Хун Тайцзи
Хун Тайцзи Хуан Тайцзи | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Император династии Цин | |||||||||||||||||||||
Царствование | 1636 – 21 сентября 1643 г. | ||||||||||||||||||||
Предшественник | Сам (как хан династии Поздняя Цзинь) | ||||||||||||||||||||
Преемник | Император Шуньчжи | ||||||||||||||||||||
Хан династии Поздняя Цзинь | |||||||||||||||||||||
Царствование | 20 октября 1626 – 1636 гг. | ||||||||||||||||||||
Предшественник | Нурхачи | ||||||||||||||||||||
Преемник | Сам (как император династии Цин) | ||||||||||||||||||||
Рожденный | (25 октября, 20-летие Ваньли) Фу Ала, Маньчжурия , Мин | 28 ноября 1592 г. ||||||||||||||||||||
Умер | 21 сентября 1643 г. (9 августа, восьмой год Чонгдэ) | (50 лет) ||||||||||||||||||||
Похороны | |||||||||||||||||||||
Супруги | |||||||||||||||||||||
Проблема |
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Дом | Айсин-Джоро | ||||||||||||||||||||
Династия | Позже Цзинь (1626–1636) Цин (1636–1643) | ||||||||||||||||||||
Отец | Нурхачи | ||||||||||||||||||||
Мать | Императрица Сяоцигао |
Хун Тайцзи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Тяньконган | ||
Упрощенный китайский | Тяньконган | ||
|
Хун Тайцзи (28 ноября 1592 г. - 21 сентября 1643 г.), также переводимый как Хуан Тайцзи и иногда называемый Абахаем в западной литературе, также известный под своим храмовым именем как император Тайцзун Цин , был вторым ханом династии Поздняя Цзинь и -основатель император династии Цин . Он отвечал за консолидацию империи, которую основал его отец Нурхачи , и заложил основу для завоевания династии Мин , хотя он умер до того, как это было завершено. Он также был ответственен за изменение названия чжурчжэней на « Маньчжурия » в 1635 году и изменение названия своей династии с «Великий Цзинь» на «Великий Цин» в 1636 году.
Имена и титулы
[ редактировать ]Неясно, было ли « Хун Тайцзи » титулом или личным именем. Написанное Хун тайцзи на маньчжурском языке , оно было заимствовано из монгольского названия Хонг Тайцзи . [ 1 ] Этот монгольский термин сам по себе произошел от китайского huang taizi 皇太子 («наследный принц», «императорский принц»), но по-монгольски он означал, среди прочего, что-то вроде «уважаемого сына». [ 2 ] С другой стороны, историк Памела Кроссли утверждает, что «Хун Тайцзи» было титулом «монгольского вдохновения», происходящим от слова «хун », которое в то время появлялось в других монгольских названиях. [ 3 ] источниках начала семнадцатого века В китайских и корейских его имя передавалось как «Хун Тайцзи» ( Хон Тэгык ). [ 4 ] Современный китайский перевод « Хуан Тайцзи » ( 皇太極 ), в котором используется иероглиф «хуан» титул «императорский принц» или наследник. («император»), ошибочно подразумевает, что Хун Тайцзи когда-то носил титул «императорского принца» или наследника, хотя его отец и предшественник Нурхачи никогда не носили назначен преемником. [ 5 ]
«Хун Тайцзи» очень редко употреблялось в маньчжурских источниках, поскольку в них соблюдалось табу на личные имена императоров. В отредактированных документах Хун Тайцзи назывался просто « Четвертый Бэйлэ » или «четвертый принц» ( duici beile ), что указывает на то, что он был четвертым по рангу среди восьми бейле, назначенных Нурхачи из числа своих сыновей. [ 6 ] Однако в архивном документе, вновь обнаруженном в 1996 году и повествующем о событиях 1621 года, он назван «Хун Тайцзи» в обсуждении возможного имени наследника Нурхачи, титул, который в документе упоминается как тайсэ . [ 7 ] Татьяна Панг и Джованни Стари, два специалиста по ранней маньчжурской истории, рассматривают этот документ как «еще одно свидетельство» того, что Хун Тайцзи было его настоящим именем, «никак не связанным с китайским титулом хуан тайцзы ». [ 7 ] Историк Марк Эллиотт рассматривает это как убедительное свидетельство того, что Хун Тайцзи был не титулом, а личным именем. [ 8 ]
Западные ученые раньше называли Хун Тайцзи « Абахаем », но сейчас это название считается ошибочным. [ 9 ] Хун Тайцзи никогда не упоминался под этим именем в маньчжурских и китайских источниках; это была ошибка, впервые допущенная русским священнослужителем Г. В. Горским, а затем повторенная китаеведами, начиная с начала ХХ века. [ 10 ] Джованни Стари утверждает, что это имя, возможно, возникло в результате путаницы «Абкай» с Абкаем Хун Тайцзи , который был названием эпохи на маньчжурском языке . [ 11 ] Хотя слово «Абахай» действительно «не засвидетельствовано в маньчжурских источниках», оно также могло произойти от монгольского слова «Абахай» , почетного имени, данного младшим сыновьям потомственных монархов. [ 12 ] Согласно другой точке зрения, Хун Тайцзи был ошибочно назван Абахай из-за путаницы с именем главной супруги Нурхачи, леди Абахай .
