Ла Файет Фрегат класса
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2010 г. ) |
Французский фрегат «Сюркуф». | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Ла Файет Класс |
Строители | ДНКС |
Операторы | |
Предшественник | Флореаль класс |
Преемник | Фрегат обороны и вмешательства |
Подклассы |
|
В комиссии | 1996 – настоящее время |
Завершенный | 20 |
Активный | 20 |
Общие характеристики | |
Тип | общего назначения Фрегат |
Смещение |
|
Длина | 125 м (410 футов 1 дюйм) |
Луч | 15,4 м (50 футов 6 дюймов) |
Черновик | 4,1 м (13 футов 5 дюймов) |
Движение | 4 дизеля SEMT Pielstick 12PA6V280 STC2, 21 000 л.с. (16 000 кВт) |
Скорость | 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час) |
Диапазон |
|
Выносливость | 50 дней еды |
Лодки и пристань судно перевозилось | 2 × лодки ETN |
Емкость | 350 т (340 длинных тонн; 390 коротких тонн) топлива, 80 м 3 (2800 куб. футов) керосина, 60 т (59 длинных тонн; 66 коротких тонн) питьевой воды. |
Дополнить | 164+; [1] около 6 дополнительных сотрудников на Курбе , Ла Файете и Аконите после модернизации [2] |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня | На чувствительных участках (хранилище боеприпасов и центр управления) |
Самолет перевезен | 1 × вертолет ( «Пантера» или NH90 ) |
Класс La Fayette построенных (также известный как FL-3000 от « Frégate Légère de 3000 тонн » или FLF от Frégate Légère Furtive ) — это класс общего назначения, фрегатов DCNS в 1980-х и 1990-х годах и эксплуатируемых ВМС Франции и тремя другие военно-морские силы. Модификации этого типа находятся на вооружении ВМС Саудовской Аравии , Сингапура и Тайваня .
Первоначально корабли были известны как «фрегаты-невидимки» из-за их уникальной малозаметности для того времени конструкции . Их уменьшенное радиолокационное сечение достигается за счет чистой надстройки по сравнению с традиционными конструкциями, наклонных сторон и радиопоглощающего материала - композитного материала из дерева и стекловолокна, твердого, как сталь, легкого и огнестойкого. Большинство современных боевых кораблей, построенных с момента появления класса « Ла Файет» , следуют тем же принципам скрытности.
Вся информация, собираемая бортовыми датчиками, обрабатывается Системой обработки информации — электронным мозгом оперативного центра корабля. Его дополняет электронная система помощи командованию.
Корабли рассчитаны на размещение 10- тонного (9,8 -длиннотонного ; 11- короткотонного ) вертолета линейки Panther или NH90 (хотя они также способны эксплуатировать Super Frelon и аналогичные тяжелые вертолеты). Эти вертолеты могут нести противокорабельные ракеты AM39 или AS15, а также их можно запускать при волнении пять или шесть благодаря системе управления вертолетом Samahé. Франция заказала пять кораблей класса La Fayette в 1988 году, последний из которых вступил в строй в 2001 году. Во французском флоте они будут постепенно заменены в «перворанговых» функциях пятью frégates de Taille intermédiaire ( FTI , «промежуточный размер»). фрегаты») с 2024 года. [9] [10] [11]
Французская версия
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2011 г. ) |
В конце 1980-х годов ВМС Франции ( Marine Nationale ) начали исследования фрегатов, адаптированных к конфликтам низкой интенсивности в эпоху после окончания холодной войны . Корабли должны были служить в большой исключительной экономической зоне Франции (ИЭЗ), быть адаптированными к гуманитарным операциям или операциям низкой интенсивности по поддержке сухопутных войск, а также заменить устаревшие D'Estienne d'Orves класса авизо , которые, как правило, доказывали свою эффективность. слишком ориентированы на военно-морские операции и мало приспособлены для совместных действий.
Обычные военные корабли, используемые в операциях низкой интенсивности или гуманитарной помощи, оказались дорогостоящими из-за их тяжелого оборудования и большого экипажа. Отсюда возникла потребность в легковооруженных фрегатах с экономичными двигателями и небольшим экипажем. В Италии те же требования привели к разработке «Кассиопея» и «Минерва» типа корветов , построенных как по гражданским, так и по военным стандартам. Водоизмещение этих кораблей было ограничено 1300 тоннами (1300 длинных тонн ; 1400 коротких тонн ) из-за ограниченных размеров и глубины Средиземного моря , а также близости родины. С другой стороны, французский флот должен был присутствовать на заморских территориях, базах и в ИЭЗ. Чтобы быть достаточно прочными, корабли должны были достигать 3000 тонн (3000 длинных тонн; 3300 коротких тонн), размера фрегата. Большее водоизмещение позволяет сочетать сильную огневую мощь (как у класса «Минерва» ) и вместимость среднего вертолета (как у класса «Кассиопея» ), а также хорошую автономность и мореходные качества.
Первым типом кораблей, построенных на этих принципах, были Floréal фрегаты типа , построенные по гражданским стандартам, с ограниченным вооружением и несущие средний вертолет. Эти корабли представляют собой корабли высокой выносливости, предназначенные для эксплуатации на заморских территориях в Карибском море , Полинезии , Новой Каледонии и ИЭЗ, где вероятность морской угрозы низка. Скорость ограничена 20 узлами (37 км/ч; 23 мили в час) из-за маломощных двигателей, которые подчеркивают автономность и надежность. Для борьбы с пиратами на быстрых надувных лодках с жестким корпусом » «Флореаль использует бортовой вертолет и отряд морской пехоты.
Нишу для более агрессивных сред занимает тип La Fayette , предназначенный для действий в сложных зонах, таких как Индийский океан или Джибути . Эти корабли должны были быть в состоянии обеспечить безопасность ИЭЗ, а также действовать в составе военно-морских групп или в миссиях по сбору разведывательной информации. Предполагаемая роль кораблей на самом деле была очень разнообразной, потому что опыт класса C.70, когда запланированные 20 кораблей были сокращены до девяти (семь Georges Leygues фрегатов класса и два Cassard фрегата класса ), показал, что Сокращение масштабов и реорганизация проекта могут привести к плохо сбалансированному военно-морскому потенциалу. Новые корабли должны были извлечь выгоду из достижений в области малозаметности (« furtivité »), достигнутых DCN в 1980-х годах.
На доработку концепции ушло несколько лет, и первый корабль был спущен на воду в 1992 году, через два года после завершения окончательного проекта. Испытания системы вооружения прошли в 1994 году, и особенно обширные испытания были проведены для проверки конструкции корабля в широком диапазоне условий. [ нужна ссылка ] В конце концов, Ла Файет был сдан в эксплуатацию в марте 1996 года.
Скрытность
[ редактировать ]На момент ввода в строй корабли класса «Ла Файет» представляли собой новейший уровень малозаметности для военных кораблей. Форма корпуса и надстроек разработана для оптимального снижения радиолокационной заметности , которая была уменьшена на 60 процентов: массой 3000 тонн (3000 длинных тонн ; 3300 коротких тонн ) установка La Fayette имеет типичную радиолокационную заметность 1200 тонн. тонн (1200 длинных тонн ; 1300 коротких тонн ) судно. [ нужна ссылка ] Скрытность достигается за счет наклонных бортов, минимального количества вертикальных линий и очень чистых линий и надстроек: лестницы и швартовочное оборудование находятся внутри, а выступающие конструкции закрыты прозрачными поверхностями. Надстройки построены с использованием радиопоглощающих синтетических материалов.
Их радиолокационное сечение эквивалентно экрану большого рыболовного судна, что делает возможным маскировку среди гражданских судов; или у гораздо менее боеспособного корвета, который может заставить противника недооценить возможности корабля. В случае прямой атаки небольшая радиолокационная заметность помогает уклониться от ракет противника и систем управления огнем. [ нужна ссылка ] Ла Файетт также оснащен постановщиками помех, которые могут создавать ложные радиолокационные изображения, а также пусковыми установками-ловушками.
