Ворота Александра

Ворота Александра , также известные как Каспийские ворота , являются одним из нескольких горных перевалов в восточной Анатолии , на Кавказе и Персии, отделяющих греко-римский мир от персидского мира. Их часто представляют как настоящие укрепления или как символическую границу, отделяющую цивилизованный мир от нецивилизованного. [ 1 ] Первоначальные Ворота Александра находились к югу от Каспийского моря , в Рагах , через которые Александр пересек город, преследуя Дария III . [ 2 ] Название было перенесено на перевалы через Кавказ, по другую сторону Каспия, более причудливыми историками Александра.
Различные другие перевалы на Кавказе и в Анатолии назывались Воротами Александра, по крайней мере, с I века нашей эры. [ 3 ] перевалом Позднее Каспийские ворота отождествлялись и с Дербентским (в современном Дагестане ) на Каспии; или с перевалом Дариэль , ущельем, образующим перевал между Грузией и Северной Осетией-Аланией . Традиция также связывает его с Великой стеной Горгана (Красной Змеи) на юго-восточном берегу. Эти укрепления исторически были частью оборонительных линий, построенных сасанидскими персами , тогда как Великая стена Горгана, возможно, была построена парфянами .
Наряду с другими мотивами, такими как Рога Александра , Ворота Александра стали широко ассоциироваться с легендами об Александре, как в « Романе об Александре» , сирийском «Романе об Александре » и «Киссат Зулкарнайн» .
Литературные традиции
[ редактировать ]
Плиний Старший
[ редактировать ]Плиний Старший (23 г. н. э. – 25 августа 79 г. н. э.) в своей «Естественной истории» говорит, что Александр прошел через Каспийские ворота, которые он противопоставляет Воротам Кавказа, обширному природному объекту в разорванной на части горной цепи. Здесь, по его словам, над ужасно вонючей рекой были установлены ворота с железными балками, а также крепость, преграждающая путь бесчисленным племенам. Эти ворота делят мир на две части. [ 4 ]
Иосиф Флавий
[ редактировать ]Иосиф Флавий , еврейский историк I века, дает первое дошедшее до нас упоминание о воротах, построенных Александром и предназначенных для защиты от скифов. [ 5 ] По мнению этого историка, народ, которого греки называли скифами, был известен (среди евреев) как магогиты, потомки Магога в еврейской Библии. Эти ссылки встречаются в двух разных работах. В «Иудейской войне» говорится, что железные ворота, воздвигнутые Александром, контролировались царем Гиркании (на южной окраине Каспийского моря), и разрешение прохода ворот аланам ( которых Иосиф Флавий считал скифским племенем) привело к разграблению Мидии. . Иосифа В «Иудейских древностях» Флавия есть два соответствующих отрывка, в одном из которых говорится о происхождении скифов как потомков Магога. сын Иафета , и еще один, в котором говорится о том, что Каспийские ворота были прорваны скифами, союзниками Тиберия, во время Армянской войны . [ а ] [ 6 ]
Псевдо-Гегезипп
[ редактировать ]В своем описании аланов Псевдо -Гегезипп вслед за Иосифом Флавием упоминает о строительстве Александром железных ворот, отделяющих группу варваров. В первом из двух упоминаний об этих воротах в Пс. Гегесипп помещает свое местоположение в Таврские горы . Это упоминается в контексте дискуссии об основании Александром Антиохии Оронта и, следовательно, представляет Александра не только как основателя цивилизации, но и ее защитника. Во втором упоминании сообщается, что Александр запер аланов среди других диких народов, но то ли благодаря взятке, то ли из-за политического конфликта они смогли убедить царя Гиркании позволить им вырваться наружу. Хотя описание Пс. Гегесипп предвещает развитие апокалиптического повествования о Гоге и Магоге за стеной Александра, поскольку впервые в его тексте развивается идея о том, что племя за стеной на самом деле было заточено или заключено за ней. [ 7 ]
Джером
[ редактировать ]В конце четвертого века в своем семьдесят седьмом письме Иероним утверждает, что «ворота Александра удерживают дикие народы за Кавказом». Как Пс. Гегезиппа, и в отличие от более поздних традиций сирийской церкви, Иеронима интересовали греко-римские дискурсы о цивилизации и варварстве, а не об апокалипсисе. [ 7 ]
Иорданес
[ редактировать ]Иордан — византийский писатель шестого века. В подробном обсуждении амазонок в своей Гетика латинской работе под названием « » он писал, что Александр построил ряд ворот и назвал их Каспийскими воротами. Эти ворота, по его словам, охраняли лазы из римской Грузии . [ 1 ]
Ближе
[ редактировать ]Ворота также упоминаются в Прокопия «Истории войн» : Книга I. Здесь они упоминаются как Каспийские ворота и являются источником дипломатического конфликта между византийцами и сасанидскими персами. Когда нынешний владелец ворот умирает, он завещает их императору Анастасию . Анастасий, неспособный и не желающий финансировать гарнизон для ворот, теряет их в результате нападения сасанидского царя Кабада ( Кавада I ). После мира Анастасий строит город Дара , который станет центром войны во время правления Юстиниана и местом битвы при Даре . В этой войне персы во время переговоров еще раз поднимают ворота, упоминая, что они блокируют проход гуннам на благо и персов, и византийцев, и что персы заслуживают вознаграждения за свою службу. [ 8 ]
Раввинистическая литература
[ редактировать ]История о строительстве Александром стен, чтобы запечатать и ограничить Гога и Магога, отсутствует в раввинской литературе . [ 9 ]

Александр Романс
[ редактировать ]Ворота встречаются в более поздних версиях Александровского романа о Псевдо-Каллисфене. Эта версия помещает ворота между двумя горами, называемыми «Грудью Севера» ( греч . Μαζοί Βορρά) . [ 10 ] ). Первоначально горы находятся на расстоянии 18 футов друг от друга, а перевал довольно широкий, но молитвы Александра Богу заставляют горы приближаться, тем самым сужая перевал. Там он строит Каспийские ворота из бронзы, покрывая их быстроприлипающим маслом. Ворота окружали двадцать две нации и их монархов, включая Гога и Магога (называемых там «Гот и Магот»). Географическое положение этих гор довольно туманно и описывается как 50-дневный переход на север после того, как Александр обратил в бегство своих бельсирийских врагов ( Бебриков , [ 11 ] Вифинии ) на территории современной Северной Турции . [ 12 ] [ 13 ]
Сирийский Александр Легенда
[ редактировать ]Позднеантичная христианская сирийская легенда об Александре превратила ворота в апокалиптический барьер, построенный Александром на Кавказе, чтобы не пускать народы Гога и Магога . [ 14 ] Такое развитие событий было вдохновлено некоторыми элементами исторического контекста того времени, включая страх перед северными ордами, разнообразие персидских укреплений, призванных блокировать движение степных кочевников, а также эсхатологическое мышление и взгляды того времени. [ 15 ] В начале сирийской легенды об Александре (также известной как Нешана ) рассказывается о том, как Александр построил железную стену, чтобы предотвратить вторжение гуннов , которое привело бы к грабежу народов и стран. Александр повелел построить ворота из железа и бронзы, для чего он нанял три тысячи кузнецов для работы с последними и еще три тысячи человек для работы с первыми. Однако считалось, что варварские племена прорвутся во время апокалипсиса. [ 16 ] Размеры и особенности ворот подробно описаны, и, как говорят, Александр поместил на них надпись, которая гласит: «Гунны выйдут и покорят страны римлян и персов; они будут стрелять стрелами из армагестов и вернутся». и войти в их страну. Более того, я писал, что (в) через восемьсот двадцать шесть лет гунны выступят узкой дорогой...» (надпись продолжается еще на несколько страниц). Это пророчество о том, что гунны прорываются через ворота, связано с вторжением народа сабиров в 515 году нашей эры, поскольку в сирийских текстах будет использоваться календарная система Селевкидов, которая началась 1 октября 312 года до нашей эры; вычитая 311 или 312, получаем дату 514/5, представляющую собой vaticinium ex eventu . Второе пророчество о вторжении появляется в 940 г. SE, указывает на 628/9 г. н. э. и соответствует вторжению в Армению тюркских хазар (не путать со ссылкой на тюрков, которая может не встречаться в литературе этого типа до тех пор, пока девятый век), [ 15 ] хотя это могла быть интерполяция, внесенная в текст во время правления Ираклия, чтобы обновить повествование с учетом современной политической ситуации. [ 17 ]
Описание ворот Александра в сирийской легенде об Александре повлияло на большую часть последующей сирийской литературы, описывающей эти события. [ 18 ]
Тибуртинская Сивилла
[ редактировать ]Более косвенно, Тибуртинская Сивилла сообщает, что Александр «окружил» народ Гога и Магога, чтобы предотвратить их вторжение с севера, что совпадает с утверждением, что в какой-то момент в будущем они снова поднимутся и прорвутся. [ 19 ]
Коран
[ редактировать ]Подобное повествование упоминается в аль-Кахф (« Пещера »), 18-й главе Корана . Согласно кораническому повествованию, Гог и Магог ( араб . يأجوج ومأجوج Ya'jūj wa-Ma'jūj ) были окружены стеной Зу аль-Карнайном («обладателем Двух Рогов»), праведным правителем и завоевателем, достигшим запада и востока. Барьер был построен из расплавленных листов железа и покрыт медью. [ 20 ] [ 21 ]
Позднесредневековая литература
[ редактировать ]В средние века история Ворот Александра была включена в туристическую литературу, такую как « Путешествия Марко Поло» и «Путешествия сэра Джона Мандевиля» . Однако идентичности наций, оказавшихся за стеной, не всегда совпадают; что Гог и Магог на самом деле являются Десятью потерянными коленами Израиля Мандевиль утверждает , , которые выйдут из своей тюрьмы во время Конца Времен и объединятся со своими собратьями -евреями , чтобы напасть на христиан . Поло говорит о Железных воротах Александра, но говорит, что команы за ними оказались в ловушке . Однако он упоминает Гога и Магога, располагая их к северу от Катая . Некоторые учёные восприняли это как косвенное и путаное упоминание о Великой Китайской стене , о которой он иначе не упоминает. Ворота Александра могут представлять собой попытку жителей Запада объяснить истории из Китая о великом царе, строящем великую стену. [ нужна ссылка ] Известно, что знания о китайских инновациях, таких как компас и колесница, указывающая на юг, были рассеяны (и запутаны) по евразийским торговым путям.
Другая средневековая литература, такая как латинско-франкская хроника Фредегара в первой половине седьмого века и армянская история Мовсеса Дасшуранчи десятого века, связывала ворота Александра, особенно с событиями во время правления Ираклия , византийского императора, победившего Сасанидскую империю. в их великой войне первых десятилетий седьмого века. [ 22 ]
Средневековая немецкая легенда о красных евреях частично основана на рассказах о Воротах Александра. Легенда исчезла еще до 17 века.
Географическая идентификация
[ редактировать ]Средневековый
[ редактировать ]На средневековых картах мира земля Гога и Магога обычно изображается как регион на крайнем севере, северо-востоке или востоке Азии , окруженный горами или укреплениями и часто имеющий ворота. Таким образом он изображается на арабских картах мира, начиная с X века, а также на Tabula Rogeriana , влиятельной карте, составленной в 1154 году Мухаммедом аль-Идриси для Роджера II Сицилийского . [ 23 ]
Современный
[ редактировать ]
(

Неясно, какое именно место имел в виду Иосиф Флавий, описывая Каспийские ворота. Это могли быть Дербентские ворота (расположенные на востоке, ближе к Персии), или Дарьяльское ущелье , лежащее на западе и граничащее с Иберией , расположенное между современной Ингушетией и Грузией .
Однако ни один из них не находился в пределах Гиркании, а лежал к северу и западу от ее границ. Еще одно предположение — какой-нибудь горный перевал в горах Тавр-Загрос , где-то недалеко от Рейг в Иране , в самом сердце Гиркании. [ 24 ]
Дербент
[ редактировать ]Ворота Александра чаще всего [ нужна ссылка ] отождествляется с Каспийскими воротами Дербента , тридцать обращенных на север башен которых раньше простирались на сорок километров между Каспийским морем и Кавказскими горами , эффективно блокируя проход через Кавказ.
Дербент был построен вокруг крепости Сасанидов персидской , служившей стратегическим пунктом, защищавшим империю от нападений гоктюрков . Исторические Каспийские ворота не были построены, вероятно, до правления Хосрова I в VI веке, намного позже времен Александра, но в последующие столетия они стали приписываться ему. Когда она использовалась, огромная стена имела высоту до двадцати метров и толщину около 10 футов (3 м).
Дарьял
[ редактировать ]Перевал Дариэль или Дариал также известен как «Ворота Александра» и является сильным кандидатом на роль Каспийских ворот. [ 25 ]
Стена Горгана
[ редактировать ]Альтернативная теория связывает Каспийские ворота с так называемой «Александровской стеной» ( Великой Горганской стеной ) на юго-восточном берегу Каспийского моря , 180 км которой сохранились до сих пор, хотя и в очень плохом состоянии. ремонт. [ 26 ]
Великая Горганская стена была построена во времена парфянской династии одновременно со строительством Великой Китайской стены и восстановлена в эпоху Сасанидов (III–VII вв.). [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Сасанидские линии обороны
- Александр в Коране
- Киликийские ворота
- Великая Китайская стена
- Железные ворота (Средняя Азия)
- Укрепления Дербента
- Рога Александра
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности 1.123 и 18.97 ; Еврейская война 7.244-51
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стоунман, Ричард; Навотка, Кшиштоф; Войцеховская, Агнешка (2018). Александровский романс: история и литература . Древнее повествование. Гронинген: Баркхейс и библиотека Гронингенского университета. стр. 205–206. ISBN 978-94-92444-71-4 .
- ^ Андерсон, Эндрю Ранни (1928). «Александр у Каспийских ворот» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 59 : 130–163. дои : 10.2307/282983 . ISSN 0065-9711 . JSTOR 282983 .
- ^ Месерве, Маргарет (2009). Империи ислама в исторической мысли эпохи Возрождения . Издательство Гарвардского университета. стр. 252–253. ISBN 9780674040953 .
- ^ Плиний Старший, Книга естествознания 6.12 и 6.15, цитируется в Месерве, Маргарет (2008). Империи ислама в исторической мысли эпохи Возрождения . США: Гарвардские исторические исследования. стр. 249–254. ISBN 978-0-674-02656-8 .
- ^ Месерве, Маргарет (2008). Империи ислама в исторической мысли эпохи Возрождения . США: Гарвардские исторические исследования. п. 254. ИСБН 978-0-674-02656-8 .
- ^ Битенхольц 1994 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Стоунман, Ричард; Навотка, Кшиштоф; Войцеховская, Агнешка (2018). Александровский романс: история и литература . Древнее повествование. Гронинген: Баркхейс и библиотека Гронингенского университета. стр. 208–212. ISBN 978-94-92444-71-4 .
