Первая голландская экспедиция в Ост-Индию
История Индонезии |
---|
Хронология |
Портал Индонезии |
Первая голландская экспедиция в Ост-Индию (голландский: Eerste Schipvaart ) — экспедиция, проходившая с 1595 по 1597 год. Она сыграла важную роль в открытии торговли индонезийскими специями для торговцев, которые в конечном итоге сформировали Голландскую Ост-Индскую компанию , и ознаменовала собой конец господства Португальской империи в регионе.
Фон
[ редактировать ]В 16 веке торговля специями была чрезвычайно прибыльной, но Португальская империя контролировала источник специй, Индонезию. Какое-то время купцы Нидерландов были довольны этим и покупали все свои специи в Лиссабоне , Португалия, поскольку они все еще могли получать приличную прибыль, перепродавая их по всей Европе. Однако в 1590-х годах Испания, находившаяся в состоянии войны с Нидерландами, находилась в династическом союзе с Португалией, что делало продолжение торговли практически невозможным. [ 1 ] Это было невыносимо для голландцев, которые были бы рады обойти португальскую монополию и отправиться прямо в Индонезию, но маршруты плавания, необходимые для достижения Индонезии, ревностно охранялись португальцами.
Однако в 1592 году картограф Петр Планциус опубликовал серию карт, подробно показывающих путь в Индию. [ 2 ] Вскоре после того, как эти карты были опубликованы, трое амстердамских купцов начали тайно встречаться, планируя экспедицию в Индонезию. Их звали Ян Янш Карел , Хендрик Худде и Рейньер Пау . [ 3 ] Одним из первых действий этих людей было отправить в Лиссабон двоюродного брата Павла, Корнелиса де Хаутмана , выдавая себя за торговца. Его работа заключалась в том, чтобы подтвердить карты Планция и посмотреть, сможет ли он найти дополнительную информацию об Ост-Индии. [ 2 ] Затем, в сентябре 1592 года, Ян Гюйген ван Линшотен вернулся из длительного пребывания в Гоа , Индия , и вскоре после этого в сотрудничестве с известным путешественником Бернардом Палуданусом опубликовал отчет о своих путешествиях, который включал большое количество информации об Ост-Индии. это подтвердило все карты Планция и добавило еще больше. [ 4 ] В начале 1594 года де Хаутман вернулся из Лиссабона. [ 5 ]
Теперь у амстердамских купцов была вся необходимая информация, и они приступили к сбору капитала для финансирования экспедиции. Они завербовали шесть других торговцев и вместе с ними сформировали « Компанию дальнего следования» : Питера Хасселаера , Яна Поппена , Хендрика Бьюика , Дирка ван Оса , Сиверта Сема и Аренд тен Гротенхейса . [ 6 ] Компания смогла собрать 290 000 гульденов и использовать их для строительства и оснащения четырех кораблей: « Маврикий» , «Амстердам» , «Голландия» и « Дуифье» . [ 7 ] [ 8 ]
Всего в экспедиции участвовало 248 офицеров и солдат. [ 9 ] Управление кораблем должен был осуществлять Корабельный совет, состоящий из капитанов кораблей, купцов, закрепленных за каждым кораблем, и некоторых других. [ 9 ] Некоторые имели предпочтительный статус, позволяющий им первыми высказаться по вопросу и разрешить ничью; Корнелис де Хаутман был одним из них. [ 9 ] Перед отбытием кораблей всех навигаторов обучал Петр Планциус. [ 10 ] Главным штурманом был Питер Дирксзон Кейзер . [ 11 ]
Путешествие
[ редактировать ]Флот отплыл из порта Тексель 2 апреля 1595 года. [ 9 ] Поначалу они добились хороших результатов, миновав Канарские острова 26 апреля и приземлившись на Исла-де-Майо 19 апреля, но вскоре ветер утих, и они смогли продвигаться лишь медленно. [ 12 ] Они пересекли экватор только 4 июня и увидели Африку только 2 августа. [ 12 ] В октябре они высадились на Мадагаскаре , где были вынуждены остаться на шесть месяцев, потеряв много людей из-за болезней; к моменту их отъезда погиб 71 человек. [ 13 ] Среди погибших был капитан « Холландии» Ян Дигнумс. [ 12 ] Его смерть вызвала ожесточенную вражду по поводу того, кто добьется успеха, которая закончилась только тогда, когда один из офицеров, Геррит ван Бёнинген , был закован в кандалы на оставшуюся часть путешествия. [ 14 ]