Благодаря использованию дизельных двигателей малой мощности и специальной системе отвода тепла корабли La Fayette имеют низкую тепловую сигнатуру. Обычная воронка заменена небольшим набором труб позади мачты, которые охлаждают выходящий газ перед его выпуском. Корабли обычно работают в теплых районах, что еще больше снижает тепловой контраст с окружающей средой.
Магнитная сигнатура снижается за счет наличия пояса размагничивания . [ нужна ссылка ]
Акустическая сигнатура сводится к минимуму за счет установки двигателей на эластомерных опорах, которые сводят к минимуму передачу вибрации на корпус, а также за счет резинового покрытия гребных винтов. La Fayette оснащены системой активной акустической маскировки Prairie Masker, которая генерирует небольшие пузырьки из-под корпуса, чтобы сбить с толку гидролокаторы.
Строительство
[ редактировать ]Надстройка изготовлена из легкого сплава и стеклопластика, что позволяет снизить максимальную массу. Это обеспечивает достаточную, но неоптимальную устойчивость к огню. Жизненно важные зоны защищены кевларом , а важные системы дублируются. Экипаж защищен от биологического, химического и ядерного воздействия.
Корабли строились с модульной внутренней конструкцией из одиннадцати сборных модулей, которые комплектовались на заводе, доставлялись на верфь и там собирались. Этот метод позволяет сократить время строительства менее двух лет.
Корпус имеет выраженный угол у форштевня , короткий полубак , интегрированный непосредственно в надстройку. Борта корабля имеют отрицательный наклон в десять градусов. Одиночный якорь расположен ровно на штоке, в который он полностью утоплен. Палуба, на которой установлено судовое оборудование и кабестаны, выполнена внутренней, чтобы скрыть ее от радаров.
Надстройка построена цельной и непосредственно интегрируется в корпус, с изменением лишь угла наклона. Между основным орудием и мостиком расположена платформа. Надстройка непрерывно спускается к вертолетному ангару, на вершине которого изначально были установлены зенитные ракеты малой дальности Crotale (в начале 2020-х годов на трех кораблях они были заменены на систему SADRAL/Mistral).
Корабли имеют две мачты. Основная мачта имеет пирамидальную структуру, которая объединяет воронки и поддерживает антенну военной спутниковой системы связи Сиракьюс, а вторая поддерживает главный радар.
Обновления для продления жизни
[ редактировать ]Три фрегата ВМС Франции ( La Fayette , Courbet и Aconit ) были выбраны для прохождения модернизации среднего возраста, продлевающей срок их полезной службы до начала 2030-х годов. Три фрегата получат установленный на корпусе гидролокатор KingKlip Mk2 для обеспечения противолодочных возможностей, модернизированные точечные системы противовоздушной обороны (состоящие из двух обновленных пусковых установок SADRAL, снятых с вышедших из эксплуатации класса Georges Leygues и действующих ЗРК/SSM Mistral Mk3), а также а также другие улучшения, включая возможность нести последнюю версию противокорабельной ракеты Exocet и CANTO средства противоторпедного противодействия (первоначально установленные на La Fayette , когда она получила модернизацию в 2021–2022 годах). [12] [4] Модернизация увеличивает водоизмещение кораблей примерно на 80 тонн (79 длинных тонн; 88 коротких тонн). [13] и позволит трем кораблям работать до 2020-х годов и выводиться из эксплуатации в период с 2031 по 2034 год. [6] [11] [14] Первое судно, Courbet , начало переоборудование в октябре 2020 года. [15] Она вернулась в море в июне 2021 года. [7] В октябре 2021 года Ла Файет начал плановый ремонт. [16] и в ноябре 2022 года после завершения строительства он снова был введен в эксплуатацию. [17] [18] В феврале 2023 года Aconit , последний из модернизированных фрегатов, начал ремонт с продлением срока службы. [19] Он был перезапущен в июле и, как ожидается, снова вступит в полную строй в 2024 году.
