Зияд ибн Абихи
Зияд ибн Абихи | |
---|---|
Омейядский губернатор Басры | |
В офисе Июнь/июль 665–670 гг. | |
Монарх | Он слушал меня |
Предшественник | Аль-Харис ибн Абдулла [ а ] |
Омейядский губернатор Ирака | |
В офисе 670–673 | |
Монарх | Он слушал меня |
Предшественник | Офис создан |
Преемник | Абдулла ибн Халид (в Куфе) Самура ибн Джундаб (в Басре) |
Личные данные | |
Рожденный | в. 622 |
Умер | 23 августа 673 г. аль-Савийя возле Куфы |
Супруги |
|
Дети |
|
Родитель | Сумайя (мать) |
Абу аль-Мугира Зияд ибн Абихи ( араб . أبو المغيرة Зияд ибн Абия , латинизированный : Абу аль-Мугира Зияд ибн Абихи ; ок. 622–673 ), также известный как Зияд ибн Аби Суфьян ( араб . Зияд ибн Аби Суфьян , латинизированный ) ) . Зияд ибн Аби Суфьян , был администратором и государственным деятелем сменявших друг друга Рашидун и Омейядов халифатов в середине VII века. Он служил губернатором Басры в 665–670 годах и, в конечном итоге, первым губернатором Ирака и практическим наместником восточного халифата между 670 годом и своей смертью.
Происхождение Зияда неясно, но он вырос среди Бану Сакиф в Таифе , недалеко от Мекки . Он прибыл со своими приемными соплеменниками в Басру после ее основания в 636 году, став плацдармом арабов-мусульман для завоевания Сасанидской империи . Первоначально он был нанят первым губернатором города Утбой ибн Газваном аль-Мазини , а его преемники оставили его в качестве писца или секретаря. Халиф Али ( годы правления 656–661 ) назначил Зияда губернатором Фарса для подавления местного восстания и сохранил свою лояльность халифату Али после убийства последнего в 661 году и последующего правления противника Али, Муавии I ( годы правления 661–661). 680 ). Последний преодолел сопротивление Зияда, официально признал его своим сводным братом по отцовской линии и назначил губернатором Басры. Инаугурационная речь Зияда, в которой он объявил о своем подходе кнута и пряника к управлению беспокойным населением города, прославилась в арабской истории своим красноречием.
После смерти губернатора Куфы , наставника Зияда аль-Мугиры ибн Шубы , Муавия сделал Зияда первым губернатором единой иракской провинции. Он административно реорганизовал гарнизонные города и отчеканил сасанидского серебряные дирхемы образца от своего имени. Он прочно установил арабскую власть и возобновил завоевания самой восточной провинции Халифата, Хорасана , переселив туда 50 000 арабских солдат и их семьи из Ирака и отправив экспедиционные войска против Тухаристана , Балха и Кухистана . Хотя массовое переселение улучшило экономическое и политическое положение Ирака, отведя солдат арабских племен из перенаселенных гарнизонов и создав новые возможности для военной добычи, этот шаг имел серьезные последствия для Халифата, поскольку потомки этих арабских войск Хорасани сформировали армию, которая свергла Ирак. Омейяды в 750 году.
Зияд умер недалеко от Куфы в 673 году, но его сыновья Убайд Аллах , Абд ар-Рахман , Салм , Аббад и Язид продолжали занимать посты губернаторов или заместителей губернаторов Ирака, Хорасана и Сиджистана . Зияд был героем ранних арабских биографий, и в арабской истории его запомнили как одного из четырех великих мудрецов своей эпохи, а также как высококвалифицированного администратора и оратора. Его администрация в Ираке послужила образцом для его преемников.
