Тан Юньсянь
Тан Юньсянь ( китайский : 談允賢 ; 1461–1554) был китайским врачом во времена династии Мин в Китае . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Бабушка Тана была дочерью врача. Фактически, одной из причин, по которой дедушка Тан женился на ее бабушке, было то, что он сам изучал медицину. Двое сыновей ее бабушки и дедушки, включая отца Тана, смогли сдать экзамены на дзинши и стали чиновниками. Из-за любви к ней ее бабушки и дедушки, которая, как показывают доказательства, была напрямую связана с ее интеллектом, ее бабушка и дедушка передали Тан свои медицинские знания. Бабушка Тан оставила на смертном одре свои медицинские руководства и инструменты, чтобы передать их Тану. [ 2 ] Тан унаследовала множество медицинских документов от бабушки и дедушки. Она изучала эти медицинские труды день и ночь. [ 3 ] Однако она не начала применять эти знания до тех пор, пока сама не заболела. [ 2 ]
Позже Тан Юньсянь женился, вырастил четверых детей и практиковал медицину на женщинах. Из этих четырех детей двое были сыновьями. Оба этих сына трагически скончались в молодом возрасте, положив конец ее семейной линии. [ 2 ] Тан прожил более долгую жизнь, чем большинство людей того времени, и умер в возрасте 93 лет. [ 4 ]
Медицинская деятельность
[ редактировать ]Медицинская практика Тан Юньсяня заключалась в лечении женщин. [ 5 ] Сначала она начала с лечения собственных детей под руководством бабушки для подтверждения диагноза. Известно, что она ставила диагноз себе и другим членам своей семьи и сравнивала этот диагноз с диагнозом стороннего врача. [ 2 ] Затем она собирала его рецепты и выбирала ингредиенты по своему усмотрению, чтобы лучше вылечить недуг . [ 2 ] Записи книги Тан раскрывают случаи тридцати одного пациента, которого она лечила. [ 6 ] Женщины, с которыми она работала, обычно имели хронические жалобы, а не временные заболевания. У многих из этих женщин были «женские жалобы», такие как нарушения менструального цикла , повторяющиеся выкидыши , бесплодие и послеродовая усталость. У других пациентов были заболевания, которыми мог заразиться любой пол, например кашель, бессонница, сыпь, отеки, диарея или тошнота.
Тан, как и другие грамотные врачи, часто прописывала своим пациентам лекарства на основе трав. Она также практиковала прижигание . Это было прижигание моксы, или высушенной полыни , в определенных точках тела, что было похоже на иглоукалывание . [ 7 ] Считалось, что этот процесс стимулирует циркуляцию ци . Поскольку врач, применявший моксу, должен был физически прикасаться к пациенту, врачи-мужчины не могли проводить такое лечение на женщинах. В своей практике Тан обслуживала многих работающих женщин. Различные отчеты свидетельствуют о выводах Тана о том, что эти женщины часто переутомлялись, будь то физически или умственно. [ 2 ] тем самым вызывая различные симптомы. [ 8 ]
Хотя Тан Юньсянь могла заниматься гинекологией, педиатрией и акушерством, ее опыт в других областях был ограничен. Тан могла заниматься медицинской практикой в стране только среди своих друзей или знакомых. Даже после того, как она закончила книгу « Высказывания женщины-врача» , [ 9 ] единственная книга врача, написанная женщиной во времена династии Мин . [ 2 ] она не смогла его опубликовать. Фактически, ей пришлось попросить сына вырезать для нее печатные блоки . [ 10 ] В прологе своей книги Тан беспокоится о том, как ее воспримут из-за того, что она автор-женщина. [ 2 ] Она говорит: «Я прошу читателей снисхождения и прошу их не смеяться надо мной». [ 2 ]
Статус женщин-врачей в Минском Китае
[ редактировать ]В отличие от своих коллег-мужчин в древнем Китае, женщины не оттачивали свои навыки, обучаясь у мастеров, и у них не было цели или цели открыть свои собственные клиники после ученичества . Для женщин семейное обучение было стандартной формой обучения. Хотя женщины были достаточно опытны в своих медицинских методах, они редко вносили какие-либо теоретические дополнения в эту область. В отличие от врачей-мужчин того времени, женщины получали медицинскую подготовку, чтобы помогать мужчинам в своей семье, выполняя некоторую «вспомогательную работу». [ 8 ] Говорят, что после медицинской практики она «всегда добивалась чудесного терапевтического эффекта при лечении тех женщин, которые отказываются обращаться к врачу-мужчине». Женщины в Минском Китае не могли спрашивать своих врачей-мужчин об определенных заболеваниях. [ 3 ]
Врачам-мужчинам часто не разрешалось физически прикасаться к женщинам из соображений приличия и гендерных норм. [ 11 ] Врач-мужчина не мог прикасаться к женщине во время осмотра, а должен был рассматривать ее симптомы, задавая ей вопросы. Они также могут использовать родственника-мужчину или мужа в качестве посредника. [ 11 ] Это вызывало дополнительные проблемы в таких случаях, как установка кости, когда требуется физическое прикосновение. [ 11 ]