Два других корабля этого класса ( Surcouf и Guépratt ) должны были пройти более скромную структурную и техническую модернизацию (с выводом из эксплуатации устаревшего ЗРК Crotale) и быть выведены из эксплуатации в 2027 и 2031 годах соответственно. [11] Ожидалось, что с несколько уменьшенными возможностями общего назначения эти два корабля будут переведены на морское патрулирование на оставшийся срок их службы. [20] Однако впоследствии было решено сохранить оба корабля в роли фрегатов, несмотря на то, что они не прошли модернизацию среднего возраста. [21]
С 2024 года подразделения класса La Fayette будут постепенно дополняться и в конечном итоге заменяться в функциях первого ранга ВМС Франции фрегатами класса FDI. [9]
Корабли
[ редактировать ]Ла Файет Класс | ||||||
Число | Корабль | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
Ф 710 | Ла Файет | DCN Лорьян | 13 июня 1992 г. | 22 марта 1996 г. | На действительной службе | |
Ф 711 | Сюркуф | 3 июля 1993 г. | 7 февраля 1997 г. | На действительной службе | ||
Ф 712 | Курбе | 12 марта 1994 г. | 1 апреля 1997 г. | На действительной службе | ||
Ф 713 | Аконит | 8 июня 1997 г. | 3 июня 1999 г. | На действительной службе | ||
Ф 714 | Гепрат | 3 марта 1999 г. | 27 октября 2001 г. | На действительной службе |
Экспорт
[ редактировать ]Класс Аль-Рияд : Саудовская Аравия
[ редактировать ]Три корабля класса «Аль-Рияд» представляют собой расширенную зенитную версию французского класса «Лафайет» , водоизмещением около 4700 тонн (4600 длинных тонн; 5200 коротких тонн) и длиной до 133 м (436 футов 4 дюйма). [22]
Боевые системы кораблей производятся компанией Armaris (совместное предприятие DCN/ Thales ) и вооружены ракетой Aster 15 . Ракеты Aster используют пусковую установку DCN SYLVER . Как и в случае с классом La Fayette, основным наступательным оружием является противонадводная ракета Exocet . Основным орудием корабля является 76-мм/62-мм орудие Oto Melara Super Rapid, заменившее 100-мм автоматическую пушку TR. Также имеется четыре кормовых торпедных аппарата диаметром 533 мм (21,0 дюйма) . Корабль вооружен DCNS F17 тяжелой противолодочной торпедой .
Корабли способны развивать максимальную скорость 24,5 узла (45,4 км/ч; 28,2 миль в час) с максимальной дальностью полета 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль). [22]
Аль-Рияд класс | ||||||
Число | Корабль | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
812 | Аль-Рияд | DCN Лорьян | 26 июля 2002 г. | На действительной службе | ||
814 | Мекка | 23 апреля 2004 г. | На действительной службе | |||
816 | Аль-Даммам | 23 октября 2004 г. | На действительной службе |
Грозный класс: Сингапур
[ редактировать ]ВМС Республики Сингапур Шесть Formidable фрегатов класса имеют размеры, сопоставимые с классом La Fayette , но отличаются от этого класса и саудовского класса Al Riyadh вооружением: вместо Exocet установлен Boeing Harpoon . Основное орудие представляет собой скрытую башенку, оснащенную 76-мм пушкой Oto Melara, заменяющей 100-мм автоматическую пушку TR. Класс «Грозный» также использует комбинацию пусковой установки SYLVER и ракеты Aster.
Первый корабль, RSS Formidable , был построен компанией DCN, а остальные корабли были построены компанией Singapore Technologies Marine.
Противолодочные возможности включают S-70B Seahawk вертолеты .
Максимальная скорость составляет 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час), что делает его самым быстрым вариантом. Корабли имеют максимальную дальность полета 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль).
Число | Корабль | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
68 | Грозный | DCNS | 2002 | 7 января 2004 г. | 5 мая 2007 г. | На действительной службе |
69 | Бесстрашный | СТ Инжиниринг (Морской) | 3 июля 2004 г. | 5 февраля 2008 г. | На действительной службе | |
70 | Стойкий | 15 июля 2005 г. | 5 февраля 2008 г. | На действительной службе | ||
71 | цепкий | 15 июля 2005 г. | 5 февраля 2008 г. | На действительной службе | ||
72 | Стойкий | 9 декабря 2005 г. | 16 января 2009 г. | На действительной службе | ||
73 | Верховный | 9 мая 2006 г. | 16 января 2009 г. | На действительной службе |
Класс Кан Дин : Китайская Республика (Тайвань)
[ редактировать ]Поскольку оборонительная позиция Китайской Республики (Тайвань) направлена на Тайваньский пролив , ВМС Китайской Республики (Тайвань) постоянно стремятся модернизировать свои возможности противолодочной борьбы. Соглашение с Францией на сумму 1,75 миллиарда долларов США в начале 1990-х годов было примером такой стратегии закупок: [23] шесть кораблей настроены как для противолодочной, так и для надводной атаки. На смену Exocet пришла Hsiung Feng II, противокорабельная ракета разработанная на Тайване, а зенитным оружием стала Sea Chaparral . Основным орудием является 76-мм/62-мм пушка Oto Melara mk 75, аналогичная своим сингапурским аналогам, фрегатам класса Formidable . Сообщалось о некоторых проблемах в интеграции тайваньской и французской систем. На фрегате имеется один противолодочный вертолет Sikorsky S-70C(M)-1/2.
В 2021 году сообщалось, что Китайская Республика (Тайвань) повысит класс «Канг Дин» . Сообщалось, что MIM-72 Chaparral зенитно-ракетный комплекс будет заменен на отечественный Sky Sword II. Также сообщалось, что будет задействована и модернизация боевой системы. [24]
Максимальная скорость класса составляет 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) с максимальной дальностью полета 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль).
Основные орудия этого класса Mk 75 были модернизированы и имеют увеличенную скорострельность до 100 выстрелов в минуту. [25]
Число | Корабль | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
1202 | Кан Дин | DCNS | 1993 | 22 марта 1994 г. | 24 мая 1996 г. | На действительной службе |
1203 | Си Нин (西宁) | 1994 | 5 ноября 1994 г. | 5 октября 1996 г. | На действительной службе | |
1205 | Кунь Мин (Куньмин) | 1994 | 13 мая 1995 г. | 26 февраля 1997 г. | На действительной службе | |
1206 | Ди Хуа (Дихуа) | 1995 | 27 ноября 1995 г. | 14 августа 1997 г. | На действительной службе | |
1207 | У Чанг | 1995 | 27 ноября 1995 г. | 16 декабря 1997 г. | На действительной службе | |
1208 | Чен Де (Чэндэ) | 1995 | 2 августа 1996 г. | 19 марта 1998 г. | На действительной службе |
В популярной культуре
[ редактировать ]- Класс Ла Файет представлен в видеоигре 2014 года Wargame: Red Dragon , в которой он доступен стороне «BLUFOR» вместе с различными военными кораблями США, Кореи и Японии. [26]
См. также
[ редактировать ]- Баден-Вюртемберг Фрегат класса
- Фрегат класса F100
- Многоцелевой фрегат ФРЕММ
- Фритьоф Нансен Фрегат класса
- Iver Huitfeldt Фрегат класса
- Фрегат типа 054
- Список классов кораблей ВМФ, находящихся на вооружении
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фрегат класса Ла Файет» . Военно-морская техника . 3 мая 2001 г.
- ^ Вавассер, Ксавье (3 февраля 2023 г.). «Французская миссия Жанны Д'Арк в 2023 году отправится через Индо-Тихоокеанский регион» . Военно-морские новости .
- ^ «Первый модернизированный фрегат типа Ла Файет вернулся во французский флот» . 18 октября 2021 г.
- ^ Вавассер, Ксавье (18 июля 2019 г.). «Военно-морская группа готова произвести противоторпедную систему CANTO в Австралии» . Военно-морские новости . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Смальдор, Янник (23 октября 2020 г.). «Евронаваль: Военно-морская группа начинает работы по модернизации фрегатов класса Ла Файет» . navalnews.com . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гроазело, Винсент (15 апреля 2021 г.). «Первый отремонтированный FLF, фрегат Курбе перезапущен» . Море и морская пехота (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Гроазело, Винсент (15 мая 2023 г.). «Фрегат «Сюркуф» обезличен и оснащен системами Simbad» . Море и флот .
- ^ «Обновление французского закона о военном планировании означает новые возможности для фрегатов класса Лафайет» . navyrecognition.com . 21 мая 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Гроазело, Винсент (1 февраля 2021 г.). «Национальный флот: программы, которые будут формировать будущий французский флот» . Море и морская пехота (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Вавассер, Ксавье (17 октября 2022 г.). «Вот новая торпедная установка-ловушка военно-морской группы» . Военно-морские новости . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Гроазело, Винсент (28 ноября 2022 г.). «Фрегат La Fayette снова в строю после ремонта» . Море и морская пехота (на французском языке) . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Вавассер, Ксавье (5 сентября 2019 г.). «Военно-морской флот Франции назвал три фрегата класса La Fayette выбранными для обновления среднего срока службы» . Военно-морские новости . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ «Военно-морская группа приступает к реконструкции и модернизации фрегата класса Courbet La Fayette ВМС Франции» . navyrecognition.com . 11 октября 2020 г. Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Вавассер, Ксавье (18 октября 2021 г.). «Первый модернизированный фрегат типа Ла Файет вернулся во французский флот» . Военно-морские новости . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Тулон: Ввод в эксплуатацию обновленного фрегата Ла Файет» . Агентство печати (на французском языке). 24 ноября 2022 г. . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Гроазело, Винсент (19 мая 2022 г.). «Отремонтированный фрегат La Fayette возвращается в море» . Море и морская пехота (на французском языке) . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Гроазело, Винсент (10 февраля 2023 г.). «Морская группа» начинает реконструкцию фрегата «Аконит» . Море и флот . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Гроазело, Винсент (21 октября 2021 г.). «Реконструкция «Ла Файета»: первый фрегат сдан, второй строится» . Море и морская пехота (на французском языке) . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Гроазало, Винсент (17 апреля 2024 г.). «Переклассификация некоторых La Fayette в патрульные катера больше не стоит на повестке дня» . Море и морская пехота (на французском языке) . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Класс Аль-Рияд (F3000S Савари II), Саудовская Аравия » naval-technology.com . Получено 30 октября.
- ^ «Франция разрешает продажу фрегатов Тайваню» . Оборонная газета . 2 октября 1991 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ Сюй, Цо-Цзюэй (22 февраля 2021 г.). «Тайвань модернизирует свои фрегаты La Fayette новыми системами противовоздушной обороны и боевыми системами» . navalnews.com . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Чен, Кельвин (27 мая 2021 г.). «ВМС Тайваня демонстрируют модернизированные пушки на учениях с боевой стрельбой» . www.taiwannews.com.tw . Новости Тайваня . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ JCDent (13 декабря 2013 г.). «Wargame получает DLC и объявляет о выпуске корабля» . Пиксельный судья . Проверено 20 января 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джордан, Джон; Мулен, Жан (2021). «Фрегаты-невидимки класса Ла Файет ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2021 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 81–98. ISBN 978-1-4728-4779-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фрегат Ла Файет на сайте Министерства обороны (на французском языке)
- NetMarine.net (на французском языке)
- Alabordache.com. Архивировано 20 февраля 2007 года на Wayback Machine французском фрегате La Fayette на Alabordache.com (на французском языке).