Чжан Цунчжэн
Чжан Цунчжэн ( китайский : 张 Цунчжэн ; пиньинь : Чжан Цунчжэн ; 1156–1228), [ 1 ] любезное имя Цзихе ( китайский : 子和 ; пиньинь : Цзихэ ), [ 2 ] был китайским врачом и писателем, работавшим во времена династии Цзинь . Живя в столице Даляне ( 大梁 ; современный Кайфэн , Хэнань), Чжан был известен своим агрессивным и неортодоксальным подходом к медицине, который был основан на убеждении, что все болезни вызваны «отклоняющейся» ци . [ 1 ] Его считают одним из «Четырех великих мастеров» периода Цзинь- Юань .
Взгляды и практика
[ редактировать ]Общие виды
[ редактировать ]Спорно, [ 3 ] Чжан приписывал все болезни «отклоняющейся» ци . Написание на румэнь шицинь ( 儒门事亲 ): [ а ] которую редактировал его друг Ма Цзючжоу , Чжан рекомендует три метода избавления тела от отклонения ци , а именно очищение (для ци нижней части тела ), потоотделение (для «патогенной» ци вблизи эпидермиса ) и рвоту (для верхней части тела). блокировки тела). [ 1 ] Чжан также одобрил иглоукалывание и прижигание . Однако он с осторожностью относился к использованию фармацевтических препаратов, а не к «диетическим уловкам». [ 2 ] Хотя Чжан, вероятно, никогда не встречался со своим современником Лю Ваньсу , на него повлияли его труды, особенно в отношении лечения «расстройств ветра». [ 1 ]
Дифференцированное лечение
[ редактировать ]династии Мин Ученый-медик Ли Чжунцзи сравнил различные подходы Чжана, который стал пионером школы мысли гунся пай ( 攻下派 , буквально «Атака и чистка»), и Сюэ Цзи , который выступал за вэньбу пай ( 温补派 буквально «Согревающее и восстанавливающее») средства: «Как могло употребление этих двух джентльменов наркотиков быть противоположным, но одинаково эффективным?» [ 5 ] По словам Ли, подход Чжана к медицине был более агрессивным, потому что он лечил бедных рабочих, которые могли «выдержать его сильные слабительные средства». Напротив, Сюэ лечил аристократов, чьи тела были сравнительно слабее и поэтому нуждались в «восстановительных средствах» для укрепления их иммунной системы. [ 4 ]
Сам Чжан считал, что больных из разных частей страны нужно лечить по-разному: «Поскольку южные границы более жаркие, для лечения уместно использовать горькие и охлаждающие рецепты. Северный регион холоднее, поэтому уместно использовать горькие рецепты. и рецепты потепления для решения проблемы». [ 6 ] В другом месте он высказал мнение, что жители «центрального региона» наиболее склонны к заболеваниям селезенки и желудка из-за их привычек в еде. [ 7 ]
Роды
[ редактировать ]Согласно его историям болезни, Чжан лечил женщину, которая находилась в смертельной опасности после того, как три ее акушерки применили к ней слишком большую силу, тем самым убив ребенка. [ 8 ] Сообщается, что он провел экстренную доставку мертвого плода, используя импровизированное устройство, состоящее из крюка от безменных весов, прикрепленного к веревке. [ 9 ] В другом случае Чжан диагностировал у замужней женщины, которая годами мечтала о «сношениях с призраками и божествами», «переизбыток инь » в организме, который не позволял ей забеременеть. [ 10 ]
безумие
[ редактировать ]Чжану приписывают то, что он был первым врачом, выдвинувшим теорию, что безумие вызывается огнем, жарой и слизью. [ 1 ] и его можно лечить рвотными и слабительными средствами , [ 1 ] помимо психотерапии . [ 11 ] Чжан отметил, например, что у людей могут развиться психические заболевания после «(падения) с лошади» или «(падения) в колодец» из-за «слизи-слюны, которая действует в верхней части тела», что может быть только удаляется лечебной рвотой. [ 12 ] В одном зарегистрированном примере Чжан привязал «сумасшедшего» человека, упавшего с лошади, к вращающемуся колесу; «безумие полностью прекратилось» после того, как мужчину вырвало и он выпил несколько литров холодной воды. [ 12 ]
Личная жизнь и наследие
[ редактировать ]Чжан родился в 1156 году и жил в столице Даляне ( 大梁 ; современный Кайфэн , Хэнань ). [ 1 ] Он обучался на дому с юных лет. Из-за своего неортодоксального подхода к медицине он мало общался со своими коллегами-врачами. [ 11 ] Чжан умер в 1228 году. [ 1 ]
В современной истории медицины Китая Чжан упоминается как один из Сидацзя ( 四大家 , буквально «Четыре великих мастера») периода Цзинь- Юань . [ 13 ] [ 14 ] наряду с Ли Дунъюань , Лю Ваньсу и Чжу Чжэньхэн . [ 2 ] Однако во времена династий Мин и Цин под «четырьмя великими мастерами» подразумевались Ли, Лю, Чжу и Чжан Цзи (вместо Чжан Цунчжэна). [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Саймон 2014 , с. 625
- ^ Перейти обратно: а б с Чейс 2022 , с. 149.
