Jump to content

Мандан

(Перенаправлено из Nueta )
Мандан
Апозир-апозии-и есть мать этого города,
, Джордж Кэтлин 1832
Общая численность населения
1,171 (2010) [ 1 ]
Регионы со значительным населением
 Соединенные Штаты (  Северная Дакота )
Языки
Английский Hidatsa • ранее мандан
Связанные этнические группы
Хидатса , Арикара

Мандан Северной - это племя коренных американцев Великих равнин, которые прожили веками, прежде всего, в том, что сейчас является Дакотой . Они зачислены в три аффилированных племена резервации Форт -Бертолд . Около половины мандана все еще проживают в районе резервации; Остальные находятся вокруг Соединенных Штатов и в Канаде.

Мандан исторически жил вдоль обоих берегов реки Верхнего Миссури и двух ее притоков- рек сердца и ноже -в современном севере и Южной Дакоте . Спикеры Мандана , сиуанского языка , они разработали урегулированную аграрную культуру. Они создали постоянные деревни с большими, круглыми, земными ложами , диаметром около 40 футов (12 м), окружают центральную площадь. Матрилинейные семьи жили в домиках. Мандан был отличной торговой страной, которая торговалась, особенно их большими избытками кукурузы с другими племенами в обмен на мясо бизона и жир. Еда была основным предметом, но они также торговали на лошадей, оружия и других торговых товаров.

Население

[ редактировать ]

Население Мандана составило 3600 в начале 18 -го века. [ 2 ] По оценкам, он был 10 000–15 000 до европейской встречи. Уничтожая широко распространенную эпидемию оспы в 1781 году, люди должны были отказаться от нескольких деревень, и остатки Hidatsa также собрались с ними в уменьшенном числе деревень. В 1836 году было более 1600 полнокровных манданов, но после другой эпидемии оспы в 1836–37 годах это число, по оценкам, упало до 125 к 1838 году.

В 20 -м веке люди начали восстанавливаться. В 1990 -х годах 6000 человек были зачислены в три аффилированных племена. [ 2 ] В переписи 2010 года 1171 человек сообщил о родословной. Около 365 из них идентифицированы как полнокровные, и у 806 было частичное происхождение мандана. [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]
Предложение индейцев мандана , aquatint от Карла Бодмера

Английское имя Мандан получено от французского канадского исследователя Пьера Готье, Sieur de la Verendrye , который в 1738 году слышал его как мантана от своих гидов ассинибуина , которые называют Мандан Маядна . Ранее он слышал, как народы Земли, на которых называется Кри как Уахипуенн , «Сиу, который уходит в подполье». Ассинибун - спикеры Siouan. Рядом с спикерами Siouan были экзонимы, похожие на Mantannes в их языках, например, Teton Miwáthaŋni или Miwátąni , Yanktonai Miwátani , Yankton Mawátani или Mąwátanį , Дакота Маватна или Маватад и т. Д. [ 3 ]

Мандан использовал разные аутонимы для обозначения себя: Numakaki (nųmą́khų́ · ki) (или rųwą́ʔka · ki) («многие мужчины, люди») были инклюзивными и не ограничивались определенной деревней или группой. Это название использовалось до эпидемии оспы 1837–1838. [ 4 ] Nueta (nų́ʔetaa), название, используемое после этой эпидемии («мы, наш народ»), было первоначально названием жителей деревни Мандана, живущих на западном берегу реки Миссури. [ 4 ]

Мандан, вероятно, использовал nųmą́khų́ · ki / rųwą́ʔka · ki для обозначения общей племенной сущности. Позже это слово вышло для выказа, и вместо этого использовались два имена подразделения: nuweta или ruptare (то есть, мандан nų́ʔetaa или rų́ʔeta ). Позже, термин nų́ʔetaa / rų́ʔeta был расширен для обозначения общей племенной сущности. Название Mi-ah'ta-nēs, записанное Фердинандом Вандерером Хейденом в 1862 году, по сообщениям, означает «люди на берегу реки», но это может быть народная этимология .

Varius other terms and alternative spellings that occur in the literature is included: Mayátana, Mayátani, Mąwádonį, Mąwádąδ, Hoataneis, Mandan, Mandan, Mantonnes, Mendonnne, Mandals, Mandins, Mandins, Mandins, Mandals, less Mandons, less Mandals, less Mandals , меньше мандалов, меньше, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее менее, менее уменьшаются, меньше, меньше, меньше, меньше, меньше, меньше, меньше Меньше ». [ 5 ] Глория Джахода в Trail of Tears утверждает, что они также называют себя «фазанам». [ 6 ] Джордж Кэтлин сказал, что манданы (или ищу Похс-Ках-н-мах-ках-ке , «народ фазанов», как они сами называют) [ 7 ]

Пара манданов в печати Карла Бодмера , 19 -го века. Желтое перо слева, «Сын знаменитого вождя». Он был убит сиу примерно через год после того, как Бодмер нарисовал его. [ 8 ]

Язык мандана или nų́ų́ʔetaa íro принадлежит семье Siouan Language . Первоначально считалось, что он тесно связан с языками Hidatsa и Crow . Однако, поскольку язык мандана в течение многих лет контактировал с Hidatsa и Crow, точные отношения между манданом и другими языками Siouan (включая Hidatsa и Crow) были скрыты. По этой причине лингвисты классифицируют Мандан чаще всего как отдельная ветвь семьи Сиуан.

Мандан имеет два основных диалекта : nuptare и nuetare . Только сорт Nuptare выжил в 20 -м веке, и все ораторы были двуязычными в Hidatsa. Лингвист Маурисио Микско из Университета штата Юта участвует в полевых работах с оставшимися спикерами с 1993 года. По состоянию на 1999 год. , there were only six fluent speakers of Mandan still alive. As of 2010, Программы в местных школах поощряют изучать язык. [ 9 ]

Мандан и их язык уделяли много внимания европейским американцам , отчасти потому, что их более светлый цвет кожи вызвал предположения, что они были европейского происхождения. В 1830 -х годах принц Максимилиан из Wied потратил больше времени на запись мандана по всем другим языкам Siouan и дополнительно подготовил список сравнения манданов и валлийских слов (он думал, что мандан мог быть перемещен валлийский уэльс). [ 10 ] Теория связи Мандана и Уэлша также была поддержана Джорджем Кэтлином , но исследователи не нашли никаких доказательств такого происхождения.

Мандан имеет разные грамматические формы, которые зависят от пола адресата . Вопросы, задаваемые мужчинами, должны использовать суффикс -ошэ , в то время как суффикс -Oʔrą используется при просьбе женщин. Аналогичным образом, индикативный суффикс является -oʔs при обращении к мужчинам и -о -re при обращении к женщинам, а также для императивов : -TA (мужчина), -rą (женщина). [ 11 ] Мандан, как и многие другие североамериканские языки, обладает элементами звуковой символики в своем словаре. A /S/ Звук часто обозначает малости/меньшую интенсивность, /ʃ/ обозначает среду, /x/ обозначает большую интенсивность/большую интенсивность: [ 12 ]

  • Сир "желтый"
  • @ íre "Tawny"
  • xíre "коричневый"
  • Sró "Tinkle"
  • xró "string"
Танец Буффало: «Танец индейцев Мандана перед их медицинской домикой в ​​Мих-Тутта-Ханкуше» : Акватинт Карл Бодмер из книги »« Максимилиан, Путешествие принца Вид в внутренней стороне Северной Америки, в 1832 году. –1834 "

Происхождение и ранняя история

[ редактировать ]

Точное происхождение и ранняя история мандана неизвестны. Ранние исследования лингвистов свидетельствуют о том, что язык мандана, возможно, был тесно связан с языком жителей Хо-чанка или Виннебаго в современном Висконсине . Ученые теоретизируют предки манданов, возможно, зарегистрировались в районе Висконсина в свое время. Эта идея, возможно, подтверждена в их устной истории , которая относится к тому, что они пришли из восточного места возле озера.

Некоторые этнологи и ученые, изучающие мандан, подписываются на теорию, что, как и другие люди, говорящие на Siouan (возможно, включая Hidatsa), они возникли в районе реки Миссисипи и долин реки Огайо в современном Огайо . Если бы это было так, мандан мигрировал бы на север в долину реки Миссури , а ее приток- река Сердца в современной Северной Дакоте . Вот где европейцы впервые столкнулись с историческим племенем. Считается, что эта миграция произошла еще в 7 -м веке, но, вероятно, между 1000 до 13 веков, после того как выращивание кукурузы было принято. [ 13 ] Это был период крупного климатического сдвига, создавая более теплые, более влажные условия, которые предпочитали их сельскохозяйственное производство. [ 14 ]

После их прибытия на берег реки Сердца мандан построил несколько деревень, крупнейшие из которых были у устья реки. [ 15 ] Археологические данные и радар из наземного визуализации выявили изменения в оборонительных границах этих деревень с течением времени. Люди строили новые канавы и палисады, ограничивающие меньшие районы по мере сокращения их популяций.

То, что было известно как Double Ditch Village, находилось на восточном берегу реки Миссури, к северу от того, где развился современный Бисмарк. Он был занят разрывом Мандана в течение почти 300 лет. Сегодня на сайте есть депрессии, которые свидетельствуют о их ложках и меньших, где они создали ямы кеша для хранения обезвоженной кукурузы. Название происходит от двух оборонительных траншей, построенных за пределами площади домиков. Было обнаружено, что строительство укреплений здесь и в других местах вдоль Миссури коррелировало с периодами засухи, когда люди совершили бы набег друг на друга на пищу. [ 16 ]

В какой -то момент в течение этого времени люди Hidatsa также переехали в регион. Они также говорили на сиуанском языке. Манданская традиция утверждает, что Hidatsa были кочевым племенем до их встречи с Манданом, который научил их строить стационарные деревни и развивать сельское хозяйство. [ 15 ] Хидатса продолжала поддерживать дружеские отношения с манданом и построил деревни к северу от них на реке Нож .

Позже Пауни и Арикара переехали из республиканской реки на север вдоль реки Миссури. Они были носителями языка Caddoan , а Арикара часто были ранними конкурентами с манданом, хотя оба были садоводными. Они построили поселение, известное как деревня Кроу -Крик на блефом над Миссури. Современный город Чемберлен, Южная Дакота, развился примерно в одиннадцати милях к югу от здесь. [ 17 ]

Мандан были разделены на группы. Nup'tadi . (не переводится) была самой большой лингвистической группой [ 15 ] Другими группами были Is'tope («Те, кто татуировал себя»), Ma'nana'r («те, кто ссорился»), nu'itadi («Наш народ») и Awi'ka-xa / awigaxa ( не переводит). [ 15 ] Nup'tadi жили на обоих и Nu'itadi берегах реки Миссури , в то время как Awigaxa жила дальше вверх по течению в окрашенных лесах. [ 15 ]

Все группы практиковали обширное сельское хозяйство, которое проводилось женщинами, включая сушки и обработку кукурузы. [ 15 ] Мандан-хидатсу поселения, называемые «рынком центральных равнин», были основными центрами торговли в торговых сетях Великих равнин . [ 15 ] Были обменены урожая, наряду с другими товарами, которые путешествовали с Тихоокеанского северо -западного побережья. [ 15 ] Исследование их участков на северных равнинах показало, что предметы также прослеживались до реки Теннесси, Флорида, побережье Мексиканского залива и Атлантического побережья. [ 18 ]

Мандан постепенно двинулся вверх по течению и консолидировался в современной Северной Дакоте к пятнадцатому веку. С 1500 до 1782 года мандан достиг высоты своего населения и влияния. Их деревни демонстрировали растущую плотность, а также более сильные укрепления, например, в деревне Хафф. У него было 115 больших домов с более чем 1000 жителей. [ 19 ]

Группы не часто двигались вдоль реки до конца 18 -го века, после того, как их популяции резко упали из -за оспы и других эпидемий. [ 15 ]

Европейская встреча

[ редактировать ]
Живопись деревни Мандана Джорджа Кэтлина, ок. 1832

Koatiouak Жан , упомянутый в письме 1736 года иезуитского -Пьер Аулно , идентифицируются как манданы. [ 20 ] Аулно был убит до его запланированной экспедиции для посещения манданов.

Первым европейцем, известным в «Мандане», был французская канадская торговля Sieur de la Verendrye в 1738 году. [ 21 ] Манданы унесли его в свою деревню, расположение которой неизвестно. [ 4 ] [ 22 ] [ 23 ] По оценкам, во время его визита 15 000 мандана проживали в девяти хорошо одобренных [ 15 ] Деревни на реке Сердца; [ 24 ] Деревни держали в общей сложности 1000 домиков. [ 15 ] Согласно Vérendrye, манданы в то время были большой, могущественной, процветающей нацией, которая смогла диктовать торговлю на своих собственных условиях. [ 15 ] Они торговали с другими коренными американцами как с севера, так и с юга, от Даунривера.

Лошади были приобретены манданом в середине 18-го века от Апача на юг. Мандан использовал их обоих для транспортировки, чтобы носить с собой пакеты и тянуть Травуа и для охоты. Лошади помогли с расширением территории охоты на Мандан на равнинах. Встреча с французами из Канады в 18 веке создала торговую связь между французскими и коренными американцами региона; Мандан служил посредником в торговле мехами, лошадьми, оружием , культурами и продуктами буйвола. Испанские торговцы и чиновники в Сент -Луисе (после того, как Франция уступила свою территорию к западу от реки Миссисипи в Испанию в 1763 году) исследовали Миссури и укрепили отношения с Манданом (которого они называли Манданами ).

Они хотели препятствовать торговле в регионе англичанами и американцами, но мандан продолжил открытую торговлю со всеми конкурентами. Они не будут ограничены маневрированием европейцев. Французские торговцы в Сент -Луисе также стремились установить прямое сухопутное общение между Санта -Фе и их городом; Братья Шуто Торговля мехом получили испанскую монополию на торговле с Санта -Фе.

оспы . В 1779/1780 годах началась эпидемия Он медленно распространился на север через Испанскую империю по торговле и войне, достигнув северных равнин в 1781 году. Команч и Шошоне заразились и перенесли болезнь на протяжении всей своей территории. Другие враждующие и торговые народы также заразились. Мандан потерял столько людей, что число кланов было сокращено с тринадцати до семи; Три имена кланов из деревень к западу от Миссури были потеряны вообще. В конечном итоге они переехали на север примерно на 25 миль и объединились в две деревни, по одной на каждой стороне реки, когда они восстанавливались после эпидемии. Точно так же поражены, очень уменьшенные люди Hidatsa присоединились к ним для защиты. На протяжении и после эпидемии на них совершили налет на Лакота Сиу и Воины Кроу . [ 25 ]

В 1796 году Мандан посетил валлийский исследователь Джон Эванс , который надеялся найти доказательство того, что их язык содержал валлийские слова. Многочисленные европейские американцы считали, что в этих отдаленных районах были индейцы валлийцев, постоянный миф, о котором широко написано. Эванс прибыл в Сент -Луис два года назад, и после того, как испанские власти были наняты в тюрьму, был нанят экспедицией, чтобы наметить Верхний Миссури. Эванс провел зиму 1796–97 годов с манданом, но не нашел никаких признаков какого -либо валлийского влияния. В июле 1797 года он написал доктору Сэмюэлю Джонсу: «Таким образом, исследовал и наметив Миссури на 1800 миль и благодаря моим общению с индейцами по этой стороне Тихого океана с 35 до 49 градусов широты, я могу сообщить вам, что вам это Там нет таких людей, как валлийские индейцы ". [ 26 ]

Британские и французские канадцы с севера провели более двадцати традиционных экспедиций в деревнях Хидатсы и Мандана в 1794–1800 годах. [ 27 ]

Льюис и Кларк встречаются с индейцами Мандана , Чарльзом Марион Рассел , 1897
Живопись мандана Большого белого

К 1804 году, когда Льюис и Кларк посетили племя, количество мандана было значительно сокращено эпидемиями оспы и воюющими группами ассинибуин , Лакоты и Арикары . (Позже они присоединились к Арикаре в защиту против Лакоты.) Девять деревень объединились в две деревни в 1780 -х годах, по одной на каждой стороне Миссури. [ 15 ] Но они продолжили свое знаменитое гостеприимство, и экспедиция Льюиса и Кларка остановились возле своих деревень на зиму из -за этого. В честь своих хозяев, экспедиция назвала поселение, которое они построили Форт Мандан. Именно здесь Льюис и Кларк впервые встретились с Сакагавеей , пленной женщиной . Sacagawea сопровождала экспедицию, когда она путешествовала на запад, помогая им с информацией и переводами навыков, когда они направлялись к Тихому океану . По возвращении в деревни Мандан Льюис и Кларк взяли с ними вождя мандана Шехека (Койот или Большой Уайт) в Вашингтон, чтобы встретиться с президентом Томасом Джефферсоном . Он вернулся в Верхний Миссури. Он пережил эпидемию оспы в 1781 году, но в 1812 году начальник Шехек был убит в битве с Хидатской . [ 28 ]

В 1825 году Манданы подписали мирное договор с лидерами экспедиции Аткинсон-О'Лаллон. Договор требовал, чтобы Манданы признали превосходство Соединенных Штатов, признали, что они проживают на территории Соединенных Штатов, и отказались от всего контроля и регулирования торговли в Соединенные Штаты. [ 29 ] Мандан и армия Соединенных Штатов никогда не встречались в открытой войне. [ 30 ]

В 1832 году художник Джордж Кэтлин посетил мандан возле Форт -Кларк . Кэтлин нарисовал и нарисовал сцены жизни Мандана, а также портреты вождей, в том числе четырех медведей или MA-TOH-PE . Его навык на то, что он сделал настолько впечатлил четырех медведей, что он пригласил Кэтлина в качестве первого человека европейского происхождения, который будет разрешено наблюдать за священной ежегодной церемонией Окипы . [ 31 ] В зимние месяцы 1833 и 1834 гг. Принц Максимилиан из Wied-nevyed и швейцарского художника Карла Бодмера остался с манданом.

Спекуляции о доколумбовом европейском контакте

[ редактировать ]

Отчеты 18-го века о характеристиках мандановских домиков, религии и случайных физических особенностей среди племенных членов, таких как голубые и серые глаза, а также более светлые волосы раскраски, перемешиваемые предположения о возможности доколумбийского европейского контакта . Кэтлин считал, что мандан были «валлийскими индейцами» фольклора, потомки принца принца Мадока и его последователей, которые эмигрировали в Америку из Уэльса примерно в 1170 году. Эта точка зрения была популярна в то время, но с тех пор оспаривалась основной частью стипендии. [ 32 ]

Хьялмар Холанд предположил, что переживание с норвежскими выжившими может объяснить «блондинки» среди мандана на верхней реке Миссури. [ 33 ] В междисциплинарном исследовании Кенсингтонского Рунстоуна антрополог Алиса Бек Кехо уволила, как «тангенциальное» для выпуска Рунстоуна. « Красный рог » и его встреча с «Красными гигантами». [ 34 ] Археолог Кен Федер заявил, что ни одного из существенных доказательств, которые можно ожидать от присутствия викингов и путешествовать через американский Средний Запад. [ 35 ]

Межтрибальная война 1785-1845

[ редактировать ]

Индейцы Sioux напали на деревню мандана Nuptadi и поджигали его около 1785 года. «Черепашки», использованные на церемонии Окипы, были спасены. «Когда деревня Нупдиди была сожжена сиу ...», рассказала женщина мандана, - ... Черепахи производили воду, которая их защищала ... ». [ 36 ]

Сиу продолжал консолидировать свое доминирующее положение на северных равнинах. По словам «Воина Шайенн» и союзников Лакоты Джордж Бент : «... Сиу переехал в Миссури и начал совершать набег на эти два племена, пока, наконец Буффало ". [ 37 ]

Индейцы арикары были время от времени среди врагов манданов. Месть вождя Четырех Медвежь Арикаре, который убил своего брата, легендарный. [ 38 ]

Мандан сохранил стоковую вокруг деревни Митутанки, когда присутствовали угрозы. [ 39 ]

Крупные бои велись. «Мы уничтожили пятьдесят вещей [из Сиу]. Следующее лето тридцать человек на военной вечеринке были убиты», - рассказывает Манданский зимний счет бабочки на 1835–1836. [ 40 ] Партия Большой войны была нейтрализована индейцами Янктонай Сиу. [ 41 ]

Митутанка, в настоящее время занятая Арикарами, а также некоторыми манданами, была сожжена индейцами Янктона Сиу 9 января 1839 года. «... небольшая оспа в прошлом году, очень близко от всего лишь племя [Мандан], а Сиу закончила Работа разрушения, сжигая деревню ». [ 42 ]

В 1845 году Hidatsa переехала примерно на 20 миль на север, пересек Миссури и построил деревню как-фишхак . [ 43 ] Многие манданы присоединились к общей защите. [ 44 ]

Эпидемия оспы 1837–38 гг.

[ редактировать ]
« Мато-Топ , вождь мандана» : Акватинт Карла Бодмера из книги «Максимилиан, путешествия принца Вида во внутреннюю часть Северной Америки, в 1832–1834 годах»

Мандан впервые страдал от оспы в 16 -м веке и был поражен подобными эпидемиями каждые несколько десятилетий. Между 1837 и 1838 годами еще одна эпидемия оспы охватила регион. В июне 1837 года американская меховая компания отправилась на запад по реке Миссури из Сент -Луиса. Его пассажиры и торговцы на борту инфицировали племена мандана, Хидатсы и Арикара. В то время в двух деревнях было около 1600 манданов. Болезнь погибли 90% мандана, эффективно разрушив их поселения. Почти все члены племени, в том числе второй вождь , четыре медведя, умерли. Оценки количества выживших варьируются от 27 до 150 человек, причем некоторые источники размещают число на 125. Выжившие объединились с близлежащей выжившей Хидатской в ​​1845 году и переехали вверх, где у них появилась деревня, как и деревня, как-фишхак.

Мандан полагал, что они были заражены белыми, связанными с пароходом и Форт -Кларком. По сообщениям, вождь четыре медведя сказал, что, в то же время больной, «набор черных собак, которые они обманули меня, их всегда считали братьями, оказались моими худшими врагами». [ 45 ] Фрэнсис Чардон, в своем журнале в Форт -Кларк 1834–1839 гг ., Написал, что гро вентра (т. Е. Хидатса), «Русий Манчи ]. " (Шардон, журнал, стр. 126). В самом раннем подробном исследовании этого мероприятия в американской торговле мехом на Дальне -Западе (1902) Хирам М. Читтенден обвинил американскую меховую компанию в эпидемии. Устные традиции пострадавших племен продолжают утверждать, что белые должны были виноваты в этой болезни. [ 46 ] Р.Г. Робертсон в своей книге «Гнивающее лицо: Смолл -оспа» и «Американские индейцы » обвиняют капитана Пратте из Стербота Святого Петра в том, что они не смогли карантинных пассажиров и экипажа, как только началась эпидемия, заявив, что пока

Не виновен в преднамеренном геноциде, но он был виновен в том, что он способствовал смерти тысяч невинных людей. Закон называет его преступление преступной халатности. Тем не менее, в свете всех смертей, почти полного уничтожения манданов и ужасных страданий, которые пережил регион, криминальная халатность ярлыка является доброкачественной, вряд ли соответствует действию, которое имело такие ужасные последствия. [ 47 ]

которые утверждали, что передача оспы коренным американцам во время эпидемии 1836-40 гг . Некоторые ученые , Century, армия США послала загрязненные одеяла коренным американцам, особенно группам равнинов, чтобы контролировать индийскую проблему ». [ 48 ] Комиссар по делам индейцев отказался отправлять вакцину манданам, по -видимому, не думая, что они достойны защиты. [ 49 ]

Некоторые рассказы повторяют историю, которую индейцы подкрадывали на борт Святого Петра и украли одеяло у зараженного пассажира, тем самым начав эпидемию. Многие вариации этого счета подвергались критике как историками, так и современниками как художественная литература, а также изготовление, предназначенное для того, чтобы смягчить вину белых поселенцев за вытеснение индейцев. [ 50 ] «Позже впоследствии было создано общее дело и не должно быть зачислен», - отмечает Ба Манн. [ 51 ] Учитывая схемы торговли и путешествий, у людей было много способов заражения, как они были ранее, также тяжелые эпидемии.

Конец 19-го и 20 веков

[ редактировать ]
Dance Lodge из района Elbowoods в резервации Форт -Бертолд. Построенная в 1923 году, это деревянная версия классической домики Mandan Landwork. Эта область была затоплена в 1951 году. Из исторической американской инженерной коллекции Библиотеки Конгресса.

Мандан был вечеринкой в ​​Форт -Ларами договоре 1851 года . Они разделили взаимный договор к северу от Heart River с Hidatsa и Арикарой. [ 52 ]

Арикара, Хидатса и Манданская индийская территория, 1851 год. Как-А-Фишхак Деревня, Форт-Бертолд I и II, и военный пост Форт Буфорд, Северная Дакота.

Вскоре атаки на охоту на Лакоту и других сиу затрудняли безопасность мандана в районе договора. Племена призвали вмешиваться армия Соединенных Штатов, и они обычно просят такую ​​помощь до окончания первенства Лакоты. [ 53 ] Несмотря на договор, Мандан получил небольшую защиту от американских сил.

Летом 1862 года Арикара присоединилась к Мандану и Хидатсу в деревне, как и Фишхак, в Верхнем Миссури. Все три племена были вынуждены жить за пределами своего договора к югу от Миссури в результате частых набег на Лакоту и других сиу. [ 54 ] До конца 1862 года некоторые индейцы сиу поджигали часть деревни, как деревня, [ 55 ]

В июне 1874 года «была большая война» рядом с подарком. [ 56 ] Полковник Джордж Армстронг Кастер не смог отрезать большую военную партию Лакоты, которая напала на мандана, хотя «... манданы должны быть защищены так же, как и белые поселенцы». Пять Арикара и мандана были убиты Лакотой. Атака оказалась одной из последних, сделанных Лакотой на трех племенах. [ 57 ]

Арикара, Хидатса и Мандан 1851 г. Территория договора. (Площадь 529, 620 и 621 к югу от Миссури). Индийская резервация Форт -Бертолд включала землю как к югу, так и к северу от Миссури (светло -розовый район). Площадь резервации была уменьшена позже.

Мандан присоединился к Арикаре в 1862 году. К этому времени деревня, как деревня, стала главным центром торговли в регионе. К 1880 -м годам, однако, деревня была заброшена. Во второй половине 19 -го века три аффилированные племена (мандан, хидатса и арикара) постепенно теряли контроль над некоторыми из их владений. Договор Форт -Ларами в 1851 году признал 12 миллионов акров (49 000 км 2 ) земли на территории, принадлежащей совместно этими племенами. С созданием резервации Форт -Бертолда по распоряжению 12 апреля 1870 года федеральное правительство признало только то, что три аффилированных племена имели 8 миллионов акров (32 000 км. 2 ) 1 июля 1880 года еще один исполнительный приказ лишил племен 7 миллионов акров (28 000 км 2 ) земли, лежащей за пределами резервации.

20 -й век до настоящего времени

[ редактировать ]

В начале 20 -го века правительство захватило больше земли; К 1910 году резервирование было сокращено до 900 000 акров (3600 км 2 ). [ 58 ] Эта земля расположена в округах Данн , Маккензи , Маклин , Мерсер , Маунтрайл и Уорд в Северной Дакоте.

1934 года В соответствии с Законом об реорганизации Индии , который поощрял племена восстановить свои правительства, мандан официально объединился с Хидатской и Арикарой. Они разработали конституцию для избрания представительного правительства и сформировали федеральные признанные три аффилированных племена , известные как нация мандана, хидатса и арикара.

В 1951 году инженерный корпус армии США начал строительство плотины гарнизонов на реке Миссури. Эта плотина, разработанная для борьбы с наводнениями и орошения, создала озеро Сакакавея . Это затопило части резервации в Форт -Бертолде, в том числе деревни Форт -Бертольд и Элбоудс , а также ряд других деревень. Бывшие жители этих деревень были перемещены, и для них был построен новый город .

