СМС Лика
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Равный |
Строитель | Ганц-Данубиус , Порто-Ре , Королевство Хорватия-Славония , Австро-Венгерская империя |
Заложен | 30 апреля 1912 г. |
Запущен | 15 марта 1913 г. |
Завершенный | 8 августа 1914 г. |
Судьба | Потоплен миной , 29 декабря 1915 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Татра класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 83,5 м (273 футов 11 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 7,8 м (25 футов 7 дюймов) |
Черновик | 3 м (9 футов 10 дюймов) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины |
Скорость | 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 1600 миль (3000 км; 1800 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Дополнить | 105 |
Вооружение |
|
СМС Лика [ Примечание 1 ] был одним из шести Tátra класса эсминцев , построенных для kaiserliche und königliche Kriegsmarine ( Австро-Венгерский флот ) незадолго до Первой мировой войны . Построенный в августе 1914 года, он помог потопить итальянский эсминец во время боевых действий у Вьесте в мае 1915 года после того, как Италия объявила войну Австро-Венгрии. Через два месяца корабль участвовал в неудачной попытке отбить небольшой остров в Центральной Адриатике у итальянцев . В ноябре и начале декабря «Лика» была одним из кораблей, совершавших рейды у побережья Албании с целью перекрыть пути снабжения между Италией и Албанией. Корабль был затоплен в гавани Дураццо на ранних этапах Первой битвы при Дураццо в конце декабря после того, как подорвался на нескольких минах .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Эсминцы типа «Татра» были быстрее, сильнее вооружены и более чем в два раза крупнее предыдущего «Гусар» класса . Корабли имели общую длину 83,5 метра (273 фута 11 дюймов), ширину 7,8 метра (25 футов 7 дюймов) и максимальную осадку 3 метра (9 футов 10 дюймов). [ 1 ] Их водоизмещение 870 длинных тонн (880 т) при нормальной нагрузке и 1050 длинных тонн (1070 т) при глубокой загрузке . [ 2 ] Корабли имели в своем составе 105 офицеров и рядовых. [ 1 ]
» «Татры приводились в движение двумя AEG -Curtiss паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый шестью котлами Ярроу . Четыре котла работали на жидком топливе, а оставшаяся пара - на угле. Турбины, рассчитанные на мощность 20 600 лошадиных сил на валу (15 400 кВт ), были предназначены для придания кораблям скорости 32,5 узла (60,2 км/ч ; 37,4 миль в час ). На кораблях было достаточно нефти и угля, чтобы обеспечить дальность действия 1600 морских миль (3000 км; 1800 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). [ 2 ]
Основное вооружение эсминцев типа «Татра» состояло из двух 50-го калибра Škoda Works 10-сантиметровых (3,9 дюйма) орудий К10 , по одному в носовой и кормовой части надстройки в одиночных установках. Их вторичное вооружение состояло из шести орудий калибра 45 калибра и калибра 66 миллиметров (2,6 дюйма) , два из которых находились на зенитных установках. Они также были оснащены четырьмя 450-миллиметровыми (17,7 дюйма) торпедными аппаратами в двух сдвоенных вращающихся установках в миделе корабля . [ 3 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Лика была заложена компанией «Ганц-Данубиус» на их верфи в Порто-Ре в Королевстве Хорватия-Славония Австро -Венгерской империи 30 апреля 1912 года, спущена на воду 15 марта 1913 года. [ 2 ] и завершено 8 августа 1914 г. [ 4 ] Корабли класса «Татра» не играли существенной роли в мелких рейдах и стычках на Адриатике в 1914 и начале 1915 годов между Кордиальным Антантой и Центральными державами . [ 5 ]
Действия возле Вьесте
[ редактировать ]Королевство Италия подписало секретный договор в Лондоне в конце апреля 1915 года, разорвав союз с Германской империей и Австро-Венгрией и пообещав объявить войну центральным державам в течение месяца. Австро-венгерская разведка обнаружила это, и адмирал Антон Хаус , командующий австро-венгерским флотом, спланировал массированное внезапное нападение на итальянские порты и объекты на северном побережье Адриатического моря, за пределами дальности перехвата современных кораблей Королевского итальянского флота, дислоцированных в Таранто . Чтобы предупредить о любых итальянских военных кораблях, способных помешать бомбардировкам, Хаус заранее разместил три группы эсминцев, каждую из которых возглавлял крейсер-разведчик . в Центральной Адриатике между островом Пелагоса За четыре дня до объявления войны Италией 23 мая и итальянским побережьем находились четыре эсминца класса «Татра» , в том числе «Лика» , и крейсер СМС «Гельголанд» . Около полуночи в ночь с 23 на 24 мая Хаус приказал разведывательным группам двинуться на запад и атаковать итальянские прибрежные объекты. Примерно через час четверо «Татры » столкнулись с парой итальянских «Нембо» класса эсминцев , «Турбина» и «Аквилоне» , но итальянцы сочли их дружественными кораблями в темноте. [ 6 ]
Итальянские корабли разделились, когда Аквилон отправился расследовать место наблюдения; Гельголанд начал бомбардировку города Барлетта в 04:00, а итальянский эсминец заметил крейсер в 04:38. Корабль повернул на юго-восток и смог выйти из боя без каких-либо повреждений. через несколько минут «Турбина» Однако столкнулась с «Гельголандом» и считала, что это итальянский корабль, пока ее не разочаровал залп крейсера . Эсминец повернул на север, в сторону Виесте , чтобы уйти, Гельголандом и эсминцем СМС Орьеном преследуемый . По предупреждению Гельголанда командующего Линиеншиффскапитана ( капитана) Генриха Зейтца эсминцы SMS Csepel и SMS Tátra , бомбардировавшие Манфредонию , двинулись на перехват и заметили Турбину в 05:10, открыв огонь в 05:45. Лике , бомбардировавшей Виесте, было приказано заблокировать ее бегство на север, в то время как Гельголанд остался на востоке, чтобы отрезать ей доступ к Адриатике. Лика нанесла решающий удар в бою, когда у нее разорвался один из 66-миллиметровых снарядов. турбины Паровая труба заставила ее быстро потерять скорость. «Татра» и «Гельголанд» также попали в цель, а «Турбина» замерла в воде с креном, когда ее команда покинула корабль в 06:51. она ударила Татру и Чепеля Во время боя , но не смогла нанести сколько-нибудь существенного ущерба. Австро-венгры спасли 35 выживших, прежде чем торпедировать заброшенный корабль. они были атакованы защищенным крейсером итальянским крейсером «Ливия» и вооруженным торговым крейсером SS Cittá di Siracusa При отходе с 07:10 по 07:19 . В Гельголанд попал один снаряд, прежде чем они смогли выйти из боя с более медленными кораблями. [ 7 ]
28 июля все шесть кораблей класса «Татра» и крейсеры-разведчики SMS «Сайда» и «Гельголанд» , усиленные немецкой подводной лодкой UB-14 , попытались отбить Пелагосу, оккупированную итальянцами 11 июля. Несмотря на сильный обстрел кораблей, десант в составе 108 человек не смог одолеть гарнизон из 90 человек и был вынужден отступить. Три недели спустя «Сайда» , «Гельголанд» , «Лика» , «Орьен» и два других эсминца обстреляли остров, разрушив его цистерну с пресной водой , что вынудило итальянцев отступить 18 августа. [ 8 ]
Объявление Болгарией войны Сербии 14 октября перерезало существующую линию снабжения из Сербии в Салоники ( Греция ) и вынудило союзников начать поставки Сербии через порты в Албании. На проработку деталей ушло около месяца, и примерно столько же времени австро-венграм потребовалось, чтобы принять решение об ответе. Хаус приказал Зейтцу взять «Гельголанд» , «Сайду» и все шесть эсминцев класса «Татра» на разведку у побережья Албании в ночь с 22 на 23 ноября. Они встретили и потопили небольшой грузовой корабль и моторную шхуну, перевозившую муку в Сербию; четыре итальянских эсминца не смогли их перехватить до того, как они достигли дружественной территории. Первоначально Хаус не хотел отправлять свои корабли так далеко на юг, но приказ армеоберкоманды (высшего командования) от 29 ноября патрулировать албанское побережье и препятствовать передвижению войск союзников заставил его передать Гельголанд , ее сестру СМС Новару и Татру - Корабли класса в Каттаро . 6 декабря «Гельголанд» и « Татры» пронеслись вдоль побережья к Дураццо, потопив пять моторных шхун, в том числе две в гавани Дураццо. [ 9 ]
1-я битва при Дураццо
[ редактировать ]28 декабря австро-венгерские самолеты заметили пару итальянских эсминцев в гавани Дураццо, и Хаус отправил Зейтца захватить Гельголанд , Татру , Чепель , Лику и их сестры СМС Триглав и СМС Балатон на юг и обыскать для них район между Дураццо и Бриндизи. Если они не будут найдены, он должен был прибыть в Дураццо на рассвете и уничтожить все найденные там корабли. Корабли Зейтца отплыли позже в тот же день и в 02:35 потопили французскую подводную лодку «Монж» . Он не смог найти эсминцы и послушно прибыл к Дураццо на рассвете. В 07:30 он приказал четырем своим эсминцам войти в гавань, чтобы потопить грузовое судно и две шхуны, стоящие там на якоре, в то время как Гельголанд вступил в бой с береговой артиллерией, защищавшей порт. Хорошо замаскированная 75-миллиметровая (3 дюйма) артиллерийская батарея открыла огонь в 08:00 в упор . Маневрируя, чтобы избежать его огня, Лика и Триглав попали на минное поле . После быстрого подрыва на двух минах «Лика» затонула в 08:03, а «Триглав» получила повреждения, когда ее котельные затопило после подрыва на одну мину. [ 10 ] Татра корабля спасла старшего офицера и 33 моряка после того, как оно затонуло. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сиече, с. 338
- ^ Перейти обратно: а б с Грегер, с. 44
- ^ Ноппен, с. 48
- ^ Ноппен, с. 44
- ^ Чернуски и О'Хара, с. 168
- ^ Ручки, стр. 54–55; О'Хара и Хайнц, стр. 153–154.
- ^ Ручки, стр. 56–57; О'Хара и Хайнц, стр. 154–155.
- ^ Чернуски и О'Хара, с. 169; Халперн, стр. 148–150
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 165, 169; Хальперн, стр. 153–154.
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 165, 169; Халперн, стр. 155–156; Ноппен, с. 60; О'Хара и Хайнц, с. 157
- ^ Билзер, с. 116
Библиография
[ редактировать ]- Билцер, Франц Ф. (1990). Торпедные корабли и эсминцы Императорского и Королевского флота 1867–1918 гг . Грац: Х. Вейсхаупт. ISBN 3-9003-1066-1 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент (2015). «Морская война на Адриатике. Часть 1: 1914–1916». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Конвей. стр. 161–173. ISBN 978-1-84486-276-4 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0623-7 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Ноппен, Райан К. (2016). Австро-венгерские крейсеры и эсминцы 1914-18 гг . Новый Авангард. Том. 241. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1470-8 .
- О'Хара, Винсент П. и Хайнц, Леонард Р. (2017). Столкновение флотов: Морские сражения Великой войны, 1914-18 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-008-4 .
- Сиехе, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .