Кенсингтонский рунный камень
Кенсингтонский рунный камень | |
---|---|
Созданный | 19 век |
Обнаруженный | 1898 г. н.э. Первоначально Кенсингтон ; в настоящее время находится в Александрии , Миннесота , США. |
Обнаружено | Олоф Оман |
Мастер рун | Оспаривается |
Текст – Родной | |
Шведские диалекты 8:göter:ok:22:norrmen:po: | |
Перевод | |
(дословно): Восемь гёталандцев и 22 северянина отправились (это?) в исследовательское путешествие из Винланда далеко на запад. У нас был лагерь на двоих (убежища?) в дне пути к северу от этого камня. Однажды мы рыбачили. Придя домой, мы обнаружили 10 мужчин, красных от крови и мертвых. Аве Мария спаси от зла.( сторона камня ) У внутреннего моря есть 10 человек, которые присмотрят за нашими кораблями в четырнадцати днях пути от этого полуострова (или острова). 1362 год |
Часть серии о |
Скандинавская колонизация Северной Америки |
---|
Кенсингтонский рунический камень — это плита из камня граувакка , покрытая рунами , которая была обнаружена в центральной Миннесоте , США, в 1898 году. Олоф Оман, иммигрант , сообщил, что он раскопал ее на поле в преимущественно сельском городке Солем шведский в округе Дуглас. . Позже он был назван в честь ближайшего населенного пункта Кенсингтон .
Надпись в 14 веке (внутренняя дата датирована 1362 якобы представляет собой запись, оставленную скандинавскими исследователями годом). По поводу подлинности камня велись долгие дебаты, но с момента первой научной экспертизы в 1910 году научный консенсус классифицировал его как мистификацию 19-го века , а некоторые критики прямо обвиняли Омана в подделке . [1] Тем не менее, остается сообщество, убежденное в подлинности камня. [2]
Провенанс
[ редактировать ]Шведский иммигрант, [3] Олоф Оман сказал, что он нашел камень в конце 1898 года, когда расчищал недавно приобретенную им землю от деревьев и пней перед вспашкой. [4] Сообщается, что камень находился недалеко от гребня небольшого холма, возвышающегося над заболоченными землями , лежал лицом вниз и запутался в корневой системе чахлого тополя , возраст которого, по оценкам, составлял от менее 10 до примерно 40 лет. [5] Размер артефакта составляет около 30 × 16 × 6 дюймов (76 × 41 × 15 см) и весит 202 фунта (92 кг). 10-летний сын Омана Эдвард заметил некоторые отметины. [6] Позже фермер сказал, что, по его мнению, они нашли «индийский альманах».
путешествие Лейфа Эриксона в Винланд В этот период широко обсуждалось (Северная Америка), и возобновился интерес к викингам по всей Скандинавии, вызванный движением национального романтизма . Пятью годами ранее Норвегия приняла участие во Всемирной Колумбийской выставке , отправив в Чикаго «Викинг» , точную копию корабля Гокстад . Между Швецией и Норвегией также были трения (которые в конечном итоге привели к независимости Норвегии от Швеции в 1905 году). Некоторые норвежцы утверждали, что камень был шведской подделкой, и шведы выдвинули аналогичные обвинения, поскольку камень намекает на совместную экспедицию норвежцев и шведов. Считается более чем случайным, что камень был найден среди скандинавских пришельцев в Миннесоте, которые все еще борются за признание и весьма гордятся своим нордическим наследием. [7] Копия надписи попала в Университет Миннесоты . Олаус Дж. Бреда (1853–1916), профессор скандинавских языков и литературы на скандинавском факультете, объявил камень подделкой и опубликовал дискредитирующую статью, которая появилась в Symra в 1910 году. [8] Бреда также направил копии надписи коллегам-лингвистам и историкам в Скандинавии, таким как Олуф Рюг , Софус Бугге , Густав Сторм , Магнус Ольсен и Адольф Норин . Они «единогласно объявили Кенсингтонскую надпись недавним мошенничеством и подделкой». [9]