Происхождение
[ редактировать ]Зияд, вероятно, родился в Таифе в 622 или 623/24 году. [ 4 ] Его точное происхождение неясно, поэтому в источниках его часто называют Зияд ибн Абихи («Зияд, сын своего отца»). [ 5 ] [ 6 ] Он был внебрачным сыном некоего Сумайи, его отец неизвестен. Происхождение Сумайи также неясно. Историки 9-го века аль-Баладхури и Авана ибн аль-Хакам сообщают, что она была рабыней, жившей в Кашкаре , хотя первый утверждает, что она принадлежала к члену Бану Яшкур , ветви арабского племени Бану Бакр . и последний утверждает, что она принадлежала персидскому дехкану (землевладельческому магнату). В повествовании аль-Баладхури владелец Сумайи Яшкури отправился в хадж в Мекку, пытаясь вылечить свою болезнь, и впоследствии лечился в Таифе у аль-Хариса ибн Калады , врача из клана Сакиф , проживающего в городе; В награду за свои услуги Ибн Калада получил в дар Сумайю. В повествовании Аваны Сумайя была передана Ибн Каладе персидским дехканом после того, как он его вылечил. В любом случае, в конечном итоге ее отдали Убайду, греческому или сирийскому рабу, принадлежавшему жене Ибн Калады. Хотя Зияд намекает в стихотворении на свое персидское происхождение, его семья утверждала, что Сумайя была не рабыней, а дочерью некоего аль-А'вара из клана Зайд Манат арабского племени Бану Тамим . [ 4 ]
Начало карьеры в Басре
[ редактировать ]Во время правления халифа Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) Зияд принял ислам. [ 4 ] , «открыл ему мир» который, по словам историка Юлиуса Велльхаузена . [ 7 ] Позже он стал одним из первых поселенцев арабского гарнизонного города Басра . [ 4 ] [ 8 ] До основания города в 638 году мусульманские войска, сражавшиеся на иракском фронте, использовали в качестве военного лагеря разрушенную персидскую деревню на этом месте. [ 9 ] Зияд прибыл туда с сыновьями Ибн Калады, Нафи и Абу Бакра Нуфаем . [ 4 ] Семья последнего получила преимущество в городе, приобретя там крупные земельные владения. [ 7 ] Шурин Абу Бакры Утба ибн Газван аль-Мазини основал первый лагерь в Басре в 635 году и был основателем и первым губернатором города. [ 4 ] [ 9 ] Административные навыки Зияда стали очевидны еще в подростковом возрасте, и Утба поручал ему выполнение мелких задач в Басранском диване (бюрократии) во время правления халифа Умара ( годы правления 634–644 ). [ 4 ] В 635 году Утба поручил ему раздать арабским войскам военную добычу, полученную в результате захвата аль-Убуллы (Апологос), города непосредственно к востоку от Басры. [ 4 ] [ 10 ] По словам современного историка Исаака Хассона, Зияд «отличился умным и непредвзятым секретарем, преданным своему господину и государственной службе… он проявил необычайные способности к бухгалтерскому учету и прекрасно владел эпистолярным искусством». . [ 4 ] Его навыки и назначение военным губернатором Басры Абу Мусой аль-Ашари его исполняющим обязанности во время военной кампании привлекли внимание халифа Умара. [ 4 ] Он привез Зияда в Медину , центр зарождающегося мусульманского государства, где он еще раз проверил свои навыки; Выступление Зияда принесло ему награду в размере 1000 серебряных дирхамов от Умара, которую он использовал для покупки свободы своей матери или отчима Убайда. [ 4 ] Вскоре после возвращения в Басру Зияд стал катибом (писцом или секретарем) Утбы. [ 4 ]
После смерти Утбы Зияд продолжил свою службу в качестве катиба под руководством своих преемников Абу Мусы аль-Ашари и аль-Мугиры ибн Шу'бы , члена Сакифа, который стал наставником Зияда. [ 4 ] [ 5 ] [ 10 ] [ 8 ] Когда аль-Мугира был отозван Умаром в Медину в 638 году из-за обвинений в прелюбодеянии со стороны трех обвинителей, включая Абу Бакра Нуфай и некоего Шибла ибн Ма'бада аль-Баджали, которые оба были сводными братьями Зияда по материнской линии, Зияд также был отозван для дачи собственных показаний. [ 4 ] Его заявление было пристрастным к аль-Мугире, в результате обвинения были сняты, а обвинители были подвергнуты порке. [ 4 ] Во время правления халифа Усмана ( годы правления 644–656 ) Зияд служил назначенцу халифа в Басре Абдаллаху ибн Амиру . [ 4 ]
Преемник Усмана Али ( годы правления 656–661 ) назначил Абдаллаха ибн Аббаса губернатором Басры и поручил Зияду собирать харадж (земельный налог) провинции и контролировать казну. [ 11 ] [ 12 ] По словам Хэссона, «Али высоко ценил таланты Зияда», что он поручил Ибн Аббасу прислушаться к совету Зияда. [ 11 ] Когда Ибн Аббас покинул Басру в 657 году, чтобы сопровождать Али в битве при Сиффине против губернатора Сирии Муавии ибн Аби Суфьяна , он оставил Зияда своим исполняющим обязанности губернатора. [ 13 ] В этот период он подавил восстание Бану Тамим, крупной военной племенной группировки в городе, при решающей помощи другой басранской фракции, Азд . [ 14 ]
После того как Али вернулся из Сиффина, его назначенец в округе Фарс Сахль ибн Хунайф был изгнан его жителями, после чего он отправил Зияда. [ 11 ] округа Жители Фарса остались довольны руководством Зияда, и он смог собрать харадж . [ 11 ] Он оставался в Фарсе до конца правления Али, которое закончилось убийством халифа в 661 году и основанием халифата Омейядов под руководством Муавии. [ 11 ] После этого его штаб-квартира осталась в крепости в окрестностях Истахра . Из назначенцев Али он дольше всех воздерживался от признания халифата Муавии. [ 7 ] [ 15 ] Агент Муавии, Буср ибн Аби Артат , оказал давление на Зияда, схватив и угрожая убить троих его сыновей в Басре. [ 7 ] [ 15 ] Сводный брат Зияда Абу Бакра заступился перед Муавией, и сыновья Зияда были освобождены. [ 16 ] В конце концов он сдался правлению Муавии в 662/63 году после заступничества аль-Мугиры, которого Муавия назначил губернатором Куфы , другого главного арабского гарнизонного города Ирака. [ 5 ] [ 17 ] В соответствии с достигнутой сделкой доходы от Фарса, причитающиеся казне халифа, были разделены между Зиядом и аль-Мугирой, что Муавия проигнорировал. [ 17 ] Зияд переехал в Куфу и поддерживал близкие связи с аль-Мугирой и его семьей. [ 18 ]
Губернатор Басры
[ редактировать ]Муавия официально признал Зияда сыном своего отца Абу Суфьяна . Это предложение было инициировано, когда Зияд потребовал от халифа разъяснений по поводу слухов о биологическом отцовстве Абу Суфьяна. [ 11 ] По словам Велльхаузена, Муавия вызвал Зияда в Дамаск и признал его своим сводным братом по отцовской линии, «чтобы таким образом полностью привязать его к себе и своей семье». [ 19 ] сочла это решение скандальным Правящая семья Омейядов . [ 17 ] Сын Муавии Язид и члены других ветвей клана, а именно большая семья Марвана ибн аль-Хакама в Медине и Абдаллах ибн Амир, губернатор Басры, протестовали или угрожали принять меры против этого решения. [ 11 ] Ибн Амира и Марванидов заставили замолчать в результате угроз применения силы или взяток. [ 11 ] Отношения Язида с Зиядом оставались натянутыми, и сатирические поэтические стихи об этом событии распространял брат Марвана Абд ар-Рахман. [ 19 ] Мусульманские ученые в целом считали этот эпизод одним из самых постыдных действий Муавии. [ 20 ]
понимая, что Зияд «имеет как способности, так и важнейшие местные связи, чтобы быть его правой рукой в Басре», Муавия назначил его губернатором провинции. По словам историка Хью Н. Кеннеди , [ 5 ] Он вступил в должность в июне или июле 665 года, произнеся вступительную речь кнута и пряника перед беспокойным населением Басры. [ 5 ] По словам Хэссона, это «считалось шедевром красноречия». [ 11 ] Вельхаузен описывает ее как «знаменитую» и ту, которую назвали «[речью] без предисловия». [ 18 ] потому что в нем пропущены традиционные вступления, восхваляющие Бога и благословляющие исламского пророка Мухаммеда . [ 5 ] Речь переводится следующим образом:
Вы ставите отношения выше религии, вы оправдываете и укрываете своих преступников и разрушаете защищающие законы, освященные исламом. Остерегайтесь бродить ночью; Я убью каждого, кого найдут ночью на улице. Остерегайтесь произвольных призывов к отношениям; Я вырежу язык каждому, кто поднимет крик. Кто кого в воду столкнет, кто чужой дом подожжет, кто в дом вломится, кто могилу откроет, того Я за это накажу. Я возлагаю на каждую семью ответственность за своих членов. Ненависть к себе я не наказываю, а только преступление. Многие, напуганные моим пришествием, будут рады моему присутствию, и многие, возлагающие на него свои надежды, не будут обмануты. Я управляю вами властью Бога и забочусь о вашем содержании из богатства Божьего. От вас я требую послушания, а вы можете требовать от меня справедливости. В чем бы я ни потерпел неудачу, у меня не будет недостатка в трех вещах: в любое время я буду готов выслушать кого угодно; Я выплачу вам пенсию в назначенное время, не буду отправлять вас на войну слишком далеко и не буду держать вас на поле боя слишком долго. Не позволяйте вашей ненависти и гневу против меня увлечь вас; если бы вы это сделали, вам было бы плохо. Я вижу множество голов, шатающихся; пусть каждый позаботится о том, чтобы свое осталось на его плечах! [ 21 ]
Ряд карательных мер, подобных тем, которые были упомянуты в его речи, были приняты Зиядом в начале его срока и во многом снискали ему уважение жителей Басры. [ 22 ] Он установил беспрецедентный уровень безопасности в городе, его иранских владениях на востоке, то есть в Фарсе и Кермане , а также в Аравийской пустыне на юге. Хариджиты Басры, многие из которых больше интересовались бандитизмом, чем политикой, подчинились его власти. [ 23 ] При Зияде Басра начала формироваться как настоящий исламский город. [ 9 ] В его правление грубые сырцовые кирпичи городских домов были заменены более прочными обожженными кирпичами, и он построил общинную мечеть и жилой дворец. [ 9 ] По словам историка Шарля Пеллата , Зияда «в определенной степени [можно] считать мастером процветания города». [ 9 ] Его эффективное правление укрепило доверие к нему Муавии. [ 5 ] В том же году, когда Зияд был назначен в Басру, провинция Бахрейн (восточная Аравия) и ее зависимая территория Ямама (центральная Аравия) были переданы под управление Зияда. [ 24 ]
Вице-король Ирака и востока
[ редактировать ]После смерти аль-Мугиры в 670 году Куфа и ее владения были переданы под управление Зияда, что сделало его практическим наместником Ирака и восточной половины Халифата. [ 5 ] [ 25 ] Он был первым, кто занимал пост двойного губернатора Куфы и Басры и разделил свою резиденцию между двумя городами. [ 11 ] Зимой он остался в Басре и оставил Амра ибн Хурайта своим заместителем в Куфе, а летом он проживал в Куфе, оставив Самуру ибн Джундаба своим заместителем в Басре. [ 11 ] Его сильная хватка в Куфе ознаменовала отход от подхода аль-Мугиры, основанного на невмешательстве. [ 5 ] Источником беспокойства для него в Куфе были волнения Алидов , [ 11 ] сторонники халифа Али во главе с Худжром ибн Ади аль-Кинди , который не одобрял правление Омейядов и возглавил первые открытые призывы к созданию халифата, который будет принадлежать потомкам Али. [ 25 ] Хотя аль-Мугира терпел Худжра, Зияд сделал ряд грозных предупреждений, чтобы тот прекратил свое открытое несогласие. [ 11 ] Ему удалось настроить против себя большинство сторонников Худжра среди куфанских войск. [ 11 ] [ 26 ] В 671 году он приказал арестовать Худжра и тринадцать его сторонников и отправить их в Дамаск для наказания, где шестеро, включая Худжра, были казнены в Адре за отказ осудить Али. [ 27 ] Один из мужчин, Абд ар-Рахман ибн Хасан аль-Анази, которого Муавия пощадил, позже оскорбил халифа после того, как отказался от его призыва осудить Али, и был отправлен обратно к Зияду, который в качестве наказания похоронил его заживо. [ 28 ]