В Бантаме
[ редактировать ]В июне 1596 года флот достиг Бантама ( Бантена ), Ява , но был принят плохо из-за махинаций португальцев, которые убедили бантамцев поднять цены до абсурдно высокого уровня. [ 9 ] Им также было отказано в доступе к воде, и когда некоторые из них отправились на Суматру за водой, несколько человек, в том числе де Хаутман, были схвачены и удерживались до тех пор, пока не были выкуплены. [ 15 ] Де Хаутман к этому времени был фактическим руководителем экспедиции, большинство его противников к этому времени были либо убиты, либо опозорены. [ 15 ] После выкупа он обстрелял город артиллерийским огнем. [ 16 ] и совершил набег на несколько кораблей с пряностями, пришедших в Бантам из Банды и Борнео . [ 15 ] Возмущенные бантамцы разослали людей по близлежащим островам, предупреждая их о голландцах. [ 15 ] В Сидаю , недалеко от Сурабаи , корабли были взяты на абордаж туземцами, и в завязавшемся бою погибли двенадцать человек, включая капитана « Амстердама» . [ 16 ] Вскоре после этого в Мадуре , когда королевская семья отплыла на встречу с голландцами, « Амстердам» открыл огонь, убив принца, священника и многих других. [ 17 ]
Вернуться домой
[ редактировать ]В этот момент вся экспедиция оказалась на грани катастрофы. Только 94 из первоначальных 248 человек были еще живы, и лидеры были разделены на две фракции: одну возглавлял де Хаутман, а другую - Ян Меуленаер , которые не согласились с тем, куда флоту следует двигаться дальше. [ 18 ] Когда Меуланаер внезапно умер при загадочных обстоятельствах, де Хаутман был схвачен и предан суду Корабельным советом. [ 19 ] За недостаточностью улик его отпустили, но к этому времени « Амстердам» находился в таком плохом состоянии, что его пришлось пустить по течению и сжечь. [ 20 ] Флот был в таком плохом состоянии, что было решено отправиться на юг, сделав последнюю остановку на Бали , а затем плыть обратно в Нидерланды. [ 20 ] Команда нашла Бали весьма дружелюбным и 26 февраля 1597 года отплыла домой, достигнув Текселя 14 августа того же года. [ 20 ]
Результаты
[ редактировать ]Правда, экспедиция привезла не так много, как ожидалось: 245 мешков перца, 45 тонн мускатного ореха и 30 тюков мациса. [ 20 ] – цены на специи стали настолько завышенными, что экспедиция все еще была прибыльной. [ 19 ] В целом путешествие пострадало от плохого руководства, но все же сыграло важную роль в открытии Ост-Индии для голландцев. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Массельман, с. 62-64
- ^ Перейти обратно: а б Массельман, с. 68
- ^ Массельман, с. 64-65
- ^ Массельман, с. 71
- ^ Массельман, с. 86
- ^ Массельман, с. 87
- ^ Массельман, с. 88
- ^ «Судоходство Голландской Ост-Индской компании между Нидерландами и Азией в 1595–1795 годах» . Huygens.knaw.nl . Гюйгенс ИНГ . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Винчестер, с. 15
- ^ Массельман, с. 90
- ^ Массельман, с. 89
- ^ Перейти обратно: а б с Массельман, с. 92
- ^ Милтон, с. 59
- ^ Массельман, с. 93
- ^ Перейти обратно: а б с д Массельман, с. 94
- ^ Перейти обратно: а б Милтон, с. 61
- ^ Милтон, с. 62
- ^ Массельман, с. 95
- ^ Перейти обратно: а б Милтон, с. 64
- ^ Перейти обратно: а б с д Массельман, с. 96
- ^ Массельман, с. 97
Ссылки
[ редактировать ]- Массельман, Джордж (1963). Колыбель колониализма . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Милтон, Джайлз (1999). Мускатный орех Натаниэля, или Настоящие и невероятные приключения торговца специями, изменившего ход истории . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-374-21936-2 .
- Матч, Т.Д. (1942). Первое открытие Австралии. С отчетом о путешествии «Дюйфкена» и карьере капитана Виллема Янса . Сидней . Проверено 26 декабря 2009 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Винчестер, Саймон (2003). Кракатау: день, когда мир взорвался, 27 августа 1883 года . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 0-06-621285-5 .