Чжу Чжэньхэн
Чжу Чжэньхэн ( китайский : Чжу Чжэньхэн ; пиньинь : Чжу Чжэньхэн ; 1282–1358), [ 1 ] любезное имя Даньси ( китайский : Даньси ; пиньинь : Данси ), [ 2 ] был китайским врачом и писателем, работавшим во времена династии Юань . Первоначально обучавшийся классической литературе как последователь конфуцианского философа Чжу Си в четвертом поколении , он решил продолжить карьеру в медицине после того, как дважды провалил гражданские экзамены. После его смерти учение Чжу продолжало компилироваться и распространяться его последователями даже во времена династии Мин . В современной истории медицины императорского Китая Чжу упоминается как один из «четырех великих мастеров научной медицинской традиции Цзинь -Юань».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чжу родился в 1282 году в Учжоу (современный Цзиньхуа ), Чжэцзян . [ 1 ] Его прозвали «Даньси» ( 丹溪 , буквально «ручей киновари») в честь ручья, рядом с которым он жил. [ 3 ] Юность Чжу была «рыцарской, но неосмотрительной». [ 1 ] и он провалил гражданские экзамены как в 1317, так и в 1320 году, несмотря на то, что экзамены в основном основывались на учениях конфуцианского философа Чжу Си , а наставником Чжу Чжэньхэна был Сюй Цянь ( 许谦 ), ученик Чжу Чжу в четвертом поколении. Си. [ 1 ] Возможно, по настоянию Сюй Цяня Чжу впоследствии отказался от классических исследований и сосредоточился на медицине. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Поначалу Чжу изо всех сил пытался многое узнать о медицине, поскольку врачам в Чжэцзяне, у которых он консультировался, не хватало обширных знаний. Более того, он нашел медицинские трактаты, такие как «Хуанди нэйцзин», слишком запутанными, чтобы он мог понять их самостоятельно. [ 4 ] В 1325 году [ 4 ] пересек Чжэцзян и дельту Янцзы в поисках наставника, [ 5 ] ханчжоуского Ло врача , Чжити стал протеже он [ 4 ] последователь Лю Ваньсу во втором поколении , который также хорошо разбирался в медицинской философии Чжан Цунчжэна и Ли Гао ( 李杲 ). [ 3 ]
Объединив учение Ло с конфуцианством, которое он изучал в юности, Чжу вернулся в свой родной город. Его подход к медицине основывался на предположении, что «ян всегда в избытке», а «инь всегда в недостатке». [ 4 ] Хотя он все еще осознавал влияние внешних факторов на здоровье, Чжу больше сосредоточился на внутренних факторах, уделяя особое внимание эмоциям. [ 6 ] Он считал, что эмоции содержат «внутреннее тепло Ян», которое влияет на Инь в телесных жидкостях. Соответственно, его главной хитростью было «Подпитать Инь и заставить Огонь спуститься». [ 6 ] Принимая во внимание совет своего наставника Ло о «заимствовании лучших методов» у различных специалистов, [ 3 ] Чжу принял к сведению внимание Ли Гао к здоровью пищеварения и использование Чжан Цунчжэном слабительных средств . В то же время он позаботился о том, чтобы адаптировать свой подход для наилучшего обслуживания своих пациентов, которые «страдали от влажной жары климата Цзяннань». [ 6 ]
По мере того, как его репутация как врача и учителя росла, Чжу начал принимать больше учеников, в том числе своего сына Юру ( 玉汝 ) и племянника Сифаня ( 嗣氾 ). [ 6 ] В 1347 году Чжу раскритиковал аптеку династии Сун в эссе под названием «Цзюфан фахуэй» ( 局方发挥 ), или «Разоблачение официальных рецептов» . В том же году он написал еще одно эссе, в котором суммировались его ключевые медицинские убеждения, под названием «Гэчжи юлун» ( 格致餘論 ) или «Дальнейшие взгляды на расширение знаний» . [ 7 ]
В «Гэчжи Юлунь» , возможно, разделяя Чжан Цунчжэна взгляды на безумие, Чжу утверждает, что симптомы, подобные одержимости , обычно «не более чем спутанность сознания, вызванная слизью». [ 3 ] Чжу предлагает случай женщины, которая, по-видимому, стала одержимой после того, как свекровь отругала ее за то, что она села не в том месте во время банкета. Вопреки совету Чжу, семья женщины пригласила нескольких экзорцистов, чтобы вылечить ее, хотя их ритуалы, очевидно, вскоре после этого стали причиной ее смерти. Согласно анализу Чжу, банкет проводился летом, поэтому в теле женщины скопилось много тепла и слизи, что привело к ее беспорядочному поведению. Пение экзорцистов «напугало ее дух», а ритуальная вода, окропленная ее телом, заставила его остыть. Поэтому она не могла избавиться от «душного жара» в своем теле, что сделало ее смерть неизбежной. [ 8 ]
Чжу Си Внимательно прочитав «Цзяли» ( 家禮 , буквально «Семейные ритуалы» ), [ 9 ] Чжу также был «экспертом по семейным ритуалам». Он посоветовал ), проживающей в Пуцзяне семье Чжэн ( 鄭 , которая в то время насчитывала десять поколений и более сотни членов, проживавших в одном комплексе: [ 10 ] по таким вопросам, как похороны, жертвенные церемонии и свадьбы. [ 9 ]
Последние годы
[ редактировать ]Чжу умер в 1358 году. После его смерти близкий соратник Чжу Сун Лянь получил от своей семьи задание написать биографию Чжу. Написанная на языке Гу Даньси сяньшэн Чжу гун шибяоци ( 故丹谿先生朱公石表辭 ), Сун прославляет превращение Чжу из порывистого юноши в скромного врача. [ 11 ] Он также рассказывает о некоторых героических подвигах Чжу, таких как спасение буддийской монахини, чей «деревянный идол, изгоняющий демонов», попал в чужие руки. [ 9 ] В конце своей хвалебной речи Сун восхваляет нравственность Чжу: «Воспитывая чистоту и воздержание, он смог сделать то, что не смогли другие». [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]За исключением двух эссе 1347 года и Материи медики под названием «Бэнцао яньи буйи» ( 本草衍義補遺 ), которые, возможно, не были опубликованы при его жизни, [ 12 ] Сам Чжу мало что писал. Тем не менее, его учение продолжало процветать после его смерти. Сообщается, что любимый ученик Чжу, Дай Юаньли ( 戴元禮 ; 1324–1405), служил придворным врачом Чжу Юаньчжана , и эта должность позволила ему поделиться учениями Чжу Чжэньхэна с другими ведущими врачами династии Мин. [ 6 ]
Более того, несколько сотен наиболее известных историй болезни Чжу, которые тщательно собирались и сохранялись его последователями в течение двухсот лет, были включены в династии Мин антологию «Минги лэйань» ( 名醫類案 ), или «Засекреченные случаи известных врачей». , впервые опубликованный в 1552 году. [ 7 ] Доктрины Чжу, которые привнесли в медицину космологию и этику, пользовались большой популярностью в этот период. [ 3 ] Тем не менее, к концу династии Мин учение Чжу стало неясным после того, как различные медицинские консультанты подвергли его критике за чрезмерный упор на «осушение огня». [ 7 ]
Тем не менее, в современной истории медицины императорского Китая Чжу упоминается как один из «четырех великих мастеров научной медицинской традиции Цзинь -Юань» наряду со своими предшественниками Лю Ваньсу , Чжан Цунчжэном и Ли Гао. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Саймон 2015 , с. 55.
- ^ Чейс 2022 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с д и Саймон 2014 , с. 631
- ^ Jump up to: а б с д Далее 2006 , с. 432.
- ^ Фурт 2006 , с. 442.
- ^ Jump up to: а б с д и Далее 2006 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б с Далее 2006 , с. 434.
- ^ Саймон 2014 , стр. 634–635.
- ^ Jump up to: а б с д Далее 2006 , с. 440.
- ^ Фурт 2006 , с. 437.
- ^ Фурт 2006 , стр. 438–439.
- ^ Саймон 2014 , с. 632
- ^ Фурт 2006 , стр. 429–430.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чейс, Чарльз (2022). «Развитие китайской медицины от Сун до Цин». Ин Ло, Вивьен; Стэнли-Бейкер, Майкл (ред.). Справочник Рутледжа по китайской медицине . Рутледж. стр. 146–160. ISBN 9780415830645 .
- Ферт, Шарлотта (2006). «Врач как философ пути: Чжу Чжэньхэн (1282–1358)». Гарвардский журнал азиатских исследований . 66 (2): 423–459. JSTOR 25066820 .
- Симонис, Фабиан (2014). «Призраки или слизь? Лекарство от безумия: новые доктрины, методы лечения и соперничество». В Лагервее, Джон; Марсоне, Пьер (ред.). Современная китайская религия . Том. 1. Брилл. стр. 603–640. ISBN 9789004271647 .
- Симонис, Фабиан (2015). «Болезнь, тексты и «школы» в медицине Даньси: новый взгляд на историю китайской медицины с 1320 по 1800 год». В Элмане, Бенджамин А. (ред.). Антикварианство, язык и медицинская филология: от раннего Нового времени до современных китайско-японских медицинских дискурсов . стр. 52–80. ISBN 9789004285453 .