Пожары в Эдо


Пожары в Эдо ( 江戸 ) , прежнем названии Токио , в период Эдо (1600−1868 гг.) в Японии были настолько часты, что город Эдо охарактеризовали поговоркой «Пожары и ссоры — цветы Эдо ». [ примечание 1 ] идет. [ 1 ] Даже в наши дни старый Эдо помнят как «Город огней» ( 火災都市 ) . [ 2 ]
Эдо был чем-то вроде редкости в мире, поскольку обширные городские районы города неоднократно подвергались пожарам. [ 3 ] Великие огни Эдо сравнивали с богами огня Сюкую ( 祝融 ) и Кайроку ( 回禄 ) , а также юмористически описывали как « осенние листья ».
Частота пожаров
[ редактировать ]В течение 267 лет между 1601 ( Кейчо 6), годом после битвы при Сэкигахаре ( Битва при Кейо ) , и 1867 ( Кейо 3), годом Тайсэй Хокан ( Битва при Кэйчо , «Возвращение суверенитета») , в Эдо произошло 49 великих пожаров. Для сравнения, за тот же период количество крупных пожаров в Киото , Осаке и Канадзаве составило всего девять, шесть и три соответственно, что выделяло показатель Эдо среди мегаполисов Японии. [ 4 ] По другим данным, за всю историю Эдо произошло более 85 крупных пожаров. [ 5 ] Между 1600 и 1945 годами Эдо/Токио разрушался примерно каждые 25–50 лет в результате пожаров, землетрясений, цунами, извержений вулканов и войн.
Если включить также более мелкие пожары, то из 1798 пожаров, произошедших за этот 267-летний период, 269 произошли в 1601–1700 годах, 541 в 1701–1800 годах и 986 в 1801–1867 годах. По мере того, как население Эдо в конце периода Токугава увеличивалось вместе с растущим экономическим процветанием, частота пожаров в городе увеличивалась пропорционально его росту. В частности, за 17 лет между 1851 ( Каэй которых стал нестабильный общественный порядок, вызванный недееспособностью администрации сёгуната Токугава . 3) и 1867 годами произошло 506 пожаров, основным фактором [ 6 ]
Список великих пожаров
[ редактировать ]
В следующей репрезентативной таблице перечислены некоторые крупные пожары в истории Эдо, которые привели к катастрофическим человеческим жертвам и материальному ущербу. Три великих пожара Эдо, произошедшие в эпохи Мейреки , Мейва и Бунка, получили название «Три великих пожара Эдо» ( 江戸三大大火 ) . [ 7 ] Великий пожар Мейреки 1657 года считается самым разрушительным из трех пожаров. Пожары в Эдо часто быстро обострялись, во многом из-за того, что городская среда характеризовалась легковоспламеняющимися деревянными зданиями матия , которые отапливались угольными каминами. Учитывая ограничения технологий пожаротушения того времени, а также ненадежность системы водоснабжения Эдо, как только пожар в районе, застроенном деревянными постройками, вышел из-под контроля, власти мало что могли сделать, чтобы предотвратить его распространение на другие части Эдо. город. Помимо крупных пожаров, в этот период случались также периодические небольшие пожары, которые (в совокупности) нанесли больший ущерб и человеческие жертвы в Эдо, чем любой из наиболее разрушительных пожаров. [ 8 ] [ 9 ]
Дата | Имя | Потери | Ущерб | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
григорианский | Японский (год/месяц/день) | Английский | японский | Убит | Отсутствующий | Города | Самурайские дома | Храмы и святыни | Чунина Дома |
26 декабря 1601 г. | 6 Кейчо/11 ic /2 | [ огонь 1 ] | |||||||
10 или 11 марта 1641 г. | 18 Кан-Но/1/29или30 | Ограничить огонь [ огонь 2 ] | Окемачи огонь | 400+ | 97 | 123 | |||
2–3 марта 1657 г. | 3 Мейреки/18–19 января | Великий пожар Мейреки [ огонь 3 ] [ 13 ] [ 14 ] | Великий пожар Мейреки | До 107 000 | |||||
25 января 1683 г. | 2 повтора/12/28 | Великий огонь Тенны [ огонь 4 ] [ 15 ] | Великий пожар Тенва | 830–3500 | 241 | 95 | |||
9 октября 1698 г. | 11 Гэнроку/9/6 | Тёкугаку Огонь | Императорский мемориальный огонь | 3000 | 326 | 308 | 232 | 18,700 | |
25 декабря 1704 г. | 16 Гэнроку/11/29 | Мито-сама Огонь [ огонь 5 ] | Мито огонь | 275 | 75 | 20,000 | |||
14 марта 1745 г. | 2 утра/1 февраля | Рокудо Огонь | Рокудо огонь | 1323 | 28,678 | ||||
22 марта 1760 г. | 10 сна/2/6 | Хореки Огонь | Великий пожар Хореки | 460 | 80 | ||||
1 апреля 1772 г. | 9 Мейва/2/29 | Великий огонь Мейва [ огонь 6 ] [ 16 ] [ 5 ] | Великий пожар Мейвы | 14,700 | 4060 | 904 | |||
22 апреля 1806 г. | 3 ячейки/3/4 | Великий пожар Бунка [ огонь 7 ] [ 5 ] | культурный пожар | 1200 | 530 | 80 | 80 | ||
24 апреля 1829 г. | 12 Бунсей/3/21 | Великий пожар Бунсея | Пожар Бунсей | 2800 | 370,000 | ||||
16 марта 1834 г. | 5 раз/2/7 | Кого Файр [ огонь 8 ] | Китайско-японская война Китайско-японская война | 4000 | |||||
2 марта 1845 г. | 2 деревянных/1/24 | Аояма Огонь | Аояма огонь | 800–900 | 126 | 400 | 5000 | ||
11 ноября 1855 г. | 2 Ансей/10/2 | Землетрясение Огонь [ огонь 9 ] | землетрясение огонь | 4500–26,000 |
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Впервые зафиксирован сильный пожар в Эдо. Весь город был сожжен.
- ^ Даймё хикэси команды Даймё пожарные ( были созданы после ) этого пожара.
- ↑ Также называется « Огонь Фурисодэ» (振袖火事). Это был самый страшный пожар в истории Эдо. Более половины Эдо было вовлечено в пожар, начавшийся 2 марта 1657 года, в третий год эры Мейреки . За два дня ужасный пожар превратил 60-70% столицы в пепел и сжег крепость Тенсю замка Эдо . Великий пожар окажет значительное долгосрочное воздействие на городское планирование и систему пожаротушения Эдо. ( Мейреки 3, 18–19 числа 1-го месяца ); город был опустошен, унеся жизни более 100 000 человек.
- ↑ Также называется «Огонь . Яоя Осичи» См . ниже .
- ↑ Помимо ущерба, нанесенного Эдо землетрясением шестью днями ранее, площадь разрушений превысила площадь Великого пожара Мейреки.
- ↑ Пожар вспыхнул 29 февраля 1772 года ( 9 Мэйва , 26-й день или 1-й месяц ). Это считается одним из трех величайших пожаров Эдо. В неофициальных сообщениях описывается полоса пепла и золы шириной почти 5 миль (8,0 км) и длиной 15 миль (24 км), разрушившая 178 храмов и святилищ, 127 резиденций даймё, 878 неофициальных резиденций, 8705 домов знаменосцев и 628 кварталов. торговых жилищ, погибло, по оценкам, более 6000 человек. Все эти разрушения впоследствии привели к ошеломляющим затратам на реконструкцию.
- ↑ сильный пожар, вспыхнувший в Эдо на третьем году эры Бунка .
- ↑ Серия пожаров длилась шесть дней.
- ↑ магнитудой 7,0 , вызвавшее пожары во многих местах, которые переросли в этот великий пожар. землетрясение В тот же день в Эдо произошло
Другие
[ редактировать ]- 1668 в Эдо вспыхнул крупный пожар : 3 марта 1668 года (8 Канбун , 1-й день 2-го месяца ) . Причиной этой катастрофы стал поджог; и огонь горел 45 дней. [ 17 ]
- 1682 г. В городе 5 февраля 1682 г. ( 1 тенна , 28-й день 12-го месяца ) вспыхнул крупный пожар.
- 1697 ( Гэнроку 10 ): Это называлось огнем десятого года Гэнроку . [ 15 ]
Причины пожаров
[ редактировать ]В период Эдо огонь был незаменимым элементом повседневной жизни. Его использовали для приготовления пищи и освещения, что, в свою очередь, приводило к несчастным случаям. поджог Еще одним источником пожаров стал , произошедший по разным мотивам. Более высокая частота сильных пожаров в Эдо по сравнению с другими городами произошла по разным причинам, в том числе из-за плотной городской застройки, в которой проживает большое количество населения, существования обедневшего социального класса и уникальных метеорологических условий Эдо.
Мацуносукэ Нисияма, ученый, изучавший пожары Эдо, так охарактеризовал причины пожаров: [ 18 ]
- Не исключено, что в Эдо многие жители, вероятно, просто радовались великим пожарам;
- Отсутствие единой политической системы в таком мегаполисе, как Эдо, было одной из причин частых крупных пожаров;
- Эдо Тёнины ( 町人 , «горожане») , считая пожары неизбежными и их распространение неостановимым, оставались довольными до тех пор, пока их собственные дома не стали источниками пожаров.
Рост населения
[ редактировать ]После того, как Токугава Иэясу ( 徳川 家康 ) основал сёгунат в Эдо, были построены резиденции даймё (вассальных лордов) и хатамото (старших вассалов) вокруг замка Эдо , в которых проживало большое количество самураев . Купцы и ремесленники, поддерживавшие жизнь самураев, вскоре стаями мигрировали в Эдо, что привело к демографическому буму. Население Эдо выросло с примерно 400 000 в 1640 году ( Каньэй 17) до примерно 800 000 в 1693 году ( Гэнроку 6) и выросло примерно до 1 100 000 к 1721 году ( Кёхо 6). [ 19 ] В отличие от обширных жилых районов самураев, тёнины были ограничены гораздо меньшими территориями. Растущее население привело плотности населения . к чрезвычайно высокой [ 19 ] Их резиденции были плотно расположены на компактных территориях, и ветхие нагая ( 長屋 , «длинные дома») были обычным явлением. Жилая площадь на душу населения, включая кухню и чулан, обычно составляла шесть татами . Кроме того, строительные материалы из дерева и бумаги легко стали топливом для пожара. Все эти условия закономерно привели к высокой вероятности возникновения пожаров.
Поджог
[ редактировать ]
Основной причиной пожаров в Эдо было зафиксировано большое количество грабителей. Многие из арестованных поджигателей жили в нищете из-за высокой стоимости жизни в Эдо и отсутствия права работать наемными слугами из-за отсутствия поручителя. У некоторых из них были сожжены дома, и они мало что потеряли от совершения преступлений. Среди 102 поджигателей, арестованных в 1723 и 1724 годах ( Кёхо 8 и 9), 41 был хинин ( 非人 , «изгой») , [ примечание 2 ] и 22 не имели зарегистрированного постоянного места жительства. Большинство из них были выходцами из низших социальных слоев. [ 20 ] [ примечание 3 ]
Мотивы поджогов были разными, но наиболее распространенным из них было грабежи . Подобные поджигатели устраивали поджоги в ветреные дни и пользовались возникшими беспорядками для совершения кражи. Помимо грабежа, частыми мотивами были мотивы, возникающие из социальных отношений, например, слуги, стремящиеся отомстить своим хозяевам, и обиды из-за неудачных романтических отношений. Зафиксированы также случаи поджога торговцами предприятий конкурентов и детей, играющих с огнем, и даже случай с признанием, что "вдруг захотелось поджечь". [ 21 ] Поскольку пожар также означал бы бизнес для плотников , штукатуров и альпинистов при последующей реконструкции, некоторые из них были бы рады возникновению и усугублению пожаров. В частности, поскольку многие пожарные в основном работали верхолазами, некоторые из них намеренно разводили огонь, чтобы продемонстрировать свои навыки пожаротушения публично или создать для себя возможности для бизнеса. Это побудило сёгунат издать предупреждающие постановления и казнить некоторых провинившихся пожарных. [ 22 ] Арестованных поджигателей провели по улицам, прежде чем их сожгли заживо . Однако, несмотря на нетерпимую политику сёгуната по отношению к поджогам, вызванные поджогами пожары в Эдо так и не были полностью ликвидированы. В период бакумацу общественный порядок ухудшился, поскольку администрация сёгуната стала некомпетентной. Как следствие, резко возросло количество пожаров от поджогов.
Некоторые поджигатели стали героями литературы и произведений кабуки . В их число входил Яоя Осити ( 八百屋お七 ) , в честь которого также был назван Великий пожар Тенна 1683 года (Тэнна 3), в котором погибло до 3500 человек. Осичи не несет ответственности за пожар, но из-за него погиб ее дом. Она укрылась в храме и влюбилась там в пажа. Год спустя она попыталась поджечь, основываясь на своей фантазии, что еще один пожар позволит им снова встретиться. Ее арестовали, судили и казнили с помощью огня. Ее история легла в основу Ихары Сайкаку » «Косёку Гонин Онна ( 『好色五人女』 ) Цуруи Нанбоку IV и «Катакиучи Ягурадайко» ( 『敵討櫓太鼓』 ) .