Затем камень был отправлен в Северо-Западный университет в Эванстоне, штат Иллинойс . Ученые либо сочли это шуткой, либо почувствовали, что не могут определить устойчивый исторический контекст, и камень был возвращен Оману. Ялмар Холанд , норвежско-американский историк и писатель, утверждал, что камень подарил ему Оман. [10] Однако у Исторического общества Миннесоты есть счет, подтверждающий, что Оман продал им камень за 10 долларов в 1911 году. Холанд возобновил общественный интерес своей статьей. [11] с энтузиазмом резюмирует исследования, проведенные геологом Ньютоном Хорасом Винчеллом (Историческое общество Миннесоты) и лингвистом Джорджем Т. Фломом (Филологическое общество Университета Иллинойса ), которые оба опубликовали свои мнения в 1910 году. [12]
По словам Уинчелла, дерево, под которым был найден камень, было уничтожено до 1910 года. Несколько близлежащих тополей, которые, по оценкам свидетелей, были примерно одинакового размера, были срублены, и, подсчитав их кольца, было установлено, что им около 30-40 лет. старый. Один из членов команды, проводившей раскопки на месте находки в 1899 году, директор окружной школы Клив Ван Дайк, позже вспоминал, что деревьям было всего 10 или 12 лет. [13] Окружающее графство не было заселено до 1858 года, а поселение какое-то время было строго ограничено Дакотской войной 1862 года (хотя сообщалось, что лучшая земля в примыкающем к Солему городке , Холмс-Сити , уже была захвачена к 1867 году смесь шведских, норвежских и «янки» поселенцев). [14]
Уинчелл подсчитал, что надписи около 500 лет, сравнив ее выветривание с выветриванием обратной стороны, которая, как он предположил, была ледниковой и имела возраст 8000 лет. Он также заявил, что следы от долота были свежими. [15] Совсем недавно геолог Гарольд Эдвардс также отметил, что «надпись примерно такая же четкая, как и в тот день, когда она была вырезана… Буквы гладкие и практически не подвержены атмосферным воздействиям». [16] Уинчелл также упоминает в том же отчете, что профессор Уильям О. Хотчкисс , государственный геолог Висконсина, подсчитал, что рунам было по крайней мере от 50 до 100 лет. Тем временем Флом обнаружил явное расхождение между рунами, использованными в Кенсингтонской надписи, и рунами, использовавшимися в 14 веке. Точно так же язык надписи был современным по сравнению с скандинавскими языками 14 века. [12]
Кенсингтонский рунный камень выставлен в Музее рунических камней в Александрии, штат Миннесота . [17]
Текст и перевод
[ редактировать ]Текст состоит из девяти строк на лицевой стороне камня и трех строк на краю, читаемых следующим образом: [18]
Передний:
- 8:göter:ok:22:norrmen:po:
- ...o : ознакомительная поездка : туда :
- Винланд: из: запада: vi:
- имел : лагерь : дрова : 2 : вырезать : один :
- день: подъем: север: сюда: deno: рок:
- мы : где : ок : рыбалка : эн : день : äptir :
- мы :приходим :домой :ад :10 :мужчина :красный :
- из :кровь: и :дед:АВМ:
- спасение: äf: иллю.
Сторона:
- здесь :(10) :мужское :ве :море :у :см.:
- äptir : vore :skip : 14 : dagh :rise :
- от : deno : öh : ahr : 1362 :
Последовательности rr , ll и gh представляют собой настоящие орграфы. АВМ . пишется латинскими буквами Числа, данные арабскими цифрами , в приведенной выше транскрипции даны пятиугольными цифрами .По крайней мере семь рун, включая те, которые записаны a, d, v, j, ä, ö выше, не встречаются ни в одном стандарте, известном со времен средневековья ( см. Ниже ). подробности [19] Язык надписи близок к современному шведскому , транслитерированный текст довольно легко понятен любому носителю современного скандинавского языка . Этот язык, будучи ближе к шведскому XIX века, чем к шведскому XIV веку, является одной из основных причин, по которой ученые единогласно отвергли его как мистификацию. [20]
Текст переводится как:
«Восемь геатов и двадцать два норвежца в исследовательском путешествии из Винланда на запад. Мы разбили лагерь у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Однажды мы [вышли] ловить рыбу . Вернувшись домой, [мы] обнаружили десять мужей красных от крови и мертвых АВМ ( Аве Дева Мария ) спасите [нас] от зла».
«[У нас] есть десять человек на море, чтобы присматривать за нашими кораблями, в четырнадцати днях пути от этого острова. [В] 1362 году».
Лингвистический анализ
[ редактировать ]Холанд привез камень в Европу, и, хотя газеты Миннесоты публиковали статьи, горячо обсуждающие его подлинность, шведские лингвисты быстро отвергли камень.
В течение следующих 40 лет Холанд изо всех сил пытался повлиять на общественное и научное мнение о Рунном камне, написав статьи и несколько книг. Он добился кратковременного успеха в 1949 году, когда камень был выставлен на обозрение в Смитсоновском институте , а такие ученые, как Уильям Тальбитцер и С.Н. Хаген, опубликовали статьи, подтверждающие его подлинность. [21] Почти в то же время скандинавские лингвисты Свен Янссон, Эрик Мольтке , Гарри Андерсен и К.М. Нильсен, а также популярная книга Эрика Вальгрена снова поставили под сомнение подлинность Рунного камня. [20]
Наряду с Вальгреном, историк Теодор К. Блеген категорически утверждал: [9] Оман вырезал артефакт ради шутки, возможно, с помощью других жителей Кенсингтона. Дальнейшее решение, похоже, было связано с опубликованной в 1976 году стенограммой. [22] интервью Фрэнка Уолтера Грана, проведенного Полом Карсоном-младшим 13 августа 1967 года и записанного на аудиокассету . [23] [24] В нем Гран рассказал, что его отец Джон признался в 1927 году, что надпись сделал Оман. История Джона Грана, однако, была основана на анекдотах из вторых рук, которые он слышал об Омане, и хотя она была представлена как предсмертное заявление , Гран прожил еще несколько лет, ничего больше не говоря о камне. [ нужна ссылка ]
Возможность того, что Рунический камень был подлинным артефактом 14-го века, была снова поднята в 1982 году Робертом Холлом , заслуженным профессором итальянского языка и итальянской литературы в Корнелльском университете , опубликовавшим книгу (и продолжение в 1994 году). подвергая сомнению методы своих критиков. Холл утверждал, что странные филологические проблемы в Рунном камне могли быть результатом обычных диалектных различий в старошведском языке того периода. Он утверждал, что критики не приняли во внимание вещественные доказательства, которые, по его мнению, сильно склонялись к подлинности. Холл не рунолог; его ошибки в чтении рун были описаны двумя рунологами, Джеймсом Э. Книрком [25] и страница RI . [26]
В книге «Викинги и Америка» (1986) Уолгрен снова заявил, что текст содержит лингвистические отклонения и орфографии, которые, по его мнению, позволяют предположить, что Рунный камень был подделкой. [27]
Лексическое свидетельство
[ редактировать ]Одним из главных лингвистических аргументов в пользу отклонения текста как подлинного старошведского является термин опфагельсе фарт ( updagelsefard ) «путешествие открытий». Эта лексема не встречается ни в скандинавском , нижнефранконском , нижненемецком языках до 16 века. [28] Подобные термины существуют и в современном скандинавском языке ( норвежский oppdagingsferd или oppdagelsesferd , шведский upptäcktsfärd ). Opdage — это заимствование от нижненемецкого * updagen , голландского opdagen , которое, в свою очередь, происходит от верхненемецкого aufdecken , что в конечном итоге переводится с французского découvrir как «открывать» в 16 веке. [ нужна ссылка ] Норвежский историк Густав Сторм часто использовал современную норвежскую лексему в статьях конца XIX века об исследованиях викингов, создавая для производителя надписи убедительный стимул использовать это слово.
Грамматическое свидетельство
[ редактировать ]Еще одна особенность, на которую указывают скептики, — это отсутствие в тексте падежей . Ранний древнешведский язык (14 век) все еще сохранял четыре падежа древнескандинавского языка , но поздний древнешведский язык (15 век) сократил падежную структуру до двух падежей, так что отсутствие перегиба в шведском тексте 14 века было бы нарушением. .Аналогичным образом, в тексте надписи не используются формы глаголов множественного числа , которые были распространены в XIV веке и лишь недавно исчезли: например, (формы множественного числа в скобках) wi war ( варум ), hathe ( hafðe ), [wi]fiske ( фискадум ), ком ( комум ), фанн ( фуннум ) и ви хате ( хафдум ).
Сторонники подлинности камня указывали на спорадические примеры этих более простых форм в некоторых текстах XIV века, а также на большие изменения в морфологической системе скандинавских языков, которые начались во второй половине этого века. [29]
Палеографические свидетельства
[ редактировать ]Надпись содержит пятиугольные цифры . Такие цифры известны в Скандинавии, но почти всегда из сравнительно недавнего времени, а не из проверенных средневековых рунических памятников, на которых числа обычно записывались как слова.
С. Н. Хаген заявил: «Кенсингтонский алфавит представляет собой синтез старых неупрощенных рун, более поздних рун с точками и ряда латинских букв… Руны a, n, s и t представляют собой старые датские неупрощенные формы, которые должны были выйти из использовать в течение длительного времени [к 14 веку] ... Я предполагаю, что [предполагаемый 14 век] создатель должен был в тот или иной момент своей жизни быть знаком с надписью (или надписями), составленными в то время, когда эти неупрощенные формы все еще использовались» и что он «не был профессиональным руническим писцом до того, как покинул свою родину». [30]
Возможное происхождение неправильной формы рун было обнаружено в 2004 году в записках 1883 года Эдварда Ларссона, тогдашнего 16-летнего портного , интересовавшегося народной музыкой. [31] Тетя Ларссона эмигрировала с мужем и сыном из Швеции в Крукед-Лейк , недалеко от Александрии, штат Миннесота, в 1870 году. [32] В листе Ларссона перечислены два разных Футарка . Первый Футарк состоит из 22 рун, две последние из которых являются рунами-биндами , представляющими буквосочетания ЭЛ и МВ. Его второй Футарк состоит из 27 рун, последние три из которых специально адаптированы для обозначения букв å, ä и ö современного шведского алфавита. Руны этого второго набора во многом соответствуют нестандартным рунам Кенсингтонской надписи. [31]
Другое возможное происхождение было обнаружено в 2019 году, когда две короткие надписи с рунами, очень похожие на те, что на Кенсингтонском камне, датированные 1870 и 1877 годами соответственно, были обнаружены в комнате батрака в деревне Кёлсйон в приходе Хассела , недалеко от из родного прихода Улофа Омана Форса. [33] В 2020 году шведский археолог Матс Г. Ларссон обнаружил, что Анна Эрссон, двоюродная сестра и друг детства Улофа Охмана, жила в Кёлсьёне в 1878 году. Их отношения, похоже, были близкими, поскольку Оман попросил Эрссона выйти за него замуж в 1879 году. [34] Позже в окрестностях Кёльсьона были обнаружены новые рунические надписи, и Ларссон, кроме того, установил, что у Омана были родственники, владевшие землей в Кёлсьёне, что ещё больше увеличило близость между Оманом и руническими надписями Швеции 1870-х годов. [35]
Аббревиатура Ave Maria состоит из латинских букв AVM .Вальгрен (1958) отметил, что резчик сделал выемку в верхнем правом углу буквы V. [20] Близнецы Мэсси в своей статье 2004 года утверждали, что эта отметка соответствует писцовскому сокращению последней буквы -e, использовавшемуся в 14 веке. [36]
Предполагаемый исторический контекст
[ редактировать ]Известно, что норвежские колонии существовали в Гренландии с конца 10-го по 15-й век, и по крайней мере одно недолговечное поселение было основано на Ньюфаундленде , в Л'Анс-о-Медоуз , в 11-м веке, но других широко распространенных материалов не было. свидетельства контактов норвежцев с Америкой в доколумбовую эпоху еще не появились. [37] Тем не менее, существуют некоторые ограниченные документальные свидетельства возможных скандинавских экспедиций XIV века в Северную Америку.
