искусство , термин, впоследствии широко распространенный итальянским искусствоведом Джермано Челантом .

Боэтти продолжал работать с широким спектром материалов, инструментов и техник, включая шариковые ручки (биро) и даже почтовую систему. Некоторые художественные стратегии Боэтти считаются типичными для Arte Povera, а именно использование самых скромных материалов и техник, чтобы снять искусство с пьедестала приписываемого ему «достоинства». Боэтти также проявлял большой интерес к взаимосвязи между случайностью и порядком, к различным системам классификации (сетки, карты и т. д.), а также к незападным традициям и культурным практикам, на которые повлияли его путешествия по Афганистану и Пакистану.

Примером его работы Arte Povera является Lampada Annuale (Ежегодная лампа) (1966), единственная огромная лампочка в деревянном ящике с зеркальной облицовкой. [3] который случайным образом включается на одиннадцать секунд каждый год. Эта работа фокусируется как на преобразующей силе энергии, так и на возможностях и ограничениях случайности – вероятность присутствия зрителя в момент освещения мала. В 1967 году Боэтти выпустил произведение «Манифест» — плакат, на котором были перечислены имена художников, составляющих творческий путь Боэтти. [4]

Почтовое досье (1969–70) состоит из серии писем, которые были отправлены 26 известным получателям, в первую очередь художникам ( Джулио Паолини , Брюс Науман ), искусствоведам ( Люси Липпард , Артуро Шварц ), дилерам (Конрад Фишер, Лео Кастелли) . ), а также коллекционеры ( Джузеппе Панса , Коррадо Леви ), действовавшие в то время. Боэтти отправил конверты по воображаемым адресам, поэтому каждое письмо возвращалось художнику недоставленным, что демонстрировало озабоченность Боэтти невероятностью и случайностью. [5] [6]

Боэтти отмежевался от движения «Арте повера» в 1972 году и переехал в Рим, не отказавшись, однако, полностью от некоторых его демократических, антиэлитарных стратегий. В 1973 году он переименовал себя в двойную личность Alighiero e Boetti («Алигьеро и Боэтти»), отражающую противоположные факторы, представленные в его работах: личность и общество, ошибка и совершенство, порядок и беспорядок. Уже в своем двойном портрете «Джемелли», начатом в 1968 году и опубликованном в виде открытки, Боэтти изменил фотографии так, что казалось, будто он держит за руку своего однояйцевого близнеца. [7] [8] [9]

Он часто сотрудничал как с художниками, так и с нехудожниками, предоставляя им значительную свободу в их вкладе в его произведения. Например, один из наиболее известных типов его работ состоит из цветных букв, вышитых сетками (« арацци », что означает настенные ковры или гобелены) на холстах разных размеров, причем буквы при ближайшем рассмотрении читаются, например, как короткие фразы на итальянском языке. Ordine e Disordine («Порядок и беспорядок») или Fuso Ma Non Confuso («Смешанные, но не перепутанные») или подобные трюизмы и игры слов. Чтобы создать эти картины, Боэтти работал с вышивальщицами-ремесленниками в Афганистане и Пакистане, которым он передал свои дизайны, но все чаще передавал им процесс выбора и комбинирования цветов и, таким образом, определял окончательный эстетический вид работы.

Точно так же в lavori biro (рисунках шариковой ручкой) он приглашал друзей и знакомых заполнить шариковой ручкой большие цветные участки многочастной работы, обычно чередуя мужчину и женщину с одного листа на другой. Боэтти сделал свои первые рисунки шариковой тушью в 1972–73 годах и продолжал это делать до конца 1980-х годов. [10] [11] [6] Самая крупная из всех работ Боэтти Биро - это четыре версии «Ононимо» (1973), состоящие из одиннадцати отдельных панелей, каждая из которых раскрашена вручную биро (две синие и две красные). [12]

Его самый амбициозный проект — большая вышивка под названием «Классификация тысячи самых длинных рек в мире» (1977). [13] [14]

По приглашению Ханса Ульриха Обриста художник опубликовал шесть своих акварельных рисунков в авиационном журнале Austrian Airlines «Sky Lines». В дополнение к этой публикации были созданы мозаики изображений, которые в то время были доступны пассажирам рейсов.

В 1986 году принял участие в выставке Лусио Амелио «Terrae Motus». После землетрясения в Ирпинии 1980 года неаполитанский галерист обратился к крупнейшим современным художникам того времени с просьбой создать произведение искусства о землетрясении; поэтому Боэтти для этого случая реализовал Di palo in frasca nell'estate dell'anno millenovecentottantasei, accanto al Pantheon , размышление о концепциях времени и мышления: обезьяна символизирует способность человеческой мысли перепрыгивать от одной мысли к другой.

