Sunday Times Гонка «Золотой глобус»

Sunday Times Гонка «Золотой глобус» — безостановочная одиночку в кругосветная гонка на яхтах , проводившаяся в 1968–1969 годах и первая кругосветная гонка на яхтах. Гонка вызвала споры из-за того, что большинству участников не удалось финишировать, а также из-за очевидного самоубийства одного участника; однако в конечном итоге это привело к основанию BOC Challenge и Vendée Globe кругосветных гонок , которые продолжают оставаться успешными и популярными.
Гонка спонсировалась британской газетой Sunday Times и была задумана с целью извлечь выгоду из ряда индивидуальных кругосветных путешествий, которые уже планировались различными моряками; по этой причине не было никаких квалификационных требований, и участникам была предложена возможность присоединиться и разрешить стартовать в любое время в период с 1 июня по 31 октября 1968 года. «Золотой глобус» Трофей предлагался первому человеку, выполнившему задание без посторонней помощи. остановить кругосветное плавание в одиночку через великие мысы отдельный приз в размере 5000 фунтов стерлингов , а за самое быстрое кругосветное плавание в одиночку был предложен .
В гонке стартовали девять моряков; четверо вышли на пенсию перед тем, как покинуть Атлантический океан . Из пяти оставшихся Чей Блит , отправившийся в путь совершенно без опыта мореплавания, перед выходом на пенсию проплыл мимо мыса Доброй Надежды ; Найджел Тетли затонул, оставаясь впереди, пройдя 1100 морских миль (2000 км); Дональд Кроухерст , который в отчаянии пытался инсценировать кругосветное путешествие, чтобы избежать финансового краха, начал проявлять признаки психического заболевания, а затем покончил жизнь самоубийством; а Бернар Муатесье , который отверг философию коммерциализированного соревнования, отказался от гонки, имея сильную позицию для победы, и продолжал плыть без остановок, пока не достиг Таити , обогнув земной шар полтора раза. Робин Нокс-Джонстон был единственным участником, завершившим гонку, став первым человеком, совершившим в одиночку и без остановок кругосветное плавание. Он был награжден обеими премиями, а позже пожертвовал 5000 фунтов стерлингов в фонд поддержки семьи Кроухерста.
Генезис расы
[ редактировать ]на дальние расстояния Морское плавание в одиночку зародилось в девятнадцатом веке, когда ряд моряков совершили выдающиеся в одиночку пересечения Атлантики. Первое кругосветное плавание в одиночку совершил Джошуа Слокам между 1895 и 1898 годами. [1] и с тех пор многие моряки последовали по его стопам, совершая неторопливые кругосветные плавания с многочисленными остановками. Тем не менее, первый человек, решивший совершить кругосветное плавание в одиночку как испытание на скорость. [ нужна ссылка ] был Фрэнсис Чичестер , который в 1960 году выиграл первую трансатлантическую гонку наблюдателей-одиночек ( ОСТАР ). [2]
В 1966 году Чичестер отправился в кругосветное плавание по маршруту клипера , начав и финишировав в Англии с остановкой в Сиднее , в попытке побить рекорды скорости кораблей-клиперов на небольшой лодке. Его путешествие имело большой успех, поскольку он совершил впечатляющее кругосветное время в девять месяцев и один день (226 дней плавания) и вскоре после своего возвращения в Англию 28 мая 1967 года был посвящен в рыцари королевой Елизаветой. II . [3] Однако еще до его возвращения ряд других моряков обратили свое внимание на следующую логическую задачу – безостановочное кругосветное плавание в одиночку. [ нужна ссылка ]
Планы заложены
[ редактировать ]В марте 1967 года 28-летний британского торгового флота офицер Робин Нокс-Джонстон понял, что безостановочное одиночное кругосветное плавание — это «почти все, что ему осталось сделать сейчас». Нокса-Джонстона был деревянный кеч Сухайли У длиной 32 фута (9,8 м) , который он и несколько друзей построили в Индии по проекту Уильяма Аткина Эрика ; двое друзей затем отправились на лодке в Южную Африку, а в 1966 году Нокс-Джонстон в одиночку проплыл на ней оставшиеся 10 000 морских миль (11 500 миль; 18 500 км) до Лондона. [4]
Нокс-Джонстон был полон решимости, что первым, кто в одиночку совершит безостановочное кругосветное плавание, должен быть британец, и он решил, что попытается совершить этот подвиг. Чичестера Чтобы профинансировать свою подготовку, он обратился за помощью к спонсору , британской газете Sunday Times . К этому времени газета «Санди Таймс» была заинтересована в том, чтобы ее ассоциировали с успешным беспосадочным путешествием, но решила, что из всех людей, которые, по слухам, готовились к путешествию, Нокс-Джонстон и его маленький деревянный кеч имели наименьшие шансы на успех. Нокс-Джонстон наконец договорился о спонсорстве с Sunday Mirror . [5] [6]
Несколько других моряков заинтересовались. Билл Кинг , бывший командир подводной лодки Королевского военно-морского флота , построил 42-футовую (12,8 м) с мусорным вооружением шхуну Galway Blazer II , предназначенную для тяжелых условий эксплуатации. Ему удалось заручиться спонсорской поддержкой газет «Экспресс» . Джон Риджуэй и Чей Блит , капитан и сержант британской армии , пересекли на лодке длиной 20 футов (6,1 м) Атлантический океан в 1966 году. отсутствие опыта плавания. Они оба договорились о приобретении лодок, но в итоге получили совершенно неподходящие суда: лодки длиной 30 футов (9,1 м), предназначенные для плавания в защищенных водах и слишком легкие по конструкции для условий Южного океана . Риджуэю удалось заручиться спонсорской поддержкой газеты The People . [7]
Одним из самых серьезных моряков, задумавших совершить в конце 1967 года безостановочное кругосветное плавание, был французский моряк и писатель Бернар Муатесье . У Муатсье был изготовленный на заказ стальной кеч «Джошуа» длиной 39 футов (11,9 м) , названный в честь Слокума, на котором он и его жена Франсуаза отплыли из Франции на Таити. Затем они снова отвезли ее домой через мыс Горн просто потому, что хотели поскорее вернуться домой, чтобы увидеть своих детей. Он уже добился некоторого признания благодаря двум успешным книгам, которые он написал о своем опыте мореплавания. Однако он был разочарован материальной стороной своей славы – он считал, что, написав свои книги ради быстрого коммерческого успеха, он распродал то, что было для него почти духовным опытом. Ему пришла в голову идея безостановочного кругосветного плавания как нового вызова, который станет основой для новой, лучшей книги. [8] [9]
Рождение расы
[ редактировать ]К январю 1968 года слухи обо всех этих конкурирующих планах распространились. Газета Sunday Times , неожиданно получившая выгоду от спонсорства Чичестера , хотела принять участие в первом беспосадочном кругосветном плавании, но столкнулась с проблемой выбора моряка, который, скорее всего, добьется успеха. Кинг и Риджуэй, два вероятных кандидата, уже имели спонсорскую поддержку, и готовилось еще несколько сильных кандидатов. «Таити» Билл Хауэлл, австралийский крейсерский моряк, хорошо выступил на OSTAR 1964 года , Муатсье также считался [ кем? ] сильный соперник, и, возможно, были и другие потенциальные кругосветные путешественники, уже готовящиеся. [ нужна ссылка ]

The Sunday Times не хотела спонсировать кого-то для первого безостановочного одиночного кругосветного плавания только для того, чтобы его обогнал другой моряк, поэтому газета пришла в голову идея спонсируемой гонки, которая охватила бы всех моряков, отправляющихся в этом году. Чтобы избежать возможности того, что неучастник первым завершит свое путешествие и узнает историю, они сделали участие автоматическим: любой, кто в одиночку совершит кругосветное плавание в этом году, будет учитываться в гонке. [ нужна ссылка ]
Это все еще оставило их перед дилеммой с точки зрения приза. Гонка на лучшее время вокруг света была логичным предметом для получения приза, но, очевидно, был бы значительный интерес к тому, кто первым совершит безостановочное кругосветное плавание, и не было никакой возможности убедить возможных кандидатов дождаться комбинированный старт. Поэтому газета Sunday Times решила присудить две премии: « Золотой глобус» первому человеку, совершившему в одиночку кругосветное плавание без остановок; и приз в размере 5000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 110 000 фунтов стерлингов в 2023 году) за самое быстрое время. [10]
Это положение об автоматическом входе имело тот недостаток, что организаторы гонки не могли проверять участников на предмет их способности безопасно справиться с этим испытанием. Это отличалось от OSTAR , который в том же году требовал от участников пройти одиночный квалификационный проход на дистанцию 500 морских миль (930 км). , например, [11] Единственной уступкой безопасности было требование, согласно которому все участники должны стартовать в период с 1 июня по 31 октября, чтобы пройти через Южный океан . летом [12]
Чтобы сделать рекорд скорости значимым, участникам пришлось стартовать с Британских островов. Однако Муатсье, наиболее вероятный человек, совершивший успешное кругосветное плавание, готовился покинуть Тулон , во Франции. Когда газета «Санди Таймс» пришла предложить ему присоединиться к гонке, он пришел в ужас, увидев в коммерциализации своего путешествия нарушение духовного идеала, который его вдохновил. Несколько дней спустя Муатесье уступил, думая, что присоединится к гонке и что в случае победы он заберет призы и снова уйдет, не сказав ни слова благодарности. В типичном стиле он отказался от предложения бесплатного радио для передачи отчетов о ходе работы, заявив, что это вторжение внешнего мира испортит его путешествие; Тем не менее, он взял с собой фотоаппарат и согласился сдать пачки пленки, если у него будет такая возможность. [13]
Гонка объявлена
[ редактировать ]О гонке было объявлено 17 марта 1968 года, и к этому времени в качестве участников были зарегистрированы Кинг, Риджуэй, Хауэлл (который позже выбыл), Нокс-Джонстон и Муатсье. Чичестер, несмотря на то, что выразил серьезные опасения по поводу готовности некоторых заинтересованных сторон, должен был возглавить судейскую коллегию. [10]
Четыре дня спустя британский -электронщик инженер Дональд Кроухерст объявил о своем намерении принять участие. Кроухерст был производителем довольно успешного радионавигационного средства для моряков, который впечатлял многих людей своими очевидными знаниями в области мореплавания. Поскольку его бизнес в области электроники терпел крах, он рассматривал успешное приключение и связанную с ним известность как решение своих финансовых проблем – по сути, зеркальную противоположность Муатесье, который считал публичность и финансовые вознаграждения враждебными своему приключению. [14]
Кроухерст планировал плыть на тримаране . Эти лодки начали завоевывать репутацию, еще очень недоказанную, своей скорости, а также более мрачную репутацию немореходных качеств; Известно, что они очень устойчивы в нормальных условиях, но их чрезвычайно трудно исправить, если их опрокинет, например, волна-убийца . Кроухерст планировал устранить недостатки тримарана с помощью революционной системы самовосстановления, основанной на автоматически надувающейся подушке безопасности на мачте. Он проверит систему в своем путешествии, а затем займется ее производством, превращая тримараны в безопасные лодки для крейсеров . [15]
К июню Кроухерст заручился некоторой финансовой поддержкой, по сути, заложив лодку, а затем и дом своей семьи. Однако лодка Кроухерста еще не была построена; несмотря на опоздание, он продвигал идею создания лодки по индивидуальному заказу, строительство которой началось в конце июня. Кроухерст был уверен, что тримаран даст ему хорошие шансы на приз за самое быстрое кругосветное плавание, и с помощью чрезвычайно оптимистичной таблицы возможных результатов он даже предсказал, что финиширует первым – несмотря на запланированный отъезд 1 числа. Октябрь. [16]
Гонка
[ редактировать ]Начало (с 1 июня по 28 июля)
[ редактировать ]Учитывая план гонки, организованного старта не было; участники отправлялись в путь всякий раз, когда были готовы, в течение нескольких месяцев. 1 июня 1968 года, в первый разрешенный день, Джон Риджуэй отплыл из Инишмора , Ирландия, на своем крейсере выходного дня English Rose IV . Всего неделю спустя, 8 июня, Чай Блит последовал его примеру, несмотря на то, что у него не было абсолютно никакого опыта мореплавания. В тот день, когда он отправился в плавание, он попросил друзей оснастить для него лодку Дитискус , а затем проплыть перед ним на другой лодке, чтобы показать ему правильные маневры. [17]
«Нокс-Джонстон» отправился в путь из Фалмута Вскоре после этого, 14 июня, . Его не смутил тот факт, что это была пятница, вопреки распространённому суеверию моряков о том, что начинать плавание в пятницу — плохая примета . Сухайли , набитый консервами, находился низко в воде и медлил, но вскоре гораздо более мореходная лодка начала догонять Риджуэя и Блита. [18]
Вскоре Риджуэю стало ясно, что его лодка не готова к серьезному путешествию, и его тоже начинает мучить одиночество. 17 июня на Мадейре он договорился о встрече с другом, чтобы передать ему свои фотографии и записи, и получил взамен несколько писем. Читая недавний выпуск Sunday Times , который он только что получил, он обнаружил, что правила, запрещающие помощь, запрещают получение почты, включая газету, в которой он это читал, и поэтому был технически дисквалифицирован. Хотя он счел это слишком мелочным, он продолжил путешествие в плохом настроении. Лодка продолжала разрушаться, и он наконец решил, что она не сможет справиться с тяжелыми условиями Южного океана. 21 июля он прибыл в Ресифи , Бразилия , и сошел с дистанции. [19]
Даже несмотря на то, что гонка уже началась, другие участники продолжали заявлять о своем намерении присоединиться. 30 июня офицер Королевского флота Найджел Тетли объявил, что будет участвовать в гонках на тримаране, на борту которого жили он и его жена. Он получил спонсорскую поддержку от Music for Pleasure , британского бюджетного звукозаписывающего лейбла, и начал подготовку своей лодки Victress в Плимуте , где также готовились Муатесье, Кинг и француз Лоик Фужерон. Фужерон был другом Муатесье, который управлял мотоциклетной компанией в Касабланке и планировал участвовать в гонках на капитане Брауне футовом (9,1 м) стальном катере , 30 - . Кроухерст, тем временем, был далек от готовности — сборка трех корпусов его тримарана началась только 28 июля на верфи в Норфолке . [20] [21] [22]
Начало истощения (с 29 июля по 31 октября)
[ редактировать ]
Блит и Нокс-Джонстон к этому времени уже находились далеко в Атлантике. Нокс-Джонстон, опытный моряк, развлекался, но у Сухайли возникли проблемы с протекающими швами возле киля . Тем не менее, Нокс-Джонстон сумел хорошо отремонтировать, нырнув и заделав швы под водой. [23]
Блит был недалеко впереди, и хотя он лидировал в гонке, у него были гораздо большие проблемы с лодкой, которая страдала в тяжелых условиях. Он также обнаружил, что топливо для его генератора было загрязнено, что фактически вывело его радио из строя. 15 августа Блит отправился на Тристан-да-Кунья, чтобы передать сообщение своей жене, и поговорил с командой стоящего на якоре грузового корабля « Джиллиан Гаггинс» . Получив приглашение на борт от своего капитана, шотландца , Блит сочла невозможным отказаться от предложения и поднялась на борт, в то время как корабельные инженеры починили его генератор и пополнили запас топлива. [ нужна ссылка ]
К этому времени он уже переключил свое внимание с гонки на более личное стремление обнаружить свои собственные пределы; и вот, несмотря на техническую дисквалификацию за получение помощи, он продолжил плыть в сторону Кейптауна . Однако его лодка продолжала приходить в упадок, и 13 сентября он зашел в Восточный Лондон . Успешно преодолев Атлантику и обогнув мыс Игольный на неподходящей лодке, он решил, что снова примет вызов моря, но на лучшей лодке и на своих условиях. [24]
Несмотря на снятие с дистанции, другие гонщики все еще начинали. В четверг, 22 августа, Муатсье и Фужерон отправились в путь, а Кинг последовал за ними в субботу (никто из них не хотел уезжать в пятницу). [25] Когда Джошуа был облегчен перед гонкой, Муатсье установил быстрый темп – более чем в два раза быстрее, чем Нокс-Джонстон на той же части дистанции. Тетли отплыл 16 сентября. [26] а 23 сентября лодка Кроухерста «Тейнмут Электрон » наконец была спущена на воду в Норфолке. В условиях жесткого нехватки времени Кроухерст планировал отплыть в Тинмут , запланированную точку отправления, через три дня; но хотя лодка хорошо себя показала по ветру, борьба с встречным ветром в Ла-Манше выявила серьезные недостатки в характеристиках лодки против ветра, и путешествие до Тинмута заняло 13 дней. [27]
Тем временем Муатсье добился отличных успехов. 29 сентября он миновал Триндаде в южной Атлантике, а 20 октября достиг Кейптауна, где ему удалось сообщить о своем прогрессе. Он отплыл на восток, в Южный океан , где продолжал развивать хорошую скорость, преодолев 28 октября 188 морских миль (216 миль; 348 км). [28]
Другим не очень нравились условия океана. 30 октября Фужерон миновал Тристан-да-Кунья, а Кинг находился в нескольких сотнях морских миль впереди. На следующий день – Хэллоуин – они оба попали в сильный шторм. Фужерон отлетел , но все же получил серьезный нокдаун. Кинг, который позволил своей лодке присматривать за собой (признанная процедура, известная как лежание на корпусе ), пережил гораздо худший опыт; его лодка перевернулась и потеряла фок-мачту. Оба мужчины решили сойти с дистанции. [29]
Последние стартеры (с 31 октября по 23 декабря)
[ редактировать ]Четверо из стартовавших решили сойти с дистанции в этот момент, когда Муатсье находился в 1100 морских милях (1300 миль; 2000 км) к востоку от Кейптауна, Нокс-Джонстон был на 4000 морских миль (4600 миль; 7400 км) впереди в середине. Большого Австралийского залива , а Тетли как раз приближался к Триндаду. [30] [31] [32] Однако 31 октября также был последним разрешенным днем для гонщиков на старт, и это был день, когда стартовали два последних участника, Дональд Кроухерст и Алекс Кароццо. Кароццо, уважаемый итальянский моряк, участвовал (но не финишировал) в том году в OSTAR . Считая себя неготовым к выходу в море, он «отплыл» 31 октября, чтобы соблюсти обязательную дату старта гонки, но направился прямо к причалу, чтобы продолжить подготовку своей лодки без посторонней помощи. Кроухерст также был далек от готовности – его лодка, едва законченная, представляла собой хаос незаложенных припасов, а его система самовосстановления была не построена. Он все равно ушел и начал медленно продвигаться против преобладающих ветров Ла-Манша. [33]

К середине ноября у Кроухерста уже были проблемы с лодкой. Построенная наспех лодка уже показывала признаки неподготовленности, и, спеша отплыть, Кроухерст оставил после себя важные материалы для ремонта. 15 ноября он тщательно оценил свои нерешенные проблемы и риски, с которыми ему придется столкнуться в Южном океане ; он также остро осознавал финансовые проблемы, ожидающие его дома. Несмотря на его анализ того, что Тейнмут Электрон не справляется с суровыми условиями, с которыми ей придется столкнуться в бурные сороковые годы , он продолжал настаивать. [34]
у него началась кровавая рвота Кароццо ушел в отставку 14 ноября, так как из-за язвенной болезни , и его отправили в Порту , Португалия , для оказания медицинской помощи. [35] [36] Сообщалось о еще двух выходах на пенсию, последовавших одна за другой: Кинг добрался до Кейптауна 22 ноября, а Фужерон остановился на острове Святой Елены 27 ноября. [37] В результате в начале декабря в гонке осталось четыре яхты: Suhaili Нокса-Джонстона , борющаяся с разочаровывающими и неожиданными встречными ветрами в южной части Тихого океана , [38] Муатсье Джошуа приближается к Тасмании , [39] Тетли» «Виктресс , только что миновавшая мыс Доброй Надежды , [40] Кроухерста и Teignmouth Electron , все еще находящийся в Северной Атлантике.
Тетли только что вошел в «ревущие сороковые» и столкнулся с сильным ветром. Он экспериментировал с системами автоматического управления, основанными на различных комбинациях передних парусов, но ему пришлось столкнуться с неприятными встречными ветрами. 21 декабря он встретил штиль и воспользовался возможностью немного почистить корпус; при этом он увидел акулу длиной 7 футов (2,1 м), бродившую вокруг лодки. Позже он поймал его на акулий крючок с наживкой из банки с говядиной (солониной) и поднял на борт, чтобы сфотографироваться. Его журнал полон изменений парусов и других подобных технических деталей, и он мало что дает о том, как он эмоционально справлялся с путешествием; тем не менее, описывая тяжелый минимум 15 декабря, он намекает на свои чувства, задаваясь вопросом: «Какого черта я вообще был в этом путешествии». [41]
У Нокс-Джонстона были проблемы, поскольку Сухайли показывал напряжение долгого и тяжелого путешествия. 3 ноября его самоуправляемое устройство в последний раз вышло из строя, так как у него израсходовались все запасные части. У него также все еще были проблемы с утечкой, и его руль направления был ослаблен. Тем не менее, он чувствовал, что лодка в целом прочная, поэтому он, насколько мог, закрепил руль и начал учиться балансировать лодку, чтобы самостоятельно идти постоянным курсом. 7 ноября он отправил почту в Мельбурне , а 19 ноября организовал встречу у южного побережья Новой Зеландии с журналистом Sunday Mirror из Отаго, Новая Зеландия . [42] [ нужны разъяснения ]
Ложное путешествие Кроухерста (с 6 по 23 декабря)
[ редактировать ]10 декабря Кроухерст сообщил, что наконец-то совершил быстрое плавание, включая дневной пробег 8 декабря на 243 морских мили (280 миль; 450 км), новый 24-часовой рекорд. Фрэнсис Чичестер скептически отнесся к внезапному изменению характеристик Кроухерста, и на то были веские причины: 6 декабря Кроухерст начал создавать фальшивые записи своего путешествия, показывая, что его позиция продвигалась намного быстрее, чем на самом деле. Создание этого фальшивого журнала было невероятно сложным процессом, включавшим в себя работу по небесной навигации в обратном порядке. [43]
Мотивом для этого первоначального обмана, скорее всего, было желание позволить ему заявить о себе, привлекая внимание, прежде чем он впал в депрессивное состояние . Однако с этого момента он начал вести два журнала — свой настоящий навигационный журнал и второй журнал, в который он мог внести фальшивое описание кругосветного путешествия. Это была бы чрезвычайно трудная задача, связанная с необходимостью составить убедительные описания погоды и условий плавания в другой части мира, а также со сложной обратной навигацией. Он старался держать свои варианты открытыми как можно дольше, в основном предоставляя лишь крайне расплывчатые отчеты о позиции; но 17 декабря он отправил заведомо ложное сообщение, в котором указывалось, что он находится над экватором , чего на самом деле не было. С этого момента его радиорепортажи – хотя и оставались двусмысленными – свидетельствовали о все более впечатляющем прогрессе во всем мире; но он так и не покинул Атлантику, и, похоже, после декабря нарастающие проблемы с его лодкой заставили его вообще отказаться от этого. [44]
Рождество на море (24–25 декабря)
[ редактировать ]Рождество 1968 года было странным днем для четырех гонщиков, которые находились очень далеко от друзей и семьи. В канун Рождества Кроухерст позвонил своей жене по радио, во время которого от него требовали точную позицию, но он отказался ее назвать. Вместо этого он сказал ей, что находится «недалеко от Кейптауна», что намного опережает его предполагаемую ложную позицию и даже дальше от его фактического положения, в 20 морских милях (37 км) от самой восточной точки Бразилии , всего на 7 градусов ( 480 морских миль (550 миль; 890 км)) к югу от экватора. [45]
Как и Кроухерст, Тетли был в депрессии. У него был роскошный рождественский ужин из жареного фазана, но он сильно страдал от одиночества. [46] Нокс-Джонстон, чувствуя себя на море как дома, угостил себя щедрой дозой виски и провел зажигательную сольную службу, а затем выпил тост за королеву в 15:00 . Ему удалось поймать несколько радиостанций из США и впервые услышать об астронавтах Аполлона-8 , которые только что совершили первый виток вокруг Луны. [47] Тем временем Муатсье загорал в спокойной тишине, в ревущих сороковых годах к юго-западу от Новой Зеландии. [48]
Обход Рога (с 26 декабря по 18 марта)
[ редактировать ]
К январю беспокойство по поводу Нокс-Джонстона росло. У него были проблемы с радиопередатчиком, и с тех пор, как он пролетел к югу от Новой Зеландии, ничего не было слышно. [49] На самом деле он добился хороших успехов, обогнув мыс Горн 17 января 1969 года. Воодушевленный этой успешной кульминацией своего путешествия, он ненадолго подумывал продолжить путь на восток, чтобы обогнуть Южный океан во второй раз, но вскоре отказался от этой идеи и повернул на север, чтобы дом. [50]
Намеренно расплывчатые сообщения о позиции Кроухерста также вызвали ужас у прессы, которая отчаянно нуждалась в неопровержимых фактах. 19 января он наконец уступил давлению и заявил, что находится в 100 морских милях (120 миль; 190 км) к юго-востоку от острова Гоф в южной Атлантике. Он также сообщил, что из-за проблем с генератором на некоторое время отключил радио. Его положение на принимающей стороне было неправильно истолковано как 100 морских миль (190 км) к юго-востоку от мыса Доброй Надежды; Высокая скорость, которую подразумевала эта ошибочная позиция, вызвала спекуляции в газетах в последовавшей за этим тишине по радио, и его позиция с оптимизмом сообщалась как быстро распространяющаяся по всему миру. Между тем фактическая позиция Кроухерста находилась у берегов Бразилии, где он медленно продвигался на юг и тщательно отслеживал сводки погоды со всего мира, чтобы включить их в свой фальшивый журнал. Он также все больше беспокоился о Teignmouth Electron , который начал разваливаться, в основном из-за небрежной конструкции. [51]
О Муатсье также ничего не было слышно со времен Новой Зеландии, но он все еще добивался хороших успехов и легко справлялся с условиями «бешеных пятидесятых». У него были письма от старых моряков с мыса Горн, описывающие условия в Южном океане, и он часто сверялся с ними, чтобы оценить вероятность встречи со льдом. Он достиг Горна 6 февраля, но когда он начал обдумывать обратный путь в Плимут, он понял, что все больше разочаровывается в концепции гонки. [52]

Когда он проплывал мимо Фолклендских островов [53] его видели, и это первое известие о нем после Тасмании вызвало большое волнение. Было предсказано, что он приедет домой 24 апреля победителем (на самом деле Нокс-Джонстон финишировал 22 апреля). Огромный прием был запланирован в Великобритании, откуда его сопроводит во Францию флот французских военных кораблей для еще более торжественного приема. Говорят, что орден Почетного легиона . там его даже ждал [54]
Муатсье имел об этом очень хорошее представление, но на протяжении всего путешествия у него росло все большее отвращение к излишествам современного мира; запланированные торжества показались ему еще одним примером дерзкого материализма. После долгих споров с самим собой и многих мыслей о тех, кто ждал его в Англии, он решил продолжить плавание – мимо мыса Доброй Надежды и во второй раз через Индийский океан в Тихий океан. [55] Не подозревая об этом, газеты продолжали публиковать «предполагаемые» позиции, неуклонно продвигающиеся вверх по Атлантике, пока 18 марта Муатесье не выпустил из баллончика послание из рогатки по кораблю недалеко от берега Кейптауна, объявив о своих новых планах ошеломленному мир:
Я намерен продолжить путешествие, по-прежнему без остановок, к островам Тихого океана, где много солнца и больше мира, чем в Европе. Пожалуйста, не подумайте, что я пытаюсь побить рекорд. «Рекорд» — очень глупое слово в море. Я продолжаю без остановки, потому что мне хорошо на море и, возможно, потому, что я хочу спасти свою душу. [56]
В тот же день Тетли обогнул мыс Горн, став первым, совершившим этот подвиг на многокорпусном паруснике. Сильно потрепанный путешествием по Южному океану, он со значительным облегчением повернул на север. [54] [57]
Восстановление контакта (19 марта – 22 апреля)
[ редактировать ]Teignmouth Electron также был потрепан, и Кроухерсту очень хотелось отремонтировать его, но без оставшихся запасных частей ему понадобились новые припасы. После некоторого планирования 8 марта он вошел в крошечное поселение Рио-Саладо в Аргентине , к югу от Рио-де-ла-Плата . Хотя в деревне оказалась небольшая станция береговой охраны , и его присутствие было зарегистрировано, ему сошло с рук припасы и без огласки. Он снова направился на юг, намереваясь снять фильм и получить впечатления о условиях Южного океана, чтобы подкрепить свой ложный журнал. [58]
Обеспокоенность по поводу Нокса-Джонстона переросла в марте, и с Новой Зеландии о нем не было никаких известий; авиация, принимавшая участие в учениях НАТО в Северной Атлантике, провела поисковую операцию в районе Азорских островов . Однако 6 апреля ему наконец удалось установить контакт с британским танкером с помощью сигнальной лампы , которая сообщала о его местонахождении в 1200 морских милях (1400 миль; 2200 км) от дома. Это произвело фурор в Великобритании: теперь Нокс-Джонстон явно был настроен выиграть трофей «Золотой глобус», а Тетли предсказал, что выиграет приз в размере 5000 фунтов стерлингов за самое быстрое время. [59] [60]

Кроухерст возобновил радиосвязь 10 апреля, сообщив, что «направляется» к островам Диего Рамирес , недалеко от мыса Горн. Эта новость вызвала еще одну сенсацию, поскольку с учетом его предполагаемого прибытия в Великобританию в начале июля он теперь казался претендентом на лучшее время и (очень оптимистично) даже на близкий финиш с Тетли. Как только его прогнозируемая ложная позиция приблизилась к его фактическому положению, он начал на скорости двигаться на север. [61]
Тетли, проинформированный о том, что его могут украсть приз за лучшее время, начал давить сильнее, несмотря на то, что у его лодки были серьезные проблемы – он произвел капитальный ремонт в море, пытаясь остановить падение левого корпуса своего тримарана, и продолжал гонки. 22 апреля он пересек исходящий путь, что является одним из определений кругосветного плавания . [62]
Финиш (22 апреля – 1 июля)
[ редактировать ]В тот же день, 22 апреля, «Нокс-Джонстон» завершил свое плавание там, где оно началось, в Фалмуте . Это сделало его обладателем трофея «Золотой глобус» и первым человеком, совершившим в одиночку и без остановок кругосветное плавание, что он сделал за 312 дней. [63] В результате Тетли и Кроухерст, очевидно, боролись за приз в размере 5000 фунтов стерлингов за лучшее время.
Однако Тетли знал, что слишком сильно толкает свою лодку. 20 мая он попал в шторм возле Азорских островов и начал беспокоиться о сильно ослабленном состоянии лодки. Надеясь, что шторм скоро утихнет, он спустил все паруса и заснул, оставив лодку без корпуса. Рано утром следующего дня его разбудил звук рвущегося дерева. Опасаясь, что носовая часть левого корпуса могла оторваться, он вышел на палубу, чтобы отрезать ее, но обнаружил, что, оторвавшись, она образовала большую дыру в главном корпусе, из которой Виктресс теперь слишком быстро набирала воду. остановиться. Он отправил Mayday и, к счастью, получил почти немедленный ответ. Он покинул корабль незадолго до того, как «Виктресс» наконец затонула, и в тот вечер был спасен из своего спасательного плота , приблизившись к завершению того, что могло бы стать самым значительным путешествием, когда-либо совершенным на многокорпусной лодке. [64]
Кроухерст остался единственным участником гонки и, учитывая заявленные им высокие скорости, практически гарантировал приз в размере 5000 фунтов стерлингов. Однако это также гарантировало бы пристальное изучение его самого, его рассказов и журналов со стороны настоящих ветеранов Кейп-Горна, таких как скептически настроенный Чичестер. Хотя он приложил большие усилия к созданию своего сфабрикованного журнала, на практике такой обман было бы чрезвычайно трудно осуществить, особенно тому, кто не имел реального опыта пребывания в Южном океане; что-то, о чем он, должно быть, знал в глубине души. Хотя он плыл быстро - в какой-то момент он преодолел более 200 морских миль (230 миль; 370 км) за день - как только он узнал о затоплении Тетли, он замедлился до блуждающего ползания. [65]
Основное радио Кроухерста вышло из строя в начале июня, вскоре после того, как он узнал, что он единственный оставшийся участник. Погрузившись в вынужденное одиночество, он провел следующие недели, пытаясь починить радио, и 22 июня наконец смог передавать и принимать сигналы азбукой Морзе . Следующие дни были потрачены на обмен телеграммами со своим агентом и прессой, в течение которых он был засыпан новостями о правах на синдицирование, гостеприимном флоте лодок и вертолетов и восторженном приеме британского народа. Стало ясно, что он не сможет теперь избежать всеобщего внимания. [ нужна ссылка ]
Не видя выхода из своего затруднительного положения, он погрузился в абстрактную философию, пытаясь найти выход в метафизике , и 24 июня начал писать длинное эссе, чтобы выразить свои идеи. Вдохновленный (ошибочным образом) работой Эйнштейна , чью книгу «Относительность: специальная и общая теория» он имел с собой, темой сочинений Кроухерста было то, что достаточно разумный разум может преодолеть ограничения реального мира. В течение следующих восьми дней он написал 25 000 слов все более мучительной прозы, уходя все дальше и дальше от реальности, в то время как «Тинмут Электрон» продолжал медленно плыть на север, практически без присмотра. Наконец, 1 июля он завершил свое письмо искаженной предсмертной запиской и, как предполагается, прыгнул за борт. [66]
Тем временем Муатсье более счастливо завершил свое личное путешествие. Он совершил кругосветное плавание и проплыл почти две трети пути во второй раз, все без остановок и в основном в бурные сороковые годы. Несмотря на плохую погоду и пару серьезных нокдаунов, он подумывал снова обогнуть Горн. Однако он решил, что с них с Джошуа достаточно, и отплыл на Таити, откуда они с женой отправились в Аликанте. Таким образом, 21 июня 1969 года он завершил свое второе личное кругосветное плавание (включая предыдущее путешествие с женой). Он приступил к работе над своей книгой. [67]
Последствия гонки
[ редактировать ]Нокс-Джонстон, единственный финишировавший, был награжден трофеем «Золотой глобус» и призом в размере 5000 фунтов стерлингов за лучшее время. Он продолжал плавать и совершил еще три кругосветных плавания. Он был награжден CBE в 1969 году и был посвящен в рыцари в 1995 году. [68]

Невозможно сказать, что Муатесье выиграл бы, если бы он завершил гонку, поскольку он шел бы в других погодных условиях, чем Нокс-Джонстон, но, исходя из того, что его время от старта до мыса Горн составляло около 77% от этого времени. Нокс-Джонстона это было бы очень близко. Однако Муатесье официально заявил, что он бы не выиграл. [69] [ нужна страница ] Его книга «Долгий путь » рассказывает историю его путешествия как духовного путешествия, а также парусного приключения, и до сих пор считается классикой парусной литературы. [70] Джошуа вместе со многими другими яхтами был выброшен на берег во время шторма в Кабо-Сан-Лукас в декабре 1982 года; на новой лодке «Тамата » Муатесье отплыл обратно на Таити из залива Сан-Франциско . Он умер в 1994 году. [71]
Когда 10 июля Teignmouth Electron был обнаружен дрейфующим и брошенным в Атлантике, был создан фонд для жены и детей Кроухерста; Нокс-Джонстон пожертвовал в фонд свой приз в размере 5000 фунтов стерлингов, а пресса и спонсоры добавили еще деньги. [72] Известие о его обмане, психическом расстройстве и самоубийстве, записанное в его сохранившихся бортовых журналах, было обнародовано несколько недель спустя, вызвав сенсацию. Николас Томалин и Рон Холл, два журналиста, связанных с гонкой, написали в 1970 году книгу о путешествии Кроухерста « Странное последнее путешествие Дональда Кроухерста» описал , которую Хаммонд Иннес в обзоре Sunday Times как «увлекательное, неудобное чтение» и « тщательное расследование» падения Кроухерста. [73]
Тетли обнаружил, что после приключения он не может адаптироваться к прежнему образу жизни. Ему был вручен утешительный приз в размере 1000 фунтов стерлингов, на который он решил построить новый тримаран для попытки установить кругосветный рекорд скорости. Его 60-футовая (18-метровая) лодка «Мисс Вики» была построена в 1971 году, но его поиски спонсорской помощи для оплаты оснащения встретили постоянный отказ. Его книга «Тримаран Соло» продавалась плохо. [ нужна ссылка ] Хотя внешне казалось, что он справляется, повторяющиеся неудачи, должно быть, взяли свое. [74] В феврале 1972 года он пропал из своего дома в Дувре . Его тело было найдено в близлежащем лесу повешенным на дереве три дня спустя. Первоначально его смерть считалась самоубийством. В ходе дознания выяснилось, что тело было обнаружено в нижнем белье, а руки были связаны. Лечащий патологоанатом предположил вероятность мазохистской сексуальной активности. Не найдя никаких доказательств того, что Тетли покончил с собой, коронер записал открытый приговор . Тетли кремировали; Нокс-Джонсон и Блит были среди присутствующих на похоронах. [69] [ нужна страница ]
Блит посвятил свою жизнь морю и ознакомлению других с его проблемами. путешествие на спонсируемой лодке British Steel В 1970–1971 годах он в одиночку совершил кругосветное «неправильным путем», против преобладающих ветров. Впоследствии он принял участие в гонке яхт Whitbread Round the World и основал гонку Global Challenge , которая позволяет любителям участвовать в гонках по всему миру. Его старый партнер по гребле Джон Риджуэй придерживался аналогичного курса; он основал приключенческую школу в Шотландии и дважды совершил кругосветное плавание под парусом: один раз в кругосветной яхтенной гонке Whitbread и один раз со своей женой. Кинг наконец совершил кругосветное плавание на Galway Blazer II в 1973 году. [75]
Сухайли плавал еще несколько лет, включая поездку в Гренландию , и провел несколько лет на выставке в Национальном морском музее в Гринвиче . Однако ее обшивка начала сжиматься из-за засушливых условий, и, не желая видеть ее ухудшение, Нокс-Джонстон удалил ее из музея и переоборудовал в 2002 году. Ее вернули в воду, и сейчас она находится в Национальном морском музее. Корнуолл . [ нужна ссылка ]
Teignmouth Electron был продан туроператору на Ямайке и в итоге оказался поврежденным и заброшенным на Кайман-Брак , где он лежит и по сей день. [76]
был выброшен на берег во время шторма в Кабо-Сан-Лукас После того, как восстановленный Джошуа , он был приобретен морским музеем в Ла-Рошели , Франция, где он служит частью крейсерской школы. [76]
Учитывая неудачу большинства стартеров и трагический исход путешествия Кроухерста, по поводу гонки и ее организации возникли серьезные споры. Некоторое время последующая гонка не проводилась. Однако в 1982 году BOC Challenge была организована гонка ; Эта кругосветная гонка в одиночку с остановками была вдохновлена Золотым глобусом и с тех пор проводится каждые четыре года. В 1989 году Филипп Жанто основал гонку Vendée Globe — непрерывную кругосветную гонку в одиночку. По сути, эта гонка является преемником «Золотого глобуса», она также проводится каждые четыре года и привлекает внимание общественности к этому виду спорта. [ нужна ссылка ]
Конкуренты
[ редактировать ]В гонке приняли участие девять спортсменов. Большинство из них имели хотя бы некоторый опыт мореплавания, хотя только Кароццо участвовал в крупных океанских гонках до гонки «Золотой глобус». В следующей таблице перечислены участники в порядке старта, а также их предыдущий опыт плавания и достижения в гонке:
Имя/Гражданство | Лодка | Предыдущее плавание | Начинать | Исход | Заканчивать |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Английская роза IV 30-футовый (9,1 м) шлюп Westerly 30 | Fastnet Rock в одиночку (и переплыл Атлантику на веслах) | Инишмор 1 июня 1968 г. | ушедший на пенсию | Ресифи , Бразилия 21 июля 1968 г. |
![]() | Дитискус III 30-футовый (9,1 м) шлюп Kingfisher 30 | вообще не плавал (но плыл по Атлантике) | Хэмбл 8 июня 1968 г. | ушедший на пенсию | Восточный Лондон 13 сентября 1968 г. |
![]() | Сухайли 32 фута (9,8 м) Кетч | Из Индии в Великобританию на Сухайли | Фалмут 14 июня 1968 г. | законченный 312 дней | Фалмут 22 апреля 1969 г. |
![]() | Капитан Браун длиной 30 футов (9,1 м) для багора Резак | из Марокко в Плимут | Плимут 22 августа 1968 г. | ушедший на пенсию | Остров Святой Елены 27 ноября 1968 г. |
![]() | Джошуа 39 футов (12 м) кеч | Таити – Франция, через мыс Горн | Плимут 22 августа 1968 г. | ушедший на пенсию | Таити 21 июня 1969 г. |
![]() | Голуэй Блейзер II длиной 42 фута (13 м) Мусорная шхуна | Трансатлантический, Вест-Индия | Плимут 24 августа 1968 г. | ушедший на пенсию | Кейптаун 22 ноября 1968 г. |
![]() | Победительница длиной 40 футов (12 м) Тримаран | Гонка вокруг Британии 1966 года | Плимут 16 сентября 1968 г. | затонул, спасен | Северная Атлантика 21 мая 1969 г. |
![]() | Американский крючок 66 футов (20 м) кеч | Транстихоокеанский регион, 1968 СЫР | Каус 31 октября 1968 г. | ушедший на пенсию | Гавань 14 ноября 1968 г. |
![]() | Тинмут Электрон длиной 40 футов (12 м) Тримаран | день/выходные | Тинмут 31 октября 1968 г. | умер от самоубийство | Северная Атлантика 1 июля 1969 г. |
Гонка "Золотой глобус-2018"
[ редактировать ]К 50-летию первой гонки в 2018 году была проведена еще одна гонка «Золотой глобус». Участники могли управлять яхтами и оборудованием, аналогичным тому, что было доступно сэру Робину в оригинальной гонке. Эта гонка стартовала в Ле-Сабль-д'Олон 1 июля 2018 года. Призовой фонд был подтвержден в размере 75 000 фунтов стерлингов, при этом все яхтсмены, финишировавшие до 15:25 22 апреля 2019 года, получат обратно свой вступительный взнос. [77]
Гонка "Золотой глобус-2022"
[ редактировать ]К 54-й годовщине первой гонки в 2022 году была проведена еще одна гонка «Золотой глобус». Участники могли управлять яхтами и оборудованием, аналогичными тому, что было доступно сэру Робину в первоначальной гонке, но в двух классах. Эта гонка стартовала в Ле-Сабль-д'Олон 4 сентября 2022 года и выиграла южноафриканка Кирстен Нойшефер после официального времени в 233 дня, 20 часов, 43 минуты и 47 секунд в море. [78]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Слокам, Джошуа (1954). Парусный спорт в одиночку вокруг света . Шеридан Хаус. ISBN 0-911378-20-0 .
- ^ «ОСТАР 1960» . Королевский западный яхт-клуб . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Чичестер, Фрэнсис (2001). Цыганский мотылёк кружит по миру . Международный морской пехотинец. ISBN 0-07-136449-8 .
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 1–12.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , с. 17.
- ^ Николс 2001 , стр. 32–33.
- ^ Николс 2001 , стр. 12–28.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 24–25.
- ^ Николс 2001 , стр. 19–26.
- ^ Jump up to: а б Томалин и Холл 2003 , стр. 29–30.
- ^ Николс 2001 , с. 17.
- ^ Томалин и Холл 2003 , с. 30.
- ^ Муатсье 1995 , с. 5.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 19–26.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 33–35, 39–40.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 35–38.
- ^ Николс 2001 , стр. 45–50.
- ^ Николс 2001 , стр. 55–56.
- ^ Николс 2001 , стр. 66, 85–87.
- ^ Тетли 1970 , стр. 15–17.
- ^ Николс 2001 , стр. 56, 63–64.
- ^ Томалин и Холл 2003 , с. 39.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 42–44.
- ^ Николс 2001 , стр. 92–101.
- ^ Муатсье 1995 , с. 3.
- ^ Тетли 1970 , стр. 23–24.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 50–56.
- ^ Муатсье 1995 , стр. 19–29, 36–45, 56.
- ^ Николс 2001 , стр. 142, 149–151.
- ^ Муатсье 1995 , с. 56.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 93–94.
- ^ Тетли 1970 , стр. 60–61.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 75–81.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 79–97.
- ^ Николс 2001 , с. 181.
- ^ Хайтауэр, Элизабет (3 июня 2001 г.). «Моряки, будьте осторожны!» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ Николс 2001 , стр. 155–156.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 125–128.
- ^ Муатсье 1995 , стр. 83–87.
- ^ Тетли 1970 , с. 79.
- ^ Тетли 1970 , стр. 79–91.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 97, 101–102, 117–123.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 98–116.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 117–126.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 126, 133.
- ^ Тетли 1970 , с. 93.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 140–142.
- ^ Муатсье 1995 , с. 93.
- ^ Николс 2001 , с. 213.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 160–161, 175.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 143–147.
- ^ Муатсье 1995 , стр. 109–111, 140–142.
- ^ Муатсье 1995 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Николс 2001 , стр. 241–242.
- ^ Муатсье 1995 , стр. 148, 158–165.
- ^ Николс 2001 , стр. 242–244.
- ^ Тримран Соло , страницы 124–131.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 151–162.
- ^ Нокс-Джонстон 1969 , стр. 205–206.
- ^ Николс 2001 , стр. 248, 251.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 170–172, 185–186.
- ^ Тетли 1970 , стр. 136–141.
- ^ Николс 2001 , с. 267.
- ^ Тетли 1970 , стр. 149–160.
- ^ Томалин и Холл 2003 , стр. 186, 190–191.
- ^ Николс 2001 , стр. 195–251.
- ^ Муатсье 1995 , стр. 172–175.
- ^ Гудвин, Стивен (17 июня 1995 г.). «Сэр Клифф играет главную роль в ностальгическом праздновании дня рождения» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Икин 2009 .
- ^ Кречмер, Джон. «Забытые книги» . Парусная сеть. Архивировано из оригинала 28 августа 2005 года . Проверено 3 февраля 2010 г. Первоначально получено 6 марта 2006 г.
- ^ Николс 2001 , стр. 293–294.
- ^ Николс 2001 , стр. 283–285.
- ^ «Странное последнее путешествие Дональда Кроухерста» . Ходдер и Стоутон . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Николс 2001 , стр. 275–282.
- ^ Николс 2001 , стр. 294–295.
- ^ Jump up to: а б Николс 2001 , стр. 295–296.
- ^ «Золотой глобус 2018: сольная нон-стоп анонс кругосветной яхтенной гонки» . Новости парусного спорта Скаттлбатта . 22 апреля 2015 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Шлахтер, Томас (28 апреля 2023 г.). « Рождение легенды»: Кирстен Нойшефер становится первой женщиной, выигравшей историческую гонку «Золотой глобус» . cnn.com .
Источники
[ редактировать ]- Икин, Крис (2009). Слишком далекая гонка . Эбери Пресс. ISBN 978-0-09-193259-6 .
- Нокс-Джонстон, Робин (1969). Мой собственный мир . У.Х. Нортон. ISBN 0-393-02900-Х .
- Муатсье, Бернар (1995). Долгий путь . Шеридан Хаус. ISBN 0-924486-84-8 .
- Николс, Питер (2001). Путешествие для безумцев . Харпер Коллинз. ISBN 0-06-095703-4 .
- Тетли, Найджел (1970). Тримаран Соло . морской издательской компании ISBN 0-245-59950-9 .
- Томалин, Николас; Холл, Рон (2003). Странное последнее путешествие Дональда Кроухерста . Ходдера и Стоутона Лтд. ISBN 0-07-141429-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кругосветные мореплаватели: путешественники на малых лодках современности , Дональд Холм. Прентис-Холл, 1974 год. ISBN 0-13-134452-8
- «Переворот» , Билл Кинг. Морское издательство, 1969. ISBN 0-245-59638-0
- Самая длинная гонка , Хэл Рот. WW Norton & Co Inc., 1983. ISBN 0-393-03278-7
- «Путешествие безумцев» , Питер Николс. Издательство Харпер Коллинз, 2001. ISBN 0-06-095703-4
- «Мой собственный мир» , Робин Нокс-Джонстон. Касселл и Компания ЛТД, 1969 год. ISBN 0-39-302900-X
Документальные фильмы
[ редактировать ]- «Глубокая вода» , режиссёры Луиза Осмонд и Джерри Ротвелл (2006).
Повествовательные фильмы
[ редактировать ]- «Гонка века» ( «Гонка века» ), режиссёр Никита Орлов (1986).
- «Кроухерст» , режиссёр Саймон Рамли (2017).
- «Милосердие» , режиссёр Джеймс Марш (2018).
Другие СМИ
[ редактировать ]- Lay It on the Line - «Crowhurst» из 9 песен , концептуальный альбом о путешествии Кроухерста на «Золотой глобус» (2013) Скачать