Список императоров династии Цин
Император Великой Цин | |
---|---|
Великий император Цин | |
Империал | |
![]() | |
![]() | |
Подробности | |
Стиль | Его Императорское Величество |
Первый монарх | Император Чонгде |
Последний монарх | Император Сюаньтун ( де-юре ) |
Формирование | 1636 |
Отмена | 12 февраля 1912 г. |
Резиденция | Мукден Палас Запретный город , Пекин |
Династия Цин (1644–1912) была маньчжуров под руководством императорской китайской династией и последней императорской династией Китая. Официально она была провозглашена в 1636 году в Шэньяне на территории нынешнего Северо-Восточного Китая , но захватила Пекин и стала преемницей династии Мин в собственно Китае в 1644 году. Династия Цин распалась, когда императорский клан (по прозвищу Айсин Гиоро ) отрекся от престола в феврале 1912 года, несколько Спустя несколько месяцев после того, как военное восстание положило начало Синьхайской революции , которая привела к основанию Китайской Республики .
Нурхачи (1559–1626), хан чжурчжэней , основал династию Поздняя Цзинь в 1616 году, имея в виду возглавляемую чжурчжэнями династию Цзинь (1115–1234), которая когда-то правила северным Китаем. Его сын и преемник Хун Тайцзи (1592–1643) переименовал свой народ в « маньчжуры » в 1635 году и изменил название государства Нурхачи с «Великий Цзинь» на «Великий Цин» в 1636 году. Хун Тайцзи был настоящим основателем имперских институтов Цин. Он был первым, кто принял титул « императора » ( хуанди ) и основал Императорский Храм Предков в столице Цин Мукдене в 1636 году. После того, как Цин захватил Пекин в 1644 году и присвоил Храм Предков Мин, с 1648 года Нурхачи поклонялись. там как «Тайдзу» (太祖), название храма , которое обычно присваивалось основателям династии. также называли Богда-ханом Цинских императоров со времен Хун Тайцзи монгольские подданные - « китайскими хаганами , а их тюркские мусульманские подданные правление Цин распространилось на Синьцзян », когда в 18 веке .
Как и их предшественники Мин (1368–1644 гг.), но в отличие от императоров более ранних династий, таких как Хань , Тан и Сун, императоры Цин использовали только одно название эпохи («Шуньчжи», «Цяньлун», «Гуансюй» и т. д.) все время их правления, и чаще всего известны под этим именем. Начиная с Нурхачи, было двенадцать правителей Цин. После захвата Пекина и повторного возведения на престол императора Китая в 1644 году император Шуньчжи (годы правления 1643/4–1661) стал первым из десяти цинских правителей, правивших собственно Китаем. Правление императора Канси (годы правления 1661–1722) в 61 год было самым продолжительным, хотя его внук, император Цяньлун (годы правления 1735–1796), правил бы еще дольше, если бы он намеренно не уступил трон император Цзяцин (годы правления 1796–1820), чтобы не править дольше своего деда. Императоры Цин сменяли друг друга от отца к сыну, пока император Тунчжи (годы правления 1861–1875), 11-й правитель Цин, не умер бездетным в 1875 году. Два последних императора были выбраны вдовствующей императрицей Цыси из других ветвей императорского клана.