В письме Герарда Меркатора Джону Ди , датированном 1577 годом, Меркатор ссылается на Якоба Кнойена, который узнал, что восемь человек вернулись в Норвегию из экспедиции на арктические острова в 1364 году. Один из мужчин, священник, предоставил королю Норвегии с большим количеством географической информации. [38] В начале 19 века Карл Кристиан Рафн упомянул священника по имени Ивар Бардарссон , который ранее жил в Гренландии и упоминается в норвежских записях с 1364 года. [ нужна ссылка ]
Кроме того, в 1354 году король Швеции и Норвегии Магнус Эрикссон издал письмо, в котором назначил офицера закона по имени Пауль Кнутссон руководителем экспедиции в колонию Гренландия с целью расследования сообщений об отходе населения от христианской культуры. [39] Еще одним документом, переизданным учеными XIX века, была научная попытка исландского епископа Гисли Оддссона в 1637 году составить историю арктических колоний. Он датировал отпадение гренландцев от христианства 1342 годом и утверждал, что вместо этого они обратились к Америке. Сторонники происхождения Кенсингтонского рунного камня в XIV веке утверждают, что, возможно, Натсон отправился за пределы Гренландии в Северную Америку в поисках гренландцев-отступников, после чего большая часть его экспедиции была убита в Миннесоте, и только восемь путешественников вернулись в Норвегию. . [40]
Однако нет никаких свидетельств того, что экспедиция Кнутсона когда-либо отправлялась в плавание (правительство Норвегии пережило серьезные потрясения в 1355 году), а информация от Кнойена, переданная Меркатором, конкретно утверждает, что восемь человек, прибывших в Норвегию в 1364 году, не пережили недавняя экспедиция, но произошли от колонистов, заселивших далекие земли несколькими поколениями ранее. [38] Эти книги начала XIX века, вызвавшие большой интерес среди американцев скандинавского происхождения , были бы доступны мистификатору конца XIX века.
Ялмар Холанд представил «светловолосых» индейцев манданов в верховьях реки Миссури как возможных потомков шведских и норвежских исследователей. [41] » отвергла это как «не касающееся» проблемы рунических камней Элис Бек Кехо в своей книге 2004 года «Кенсингтонский рунный камень, целостный подход к вопросу исследования . [42]
Один из возможных маршрутов такой экспедиции, соединяющий Гудзонов залив с Кенсингтоном, мог бы вести либо вверх по реке Нельсон , либо по реке Хейс . [43] через озеро Виннипег , затем вверх по Красной реке Севера . [44] Северный водный путь начинается в Траверс-Гэп , на другой стороне которого находится исток реки Миннесота , которая течет на юг и впадает в реку Миссисипи в Сент-Поле/Миннеаполисе . [45] Этот маршрут был исследован Фломом (1910), который обнаружил, что исследователи и торговцы приходили по этому маршруту из Гудзонова залива в Миннесоту за десятилетия до того, как этот район был официально заселен. [46]
В популярной культуре
[ редактировать ]В мае 2022 года в Историческом театре Святого Павла состоялась премьера «Рунного камня!». мюзикл Рок- . [47] Шоу, написанное Марком Дженсеном и написанное Гэри Рю, исследует влияние рунного камня на Омана и его семью, но оставляет право судить о правдивости резьбы на усмотрение зрителей. [47]
См. также
[ редактировать ]- AVM Runestone , подделка, подброшенная недалеко от места Кенсингтонского рунного камня.
- Рунный камень на озере Элбоу , мистификация, подброшенная в Миннесоте
- Реликвии Бердмора , реликвии эпохи викингов, предположительно найденные в Канаде, связанные с Кенсингтонским руническим камнем.
- Рунный камень Верендри , предположительно найденный к западу от Великих озер в 1730-х годах.
- Небесный рунный камень , рунный камень, найденный в Оклахоме.
- Рунный камень Наррагансетта , отмеченный камень, видимый во время отлива в Род-Айленде.
- Рунные камни из пруда духов , несколько небольших рунических камней, найденных в штате Мэн.
- Пенни штата Мэн — скандинавская монета, найденная в штате Мэн.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Густавсон, Хельмер. «Незагадочные руны Кенсингтонского камня». Журнал «Наследие викингов» . 2004 (3). Готландский университет.
[...] каждый скандинавский рунолог и специалист по скандинавской исторической лингвистике объявил Кенсингтонский камень подделкой [...]