Метеорологические условия
[ редактировать ]Сильный зимний муссон с севера был метеорологическим условием, уникальным для Эдо. Это способствовало возникновению множества зимних и весенних пожаров, возникших в сухую погоду из-за преобладающих северо-западных и северных ветров. Кроме того, еще одной причиной сильных пожаров стали сильные южные ветры весной и осенью. [ 23 ] По этой причине четыре бригады дзёбикеси ( 定火消 , пожарные хатамоно), созданные сёгунатом в 1658 году ( Мандзи 1), были размещены к северо-западу от замка Эдо, чтобы защитить замок от пожаров, распространяющихся с этого направления.
Если подсчитывать пожары по месяцам, больше всего «сильных пожаров» было в марте, за ним следовали февраль, апрель и январь. На эти четыре месяца пришлось 70% всех крупных пожаров. [ 24 ] Великий пожар Мейреки , ставший самым катастрофическим пожаром в истории Эдо, унесшим до 107 000 жизней, произошел 2 марта 1657 года (18-й день первого месяца Мейреки 3 по японскому лунно-солнечному календарю Тэнпо). Эдо Тёнины хорошо знали об этом факте. Зимой женщинам предлагалось уехать в резиденции своих родителей в пригороде Эдо и вернуться только после окончания сезона пожаров, что приводило к сезонным колебаниям численности населения. В 1725 году ( 10-й год Кёхо ) население в шестом месяце было более чем на 10 000 человек больше, чем в четвертом месяце. Более 90% добавленного населения составляли женщины. [ 25 ]
Меры по предотвращению пожаров в сёгунате Токугава
[ редактировать ]
В начале периода Эдо видные чиновники сёгуната установили защиту сёгуна и замка Эдо в качестве приоритета в ветреные дни, когда вероятность поджога была наиболее вероятной. Напротив, как пережиток периода Сэнгоку , мерам по предотвращению пожаров в Тёнина жилых районах почти не уделялось внимания. [ 26 ] Однако по мере того, как тёнин обретал социальную власть, политика сёгуната также развивалась, символом чего Токугава Ёсимунэ ( 徳川 吉宗 ) , восьмой сёгун, расширил меры по предотвращению пожаров, чтобы охватить Эдо повсеместно в рамках реформ Кёхо .
Пожарные организации
[ редактировать ]В ранний период Эдо тушение пожаров не было официально закреплено. Однако повторение крупных пожаров стало поворотным моментом в создании системы хикэси ( 火消 , «пожаротушение») . Пожарные в этой системе обычно подразделялись на букэ хикэси ( 武家火消 , пожарные-самураи) и матибикеси ( 町火消 , пожарные- тёнины ) . В рамках букэ хикэси пожарные подразделялись на даймё хикэси ( 大名火消 , пожарные даймё ) и дзёбикеши ( 定火消 , пожарные хатамото) . хикэси . Основным методом тушения пожара был снос зданий, окружающих уже горящие, чтобы предотвратить распространение огня В эпоху Мэйва использовался тип деревянного насоса, управляемого рабочей силой, под названием рюдосуй ( 竜吐水 , «дракон, распыляющий воду») , но он так и не стал полностью жизнеспособным средством тушения пожаров из-за отсутствия бесперебойной подачи воды. Вплоть до Реставрации Мэйдзи ручной снос зданий профессиональными пожарными, большинство из которых составляли верхолазы, оставался основным методом тушения пожаров. [ 10 ] [ 27 ] [ 28 ]
Даймё хикэси
[ редактировать ]Даймё хикэси был официально учрежден в 1643 году ( Каньэй 20), через два года после пожара Окэ-мати, как форма обязательной регулярной пожарной службы, возложенная на даймё . До этого даймё отправлялись на тушение пожаров на основании импровизированных приказов, изданных после возникновения пожара. Другие формы даймё хикэси включали сёсё хикэси ( 所々火消 , «местные пожарные») , которые отвечали за места, которые сёгунат считал важными, такие как мавзолеи, святыни и рисовые зернохранилища; хогаку хикэси ( 方角火消 , «поставленные пожарные») , отвечавшие за отдельные подразделения Эдо; и какудзи хикэси ( 各自火消 , «индивидуальные пожарные») , которые, в отличие от органов пожаротушения самообороны в резиденциях даймё , были обязаны участвовать в тушении пожаров на прилегающих территориях.
я не работал
[ редактировать ]
Дзёбикеши был официально учрежден в 1658 году ( Мандзи 1), через год после Великого пожара Мейреки. На Хатамото были возложены обязанности по тушению пожаров непосредственно под командованием сёгуната. Их размещали в домах, оборудованных пожарными смотровыми вышками, называемыми хиномиягура ( 火の見櫓 ) . Они также наняли профессиональных пожарных, называемых гаэн ( 臥煙 ) . Первоначально было организовано четыре команды. Позже их численность колебалась: от 15 команд до одной команды к концу периода Эдо, в зависимости от финансового и военного статуса сёгуната, а также готовности матибикеси . Большую часть времени существовало десять команд, поэтому их также называли дзюнин ясики ( 十人屋敷 , «дома с десятью командами») и дзюнин хикэси ( 十人火消 , «пожарные с десятью командами») .
Бесконечный
[ редактировать ]
Когда Токугава Ёсимунэ пришел к власти в качестве восьмого сегуна, задачи по тушению пожаров в Эдо были распределены между даймё хикэси , дзёбикеси и танабикеси ( 店火消 , бизнес-пожарные) , из которых последними были пожарные тёнины , состоявшие из торговцев и ремесленников. Хотя даймё хикэси и дзёбикеши были опытными пожарными, их никогда по-настоящему не беспокоили пожары, возникающие в тёнина жилых районах ; Между тем, Танабикеши представляли собой не что иное, как группы пожарных-дилетантов, которые сами бежали от устрашающих пожаров. [ 29 ]
В 1720 году ( 5-й год Кёхо ) Токугава Ёсимунэ институционализировал матибикеси в рамках реформ Кёхо. Он приказал Мати-бугё ( 町奉行 , городской комиссар) Оока Тадасуке ( 大岡 忠相 ) создать новые пожарные подразделения, которые действительно были бы способны защитить Тёнина жилые районы . Согласно системе матибикеши , каждый город должен был направить своего тёнина на тушение пожара. [ 29 ] Оока принял предложения городских властей и организовал городские пожарные группы. К западу от реки Сумида было сформировано 48 групп. Все они, кроме четырех, обозначались отдельными буквами хираганы и, таким образом, вместе назывались ироха 48 гуми ( いろは 48組 , «48 алфавитных групп») . [ примечание 4 ] Еще шестнадцать групп были сформированы в Хондзё и Фукугаве к востоку от реки. У каждой группы был свой уникальный матой ( 纏 , идентификационный объект, похожий на флаг) и униформа. Внутри каждой группы было обычное взаимопонимание, но разногласия между группами также были обычным явлением. В 1730 году ( 15-й год Кёхо ) эти пожарные группы были реорганизованы в более крупные группы, чтобы увеличить масштаб и эффективность пожарной мобилизации. [ 30 ]
Хотя матибикеси изначально отвечали только за тёнина жилые районы , их возможности были признаны, и позже их направили для тушения пожаров в местах проживания самураев, таких как мосты, святилища, рисовые зернохранилища и даже внутри замка Эдо. Ко времени Реставрации Мэйдзи они стали основной силой пожаротушения Эдо, тогда как количество букэ хикэси , напротив, к тому времени значительно сократилось.
Меры по борьбе с поджогами
[ редактировать ]Поскольку поджоги были основной причиной пожаров в Эдо, сёгунат приложил значительные усилия для борьбы с поджигателями. Новая должность в правительстве — Хицукэ Тодзоку Аратамэ-ката ( 火付盗賊改方 , «отдел по расследованию поджогов/краж» ) [ 31 ] был представлен. Чоунины получали награды за поимку поджигателей. Поджог признан уголовным преступлением [ нужны разъяснения ] и был наказан сожжением на костре в качестве предупреждения общественности.
Хицуке Тозоку Аратаме
[ редактировать ]Хицукэ тодзоку аратаме — это должность, введенная сёгунатом для борьбы с уголовными преступлениями, такими как поджоги, кражи и азартные игры. их одновременно занимал военный чиновник Накаяма Наомори ( 中山 直守 ) Хотя изначально для этих трех преступлений существовало три отдельные должности, известно, что в 1683 году ( Тенна 3). Позже они были на короткое время ликвидированы, но были вновь введены в 1703 году ( Гэнроку 16) и объединены в единую позицию в 1718 году ( Кёхо 3).
В отличие от мати-бугё , которые были гражданскими чиновниками, Хицукэ Тодзоку Аратаме были военными чиновниками. Поэтому их методы допроса, как правило, были жестокими. Хотя они имели право арестовывать подозреваемых в поджогах, за ошибочные аресты не было никакого наказания. По этой причине они часто пытали арестованных подозреваемых, чтобы добиться признательных показаний, что приводило к большому количеству ложных обвинений . [ 32 ] Это оставило печально известный образ у тёнинов , которые прозвали их « кодзики сибай » ( ( пьеса , скромные театры) , сравнивая мачи-бугё и кандзё-бугё ( нищих судья кабуто , финансовый комиссар) с « осибай » дайсибай , великий театры ) ) . [ 33 ]
Награды за поимку поджигателей и казнь через сожжение
[ редактировать ]Сёгунат неоднократно издавал постановления, которые требовали немедленной выдачи захваченных поджигателей и предлагали награды их похитителям. Кроме того, будут прощены нераскрытые преступления против человека, поймавшего поджигателя. Даже поджигатели, сыгравшие значительную роль в донесении информации против своих сообщников или других поджигателей, имели право на вознаграждение помимо амнистии. [ 34 ] В 1723 году ( Кёхо 8) было приказано арестовать любого человека на основании подозрительного поведения в случае пожара, даже если он не совершал поджога.
В качестве предупреждения общественности арестованных поджигателей провели по городу и сожгли на кострах. Более того, обвинения против них были написаны на деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. Казнь через сожжение была предусмотрена в Кудзиката Осадамегаки ( 『公事方御定書』 ) , уголовном кодексе периода Эдо, и практиковалась до тех пор, пока в 1868 году ( Мэйдзи 1) не была заменена Карикэйрицу ( 『仮刑律』 ) , временным уголовным кодексом. Мэйдзи правительства . [ 35 ] Были также замешаны члены семей поджигателей, а жены и дочери были отправлены в рабство или отправлены в ссылку .
В случае заказного поджога к ответственности подлежало и лицо, оплатившее преступление. Когда поджигателем был самурай, казнь через сожжение была неприменима. максимальное наказание в виде гокумона ( 獄門 , «ворота тюрьмы») Вместо этого было наложено ; осужденного самурая обезглавливали , а голову помещали на постамент или платформу и выставляли напоказ в течение трех дней, а тело использовали для испытания меча . Кто угрожал поджогом письменными записками, первоначально карался смертной казнью, но позже наказание было смягчено ссылкой.
Хотя наказания были назначены на основе описанных выше принципов, также учитывались смягчающие обстоятельства, такие как неудачные попытки поджога. Поджигателей младше 15 лет не казнили, а отправляли в ссылку или давали испытательный срок.
Городское планирование
[ редактировать ]Плотное размещение зданий, построенных из легковоспламеняющихся материалов, было важным фактором, позволившим пожарам развиваться от небольших до крупных. Как только одно здание загорелось, соседние вскоре загорелись, прежде чем пожарные успели отреагировать. По этой причине после Великого пожара Мейреки в Эдо стали продвигать конструкции, изготовленные из негорючих материалов, чтобы усилить защиту города от пожаров. противопожарные барьерные зоны, называемые хийокэти ( 火除地 , зоны противопожарной защиты) и хирокодзи ( 広小路 , широкие переулки) В различных местах Эдо были созданы . Использование огнестойких материалов, включая черепичные крыши и земляные дома, стало обязательным.
Хиёкэчи и Хирокодзи
[ редактировать ]
После катастрофических потерь в результате Великого пожара в Мейреки, меры по предотвращению пожаров получили большое внимание в плане реконструкции Эдо. Для предотвращения распространения пожара были установлены противопожарные барьеры. Это началось с переноса основных резиденций госанке ( 御 三家 ) за пределы замка Эдо и выделения освободившегося пространства для предотвращения пожаров. Последовал переезд резиденций, принадлежавших другим даймё и хатамото. Чтобы уменьшить плотную застройку внутри Эдо, большинство мест было выбрано как можно дальше от замка. Кроме того, в Гэнроку эпоху даймё получили землю для строительства своих второстепенных и третичных резиденций на окраине Эдо, а их третичные резиденции также использовались в качестве убежищ во время пожаров. Земля была освоена как еще одно средство размещения новых самурайских резиденций. Примерно в 1661 году ( Канбун 1) мелиорация земель в Хондзё была завершена, чтобы обеспечить строительство резиденций самураев, а также переселение тёнинов. резиденции. [ 36 ] Аналогичные приказы о переселении были также отданы храмам и святыням. Большинство из них переехало за пределы каналов Эдо, а некоторые нашли новые места в Асакусе , Комагоме и Койсикаве . Перенос квартала красных фонарей Ёсихара ( 吉原 ) из района Нихонбаши в Асакуса также произошел в этот период, хотя решение о переезде было принято еще до Великого пожара Мейреки.
Два типа зон противопожарного барьера, хийокэти ( 火除地 ) и хирокодзи ( 広小路 ) , были созданы на землях, освобожденных в результате переселения; первые представляли собой пустующие площади, а вторые расширяли улицы. Кроме того, в рамках политики расширения улиц в домах требовалось убрать все карнизы . [ 37 ] Переселения привели к расширению городского Эдо. В 1662 году ( Канбун 2) территории Уэно , Асакуса и Сиба за пределами каналов были переданы под управление мати -бугё .
После Великого пожара Тенны произошла еще одна волна переселения, затронувшая резиденции даймё , храмы и святилища, что позволило создать новые хийокэти и расширить хирокодзи . В результате большинство храмов и святынь теперь располагались за пределами каналов. Во время реформ Кёхо предотвращение пожаров было еще более усилено, начиная с институционализации матибикеши . В свете энтузиазма Токугавы Ёсимунэ по поводу негорючего Эдо, новые хиекети были созданы в Канде , Хатчобори и Ичигае . [ 36 ]
Несмотря на усилия по созданию зон противопожарного барьера вокруг Эдо, были также случаи, когда дома строились внутри хийокэти , а магазины вдоль Хирокодзи , что значительно снижало их эффективность, иногда до такой степени, что риск пожара был даже выше, чем раньше.
Огнестойкие и огнезащитные конструкции
[ редактировать ]
После великого пожара 1601 года ( Кейчо 6) сёгунат распорядился соломенные крыши превратить в гонтовые . Позже черепичные крыши стали модными среди зданий внутри роскошных резиденций даймё , а также были приняты в некоторых резиденциях тёнинов . Однако после Великого пожара в Мейреки изменение политики запретило использование черепичных крыш, поскольку огнестойкая черепица упала с крыш и стала причиной многих травм. [ 38 ] [ 39 ] Вместо этого огнеопасные соломенные крыши должны были быть засыпаны землей, чтобы предотвратить распространение огня. В 1661 году ( Канбун 1) использование соломенных крыш в новых зданиях также было запрещено, что сделало черепичные крыши единственным разрешенным выбором.
Только когда Токугава Ёсимунэ пришел к власти, черепичные крыши стали обязательными. Что касается самурайских резиденций, в 1723 году ( Кёхо 8) сгоревшие резиденции хатамото возле Банчо требовалось перестроить с черепичными крышами. Для этой цели также были предоставлены беспроцентные кредиты. Примерно после 1725 года ( Кёхо 10) на ограниченных территориях существующие жилые дома должны были иметь черепичные крыши. Позже эта политика стала применяться на более крупных территориях с предупреждением о том, что несоответствующие жилые дома будут снесены. Для резиденций тёнинов запрет на черепичные крыши был отменен в 1720 году ( Кёхо 5). После 1722 года ( Кёхо 7) все здания в Эдо должны были иметь черепичные крыши и быть построены из земли или покрыты ею, хотя из соображений экономического бремени для тёнинов в делать крыши из устричных некоторых случаях также разрешалось раковин. Как и в случае с резиденциями самураев, было доступно освобождение от платы за коммунальные услуги и беспроцентные ссуды, а немодифицированные резиденции подлежали сносу.
Программа невоспламеняющихся Эдо, проводимая сёгунатом, осуществлялась под властью Токугавы Ёсимунэ, хотя после его смерти в 1751 году ( Канэй 4) сёгунат стал менее активным из-за своего тяжелого финансового положения. Программа так и не была полностью завершена, что стало основной причиной различных крупных пожаров до эпохи Мэйдзи .
Запреты и приказы о пожарной тревоге
[ редактировать ]Чтобы предотвратить пожары, сёгунат издавал всевозможные директивы, включая запреты на возможные причины пожаров, приказы о пожарной тревоге во время важных событий и запреты на определенные действия во время реальных пожаров.
Запреты, касающиеся пожарной опасности, были направлены против общественных бань , фейерверков, Сагичо ( Сагичё ) , [ примечание 5 ] и сжигание мусора. В большинстве домов тёнинов не было бани, чтобы их не подозревали в качестве причины пожара. В результате общественные бани стали популярны. [ 40 ] Хотя необходимость разведения огня в банях помешала полному запрету, в 1653 году ( Дзё 2) огонь в общественных банях был запрещен до 18:00. [ 41 ] В общественных банях также требовалось сохранять воду в ванне до утра, чтобы ее можно было использовать для тушения пожаров. Производство фейерверков внутри города было запрещено в 1648 году ( Кейан 1). Их использование также было запрещено, за исключением устьев рек, и в дальнейшем ограничивалось только вдоль реки Сумида в 1642 году ( Кейан 5). Празднования Сагичо в городах и домах были запрещены в эпоху Гэнроку . Еще раньше сжигание мусора было запрещено в 1655 году ( Мейреки 1). В качестве исключительного случая запрет на использование воздушных змеев был введен в 1646 году ( Сёхо 3), через два дня после того, как горящий воздушный змей упал на Киттэ-мон ( 切手門 , Ворота Китте) замка Эдо. [ 42 ]
Во время важных событий, таких как визит сёгуна в Никко Тосё-гу ( 日光東照宮 , храм Никко Тосё) , визит королевской женщины из Киото и прибытие делегата эпохи Чосон , были изданы постановления, требующие повышения уровня пожарной безопасности. В соответствии с этими постановлениями город патрулировался с целью предотвращения пожаров и ссор, были подготовлены ведра с водой и проведена уборка территории города. Подобные приказы также издавались, когда ритуалы проводились в Канэй-дзи ( 寛永寺 , Храм Канъэй) , Дзодзё-дзи ( 増上寺 , Храм Зодзё) и Санно-ша ( 山王社 , Храм Санно) .
Конкретные виды деятельности, запрещенные во время пожаров, включали «осмотр пожарных достопримечательностей», [ 43 ] перемещение инструментов с помощью больших тележек, называемых дайхатигурума ( 大八車 , «большая восьмерка тележек») , а также использование и производство куруманагамоти ( 車長持 , ящики для хранения одежды на колесиках) , и все это ради предотвращения усиления помех и уменьшения препятствий. эвакуации.
Чонином принятые Меры по предотвращению пожара,
[ редактировать ]Хотя поговорка «Деньги нельзя хранить на ночь» [ примечание 6 ] однозначно отображает безудержное отношение жителей Эдо к жизни, [ 1 ] это также отражает их прагматичный подход к частым сильным пожарам в городе: лучше потратить деньги скорее, чем потерять их в результате пожара. [ 44 ] Эдо Для тёнинов пожары стали повседневной рутиной, но их распространение было практически невозможно остановить. Когда пожары охватили их дома и предприятия, первой и главной целью было быстро эвакуироваться и сохранить свое имущество. С другой стороны, они также уделяли пристальное внимание тому, чтобы пожары не вспыхивали в их собственных домах.