Карта (1978)

Пожалуй, наиболее известной является серия больших вышитых карт мира Боэтти, называемая просто «Маппа» . После Шестидневной войны в июне 1967 года художник начал коллекционировать обложки газет с картами зон боевых действий. [15] Затем он попросил жену вышить фигуры с карты июня 1967 года. [16] Идею создания первой крупномасштабной Маппы он обдумывал во время своего второго путешествия в Афганистан в 1971 году. [17] Результатом стала серия плетеных карт мира под названием Territori Occupati . [18] В период с 1971 по 1979 год он вместе со своим другом и деловым партнером Голамом Дастагиром открыл отель One Hotel. [19] в Кабуле [20] как своего рода художественная коммуна [21] и создал большие красочные вышивки, самыми известными из которых были Маппа, карты мира, на которых каждая страна имеет изображение своего национального флага. В 1971 году Боэтти поручил женщинам из школы вышивки в Кабуле вышить свою первую карту. Первоначально он намеревался изготовить только один, но за свою жизнь ввел в эксплуатацию около 150 из них, причем ни одна из них не имела абсолютно одинаковых размеров.

Карты Боэтти отражают меняющийся геополитический мир с 1971 по 1994 год, период, который включал распад Советского Союза и падение Берлинской стены. Карты, вышитые более чем 500 мастерами в Афганистане и Пакистане, стали результатом совместного процесса, оставив дизайн на усмотрение геополитических реалий того времени, а выбор цветов - на усмотрение мастеров, ответственных за вышивку. На картах обозначены политические границы стран. [22] [16] На одной из карт море неожиданно окрашено в розовый цвет, а не в синий, поскольку у афганцев, не имеющих выхода к морю, не было традиций картографирования, тем более океанов. [3] Тексты на рамке содержат даты или подробности создания произведения, подпись и высказывания Боэтти, а также отрывки из суфийской поэзии.

"Для меня работа вышитой Маппы - это максимум красоты. Для этой работы я ничего не делала, ничего не выбирала, в том смысле, что: мир сделан таким, какой он есть, а не таким, каким я его задумал, флаги - те, которые существуют , и я не проектировал их; короче говоря, я абсолютно ничего не делал, когда возникает основная идея, концепция, все остальное не требует выбора». Алигьеро и Боэтти, 1974 год. [23]

Сегодня девятнадцатый день восьмого месяца года одна тысяча девять100 восемьдесят восемь (1988) в Национальной галерее искусств в 2022 году.

Яркие работы Арацци представляют собой вышитые изделия разных размеров, на которых изображены предложения, взятые из поэзии, мудрости со всего мира или высказывания, придуманные самим Боэтти. Arazzi grandi , содержащие сообщения как на итальянском, так и на персидском языках, различны, записывают дату их создания и содержат сложный внутренний код, который предписывает порядок отображаемых предложений. [24] Они контрастируют с геометрическими европейскими буквами и плавной персидской каллиграфией в шахматном порядке, чередующимися полосами, сетками или крестообразными формами. [25] Даты, тщательно отмеченные на каждой Arazzi grandi, знаменуют собой момент пленения Боэтти, поскольку он глубоко интересовался концепцией времени и его неизбежным течением. [26]

Вышивка каждой карты обычно занимала один-два года, а в некоторых случаях и гораздо дольше из-за геополитических событий. После закрытия афганской границы Боэтти был вынужден отказаться от этой практики и работать удаленно из Италии. Эта работа началась в его студии в Риме, когда художник обрисовывал страны фломастером на полотне, прежде чем отправить тканевый каркас в Афганистан. [27] Вторжение российских войск в Афганистан в 1979 году полностью переместило производство из Кабула в Пешавар в Пакистане, где укрылась группа афганских женщин и где Боэтти смог восстановить связь с ними только через посредников. Производство также было полностью остановлено до 1982 года, а в период с 1982 по 1985 год было создано лишь несколько карт. [17] В 1980-е годы Боэтти посетил Пакистан, чтобы встретиться с мужчинами, занимающимися вышивкой. Однако Боэтти, европейцу, не разрешили посещать лагеря. Поэтому он попросил фотографа Рэнди Малкина Стейнбергера , с которым он сотрудничал над книгой «Accanto al Pantheon in Rome», поехать в Пешавар в 1990 году, чтобы сфотографировать мастериц за работой.

Главный образец этой серии, Mappa del Mondo, 1989 («Карта мира, 1989»), выставлен в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке (см. Ключевые работы ).

