HMS Каллиопа (1884 г.)
![]() HMS Каллиопа
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Каллиопа |
Строитель | Верфь HM Портсмут |
Расходы | Халл: 82 000 фунтов стерлингов; техника: 38 000 фунтов стерлингов [ 2 ] |
Заложен | 1 октября 1881 г. [ 1 ] |
Запущен | 24 июня 1884 г. [ 1 ] |
Спонсор | Леди Фиппс Хорнби |
Завершенный | 25 января 1887 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 января 1887 г. [ 2 ] |
Первое путешествие | 1 марта 1887 г. |
Переименован |
|
Псевдоним(а) | «Ураганный прыгун» |
Судьба | Продан за взлом 1951г. |
Общие характеристики [ 2 ] | |
Класс и тип | Калипсо класса Корвет |
Смещение | 2770 длинных тонн |
Длина | 235 футов (71,6 м) стр. |
Луч | 44 фута 6 дюймов (13,6 м) |
Черновик | 19 футов 11 дюймов (6,1 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | компаунд-расширения 4-цилиндровый паровой двигатель Дж. и Г. Ренни , приводящий в движение один винт. |
План паруса | Барковая установка [ Примечание 1 ] |
Скорость | 13,75 узлов (25,5 км / ч) с приводом; 14,75 узлов (27,3 км/ч) форсированная осадка |
Диапазон | 4000 миль (7400 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) |
Дополнить | 293 (позже 317) |
Вооружение |
|
Броня | Палуба : 1,5 дюйма (38 мм) над двигателями. [ 3 ] |
HMS Calliope — «Калипсо» корвет класса (позже классифицированный как третьего класса ) Королевского флота Великобритании, служивший с 1887 по 1951 год крейсер . последний такой корабль, построенный для Королевского флота, но дополненный полным парусом мощным двигателем. Для корпуса использовалась сталь, и, как и более ранние корветы с железным корпусом, «Каллиопа» была обшита деревом и покрыта медью ниже ватерлинии, так же, как и деревянные корабли. [ 4 ]
Каллиопа была известна «одним из самых известных эпизодов мореплавания в 19 веке», когда это судно было единственным кораблем, который избежал затопления или застревания в тропическом циклоне , обрушившемся на Апиа , Самоа , в 1889 году. [ 5 ] После выхода на пенсию с действующей службы «Каллиопа» служила учебным кораблем до 1951 года, когда была продана на поломку .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]«Каллиопа» и однотипный корабль «Калипсо» составляли «Калипсо», класс корветов спроектированных Натаниэлем Барнаби . Часть длинной линейки крейсеров, построенных для защиты торговых путей и работы колониальной полиции. [ 6 ] это были последние два парусных корвета, построенные для Королевского флота. Корветы строились из железа начиная с Volage класса 1867 года, но в Calypso и предшествующем Comus классе использовалась сталь. Корветы были предназначены для работы на огромных расстояниях британской морской империи и не могли полагаться на сухие доки для обслуживания. Поскольку железные и стальные корпуса подвергались биообрастанию и их было нелегко очистить, установившаяся практика медной обшивки для их защиты была распространена ; Металлическая обшивка корпуса была обшита деревом и омеднена ниже ватерлинии. [ 4 ] Единственной броней была 1,5-дюймовая (38-мм) бронепалуба, закрывающая машинные помещения, но угольные бункеры по бортам обеспечивали некоторую защиту машинных помещений. [ 7 ]
Калипсо и Каллиопа отличались от своих девяти предшественников класса Комус вооружением; они также были немного длиннее, имели большую осадку и водоизмещение на 390 тонн больше. [ 8 ] Первоначально проектировавшийся как десятиорудийный корвет, «Каллиопа» комплектовалась четырьмя 6-дюймовыми (152,4-мм) затворами в спонсонах в носовой и кормовой части с каждого борта, двенадцатью 5-дюймовыми (127,0-мм) затворами в бортах между 6-дюймовыми орудиями и шесть скорострельных орудий «Норденфельт» . [ 9 ]
Паровая машина составного расширения снабжалась паром от шести котлов и развивала указанную мощность 4023 лошадиных силы (3000 кВт). Он был на 50% мощнее, чем предыдущий класс, что придавало корвету еще один узел скорости — разница, которая сыграла решающую роль в катастрофе, прославившей Каллиопу . [ 10 ] Двигатель приводил в движение единственный винт флюгирования , [ 2 ] и позволял судну развивать скорость 13¾ узлов или 14¾ узлов с принудительной осадкой . [ 11 ] Тем не менее судно представляло собой полностью оснащенное парусное судно . [ Примечание 1 ] обеспечивая устойчивое обслуживание в районах, где угольные станции расположены далеко друг от друга. Каллиопа хорошо подходила для дальних круизов Британской империи на ее пике викторианской эпохи . [ 11 ]
была заложена в 1881 году, Хотя «Каллиопа» она не была спущена на воду до 1884 года и до завершения строительства была помещена в резерв в Портсмуте . Он был активирован 25 января 1887 года, когда судно было введено в эксплуатацию для Китайской станции . [ 12 ] [ 13 ] своего рода дистанционное служение, для которого был создан этот класс. [ 14 ] В том же году все корветы и фрегаты были переклассифицированы в «крейсеры», а «Каллиопа» и «Калипсо» попали в категорию «крейсеров третьего класса». [ 15 ]
Обслуживание флота
[ редактировать ]
Коллекция Де Мауса, Библиотека Александра Тернбулла
Британская империя была крупнейшей на Земле, и Великобритания защищала эту империю и ее торговые пути с помощью крупнейшего в мире военно-морского флота. Великобритания взяла на себя роль миротворца в мировом океане, а Королевский флот стал инструментом Pax Britannica . поддержания [ 16 ] Глобальный охват Королевского флота включал западную часть Тихого океана, патрулируемую Австралийской станцией. В 1887 году капитан Генри Кой Кейн взял Каллиопу в Тихий океан. [ 17 ] Первоначально назначенное на Китайскую станцию , судно было переведено на Австралийскую станцию позже, в 1887 году. В конце того же года оно было в Новой Зеландии и было первым судном, вошедшим в новый док Каллиопы . [ 18 ] В начале 1888 года Каллиопу отправили на север, чтобы наблюдать за надвигающимся дипломатическим кризисом и потенциальной военной конфронтацией в Самоа . [ 18 ]
Этот кризис коренится в соперничестве великих держав за колонии в последние десятилетия XIX века. Германская империя , воодушевленная победой над Францией во франко-прусской войне и объединением под властью Прусской монархии , имела вновь обретенные имперские амбиции, выходившие за пределы Европы. Он участвовал в разделе Африки , а в 1880-х годах также смотрел на Тихий океан. Корабли Имперского флота были отправлены в Апиа на Самоа, где немецкие агенты спровоцировали восстание против местного правительства. Там им противостояла Азиатская эскадра США ВМС . Соединенные Штаты почти завершили установление контроля над своими территориями на североамериканском континенте, что привело к тому, что американские амбиции вышли за пределы своих берегов. Эскадра находилась в Самоа, чтобы отстаивать интересы США в Тихом океане и наблюдать за немцами. [ 19 ]

В марте 1889 года новый корвет «Каллиопа» , посланный для поддержания мира и защиты интересов Великобритании в Самоа, присоединился к конкурирующим эскадрильям императорских военно-морских сил Германии и США в Апиа. [ 20 ] Гавань там была примитивной, маленькой и почти окруженной рифами. На якорной стоянке, возможно, рассчитанной на четыре корабля, 14 марта находились семь военных кораблей и шесть торговых судов. [ 21 ]
В тот день барометр начал падать, и тропический циклон начал формироваться . Циклон Апиа 1889 года усилился в течение следующих двух дней. [ 22 ] Дождь лил ливнем, ухудшая видимость. Ветры от 70 до 100 узлов (130–185 км/ч, 80–115 миль в час) дули прямо на якорную стоянку, запирая корабли в V-образной гавани. [ 23 ] Дно гавани было размыто течением, и якоря потеряли свою опору. Работая двигателями на полной скорости, чтобы сопротивляться ветру и волнам, корабли тем не менее вытащили якоря и неумолимо понеслись к берегу. Суда столкнулись и были выброшены на рифы или на берег, а некоторые затонули. [ 24 ] К 09:00 16-го числа Каллиопа , хотя и все еще стояла на якоре, была сбита одним кораблем и едва не промахнулась с другим, и капитан Кейн решил попытаться сбежать. [ 25 ] Чтобы уменьшить нагрузку на пять якорных тросов, Каллиопы создавали котлы максимальное давление; двигатели работали докрасна, а винт делал 74 оборота в минуту , что достаточно для скорости 15 узлов (28 км/ч) в более спокойных водах. Несмотря на эти титанические усилия, кораблю едва удавалось продвигаться вперед против ветра и волнения в гавани, и якорные тросы начали рваться. [ 26 ]


Слева, всего в 20 футах (6 м) от него находился коралловый риф. Впереди шли американские корабли « Вандалия» и « Трентон» ; по правому борту находились другие военные корабли. Между сосудами с одной стороны и землей с другой была лишь узкая щель. [ 27 ] Зажатая этими препятствиями и имея руль направления иногда в пределах 6 футов (2 м) от рифа, Каллиопа маневрировала, все еще привязанная к якорным тросам, которые начали поддаваться. Когда капитан Кейн увидел проход, он снял якоря и двинулся вперед. [ 28 ] Избегая беспомощной Вандалии , он подошел к тонущему «Трентону» , подойдя так близко, что Каллиопы носовая рука прошла над палубой американца. Когда Каллиопа повернулась влево, верфь нависла над Трентоном . Экипаж беспомощного и обреченного американского корабля приветствовал Каллиопу , проплывавшую мимо. Выход британского корабля в открытое море американский командующий назвал «одним из величайших зрелищ, которые когда-либо видел моряк или кто-либо еще; от этого опасного приключения зависели жизни 250 душ». [ 29 ]
Направляясь к устью гавани, нос и корма Каллиопы попеременно поднимались и погружались в набегающие волны; Пропеллер временами вращался в воздухе, и требовалось осторожно держать дроссельную заслонку, чтобы не допустить разрушения вала. Зеленое море заливало судно и бежало по всей палубе. За штурвалом находились десять человек, а внизу еще несколько человек работали со сменными приспособлениями на румпеле, чтобы помочь сохранить контроль над рулем направления. [ 30 ] Чтобы проехать четыре кабельтовых , понадобится два часа , [ 31 ] [ Примечание 2 ] крейсер, наконец, покинул якорную стоянку и вышел в открытое море, о чем команда Каллиопы какое-то время не знала поскольку , морские брызги и пена практически свели видимость к нулю. [ 26 ]
Шторм удерживал Каллиопу в море следующие два дня. Вернувшись в гавань 19 марта для поиска пропавших якорей, команда обнаружила, что все остальные корабли — всего двенадцать — потерпели крушение или затонули. [ Примечание 3 ] и почти каждая команда сократилась из-за потерь людей, убитых штормом. [ 32 ] Не сумев найти якоря среди обломков, [ 33 ] и его корабль получил значительные повреждения, капитан Кейн решил вернуться в Австралию. Он передал водолазное снаряжение Каллиопы ВМС США для оказания помощи в его спасении и получил взамен лодки с потерпевших крушение американских кораблей взамен лодок, которые были отняты у Каллиопы штормом. [ 26 ]
Затем капитан Кейн направил свой корабль в Сидней, где их встретили как героев. [ 34 ] Трудность Каллиопы побега ; совершенство двигателей и самоотверженность экипажа, который поддерживал работу силовой установки в течение многих часов во время испытания; [ Примечание 4 ] мореплавание капитана Кейна и офицеров; их храбрость, когда они бросили якорь и встретились лицом к лицу со штормом, полагаясь только на свой корабль и на себя; а также уважение и поддержка, оказанные им командой Трентона ; сделал Каллиопу знаменитой. [ 35 ]
Инженер « Каллиопы » Генри Джордж Бурк был повышен в должности от штабного инженера до инженера флота 28 мая 1889 года «за заслуги на корабле Ее Величества «Каллиопа» во время недавнего урагана на Самоа». [ 36 ] Он объяснил свой успех превосходными свойствами угля Западного побережья из Новой Зеландии, который использовался для топки корабельных котлов; это заявление привлекло внимание британского Адмиралтейства при заправке своих кораблей в этих водах. [ 37 ]
Капитан Кейн был удостоен звания кавалера Ордена Бани (CB) в честь дня рождения королевы 1891 года . [ 38 ] Адмиралтейство цитировало его за «смелость и решительность», когда он командовал HMS Victory в 1892 году, а в 1897 году получил звание контр-адмирала . [ 39 ]
Каллиопа вернулась к работе на австралийской станции после завершения ремонта. В конце 1889 года он был отозван в Соединенное Королевство.
В резерве
[ редактировать ]Вернувшись домой в начале 1890 года, Каллиопа была помещена в резерв и оставалась там в течение следующих семи лет. [ 13 ] В июне 1897 года он присутствовал на Виктории королевы честь бриллиантового юбилея смотре флота в в Спитхеде . [ 40 ] В том же году «Каллиопа» стала тендером для HMS Northampton , более старого и более крупного броненосного крейсера, используемого в качестве морского учебного корабля для мальчиков. [ 13 ] Каллиопа также иногда использовалась в качестве учебного крейсера и совершила поездку по Средиземному морю с февраля по апрель 1900 года. [ 41 ] и снова в марте 1901 г. [ 42 ] и март 1902 г. [ 43 ] Летом 1902 года он участвовал в тренировочном круизе в домашних водах, посетив Кэмпбелтаун , Белфаст-Лох , Портисхед , Дартмут , Лайм-Реджис и Гернси . [ 44 ] Позже в том же году она посетила Гибралтар и испанские города Феррол , Вилагарсия и Махон на острове Менорка . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Командир Дуглас Николсон был назначен командующим 20 декабря 1902 года. [ 48 ] служил таковым на протяжении 1903 года. С февраля по апрель 1903 года она находилась в тренировочном круизе по Средиземному морю, посетив Виго , Гибралтар, Малагу , Картахену , Барселону и залив Ароза . [ 49 ]
Освобожденная от тендерной службы в 1905 году, Каллиопа была возвращена в резерв и сразу же исключена из действующего списка. Он был поставлен на прикол в Портсмуте , [ 50 ] и в 1906 году какое-то время выставлялся на продажу. В следующем году Каллиопа была переведена в Северо-Восточную Англию для новой карьеры. [ 13 ]
Учебный корабль
[ редактировать ]
29 октября 1907 года «Каллиопа» стала буровым кораблем в Ньюкасл-апон-Тайн Королевского военно-морского добровольческого резерва Тайнской дивизии и прослужила там более четырех десятилетий. [ 14 ] В период с 1915 по 1931 год он уступил название «Каллиопа» крейсеру C-класса и стал называться «Геликон» . [ 51 ] новая Calliope После того, как в 1930-х годах была оплачена , Helicon снова стал называться Calliope и сохранял это название до тех пор, пока не был продан в 1951 году. [ 11 ] После окончательного списания в 1953 году руль был передан правительству Западного Самоа. [ 34 ] Обшивка из красного дерева офицерской кают-компании была восстановлена в 1953 году и теперь образует крылья органа 18-го века в западной галерее Крайст-Черч, Норт-Шилдс , Тайн и Уир. [ 52 ]
Имя «Каллиопа» также сохранилось в Королевском флоте. В 1951 году преемник корабля в качестве учебного корабля на «Тайне» получил это имя, а теперь само береговое заведение носит титул и чтит память HMS Calliope . [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б План парусного вооружения , вероятно, менялся на протяжении всей карьеры корабля. В опубликованных источниках говорится, что у Каллиопы есть барк , а на некоторых фотографиях изображен барк. Например , Пейн, «Военные корабли мира до 1900 года » (2000), с. 29; Русманьер, После бури (2002), с. 96. На других изображениях показано корабельное вооружение с реями и квадратными парусами на бизань-мачте. Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 49; JS Virtue & Co., «HMS Calliope , крейсер 3-го класса» ; см. также «Вид на носовую часть правого борта» на этой странице, где показаны ярды на бизани. Корабль с полным вооружением имеет квадратные паруса на бизань-мачте, а барк - носовые и кормовые.
- ^ Кабель составляет одну десятую морской мили; следовательно, Каллиопа продвинулась всего на 2400 футов (740 м) за два часа.
- ↑ Три немецких и три американских военных корабля потерпели крушение, как и все шесть торговых судов. Пейн, Военные корабли мира до 1900 года (2000), с. 29.
- ↑ Поршневые двигатели работали на полную мощность почти двенадцать часов. «Каллиопа» , Энциклопедия Новой Зеландии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Берджесс, Роберт (30 марта 1952 г.). «Реликвия HMS Calliope в музее напоминает эпопею о штормах в Южном море» . Дейли Пресс (Ньюпорт-Ньюс) . п. 43 . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уинфилд (2004), с. 273
- ^ Брасси (1896) , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 43.
- ^ Лион, Пар, сталь и торпеды (1980), с. 39.
- ^ Лион (1980), стр. 21–22, 35–40.
- ^ Осбон (1963), стр. 196, 206.
- ^ Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 49.
- ^ Осбон (1963), стр. 207–08.
- ^ Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 49; Грей, Америка Самоа (1960), с. 89.
- ^ Jump up to: а б с Военно-морской исторический центр «HMS Calliope (1884–1951)». Архивировано 13 апреля 2010 года в Wayback Machine.
- ^ Эванс, с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Осбон (1963), с. 207.
- ^ Jump up to: а б Пейн, Военные корабли мира до 1900 года (2000), с. 29.
- ^ Винфилд (2004), с. 265
- ^ Мэсси, Роберт К. , Дредноут: Британия, Германия и начало Великой войны (1991), стр. xx – xxii. Нью-Йорк: Рэндом Хаус , 1991. ISBN 0-394-52833-6 ; Лайонс (1980), стр. 7–12.
- ^ Уилсон (1996), стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б «Каллиопа» , Энциклопедия Новой Зеландии .
- ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 88–91.
- ^ Уилсон (1996), с. 51.
- ^ Уилсон (1996), с. 52. В то время как Уилсон называет число торговых судов равным восьми, Стивенсон утверждает, что в главе X « Сноски к истории» их было шесть , что соответствует общему числу, указанному Пейном на странице 29 книги «Военные корабли мира до 1900 года» . Другие источники приводят еще более высокие цифры (Линд в «Эпосе о HMS Каллиопе» дает всего 20); разница, судя по всему, заключается в том, ли сюда небольшие прибрежные торговые суда . включены
- ^ Грей, Американское Самоа (1960), стр. 88–89.
- ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 93–94.
- ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 94–95, 97.
- ^ Уилсон (1996), стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с Кимберли, «Отчет». Архивировано 29 февраля 2008 г. в Wayback Machine ; Русманьер, После бури (2002), с. 96.
- ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 96–97.
- ^ Уилсон (1996), стр. 52–53. Рассказ капитана Кейна о побеге цитируется адмиралом Кимберли в «Самоанском урагане».
- ^ Русманьер, После бури (2002), с. 87.
- ^ Русманьер, После бури (2002), с. 96; Рассказ капитана Кейна, цитируемый в Самоанском урагане.
- ^ Уилсон (1996), с. 53
- ^ Уилсон (1996), с. 53.
- ^ Грей, Американское Самоа (1960), с. 91.
- ^ Jump up to: а б Русманьер, После бури (2002), с. 103.
- ^ Уилсон (1996), с. 54; Линд, «Эпос о HMS Calliope» .
- ^ «№25943» . Лондонская газета . 7 июня 1889 г. с. 3114.
- ^ «Уголь и добыча угля» (врезка: «Лучший уголь»), Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии (2009). Проверено 1 февраля 2010 г.
- ^ «№26167» . Лондонская газета . 30 мая 1891 г. с. 2921.
- ^ Русманьер, После бури (2002), с. 102; «Командир, 1778–1900, HMS Victory». Архивировано 21 июля 2021 года в Wayback Machine , Национальный музей, Королевский флот; «№26924» . Лондонская газета . 31 декабря 1897 г. с. 7854. Проверено 1 февраля 2010 г.
- ^ «Почти все новые корабли; только четыре из 21 линкора на юбилейной выставке 1887 года» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 27 июня 1897 г. с. 2 . Проверено 15 декабря 2008 г. На фотографии, сделанной в Спитхеде в том же месяце и году, Каллиопа стоит на якоре и полностью одета . Каллиопа 60.30 1884 .
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36047. Лондон. 24 января 1900 г. с. 7.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36391. Лондон. 1 марта 1901 г. с. 11.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36717. Лондон. 17 марта 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36763. Лондон. 9 мая 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36918. Лондон. 6 ноября 1902 г. с. 9.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36926. Лондон. 15 ноября 1902 г. с. 12.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36946. Лондон. 9 декабря 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36951. Лондон. 15 декабря 1902 г. с. 6.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36979. Лондон. 16 января 1903 г. с. 8.
- ↑ На фотографии Национального морского музея 1905–06 годов изображена Каллиопа, стоящая на приколе в Портсмуте в частично разобранном состоянии. Каллиопа 60.30 1884 .
- ^ Колледж, Корабли Королевского флота (2006), с. 57 .
- ^ Скотт, Майкл (1996). История Крайст-Черч, Норт-Шилдс , с. 23. ISBN 0 9528931 0 X .
- ↑ Units in Time , Тайнсайд — HMS Calliope. Архивировано 14 октября 2012 года в Wayback Machine , Королевский флот (получено 23 февраля 2012 года).
Источники
[ редактировать ]- Арчибальд, EHH (1971). Металлический боевой корабль Королевского флота 1860–1970 гг . Рэй Вудворд (иллюстратор). Arco Publishing Co. Нью-Йорк: ISBN 0-668-02509-3 .
- Брасси, штат Техас (1896 г.). Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания.
- «Каллиопа» . Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия / Те Манату Таонга. 2007 [1966]. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года. (А. Х. Маклинток, ред.). ISBN 978-0-478-18451-8 . Проверено 1 февраля 2010 г.
- «Каллиопа 60.30 1884» . Историческая фотография . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года . Проверено 18 февраля 2008 г. Получено 1 февраля 2010 г. Описания фотографий можно найти на этой странице поиска, введя «Каллиопа» в поле поиска и выбрав «КАЛИОПА» 60.30 1884 Стальной винтовой корвет (HMS) из результатов.
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969] Корабли Королевского флота (Переизданная редакция) Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Эванс, Артур Корнуоллис (1890). Круиз HMS «Каллиопа» по Китаю, водам Австралии и Восточной Африки 1887–1890 гг . Портсмут: Гриффин и Ко.
- Грей, JAC (1960). Американское Самоа: история Американского Самоа и его военно-морской администрации США . Аннаполис: Военно-морской институт США. ISBN 0-405-13038-4 .
- «HMS Calliope (Корвет, 1884–1951)» . Интернет-библиотека избранных изображений: Корабли ВМС Великобритании . (США) Военно-морской исторический центр (ныне Командование военно-морской истории и наследия). 2002. Архивировано из оригинала 13 апреля 2010 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- «Ураган в Апиа, Самоа, 15–16 марта 1889 г.» . События 1880-х годов . Военно-морской исторический центр (ныне Командование военно-морской истории и наследия). 2002. Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- Кимберли, Луизиана «Самоанский ураган» . События 1880-х годов . Военно-морской исторический центр (ныне Командование военно-морской истории и наследия) . Проверено 29 сентября 2017 г.
- Кимберли, Луизиана (19 марта 1889 г.). «Доклад контр-адмирала Л.А. Кимберли» . Военно-морской исторический центр (ныне Командование военно-морской истории и наследия). Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- Линд, LJ (30 декабря 1974 г.). «Эпос о HMS Каллиопе» . Военно-морское историческое общество Австралии . Проверено 1 февраля 2010 г.
- Лион, Дэвид (1980). Пар, сталь и торпеды . Ипсвич: WS Cowell, Ltd. для канцелярского офиса HM. п. 39. ИСБН 0-11-290318-5 .
- Лайон, Дэвид и Уинфилд, Риф (2004), Список парусного и парового флота 1815–1889 гг . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-032-9 .
- Осбон, Джорджия (1963). «Прохождение парового и парусного корвета: классы Комуса и Каллиопы ». Морское зеркало . 49 (3). Лондон: Общество морских исследований : 193–208. дои : 10.1080/00253359.1963.10657732 . ISSN 0025-3359 .
- Пейн, Линкольн П. (2000). «Военные корабли мира до 1900 года». Военные корабли мира: Историческая энциклопедия . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-98414-9 .
- Русманьер, Джон (2002). После шторма: правдивые истории о катастрофах и восстановлении на море . Камден, Миннесота: International Marine/McGraw-Hill. стр. 87–106 . ISBN 0-07-137795-6 .
- Стивенсон, Роберт Луи (1892). Сноска к истории: Восемь лет проблем в Самоа . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- Уилсон, Грэм (май – июль 1996 г.). «Слава эскадрильи: HMS Calliope во время великого урагана на Самоа, 1889 год» (PDF) . Журнал Австралийского военно-морского института . 22 (2): 51–54.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Ураган Самоа» . Проверено 12 июля 2013 г. Обширный веб-сайт потомка старшины HMS Calliope с разделами, посвященными предыстории, кораблю, офицерам и экипажу, урагану и его последствиям, а также библиографии.
- «Корветы класса Калипсо» . 27 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 г. . Проверено 29 февраля 2008 г. Фотографии HMS Calliope в порту и доке, а также действий на палубе.