Меры против пожаров
[ редактировать ]Пожары происходили в Эдо независимо от дня и ночи. Если пожар возник, когда кто-то спал, переодевание и подготовка освещения могут привести к задержке эвакуации. Следовательно, когда приближалась зима, когда наступал сезон пожаров, в качестве меры предосторожности люди клали предметы, включая одежду, вараджи ( わらじ , соломенные сандалии) и тётин ( 提灯 , бумажные фонарики) рядом со своими подушками на случай чрезвычайной ситуации. При получении предупреждения о пожаре сначала должны быть подтверждены происхождение и направление ветра. Если ситуация считалась опасной, ценные предметы, которые невозможно было нести, складывали в дозо ( 土蔵 , земляные склады) и анагуру ( 穴蔵 , ямы для хранения) , деловые клиенты информировались, и люди поднимались на крыши, чтобы положить исключить искры, чтобы предотвратить распространение огня. Когда опасность становилась неизбежной, они эвакуировались только с теми ценностями, которые можно было взять с собой.
Для защиты ценностей от огня ёдзинкаго ( 用慎籠 ) использовались . Ёдзинкаго представляли собой большую бамбуковую корзину, которую можно было носить на спине или на плечах. [ 45 ] Для важных документов плетеные коробки, называемые мотиноки цузура ( 持退き葛籠 ) использовались . Хотя дайхатигурума и куруманагамочи могли перевозить большее количество предметов, их большие размеры обычно создавали препятствия при эвакуации. Были также случаи, когда перевозимые предметы загорались от летящих искр и способствовали распространению огня. Эти причины привели к их запрету со стороны сёгуната.
В качестве дополнительной меры и предшественника страхования от пожара богатые торговцы вносили предоплату продавцам древесины за материалы, необходимые для строительства дома. Если бы их предприятия сгорели, то после того, как разобрали обломки, оплаченные материалы можно было бы сразу потребовать на реконструкцию, чтобы бизнес возобновился в короткие сроки. [ 46 ]
Дозо и анагура
[ редактировать ]Дозо и анагура представляли собой конструкции, используемые для хранения предметов, которые нельзя было переносить во время пожара. Богатые купцы обычно владели ими в несколько раз. Из-за высокой стоимости дозо в основном строились и использовались торговцами; для сравнения, анагура были более доступны для простых людей.
Дозо представляли собой склады с толстыми оштукатуренными земляными стенами и в большинстве случаев черепичными крышами. Огнестойкость, обеспечиваемая толстыми стенами, делала их идеальными для хранения товаров, домашних вещей, инструментов и ценных вещей. Однако они также могут страдать от уязвимостей, вызванных некачественной конструкцией и ненадлежащим обслуживанием, из-за которых из щелей в окнах и входах, а также мышиных нор могут возникать пожары, и в результате даже разрушаться. могли По этой причине богатые купцы готовили землю в готовом виде, чтобы их обычные штукатуры быстро заделать дозо в случае пожара. Были также случаи, когда, когда они сами были виновниками пожаров, они оставляли двери своих дозо открытыми и позволяли им сгореть в качестве формы публичного искупления. [ 46 ] Специально укрепленные дозо для хранения документов, называемые бункогура ( 文庫蔵 ), существовали, но так и не завоевали популярность из-за еще более высокой стоимости строительства, хотя они были достаточно прочными, чтобы выдержать сильные пожары. С другой стороны, были также жилые дома и предприятия, называемые мисэгура ( 見世蔵 ), которые были построены как склады. Однако их огнестойкость должна была быть более или менее снижена, чтобы обеспечить необходимые широкие проемы для коммерческого использования. Мисегура , сохранившиеся до наших дней, сейчас в основном встречаются в городах Катори ( Савара район ), Тотиги и Кавагоэ , что дало этим городам и их окрестностям название «Маленький Эдо» ( 「小江戸」 ) .
Анагура представляла собой подземные складские помещения. В отличие от небольших складских помещений под кроватью, анагура имела достаточно места, чтобы вместить человека, а также предназначалась для хранения ценностей. Они были дешевле, чем дозо , но оставались эффективными против пожаров и краж, поскольку им нужно было защитить только чехлы. Анагура в Эдо впервые были использованы в 1656 году ( Мейреки 2) продавцом тканей, управлявшим магазином Идзуми-я ( 和泉屋 ) в Нихонбаши. Эффективность Изуми-я была анагуры . признана во время Великого пожара Мейреки и способствовала их популяризации [ 47 ] Что касается популярности анагуры в Эдо, торговец солью Кавагоэ Эномото Язаэмон (Enomoto Yazaemon ) написал в своих мемуарах «Мицуго ёри-но гобой» ( «三子 YO no Kaku» , «Воспоминания о моей жизни с трех лет ») , что одна десятая часть населения Эдо имела стать дырками. [ 48 ] Такая популярность также породила профессию анагура-дайку ( 穴蔵大工 , плотники- анагуры ) . Хотя анагуры в Эдо в основном строились из кипариса, чтобы предотвратить протечки, вызванные высоким уровнем грунтовых вод, тем не менее, подземная влажность ограничивала их долговечность.
Наказания за пожар
[ редактировать ]Хотя сёгунат ввел наказания, включая смерть через сожжение, чтобы бороться с поджогами, наказания за пожары были далеко не такими суровыми. Представители класса самураев, устроившие пожар, будут оправданы, если им удастся потушить его в своих домах; так же было и с тёнином, если огонь оставался небольшим. Хотя совет Родзю ( 老中 ) рассматривал предложения о введении суровых наказаний, включая смерть и ссылку в случае сильных пожаров, такие предложения так и не были приняты. Анекдотические рассуждения гласили, что несчастный случай с пожаром в то время мог случиться с кем угодно, и что родзю сомневались в своей готовности совершить сеппуку , если они сами случайно устроят большой пожар. [ 49 ]
Пожарные происшествия самураев
[ редактировать ]возник пожар Если в резиденции даймё , пока ворота сохранились, владелец не будет нести ответственности, даже если дома загорятся. Естественно, фокусом защиты стали ворота. Некоторые самураи снимали раздвижные двери с рам и уносили их с собой, убегая. Некоторые другие выгоняли матибикеши , прибежавших на место происшествия, тушили пожар своими силами, а затем утверждали, что дым исходил просто от костров . Хотя физического наказания не было, самураю, случайно вызвавшему пожар, все равно нужно было явиться к Омэцукэ ( 大 目付 , инспектор администрации) для отбытия домашнего ареста в альтернативном месте жительства; если бы он позволил огню распространиться из своего дома, ему пришлось бы предъявить иск об ответственности своему начальнику. Три пожара вынудили бы самурая перенести свою резиденцию на окраину Эдо, хотя это не было прямо оговорено. [ 50 ]
Пожары в Чонинах , храмах и святилищах
[ редактировать ]Что касается тёнина , второй том Кудзиката Осадамегаки налагал наказание в виде 10, 20 и 30 дней осикомэ ( 押込 ) , или строгого домашнего ареста , на тех, кто случайно сжег территории шириной более 10 кэн (около 18 м ). [ 51 ] Наказание могло быть продлено до 50 дней и усугублено надеванием наручников, если пожар произошел в день, когда сёгун отправился с визитом. Если ущерб от пожара распространился на территорию шириной более 3 тё (около 327 м ), кроме виновника, глава семьи, домовладелец и гатигёдзи ( 月行事 ) [ примечание 7 ] также подвергнется 30-дневному осикомэ . Члены гонингуми ( 五 人組 ) [ примечание 8 ] будет наказан 20 днями осикомэ там, где он принадлежал, также . Кроме того, гатигёдзи шести городов, окружающих источник огня, за исключением подветренной стороны, также получат 20 дней осикомэ . [ примечание 9 ]
За пожары, произошедшие в храмах и святилищах, из снисхождения сёгунат наказывал поджигателей только семью днями энрё ( 遠慮 ) , или легким домашним арестом, при котором допускались отдельные ночные экскурсии. Даже пожар, совпавший с визитом сёгуна или получивший масштабный характер, лишь прибавил бы еще три дня к наказанию. В городах, построенных вокруг влиятельных храмов и святилищ, также с гораздо большей снисходительностью наказывались пожары, чем в других городах. Пожар, охватывающий территорию площадью более 10 кен, повлечет за собой только три дня осикомэ .