Хун Тайцзи был вторым ханом Позднего Цзинь , а затем императором династии Цин , после того как он изменил ее имя. Его титул Великого хана был Богд Сесен Хаан называли его Богда-ханом (маньчжурский: Госин Онко Хувалиясун Эндуринге Хан), и его монгольские подданные . Его имена правления , которые использовались при его жизни для записи дат, были Tiancong 天聰 («небесная мудрость»; маньчжурское: Abka-i Sure ) с 1627 по 1636 год и Chongde 崇德 («высокая добродетель»; маньчжурское: Wesihun erdemungge) . , монгольский: Degedü Erdemtü ) с 1636 по 1643 год.
Хун Тайцзи Храмовое название , под которым ему поклонялись в Императорском Храме Предков , было Тайцзун 太宗, имя, которое традиционно давалось второму императору династии. [ 13 ] Его посмертное имя , которое было выбрано, чтобы отразить его стиль правления, было « Вэнь Хуанди » 文皇帝 (маньчжурское: шу хуванди ), что означает «культурный император» или «император литературы». [ 14 ] [ примечание 1 ]
Консолидация власти
[ редактировать ]Хун Тайцзи был восьмым сыном Нурхачи . [ 15 ] которого он сменил на посту второго правителя династии Поздняя Цзинь в 1626 году. Он мог иметь монгольское происхождение как сын Ехе-Нара Монго Джерджера и мог быть генетически связан с монгольским народом даур как член Айсин- Клан Гиоро . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Хотя это всегда считалось сплетнями, утверждалось, что он был причастен к самоубийству леди матери Доргона, Абахай , чтобы помешать преемственности своего младшего брата. Это предполагается, потому что на момент смерти Нурхачи было четыре Лорда / Бэйле, причем Хун Тайцзи имел самый низкий ранг, но также был наиболее подходящим.
Первоначально, в конце правления Нурхачи, Хун Тайцзи контролировал два Белых знамени , но после смерти госпожи Абахай он поменял свои два знамени на Доргона и Додо два желтых знамена . В конце концов, Хун Тайцзи получил контроль над знаменами высшего класса — простыми желтыми знаменами с каймой — и наибольшим влиянием. После этого он постепенно избавился от сил своих конкурентов. Позже он также получил Простое голубое знамя от своего пятого брата Мангултая , которое было третьим по силе знаменем. Эти три знамени официально стали Тремя верхними знаменами в первые годы правления династии Цин.
Этническая политика
[ редактировать ]Во время своего правления Хун Тайцзи начал вербовку чиновников ханьской национальности . После восстания 1623 года Нурхачи перестал доверять своему Никану ( маньчжурский : ᠨᡳᡴᠠᠨ , что означает «ханьцы») последователи, поэтому Хун Тайцзи начал свою ассимиляцию в страну и правительство.
Массовый брак ханьских китайских офицеров и чиновников с маньчжурскими женщинами в количестве 1000 пар был организован принцами Ёто и Хун Тайцзи в 1632 году с целью содействия гармонии между двумя этническими группами. [ 19 ]
Это предшественник Монгол Ямен ( ᠮᠣᠩᡤᠣ
ᠵᡠᡵᡤᠠᠨ 蒙古衙門, monggo jurgan ), который был создан для непрямого управления Внутренней Монголией после завоевания монголов Хун Тайцзи. В 1638 году он был переименован в Лифаньюань . Первоначально министерские дела были урегулированы, а вице-министрами были назначены вице-министры. [ 20 ]
Расширение
[ редактировать ]Он продолжил экспансию династии Поздняя Цзинь в Маньчжурии , продвигаясь глубже в Монгольское нагорье и совершая набеги на династии Чосон и династии Мин . Его личные военные способности получили широкое признание, и он эффективно развил военно-гражданскую администрацию, известную как Система Восьми Знамен или Знамени . Эта система хорошо подходила для принятия различных народов, в первую очередь ханьцев и монголов , которые присоединились к государству Поздняя Цзинь либо после заключенных соглашений, либо после военного поражения.
Хотя Хун Тайцзи публично покровительствовал тибетскому буддизму , в частном порядке он презирал буддийскую веру монголов и считал ее разрушительной для монгольской идентичности. Цитируются его слова: «Монгольские князья отказываются от монгольского языка; все их имена являются подражанием ламам » . [ 21 ] Сами маньчжуры, такие как Хун Тайцзи, лично не верили в тибетский буддизм, и мало кто хотел принять христианство. Хун Тайцзи назвал некоторых тибетских буддийских лам «неисправимыми» и «лжецами». [ 22 ] но все же покровительствовал буддизму, чтобы использовать веру тибетцев и монголов в эту религию. [ 23 ]
Хун Тайцзи начал свое завоевание с подчинения могущественного союзника Мин в Корее. В феврале 1627 года его войска переправились через реку Ялу . замерзшую [ 24 ] В 1628 году он попытался вторгнуться в династию Мин, но потерпел поражение от Юань Чунхуаня и его применения артиллерии. [ 24 ] В течение следующих пяти лет Хун Тайцзи тратил ресурсы на обучение своей артиллерии, чтобы компенсировать силу артиллерии Мин.
Хун Тайцзи модернизировал вооружение Империи. Он осознал преимущество Красных Пушек и позже купил Красные Пушки в армию. Хотя у династии Мин все еще было больше пушек, Хун Тайцзи теперь обладал пушками равной мощи и сильнейшей кавалерией Азии. Также за это время он совершил несколько разведывательных рейдов в северный Китай, которые потерпели поражение. Первая атака прошла через перевал Джэхол, затем в 1632 и 1634 годах он совершал набеги на Шаньси . [ 24 ]
В 1636 году Хун Тайцзи вторгся в Корею Чосон, поскольку последняя не признала, что Хун Тайцзи стал императором, и отказалась помогать в операциях против Мин. [ 24 ] После капитуляции династии Чосон в 1637 году Хун Тайцзи удалось заставить их разорвать отношения с династией Мин и заставить их подчиниться в качестве подчиненного государства династии Цин . Также в этот период Хун Тайцзи захватил Внутреннюю Монголию в трех крупных войнах, каждая из которых одержала победу. С 1636 по 1644 год он отправил в Приамурье 4 крупные экспедиции . [ 24 ] В 1640 году он завершил завоевание эвенков , когда разгромил и взял в плен их вождя Бомбогора . К 1644 году весь регион оказался под его контролем. [ 24 ]
Сначала план Хуан Тацзи заключался в том, чтобы заключить сделку с династией Мин. Если бы Мин был готов предоставить поддержку и деньги, которые были бы полезны для экономики Цин, Цин взамен не только был бы готов не нападать на границы, но и признать себя страной на один уровень ниже, чем династия Мин; однако, поскольку придворным чиновникам Мин напомнили о сделке, которая предшествовала Сун войнам династии с империей Цзинь , Мин отказался от обмена. Хуан Тайцзи отверг это сравнение, заявив: «Ни ваш правитель Мин не является потомком Сун, ни мы не наследники Цзинь. Это было в другой раз». [ 25 ] Хун Тайцзи не хотел покорять Мин. Отказ Мин в конечном итоге привел его к переходу в наступление. Людьми, которые первыми подтолкнули его к вторжению в династию Мин, были его советники по национальности хань Фань Вэньчэн, Ма Гожу и Нин Ваньво. [ 26 ] Хун Тайцзи осознал, что маньчжурам нужны ханьские перебежчики, чтобы помочь в завоевании Мин, и таким образом объяснил другим маньчжурам, почему ему также нужно быть снисходительным к недавним перебежчикам, таким как генерал Мин Хун Чэнчжоу, который сдался Цин в 1642 году. [ 23 ]
Правительство
[ редактировать ]Когда Хун Тайцзи пришел к власти, вооруженные силы полностью состояли из монгольских и маньчжурских рот. К 1636 году Хун Тайцзи создал первую из многих китайских компаний. До завоевания династии Мин количество компаний, организованных им и его преемником, составляло 278 маньчжур, 120 монголов и 165 ханьцев. [ 27 ] К моменту смерти Хун Тайцзи этнических ханьцев было больше, чем маньчжуров, и он осознал необходимость осуществления контроля, одновременно получая одобрение со стороны ханьского большинства. Он включил ханьцев не только в армию, но и в правительство. Совет совещательных должностных лиц был сформирован как высший уровень принятия решений и полностью состоял из маньчжуров. Однако Хун Тайцзи перенял у Мин такие институты, как Шесть министерств , Цензорат и другие. [ 27 ] Каждое из этих низших министерств возглавлял маньчжурский князь, но имело четырех президентов: двух маньчжуров, одного монгола и одного ханьца. Эта базовая структура сохранялась, хотя детали со временем менялись. [ 27 ]
Переименование династии
[ редактировать ]В 1635 году Хун Тайцзи изменил название своего народа с чжурчжэнь ( маньчжурское : jušen ) в маньчжурский, или манджу на маньчжурском языке . Первоначальное значение Манджу неизвестно, поэтому причины его принятия остаются неясными. Существует множество теорий относительно причины выбора имени, но две из наиболее часто упоминаемых — это его звучание, похожее на маньчжурское слово, означающее «храбрый», и возможная связь с Бодхисаттвой Манджушри , Бодхисаттвой Мудрости, о котором Нурхачи утверждал. быть воплощением.
Династическое имя Позже Цзинь было прямой ссылкой на династию Цзинь , основанную чжурчжэнями, которые правили северным Китаем с 1115 по 1234 год. Таким образом, это имя, вероятно, рассматривалось как тесно связанное с чжурчжэнями и, возможно, вызывало враждебность этнический хань, который считал династию Сун , государство-соперник Цзинь, законными правителями Китая в то время. Целью Хун Тайцзи было завоевать собственно Китай и свергнуть династию Мин , а для этого требовалась не только мощная военная сила, но и эффективная бюрократическая администрация. Для этого он использовал очевидную модель правительства Мин и завербовал чиновников Мин для своего дела. Если имя Позднего Цзинь окажется препятствием на пути к его цели среди ханьцев, то изменить его не составит большого труда. В то же время Хун Тайцзи завоевал территорию к северу от перевала Шанхай династии Мин и Лигдан-хана во Внутренней Монголии. Он выиграл одну из императорских нефритовых печатей династии Юань (китайский: 制 誥 之 寶 ). [ 28 ] и золотой Будда по имени «Махакала». [ 29 ] В апреле 1636 года монгольская знать Внутренней Монголии, маньчжурская знать и ханьский мандарин провели курултай в Шэньяне, рекомендовали хану Позднего Цзинь стать императором империи Великой Цин. [ 30 ] [ 31 ] В русском архиве хранятся переводы указа Хун Тайцзи 1636 года с условием, что после падения династии Цин монголы вернутся к своим прежним законам, т. е. независимости. [ 32 ] Какова бы ни была точная мотивация, Хун Тайцзи провозгласил создание династии Цин, а также изменил название своей эпохи на Чонгдэ в 1636 году. [ 24 ] Причины выбора Цин в качестве нового имени также неясны, хотя предполагалось, что звук (Цзинь и Цин произносятся одинаково в маньчжурском языке ) или теория усин - традиционные представления поддерживали этот огонь, связанный с иероглифом Мин, был преодолен водой, что ассоциировалось с персонажем Цин – возможно, повлияло на выбор. Другая возможная причина может заключаться в том, что Хун Тайцзи изменил название династии с (Позднего) Цзинь на Цин в 1636 году из-за междоусобной братской борьбы и стычек между братьями и сводными братьями за престол.
Согласно даосской философии, имя Цзинь имеет значение металла и огня в своей составляющей, тем самым разжигая нравы братьев маньчжурского королевского дома в открытые конфликты и войны. Поэтому Хун Тайцзи принял новое имя «Великий Цин» (大清), китайский иероглиф которого имеет символ воды [3 штриха] на левой стороне. Название, означающее «ясный и прозрачный», с водным символом, должно было положить конец вражде между братьями маньчжурского королевского дома.
Хунтайдзи утверждал, что прародитель его Айсин Гиоро клана Букури Ёншон [ 33 ] (布庫里雍順), был зачат от непорочного зачатия. Согласно легенде, три небесные девушки, а именно Энгулен (恩古倫), Дженгулен (正古倫) и Фекулен (佛庫倫), купались в озере под названием Булхури Омо недалеко от гор Чанбайшань . Сорока уронила кусочек красного плода возле Фекулена, и тот его съел. Затем она забеременела от Букури Ёнгшона. Однако другая старая версия истории члена племени Хурха (Хурка) Муксике, записанная в 1635 году, противоречит версии Хунтайцзи о месте, утверждая, что это было в провинции Хэйлунцзян , недалеко от реки Амур , где находилось озеро Булхури, куда «небесные девушки» взяли их ванна. Это было записано в Цзю Маньчжоу Дан , и оно намного короче и проще, а также старше. Считается, что это оригинальная версия, и Хунтайцзи изменил ее на гору Чанбайшань. Это показывает, что род Айсин Гиоро возник в Приамурье, а у хэдже ( хэчжэнь ) и других чжурчжэньских племен Приамурья существовала устная версия того же сказания. Это также соответствует истории чжурчжэней, поскольку некоторые предки маньчжуров зародились на севере еще до XIV-XV веков на Амуре и лишь позже двинулись на юг. [ 34 ]
Статус баннеров
[ редактировать ]До того, как Хун Тайцзи стал императором, он управлял двумя Белыми знаменами. После смерти Нурхачи Хун Тайцзи немедленно поменял свои два белых знамени на два желтых знамени Нурхачи, которые должны были быть переданы Доргону и его братьям. Будучи императором, он был обладателем трёх знамен из восьми. Он контролировал три верхних знамени или элитные знамена, которые в то время представляли собой простые желтые знамена с каймой и простое синее знамя. Позже Доргон заменил простое синее знамя на простое белое знамя в качестве третьего элитного знамени. В конце своего правления Хун Тайцзи подарил два Желтых знамени своему старшему сыну Хуге. Дайсан, который был вторым сыном Нурхачи, и его сын управляли двумя Красными Знаменами. Доргон и два его брата контролировали два Белых знамени, а сын Шурхачи Джиргаланг контролировал оставшееся Голубое знамя с каймой.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Хун Тайцзи умер 21 сентября 1643 года, когда Цин готовился атаковать Шанхайский перевал , последнее укрепление Мин, охранявшее доступ к равнинам Северного Китая. [ 35 ] [ примечание 2 ] Поскольку он умер, не назвав наследника, государство Цин столкнулось с кризисом престолонаследия. [ 37 ] Совещательный совет принцев и министров обсуждал вопрос о том, предоставить ли трон сводному брату Хун Тайцзи Доргону - проверенному военачальнику - или старшему сыну Хун Тайцзи Хуге . В качестве компромисса был выбран пятилетний девятый сын Хун Тайцзи Фулин, а Доргон - вместе с племянником Нурхачи Джиргалангом - получил титул «принца-регента». [ 38 ] Фулин был официально коронован императором династии Цин 8 октября 1643 года, и было решено, что он будет править под названием эпохи « Шуньчжи ». [ 39 ] Несколько месяцев спустя армии Цин во главе с Доргоном захватили Пекин , и молодой император Шуньчжи стал первым императором Цин, правившим из этой новой столицы. [ 40 ] То, что государству Цин удалось не только завоевать Китай, но и создать дееспособную администрацию, во многом объяснялось дальновидностью и политикой Хун Тайцзи. Его тело было похоронено в Чжаолине , расположенном на севере Шеньяна .
Наследие
[ редактировать ]Как император, он широко известен как обладающий способностями, подобными лучшим императорам, таким как Юнлэ , император Тан Тайцзун, благодаря его эффективному правлению, использованию таланта и военным навыкам. По словам историка Цзинь Юна , Хун Тайцзи имел широкие и мудрые взгляды Цинь Ши Хуана , императора Гаозу Хань , императора Гуанву Хань , императора Вэня Суй , императора Тайцзуна Тан , императора Тайцзу Сун , Хубилай-хана , императора Хунву. и Император Юнлэ . [ нужна ссылка ] Его политические способности могли сравниться только с Чингисханом , императором Тан Тайцзуном и императором Хань Гуанву . [ нужна ссылка ] В этом смысле некоторые историки считают Хун Тайцзи настоящим первым императором династии Цин. [ нужна ссылка ] Некоторые историки подозревают, что Хун Тайцзи в целом недооценивали и упускали из виду как великого императора, потому что он был маньчжуром. [ нужна ссылка ]
Семья
[ редактировать ]Императрица
- Императрица Сяодуаньвэнь (Императрица Сяодуаньвэнь) из клана Хорчин Борджигин (род Борджиджитов; 31 мая 1599 – 28 мая 1649), личное имя Джерджер (智智)
- Маката , принцесса Вэньчжуан первого ранга (Гу Лунь Вэньчжуанская принцесса; 10 сентября 1625 — апрель/май 1663), вторая дочь
- она вышла замуж за Эджея (額哲; ? - 1641) из клана Чахар Борджигин . 16 февраля
- Вышла замуж за Абунаи (阿布奈; 1635–1675) из клана Чахар Борджигин в 1645 году, имела проблему (два сына).
- Принцесса Цзиндуань первого ранга (Принцесса Гулунь Цзиндуань; 2 августа 1628 г. - июнь / июль 1686 г.), третья дочь
- Вышла замуж за Китада (род. 1653) из рода Хорчин Борджигин в
- Принцесса Юнъань Дуаньчжэнь первого ранга (Princess Yong'an Duanzhen; 7 октября 1634 — февраль/март 1692), восьмая дочь
- за Баясихулан из рода Хорчин Борджигин. Вышла замуж в 1645 году
- Маката , принцесса Вэньчжуан первого ранга (Гу Лунь Вэньчжуанская принцесса; 10 сентября 1625 — апрель/май 1663), вторая дочь
- Императрица Сяочжуанвэнь (Императрица Сяочжуанвэнь) из клана Хорчин Борджигин (клан борджиджит; 28 марта 1613 - 27 января 1688), личное имя Бумбутай (布木布台)
- Яту , принцесса Юнму первого ранга (Принцесса Гулун Юнму; 31 января 1629 — февраль/март 1678), четвертая дочь
- вышла замуж за Биртахара (弼爾塔哈爾; ? – 1667) из рода Хорчин Борджигин . В 1641 году
- Ату (阿图), принцесса Шухуэй первого ранга (принцесса Шухуэй Гу Луня; 2 марта 1632 - 28 февраля 1700), пятая дочь
- Женился на Суоэрхе (索爾哈) из клана Халха Борджигин в 1643 году.
- вышла замуж за Сабдана (цветное сукно; ? – 1667) из рода баринов Борджигинов . В 1648 году
- Принцесса Шужэ Дуаньсянь первого ранга (Гу Лунь Шужэ Дуаньсянь принцесса; 16 декабря 1633 г. - февраль / март 1648 г.), седьмая дочь
- Женился на Ламаси (喇瑪思) из клана Джаруд Борджигин в
- Фулин , император Шуньчжи (Shunzhi Emperor; 15 марта 1638 — 5 февраля 1661), девятый сын
- Яту , принцесса Юнму первого ранга (Принцесса Гулун Юнму; 31 января 1629 — февраль/март 1678), четвертая дочь
Основной супруг
- Главный супруг Минхуэй (Минхуэй Юаньфэй) из клана Хорчин Борджигин (клан борджиджит; 1609 – 22 октября 1641), личное имя Харджол (海兰庄)
- Восьмой сын (27 августа 1637 г. - 13 марта 1638 г.)
- Супруга Юань (元妃) из клана Ниохуру (клан Ниохулу; 1593–1612)
- Лобохой (罗博会; 1611–1617), третий сын
- Супруга Джи из Ула-Нара клана
- Хуге , принц Суву первого ранга (16 апреля 1609 — 4 мая 1648), первый сын
- Логе (洛格; 1611 - ноябрь/декабрь 1621), второй сын
- Принцесса Аохан первого ранга (Принцесса Аохан Гулун; 3 апреля 1621 г. - февраль / март 1654 г.), первая дочь
- вышла замуж за Банди (班第; ? - 1647) из монгольского клана Аохан Борджигин . 25 мая
Вторичный супруг
- Благородный супруг Ицзин (忿京贵妃) из клана Абага Борджигин (клан борджиджит; ? – 1674), личное имя Намджунг (намджунг)
- Принцесса Дуаньшунь первого ранга (принцесса Гу Лунь Дуаньшунь; 30 апреля 1636 г. - июль / август 1650 г.), 11-я дочь
- Женился на Гарме Соднаме (噶爾瑪译木; ? – 1663) из монгольского клана Абага Борджигин в декабре 1647 г./январе 1648 г.
- Бомубогор , принц Сянчжао первого ранга (князь Сянчжао; 20 января 1642 — 22 августа 1656), 11-й сын
- Принцесса Дуаньшунь первого ранга (принцесса Гу Лунь Дуаньшунь; 30 апреля 1636 г. - июль / август 1650 г.), 11-я дочь
- Супруга Канхуйшу (Кан Хуйшу Фэй) из клана Абага Борджигин (клан борджиджит; 1606 - июнь/июль 1667), личное имя Батмадзу (батма 璪)
- Вторичная супруга клана Ехе-Нара личное имя Уюньчжу. ,
- Сосе , принц Ченгзею первого ранга (17 января 1629 — 12 января 1655), пятый сын
- Вторичная супруга Джаруд Борджигин клана
- Принцесса первого ранга (固倫公主; 15 декабря 1633 - апрель/май 1649), шестая дочь
- Вышла замуж за Куажу (англ.; ? – 1649) из маньчжурского рода Ирген-Гиоро в декабре 1644 или январе.
- Девятая дочь (5 ноября 1635 г. - апрель / май 1652 г.)
- Женился на Хашанге (哈尚; ? – 1651) из монгольского клана Борджигин в октябре/ноябре 1648 г.
- Принцесса первого ранга (固倫公主; 15 декабря 1633 - апрель/май 1649), шестая дочь
Наложница
- Хозяйка клана Янжа
- Ебушу , герцог второго ранга (公公; 25 ноября 1627 — 23 октября 1690), четвёртый сын
- Хозяйка клана Нара
- Леди второго ранга (縣君; 30 ноября 1635 - август/сентябрь 1661), 10-я дочь
- Женился на Хуйсай (輝塞; ? – 1651) из маньчжурского клана Гувалгия в сентябре/октябре 1651 года.
- Госе (Гаосай), герцог Цехоу первого ранга (悫扴之国公; 12 марта 1637 - 5 сентября 1670), шестой сын
- 13-я дочь (16 августа 1638 г. - май / июнь 1657 г.)
- Женился на Лахе (拉哈) из маньчжурского клана Гувалгия в марте/апреле 1652 г.
- Леди второго ранга (縣君; 30 ноября 1635 - август/сентябрь 1661), 10-я дочь
- Хозяйка клана Саин Ноян
- Леди третьего ранга (鄉君; 9 апреля 1637 – ноябрь/декабрь 1678), 12-я дочь
- Женился на Банди (англ.; ? – 1700) из монгольского рода Борджигин в сентябре/октябре.
- Леди третьего ранга (鄉君; 9 апреля 1637 – ноябрь/декабрь 1678), 12-я дочь
- Хозяйка клана -Гиоро. Ирген
- Цаншу (Чан Шу), герцог второго ранга (富国公; 13 мая 1637 - 13 февраля 1700), седьмой сын
- Хозяйка клана Кейкелей
- Туз (韜城), герцог второго ранга (輔國国; 12 марта 1639 - 23 марта 1695), десятый сын
- Хозяйка клана Цилей (род Цилэй; ? – 1645)
- Принцесса Кечунь второго ранга (7 января 1642 г. - декабрь 1704 г. или январь 1705 г.), 14-я дочь
- Женился на У Инсюн (吳應熊; 1634 – 18 мая 1674) 9 октября 1653 года, имел проблемы (три сына, одна дочь).
- Принцесса Кечунь второго ранга (7 января 1642 г. - декабрь 1704 г. или январь 1705 г.), 14-я дочь
Родословная
[ редактировать ]Джоканга (1526–1583) | |||||||||||||||
Такси (1543–1583) | |||||||||||||||
Императрица Йи | |||||||||||||||
Нурхачи (1559–1626) | |||||||||||||||
Агу | |||||||||||||||
Императрица Сюань (ум. 1569) | |||||||||||||||
Хун Тайцзи (1592–1643) | |||||||||||||||
Тайку | |||||||||||||||
Янгину (ум. 1584) | |||||||||||||||
Императрица Сяоцигао (1575–1603) | |||||||||||||||
Популярная культура
[ редактировать ]- Сыграл Ким Юн Хёна в KBS1 сериале 1981 года «Дэмён» .
- Сыграл Тан Гоцяна в сериале 2003 года «Дело в эпоху свинга» .
- Сыграл Лю Дэкай в сериале 2003 года «Сяочжуан Миши» .
- Сыграл Не Юаня в сериале 2015 года «Легенда о Сяочжуане» .
- Сыграл Цзян Вэнь в сериале 2006 года Да Цин Фэнъюнь .
- Сыграл Ховика Лау в сериале 2012 года « Влюблён во власть» .
- Сыграл Нам Кён Ыба в JTBC сериале 2013 года «Кровавый дворец: Война цветов» .
- Сыграл Пён Джу Хён в tvN сериале 2014 года «Три мушкетера» .
- Сыграл Чон Сон Уна в MBC сериале 2015 года «Хваджон» .
- Сыграл Рэймонда Лама в сериале 2017 года « Прави миром» .
- Сыграл Ким Беоб Рэ в фильме 2017 года «Крепость» .
- Сыграл Ким Джун Вон в сериале MBC 2023 года « Моя дорогая» .
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо китайских императоров (позднее)
- Цинское завоевание Мин
- Повседневная жизнь в Запретном городе, Ван И, Ван Шуцин, Лу Яньчжэнь. ISBN 0-670-81164-5 .
- Генеалогия императорской династии Цин.
- Настоящие записи Тайцзуна династии Цин «Записи императора Тайцзуна династии Цин»
- Королевские архивы династии Цин.
- Памятник Самджондо
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Полное посмертное имя Хун Тайцзи было намного длиннее:
- 1643: Иньтянь Синго хундэ чжанву куаньвэнь жэньшэн Жусяо Вэнь, император ( Иньтянь Синго Хундэ Чжану Куан Вэньжэнь Шэнжуй Сяовэнь, император )
- 1662: Интянь Синго хундэ чжанву куаньвэнь жэньшэн Руйсяо Лундао Сянгун Император Вэнь (Иньтянь Синго Хундэ Чжану Куан Вэньжэнь Шэнжуй Сяолун Даосянь Гунвэнь Император )
- Лундао сянгун 隆道顯功(«процветающий путь и проявление мощи»). Добавлен
- 1723: Иньтянь Синго хундэ чжанву куаньвэнь жэньшэн Жуйсяо Цзинминь Лундао Сянгун Вэнь, император (Интянь Синго Хундэ Чжанву Куан Вэньжэнь Шэнжуй Сяоцзин Минлун Даосянгунвэнь, император )
- Цзинмин 敬敏(«благоговейный и прилежный»). Добавлен
- 1735: Иньтянь Синго хундэ чжанву куаньвэнь жэньшэн Жуйсяо цзинминь чжаодин Лундао Сянгун император Вэнь (Иньтянь Синго Хундэ Чжанву Куан Вэньжэнь Шэнжуй Сяо Цзинминь Чжао Динлун Даосянь Гунвэнь император )
- Чжаодин 昭定(«выдающаяся стабильность»). Добавлен
- ^ Большинство источников указывают дату смерти Хун Тайцзи 21 сентября (Чонгдэ崇德 8.8.9); однако другие называют дату 9 сентября. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Равски 1998 , с. 50 («вероятно, изображение монгольского дворянского титула Хонгтайджи»); Панг и Старый 1998 , с. 13 («монгольского происхождения»); Эллиотт 2001 , с. 397, примечание 71 ( Хонг тайджи был «достаточно распространен среди монголов, от которых его заимствовали чжурчжэни»).
- ^ Эллиотт 2001 , с. 397, примечание 71 ( Хонг тайджи как «в широком смысле означает «Уважаемый сын»»); Мияваки 1999 , с. 330 (происхождение от хуан тайцзы и других значений «наместник»).
- ^ Кроссли 1999 , с. 165, примечание 82.
- ^ Кроссли 1999 , стр. 164–65.
- ^ Панг и Старый 1998 , с. 13 («Нурхачи никогда не назначал его на такую должность»); Crossley 1999 , стр. 165 («это ['императорский принц', 'наследник'] определенно не то, что означало его имя»); Elliott 2001 , стр. 397 , примечание 71 («Хуан Тайцзи» создает «ошибочное впечатление, что он был наследным принцем»).
- ^ Кроссли 1999 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Панг и Старый 1998 , с. 13.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 397, примечание 71 («то, что Хун (не Хун) Тайцзи действительно было его именем, а не титулом, убедительно установлено на основе новых документальных свидетельств Татьяны А. Панг и Джованни Старого...»).
- ^ Старый 1984 ; Кроссли 1999 , с. 165; Эллиотт 2001 , с. 396, примечание 71.
- ^ Старый 1984 , стр. 298–99.
- ^ Старый 1984 , с. 299.
- ^ Группы 1984 , стр. 69.
- ^ Уилкинсон 2012 , стр. 270 и 806.
- ^ Кроссли 1999 , стр. 137 и 165.
- ^ Артур В. Хаммел-старший, 1943 г., выдающиеся китайцы периода Цин, стр.1. https://en.wikisource.org/wiki/Eminent_Chinese_of_the_Ch%27ing_Period/Abahai
- ^ Кроссли, Памела Кайл; Сиу, Хелен Ф.; Саттон, Дональд С. (2006), Империя на окраинах: культура, этническая принадлежность и границы в Китае раннего Нового времени , Исследования Китая, том. 28, Калифорнийский университет Press, с. 65, ISBN 0-520-23015-9
- ^ Кроссли, Памела Кайл (2002), Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин , University of California Press, стр. 155–56, ISBN 0-520-23424-3
- ^ Вэй, Райан Лан-Хай; Ян, Ши; Ю, Ге; Хуан, Юн-Чжи (ноябрь 2016 г.). «Генетический след ранних миграций Айсин Гиоро, императорского дома династии Цин» . Журнал генетики человека . 62 (3). Японское общество генетики человека: 407–411. дои : 10.1038/jhg.2016.142 . ISSN 1434-5161 . ПМИД 27853133 . S2CID 7685248 .
- ^ ред. Уолтхолл 2008 , с. 148.
- ^ Памела Кайл Кроссли (15 февраля 2000 г.). Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин . Издательство Калифорнийского университета. стр. 214–. ISBN 978-0-520-92884-8 .
- ^ Уэйкман 1985 , с. 203
- ^ Кембриджская история Китая: Pt. 1; Империя Цин до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. 1978. стр. 64–. ISBN 978-0-521-24334-6 .
- ^ Jump up to: а б Кембриджская история Китая: Pt. 1; Империя Цин до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. 1978. С. 65–. ISBN 978-0-521-24334-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дюпюи и Дюпюи 1986 , с. 592
- ^ Уэйкман 1985 , с. 205.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 204 .
- ^ Jump up to: а б с Широкауэр 1978 , стр. 326–327.