Преемственность
[ редактировать ]
В отличие от императоров династии Мин, которые по возможности назначали своего старшего законного сына наследником и запрещали другим сыновьям участвовать в политике, монархи династии Цин не выбирали своих преемников по принципу первородства . [ 2 ] Когда в 1622 году Нурхачи (1559–1626) спросили, кого из его сыновей он выбрал преемником на посту хана чжурчжэней, он отказался отвечать, сказав сыновьям, что они должны после его смерти определить, кто из них наиболее квалифицированный. лидер. [ 2 ] Его ответ отражал тот факт, что в чжурчжэньском обществе наследование на посту вождя племени обычно определялось заслугами, а не происхождением. [ 2 ] Когда Нурхачи умер в 1626 году, комитет маньчжурских князей выбрал Хун Тайцзи (1592–1643) его преемником. [ 3 ] Смерть Хун Тайцзи в 1643 году вызвала новый кризис преемственности, поскольку многие из других сыновей Нурхачи оказались квалифицированными лидерами. В качестве компромисса маньчжурские принцы выбрали своим преемником четырехлетнего сына Хун Тайцзи Фулина ( император Шуньчжи , годы правления 1643–1661), что ознаменовало принятие преемственности отца и сына в императорской линии Цин. [ 4 ]
Император Шуньчжи, умерший от оспы в 1661 году, выбрал своим преемником своего третьего сына Сюанье, поскольку тот пережил оспу. [ 5 ] Этот ребенок правил как император Канси (годы правления 1661–1722), который впервые в истории Цин последовал китайской традиции первородства и назначил своего старшего сына Иньрена (1674–1725) наследником. [ 6 ] Наследника дважды отстраняли от власти из-за его расточительности и отвратительного поведения, включая попытку убийства императора. [ 7 ] После того, как Иньрен был окончательно понижен в должности в 1712 году, император отказался назвать наследника. [ 8 ] Поскольку политика Цин вынудила имперских принцев проживать в столице Пекине, многие принцы стали участвовать в политике, и преемственность Канси стала особенно спорной. [ 9 ] После смерти императора Канси в 1722 году его четвертый сын Иньчжэнь (1678–1735) стал победителем и правил как император Юнчжэн , но его легитимность подвергалась сомнению в течение многих лет после его восшествия на престол. [ 10 ]
Чтобы избежать такой борьбы в будущем, император Юнчжэн разработал систему, согласно которой живой император выбирал своего преемника заранее и на основании его заслуг, но сохранял свой выбор в секрете до самого смертного одра. [ 9 ] Имя будущего императора было запечатано в гробу, который был спрятан за панелью в стропилах дворца Цяньцин внутри Запретного города . [ 9 ] Преемником император Юнчжэн выбрал своего четвертого сына Хунли (1711–1799), императора Цяньлуна , который сам выбрал своего 15-го сына Юнъяня, императора Цзяцина (годы правления 1796–1820). Последний выбрал своего преемника Миннинга (1782–1850), императора Даогуана , в 1799 году, но прочитал его завещание лишь незадолго до смерти. [ 11 ]
Когда в 1875 году император Тунчжи умер, оставшись без наследника, именно его мать , вдовствующая императрица Цыси, выбрала следующего императора. Но вместо того, чтобы заставить умершего императора усыновить наследника из поколения ниже себя (в данном случае это был бы племянник императора Тунчжи), как того требовали правила престолонаследия, она выбрала одного из того же поколения. [ 12 ] Новым императором стал Цзайтянь ( император Гуансюй ; 1871–1908), сын принца Чуня , сводного брата покойного мужа вдовствующей императрицы Цыси, императора Сяньфэна (годы правления 1850–1861). [ 11 ] Она заверила своих противников, что, как только у нового императора родится сын, он будет усыновлен в линию императора Тунчжи. [ 12 ] Однако, поскольку император Гуансюй тоже умер, оставшись без наследника, вдовствующая императрица Цыси также выбрала своего преемника Пуи в 1908 году. [ 11 ]
Регенты и вдовствующая императрица
[ редактировать ]Политика преемственности и наследования Цин мешала императрицам и их родственникам укреплять власть при дворе, как это было, во времена династии Хань . например, [ 13 ] Угрозы имперской власти обычно исходили изнутри имперского клана. [ 14 ] Когда в сентябре 1643 года молодой Фулин был выбран преемником своего отца Хун Тайцзи, для него были выбраны два «принца-регента»: сводный брат Хун Тайцзи Доргон (1612–1650) и племянник Нурхачи Джиргаланг (1599–1655). Вскоре после того, как маньчжуры захватили Пекин под предводительством Доргона в мае 1644 года, Доргон стал контролировать все важные государственные дела. [ 15 ] В официальных документах он упоминался как «Императорский дядя принц-регент» ( Хуан шуфу шэчжэн ван 皇叔父攝政王), и этот титул не позволял ему претендовать на трон для себя. [ 16 ] Через несколько дней после его смерти он получил храмовое имя (Чэнцзун成宗) и почетный посмертный титул (И Хуанди 義皇帝, «Праведный император»), а его духовная табличка была помещена в Императорский Храм Предков рядом с табличками Нурхачи. и Хун Тайцзи. [ 17 ] В начале марта 1651 г., после того как сторонники Доргона были изгнаны из двора, эти титулы были отменены. [ 18 ]
Правление императора Шуньчжи закончилось, когда он умер от оспы в 1661 году в возрасте 22 лет. [ 19 ] Его последняя воля, которая была подделана и, возможно, даже подделана ее бенефициарами, назначила четырех соправителей своим сыном и преемником, шестилетним Сюанье, который должен был править как император Канси . [ 20 ] Все четверо были маньчжурскими сановниками, поддержавшими императора Шунжи после смерти Доргона, но их маньчжурские нативистские меры полностью изменили многие собственные политики императора Шунжи. [ 21 ] « Регентство Обои », названное в честь самого могущественного из четырех регентов, продлилось до 1669 года, когда император Канси начал свое личное правление. [ 22 ]
Почти 200 лет Империей Цин управляли взрослые императоры. В последние пятьдесят лет существования династии — со смерти императора Сяньфэна в 1861 году до окончательного отречения ребенка-императора Пуи в 1912 году — имперское положение снова стало уязвимым для власти регентов, вдовствующих императриц , императорских дядей и евнухов. . [ 23 ] Вдовствующая императрица Цыси (1835–1908) пришла к власти в результате переворота, в результате которого были свергнуты восемь регентов , назначенных ее мужем, императором Сяньфэн. Она контролировала правительство во время правления императоров Тунчжи (годы правления 1861–1875) и Гуансюй (годы правления 1875–1908). С 1861 года она официально была соправителем вдовствующей императрицы Циан , но ее политическая роль возросла настолько, что в течение нескольких лет она взяла на себя управление большинством государственных дел. Она стала единоличным регентом в 1881 году после смерти вдовствующей императрицы Циан. [ 12 ] При содействии евнухов и маньчжурских князей она оставалась регентшей до марта 1889 года, когда наконец позволила императору Гуансю править лично (ему тогда было 17 лет). [ 24 ] После того, как она вмешалась, чтобы положить конец реформе ста дней в сентябре 1898 года, она поместила императора под домашний арест и держала бразды правления правительством Цин до своей смерти в 1908 году. [ 25 ]
Несколько наименований
[ редактировать ]Название эпохи
[ редактировать ]
или имя правления императора Название эпохи было выбрано в начале его правления, чтобы отразить политические проблемы двора того времени. [ 26 ] Название новой эры вступило в силу в первый день китайского Нового года после воцарения этого императора, который приходился на период с 21 января по 20 февраля (включительно) по григорианскому календарю. [ 27 ] Даже если император умирал в середине года, название его эпохи использовалось до конца года, прежде чем официально началась следующая эра. [ 28 ]
Подобно императорам династии Мин, монархи Цин использовали только одно имя правления и обычно известны под этим именем, например, когда мы говорим об « Императоре Цяньлуна » (годы правления 1735–1795) или « Императоре Гуансюй » (годы правления 1875). –1908). [ 29 ] Строго говоря, называть императора Цяньлуна просто «Цяньлун» неверно, потому что «Цяньлун» было не собственным именем этого императора, а именем эпохи его правления. Однако ради удобства многие историки по-прежнему предпочитают называть его Цяньлуном (хотя и не «Императором Цяньлуном»). [ 30 ] Единственные императоры Цин, которые широко не известны под своим правящим именем, - это первые два: Нурхаци (годы правления 1616–1626), известный под своим личным именем, и его сын и преемник Хун Тайцзи (годы правления 1626–1643), чье имя было титулом, означающим «принц Хун». Хун Тайцзи был единственным императором Цин, который использовал два названия эпохи (см. Таблицу). [ 31 ]
Имена Царств обычно не переводят, но некоторые ученые иногда придают им толкование, когда считают, что эти имена имеют особое значение. Историк Памела Кроссли объясняет, что первое имя эпохи Хун Тайцзи Тяньцун天聰 ( abkai Sure на маньчжурском языке) относилось к «способности к трансформации», поддерживаемой Небесами, а его второе имя Chongde崇德 ( wesihun erdemungge ) означало достижение этой трансформации. [ 31 ] Практика перевода имен правителей не нова: иезуиты, проживавшие при дворе Цин в Пекине в XVIII веке, переводили « Юнчжэн » — или его маньчжурскую версию «Хувалиясун тоб» — как Concordia Recta . [ 32 ]
Название эпохи использовалось для записи дат, обычно в формате «Имя правления X-й год, Y-й месяц, Z-й день» (иногда современные ученые сокращают его до X/Y/Z). Имя эпохи императора Цин также использовалось на монетах, отлитых во время его правления. [ 33 ] В отличие от династии Мин, символы, используемые в именах правления Цин, были табу , то есть содержащиеся в них символы больше не могли использоваться в письменной форме на всей территории империи. [ 34 ]
Личное имя