Экономический эффект
[ редактировать ]Каждый раз, когда возникал сильный пожар, материальные и денежные затраты, необходимые для возрождения опустошенного Эдо, были огромными. Следовательно, влияние великого пожара на потребительские цены, а также на экономические перспективы может распространиться по Эдо и затронуть всю Японию. Таким образом, частое возникновение крупных пожаров можно назвать основным движущим фактором, поддержавшим экономический рост Эдо. [ 52 ] Напротив, стоимость реконструкции также стала огромным бременем для сёгуната и способствовала его тяжелому финансовому положению. От экономического давления также страдали тёнины . придется жить в нагае Вполне возможно, что торговцу, ведущему крупный бизнес , после сильного пожара . Когда дело дошло до бюджета сёгуната, среди расходов, выделяемых тёнину , наибольшую долю также составляли расходы, связанные с профилактикой и тушением пожаров.
Стремительный рост потребительских цен
[ редактировать ]Каждый большой пожар означал рост цен в Эдо. Цены на продукты питания, начиная с риса, а также на строительные материалы, необходимые для восстановления домов, выросли. Например, после Великого пожара Мейреки цена сакэ выросла с 40 мон за сё (около 1,74 л ). [ примечание 10 ] до 1000 мес за сё , а стоимость нефти подскочила с 3 мес за сё до 2400 мес за сё . [ 53 ] Завышенный объем работ по реконструкции города привел к резкому росту стоимости наемных ремесленников. Помимо ремесленников, наемным слугам также повысили зарплату, поскольку меньшее количество из них желало работать в Эдо из-за страха перед сильными пожарами. Помимо этого, арендная плата выросла из-за нехватки жилья; то же самое произошло и с тарифами на паром из-за возросшего спроса до того, как мосты были восстановлены. Все это оказало влияние на местные потребительские цены великие пожары Эдо.
Чтобы контролировать инфляционные цены, сёгунат издал постановления, которые запрещали повышение цен, устанавливали верхние пределы заработной платы ремесленников и наказывали наиболее известных правонарушителей. Были приняты меры по решению проблемы нехватки риса в Эдо. Рис закупался напрямую у фермеров и перепродавался. Фермерам также разрешили приезжать в Эдо и самим продавать рис.
Из-за увеличения количества заказов на поставку из Эдо в разные места по всей стране, влияние великих пожаров Эдо на экономические перспективы распространилось по всей стране. Сёгунат аналогичным образом предостерег обширные территории от оппортунистического повышения цен. Тем не менее, это не остановило таких торговцев, как Кавамура Дзуйкен ( 河村 瑞賢 ) , который сколотил состояние на торговле древесиной и заключил контракт на строительство после Великого пожара Мейреки. [ 54 ]
Финансовое бремя сёгуната
[ редактировать ]Расходы на восстановление сгоревших объектов занимали значительную часть бюджета сёгуната. Во время Великого пожара Мейреки, хотя потерянная крепость теншу замка Эдо осталась разрушенной, на реконструкцию внутренней цитадели, а также дворцов было потрачено более 930 000 рё . Для сравнения, Токугава Иэцуна ( 徳川 家綱 ) , сёгун того времени и правнук Токугавы Иэясу, унаследовал деньги и имущество на сумму 4,23 миллиона рё . от своих предков [ 55 ]
Помимо реконструкции, еще одним источником крупных расходов была деятельность по оказанию помощи при стихийных бедствиях. После Великого пожара Мейреки хатамото и гокэнин ( 御家人 , вассалы) получили пожертвования, пропорциональные их стипендиям, и им разрешили авансовые выплаты за рис. Дайме , помимо пожертвований , выдавались также десятилетние кредиты. Около 160 000 рё было потрачено на пожертвования тёнинам , доли которых соответствовали размерам фасадов их резиденций. Кроме того, даймё было приказано обеспечить отваром тёнинов , потерявших свои дома; Тёнинам , у которых сожгли рисовые зернохранилища, бесплатно снабжали рисом. После Великого пожара Мейреки сёгунат продолжал оказывать помощь всякий раз, когда случался сильный пожар, хотя и в меньших масштабах из-за ухудшения финансового положения.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Пожары и драки — цветы Эдо»
- ^ Хинин были самым низким и наиболее дискриминируемым рангом в кастовой системе общества Эдо . Членами обычно были бывшие заключенные и бродяги.
- ↑ Число арестованных поджигателей за эти два года резко возросло. Вполне возможно, что некоторые из них на самом деле были невиновны.
- ^ Ироха — японское стихотворение, известное как панграмма всех кана .
- ^ Фестиваль огня, отмечаемый в день полнолуния первого месяца лунно-солнечного календаря.
- ^ «У меня недостаточно денег на вечер».
- ^ Ежемесячная ротационная должность, которая курировала дела в городе.
- ↑ В период Эдо семьи в соседних резиденциях группировались в группы по пять человек, чтобы разделить различные обязанности, включая борьбу с преступностью, обеспечение уплаты дани и взаимопомощь. Такие группы назывались гонингуми .
- ↑ Эти гачигёдзи были наказаны за распространение огня. В шести городах, которые они курировали, матибикеши должны были мобилизоваться во время пожара.
- ^ Это было до реформы 1669 года, которая изменила сё , чтобы он был эквивалентен примерно 1,804 л . См. [1] Архивировано 18 февраля 2013 г. на archive.today [2] Архивировано 18 сентября 2012 г. на Wayback Machine [3] Архивировано 18 февраля 2013 г. на archive.today .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тенрай 2007 .