Однако не все части женского тела были запрещены для прикосновения врача, например, голова. [ 11 ] Приличия также зависели от возраста женщины; пожилые женщины, вышедшие из детородного возраста, и маленькие дети были освобождены от многих физических ограничений, но к женщинам брачного возраста относились с особым уважением. [ 11 ]
В настоящее время нет никаких доказательств того, что женщины-врачи подвергаются дискриминации. Имена женщин-врачей перечислены в «Божествах», где были опубликованы разработки в области медицины. Хотя счета женщин учитывались, и женщины добились успеха в медицинской сфере, поскольку врачи-мужчины не могли осматривать пациенток-женщин, были необходимы женщины- акушерки , а женщинам-врачам требовалось больше представительства. Женщины-врачи имели преимущество при работе только с женщинами-пациентами, потому что они знали природу своего тела, и многие из них уже родили детей. Они знали, как устроено женское тело и есть ли что-то особенное и требующее дополнительного ухода. Акушерство и гинекология были единственными способами, которыми женщины могли заниматься медицинской практикой. Любая другая практика мешала серьезно относиться к женщинам в сфере медицины. [ 12 ]
Популярное изображение
[ редактировать ]Персонаж, сочетающий в себе Тан с императора Цзинтай, супругой императрицей Хан, был изображен Сесилией Лю в китайском историческом драматическом сериале 2016 года «Императорская доктрина» . В этом сериале фамилия персонажа была изменена с 談 на гомофонную фамилию 譚 . Сериал посвящен вымышленному любовному треугольнику между Таном и двумя императорами. [ 13 ] ее медицинская работа становится второстепенным сюжетом. [ 14 ] Сообщается, что роскошные, но исторически точные костюмы из сериала стоят более 460 000 долларов США. [ 15 ]
Тан - главный герой романа Лизы Си 2023 года «Женский круг леди Тан» ( ISBN 1982117087 ). Роман фокусируется на личной жизни Тан, начиная с ее образования у бабушки и заканчивая ее борьбой за должность врача-женщины во времена династии Мин. [ 16 ] В романе также основное внимание уделяется ее дружбе с акушеркой и стигматизации , окружавшей эту дружбу в то время. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэнсон, Марта Э. (1 января 2006 г.), «Истощенные мужчины, эмоциональные женщины: гендер и медицина в династии Мин» , Медицина для женщин в императорском Китае , BRILL, стр. 179–196, doi : 10.1163/9789047409922_007 , ISBN 978-90-474-0992-2 , получено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эбри, Патрисия Бакли; Чжан, Конг; Яо, Пин, ред. (2023). Китайское автобиографическое письмо: антология личных рассказов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-75124-5 .
- ^ Jump up to: а б Чжэн, Дж. (июль 1999 г.). разговоры женщины-врача)]» . «[Тан Юньсянь, женщина-врач из династии Мин, и ее Ну и заян ( Случайные . 29 (3): ISSN 0255-7053 . 153–156 11624101 .
- ^ Эбри, Патрисия Б., Уолтхолл Энн и Пале, Джеймс Б. Досовременная Восточная Азия: до 1800 года (Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin Company, 2006) 279.
- ^ Лин, Джаунг-гонг; Цай, Лян-вэнь; Чен, Я-чен (17 октября 2017 г.), «От женщин в истории тайваньской традиционной китайской медицины (ТКМ) до недавних тематических исследований гендерной практики под академическим стеклянным потолком» , (En)Gendering Тайвань , Cham: Springer International Издательство, стр. 149–180, номер документа : 10.1007/978-3-319-63219-3_9. , ISBN 978-3-319-63217-9 , получено 24 января 2024 г.
- ^ Гольдони, Кристина (01 июня 2016 г.). «Разные записи женщины-врача» . Журнал китайской медицины (111): 68–70.
- ^ Университетский словарь Merriam-Webster, 11-е издание (США: Merriam-Webster, 2004) 813
- ^ Jump up to: а б ЧЖЭН Цзинь-Шэн. «Женщины-медики в Древнем Китае» . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 г. Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Переведено как: Уилкокс, Лоррейн, тр., Разные записи женщины-врача (Портленд, Орегон: База данных китайской медицины, 2015). ISBN 978-0990-60-2903
- ^ Эбри, 280.
- ^ Jump up to: а б с д и Ву, Йи-Ли (август 2016 г.). « Практика врача-травматолога в Китае девятнадцатого века: медицинские случаи Ху Тинггуана » . Социальная история медицины . 30 (2): 299–322. дои : 10.1093/shm/hkw075 . ПМЦ 5654508 . ПМИД 29075051 .
- ^ «Женщины-медики в Древнем Китае» . 2021-10-28. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 г. Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ « Ожидается, что «Императорская доктрина» станет еще одним популярным телесериалом» . archive.shine.cn . 20 января 2016 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Императорская докторша (сериал, 2016–) — IMDb , получено 8 марта 2024 г.
- ^ «Лю Шиши и Хо Цзяньхуа воссоединяются для телевизионной драмы «Императорская доктрина» » . 21 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Фэнцзяо, Се (2023). «Женский круг леди Тан» . Мировая литература сегодня . 98 (2): 72.
- ^ Фэнцзяо, Се (апрель 2024 г.). «Женский круг леди Тан: мировая литература сегодня» . Мировая литература сегодня . 98 (2): 72. doi : 10.1353/wlt.2024.a920937 .