[ редактировать ]Как и в предыдущих династиях, личное имя императора стало табу после его воцарения. [ 35 ] Например, использование сюань в личном имени императора Канси Сюанье (玄燁) заставило типографов буддийских 玄 («таинственный», «глубокий» ) и даосских книг заменить этот очень распространенный символ юань 元 во всех своих книгах. [ 36 ] Даже « Даодэцзин» , классическое даосское произведение, и « Тысячу иероглифов» , широко используемый букварь , пришлось переиздавать с использованием юаней вместо сюань . [ 36 ] Когда император Юнчжэн, чье поколение было первым, в котором все императорские сыновья разделяли характер поколений, как в китайских кланах, взошел на трон, он заставил всех своих братьев изменить первую букву своего имени с «Инь» (胤) на «Юнь». «(允) соблюдать табу. [ 37 ] Ссылаясь на братскую солидарность, его преемник, император Цяньлун, просто удалил одну черту из своего имени и позволил своим братьям оставить свое имя. [ 38 ]
Позже императоры нашли другие способы уменьшить неудобства, связанные с наименованием табу. Император Цзяцин (годы правления 1796–1820), чье личное имя было Юнъянь (永琰), заменил очень распространенный первый символ своего личного имени ( юн 永, что означает «навсегда») на неясный (顒) с то же произношение. [ 37 ] Император Даогуан (годы правления 1820–1850) удалил иероглиф «непрерывный» (綿) из своего имени и постановил, что все его потомки отныне должны опускать одну черту из своего имени. [ 39 ] В соответствии с маньчжурской практикой императоры Цин редко использовали название своего клана Айсин Гиоро . [ 40 ]
Посмертные титулы
[ редактировать ]Название храма
[ редактировать ]
После их смерти императорам давали храмовое имя и почетное имя , под которым им будут поклоняться в Императорском Храме Предков . На табличках с духами , которые там были выставлены, за названием храма следовало почетное имя, например, «Шизу Чжан хуанди» для императора Шуньчжи и «Тайцзун Вэнь хуанди» для Хун Тайцзи. Как основатель династии, Нурхачи («Тайдзу») стал главным предком в главном зале храма. [ 41 ] Более ранним предкам императорской линии Цин по отцовской линии поклонялись в заднем зале. [ 41 ] Исторические записи, такие как « Истинные записи» ( традиционный китайский : 實錄 ; упрощенный китайский : 实录 ; пиньинь : Шилу ), которые составлялись в конце каждого правления, ретроспективно упоминали императоров по именам их храмов.
Хун Тайцзи создал культ предков Цин в 1636 году, когда принял титул императора. [ 42 ] Взяв за образец китайский имперский культ, он назвал своих главных предков по отцовской линии «королями» и построил Императорский храм предков в своей столице Мукдене, чтобы приносить им жертвы. [ 42 ] Когда Цин взял под свой контроль Пекин в 1644 году, принц-регент Доргон приказал установить родовые таблички Айсин Гиоро в бывшем храме предков Мин. [ 41 ] В 1648 году правительство Цин даровало этим предкам титул «императора» и дало им почетные посмертные имена и храмовые имена, под которыми они были известны остальной части династии. [ 42 ] Нурхачи ретроспективно был идентифицирован как Тайдзу («великий прародитель»), обычное имя, данное первому императору династии. [ 43 ] Вот почему Нурхачи считается первым правителем Цин, даже если он никогда при жизни не был императором. Тайцзун было обычным именем второго императора династии, поэтому Хун Тайцзи был канонизирован как Цин Тайцзун. [ 44 ] Последний император династии обычно не получал храмового имени, потому что его потомки уже не находились у власти после его смерти и, таким образом, не могли увековечить культ предков. [ 45 ] Пуи , последний цинский монарх, правил как император Сюаньтун с 1908 по 1912 год, но не получил храмового имени. [ 46 ]
Почетное посмертное имя
[ редактировать ]После смерти императорам давался почетный посмертный титул , отражавший стиль их правления. Посмертное имя Нурхачи изначально было «Военный император» (武皇帝 wǔ huángdì ), чтобы отразить его военные подвиги, но в 1662 году оно было изменено на «Высочайший император» (高皇帝 gāo huángdì ), то есть «император, от которого все другие спускаются». [ 47 ] Посмертное имя Хун Тайцзи, «Император письма» (м.: šu hūwangdi ; гл.: 文皇帝 wén huángdì ), было выбрано, чтобы отразить то, как он преобразовал институты Цин во время своего правления. [ 31 ]
Список императоров
[ редактировать ]Императоров обычно возводили на престол в благоприятный день вскоре после смерти предыдущего монарха. За двумя исключениями (Цзяцин и Гуансюй), они правили под названием эпохи своего предшественника до следующего Нового года . [ 48 ] Дата, указанная в разделе «Даты правления», указывает на первый день лунно-солнечного года после смерти предыдущего императора, когда вошло в употребление название эпохи нового императора. Количество лет, указанное в том же столбце, представляет собой количество лет, в течение которых использовалось это название эпохи. Из-за расхождений между западным и китайским календарями это число не совсем соответствует количеству лет, в течение которых император находился на троне.