Выставки

[ редактировать ]

После выставок в Милане и Турине Боэтти был приглашен Харальдом Зееманом для участия в плодотворной выставке «Живи в своей голове. Когда отношения становятся формой» в 1969 году. В 1973 году Боэтти провел свою первую персональную выставку в США в Нью-Йорке в галерее Джона Вебера. В 1978 году он провел антологическую выставку под куратором Жана-Кристофа Аммана в Кунстхалле Базеля , на которой были представлены исторические произведения наряду с более поздними. В 1992 году он стал героем ретроспективы, которая побывала в Бонне и Мюнстере, Германия, и Люцерне, Швейцария. После его смерти он был удостоен нескольких выставок, в первую очередь в Национальной галерее современного искусства в Риме (1996); Музей современного искусства в Вене в 1997 году; Музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне в 1998 году; Галерея Уайтчепел , Лондон (1999); и Художественный музей Лихтенштейна , Вадуц. [28] Художник принимал участие в «Документах 5» (1972) и «7» (1982), Венецианской биеннале (1978, 1980, 1986, 1990, 1995). В 2001 году Венецианский павильон был полностью посвящен творчеству Алигьеро и Боэтти. [17] В 2012 году для выставки Game Plan значительное количество работ было предоставлено МоМА художественной галереей Торнабуони. [29]

Выберите выставки

[ редактировать ]
  • Галерея Кристиана Штайна, Турин, Италия, 1967 год.
  • Arte Povera , Galleria La Bertesca, Генуя, 1967 (групповая выставка)
  • Шаман-шоумен , Galleria De Nieubourg, Милан, Италия, 1969 год.
  • Когда отношение становится формой , куратор Харальд Зееманн , Кунстхалле Берн , Швейцария, 1969 (групповая выставка)
  • Я загораю в Турине 24 февраля 1969 года , Галерея Спероне, Турин, Италия, 1969 год.
  • Галерея Джона Вебера, Нью-Йорк, 1973 г.
  • Принося мир в мир , Галерея Спероне-Фишер, Рим, Италия, 1973.
  • Художественный музей Люцерна, Швейцария, 1975 год.
  • Кунстхалле Базель , куратор Жан-Кристоф Амман, Базель, Швейцария, 1978 г.
  • Арт-агентство Токио , Токио, Япония, 1980 год.
  • 44-я Венецианская биеннале , Венеция, Италия, 1990.
  • Синхронность как принцип акаузальных связей , Кунстферайн, Бонн, Германия; Вестфалишер Кунстферайн, Мюнстер, Германия; Художественный музей, Люцерн, Швейцария, 1992–1993 гг.
  • Чередование от 1 до 100 и наоборот , Национальный центр современного искусства Гренобля, Гренобль, Франция, 1993 г.
  • Музей современного искусства, Лос-Анджелес , Калифорния, 1994 г.
  • Музей PS1, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк, 1994 год.
  • Алигьеро и Боэтти , часть проекта «Происхождение и назначение» , Societe des Expositions du Palais des Beaux-Arts de Bruxelles, Брюссель, Бельгия, 1994 г.
  • Алигьеро Боэтти , Гражданская галерея современного искусства, Турин, Италия; Музей современного искусства, Вильнев д'Аск, Франция; Музей современного искусства, Stiftung Ludwig, Вена, Австрия, 1996–97.
  • Алигьеро Боэтти: Puttere al mondo il mondo («Привнесение мира в мир») - Музей современного искусства , Франкфурт-на-Майне, Германия, и Galerie Jahrhunderthalle Hoechst, Германия, 1998 г.
  • Боэтти; индивидуалистический дух Arte Povera , Художественная галерея Уайтчепел , Лондон, 1999 г.
  • От нуля до бесконечности, Arte Povera 1962–1972 – Tate Modern, Лондон, [1] , Центр искусств Уокера Миннеаполис, Миннесота, 2001–2002 [2]
  • Когда 1 равно 2: Искусство Алигьеро и Боэтти - Музей современного искусства, Хьюстон , Техас, 2002 г.
  • Почти все , Галерея современного искусства , Бергамо, Италия, 2004.
  • 2012 Ретроспектива Тейт Модерн .
  • «Алигьеро Боэтти: План игры» МоМА , Нью-Йорк, 2012.

Ключевые работы (подборка)

[ редактировать ]
  • Mappa del Mondo, 1989 («Карта мира, 1989»), афганская вышивка на ткани, Коллекция Музея современного искусства, Нью-Йорк [3] (изображение)
  • Тутто («Все»), 1994, афганская вышивка на ткани, коллекция Музея современного искусства во Франкфурте-на-Майне, Германия [4] (изображение).