В то время как новый город был построен для перемещенных членов племен, был нанесен большой ущерб социальным и экономическим основаниям резервации потерей затопленных районов. Наводнение претендовало на примерно четверть земли резервации. Эта земля содержала некоторые из самых плодородных сельскохозяйственных районов, на которых была развита их экономика. У мандана не было другой земли, которая была такой же плодородной или жизнеспособной для сельского хозяйства. Кроме того, наводнение претендовало на места исторических деревень и археологических мест со священным значением для народов.

Культура

[ редактировать ]

Домики и деревни

[ редактировать ]
«Mih-Tutta-Hangjusch, деревня Мандана» : Aquatint Карла Бодмера из книги Максимилиан, путешествия Принца Вида во внутреннюю часть Северной Америки в 1832–1834 годах . Название деревни обычно пишется «Митутанка». Расположенный на западном берегу реки Миссури, он был сожжен индейцами Янктона Сиу в 1839 году.
Mandan Earth Lodge , сфотографированный Эдвардом С. Кертисом, около 1908 года
Снежная сцена современной реконструированной земной ложи в индийских деревнях на реке Нож , Северная Дакота, Северная Дакота

Мандан были известны своими отличительными, большими, круглыми глиняными ложами, в которых жили более одной семьи. Их постоянные деревни состояли из этих домиков. Построенная и поддерживаемая женщинами, каждая домика была круговой с купольной крышей и квадратным отверстием на вершине купола, через которой дым может сбежать. Четыре столпа поддерживали раму домика. Деревянные древесины были помещены на них, а экстерьер был покрыт матированием, сделанным из тростников и веточек, а затем покрыта сеном и землей, что защищало внутреннюю часть от дождя, тепла и холода. Это было достаточно крепко, чтобы многочисленные взрослые и дети могли сидеть на вершине домики. В домике также была расширенная структура портика на входе, чтобы обеспечить защиту от холодной и другой погоды. [ 59 ]

Интерьер был построен около четырех больших столбов, на которых перекрестные сферы поддерживали крышу. Эти ложи были спроектированы, построены и принадлежали женщинам племени, и право собственности проходила через женскую линию. Как правило, 40 футов (12 м) в диаметре, они могли вместить несколько семей, до 30 или 40 человек, которые были связаны с старшими женщинами. Когда молодой человек женился, он переехал в лодж своей жены, которой она поделилась со своей матерью и сестрами. Деревни обычно имели около 120 дол. [ 59 ] Реконструкции этих домиков можно увидеть в государственном парке Форт Авраам Линкольн, недалеко от Мандана, Северная Дакота , и на национальном историческом месте Индийских деревень реки Нож .

Первоначально ложи были прямоугольными, но около 1500 г. н.э. ложи начали строить в круговой форме. К концу 19 -го века мандан начал строить небольшие бревенчатые домики , обычно с двумя комнатами. При путешествии или охоте мандан использовал кожу Типис . [ 60 ] Сегодня мандан живет в современных жилищах.

Деревни обычно были ориентированы вокруг центральной площади, которая использовалась для игр ( Чанки ) и церемониальных целей. В центре площади находилось кедровое дерево, окруженное вертикальным деревянным корпусом. Храм представлял «Одинокий человек», одну из основных фигур в религии Мандана. Говорят, что он построил деревянный загон, который спас жителей деревни от реки наводнения в Северной Дакоте. [ 61 ] Деревни часто находились на высоких блефах над рекой. Часто деревни будут построены на собрании притоков, чтобы использовать воду в качестве естественного барьера. Там, где было мало или вообще не было естественных барьеров, деревни построили какое -то обогащение, в том числе канавы и деревянные палисады .

Семейная жизнь

[ редактировать ]
«Интерьер хижины вождя мандана» : Aquatint Карла Бодмера из книги «Максимилиан, Путешествие Принца Вида во внутреннюю часть Северной Америки в 1832–1834 гг.»

Мандан был первоначально разделен на тринадцать кланов , которые были сокращены до семи к 1781 году из -за потерь населения в эпидемии оспы. Девяносто процентов населения погибли в эпидемии малой оспы 1837-1838 гг. К 1950 году выжили только четыре клана. [ 61 ]

Исторически кланы, организованные вокруг успешных охотников и их родственников. Ожидалось, что каждый клан будет заботиться о своих, включая сирот и пожилых людей, от рождения до смерти. Мертвых традиционно заботились о клане их отца. Кланы держали священную или медицину, которая состояла из нескольких собранных объектов, которые, как полагают, держали священные силы. Считалось, что те, кто владел пучками, имели священные силы, дарившие им духи, и, таким образом, считались лидерами клана и племени. В исторические времена можно было приобрести пакеты лекарств, а также знание обрядов и прав, связанных с ними, а затем унаследовать потомство.

Дети были названы через десять дней после их рождения на церемонии, которая официально связала ребенка со своей семьей и кланом. Девочек преподавали домашние навыки, особенно выращивание и обработку кукурузы и других растений, подготовку, загар и обработку шкуры и мяса, рукодельные трубы и перевороты, а также как строить и сохранить дом. Мальчиков учили охоте и рыбалке. Мальчики начали поститься за религиозные видения в возрасте десять или одиннадцать. Брак среди мандана обычно был организован членами собственного клана, особенно дяди; Хотя иногда это происходит без одобрения родителей пары. Развод можно легко получить.

После смерти члена семьи отец и его народ установили бы эшафот возле деревни, чтобы сдержать тело. Тело будет размещено с головой к северо -западу и ногам на юго -восток. Юго -восток является направлением долины реки Огайо , из которого пришел Мандан. Мандан не будет спать в этой ориентации, потому что он пригласил смерть. После церемонии, чтобы отправить дух, семья оплакивала на каркасе в течение четырех дней. После того, как тело сгнилось и рухнуло каркас, кости будут собраны и похоронены, за исключением черепа, который был помещен в круг возле деревни. Члены семьи посещали черепа и разговаривали с ними, иногда неся свои проблемы или охватывая мертвых шутками. После того, как Мандан переехал в резервацию в Форт -Бертолде, они прибегали к размещению тел в коробки или стволах, или обернули их в меховые одежды и поместили их в скалистые расщелины.

Мандан Экономика

[ редактировать ]

Манданская еда пришла от сельского хозяйства, охоты, сбора диких растений и торговли. Кукуруза была основной культурой, и часть избытка была продана с кочевыми племенами для мяса бизонов. [ 4 ] Манданские сады часто располагались недалеко от берегов реки, где годовое наводнение оставляло самую плодородную почву, иногда в местах в милях от деревень. Женщины принадлежали и ухаживали за садами, где они посадили несколько разновидностей кукурузы , бобов и тыквы . Подсолнухи были посажены первыми в начале апреля. [ 4 ] Еще в пятнадцатом веке у Манданского города было достаточно ям для хранения, чтобы хранить семьдесят тысячи бушелей кукурузы. [ 4 ]

Охота на буйвол была важной частью выживания мандана и ритуалов. Они называли «Буффало», чтобы «приходить в деревню» на церемонии танца Буффало в начале каждого лета. В дополнение к употреблению мяса, мандан использовал все части буйвола, поэтому ничто не потратилось впустую. «Float Bison», который случайно упал или был въехал в реку, считались деликатесом мандана, а мясо съели при полуотдушке. [ 4 ] Шрамы использовались для одежды Buffalo-Fur или были загорелых, а кожа, используемая для одежды, мешков, укрытия и других видов использования. Мандан были известны своими окрашенными шкурами Буффало , которые часто регистрировали исторические события. Кости будут вырезаны в такие предметы, как иглы и рыбные крючки . Кости также использовались в сельском хозяйстве: например, лопатка использовалась в качестве мотыкоподобного устройства для разрыва почвы. Мандан также поймал маленьких млекопитающих для еды и охотился на оленей. оленей Рога использовались для создания граблейных орудий, используемых в сельском хозяйстве. Птицы охотились на мясо и перья, которые использовали для украшения. Археологические данные показывают, что мандан также ел рыбу. [ 4 ]

Мандан и соседние деревни Хидатсы были ключевыми центрами торговли на северных равнинах. [ 4 ] Мандан иногда торговался далеко от дома, но чаще кочевые народные народы ездили в деревни Верхнего Миссури, чтобы торговать. [ 4 ] Например, Уильям Кларк зимой 1804 года задокументировал прибытие тысяч ассинибоинских индейцев, а также Кри и Шайенн на торговлю. Мандан обменивала кукурузу в обмен на сушеные мясо бизона. Мандан также обменялся лошадьми с ассинибуном в обмен на оружие, боеприпасы и европейские продукты. [ 4 ] Кларк отметил, что мандан получил лошадей и кожаные палатки от народов на запад и юго -запад, такие как вороны, Шайенн, Киовас и Арапахос. [ 4 ]

Одеваться

[ редактировать ]
Сердце Кроу, мандан, в традиционной тунике оленевой, фото Эдварда Кертиса, Калифорния. 1908
Манданские девушки собирают ягоды, фото Эдварда Кертиса, Калифорния. 1908

Вплоть до конца 19-го века, когда народ мандана начал усыновлять платье в западном стиле, они обычно носили одежду, сделанную из шкур Буффало, а также оленей и овец. Из шкур, туники , платья, халаты Буффало-Фура, мокасины , перчатки, поводки и леггинсы могут быть сделаны. Эти предметы часто были украшены перьями и птичьями, и мужчины иногда носили скальпы врагов.

Женщины-мандана носили платья длиной в голеностопную лодыжку, приготовленные из оленей или овчины . Это часто было подавлено на талии с широким поясом. Иногда подол платья был украшен кусками копыта буйвола. Под платьем они носили кожаные леггинсы с мокасинами высокой лодыжки. Женские волосы носили прямо в косичках.

В зимние месяцы мужчины обычно носили туника и леггинсы оленей и леггинсы с мокасинами. Они также согревали себя, надев халат меха буйвола. Однако в летние месяцы они часто носили только набедренность оленей или овчины. В отличие от женщин, мужчины будут носить различные украшения в волосах. Волосы были разделены наверху с тремя секциями, свисающими спереди. Иногда волосы свисали с носа и калачились вверх с керлингом. Волосы будут висеть на плечах на стороне, а задняя часть иногда достигает талии. Длинные волосы в спине создали бы хвостоподобную особенность, так как они будут собраны в косички, а затем намазаны глиной и ели жевательной резинкой, и привязаны к шнурам оленей. Головные уборы перьев также часто носили. [ 62 ] Помимо шкур Буффало, лося и оленя, мандан также использовал шкуры для одежды для одежды. [ 63 ]

Сегодня люди мандана носят традиционно вдохновленную одежду и регалии в Powwows , церемониях и других важных событиях.

Церемония Окипы, как свидетельствует Джордж Кэтлин, около 1835 года.

Религия и космология Мандана были очень сложными и сосредоточены вокруг фигуры, известной как одинокий человек . Одинокий человек был вовлечен во многие мифы о создании , а также один из мифов о наводнениях .

В своем мифе о создании мир был создан двумя конкурирующими божествами, первым создателем и одиноким человеком. Река Миссури разделила два мира, которые создали существа. Первый Создатель создал земли к югу от реки с холмами, долинами, деревьями, буйволами, антилопами пронгорн и змеями. К северу от реки одинокий человек создал Великие равнины, одомашненные животные, птицы, рыбу и людей. Первые люди жили под землей возле большого озера. Некоторые из наиболее предприимчивых людей поднялись на виноградную лозу на поверхность и обнаружили два мира. Вернувшись под землей, они поделились своими выводами и решили вернуться со многими другими. Когда они поднимались на виноградную лозу, она сломалась, и половина мандана осталась под землей. [ 64 ]

Согласно убеждениям Мандана, каждый человек обладал четырьмя разными, бессмертными душами . Первая душа была белой и часто рассматривалась как стреляющая звезда или метеор . Вторая душа была окрашена в светло -коричневую и была замечена в форме Meadowlark . Третья душа, называемая «Лодж Дух», осталась на месте домики после смерти и останется там навсегда. Последняя душа была черной, и после того, как смерть уезжала из деревни. Эти последние души существовали, как и живые люди; проживание в их собственных деревнях, и сельское хозяйство и охота. [ 60 ]

Церемония Окипа была основной частью религиозной жизни Мандана. Эта сложная церемония, связанная с созданием Земли, была впервые записана Джорджем Кэтлином . Мужчина добровольно станет производителем Okipa, а также спонсирует приготовления и необходимые продукты. Подготовка заняла большую часть года, так как были дни мероприятий, когда были размещены толпы.

Церемония открылась танцем бизонов, чтобы вызвать буйвола людям. За ним последовали множество мучительных испытаний, через которые воины доказали свою физическую мужество и получили одобрение духов. Окипа началась с того , что молодые люди не едят, не пьют и не спали в течение четырех дней. Затем их привели в хижину, где им приходилось сидеть с улыбающимися лицами, в то время как кожа их груди и плеч была щелью, а за мышечными мышцами были толчны деревянные шашлыки. С шашлыками, привязанными к веревкам и поддерживающим вес их тел, воины будут подвешены с крыши ложи и будут висеть там, пока они не обмотают. Чтобы добавить агонию, в ноги инициатива были добавлены тяжелые веса или черепа буйволов. После обморожения воины будут снесены, и мужчины (женщинам не разрешалось посещать эту церемонию) будут наблюдать за ними, пока они не проснутся, доказывая одобрение духов. После пробуждения воины предложили бы левый мизинец Великому Духу, после чего племен в маске разорвал его с ударом топора. Наконец, участники выдержали бы изнурительную гонку вокруг деревни под названием «Последняя гонка», пока стринги не привязаны к черепам Буффало, вырванными из их кожи. [ 4 ]

Те, кто заканчивал церемонию, считались почитаемыми духами; Те, кто завершает церемонию дважды, получат вечную славу среди племени. Главный четыре медведя, или MA-TOH-PE , дважды завершили эту церемонию. [ 65 ] Последняя церемония Окипа была проведена в 1889 году, но церемония была воскресена в несколько иной форме в 1983 году. [ 64 ] [ неудачная проверка ] версию Okipa , практикуемой Lakota , В фильме 1970 года можно увидеть в фильме 1970 года «Horse Horse» в главной роли с Ричардом Харрисом .

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Мандан и две культурные племена, Hidatsa (Siouan) и Арикара (Caddoan), в то время как объединенные, заключаются в браке, но в целом поддерживают различные традиции своих предков. [ 64 ] Жители племени оправились от травмы их смещения в 1950 -х годах.

Они построили казино и лодж Four Bears в 1993 году, привлекая туристов и получая игровые и трудовые доходы для обнищавшей резервирования. [ 66 ]

Самым последним дополнением к новому городскому району стал новый мост Four Bears , который был построен в совместных усилиях между тремя племенами и Департаментом транспорта Северной Дакоты. Мост, охватывающий реку Миссури, заменяет старший мост с четырьмя медведями, который был построен в 1955 году. Новый мост - крупнейший мост в штате Северная Дакота - украшен медальонами, отмечающими культуры трех племен. Мост был открыт для движения 2 сентября 2005 года и был официально открыт на церемонии 3 октября. [ 67 ]

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный «Перепись 2010 года CPH-T-6. Американские индейцы и коренные племена Аляски в Соединенных Штатах и ​​Пуэрто-Рико: 2010» (PDF) . www.census.gov . Получено 18 января 2015 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный Притцкер 335
  3. ^ «Поиск английского слова (и): мандан» . Поиск базы данных AISRI . Получено 2019-08-11 .
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Элизабет Фенн: встречи в центре мира: история народа мандана
  5. ^ Секция синонимы, написанная доктором Парком в Вуд и Ирвине, с. 362–364.
  6. ^ Клубника р.
  7. ^ Catlin, p. 80, том. 1 североамериканские индейцы .
  8. ^ Ewers, John C.: «Раннее влияние белого на равнины Индийская живопись: Джордж Кэтлин и Карл Бодмер среди манданов, 1832–34». Индийская жизнь на Верхнем Миссури . Норман и Лондон, 1988, с. 98–109, цитата с. 106
  9. ^ Личное сообщение от Mauricio Mixco в 1999 году, сообщалось в Parks & Rankin p. 112.
  10. ^ Chafe pp. 37–38.
  11. ^ Hollow 1970, p. 457 (в Mithun, стр. 280).
  12. ^ Hollow & Parks 1980, p. 82
  13. ^ Ходж, с. 796.
  14. ^ Элизабет Фенн, встречи с «Слушанием мира» , Нью -Йорк: Хилл и Ван, 2015 г. Мягкая обложка, с. 8
  15. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м "Мандан" . Северная Дакота. Исследования . Правительство штата Северная Дакота. Архивировано с оригинала 28 октября 2017 года . Получено 6 ноября 2017 года .
  16. ^ Fenn (2015), стр. 4–11, 13
  17. ^ Fenn (2015), стр. 11–13
  18. ^ Фенн (2015), с. 18
  19. ^ Fenn (2015), Предисловие и с. 15–18
  20. ^ Уилл, Джордж Фрэнсис; Хайд, Джордж Э. (1917). Кукуруза среди индейцев Верхнего Миссури . William Harvey Miner Company, Incorporated. п. 176
  21. ^ Burpee, Lawrence J. (ed.): Журналы и письма Пьера Готье де Варенна де ла -Вендри и его сыновей. Нью -Йорк, 1968.
  22. ^ Раньше считалось, что деревня была Меренкена
  23. ^ Мейер, Рой У.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсас и Арикарас. Линкольн и Лондон, 1977, с. 18 и 21.
  24. ^ Католическая энциклопедия: индейцы мандана . 1910-10-01 . Получено 2019-08-11 .
  25. ^ Элизабет А. Фенн, встречи в центре мира , Нью -Йорк: Хилл и Ван, 2014/2015 Мягкая обложка, с. 155–166
  26. ^ Уильямс, Гвен А., Мадок, Создание мифа , Эйр Метуэн, 1979
  27. ^ Вуд, Рэймонд В. и Томас Д. Тиссен: Ранняя торговля мехом на северных равнинах. Канадские торговцы среди индейцев мандана и хидатсы . Норман и Лондон, 1987, Таблица 1.
  28. ^ Поттер 178
  29. ^ Kappler, Charles J.: Индийские дела. Законы и договоры . Тол. 2. Договор с племенем Мандана, с. 242–244.
  30. ^ Мейер, Рой У.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсас и Арикарас . Линкольн и Лондон, 1977, с. 54
  31. ^ Кэтлин, Джордж (1867). O-Kee-Pa: религиозная церемония; и другие обычаи манданов . Филадельфия: JB Lippincott . Получено 2014-02-15 .
  32. ^ Ньюман 255–272
  33. ^ Hjalmar Holand, «Кенсингтонский рунный камень: исследование в доколумбийской американской истории». Ephraim WI, Self-публикация (1932).
  34. ^ Алиса Бек Кехо, Кенсингтон Рунстоун: подход к вопросу об исследовании целости , Long Grove IL, Waveland Press (2004) ISBN   1577663713 . Глава 6.
  35. ^ Федер, Кеннет Л. (2010). Энциклопедия сомнительной археологии: от Атлантиды до Олум -Валам: от Атлантиды до Олума Валама . ABC-Clio. п. 137. ISBN  978-0313379192 .
  36. ^ Bowers, Alfred W.: Манданская социальная и церемониальная организация. Москва, 1991, с. 167, 191 и 360.
  37. ^ Хайд, Джордж Э.: Жизнь Джорджа Бента. Написано из его писем . Норман, ОК: 1987, с. 16
  38. ^ Bowers, Alfred W.: Манданская социальная и церемониальная организация . Москва, Id: 1991, p. 70
  39. ^ Шардон, FA: Журнал Шардона в Форт Кларк, 1834–1839 . (Под редакцией Энни Хелоаз Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 30 и 60.
  40. ^ Говард, Джеймс Х.: «Манданский зимний счет бабочки: 1835–1876». Ethnohistory , Vol. 7, (зима 1960), с. 28–43, цитата с. 29
  41. ^ Джеффри Р. , Хансон 50, № 4, с. 11–15.
  42. ^ Шардон, FA: Журнал Шардона в Форт Кларк, 1834–1839 . (Под редакцией Энни Хелоаз Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 181.
  43. ^ Гилман, Кэролин и Мэри Джейн Шнайдер: путь к независимости. Воспоминания об индийской семье Хидатсы, 1840–1920 . Святой Павл, 1987, с. 4
  44. ^ Уилсон, Гилберт Л.: Вахини. История индийских девушек, рассказанная сама собой Гилберту Л. Уилсону . Линкольн и Лондон, 1981, с. 11
  45. ^ Джонс, Лэндон Ю. (2005-04-30). «Племенная лихорадка» . Смитсоновский институт . Получено 2019-08-11 .
  46. ^ «Доклад расследовательного комитета Постоянного комитета по проступкам исследования в Университете Колорадо в Боулдере в отношении обвинений в академических проступках против профессора Уорда Черчилля» (PDF) . 9 мая 2006 года. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2006 года . Получено 2008-03-26 .
  47. ^ Робертсон, гниющее лицо , с. 299–303.
  48. ^ Векторы смерти: археология европейского контакта ; Университет Нью -Мексико Пресс; 1987; С. 147–148
  49. ^ Фенн (2015), с. [ страница необходима ]
  50. ^ Rg Робертсон, гниющее лицо: оспа и американские индейцы ; Caxton Press; 2001, с. 80–83; 298–312
  51. ^ Барбара Алиса Манн, испорченный дар: метод болезни пограничной экспансии ; Издатели ABC-Clio; 2009; С. 62–63
  52. ^ Kappler, Charles Joseph (1903). Индийские дела: законы и договоры . Тол. 2. Вашингтон, правительство. Печать Выключенный. п. 440. OCLC   654252766 . Получено 2019-08-11 .
  53. ^ Мейер, Рой У.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидаки и Арикарас Lincoln, NE и London, 1977, p. 106
  54. ^ Мейер (1977), деревенские индейцы Верхнего Миссури , с. 108
  55. ^ Мейер (1977), деревенские индейцы , с. 119
  56. ^ Говард, Джеймс Х.: «Манданский зимний счет бабочки: 1833–1876». Ethnohistory , Vol, 7, (Winter 1960), с. 28–43, цитата с. 39
  57. ^ Макгиннис, Энтони: подсчет переворота и резки лошадей. Межтрибальная война на северных равнинах, 1738–1889 . Evergreen, 1990, p. 133.
  58. ^ Притцкер с. 335.
  59. ^ Jump up to: а беременный Притцкер с. 336.
  60. ^ Jump up to: а беременный Циммерман с. 298–299.
  61. ^ Jump up to: а беременный Бауэрс 161–162
  62. ^ Циммерман с. 299–300.
  63. ^ Притцкер 337
  64. ^ Jump up to: а беременный в "Миф о создании Мандана". Родные языки. (Получено 24 августа 2011 г.)
  65. ^ Клубника с. 177–182.
  66. ^ «Национальная индийская игровая ассоциация - Нига» . Indiangaming.org . 2006-01-11. Архивировано из оригинала 2006-01-11 . Получено 2019-08-11 .
  67. ^ Kvamme, Thomas A (2005-09-02). «Новый мост Four Bears открыт для движения» . Уиллистон Геральд .
  • Бауэрс, Альфред В. (1950 Перепечатано 2004). Манданская социальная и церемониальная организация . Бизоны книги. ISBN   978-0-8032-6224-9 .
  • Шафе, Уоллес. (1976). Каддоан, ирокеанские и сиуанские языки . Тенденции в лингвистике: современный отчет (№ 3). Гаага: Мутон. ISBN   90-279-3443-6 .
  • Джагода, Глория. Тропа слез: история об устранении американских индейцев, 1813–1835 . Нью -Йорк: Wings Books, 1975. ISBN   0-517-14677-0 .
  • Холлоу, Роберт С. (1970). Словарь Мандана . (Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Беркли).
  • Холлоу, Роберт С. и Дуглас Паркс (1980). Исследования в лингвистике Plains: обзор. В WR Wood & MP Liberty (Eds.), Антропология на Великих равнинах (стр. 68–97). Линкольн: Университет Небраски. ISBN   0-8032-4708-7 .
  • Ньюман, Маршалл Т. «Блондинка Мандан: критический обзор старой проблемы». Юго -западный журнал антропологии. Тол. 6, № 3 (осень, 1950): 255–272.
  • Паркс, Дуглас Р.; & Ранкин, Роберт Л. (2001). Сиуанские языки. В RJ Demallie (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: равнины (том 13, часть 1, с. 94–114). WC Sturtevant (Gen. Ed.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN   0-16-050400-7 .
  • Поттер, Трейси А., Шехеке: Индийский дипломат Мандана, история Белого Койота, Томаса Джефферсона и Льюиса и Кларка. Хелена, MT: Farcountry Press и Fort Mandan Press, 2003. ISBN   1-56037-255-9 .
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 .
  • Робертсон, Р.Г. (2001). Гниение лица . Caldwell, ID: Caxton Press. ISBN   0-87004-419-2 .
  • Уильямс, Гвен А., Мадок, Создание мифа , Эйр Метуэн, 1979.
  • Циммерман, Карен. "Мандан". В Энциклопедии Гейла племен коренных американцев, вып. Iii. Детройт: Гейл, 1998. ISBN   0-7876-1088-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Brower, JV (1904) Мандан . (Мемуары исследований в бассейне Миссисипи; т. 8). Сент-Пол, Миннесота: МакГилл-Варнер.
  • Фенн, Элизабет А. (март 2014 г.). Встречи в основе мира: история народа мандана . Фаррар, Страус и Жиру. ISBN  978-0-374-71107-8 Полем Получено 17 мая 2015 года . Доктор Фенн, председатель факультета истории Университета Колорадо-Боулдера , получила Пулитцеровскую премию по истории за ее книгу 2014 года и 10-летний проект, подробно описывающий историю манданов. [ 1 ]
  • Хейден, Фердинанд Вандевеер. (1862). Вклад в этнографию и филологию индийских племен долины Миссури: подготовлен под руководством капитана Уильяма Ф. Рейнольдса, Теуса, и опубликован с разрешения военного департамента. Сделки Американского философского общества , 12 (2), 231–461. Филадельфия: С. Шерман и сын.
  • Ходж, Фредерик Уэбб, изд. Справочник американских индейцев к северу от Мексики . Первоначально опубликовано Бюро американской этнологии и Смитсоновским институтом в 1906 году. (Перепечатано в Нью -Йорке: Роуман и Литтлфилд, 1971. ISBN   1-58218-748-7 )
  • Вольф, Джеральд У. и Кэш, Джозеф, Х. (1974), Три аффилированных племена, изучение культурных отношений между Арикарами , Хидатсами и Манданами.
  • Вуд, В. Рэймонд и Ли Ирвин. "Мандан". В RJ Demallie (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: равнины (том 13, часть 1, с. 94–114). WC Sturtevant (Gen. Ed.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 2001. ISBN   0-16-050400-7
  • Кеннард, Эдвард. (1936). Грамматика мандана. Международный журнал американской лингвистики , 9 , 1–43.
  • Лоуи, Роберт Х. (1913). Общества индейцев Хидатсы и Мандана. В Rh Lowie, общества вороны, хидатсы и мандана индейцев (стр. 219–358). Антропологические документы Американского музея естественной истории (том 11, часть 3). Нью -Йорк: попечители. (Тексты на стр. 355–358).
  • Митхун, Марианна. (1999). Языки родной Северной Америки . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-23228-7 (HBK); ISBN   0-521-29875-X .
  • Mixco, Mauricio C. (1997). Мандан ​Языки Мировой Серии: Материалы 159. Мюнич: Линкома Европа. ISBN   3-89586-213-4 .
  • Паркс, Дуглас Р.; Джонс, А. Уэсли; Холлоу, Роберт С; & Ripley, David J. (1978). Сказки Земли Лодж из Верхнего Миссури . Бисмарк, ND: Колледж Мэри.
  • Уилл, Джордж; & Spinden, HJ (1906). Манданы: изучение их культуры, археологии и языка . Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет (том 3, № 4, с. 81–219). Кембридж, Массачусетс: Музей. (Перепечатано 1976, Нью -Йорк: Краус Перепечатная Корпорация).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed2119bc165e027244b62ca3dd766e5e__1722805560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/5e/ed2119bc165e027244b62ca3dd766e5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mandan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)