Поскольку посмертные титулы и храмовые названия часто разделялись императорами разных династий, во избежание путаницы им обычно предшествует династическое имя. Например, императора Цяньлуна следует называть Цин Гаоцзун, а не просто Гаоцзун. Потому что посмертное имя каждого императора было очень длинным - например, имя императора Шуньчжи было «Тициан Лунъюнь динтун цзяньцзи инжуй цинвэнь сяньу даде хунгун чжирэнь чуньсяо Чжан хуанди».體天隆運定統建極英睿欽文顯武大德弘功至仁純孝章皇帝 — в таблице показана только краткая форма. [ 49 ]
# | Портрет | Император (Продолжительность жизни) |
Царствование | Имена | Преемственность | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Персональный | Эра | Почта. | Храм | |||||||
1 | ![]() |
Нурхачи Нурхачи (1559–1626) |
17 февраля 1616 |
30 сентября 1626 |
Айсин-Джоро Нурхачи Айсин Гиоро Нурхаки Нургачи |
Тяньмин судьба Абкай фулфуллингга |
Гаоди Гао Ди Журнал |
Тайдзу Тайдзу Тайдзу |
(основатель
Позже Джин) |
Тяньмин не использовался как название эпохи при жизни Нурхачи. Его посмертное имя первоначально было Вуди ( 武帝 , маньчжурское : Хоронгго ), но в 1662 году оно было изменено на Гаоди. [ 47 ] |
10 лет и 226 дней | ||||||||||
2 | ![]() |
Хун Тайцзи Хуан Тайцзи (1592–1643) |
20 октября 1626 |
15 мая 1636 |
Айсин-Гиоро Хуан Тайцзи Айсиньцзюэлуо·Хуан Тайцзи Хун Тайцзи |
Тяньцун Тяньцун Абкай конечно |
- | Сын Нурхачи | «Хун Тайцзи» означает «принц Хун» и, вероятно, было титулом, а не именем. [ 53 ] В некоторых западных исторических исследованиях «Хун Тайцзи» ошибочно называют Абахаем. [ 54 ] | |
9 лет и 111 дней |
# | Портрет | Император (Продолжительность жизни) |
Царствование | Имена | Преемственность | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Персональный | Эра | Почта. | Храм | |||||||
1 | ![]() |
Хун Тайцзи Хуан Тайцзи (1592–1643) |
15 мая 1636 |
21 сентября 1643 |
Айсин-Гиоро Хуан Тайцзи Айсиньцзюэлуо·Хуан Тайцзи Хун Тайцзи |
Чонгде Чонгде Весихун заземление |
Венди Император Вэнь Генгиенсу |
Тайцзун Тайцзун Тайцзунг |
(Основатель Цин) | Хун Тайцзи объявил об изменении названия эпохи с Тяньцуна на Чундэ в мае 1636 года, когда он объявил себя императором недавно переименованной династии Цин. [ 48 ] |
7 лет и 227 дней | ||||||||||
2 | ![]() |
Император Шуньчжи Император Шунжи (1638–1661) |
30 октября 1644 |
5 февраля 1661 |
Айсин-Гиоро Фулин Айсиньюэлуо Фулин Выполнять |
Шунжи Шунжи Иджишун дасан |
Чжанди император Эльдембух |
Сизу Сизу Шидзу |
Сын Хун Тайцзи | С 1643 по 1650 год де-факто политическая власть находилась под властью Доргона , принца-регента. Император Шуньчжи начал свое личное правление в 1651 году. |
17 лет и 121 день | ||||||||||
3 | ![]() |
Император Канси Император Канси (1654–1722) |
5 февраля 1661 |
20 декабря 1722 |
Айсин-Гиоро Сюанье Айсиньцзюэлуо · Сюань Е Хиован Йей |
Канси Канси Эльхе тайфин |
все в порядке Император Рен Газированные напитки |
Шэнцзу Святой Предок Шэндзу |
Сын Шунци | С 1662 по 1669 годы политическая власть находилась в руках четырёх регентов , самым могущественным из которых был Обои . [ 22 ] |
61 год и 319 дней | ||||||||||
4 | ![]() |
Император Юнчжэн Император Юнчжэн (1678–1735) |
27 декабря 1722 |
8 октября 1735 |
Айсин-Гиоро Иньчжэнь Айсиньюэлуо·Иньчжэнь И иена |