Арт-рынок

[ редактировать ]

В 1995 году в Риме был создан Архив Алигьеро Боэтти для выдачи сертификатов подлинности произведений Боэтти. [ нужна ссылка ]

В 2008 году между галереей Sperone Westwater (основным дилером художника в то время) и Archivio Alighiero Boetti (и некоторыми членами семьи) были поданы иски по поводу подлинности 15 работ, выставленных и проданных галереей на ее выставке 2002 года «Simmetria Asimmetria». В иске архива против миланской галереи в январе 2008 года архив потребовал декларативного решения о том, что он не несет ответственности перед галереей за неподтверждение подлинности спорных работ, а также утверждает, что галерея нарушила свои «моральные права», выставив публикация и продажа произведений искусства, приписываемых Боэтти. Спероне Вестуотер, в свою очередь, подала в суд на Архив Боэтти в Окружном суде США Южного округа Нью-Йорка за то, что, по его утверждению, является широкой схемой дискредитации архива путем капризного сомнения в подлинности произведений искусства Боэтти, которые он демонстрировал и продавал в Соединенных Штатах. государства; в том числе тот, который был куплен Чикагским институтом искусств . В иске Нью-Йорка Спероне Вестуотер просил судью сделать декларативное решение о том, что архив не имеет претензий к моральным правам, а также требует возмещения ущерба «за ущерб, причиненный ответчиками бизнесу и репутации галереи», по пунктам обвинения в нарушении подразумеваемого соглашения о добросовестности и честной деловой деятельности, небрежном искажении фактов и вмешательстве в деловые отношения. . [30]