Чтобы положить конец хаосу в амсарах (гарнизонах) Басры и Куфы, Зияд провел административную реформу этих двух городов. [ 11 ] Со времен правления халифа Умара их гарнизоны состояли из воинов разных племен, группировавшихся вместе для распределения военных стипендий. [ 29 ] В Куфе и Басре было семь таких племенных групп, и во главе каждой группы стоял вождь, выбранный ее членами и служивший их представителем в правительстве. [ 30 ] [ 31 ] Постепенно эта система стала экономически неэффективной и политически неспокойной. [ 30 ] Не было никакого контроля над арабской иммиграцией в Амсар , что привело к перенаселению и, в свою очередь, к усилению конкуренции за меньшие ресурсы. [ 32 ] Таким образом, Зияд решил сформировать более крупные подразделения, объединив родственные кланы и лично назначив их лидера, что привело к реорганизации Куфы на четверти, а Басры - на пятые. [ 29 ] Эта мера позволила облегчить контроль над жителями двух городов. [ 29 ] Зияд провел дальнейшие реформы в Куфе и Басре, в том числе упорядочил своевременную выплату стипендий, приступил к осуществлению программ развития сельского хозяйства, включая рытье каналов, и чеканил дирхемы в сасанидском стиле, носившие его имя как «Зияд ибн Аби Суфьян». [ 29 ]
Объединение Хорасана
[ редактировать ]Власть Зияда распространялась на Хорасан и Сиджистан , дальневосточные регионы Халифата, которые считались зависимыми от гарнизона Басры. [ 11 ] Арабские завоевания этих территорий в 640-х и 650-х годах были сродни набегам и не укрепили власть Халифата. [ 33 ] Более того, политическая нестабильность последних лет халифата Усмана и Первая мусульманская гражданская война привели к местным восстаниям, которые еще больше ослабили власть арабов. [ 34 ] В 655 году сасанидский принц Пероз III при поддержке армии Тухаристана попытался восстановить власть Персии. [ 35 ] При предыдущих халифах обширный регион был экспериментально разделен на отдельные провинции под руководством вождей арабских племен. [ 35 ] Управление в основном было оставлено местным князьям. [ 36 ] Опасаясь возрождения персов, которое могло себе позволить фрагментарное подразделение Хорасана, Зияд централизовал управление провинцией в небольшом арабском гарнизоне в Мерве. [ 35 ]
Чтобы облегчить финансовое давление Басры, Зияд возобновил мусульманские завоевания в Центральной Азии . [ 29 ] [ 36 ] Он организовал арабское военное присутствие в Хорасане. [ 35 ] В 667 году он отправил в этот регион армию под командованием своего генерал-лейтенанта аль-Хакама ибн Амра аль-Гифари . [ 35 ] [ 36 ] Последний завоевал нижний Тухаристан и Гарчистан и временно переправился через реку Окс в Трансоксиану , вынудив Пероза отступить в Танский Китай . [ 35 ] Между тем, удаление Зиядом погибших солдат и внесение новых рекрутов в реестры иракской армии привело к тому, что многие представители племени были исключены из списков заработной платы. [ 37 ] Он отправил 50 000 арабских солдат и членов их семей из Басры и Куфы на постоянное место жительства в оазисе Мерва в Хорасане. [ 38 ] переселение этих войск могло быть средством «предотвратить потенциально опасные события», связанные с притоком арабских племен в два гарнизонных города. По мнению историка Джеральда Хотинга , [ 25 ] В результате оазис Мерва стал домом для самой большой концентрации мусульман за пределами Плодородного полумесяца . [ 36 ]
Преемник аль-Хакама, Галиб ибн Абдаллах аль-Лайти , был менее успешен в подчинении Тухаристана, и Зияд послал другого своего помощника, Раби ибн Зияда аль-Харити , чтобы подавить восстания на завоеванных территориях в 670/71 году. [ 38 ] [ 35 ] Лави приступил к заключению договора о капитуляции Балха , жители которого восстали против арабского правления, а затем уничтожил армию гепталитских принцев в Кухистане . [ 38 ] В 673 году сын Лави Абдаллах распространил арабское правление на западные берега Окса и заключил соглашения о дани с городами-крепостями Амуль и Замм . [ 38 ] Чтобы закрепить территориальные завоевания и предоставить рабочую силу для дальнейших завоеваний, Зияд намеревался поручить арабским войскам, первоначально сосредоточенным в оазисе Мерва, колонизировать другие части Хорасана. [ 39 ] В конечном итоге они были распределены между пятью региональными гарнизонами под руководством преемников Зияда. [ 40 ] [ 41 ]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Зияд умер в деревне ат-Тавийя недалеко от Куфы 23 августа 673 года. [ 4 ] [ 42 ] Он был похоронен на кладбище, где находились могилы нескольких курайшитов, и оставил наследство в размере 10 000 серебряных дирхамов. [ 43 ] Во время своего губернаторства Куфы в 675–678 годах ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри посетил могилу Зияда и прочитал элегию:
Если дворянство и ислам когда-либо увековечили человека,
Они наверняка увековечат вас. [ 44 ]
Через год после своей смерти Муавия назначил сына Зияда Убайд Аллаха губернатором Хорасана, а затем Басры. [ 45 ] При сыне и преемнике Муавии, халифе Язиде I ( годы правления 680–683 ), губернаторство Куфы также было передано Убайд Аллаху. [ 45 ] Сыновья Зияда Абд ар-Рахман и Салм последовательно занимали посты губернаторов Хорасана в 678–680 и 680–683/84 гг. [ 46 ] [ 47 ] и два других сына, Аббад и Язид , последовательно занимали посты губернаторов Сиджистана в 673–680/81 и 680/81 годах. [ 48 ] [ 49 ] Такиф, который поддерживал тесные связи с Омейядами с доисламской эпохи и играл важную роль в мусульманском завоевании Ирака, предоставил династии Омейядов ряд наместников в Ираке, включая аль-Мугиру, Зияда, Убайд Аллаха. и аль-Хаджаджа ибн Юсуфа ( годы правления 694–714 ), и мусульманские традиционные источники уделяют им больше внимания, чем халифам, от имени которых они правили. [ 50 ] По словам Кеннеди, вместе со своим наставником аль-Мугирой Зияд и его семья были частью того, что «некоторые, должно быть, считали мафией Такафи», контролирующей Ирак и восток. [ 36 ]
По словам Хассона, среди «наиболее одаренных правителей эпохи Омейядов» Зияд «хорошо понимал свою задачу в качестве губернатора и оказал большое влияние на своих преемников в отношении концепции обязанностей правителей». [ 11 ] По словам Кеннеди, поселение Зиядом иракских арабских войск в Хорасане имело «чрезвычайно важные последствия для исламской истории», поскольку потомки этих поселенцев, [ 36 ] которые были известны как Ахль Хорасан , [ 29 ] в конечном итоге уничтожил халифат Омейядов в составе армии Аббасидов в 750 году. [ 36 ] Казнь Худжра и шести его сторонников, каждый из которых был выдающимся человеком сам по себе, также вызвала глубокое негодование среди их куфанских родственников. [ 26 ] Этот инцидент послужит предвестником будущих восстаний в поддержку Алидов. [ 25 ] Смерть Худжра стала первой политической казнью в истории ислама. [ 11 ] считают его и его товарищей мучениками Мусульмане-шииты . [ 31 ] Утверждается, что Зияд приказал совершить жестокие действия в отношении некоторых сторонников Алидов, включая распятие. [ 11 ]