Юнчжэн Юнчжэн Хувалиясун тоб |
Сяньди Кен-тей Страница со штампом |
Шицзун Седжон Шидзунг |
Сын Канси | |
12 лет и 286 дней | ||||||||||
5 | ![]() |
Император Цяньлун Император Цяньлун (1711–1799) |
18 октября 1735 |
9 февраля 1796 |
Айсин-Гиоро Хунли Айсиньюэлуо·Хунли Хун Ли |
Цяньлун Цяньлун Абкай вехиехе |
Чунди Чистый Император Ёнкияха Хуванди |
Гаозун Император Гаозун Гаодзунг |
Сын Юнчжэна | В знак сыновней почтительности, чтобы гарантировать, что он не будет править дольше, чем его дед , император Цяньлун ушел в отставку 8 февраля 1796 года, в последний день того года по китайскому календарю, и принял титул Почетного императора ( 太上皇 ; Тайшан Хуан '). . Однако де-факто власть оставалась под его контролем до его смерти в 1799 году. [ 48 ] |
60 лет и 115 дней | ||||||||||
6 | ![]() |
Цзяцин Император Император Цзяцин (1760–1820) |
9 февраля 1796 |
2 сентября 1820 |
Айсин-Гиоро Юньян Айсиньюэлуо · Юнъянь Юнъянь |
Цзяцин Цзяцин Сайкунгга фэншен |
Руиди Руй Император Сунгиен |
Жэньцзун Жэньцзун Джинзунг |
Сын Цяньлуна | Первый день эпохи Цзяцин был также первым днем правления этого императора, потому что его отец ушел в отставку в последний день предыдущего года. Цзяцин не обладал фактической властью до смерти Цяньлуна в 1799 году. Его личное имя до его возведения на престол было Юнъянь ( 永琰 ), но первый иероглиф был изменен на почти гомофонный 顒 ; yóng , как табу на имя обычного иероглифа 永 ; юн ; «навсегда» считалось неудобным. [ 37 ] |
24 года и 207 дней | ||||||||||
7 | Император Даогуан Император Даогуан (1782–1850) |
3 октября 1820 |
26 февраля 1850 |
Айсин-Джоро Мианнинг Айсиньюэлуо Миннинг Майнинг Нин |
Даогуан Даогуан Доро Элденгге |
Чэнди Император Ченг Удачи |
Сюаньцзан Сюаньцзун Сиовандзунг |
Сын Цзяцина | Его звали Мяньнин ( китайский : 綿寧 ), но он изменил его на Миннинг , когда вступил на престол, потому что табу на имя обычного иероглифа Миан ( китайский : 綿 ; букв. «хлопок») было бы слишком неудобным. [ 37 ] | |
29 лет и 147 дней | ||||||||||
8 | ![]() |
Император Сяньфэн Император Сяньфэн (1831–1861) |
9 марта 1850 |
22 августа 1861 |
Айсин-Гиоро Ичжу Айсиньюэлуо · Ици Ваш |
Сяньфэн Сяньфэн Гобчи эльгиенгге |
Сяньди Сяньди Илетус |
Вэньцзун Вэнь Цзун Венцунг |
Сын Даогуана | |
11 лет и 167 дней | ||||||||||
9 | ![]() |
Император Тунчжи Император Тунчжи (1856–1875) |
11 ноября 1861 |
12 января 1875 |
Айсин-Гиоро Зайчун Айсиньюэлуо Зайчунь Дзай Шунь |
Тунчжи Тунчжи Юнингга дасан |
идиш Император Такеши для подачи |
Музон Му Цзун Уроженец |
Сын Сяньфэна | Первоначально придворные чиновники решили использовать имя правления Цисян ( китайское : 祺祥 ), но передумали и остановились на Тунчжи до начала следующего Нового года, поэтому Цисян никогда не использовался. [ 55 ] |
13 лет и 63 дня | ||||||||||
10 | ![]() |
Император Гуансюй Император Гуансюй (1871–1908) |
25 февраля 1875 |
14 ноября 1908 |
Айсин-Джоро Зайтян Айсиньюэлуо Зайтан Дзай желудок |
Гуансюй Гуансюй Баданга Доро |
Цзинди Император Цзин Амбалингу |
Дезонг Дезонг Дедзунг |
Двоюродный брат Тунчжи | |
33 года и 264 дня | ||||||||||
11 | ![]() |
Император Сюаньтун Император Сюаньтун (1906–1967) |
2 декабря 1908 |
12 февраля 1912 |
Айсин-Джоро Пуи Айсиньюэлуо Пуи пистолет я |