  1. ^ Oxford Art Online, Алигьеро Боэтти, эссе Мэтью Гейла
  2. ^ Алигьеро Боэтти: План игры, 1 июля – 1 октября 2012 г., Музей современного искусства , Нью-Йорк.
  3. ^ Jump up to: а б с Чарльз Дарвент (4 марта 2012 г.), Алигьеро Боэтти, Тейт Модерн, Лондон, The Independent .
  4. ^ Алигьеро Боэтти Риттер, Вальденбух. Музей
  5. ^ Алигьеро Боэтти, 28 февраля - 31 марта 2012 г., Спрут Магерс, Лондон.
  6. ^ Jump up to: а б Алигьеро и Боэтти, 25 января – 6 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала .
  7. Алигьеро и Боэтти, 20 октября – 24 ноября 2007 г. Архивировано 25 июля 2011 г. в галерее Wayback Machine Gladstone Gallery, Нью-Йорк.
  8. ^ Холланд Коттер (28 июня 2012 г.), Весь мир, сшитый и исправленный - Ретроспектива Алигьеро Боэтти в Музее современного искусства The New York Times .
  9. Алигьеро и Боэтти, 10 февраля – 31 марта 2001 г. Архивировано 24 июня 2011 г. в галерее Гагосяна Wayback Machine , Нью-Йорк.
  10. Алигьеро и Боэтти: «Simmetria Asimmetria», 10 января – 2 марта 2002 г. Архивировано 27 июля 2011 г. в галерее Wayback Machine Sperone Westwater, Нью-Йорк.
  11. Линии взаимодействия, 1 июня – 1 июля 2003 г. Архивировано 27 июля 2011 г. в галерее Wayback Machine Sperone Westwater, Нью-Йорк.
  12. ^ Алигьеро Боэтти, Ононимо (1973) Вечерний аукцион Christie's после войны и современного искусства, 11 февраля 2010 г., Лондон.
  13. ^ Роберта Смит (26 апреля 1994 г.), Алигьеро и Боэтти, 53 года, художник, смешавший разрозненные элементы The New York Times
  14. ^ Алигьеро Боэтти, Тысяча самых длинных рек в мире (около 1975 г.) Вечерний аукцион Christie's после войны и современного искусства, 11 февраля 2010 г., Лондон.
  15. ^ Алигьеро Боэтти, Двенадцать форм от 10 июня 1967 года (1967–1971) Christie's: Итальянская распродажа, 14 октября 2011 года, Лондон.
  16. ^ Jump up to: а б Холланд Коттер (28 июня 2012 г.), « Весь мир, сшитый и залатанный - ретроспектива Алигьеро Боэтти в Музее современного искусства ». Нью-Йорк Таймс . nytimes.com.
  17. ^ Jump up to: а б с Алигьеро и Боэтти, 7 ноября 2009 г. - 23 января 2010 г. Архивировано 25 июля 2011 года в галерее Wayback Machine Gladstone Gallery, Нью-Йорк.
  18. Алигьеро и Боэтти. Архивировано 25 октября 2012 года в журнале Wayback Machine Frieze Magazine , выпуск 50, январь – февраль 2000 года.
  19. ^ Аннемари Созо (2011): One Hotel Hatje Cantz Publishing Алигьеро Боэтти .
  20. Алигьеро Боэтти, 21 февраля – 27 мая 2012 г. Тейт Модерн, Лондон.
  21. Майк Коллетт-Уайт (27 февраля 2012 г.), Алигьеро Боэтти был итальянским художником, который нанес Афганистан на карту – буквально Reuters .
  22. ^ Вне времени: современный взгляд, 30 августа 2006 г. - 9 апреля 2007 г. МоМА, Нью-Йорк.
  23. ^ Цитируется в Маппе, Луке Серицце, Afterall Books, 2008 г.
  24. ^ Алигьеро Боэтте: La Forza del Centro, 8 февраля - 23 марта 2013 г. Архивировано 20 мая 2013 г. в галерее Wayback Machine Барбары Гладстон , Нью-Йорк.
  25. Роберта Смит (7 марта 2013 г.), Алигьеро Боэтти: «La Forza del Centro», The New York Times .
  26. ^ Алигьеро Боэтте: La Forza del Centro, 8 февраля - 23 марта 2013 г. Архивировано 20 мая 2013 г. в галерее Wayback Machine Барбары Гладстон , Нью-Йорк.
  27. ^ Алигьеро Боэтти, Маппа (1984–1986) Вечерний аукцион Christie's послевоенного и современного искусства, 27 июня 2012 г., Лондон.
  28. ^ Галерея Алигьеро Боэтти Гагосяна.
  29. ^ Искусство Торнабуони привлечет крупных итальянских деятелей искусства в FIAC, который пройдет в Grand Palais Art Daily
  30. Кейт Тейлор (1 мая 2008 г.), «Испытания на вызов Баския», Комитеты аутентификации Боэтти, New York Sun.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Галерея La Tartaruga (редактор), Театр выставок (Рим, редактор Lerici, 1968, на итальянском языке)
  • Альберто Боатто, Алигьеро и Боэтти (Равенна, изд. Эссеги, 1984, на итальянском языке)
  • Рольф Лаутер , Алигьеро и Боэтти: Помещая мир в мир (Hatje Cantz Verlag, 1988, на немецком языке, каталог выставки « Помещая мир в мир »)
  • Джермано Челант, Умберто Аллеманди и др., Arte Povera (Турин, 1989, на итальянском языке)
  • Совместная работа Паркет №. 24 (художественный журнал, Parkett Verlag Zurich, Швейцария, 1990, на немецком и английском языках)
  • Аннели Полен, Алигьеро и Боэтти - 1965–1991 (Bonner Kunstverein, 1992, на немецком языке)
  • Жан-Кристоф Амманн, М.Т. Роберто, А. Созо (ред.), Алигьеро и Боэтти - 1965–1994 (Милан, Edizioni Mazzotta, 1996, на итальянском языке).
  • Джермано Челант, Алигьеро Боэтти , (Милан, Скира, 2001, опубликовано в связи с выставкой Алигьеро Боэтти. Нечего видеть, нечего скрывать на 49-й Венецианской биеннале , 2001)
  • Паола Морсиани и Барри Швабски (ред.), Когда 1 равно 2: Искусство Алигьеро и Боэтти (Хьюстон, Музей современного искусства, 2002)
  • Ханс Ульрих Обрист, Интервью, том I (Милан, Fondazione Pitti Immagine Discovery / Charta, 2003)
  • Маура Пикчау, Джорджио Маффеи (ред.), Алигьеро Боэтти «Tutto libro» (Edizoni SACS, 2004, на итальянском языке)
  • Джачинто Ди Пьетрантонио, Коррадо Леви (ред.), Алигьеро Боэтти - Почти все (Милан, Silvana Editoriale, 2004, на итальянском языке)
  • Аннемари Созо, Лука Сасселла (ред.), шаман-шоумен Алигьеро и Боэтти (Рим, 2006, на итальянском языке)
  • Анн-Мари Созо для искусства Торнабуони, «Алигьеро Боэтти» Федерико Мотта Редактор, 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1d5d1d0023be7a3c4e36c1c0f756816__1719249780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/16/b1d5d1d0023be7a3c4e36c1c0f756816.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alighiero Boetti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)