- ^ «На японском языке: более поздние «Рецепты сокровищ» и статуя Махакалы». Беспринципный дневник Сенвадо Рейджи Сенвадо . Проверено 17 декабря 2015 года .
- ^ Записи Цин Тайцзуна "Цин Тайцзун шилу", Часть 20.
- ^ Брак и неравенство в китайском обществе Руби Шэрон Уотсон, Патриция Бакли Эбри, стр.177
- ^ Tumen jalafun jecen akū: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого Джованни Старый, Алессандра Поцци, Юха Антеро Янхунен, Майкл Вейерс
- ^ Кузьмин С.Л. и Бацайхан О. Об указе императора Хунтайцзи (Абахая) о восстановлении независимости монголов после падения династии Цин. – Восток (Oriens), 2019, № 5, стр. 200-217. .
- ^ Памела Кайл Кроссли (15 февраля 2000 г.). Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин . Издательство Калифорнийского университета. стр. 198–. ISBN 978-0-520-92884-8 .
- ^ Хуан, Пей (1990). «Новый свет на происхождение маньчжуров» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 50 (1): 245, 239–282. дои : 10.2307/2719229 . JSTOR 2719229 . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 5 ноября 2020 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Окснэм 1975 , с. 38; Уэйкман 1985 , с. 297; Гонг 2010 , с. 51
- ^ Деннерлайн 2002 , стр. 74.
- ^ Рот Ли 2002 , с. 71.
- ^ Деннерлайн 2002 , стр. 78.
- ^ Фанг 1943 , стр. 255.
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 313–315 и 858.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кроссли, Памела Кайл (1999), Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 0-520-21566-4
- Деннерлайн, Джерри (2002). «Царствование Шунь-чжи» . В Петерсоне, Уиллард Дж. (ред.). Кембриджская история Китая, Том. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 73–119. ISBN 0-521-24334-3 .
- Дюпюи, Р. Эрнест; Дюпюи, Тревор Н. (1986). Энциклопедия военной истории с 3500 г. до н.э. до наших дней (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row, Издательство. ISBN 0-06-181235-8 .
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . стр. 255–59.
- Эллиотт, Марк К. (2001), Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае , Стэнфорд: Stanford University Press, ISBN 0-8047-4684-2
- Гонг, Баоли Гонг Баоли, изд. (2010) Шуньчжи Шидиан Шуньчжи Шидиан [«События правления Шуньчжи »] (на китайском языке: Zijincheng chubanshe Forbidden City Press [ ISBN Запретного города]). 978-7-5134-0018-3 .
- Группер, Сэмюэл М. (1984). «Маньчжурский покровительство и тибетский буддизм в первой половине династии Цин» (PDF) . Журнал Тибетского общества (4): 47–75. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г.
- Мияваки, Джунко (1999). «Легитимность ханского сана у ойрадских (калмыцких) племен применительно к чингисидскому принципу » В Реувене Амитай-Прейссе; Дэвид О. Морган (ред.). Монгольская империя и ее наследие Лейден: Брилл. стр. 100-1 319–31. ISBN 90-04-11946-9 .
- Окснэм, Роберт Б. (1975). Правление верхом: маньчжурская политика в Регентстве Обой, 1661–1669 гг . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-64244-5 .
- Панг, Татьяна А.; Джованни Старый (1998). Новый взгляд на маньчжурскую историографию и литературу: открытие трех документов, написанных староманьчжурским письмом . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 3-447-04056-4 .
- Равски, Эвелин С. (1991). «Цинский императорский брак и проблемы правления». В Уотсоне, Руби С.; Эбри, Патрисия Бакли (ред.). Брак и неравенство в китайском обществе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 170–203. ISBN 0-520-06930-7 .
- ——— (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22837-5 .
- Рот Ли, Гертруда (2002). «Государственное строительство до 1644 года» . В Уилларде Дж. Петерсоне (ред.). Кембриджская история Китая, Том. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 9–72. ISBN 0-521-24334-3 .
- Широкауэр, Конрад (1978). Краткая история китайской и японской цивилизаций . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович. ISBN 0-15-505570-4 .
- Старый, Джон (1984). «Маньчжурский император «Абахай»: анализ историографической ошибки». Центральноазиатский журнал . 28 (3–4). (требуется подписка) : 296–299. JSTOR 41927447 .
- Уэйкман, Фредерик младший (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04804-0 .
- Уилкинсон, Эндимион (2012). История Китая: новое руководство . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06715-8 .
- Чжао, Эрсюнь 趙爾巽; и др. (1927). Цинши гао 清史稿 [ Проект истории Цин ]. Цитируется из пекинского издания 1976–77 годов: Чжунхуа шуцзюй, в 48 томах со сплошной нумерацией страниц.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ди Космо, Никола (2004). «Имело ли оружие значение? Огнестрельное оружие и формирование Цин». В Линн А. Струве (ред.). Цинская формация в всемирно-историческое время . Кембридж (Массачусетс) и Лондон: Издательство Гарвардского университета. стр. 121–166. ISBN 0-674-01399-9 .
- Эллиотт, Марк (2005). «Чья это будет империя? Маньчжурские образы исторического процесса в начале семнадцатого века: Восточная Азия от Мин до Цин». В Линн А. Струве (ред.). Время, временность и имперский переход . Гонолулу: Гавайский университет Press. стр. 31–72. ISBN 0-8248-2827-5 .
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .