Jump to content

HMS Каллиопа (1884 г.)

Общий вид металлического корабля, тихо стоящего на якоре в порту. Рядом стоят две небольшие лодки. Есть три мачты, но паруса не установлены. В середине корабля имеется большая дымовая труба. Орудия расположены по бокам, между ними расположены порты для орудий.
HMS Каллиопа
История
Великобритания
Имя HMS Каллиопа
Строитель Верфь HM Портсмут
Расходы Халл: 82 000 фунтов стерлингов; техника: 38 000 фунтов стерлингов [ 2 ]
Заложен 1 октября 1881 г. [ 1 ]
Запущен 24 июня 1884 г. [ 1 ]
Спонсор Леди Фиппс Хорнби
Завершенный 25 января 1887 г.
Введен в эксплуатацию 25 января 1887 г. [ 2 ]
Первое путешествие 1 марта 1887 г.
Переименован
  • Геликон (июнь 1915 г. - октябрь 1931 г.)
  • Каллиопа (октябрь 1931–1951 гг.)
Псевдоним(а) «Ураганный прыгун»
Судьба Продан за взлом 1951г.
Общие характеристики [ 2 ]
Класс и тип Калипсо класса Корвет
Смещение 2770 длинных тонн
Длина 235 футов (71,6 м) стр.
Луч 44 фута 6 дюймов (13,6 м)
Черновик 19 футов 11 дюймов (6,1 м)
Установленная мощность
  • 6 котлов
  • 4023 л.с. (3000 кВт)
Движение компаунд-расширения 4-цилиндровый паровой двигатель Дж. и Г. Ренни , приводящий в движение один винт.
План паруса Барковая установка [ Примечание 1 ]
Скорость 13,75 узлов (25,5 км / ч) с приводом; 14,75 узлов (27,3 км/ч) форсированная осадка
Диапазон 4000 миль (7400 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч)
Дополнить 293 (позже 317)
Вооружение
Броня Палуба : 1,5 дюйма (38 мм) над двигателями. [ 3 ]

HMS Calliope «Калипсо» корвет класса (позже классифицированный как третьего класса ) Королевского флота Великобритании, служивший с 1887 по 1951 год крейсер . последний такой корабль, построенный для Королевского флота, но дополненный полным парусом мощным двигателем. Для корпуса использовалась сталь, и, как и более ранние корветы с железным корпусом, «Каллиопа» была обшита деревом и покрыта медью ниже ватерлинии, так же, как и деревянные корабли. [ 4 ]

Каллиопа была известна «одним из самых известных эпизодов мореплавания в 19 веке», когда это судно было единственным кораблем, который избежал затопления или застревания в тропическом циклоне , обрушившемся на Апиа , Самоа , в 1889 году. [ 5 ] После выхода на пенсию с действующей службы «Каллиопа» служила учебным кораблем до 1951 года, когда была продана на поломку .

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

«Каллиопа» и однотипный корабль «Калипсо» составляли «Калипсо», класс корветов спроектированных Натаниэлем Барнаби . Часть длинной линейки крейсеров, построенных для защиты торговых путей и работы колониальной полиции. [ 6 ] это были последние два парусных корвета, построенные для Королевского флота. Корветы строились из железа начиная с Volage класса 1867 года, но в Calypso и предшествующем Comus классе использовалась сталь. Корветы были предназначены для работы на огромных расстояниях британской морской империи и не могли полагаться на сухие доки для обслуживания. Поскольку железные и стальные корпуса подвергались биообрастанию и их было нелегко очистить, установившаяся практика медной обшивки для их защиты была распространена ; Металлическая обшивка корпуса была обшита деревом и омеднена ниже ватерлинии. [ 4 ] Единственной броней была 1,5-дюймовая (38-мм) бронепалуба, закрывающая машинные помещения, но угольные бункеры по бортам обеспечивали некоторую защиту машинных помещений. [ 7 ]

Калипсо и Каллиопа отличались от своих девяти предшественников класса Комус вооружением; они также были немного длиннее, имели большую осадку и водоизмещение на 390 тонн больше. [ 8 ] Первоначально проектировавшийся как десятиорудийный корвет, «Каллиопа» комплектовалась четырьмя 6-дюймовыми (152,4-мм) затворами в спонсонах в носовой и кормовой части с каждого борта, двенадцатью 5-дюймовыми (127,0-мм) затворами в бортах между 6-дюймовыми орудиями и шесть скорострельных орудий «Норденфельт» . [ 9 ]

Паровая машина составного расширения снабжалась паром от шести котлов и развивала указанную мощность 4023 лошадиных силы (3000 кВт). Он был на 50% мощнее, чем предыдущий класс, что придавало корвету еще один узел скорости — разница, которая сыграла решающую роль в катастрофе, прославившей Каллиопу . [ 10 ] Двигатель приводил в движение единственный винт флюгирования , [ 2 ] и позволял судну развивать скорость 13¾ узлов или 14¾ узлов с принудительной осадкой . [ 11 ] Тем не менее судно представляло собой полностью оснащенное парусное судно . [ Примечание 1 ] обеспечивая устойчивое обслуживание в районах, где угольные станции расположены далеко друг от друга. Каллиопа хорошо подходила для дальних круизов Британской империи на ее пике викторианской эпохи . [ 11 ]

была заложена в 1881 году, Хотя «Каллиопа» она не была спущена на воду до 1884 года и до завершения строительства была помещена в резерв в Портсмуте . Он был активирован 25 января 1887 года, когда судно было введено в эксплуатацию для Китайской станции . [ 12 ] [ 13 ] своего рода дистанционное служение, для которого был создан этот класс. [ 14 ] В том же году все корветы и фрегаты были переклассифицированы в «крейсеры», а «Каллиопа» и «Калипсо» попали в категорию «крейсеров третьего класса». [ 15 ]

Обслуживание флота

[ редактировать ]
Палуба парусного корабля, вид чуть выше. Корабельные пушки торчат из амбразур на борту этого корабля. На палубе около двух десятков моряков. Стоящий такелаж проходит от планширя к невидимым мачтам над головой. В кормовой части находится приподнятая палуба, за борт которой выдвинута лодка на шлюпбалках. Кажется, что корабль находится в порту на фоне холмов.
Квартердек правого борта в Порт-Чалмерсе , Новая Зеландия.
Коллекция Де Мауса, Библиотека Александра Тернбулла

Британская империя была крупнейшей на Земле, и Великобритания защищала эту империю и ее торговые пути с помощью крупнейшего в мире военно-морского флота. Великобритания взяла на себя роль миротворца в мировом океане, а Королевский флот стал инструментом Pax Britannica . поддержания [ 16 ] Глобальный охват Королевского флота включал западную часть Тихого океана, патрулируемую Австралийской станцией. В 1887 году капитан Генри Кой Кейн взял Каллиопу в Тихий океан. [ 17 ] Первоначально назначенное на Китайскую станцию , судно было переведено на Австралийскую станцию ​​позже, в 1887 году. В конце того же года оно было в Новой Зеландии и было первым судном, вошедшим в новый док Каллиопы . [ 18 ] В начале 1888 года Каллиопу отправили на север, чтобы наблюдать за надвигающимся дипломатическим кризисом и потенциальной военной конфронтацией в Самоа . [ 18 ]

Этот кризис коренится в соперничестве великих держав за колонии в последние десятилетия XIX века. Германская империя , воодушевленная победой над Францией во франко-прусской войне и объединением под властью Прусской монархии , имела вновь обретенные имперские амбиции, выходившие за пределы Европы. Он участвовал в разделе Африки , а в 1880-х годах также смотрел на Тихий океан. Корабли Имперского флота были отправлены в Апиа на Самоа, где немецкие агенты спровоцировали восстание против местного правительства. Там им противостояла Азиатская эскадра США ВМС . Соединенные Штаты почти завершили установление контроля над своими территориями на североамериканском континенте, что привело к тому, что американские амбиции вышли за пределы своих берегов. Эскадра находилась в Самоа, чтобы отстаивать интересы США в Тихом океане и наблюдать за немцами. [ 19 ]

Вид с правого борта на металлический парусник, стоящий на якоре в порту. Три мачты оснащены реями и свернутыми парусами. Дымовая труба находится на миделе корабля, а вентиляторы возвышаются над верхней палубой. Видны орудия, торчащие из бортов корабля.
Вид по правому борту

В марте 1889 года новый корвет «Каллиопа» , посланный для поддержания мира и защиты интересов Великобритании в Самоа, присоединился к конкурирующим эскадрильям императорских военно-морских сил Германии и США в Апиа. [ 20 ] Гавань там была примитивной, маленькой и почти окруженной рифами. На якорной стоянке, возможно, рассчитанной на четыре корабля, 14 марта находились семь военных кораблей и шесть торговых судов. [ 21 ]

В тот день барометр начал падать, и тропический циклон начал формироваться . Циклон Апиа 1889 года усилился в течение следующих двух дней. [ 22 ] Дождь лил ливнем, ухудшая видимость. Ветры от 70 до 100 узлов (130–185 км/ч, 80–115 миль в час) дули прямо на якорную стоянку, запирая корабли в V-образной гавани. [ 23 ] Дно гавани было размыто течением, и якоря потеряли свою опору. Работая двигателями на полной скорости, чтобы сопротивляться ветру и волнам, корабли тем не менее вытащили якоря и неумолимо понеслись к берегу. Суда столкнулись и были выброшены на рифы или на берег, а некоторые затонули. [ 24 ] К 09:00 16-го числа Каллиопа , хотя и все еще стояла на якоре, была сбита одним кораблем и едва не промахнулась с другим, и капитан Кейн решил попытаться сбежать. [ 25 ] Чтобы уменьшить нагрузку на пять якорных тросов, Каллиопы создавали котлы максимальное давление; двигатели работали докрасна, а винт делал 74 оборота в минуту , что достаточно для скорости 15 узлов (28 км/ч) в более спокойных водах. Несмотря на эти титанические усилия, кораблю едва удавалось продвигаться вперед против ветра и волнения в гавани, и якорные тросы начали рваться. [ 26 ]

Первая полоса газеты с изображением на всю страницу двух кораблей, борющихся со штормом, сильным ветром и бушующим морем. На переднем плане волны омывают планширь корабля. Члены экипажа приветствуют проходящий мимо другой корабль. Другой корабль — парусник, но паруса не поставлены.
«Иллюстрированные лондонские новости» от 27 апреля 1889 года; Художественная концепция HMS Calliope , которую приветствует экипаж военного корабля США « Трентон» , когда Каллиопа сбегает из гавани Апиа. Каллиопа фактически прошла к Трентона . левому борту
Мемориальная доска Генри Пирсону (умер в 1936 году) в Винчестерском соборе с упоминанием HMS Calliope и шторма .

Слева, всего в 20 футах (6 м) от него находился коралловый риф. Впереди шли американские корабли « Вандалия» и « Трентон» ; по правому борту находились другие военные корабли. Между сосудами с одной стороны и землей с другой была лишь узкая щель. [ 27 ] Зажатая этими препятствиями и имея руль направления иногда в пределах 6 футов (2 м) от рифа, Каллиопа маневрировала, все еще привязанная к якорным тросам, которые начали поддаваться. Когда капитан Кейн увидел проход, он снял якоря и двинулся вперед. [ 28 ] Избегая беспомощной Вандалии , он подошел к тонущему «Трентону» , подойдя так близко, что Каллиопы носовая рука прошла над палубой американца. Когда Каллиопа повернулась влево, верфь нависла над Трентоном . Экипаж беспомощного и обреченного американского корабля приветствовал Каллиопу , проплывавшую мимо. Выход британского корабля в открытое море американский командующий назвал «одним из величайших зрелищ, которые когда-либо видел моряк или кто-либо еще; от этого опасного приключения зависели жизни 250 душ». [ 29 ]

Направляясь к устью гавани, нос и корма Каллиопы попеременно поднимались и погружались в набегающие волны; Пропеллер временами вращался в воздухе, и требовалось осторожно держать дроссельную заслонку, чтобы не допустить разрушения вала. Зеленое море заливало судно и бежало по всей палубе. За штурвалом находились десять человек, а внизу еще несколько человек работали со сменными приспособлениями на румпеле, чтобы помочь сохранить контроль над рулем направления. [ 30 ] Чтобы проехать четыре кабельтовых , понадобится два часа , [ 31 ] [ Примечание 2 ] крейсер, наконец, покинул якорную стоянку и вышел в открытое море, о чем команда Каллиопы какое-то время не знала поскольку , морские брызги и пена практически свели видимость к нулю. [ 26 ]

Шторм удерживал Каллиопу в море следующие два дня. Вернувшись в гавань 19 марта для поиска пропавших якорей, команда обнаружила, что все остальные корабли — всего двенадцать — потерпели крушение или затонули. [ Примечание 3 ] и почти каждая команда сократилась из-за потерь людей, убитых штормом. [ 32 ] Не сумев найти якоря среди обломков, [ 33 ] и его корабль получил значительные повреждения, капитан Кейн решил вернуться в Австралию. Он передал водолазное снаряжение Каллиопы ВМС США для оказания помощи в его спасении и получил взамен лодки с потерпевших крушение американских кораблей взамен лодок, которые были отняты у Каллиопы штормом. [ 26 ]

Затем капитан Кейн направил свой корабль в Сидней, где их встретили как героев. [ 34 ] Трудность Каллиопы побега ; совершенство двигателей и самоотверженность экипажа, который поддерживал работу силовой установки в течение многих часов во время испытания; [ Примечание 4 ] мореплавание капитана Кейна и офицеров; их храбрость, когда они бросили якорь и встретились лицом к лицу со штормом, полагаясь только на свой корабль и на себя; а также уважение и поддержка, оказанные им командой Трентона ; сделал Каллиопу знаменитой. [ 35 ]

Инженер « Каллиопы » Генри Джордж Бурк был повышен в должности от штабного инженера до инженера флота 28 мая 1889 года «за заслуги на корабле Ее Величества «Каллиопа» во время недавнего урагана на Самоа». [ 36 ] Он объяснил свой успех превосходными свойствами угля Западного побережья из Новой Зеландии, который использовался для топки корабельных котлов; это заявление привлекло внимание британского Адмиралтейства при заправке своих кораблей в этих водах. [ 37 ]

Капитан Кейн был удостоен звания кавалера Ордена Бани (CB) в честь дня рождения королевы 1891 года . [ 38 ] Адмиралтейство цитировало его за «смелость и решительность», когда он командовал HMS Victory в 1892 году, а в 1897 году получил звание контр-адмирала . [ 39 ]

Каллиопа вернулась к работе на австралийской станции после завершения ремонта. В конце 1889 года он был отозван в Соединенное Королевство.

В резерве

[ редактировать ]
Каллиопа в Блите в Нортумберленде ок. 1920 год

Вернувшись домой в начале 1890 года, Каллиопа была помещена в резерв и оставалась там в течение следующих семи лет. [ 13 ] В июне 1897 года он присутствовал на Виктории королевы честь бриллиантового юбилея смотре флота в в Спитхеде . [ 40 ] В том же году «Каллиопа» стала тендером для HMS Northampton , более старого и более крупного броненосного крейсера, используемого в качестве морского учебного корабля для мальчиков. [ 13 ] Каллиопа также иногда использовалась в качестве учебного крейсера и совершила поездку по Средиземному морю с февраля по апрель 1900 года. [ 41 ] и снова в марте 1901 г. [ 42 ] и март 1902 г. [ 43 ] Летом 1902 года он участвовал в тренировочном круизе в домашних водах, посетив Кэмпбелтаун , Белфаст-Лох , Портисхед , Дартмут , Лайм-Реджис и Гернси . [ 44 ] Позже в том же году она посетила Гибралтар и испанские города Феррол , Вилагарсия и Махон на острове Менорка . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Командир Дуглас Николсон был назначен командующим 20 декабря 1902 года. [ 48 ] служил таковым на протяжении 1903 года. С февраля по апрель 1903 года она находилась в тренировочном круизе по Средиземному морю, посетив Виго , Гибралтар, Малагу , Картахену , Барселону и залив Ароза . [ 49 ]

Освобожденная от тендерной службы в 1905 году, Каллиопа была возвращена в резерв и сразу же исключена из действующего списка. Он был поставлен на прикол в Портсмуте , [ 50 ] и в 1906 году какое-то время выставлялся на продажу. В следующем году Каллиопа была переведена в Северо-Восточную Англию для новой карьеры. [ 13 ]

Учебный корабль

[ редактировать ]
Обшивка корпусе в Каллиопы кают-компании органа в Крайст-Черч, Норт-Шилдс

29 октября 1907 года «Каллиопа» стала буровым кораблем в Ньюкасл-апон-Тайн Королевского военно-морского добровольческого резерва Тайнской дивизии и прослужила там более четырех десятилетий. [ 14 ] В период с 1915 по 1931 год он уступил название «Каллиопа» крейсеру C-класса и стал называться «Геликон» . [ 51 ] новая Calliope После того, как в 1930-х годах была оплачена , Helicon снова стал называться Calliope и сохранял это название до тех пор, пока не был продан в 1951 году. [ 11 ] После окончательного списания в 1953 году руль был передан правительству Западного Самоа. [ 34 ] Обшивка из красного дерева офицерской кают-компании была восстановлена ​​в 1953 году и теперь образует крылья органа 18-го века в западной галерее Крайст-Черч, Норт-Шилдс , Тайн и Уир. [ 52 ]

Имя «Каллиопа» также сохранилось в Королевском флоте. В 1951 году преемник корабля в качестве учебного корабля на «Тайне» получил это имя, а теперь само береговое заведение носит титул и чтит память HMS Calliope . [ 53 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б План парусного вооружения , вероятно, менялся на протяжении всей карьеры корабля. В опубликованных источниках говорится, что у Каллиопы есть барк , а на некоторых фотографиях изображен барк. Например , Пейн, «Военные корабли мира до 1900 года » (2000), с. 29; Русманьер, После бури (2002), с. 96. На других изображениях показано корабельное вооружение с реями и квадратными парусами на бизань-мачте. Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 49; JS Virtue & Co., «HMS Calliope , крейсер 3-го класса» ; см. также «Вид на носовую часть правого борта» на этой странице, где показаны ярды на бизани. Корабль с полным вооружением имеет квадратные паруса на бизань-мачте, а барк - носовые и кормовые.
  2. ^ Кабель составляет одну десятую морской мили; следовательно, Каллиопа продвинулась всего на 2400 футов (740 м) за два часа.
  3. Три немецких и три американских военных корабля потерпели крушение, как и все шесть торговых судов. Пейн, Военные корабли мира до 1900 года (2000), с. 29.
  4. Поршневые двигатели работали на полную мощность почти двенадцать часов. «Каллиопа» , Энциклопедия Новой Зеландии .
  1. ^ Jump up to: а б Берджесс, Роберт (30 марта 1952 г.). «Реликвия HMS Calliope в музее напоминает эпопею о штормах в Южном море» . Дейли Пресс (Ньюпорт-Ньюс) . п. 43 . Проверено 12 сентября 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Уинфилд (2004), с. 273
  3. ^ Брасси (1896) , с. 262.
  4. ^ Jump up to: а б Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 43.
  5. ^ Лион, Пар, сталь и торпеды (1980), с. 39.
  6. ^ Лион (1980), стр. 21–22, 35–40.
  7. ^ Осбон (1963), стр. 196, 206.
  8. ^ Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 49.
  9. ^ Осбон (1963), стр. 207–08.
  10. ^ Арчибальд, Металлический боевой корабль Королевского флота (1970), с. 49; Грей, Америка Самоа (1960), с. 89.
  11. ^ Jump up to: а б с Военно-морской исторический центр «HMS Calliope (1884–1951)». Архивировано 13 апреля 2010 года в Wayback Machine.
  12. ^ Эванс, с. 1.
  13. ^ Jump up to: а б с д Осбон (1963), с. 207.
  14. ^ Jump up to: а б Пейн, Военные корабли мира до 1900 года (2000), с. 29.
  15. ^ Винфилд (2004), с. 265
  16. ^ Мэсси, Роберт К. , Дредноут: Британия, Германия и начало Великой войны (1991), стр. xx – xxii. Нью-Йорк: Рэндом Хаус , 1991. ISBN   0-394-52833-6 ; Лайонс (1980), стр. 7–12.
  17. ^ Уилсон (1996), стр. 51–52.
  18. ^ Jump up to: а б «Каллиопа» , Энциклопедия Новой Зеландии .
  19. ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 88–91.
  20. ^ Уилсон (1996), с. 51.
  21. ^ Уилсон (1996), с. 52. В то время как Уилсон называет число торговых судов равным восьми, Стивенсон утверждает, что в главе X « Сноски к истории» их было шесть , что соответствует общему числу, указанному Пейном на странице 29 книги «Военные корабли мира до 1900 года» . Другие источники приводят еще более высокие цифры (Линд в «Эпосе о HMS Каллиопе» дает всего 20); разница, судя по всему, заключается в том, ли сюда небольшие прибрежные торговые суда . включены
  22. ^ Грей, Американское Самоа (1960), стр. 88–89.
  23. ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 93–94.
  24. ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 94–95, 97.
  25. ^ Уилсон (1996), стр. 52–53.
  26. ^ Jump up to: а б с Кимберли, «Отчет». Архивировано 29 февраля 2008 г. в Wayback Machine ; Русманьер, После бури (2002), с. 96.
  27. ^ Русманьер, После бури (2002), стр. 96–97.
  28. ^ Уилсон (1996), стр. 52–53. Рассказ капитана Кейна о побеге цитируется адмиралом Кимберли в «Самоанском урагане».
  29. ^ Русманьер, После бури (2002), с. 87.
  30. ^ Русманьер, После бури (2002), с. 96; Рассказ капитана Кейна, цитируемый в Самоанском урагане.
  31. ^ Уилсон (1996), с. 53
  32. ^ Уилсон (1996), с. 53.
  33. ^ Грей, Американское Самоа (1960), с. 91.
  34. ^ Jump up to: а б Русманьер, После бури (2002), с. 103.
  35. ^ Уилсон (1996), с. 54; Линд, «Эпос о HMS Calliope» .
  36. ^ «№25943» . Лондонская газета . 7 июня 1889 г. с. 3114.
  37. ^ «Уголь и добыча угля» (врезка: «Лучший уголь»), Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии (2009). Проверено 1 февраля 2010 г.
  38. ^ «№26167» . Лондонская газета . 30 мая 1891 г. с. 2921.
  39. ^ Русманьер, После бури (2002), с. 102; «Командир, 1778–1900, HMS Victory». Архивировано 21 июля 2021 года в Wayback Machine , Национальный музей, Королевский флот; «№26924» . Лондонская газета . 31 декабря 1897 г. с. 7854. Проверено 1 февраля 2010 г.
  40. ^ «Почти все новые корабли; только четыре из 21 линкора на юбилейной выставке 1887 года» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 27 июня 1897 г. с. 2 . Проверено 15 декабря 2008 г. На фотографии, сделанной в Спитхеде в том же месяце и году, Каллиопа стоит на якоре и полностью одета . Каллиопа 60.30 1884 .
  41. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36047. Лондон. 24 января 1900 г. с. 7.
  42. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36391. Лондон. 1 марта 1901 г. с. 11.
  43. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36717. Лондон. 17 марта 1902 г. с. 10.
  44. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36763. Лондон. 9 мая 1902 г. с. 10.
  45. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36918. Лондон. 6 ноября 1902 г. с. 9.
  46. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36926. Лондон. 15 ноября 1902 г. с. 12.
  47. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36946. Лондон. 9 декабря 1902 г. с. 10.
  48. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36951. Лондон. 15 декабря 1902 г. с. 6.
  49. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36979. Лондон. 16 января 1903 г. с. 8.
  50. На фотографии Национального морского музея 1905–06 годов изображена Каллиопа, стоящая на приколе в Портсмуте в частично разобранном состоянии. Каллиопа 60.30 1884 .
  51. ^ Колледж, Корабли Королевского флота (2006), с. 57 .
  52. ^ Скотт, Майкл (1996). История Крайст-Черч, Норт-Шилдс , с. 23. ISBN   0 9528931 0 X .
  53. Units in Time , Тайнсайд — HMS Calliope. Архивировано 14 октября 2012 года в Wayback Machine , Королевский флот (получено 23 февраля 2012 года).

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • «Ураган Самоа» . Проверено 12 июля 2013 г. Обширный веб-сайт потомка старшины HMS Calliope с разделами, посвященными предыстории, кораблю, офицерам и экипажу, урагану и его последствиям, а также библиографии.
  • «Корветы класса Калипсо» . 27 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 г. . Проверено 29 февраля 2008 г. Фотографии HMS Calliope в порту и доке, а также действий на палубе.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6be903ccdcd34558f87735b321507f3__1721079120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/f3/e6be903ccdcd34558f87735b321507f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Calliope (1884) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)