Сюаньтун Сюаньтун Гехунге ёсо |
Нож Император Мин |
Гунцзун
Кёсю |
Племянник Гуансюя | Статьи о благосклонном обращении с Великим императором Цин после его отречения, подписанные тетей Пуи вдовствующей императрицей Лунюй , Юань Шикаем и временным правительством Китайской Республики в Нанкине , позволили Пуи сохранить свой титул императора до тех пор, пока не была принята «Поправка о привилегированных условиях». Условия лечения» лишилась названия в 1924 году. [ 56 ] Он был временно восстановлен в качестве правящего императора на часть июля 1917 года. |
1 июля 1917 г. | 12 июля 1917 г. | |||||||||
3 года и 73 дня |
Хронология
[ редактировать ]
Легенда:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Равски 1998 , стр. 54 (анализ картины) и 102 («тайная преемственность»).
- ^ Перейти обратно: а б с Равски 1998 , с. 98.
- ^ Рот Ли 2002 , стр. 51–2.
- ^ Равски 1998 , стр. 98–99.
- ^ Спенс 2002 , с. 125.
- ^ Ву 1979 , с. 31.
- ^ Ву 1979 , стр. 118–20 и 154–5.
- ^ Равски 1998 , с. 101–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Равски 1998 , с. 102.
- ^ Зелин 2002 , стр. 185–86.
- ^ Перейти обратно: а б с Равски 1998 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с Фанг 1943б , с. 297.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 1217–18 (роль императриц и их кланов в династии Хань); Накин 2000 , с. 346 (остальная информация).
- ^ Равски 1998 , стр. 96–103.
- ^ Рот Ли 2002 , с. 71.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 861.
- ^ Фанг 1943a , с. 217 (Чэнцзун и И Хуанди); Oxnam 1975 , стр. 47–48 (императорские похороны, «Праведный император»).
- ^ Окснэм 1975 , с. 75.
- ^ Деннерлайн 2002 , с. 118.
- ↑ Историки сходятся во мнении, что завещание императора Шуньчжи было либо глубоко изменено, либо полностью подделано. См., например, Oxnam 1975 , стр. 62–63 и 205–7; Кесслер 1976 , с. 20; Уэйкман 1985 , с. 1015; Деннерлайн 2002 , с. 119; и Спенс 2002 , с. 126.
- ^ Окснэм 1975 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Спенс 2002 , с. 133.
- ^ Накин 2000 , с. 346.
- ^ Фанг 1943b , с. 298.
- ^ Фанг 1943b , стр. 298–99.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 515.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 512.
- ^ Уилкинсон 2012 , стр. 513–14.
- ^ Уилкинсон 2012 , стр. 182 и 512.
- ^ Эллиотт 2001 , с. xii ["Строго говоря, его следует называть «императором Цяньлуна», поскольку «Цяньлун» было именем, присвоенным его правлению, а не его собственным именем. Однако для простоты я буду использовать более короткое «Цяньлун» в этой книге."]; Петерсон 2002 , с. xxi ["Имена правителей (Кан-си [Канси], Цянь-лун [Цяньлун]) императоров обычно трактуются так, как если бы они были именами самих императоров. Для этого есть несколько веских причин практике, хотя она историографически ошибочна. Мы принимаем ее здесь как условность, не нуждающуюся в извинениях».
- ^ Перейти обратно: а б с Кроссли 1999 , с. 137.
- ^ Маринеску 2008 , с. 152.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 514.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 276.
- ^ Уилкинсон 2000 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2012 , с. 274.
- ^ Перейти обратно: а б с д Равски 1998 , с. 110.
- ^ Равски 1998 , стр. 110–11.