- ^ Саймон 2015 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Хэнсон 2012 , с. 64.
- ^ Хэнсон 2012 , с. 63.
- ^ Хэнсон 2012 , с. 40.
- ^ Хэнсон 2012 , с. 42.
- ^ Ву 2010 , с. 182.
- ^ Фурт 1999 , с. 122–123.
- ^ Ченг 2020 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Ляо 2014 , стр. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Саймон 2014 , с. 626
- ^ Перейти обратно: а б Фурт 1999 , с. 136.
- ^ Гольдшмидт 2009 , с. 203.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чейс, Чарльз (2022). «Развитие китайской медицины от Сун до Цин». Ин Ло, Вивьен; Стэнли-Бейкер, Майкл (ред.). Справочник Рутледжа по китайской медицине . Рутледж. стр. 146–160. дои : 10.4324/9780203740262-11 . ISBN 9780415830645 .
- Ченг, Сяо-вэнь (2020). Божественное, демоническое и беспорядочное: женщины без мужчин в Китае при династии Сун . Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295748337 .
- Ферт, Шарлотта (1999). Процветающая Инь: гендер в истории медицины Китая: 960–1665 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520208292 .
- Гольдшмидт, Асаф (2009). Эволюция китайской медицины: династия Сун, 960–1200 гг . Рутледж. дои : 10.4324/9780203946435 . ISBN 9780203946435 .
- Хэнсон, Марта (2012). Говоря об эпидемиях в китайской медицине: болезни и географическое воображение в позднем императорском Китае . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780203829592 . ISBN 9781136816420 .
- Ляо, Юцюнь (2014). "Лекарство". Ин Лу, Юнсян (ред.). История китайской науки и техники . Том. 2. Издательство Шанхайского университета Цзяо Тонг. стр. 1–159. дои : 10.1007/978-3-662-44166-4_1 . ISBN 9783662441664 .
- Симонис, Фабиан (2014). «Призраки или слизь? Лекарство от безумия: новые доктрины, методы лечения и соперничество». В Лагервее, Джон; Марсоне, Пьер (ред.). Современная китайская религия . Том. 1. Брилл. стр. 603–640. дои : 10.1163/9789004271647_011 . ISBN 9789004271647 .
- Симонис, Фабиан (2015). «Болезнь, тексты и «школы» в медицине Даньси: новый взгляд на историю китайской медицины с 1320 по 1800 год». В Элмане, Бенджамин А. (ред.). Антикварианство, язык и медицинская филология: от раннего Нового времени до современных китайско-японских медицинских дискурсов . стр. 52–80. дои : 10.1163/9789004285453_004 . ISBN 9789004285453 .
- Ву, Йи-Ли (2010). Воспроизводство женщин: медицина, метафора и роды в позднем императорском Китае . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/9780520947610 . ISBN 9780520947610 .