- Уоллес, Б. (1971). «Некоторые спорные моменты». В Эше Дж; и др. (ред.). Поиски Америки . Нью-Йорк: Прегер. стр. 154–174. ISBN 0-269-02787-4 .
- Уолгрен, Эрик (1986). Викинги и Америка (Древние народы и места) . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-02109-0 .
- Михлович, М.Г. (1990). «Народная археология в антропологической перспективе». Современная антропология . 31 (11): 103–107. дои : 10.1086/203813 . S2CID 144500409 .
- Хьюи М., Михлович М.Г. (1989). «Творя историю: викинги в сердце Америки». Политика, культура и общество . 2 (3): 338–360. дои : 10.1007/BF01384829 . S2CID 145559328 . - ^ Содерлинд, Дидрик (7 декабря 2005 г.). «Можно ли доверять Википедии?» . Исследования (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 19 декабря 2008 г.
Есть небольшая группа американцев, которые клянутся, что камень настоящий. В основном это реалисты скандинавского происхождения, не имеющие ни малейшего представления о языке, и у них есть большие толпы последователей»
. и у них есть большое количество приверженцев.] - ^ «Олоф Оман (1854–1935)» . Общество наследия Кенсингтонского района . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ «Отрывок из картографического плана местечка Солем 1886 года» . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года . Проверено 31 октября 2007 г.
- Стивен Миникуччи (2004). «Внутренние улучшения и Союз, 1790–1860» . Исследования американского политического развития . 18 (2). Издательство Кембриджского университета: 60–185. дои : 10.1017/S0898588X04000094 . S2CID 144902648 .В период с 1790 по 1860 год федеральные ассигнования на внутренние улучшения составили 119,8 миллиона долларов. Основная часть этой суммы, 77,2 миллиона долларов, была распределена между штатами косвенными методами, такими как гранты на землю или распределение доходов от продажи земли, которые сегодня были бы названы «отходами от продажи земли». -бюджет."
- ^ «Выполнено рунами» . Миннеаполисский журнал . приложение к «Кенсингтонскому руническому камню» Т. Блегена, 1968 г., 22 февраля 1899 г. ISBN. 978-0-87351-044-8 . Проверено 28 ноября 2007 г.
- ^ Холл-младший, Роберт А.: Подлинный и важный Кенсингтонский рунический камень , с. 3. Юпитер Пресс, 1994.
- ^ Майкл Г. Михлович, «Народная археология в антропологической перспективе», Current Anthropology 31.1 (февраль 1990: 103–107), стр. 105 и далее.
- ^ Олаус Дж. Бреда. Вокруг Кенсингтонского камня ( Симра . 1910, стр. 65–80)
- ^ Jump up to: а б Блеген, Т (1960). Кенсингтонский рунический камень: новый взгляд на старую загадку . Пресса Исторического общества Миннесоты. ISBN 0-87351-044-5 .
- ^ Холанд, Ялмар (1957). Мои первые восемьдесят лет . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 188.
- ^ Холанд, «Первое авторитетное исследование старейшего документа в Америке», Журнал американской истории 3 (1910: 165–184); Михлович отметил контраст Холанда со скандинавами как неустрашимыми, храбрыми, смелыми, верными и бесстрашными, контрастирующими с индейцами как дикарями, дикими язычниками, грабителями, мстительными, как дикие звери: интерпретация, которая «поместила это прямо в рамки отношений между индейцами и белыми». в Миннесоте во время его открытия» (Michlovic 1990:106).
- ^ Jump up to: а б Винчелл Н.Х., Флом Дж. (1910). «Кенсингтонский рунический камень: предварительный отчет» (PDF) . Коллекции Исторического общества Миннесоты . 15 . Проверено 28 ноября 2007 г.
- ^ Майло М. Куайф, «Миф о Кенсингтонском руническом камне: норвежское открытие Миннесоты в 1362 году», в The New England Quarterly , декабрь 1934 г.
- ^ Лобек, Энгебрет П. (1867). «Рассказ о Холмсе-Сити на веб-сайте эмигрантов Трюсиль (Норвегия) (через Archive.org)» . Архивировано из оригинала 29 июня 2003 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Фитцпатрик-Мэттьюз, Кейт. «Кенсингтонский рунный камень» . Плохая археология . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Выветривание кальцита и возраст надписи на Кенсингтонском руническом камне (Грозовой столб)» . Энди Уайт Антропология . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Кенсингтонский музей рунических камней» . Александрия, Миннесота . Проверено 19 декабря 2008 г.
- ^ Свен Б.Ф. Янссон (1949). « Рунный камень» Кенсингтона, Миннесота». Северный научный журнал (25): 377–405.
- В. Крогманн (1958). «Рунный камень» Кенсингтона, Миннесота». Ежегодник американских исследований (3): 59–111.
- Инге Сковгаард-Петерсен (1968). «обзор: Теодор К. Блеген: Кенсингтонский рунический камень. Новый свет на старую загадку». Исторический Тидсскрифт . 12 (5). Сент-Пол: Историческое общество Миннесоты. - ^ Аслак Листёль, «Бергенские руны и Кенсингтонская надпись Minnesota History 40 (1966), стр. 59 [1] Архивировано 4 марта 2016 года, в Wayback Machine ». «Для скандинавских ученых это не будет поразительной новостью, поскольку они согласны что надпись Kensington современная. [...] К сожалению, миф о Кенсингтонском камне продолжает жить, отчасти потому, что ученым не удалось донести свои взгляды до сведения в форме, подходящей для убеждения общественности».
- ^ Jump up to: а б с Уолгрен, Эрик (1958). Кенсингтонский камень: тайна раскрыта . Университет Висконсина Пресс. ISBN 1-125-20295-5 .
- ^ «Руны Улофа Омана» . ВРЕМЯ . 8 октября 1951 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ Фридли, Р. (1976). «Дело о кассетах Гран». История Миннесоты . 45 (4): 152–156.
- ^ «AmericanHeritage.com/ПОСТСКРИПТЫ» . 7 мая 2006 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2006 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «Дело о Гран-лентах», История Миннесоты, страницы 152–156 (зима 1976 г.) [2] Архивировано 19 октября 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Книрк, Джеймс (зима 1997 г.). «Кенсингтонский рунный камень подтвержден (обзор книги); Кенсингтонский рунный камень (обзор книги)». Скандинавские исследования . 69 .
- ^ Пейдж, Род-Айленд; Холл, Роберт А. (1983). «Обзор Кенсингтонского рунического камня является подлинным: лингвистические, практические и методологические соображения, Роберт А. Холл-младший» . Зеркало . 58 (3): 748–751. дои : 10.2307/2848976 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2848976 . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Уолгрен, Эрик (1986). Викинги и Америка (Древние народы и места) . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-02109-0 .
- ^ Уильямс, Хенрик (2012). «Кенсингтонский рунный камень: факты и вымысел» . Шведско-американский исторический ежеквартальный журнал . 63 (1): 3–22.
- ^ Джон Д. Бенгтсон. «Кенсингтонский рунический камень: Учебное пособие» (PDF) . jdbengt.net. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ С. Н. Хаген, Кенсингтонская руническая надпись , в: Speculum: Журнал средневековых исследований , Vol. XXV, №3, июль 1950 г.
- ^ Jump up to: а б Трюггве Скёльд (2003). «Алфавит Эдварда Ларссона и Кенсингтонский камень» (PDF) . Кот ДАУМ (на шведском языке) (зима 2003 г.). Умео : Диалект, географические названия и архив народной памяти в Умео: 7–11. ISSN 1401-548X . Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2010 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ «Загадка Кенсингтонского камня» . Кот Шредингера (на норвежском языке). 20 декабря 2012. НРК. Субтитры серий (нажмите «Субтитры») . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Как руны прошли путь от Хассела до Миннесоты» . www.raa.se. 5 июля 2020 г. Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Национальное управление древностей (21 июля 2020 г.). «Гостевой блог: Кенсингтонские руны становятся ближе к Олофу Оману» . K-blog — блог Национального управления древностей (на шведском языке) . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Национальное управление древностей (3 августа 2021 г.). «Гостевой блог: Новые открытия еще больше приближают Кенсингтонские руны к Олофу Оману» . K-blog — блог Национального управления древностей (на шведском языке) . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Кейт и Кевин Мэсси, «Аутентичные средневековые элементы в Кенсингтонском камне», в журнале Epigraphic Society Случайные публикации, том. 24 2004 г., стр. 176–182.
- ^ Ирвин, Констанс. Странные следы на земле . 1980. Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-06-022772-9 [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Тейлор, EGR (1956). «Письмо Меркатора Джону Ди от 1577 года». Имаго Мунди . 13 : 56–68. дои : 10.1080/03085695608592127 .
- ^ «Норвежский дипломат» . www.dokpro.uio.no Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Холанд, Ялмар (1959). «Английский учёный в Америке за 130 лет до Колумба» . Труды Висконсинской академии . 48 : 205–219 и далее.
- ^ Ялмар Холанд, «Кенсингтонский рунический камень: исследование доколумбовой американской истории». Ефрем В.И., самостоятельная публикация (1932).
- ^ Элис Бек Кехо, Кенсингтонский рунический камень: комплексный подход к исследовательскому вопросу , Лонг-Гроув, Иллинойс, Waveland Press (2004) ISBN 1-57766-371-3 . Глава 6.
- ↑ Река Грасс. Архивировано 23 августа 2014 г. в Wayback Machine на Великих канадских реках.
- ^ Гарри Б. Брео и П. Энг Повозка и тропы Красной реки в трудах Исторического общества Манитобы, серия 3, вып. 28 (1971–2)
- ^ Пол, Фредерик Дж. «Переход через Атлантику до Колумба», Нью-Йорк, WW Norton & Co. (1961), стр. 212
- ^ Флом, Джордж Т. «Кенсингтонский рунический камень» Спрингфилд: Историческое общество штата Иллинойс. (1910) с. 37
- ^ Jump up to: а б Престон, Рохан (10 мая 2022 г.). «ОБЗОР: История или мистификация? «Рунный камень!» поднимает некоторые вопросы» . Звездная Трибьюн . Проверено 10 августа 2022 г.
Литература
[ редактировать ]- Тальбитцер, Уильям К. (1951). Два рунических камня из Гренландии и Миннесоты . Вашингтон: Смитсоновский институт . ОСЛК 2585531 .
- Холл, Роберт А. младший (1982). Кенсингтонский рунический камень подлинный: лингвистические, практические и методологические соображения . Колумбия, Южная Каролина: Hornbeam Press. ISBN 0-917496-21-3 .
- Кехо, Элис Бек (2005). Кенсингтонский рунный камень: целостный подход к исследовательскому вопросу . Уэйвленд Пресс. ISBN 1-57766-371-3 .
- «Загадка Кенсингтонского рунного камня» (PDF) . Исторические новости (на шведском и английском языках) (Спецвыпуск о Кенсингтонском камне). Стокгольм: Государственный исторический музей : 16 страниц. 2003. ISSN 0280-4115 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2009 года . Проверено 19 декабря 2008 г.
- Андерсон, Расмус Б. (1920). «Другой вид на Кенсингтонский рунический камень» . Исторический журнал Висконсина . 3 :1–9 . Проверено 31 марта 2011 г.
- Флом, Джордж Т (1910). «Кенсингтонский рунический камень: современная надпись из округа Дуглас, штат Миннесота» . Публикации Государственной исторической библиотеки штата Иллинойс . 15 . Историческое общество штата Иллинойс: 3–44 . Проверено 31 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кенсингтонский парк Рунстоун в Солем-Тауншип, округ Дуглас, Миннесота
- Музей рунического камня , в котором хранится камень в Александрии, Миннесота.
- Расшифровка Кенсингтонского рунного камня
- 360° Вид на рунический камень Увеличьте масштаб и рассмотрите камень так, как если бы вы были в музее.
- Археологические открытия 1898 г.
- Мистификации XIX века
- Надписи XIX века
- Археологические подделки
- Мистификации в науке
- Мистификации в США
- Надписи спорного происхождения
- Миннесотский фольклор
- Скандинавская колонизация Северной Америки
- Североамериканские мистификации с руническими камнями
- Псевдоархеология