- ^ Равски 1998 , с. 111.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Равски 1998 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с Равски 1998 , с. 74.
- ^ Wilkinson 2012 , стр. 270 («Тайдзу» как имя основателя династии) и 806 (название храма Нурхачи).
- ^ Wilkinson 2012 , стр. 270 (Тайцзун как имя второго императора) и 806 (название храма Хун Тайцзи).
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 270.
- ^ Уилкинсон 2012 , с. 807.
- ^ Перейти обратно: а б Кроссли 1999 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон 2012 , с. 806.
- ↑ Этот посмертный титул появляется в «Проекте истории Цин » ( Цинши Гао ), глава 5, стр. 163 издания Чжунхуа Шуцзюй.
- ^ Перейти обратно: а б Равски 1998 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2012 , стр. 806–7.
- ^ Лу и Хуан 2023 , с. 97.
- ^ Кроссли 1990 , с. 208.
- ^ Старый 1984 , с.
- ^ Райт 1957 , стр. 17–18.
- ^ Чан 2012 , с. 52.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чан, Ховард (2012), «Как Китай стал «кастрированной цивилизацией», а евнухи - «третьим полом» , в книге Чанг, Ховард (ред.), Трансгендерный Китай , Бейзингсток, Англия: Пэлгрейв Макмиллан, стр. 23–66, ISBN 978-0230340626 .
- Кроссли, Памела Кайл (1990), Воины-сироты: три маньчжурских поколения и конец мира Цин , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 0-691-05583-1 .
- Кроссли, Памела Кайл (1999), Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press, ISBN 0-520-21566-4 .
- де Креспиньи, Рэйф (2007), Биографический словарь от поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) , Лейден: Брилл, ISBN 978-90-04-15605-0 .
- Деннерлайн, Джерри (2002), «Царство Шун-чжи» , в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Том. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 73–119, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Эллиотт, Марк К. (2001), Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-4684-2 .
- Фан, Чао-ин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . стр. 215–219.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) .
. В - Фан, Чао-ин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . стр. 295–300.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
. В - Кесслер, Лоуренс Д. (1976), Канси и консолидация правления Цин, 1661–1684 , Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, ISBN 0-226-43203-3 .
- Лу, Чжэнхэн; Хуан, Инонг (2023). «Новое исследование титула правящей династии в доцинский период» . Журнал китайских гуманитарных наук . 9 (1): 77–99. дои : 10.1163/23521341-12340146 . ISSN 2352-1333 .
- Маринеску, Джоселин Миннесота (2008). Защита христианства в Китае: иезуитская защита христианства в Lettres édifiantes et curieuses и Ruijianlu в связи с проскрипцией Юнчжэна 1724 года (докторская диссертация). Исторический факультет Канзасского государственного университета. .
- Накин, Сьюзен (2000), Пекин: храмы и городская жизнь, 1400–1900 , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press, ISBN 0-520-21991-0 .
- Окснэм, Роберт Б. (1975), Правление верхом: маньчжурская политика в Регентстве Обой, 1661–1669 , Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, ISBN 0-226-64244-5 .
- Петерсон, Уиллард Дж. (2002), «Предисловие», в Петерсон, Уиллард Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. XXI–XXII, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Равски, Эвелин С. (1998), Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, ISBN 0-520-22837-5 .
- Рот Ли, Гертрауда (2002), «Государственное строительство до 1644 года» , в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 9–72, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Спенс, Джонатан Д. (2002), «Царствование Канси» , в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 120–82, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Старый, Джованни (1984), «Маньчжурский император Абахай: анализ историографической ошибки», Central Asiatic Journal , 28 (3–4): 296–99 .
- Уэйкман, Фредерик (1985), Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, ISBN 0-520-04804-0 . В двух томах.
- Уилкинсон, Эндимион (2000), История Китая: Руководство (пересмотренное и расширенное) , Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 0-674-00249-0 .
- Уилкинсон, Эндимион (2012), История Китая: новое руководство , Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-06715-8 .
- Райт, Мэри К. (1957), Последняя битва китайского консерватизма: Реставрация Тун-Чжи, 1862–1874 , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета .
- Ву, Сайлас (1979), Переход к власти: Кан Си и его наследник, 1661–1722 , Кембридж, Массачусетс; Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-65625-3
- Зелин, Мадлен (2002), «Царство Юн-чэна», в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Том. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, стр. 183–229, ISBN. 0-521-24334-3 .