Интерес к биографии Зияда возник рано среди традиционных мусульманских историков, когда о нем написали работы Абу Михнафа (ум. 774), Хишама ибн аль-Кальби (ум. 819) и Абд аль-Азиза ибн Яхьи аль-Джалуди (ум. 943). [ 29 ] Среди арабов он считается высококвалифицированным оратором, его инаугурационная речь и фрагменты других речей и высказываний цитируются в исламской литературе , арабской риторике, полемике и истории. [ 29 ] Его считают наряду с Муавией, аль-Мугирой и Амром ибн аль-Асом , завоевателем и правителем Египта, как одного из четырех духатов (то есть «проницательных») среди арабских государственных деятелей своей эпохи. [ 29 ] По словам средневекового сирийского историка Ибн Асакира (ум. 1176), Зияд обладал экспертными знаниями Корана , его принципов и исламской юриспруденции . [ 29 ] Средневековый басранский историк Мухаммад ибн Имран аль-Абди рассказывал, что Зияд уважал и любил слушать хадисы об Умаре и провозглашал о них: «Это истина, которую мы слышим! Это сунна ! » [ 51 ] Ряд источников приписывают Зияду передачу высказываний исламского пророка Мухаммеда через Умара в качестве первоначального передатчика. [ 29 ] В 777 году власти Аббасидов лишили потомков Зияда их статуса официальных членов курайшитов (племени, к которому принадлежали Омейяды и Аббасиды) в списках диванов , которые давали им право на относительно высокие пенсии, и объявили их частью Сакифа, члены которого платили меньше. [ 52 ] В какой-то момент после этого они были восстановлены в качестве курайшитов в результате подкупа правительственных чиновников. [ 52 ]
Семья
[ редактировать ]У Зияда были многочисленные жены и уммахат авлад (рабыни, рожавшие детей; пойте. умм валад ). [ 53 ] У него было двадцать сыновей и двадцать три дочери, большинство из которых были детьми уммахат аулад . [ 53 ] От первой жены, Муады бинт Сахр из племени Бану Укайл , у Зияда было четыре сына, в том числе Мухаммед и Абд ар-Рахман, которые женились соответственно на дочерях халифа Муавии I и брата последнего Утбы . [ 53 ] Другими его арабскими женами были Любаба бинт Авф аль-Харашия, дочь дворянина из Басры, чей брат Зурара был известным мусульманским юристом и одно время кади (главным исламским судьей) Басры от имени Зияда; неназванная дочь аль-Кака ибн Мабада ибн Зурары , вождя клана Дарим племени Бану Тамим , которому приписывают то, что он возглавил первую делегацию своего племени к исламскому пророку Мухаммеду; неназванная дочь Мухаджира ибн Хакима ибн Талика ибн Суфьяна, потомка в пятом поколении прародителя клана Омейядов Умайи ибн Абд Шамса ; и неназванная женщина из племени Хузаа . [ 53 ] Зияд также какое-то время был женат на сасанидской персидской принцессе Марджане (или Манджане), которая была матерью его сына Убайд Аллаха; Позже она снова вышла замуж за персидского командира Зияда по имени Шируя аль-Усвари . [ 54 ]
Дочь Зияда Рамла была женой омейядского принца Умайи , сына заместителя губернатора Зияда провинции Фарс или ее округа Ардашир-Хурра , а затем заместителя губернатора Куфы Абдаллаха ибн Халида ибн Асида , который руководил поминальными молитвами Зияда и служил губернатором Куфы. до 675. [ 55 ] Зияд последовательно назначал Умайю заместителем губернатора Хузистана и аль-Убуллы . [ 55 ] Дочь Зияда Сахра была замужем за дворянином из курайшитского клана Махзум , Убайдаллахом ибн Абд ар-Рахманом ибн аль-Харитом, правнуком Хишама ибн аль-Мугиры . [ 55 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Аль-Харис ибн Абдаллах аль-Азди проработал четыре месяца на посту губернатора Басры и был фактически назначен в качестве заместителя между увольнением Абдаллаха ибн Амира и назначением Зияда. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мороний 1987 , с. 76.
- ^ Ховард 1990 , с. 33, примечание 153.
- ^ Мороний 1976 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хассон 2002 , с. 519.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кеннеди 2004 , с. 85.
- ^ Линч 2018 , с. 1662.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с д и Пеллат 1960 , с. 1085
- ^ Jump up to: а б Доннер 1981 , с. 415.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Хассон 2002 , с. 520.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 220, 271.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 277, 280.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 280–282.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 325.
- ^ Маделунг 1997 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , стр. 121–122.
- ^ Маделунг 1997 , с. 332, примечание 55.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 122–123.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 123.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 123–124.
- ^ Белудж 1946 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с д Хоутинг 2000 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , стр. 124–125.
- ^ Маделунг 1997 , с. 337.
- ^ Маделунг 1997 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хассон 2002 , с. 521.
- ^ Jump up to: а б Хассон 2002 , стр. 520–521.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 125.
- ^ Хиндс 1993 , с. 266.
- ^ Гибб 1923 , с. 15.
- ^ Шабан 1979 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гибб 1923 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2004 , с. 86.
- ^ Шабан 1979 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с д Шабан 1979 , с. 32.
- ^ Шабан 1979 , стр. 32–34.
- ^ Шабан 1979 , с. 34.
- ^ Гибб 1923 , с. 17.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 126.
- ^ Фарик 1966 , с. 128.
- ^ Буллата 2011 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Робинсон 2000 , с. 763.
- ^ Мороний 1987 , стр. 199, 207.
- ^ Босворт 1995 , с. 169.
- ^ Зеттерштён 1960 , с. 5.
- ^ Босворт 1968 , с. 44.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 113–114.
- ^ Хаким 2008 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Триттон 1954 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д Фарик 1966 , с. 121.
- ^ Закери 1995 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Фарик 1966 , с. 123.
Библиография
[ редактировать ]- Белудж, Наби Бахш Хан (июль 1946 г.). «Вероятная дата первых арабских экспедиций в Индию» . Исламская культура . 20 (3): 250–266.
- Босворт, CE (1968). Систан под властью арабов: от исламского завоевания до возвышения Саффаридов (30–250, 651–864) . Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN 9788863231243 . OCLC 956878036 .
- Босворт, CE (1995). «Сальм б. Зияд б. Абихи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 997. ИСБН 978-90-04-09834-3 .
- Буллата, Исса Дж. (2011). Уникальное ожерелье: Аль-Икд Аль-Фарид, том Чтение: Издательство «Гарнет». ISBN 978-1-85964-240-5 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Гибб, ХАР (1923). Арабские завоевания в Средней Азии . Лондон: Королевское азиатское общество . OCLC 499987512 .
- Фарик, К.А. (1966). Зияд б. Абих . Лондон: Издательство Азия. OCLC 581630755 .
- Хаким, Авраам (январь 2008 г.). «Умар б. аль-Хаттаб: Религиозный и моральный авторитет». Арабика (на французском языке). 55 (1). Брилл: 1–34. дои : 10.1163/157005808X289296 . JSTOR 25162264 .
- Хассон, И. (2002). «Зияд б. Абихи» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 519–522. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хиндс, М. (1993). «Муавия иб. Аби Суфьян» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 263–268. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Линч, Райан Дж. (2018). «Зияд бин Аби Суфьян (Зияд бин Абихи)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56181-7 .
- Морони, Майкл (1976). «Влияние мусульманского завоевания на персидское население Ирака». Иран . 14 : 41–59. дои : 10.2307/4300543 . JSTOR 4300543 .
- Морони, Майкл Г. , изд. (1987). История ат-Табари, Том XVIII: Между гражданскими войнами: Халифат Муавии, 661–680 гг. Н.э./40–60 гг . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-933-9 .
- Пеллат, Ч. (1960). «Аль-Басра — Басра до монгольского завоевания (656/1258)» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1085–1086. OCLC 495469456 .
- Робинсон, CF (2000). «Убайд Аллах б. Зияд » В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э. и Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 763–764. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Шабан, Массачусетс (1979). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29534-3 .
- Триттон, А.С. (1954). «Заметки и сообщения». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 16 (1): 170–172. дои : 10.1017/S0041977X0014354X . JSTOR 608915 . S2CID 154927468 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Закери, Мохсен (1995). Сасанидские солдаты в раннем мусульманском обществе: истоки айярана и футуввы . Висбаден: Harassowitz Verlag. ISBN 3-447-03652-4 .
- Зеттерштейн, К.В. (1960). «Аббад б. Зияд» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 5. OCLC 495469456 .