Джейн Мэннинг Джеймс
Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс | |
---|---|
![]() | |
Личные данные | |
Рожденный | 1822 Уилтон, Коннектикут , США |
Умер | 16 апреля 1908 г. Солт-Лейк-Сити , Юта, США | ( 94 года
Место отдыха | Кладбище Солт-Лейк-Сити 40 ° 46'37 "N 111 ° 51'29" W / 40,777 ° N 111,858 ° W |
Супруг (а) |
|
Дети | 8 |
Родители | Исаак Мэннинг Элиза Мид |
Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс (1822 – 16 апреля 1908), [ 1 ] [ 2 ] нежно известная как « Тётя Джейн », [ 3 ] [ 4 ] был одним из первых афроамериканских членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) и отправился в Юту в качестве пионера . она жила с Джозефом Смитом Некоторое время и его семьей в Наву, штат Иллинойс . [ 5 ] Она отправилась со своей семьей в Юту, проведя зиму 1846–1847 годов в Уинтер-Куортерс , и была одной из первых пионеров, вошедших в долину Соленого озера в 1847 году. [ 6 ] Будучи чернокожей женщиной, Джейн не разрешили войти в при храм жизни, и она несколько раз обращалась к Первому Президентству церкви с просьбой об облечении и запечатывании . По ее просьбе она была принята в качестве служанки в семью Джозефа Смита посредством специально организованной храмовой церемонии. Она была посмертно облечена по доверенности в храме в Солт-Лейк-Сити в 1979 году. [ 7 ]
Ранняя жизнь в Коннектикуте
[ редактировать ]Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс родилась в Уилтоне, штат Коннектикут , в семье Исаака Мэннинга и Элизы Филлис Мид. [ 5 ] Хотя в конце жизни Джейн ее брат Исаак заявил, что она родилась в 1813 году, [ 8 ] Есть расхождения в источниках, согласно которым ее день рождения датируется где-то между 22 сентября 1812 года и 1820 или 1822 годом (последнее указано на ее надгробии). [ 9 ] ). [ 6 ] Мэннинги были свободной семьей, жившей в сельской местности Коннектикута, и у Джейн было как минимум пять братьев и сестер, включая Исаака, Льюиса, Питера, Сару и Анджелину. [ 8 ] В возрасте шести лет Джейн отправили в Новый Ханаан, чтобы она жила с Джозефом и Ханной Фитч, богатой белой семьей. [ 6 ] Ее воспитала дочь Фитчей, и она прожила с ними следующие тридцать лет. О жизни Джейн с Фитчами мало что известно, кроме того, что она работала прислугой: готовила, убиралась, гладила и т. д. [ 5 ] Работая с Фитчами, Джейн также воспитывалась как христианка и крестилась в пресвитерианской церкви примерно в 14 лет. [ 6 ] [ 5 ] [ 10 ] 1 марта 1835 года Джейн родила сына Сильвестра, отец которого неизвестен. [ 1 ]
Преобразование и переезд в Наву
[ редактировать ]Осенью 1842 года два миссионера СПД , одним из которых был Чарльз Уэсли Ванделл. в этом районе проповедовали [ 5 ] Ее пресвитерианский проповедник запретил Джеймсу слушать миссионеров, но позже она записала, что у нее «было желание услышать их. Я пошла в воскресенье и была полностью убеждена, что это истинное Евангелие». [ 8 ] В следующее воскресенье Джеймс крестилась в Церкви Святых последних дней , а также познакомила многих друзей и членов семьи со своими новыми убеждениями. [ 6 ] [ 11 ] Год спустя Джеймс и восемь других членов ее семьи — ее мать, три брата, две сестры, брат и невестка — решили продать свой дом в Уилтоне и переехать в Наву, штат Иллинойс , чтобы жить там. среди других членов своей новой веры. [ 8 ] [ 6 ] Семья Джеймс начала свое путешествие вместе с другими недавно обращенными Святыми последних дней под руководством Чарльза Уонделла и отправилась из Фэрфилда, штат Коннектикут , в Нью-Йорк , а затем в Олбани и Буффало . [ 6 ] В Буффало семья Джеймс была отделена от остальной группы; существует спор относительно того, произошел ли раскол из-за того, что Джеймс и ее семья не могли позволить себе оплатить проезд из Буффало в Огайо, или чернокожим Святым было отказано в проезде из-за их расы. [ 6 ] Ванделл организовала перевозку их багажа, а Джеймс и ее семья прошли остаток пути (около 800 миль) пешком и прибыли в Наву поздней осенью 1843 года. [ 6 ] [ 4 ] Позже Джеймс вспоминал, что группа «шла до тех пор, пока наша обувь не износилась, а ноги не болели, не трескались и не кровоточили, пока не стал виден весь отпечаток наших ног с кровью на земле». [ 5 ] [ 12 ]
Жизнь с семьей Смитов
[ редактировать ]Когда Джеймс и ее семья прибыли в Наву, их приветствовал сам Джозеф Смит . В течение следующего года ее мать, братья и сестры обосновались неподалеку, а Джеймс продолжал жить с семьей Смитов и работал прислугой в особняке до убийства Смита в 1844 году. [ 13 ] [ 6 ] [ 12 ]
Джеймс записал, что Эмма (жена Джозефа) или Люси (мать Джозефа) часто останавливали ее и разговаривали с ней, пока она стирала и убиралась в доме. Однажды Джеймс находился в комнате матери Джозефа Люси, и ему разрешили потрогать Урим и Туммим — инструменты, которые Джозеф Смит использовал для перевода Книги Мормона . [ 6 ] [ 14 ] [ 4 ] Затем Люси сказала ей: «Ты будешь жить долго после того, как я умру и уйду, и ты сможешь сказать Святым последних дней, что тебе было разрешено обращаться с Уримом и Туммимом». [ 8 ]
В другой раз Эмма спросила Джеймса, хочет ли она, чтобы она и Джозеф были усыновлены и запечатаны с ней и Джозефом в храме в Наву как их духовное дитя. [ 6 ] [ 15 ] Джеймс тогда ничего не сказал, и Эмма посоветовала ей подумать об этом. [ 6 ] Две недели спустя Эмма снова спросила Джеймса, и тогда она сказала: «Нет, мэм». [ 5 ] Позже Джеймс скажет, что в тот момент она не понимала, что означает этот вопрос, иначе она бы приняла предложение пары. [ 8 ] [ 6 ] [ 15 ]
После убийства Джозефа Смита в 1844 году Джеймс жил в доме Бригама Янга . [ 16 ] Именно там она познакомилась и вышла замуж за своего мужа, Исаака Джеймса, коллегу по работе семьи Янг. [ 17 ] [ 16 ] Исаак родился свободным человеком и вырос в сельской местности Нью-Джерси; на момент крещения ему было 19 лет, и он был одним из первых иммигрантов в Наву. [ 5 ]
Путешествие на запад и жизнь в Юте
[ редактировать ]Когда в 1846 году Святые последних дней начали мигрировать на запад, Джеймс тоже приготовился к переезду. Хотя многие из ее ближайших родственников присоединились к церкви, Джеймс и ее муж были единственными, кто решил переехать на Запад вместе с основной частью членов церкви из Наву. [ 5 ] На момент отъезда семьи Джеймс была беременна вторым сыном, Сайласом Джеймсом, который родился в Айове в июне 1846 года. [ 18 ] [ 16 ] [ 6 ] Джеймс со своим мужем Исааком и старшим сыном Сильвестром были частью первоначальной группы Святых последних дней, которые провели зиму 1846–1847 годов в Уинтер-Куортерс , штат Небраска. Они также были частью первого отряда мормонских пионеров, вошедшего в долину Соленого озера в сентябре 1847 года. [ 6 ] На момент поселения в долине Соленого озера семья Джеймс составляла треть чернокожего населения Юты и была единственными, кто был свободен. [ 18 ]
Семья Джеймс жила к северу от Темпл-сквер в Солт-Лейк-Сити на участке, принадлежавшем Бригаму Янгу, который до середины 1850-х годов нанимал Исаака и Джейн. [ 6 ] В мае 1848 года Джеймс родила дочь Мэри Энн — первого чернокожего ребенка, родившегося в Юте. [ 19 ] Первые годы семьи в долине были трудными: они жили в бедности и часто не имели самого необходимого для выживания. [ 20 ] Несмотря на трудности, Джеймс проявил готовность служить другим и помогать им. В 1849 году соседка Джеймса Элиза Партридж Лайман отправила своего мужа Амасу с миссией в Калифорнию, и у нее не было еды, чтобы прокормить ее и ее детей до сбора урожая. Лайман записывает, что «Джейн Джеймс, цветная женщина, дала мне два фунта муки, это половина того, что у нее было». [ 5 ]
К середине 1860-х годов семья смогла построить комфортабельный дом в юго-западном углу Солт-Лейк-Сити и приобрела сельскохозяйственные угодья и животных, в том числе быка, лошадей и небольшое стадо овец. [ 6 ] [ 21 ] К концу 1865 года семья хоть и небогатая, но была довольно зажиточной. [ 22 ] Семья также быстро росла, и между 1848 и 1860 годами родилось пятеро детей: Мириам, Эллен Мадора, Джесси Иеровоам, Исаак и Вилате. [ 8 ] [ 6 ] Старший сын Джеймса Сильвестр был внесен в список членов Легиона Наву в штате Юта в 1861 году. [ 5 ]
Джейн и ее муж Исаак развелись в 1870 году, и вскоре после отъезда Исаака из Юты Джейн получила опеку над их детьми, а также над большей частью имущества и активов пары. [ 6 ] Через четыре года после развода Джеймс вышла замуж за тестя ее сына Сильвестра, вдовца Фрэнка Перкинса. [ 23 ] Перкинс и его первая жена Эстер первоначально были привезены в Юту в качестве рабов Рубеном Перкинсом, одним из первых мормонских поселенцев, и его семьей. [ 24 ] Отношения Джеймса с Перкинсом продлились менее двух лет, пара развелась в 1876 году, после чего она вернулась к своей прежней фамилии по браку. [ 6 ] В течение следующих нескольких десятилетий Джеймс изо всех сил пытался заботиться об оставшихся детях дома как родитель-одиночка. В 1872 году она продала семейную ферму и переехала поближе к городу, чтобы сэкономить деньги. [ 6 ] В эти годы Джеймс одновременно вел домашнее хозяйство, в котором были дети и маленькие внуки, а также работал домашней прислугой, чтобы сводить концы с концами. Кроме того, она шила для всей семьи мыло, одежду и выращивала овощи в небольшом саду. [ 5 ] К 1875 году половина ее детей умерла раньше нее, и двое ее внуков тоже скончались. [ 6 ] После двадцатилетнего отсутствия первый муж Джеймса Исаак вернулся в Юту очень больным и жил с Джейн до своей смерти в 1891 году, и хотя они так и не поженились повторно, его похороны прошли в ее доме. [ 23 ]
Джеймс оставался активным членом церкви и активно участвовал в деятельности Общества милосердия и других женских организаций, связанных с церковью. [ 6 ] В 1893 году Джеймс завершила свою автобиографию с помощью соратницы по церкви Элизабет Ранди. [ 8 ] Она также внесла финансовый вклад в строительство храмов Логана, Манти и Святого Георгия. [ 21 ] В более позднем возрасте и она, и ее брат Исаак Дж. Мэннинг получили зарезервированные места в передней части и в центре Скинии Солт-Лейк-Сити для церковных служб. [ 25 ] [ 6 ] Джеймс оставалась решительным сторонником Джозефа Смита на протяжении всей ее жизни, называя его «лучшим человеком, которого я когда-либо видел на земле». [ 8 ]
Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс умерла 16 апреля 1908 года в Солт-Лейк-Сити. [ 26 ] [ 27 ] Президент Церкви Джозеф Ф. Смит выступил на ее похоронах, где заявил, что она получит все свои храмовые благословения в вечности и станет «белым и красивым человеком», отражая богословие Церкви о расе того времени. [ 5 ] [ 28 ] По данным The Deseret News , на ее похоронах присутствовало много людей. [ 1 ] : 11
Петиции, которые необходимо наделить и запечатать
[ редактировать ]В течение своей жизни Джеймс по меньшей мере пять раз обращалась с прошениями к различным церковным руководителям с просьбой войти в храм и получить ее облечение, что является важным таинством для членов Церкви СПД. [ 5 ] [ 27 ] Она также подала прошение о запечатывании вместе со своими детьми Уокеру Льюису , известному афроамериканскому мормонскому старейшине. Льюис, как и Илия Авель , был рукоположен в священство еще при жизни Джозефа Смита, и поэтому Джеймс предполагал, что он будет иметь право на храмовые таинства. Однако ее ходатайства постоянно игнорировались или отказывались. [ 29 ]
Силинг как слуга в семье Смитов
[ редактировать ]Джеймс продолжал просить, чтобы ей и ее семье было дано таинство усыновления , чтобы они могли быть запечатаны вместе навсегда. Оправданием ее просьбы об исключении из правил церкви было предложение Эммы Смит в 1844 году запечатать ее с семьей Смитов в детстве. Возвращаясь к первоначальному предложению Смита, Джеймс в 1884 году обратился к апостолу Джону Тейлору с просьбой запечататься с семьей Смитов, но позже это было отклонено. [ 27 ] В декабре 1884 года Джеймс получила рекомендацию для посещения храма с ограниченным сроком использования, которая позволяла ей входить в храм для участия в крещениях по доверенности. [ 30 ] Позднее Первое Президентство «решило, что ее можно усыновить в семью Джозефа Смита в качестве служанки, что и было сделано, поскольку для этой цели была подготовлена специальная церемония». [ 31 ] Церемония состоялась 18 мая 1894 года, при этом Джозеф Ф. Смит выступал в качестве доверенного лица Джозефа Смита, а Вирсавия В. Смит выступала в качестве доверенного лица Джеймса (которого не допустили в храм для совершения таинства). [ 32 ] На церемонии Иаков был «навечно прикреплен к пророку Джозефу Смиту в качестве слуги и в этом качестве [...] связан со своей семьей [чтобы] быть послушным ему во всем в Господе как верный слуга». [ 33 ]
Джеймс была недовольна этим уникальным постановлением о запечатывании и снова подала заявку на получение запечатывания, предложенного ей Эммой. Согласно дневнику Франклина Ричардса , Первое Президентство СПД собралось 22 августа 1895 года, чтобы рассмотреть ее апелляцию, но снова отказало ей. В августе 1903 года Джеймс подала свое последнее письменное прошение тогдашнему президенту церкви Джозефу Ф. Смиту, прося его позволить ей «завершить работу, которую я начал для своих умерших». [ 27 ] Она продолжала подвергаться испытаниям: все, кроме двух из ее восьми детей (Сильвестр и Эллен), умерли раньше нее, как и шесть из ее 14 внуков. [ 8 ]
Посмертное пожертвование
[ редактировать ]В 1979 году, почти через 72 года после ее смерти, Джеймс получила облечение по доверенности от группы черных и белых Святых последних дней в храме в Солт-Лейк-Сити. [ 34 ] [ 7 ] : 54
Наследие
[ редактировать ]20-минутный документальный фильм, основанный на жизни Джеймса, « Джейн Мэннинг Джеймс: Ваша сестра в Евангелии» , премьера которого состоялась в 2005 году, был показан в парке This Is The Place Heritage в Солт-Лейк-Сити на ежегодной конференции Фонда апологетики в 2005 году. Информация и исследования (FAIR) и на общественном телевидении ( PBS ). Режиссером фильма выступила Маргарет Блэр Янг , соавтор вместе с Дариусом Греем трилогии исторической фантастики «Стояние на обещаниях» , основанной на фактах из жизни Джеймса. [ 35 ]
памяти Джеймса почтили на параде «Дни 47-го» в Солт-Лейк-Сити в 1997 году на платформе, спонсируемой Genesis Group (официальная организация, созданная при президенте СПД Джозефе Филдинге Смите для поддержки Святых последних дней африканского происхождения). [ 36 ]
был установлен памятник жизни Джеймс В июне 1999 года рядом с ее могилой на кладбище Солт-Лейк-Сити рядом с ее могилой на кладбище Солт-Лейк-Сити также группой Genesis вместе с Фондом мормонов штата Миссури. Оригинальные надгробия Джейн и Исаака Джеймсов были дополнены гранитным памятником, облицованным двумя бронзовыми досками. [ 37 ] Одна сторона памятника посвящена инциденту, задокументированному в 1850 году, когда Джейн поделилась половиной своего запаса муки с мормонской пионеркой Элизой Партридж Лайман, которая написала:
13 апреля: Брат Лайман [муж Элизы] отправился на миссию в Калифорнию вместе с О. П. Роквеллом и другими. Да благословит их Господь и процветает и вернет их в целости и сохранности. Он оставил нас... без чего-либо, чтобы испечь хлеб, поскольку добыть его было не в его власти. 25 апреля: Джейн Джеймс, цветная женщина, дайте мне два фунта муки, это примерно половина ее запасов.
На обратной стороне памятника была установлена вторая бронзовая доска с цитатами Джеймса и важными датами и событиями из ее жизни. В апреле 2005 года могилы и памятник снова были очищены и опечатаны.
12 октября 2018 года вышел полнометражный фильм об отношениях Джеймса с Эммой Смит под названием «Джейн и Эмма» . Режиссер фильма — Шантель Сквайрс, сценарий — Мелисса Лейлани Ларсон , в главной роли — Даниэль Дедвайлер . [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Картер, Кейт Б. История негритянского пионера . Библиотека Гарольда Б. Ли; Прово, Юта: Печать Юты. п. 9.
- ^ «Свидетельство о смерти» . Штат Юта . 17 апреля 1908 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ «Документ 7: Протокол заседания Совета Двенадцати Апостолов» (2 января 1902 г.) [Текстовая запись]. Испытание веры: Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс и истоки чернокожего сообщества Юты , Серия: MSS SC 1069. Прово, Юта: Специальные коллекции Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Вольфингер 1893 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и «Век черных мормонов · Джеймс, Джейн Элизабет Мэннинг · Экспонаты библиотеки Дж. Уилларда Марриотта» . экспонаты.lib.utah.edu . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Блэк и мормон . Ньюэлл Дж. Брингхерст, Дэррон Т. Смит. Урбана. 2004. ISBN 978-0-252-09060-8 . OCLC 785782170 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Раунди 1893 года .
- ^ Надгробие Джейн Мэннинг Джеймс
- ^ Терли 2014 , с. 122.
- ^ Терли 2014 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Терли 2014 , с. 124.
- ^ «Джейн Мэннинг Джеймс: Черный святой, пионер 1847 года» . Журнал Прапорщик . Август 1979 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Вольфингер 1893 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Терли 2014 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Терли 2014 , с. 130.
- ^ Коулман 1980 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Коулман 1980 .
- ^ Коулман 1980 , с. 57.
- ^ Раунди 1893 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Барретт 2000 .
- ^ Вольфингер 1893 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Терли 2014 , с. 131.
- ^ Райтер, Тоня (2017). «Черные спасители на горе Сион: крещения по доверенности и Святые последних дней африканского происхождения» . Журнал истории мормонов . 43 (4): 100–123. дои : 10.5406/jmormhist.43.4.0100 . ISSN 0094-7342 . JSTOR 10.5406/jmormhist.43.4.0100 .
- ^ Вольфингер 1893 , с. 8.
- ^ Терли 2014 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с д Мормонская церковь и чернокожие: документальная история . Мэтью Л. Харрис, Ньюэлл Дж. Брингхерст. Урбана. 2015. ISBN 978-0-252-09784-3 . OCLC 933516735 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Коули, Матиас (1909). Уилфорд Вудрафф: История его жизни и труда . Солт-Лейк-Сити, Юта. п. 587.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вудрафф, Уилфорд. «Документ 5: Запись от 16 октября 1894 г., Журналы Уилфорда Вудраффа» (16 октября 1894 г.) [Текстовая запись]. Испытание веры: Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс и истоки чернокожего сообщества Юты , Серия: MSS SC 1069. Прово, Юта: Специальные коллекции Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга.
- ^ Терли 2014 .
- ^ «Слуга запечатывания» . www.wheatandtares.org . Пшеница и плевелы. 22 февраля 2016 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- ^ Куинн, Д. Майкл (1997). Иерархия мормонов: расширение власти . Солт-Лейк-Сити: авторские книги . п. 795. ИСБН 978-1-56085-060-1 . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ «120 лет назад сегодня — 18 мая 1894 года» . Todayinmormonhistory.com . Сегодня в истории мормонов. 18 мая 2014 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Берч, Элис Фолкнер. «Черные женщины в Церкви СПД и роль группы Бытия» . www.mormonwomenshistoryinitiative.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ Молодой 2005 .
- ^ Брингхерст, Ньюэлл Г. Смит, Дэррон Т. (2006). Блэк и мормон . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-07356-8 . OCLC 63395945 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Янг, Маргарет Блэр (27 июля 2004 г.). «Дом веры: памятник Джейн Мэннинг Джеймс. В ней не было ничего слабого» . ldsmag.com . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Флетчер Стэк, Пегги (31 мая 2018 г.). «Новый фильм «Джейн и Эмма» рассказывает о дружбе чернокожего новообращенного и любимой жены основателя мормонизма» . www.sltrib.com . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 22 октября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Терли, Ричард Э. (2014). Женщины веры в последние дни . Том. 2. Бриттани Чепмен Нэш. Солт-Лейк-Сити, Юта: Книжная компания Deseret. стр. 120–135. ISBN 978-1609071738 . OCLC 751248881 .
- Картер, Кейт Б. История негритянского пионера . Библиотека Гарольда Б. Ли; Прово, Юта: Печать Юты. стр. 11–13.
- Коулман, Рональд Джеральд (1980). История чернокожих в Юте, 1825–1910 гг . Библиотека Гарольда Б. Ли; Прово, Юта.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вулфингер, Генри Дж. «Испытание веры: Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс и истоки чернокожего сообщества Юты» (1893) [текстовая запись]. Испытание веры: Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс и истоки чернокожего сообщества Юты , Серия: MSS SC 1069, стр. 2–3. Прово, Юта: Специальные коллекции Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга.
- Раунди, Элизабет Дж. Д. «Документ 9: Очерк жизни Джейн Джеймс» (1893) [текстовая запись]. Испытание веры: Джейн Элизабет Мэннинг Джеймс и истоки чернокожего сообщества Юты , Серия: MSS SC 1069, стр. 4. Прово, Юта: Специальные коллекции Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга.
- Мюллер, Макс Перри (2017). Раса и формирование мормонского народа . Чапел-Хилл. ISBN 978-1-4696-3375-6 . OCLC 975490959 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Барретт, Иван Дж. (2000). Героические мормонские женщины . Американ Форк, Юта: Covenant Communications. п. 99. ИСБН 978-1577346760 .
- Янг, Маргарет Блэр (2005). «Создание Джейн Мэннинг Джеймс: ваша сестра в Евангелии» . Сегулла.орг . Архивировано из оригинала 18 июля 2015 года . Проверено 6 июля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эмбри, Джесси Л. (1994). Черные Святые в белой церкви: современные афроамериканские мормоны . Солт-Лейк-Сити, Юта: авторские книги. ISBN 978-1-56085-044-1 .
- Джонсон, Карен А. (2006). «Неустрашимое мужество и вера: жизнь трех чернокожих женщин на Западе и на Гавайях в начале 19 века». Журнал афроамериканской истории . 91 (1): 4–22. дои : 10.1086/JAAHv91n1p4 . JSTOR 20064044 . S2CID 148934939 .
- Мюллер, Макс (зима – весна 2011 г.). «Играя Джейн: история чернокожей мормонки-первопроходца жива и сегодня» . Бюллетень Гарвардской школы богословия . 39 (1 и 2). Архивировано из оригинала 20 апреля 2011 года.
- Ньюэлл, Линда Кинг ; Эйвери, Валин Типпеттс (август 1979 г.). «Джейн Мэннинг Джеймс: Черный святой, пионер 1847 года» . Прапорщик .
- Ньюэлл, Куинси (2019). Ваша сестра в Евангелии: жизнь Джейн Мэннинг Джеймс, черной мормонки девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199338665 .
- О'Донован, Коннелл (2006). «Запрет мормонского священства и старейшина К. Уокер Льюис: «Пример для подражания его более белым братьям» ». Журнал Исторической ассоциации Джона Уитмера . ( Интернет-перепечатка с обновлениями автора)