- ^ Нисияма 1974 , стр. 5–20.
- ^ Нисияма 1978 , стр. 84.
- ^ Куроки 1999 , стр. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивао, Сейичи и др. (2002). Исторический словарь Японии, стр. 507.
- ^ Куроки 1999 , стр. 4.
- ^ ТФД 1988 .
- ^ Даже 1952 , с. 54.
- ^ Ёшихара 1978 , стр. 439.
- ^ Перейти обратно: а б Куроки 1999 .
- ^ Даже 1952 год .
- ^ Ёшихара 1978 .
- ^ Титсингх, Исаак. (1834 г.). Анналы императоров Японии, с. 413.
- ^ Блюсс, Леонард и Синтия Вайе (2005). Desjima Dagregisters, том XII 1650–1660 гг . Лейден
- ^ Перейти обратно: а б Титсингх, с. 415.
- ^ Холл, Джон Уитни. (1955). Танума Окицугу, 1719–1788: предшественник современной Японии, с. 120.
- ^ Титсингх, с. 414.
- ^ Нисияма 1978 , стр. 85–90.
- ^ Перейти обратно: а б Куроки 1999 , стр. 18.
- ^ Нисияма 1978 , стр. 28.
- ^ Эйдзю 2007 , с. 283.
- ^ Эйдзю 2007 , с. 63.
- ^ Ёшихара 1978 , стр. 440.
- ^ Куроки 1999 , стр. 14.
- ^ Икегами 1978 , стр. 164.
- ^ Нисияма 1978 , стр. 15.
- ^ Икегами 1978 .
- ^ Ямамото 1993 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдо Еженедельник 2010a .
- ^ Еженедельник Эдо 2010b .
- ^ «Японская полиция — Энциклопедия Японии» .
- ^ Нисияма 1978 , стр. 22.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 247.
- ^ Нисияма 1978 , стр. 18.
- ^ Эйдзю 2007 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Куроки 1999 , стр. 201.
- ^ Куроки 1999 , стр. 195.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 201.
- ^ Куроки 1999 , стр. 197.
- ^ Нисияма 1974 , стр. 16.
- ^ Куроки 1999 , стр. 137.
- ^ Эйдзю 2007 , с. 29.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 167.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 12.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Ямамото 1993 , стр. 16.
- ^ Одзава 2007 , стр. 17.
- ^ Куроки 1999 , стр. 198.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 261.
- ^ Ямамото 1993 , стр. 226.
- ^ Куроки 1999 , стр. 130.
- ^ Нисияма 1994 , стр. 52.
- ^ Куроки 1999 , стр. 167.
- ^ Эйдзю 2007 , с. 14.
- ^ Эйдзю 2007 , с. 18.
Источники
[ редактировать ]- Икегами, Акихико (1978) Нисияма, Мацуносукэ (ред.). Создание и развитие системы пожаротушения Эдо. [Создание и развитие системы пожаротушения Эдо]. Исследования Тёнина Эдо (на японском языке). 5. Ёсикава Кобункан.
- Эйджу, Ничиро (2007). Поджог в Эдо [ Поджог в Эдо ] (на японском языке).
- Одзава, Эмико (2007). Город-катастрофа Эдо и подвал [ Эдо, город бедствий и подвалов ] (на японском языке). Ёсикава Кобункан.
- Куроки, Кё (1999). пожар в Эдо [ Огни Эдо ] (на японском языке). Досейша.
- Токийская пожарная служба ; Общество пожаротушения Эдо (1988). Иллюстрированная книга «Три огнетушителя Эдо» [ Edo Firefighting Illustrated ] (на японском языке). Ивасаки Бидзицуся.
- Нисияма, Мацуносукэ, изд. Энциклопедия исследований Эдо [ Энциклопедия Эдо ] (на японском языке). Издательство Коубундо.
- Нисияма, Мацуносукэ (1974) Нисияма, Мацуносукэ (ред.). Общая теория горожан Эдо [Общий трактат о тёнине Эдо]. Исследование горожан Эдо [ Исследования Тёнина Эдо ] (на японском языке). 1 . Ёсикава Кобункан.
- Нисияма, Мацуносукэ (1978) Нисияма, Мацуносукэ (ред.). Реальность Эдо, города огня [Реалии Эдо, города огня]. Исследование горожан Эдо [ Исследования Тёнина Эдо ] (на японском языке). 5 . Ёсикава Кобункан.
- Хата, Ичиджиро (1952). История катастрофы в Токио [ История катастроф Токио ] (на японском языке). Тосэй Цушинша.
- Ямамото, Джунми (1993). Пожары и тушение пожаров в Эдо [ Пожары и пожаротушение Эдо ] (на японском языке). Каваде Шобо Шинша, издатели.
- Ёшихара, Кенитиро (1978) Нисияма, Мацуносукэ (ред.). Хронология катастроф Эдо [Хроника бедствий Эдо]. Исследование горожан Эдо [ Исследования Тёнина Эдо ] (на японском языке). 5 . Ёсикава Кобункан.
- Создайте новую пожарную организацию из горожан! [Создать новую пожарную организацию Чоунина!]. Рождение городского пожарного [ Рождение Матибикеши ]. Weekly Edo [Edo Weekly] (45) ДеАГОСТИНИ ЯПОНИЯ : 07.12.2010.
- Городской герой «Ироха Класс 48» [ Ироха 48 гуми, герои городов]. Рождение городского пожарного [ Рождение Матибикеши ]. Weekly Edo [Edo Weekly] (на японском языке) (45) ДеАГОСТИНИ ЯПОНИЯ: 07.12.2010.
- Пожары и драки — цветы Эдо (Часть 1) [Пожары и ссоры, цветы Эдо (Часть I)]. Прогулка по памятникам Эдо и Токио. [ Пешеходная экскурсия по памятникам Эдо и Токио ] (на японском языке). Тенрай Сёин. 01.01.2007 . Проверено 23 июля 2011 г.
- Холл , Джон Уитни. (1955). Танума Окицугу, 1719–1788: предшественник современной Японии. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ОСЛК 445621
- (на французском языке) Ивао, Сейичи, Тейзо Иянага и Сусуму Исии. (2002). Исторический словарь Японии. Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN 978-2-7068-1575-1 ; ОСЛК 51096469
- Скрич , Тимон. (2006). Секретные мемуары сёгунов: Исаак Тисингх и Япония, 1779–1822 гг. Лондон: RoutledgeCurzon . ISBN 0-7007-1720-X (ткань); ISBN 978-0-7007-1720-0 (ткань); ISBN 978-0-203-09985-8 (электронный)
- (на французском языке) Титсинг , Исаак. (1834 г.). Летопись императоров Японии. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии . ОСЛК 251800045 ; см. также Imprimerie Royale de France, ОСЛК 311322353
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Различные рисунки, связанные с пожарами в Эдо (на японском языке)