Голубая Гардения
Голубая Гардения | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Фриц Ланг |
Автор сценария | Чарльз Хоффман |
На основе | Гардения новелла 1952 года Вера Каспари |
Продюсер: | Алекс Готлиб |
В главных ролях | |
Кинематография | Николас Мусурака |
Под редакцией | Эдвард Манн |
Музыка | Рауль Краушаар |
Производство компания | Блю Гардения Продакшнс |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Даты выпуска |
|
Время работы | 90 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
«Голубая гардения» — американский фильм-нуар в главных ролях 1953 года с Энн Бакстер , Ричардом Конте и Энн Сотерн . Режиссер Фриц Ланг по сценарию Чарльза Хоффмана по повести «Гардения» Веры Каспари . [ 1 ]
, распространяемый Warner Bros. , Независимый фильм «Голубая гардения» – циничный взгляд на освещение в прессе сенсационного дела об убийстве, похожего на реальное убийство «Черного георгина », – стал первой частью трио фильмов Ланга «газетный нуар», за которым последовали в 1956, « Пока город спит и вне разумного сомнения» .
Песня « Blue Gardenia », исполненная в фильме Нэтом Кингом Коулом , была написана Бобом Расселом и Лестером Ли и аранжирована Нельсоном Риддлом . Оператором-постановщиком «Голубой гардении» был RKO постоянный клиент Николас Мусурака , тогда работавший в Warner.
Сюжет
[ редактировать ]В ночь своего дня рождения оператор коммутатора из Лос-Анджелеса Нора Ларкин открывает последнее письмо от своего жениха, солдата, участвовавшего в Корейской войне . В конечном итоге письмо раскрывает его планы жениться на девушке, которую он встретил в Токио.
Опустошенная, Нора по телефону соглашается на свидание с Гарри Пребблом, художницей -календаристкой . Когда она приходит в Blue Gardenia, ресторан, оформленный в стиле Южных морей , Гарри удивляется, увидев Нору, а не ее соседку по комнате Кристал Карпенетер. Он угощает ее несколькими тропическими коктейлями, пока она не напивается.
Гарри увозит Нору в свою квартиру, чтобы «показать ей свое искусство». Он выполняет все свои движения, но Нора теряет сознание на его диване. Он будит ее и пытается изнасиловать на свидании . Она сопротивляется, ударяя его огненной кочергой и разбивая зеркало. В полубессознательном состоянии Нора убегает, оставив свои замшевые туфли.
На следующее утро Нору будит Кристал и обнаруживает, что она не помнит, что произошло прошлой ночью. Тем временем полиция на месте преступления допрашивает горничную Гарри. Она признается, что чистила кочергу и складывала обувь в шкаф, испортив место преступления.
В телефонном офисе полиция допрашивает женщин, позировавших для рисунков Гарри. Когда Нора узнает, почему, она ищет ближайшую газету с сообщением об убийстве. Он возрождает смутные воспоминания о том, как разбил зеркало в руках кочергой.
Популярный обозреватель Кейси Мэйо называет предполагаемого убийцу «убийцей из Голубой Гардении» (отсылка к убийству Черного георгина ). Той ночью Салли Эллис, другая соседка Норы по комнате, зачитывает вслух газетное сообщение о том, что подозреваемый был одет в платье из тафты. Напуганная Нора заворачивает свою газету и в предрассветные часы ускользает, чтобы сжечь ее в мусоросжигателе на открытом воздухе. Проходящий мимо патрульный преследует ее за то, что она сгорела в нерабочее время, но отпускает, предупредив.
Чтобы извлечь выгоду из огласки дела, Кейси ведет колонку, призывающую ее сдаться ему, а не полиции, обещая более справедливое обращение. Он получает несколько фиктивных звонков от местных жителей, но признает звонки Норы подлинными. В конце концов он встречает ее в своем офисе. Нора говорит ему, что говорит от имени друга, и Кейси сообщает, что готов заплатить за первоклассное юридическое представительство, если этот друг согласится сдаться. Позже они идут в закусочную, где Нора рассказывает историю убийства своей предполагаемой подруге, страдающей амнезией. Кейси просит встретиться с подругой в закусочной на следующий день. Нора соглашается, возвращается домой и признается Кристал, которая ей сочувствует.
На следующий день в закусочной Кристал встречает Кейси и указывает ему на киоск Норы, где она придумывает свой гамбит. Он чувствует шок, потому что начал влюбляться в нее. Он также чувствует себя виноватым, признаваясь ей, что только притворялся, что сочувствует предполагаемому убийце, когда думал, что это был кто-то другой. Позже приезжает полиция по наводке продавца и арестовывает Нору. В замешательстве она уходит, убежденная, что Кейси ее обманул.
Уезжая из города, Кейси замечает, что музыка в аэропорту — тема любви из «Тристана и Изольды» — это та же самая композиция, которую горничная нашла играющей на граммофоне Гарри. Заметив, что записи на машине были изменены, Кейси понимает, что, возможно, Нора невиновна. Следуя своей догадке, Кейси и капитан полиции Хейнс идут в музыкальный магазин. Продавец говорит, что бывшая девушка Гарри Роуз Миллер продала ему пластинку, и зовет ее выйти вперед. Понимая, что приближается полиция, она запирается в туалете и пытается покончить жизнь самоубийством.
Сознается Роуз, лежа на больничной койке. После того, как Нора потеряла сознание, обезумевшая Роуз посетила квартиру Гарри и (подразумевая, что она беременна) потребовала, чтобы Гарри женился на ней. Он отказался и вместо этого начал проигрывать сбившую их пластинку « Тристан и Изольда» . Она заметила носовой платок Норы на полу возле проигрывателя и в ярости ревнивая Роуз ударила Гарри кочергой.
Очищенный, Нора освобождается и показывает, что она простила Кейси и хочет его. Узнав, что она заинтересована, Кейси бросает свою «маленькую черную книжку» своему приятелю Элу.
Бросать
[ редактировать ]- Энн Бакстер в роли Норы Ларкин
- Ричард Конте в роли Кейси Мэйо
- Энн Сотерн в роли Кристал Карпентер
- Рэймонд Берр, как Гарри Преббл
- Джефф Доннелл в роли Салли Эллис
- Ричард Эрдман, как Эл
- Джордж Ривз в роли капитана полиции Сэма Хейнса
- Рут Стори в роли Роуз Миллер
- Рэй Уокер, как Гомер
- Нат Кинг Коул в роли самого себя
- Долорес Фуллер в роли женщины в баре (в титрах не указана)
- Папа Джон Крич в роли человека, играющего на скрипке (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Исходная новелла « Голубой гардении» была написана Верой Каспари и озаглавлена «Гардения» : возможное изменение названия фильма на «Голубая гардения», вероятно, было направлено на то, чтобы привлечь кинозрителей, напомнив им о широко разрекламированном нераскрытом убийстве Черного георгина в 1947 году. [ 2 ] Гардения впервые появилась в февральско-мартовском номере журнала Today's Woman ; [ 3 ] однако права на экранизацию новеллы были приобретены почти годом ранее. В апреле 1951 года было объявлено, что фильм, называвшийся тогда «Гардения» , будет произведен компанией Fidelity Pictures, владелец которой Говард Уэлш вел переговоры с Дороти МакГуайр о том, чтобы сыграть главную женскую роль. [ 4 ] который впоследствии был предложен Линде Дарнелл , Джоан Фонтейн , [ 5 ] и Маргарет Саллаван . [ 6 ]
В сентябре 1952 года права на «Гардению» были проданы независимому продюсеру Алексу Готлибу. [ 3 ] и с тех пор фильм стал называться «Голубая Гардения» . Несмотря на сообщения о том, что главная женская роль была отведена Дарнеллу, [ 7 ] а еще малоизвестной Вики Лейн , [ 8 ] Энн Бакстер была объявлена на эту роль в ноябре. «Голубая Гардения» считалась второй из контракта Бакстера на два фильма с Warner Bros., поскольку эта студия подписала контракт на распространение фильма. В том же месяце были объявлены еще две самые популярные звезды фильма. Вторая женская роль в фильме стала первой кинематографической ролью Энн Сотерн с тех пор, как в 1950 году ее исключили из Metro Goldwyn Mayer из-за проблем со здоровьем. Перед съемками «Голубой гардении » Сотерн подписала контракт с CBS на главную роль в ситкоме «Личный секретарь» , сняв первые эпизоды во второй половине декабря 1952 года, сразу после восьми дней съемок в «Голубой гардении» : [ 9 ] Основное внимание Сотерн по-прежнему будет сосредоточено на телевизионных ролях с редкими кинематографическими набегами, а ее следующей кинематографической работой после «Голубой гардении» станет фильм 1964 года « Лучший мужчина» . Последней из звезд фильма, о которой было объявлено, был исполнитель главной мужской роли Ричард Конте , который ранее играл главную роль в фильме «Истребитель» для Alex Gottlieb Productions : Фриц Ланг , нанятый Готлибом для постановки «Голубой гардении» , надеялся сыграть Дану Эндрюс , признанную лучшей актер жанра нуар, но Эндрюс недавно начал творческий отпуск в кино. [ 2 ]
Съемки фильма «Голубая гардения» начались 28 ноября 1952 года и завершились в канун Рождества, Лэнг завершил работу над фильмом на день раньше 21-дневного графика съемок. [ 3 ]
Сообщается, что Рут Стори, актриса, замужем за исполнителем главной роли в фильме Ричардом Конте, во время посещения своего мужа на съемочной площадке во время съемок приняла спонтанное предложение продюсера сыграть Роуз в фильме. [ 10 ] Хотя эта роль была небольшой, она была решающей. [ 11 ] Еще одну ключевую роль, Мэй, слепую цветочницу ночного клуба, – хотя и не указанную в титрах – сыграла Селия Ловски , давняя соратница Фрица Ланга, которая сыграла важную роль в кастинге Ланга Питера Лорре – какое-то время мужа Ловски – в «М» . Ланга в звуковом кино 1931 года. Прорыв [ 12 ] Эпизодические роли в редакции газеты исполняли продюсер фильма Алекс Готлиб и его жена, актриса театра на пенсии Полли Роуз (сестра композитора Билли Роуза ). [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Когда фильм был впервые выпущен в прокат, сотрудники журнала Variety дали «Голубой гардении» вялый отзыв:
Благодаря стандартному сюжету и оформлению «Голубая гардения» не превращается в нечто большее, чем обычную детективную мелодраму по мотивам рассказа Веры Каспари. В разработке формул время от времени появляются светлые пятна, в основном потому, что Энн Сотерн вдохнула жизнь в стандартного персонажа и пошутила... Бакстер и Конте делают все, что могут, но ведут проигрышную битву со сценарием, в то время как Берр - довольно очевидный волк. Нат «Кинг» Коул поет заглавную мелодию, написанную Бобом Расселом и Лестером Ли. [ 13 ]
Кинорежиссер и писатель Питер Богданович назвал «Голубую гардению » «особенно ядовитой картиной американской жизни». [ 3 ] [ когда? ] В 1965 году Фриц Ланг, отвечая на утверждение Богдановича, вспоминал этот фильм как «мою первую картину после дела Маккарти, и мне пришлось снять ее за двадцать дней. Возможно, именно это сделало меня таким ядовитым». [ 3 ]
В 2004 году критик Деннис Шварц дал фильму неоднозначную оценку, написав:
Незначительный фильм-нуар Фрица Ланга ( «Битва ночью» / «Большая жара »), у которого никогда не будет шанса расцвести из-за скучного сценария. Он основан на рассказе Веры Каспари «Гардения». Он разыгрывается как лишенная воображения газетная мелодрама, в которой высмеивается средний класс и то, насколько они невротичны и боятся романтики. Нат «Кинг» Коул появляется в роли домашнего пианиста в ночном клубе «Голубая Гардения», напевая своим бархатным голосом главную музыкальную тему. Известный кинематографист Николас Мусурака привносит в фильм некоторые интригующие элементы нуара, такие как зловещие капли дождя на окне Рэймонда Берра в ночь убийства ... Сам Лэнг в интервью назвал фильм «работой по найму». ... Но сама история не была оригинальной, а игра актеров не была достаточно интересной, чтобы превратить ее в обычный триллер. [ 14 ]
Адаптация театра Lux Radio « Голубая гардения» вышла в эфир 30 ноября 1954 года, в главных ролях сыграли Дана Эндрюс (в роли, которую Фриц Ланг хотел, чтобы он сыграл в фильме) и Рут Роман . Позже Эндрюс сыграл главную мужскую роль в фильмах 1956 года « Пока город спит» и «За пределами разумного сомнения» , которые были второй и третьей частями трилогии «газетного нуара», которую Лэнг начал с «Голубой гардении» (Лэнг не участвовал в «Люксе»). Радиопроизводство). [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голубая гардения в каталоге художественных фильмов AFI .
- ^ Перейти обратно: а б Заяц, Уильям (2004). Лос-Анджелес Нуар: Девять мрачных видений Города Ангелов . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company . стр. 115, 120. ISBN. 978-0-7864-3740-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бергстом, Джанет (1993). Копец, Джоан (ред.). Оттенки нуара: Читатель . Лондон: Версо . стр. 97–101. ISBN 978-0-86091-460-0 .
- ^ Шаллерт, Эдвин (26 апреля 1951 г.). «Старые солдаты могут присоединиться к «Кавалерии»; сделка МакГуайра по «Гардении» ». Лос-Анджелес Таймс . п. II-7. ISSN 0458-3035 .
- ^ Грэм, Шейла (17 декабря 1951 г.). «Голливуд сегодня». Аризона Дейли Стар . п. 11. ISSN 0888-546X .
- ^ Джонсон, Эрскин (14 мая 1952 г.). «Хлипкие фильмы фатальны для фанфар: так говорят Дин и Джерри после слабого сюжета «Моряка, берегись» ». Журнал Akron Beacon Journal . п. 12.
- ^ Штейн, Херб (17 ноября 1952 г.). «Народные сплетни утра понедельника». Филадельфийский исследователь . п. 21. ISSN 0885-6613 .
- ^ Джонсон, Эрскин (9 декабря 1952 г.). «Динана Дурбин не обманывает никого со статусом пенсионера» . Вс округа Сан-Бернардино . п. 3.
- ^ Томас, Боб (15 декабря 1952 г.). «Актриса вернулась после болезни». Эсбери Парк Пресс . п. 10.
- ^ Парсонс, Луэлла (19 декабря 1952 г.). «Рейган готовится к роли на телевидении с женой». Филадельфийский исследователь . п. 29. ISSN 0885-6613 .
- ^ Мастерс, Дороти (28 апреля 1953 г.). «Дворец возвращается в кино с «Голубой гарденией» ». Нью-Йорк Дейли Ньюс . п. 54. ISSN 2692-1251 .
- ^ «Питер Лорре» . PaidToDream.com . 13 марта 2013 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Разнообразие . Обзор фильма штата, 1953 г. Доступ: 3 августа 2013 г.
- ^ Шварц, Деннис . Ozus' World Movie Reviews , обзор фильма, 16 октября 2004 г. Доступ: 25 июня 2013 г.
- ^ «Голубая Гардения» . Каталог художественных фильмов AFI . Проверено 3 ноября 2019 г.
Другое чтение
[ редактировать ]- Вагер, Янс Б. (21 марта 2017 г.). Джаз и коктейли: переосмысление расы и звучание нуара . Издательство Техасского университета. п. 49. ИСБН 978-1-4773-1227-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1953 года
- Американские фильмы 1950-х годов
- Криминальные триллеры 1950-х годов
- Англоязычные фильмы 1950-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские криминальные триллеры
- Фильм нуар
- Фильмы о журналистах
- Фильмы по мотивам новелл
- Фильмы по произведениям Веры Каспари
- Фильмы Фрица Ланга
- Фильмы, написанные Раулем Краушааром
- Фильмы, действие которых происходит в Лос-Анджелесе
- Фильмы Warner Bros.