- ^ Книги истории войн I и II https://www.gutenberg.org/files/16764/16764-h/16764-h.htm
- ^ Диккенс, Марк (2023). «Гог и Магог в сирийской литературе II: литература, связанная с легендой об Александре до Михаила Сирийского». В Тамере, Жорж; Майн, Эндрю; Грейзигер, Лутц (ред.). Гог и Магог: вклад во всемирную историю апокалиптического мотива . Иудаизм, христианство и ислам – напряжение, передача, трансформация. Берлин Бостон: Де Грюйтер. стр. 156, н. 9. ISBN 9783110720150 .
- ^ Андерсон 1932 , с. 37.
- ^ Андерсон 1932 , с. 35.
- ^ Стоунман, Ричард (тр.), изд. (1991), Греческий роман об Александре , Penguin, стр. 185–187, ISBN 9780141907116
- ^ Андерсон (1932) , с. 11.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , стр. 25–49.
- ^ Jump up to: а б Диккенс, Марк (2023). «Гог и Магог в сирийской литературе II: литература, связанная с легендой об Александре до Михаила Сирийского». В Тамере, Жорж; Майн, Эндрю; Грейзигер, Лутц (ред.). Гог и Магог: вклад во всемирную историю апокалиптического мотива . Иудаизм, христианство и ислам – напряжение, передача, трансформация. Берлин Бостон: Де Грюйтер. стр. 153–161. ISBN 9783110720150 .
- ^ Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. стр. 173–179.
- ^ Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. стр. 30–44.
- ^ Диккенс, Марк (2023). «Гог и Магог в сирийской литературе II: литература, связанная с легендой об Александре до Михаила Сирийского». В Тамере, Жорж; Майн, Эндрю; Грейзигер, Лутц (ред.). Гог и Магог: вклад во всемирную историю апокалиптического мотива . Иудаизм, христианство и ислам – напряжение, передача, трансформация. Берлин Бостон: Де Грюйтер. стр. 161–195. ISBN 9783110720150 .
- ^ Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. п. 119.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , с. 57, сн. 3.
- ^ Даторн, Орегон (1994). Воображение мира: мифические убеждения и реальность в глобальных встречах . Гринвуд. стр. 45–46. ISBN 0897893646 . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. п. 28.
- ^ Гоу 1998 , стр. 68–70.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , с. 11.
- ^ Андерсон (1932) , с. 15–20.
- ^ Кляйбер 2006
- ^ Омрани Рекаванди, Х., Зауэр, Э., Уилкинсон, Т. и Ноканде, Дж. (2008), Загадка красной змеи: раскрытие одной из величайших пограничных стен в мире , Текущая мировая археология , № 27, февраль /Март 2008 г., стр. 12–22. PDF, 5,3 МБ. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine . п. 13
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Эндрю Ранни (1932), Ворота Александра, Гог и Магог: И замкнутые народы , Средневековая академия Америки, стр. 11, ISBN 9780910956079
- Artamonov, Mikhail . "Ancient Derbent" (Древний Дербент). in: Soviet Archaeology , No.8, 1946.
- Битенхольц, Питер Г. (1994). История и фабула: мифы и легенды в исторической мысли от древности до современности . Брилл. ISBN 9004100636 .
- Гоу, Эндрю Колин (1998). «Гог и Магог на Маппаемунди и раннепечатных картах мира: ориентализация этнографии в апокалиптической традиции». Журнал ранней современной истории . 2 (1): 61–88. дои : 10.1163/157006598X00090 .
- Кляйбер, Катажина (июль 2006 г.). «Каспийская стена Александра - поворотный момент в парфянской и сасанидской военной архитектуре?». Фолиа Восточная . 42/43: 173–95.
- Ван Донзел, EJ ; Шмидт, Андреа Барбара, ред. (2010). «Александр, Гог и Магог в ранневосточных христианских источниках» . Гог и Магог в ранневосточных христианских и исламских источниках . Библиотека Внутренней Азии Брилла. Том. 22 (1-е изд.). Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 15–49. дои : 10.1163/9789047427629_003 . ISBN 978-90-47-42762-9 .