Jump to content

Толос (архитектура)

(Перенаправлено из Толос (Древний Рим) )
Филиппион в Олимпии

Толос . ( мн.: tholoi; от древнегреческого θόλος, что означает «коническая крыша») [1] или «купол»), на латыни tholus ( мн.ч. : tholi ), представляет собой форму здания, которая широко использовалась в классическом мире. Это круглая конструкция с круглой стеной и крышей, обычно построенная на нескольких ступенях (подиуме) и часто с кольцом колонн, поддерживающих коническую или куполообразную крышу.

Он отличается от моноптероса (древнегреческого: ὁ μονόπτερος от политонического : μόνος, только, одиночный, одинокий и τὸ πτερόν , крыло ), круглой колоннады, поддерживающей крышу, но без каких-либо стен, которая, следовательно, не имеет целлы (комнаты внутри). [2] Оба эти типа иногда называют ротондами .

Строение толоса

Все более крупная серия круглых зданий была построена в развивающейся традиции классической архитектуры до поздней античности , и они представлены здесь. Средневековые круглые здания окружены ротондой . Начиная с эпохи Возрождения, классическая форма толоса постоянно возрождалась, теперь часто увенчанная куполом, особенно в качестве элемента гораздо более крупных зданий.

Толос не следует путать с ульевой гробницей или «гробницей толоса» в современной терминологии, особой формой в Греции позднего бронзового века и других регионах. [3] Но было построено множество других круглых гробниц и мавзолеев, особенно для римских императоров.

Классический мир

[ редактировать ]
Толос Дельфийский 370–360 до н.э.

В древнегреческой архитектуре форма толоса использовалась для множества зданий разного назначения. Некоторые из них представляли собой круглые храмы греческого периметрического дизайна, полностью окруженные колоннадой, но большинство выполняло другие функции, а некоторые были архитектурно новаторскими. По словам А.В. Лоуренса , к 4 веку до н.э. «их более или менее светские функции давали частичное освобождение от строгих условностей, которые регулировали проектирование храмов». [4] Ни один греческий толос, за исключением хорагического памятника Лисикрата, не остался хоть сколько-нибудь нетронутым, причем большинство из них известны только благодаря раскопкам их характерных круглых фундаментов, а также других частей, найденных на этом месте. [5]

Большое здание, известное как «Толос» (но также и «Зонтик»). [6] в центре Афин, недалеко от агоры , служил, по крайней мере, столовой для исполнительной группы буле , совета из 500 граждан, выбранных по жребию из десяти «племен» для управления повседневными делами города, поскольку кухня выходит из главного круглого зала. Возможно, он также служил их дискуссионной комнатой или пританеоном . [7] Он был около 60 футов в поперечнике и был построен около 470 г. до н.э. [8]

Внутри шесть колонн поддерживали первоначальную коническую крышу, которая, кажется, была покрыта терракотовой плиткой вокруг нижних частей и, возможно, бронзовыми листами выше, ведущими к акротериону на вершине, как, по-видимому, это было в Филиппеоне . Однако эта крыша, похоже, была уничтожена пожаром около 400 г. до н.э. [9] и, вероятно, был заменен на вариант с использованием бронзовых листов. [10] Первоначальное здание, построенное вскоре после персидского разграбления Афин в 489–479 гг. До н.э., «очень простое». [11] без внешних колонн, что демонстрирует «крайнюю экономию [в] конструкции». [12]

Дельфийский храм Афины Проная с толосом

Знаменитый Дельфийский Толос имел ширину почти 13,5 метров. Его датируют 370–360 гг. до н.э. Его роль остается неясной. было 20 дорических колонн Снаружи стены десять коринфских колонн , а внутри стены - меньшего размера, возвышающихся над низкой каменной скамейкой. Здание имело «более декоративную обработку, чем было бы тогда допустимо в храме». Сейчас на этом месте он частично реконструирован. [13]

Одна реконструкция Толоса Эпидавра.

Рядом с храмом в святилище Асклепия Эпидавр был «лучшим из всех толоев , по мнению древних». Он был спроектирован скульптором Поликлетом Младшим около 360 г. до н.э. и имел диаметр 22 метра. Надпись сообщает нам, что здание называлось тимела или «место жертвоприношения». Он использовал коринфский ордер , который все еще был новшеством, для кольца из 14 колонн внутри, а «необычайно изящная» версия капителей здесь, вероятно, послужила влиятельной моделью для более поздних зданий. Возможно, коринфянину был представлен цветок (или «розетка»), касающийся счетов в центре каждого лица. В отличие от греческого храма , в нем было как минимум два окна по бокам дверного проема и, возможно, еще больше вверху. [14]

Еще одним коринфским толосом был небольшой хорагический памятник Лисикрату в Афинах, около 334 г. до н.э., первое сохранившееся здание, в котором снаружи использовался коринфский ордер, а внутри не было. [15]

Филиппеон хризоэлефантиновые в Альтисе Олимпии г. до н. э . ( ок. 335 ) представлял собой круглый памятник из известняка и мрамора, довольно тесный интерьер которого содержал ( слоновая кость и золото) статуи Филиппа II из семьи Македонского; сам Александр Македонский , Олимпиада , Аминта III и Эвридика I. Колонны были ионическими снаружи и коринфскими полуколоннами внутри. [16]

Самый большой греческий толос неопределенного назначения был построен в храмовом комплексе Самофракии в 260-х годах до нашей эры. Его часто называют Арсиноеем (или Арсиноейоном, Арсиноей Ротондой), поскольку царицы Птоломеев Арсинои II сохранилась табличка-посвящение египетской . Святилище было великим эллинистическим центром греко-римских мистерий и к этому времени стало переполнено зданиями. [17] Толос имел ширину 20 метров (от нижней ступени) и высоту, согласно реконструкции, 12,65 м, с глухими нижними частями стены, но высоко вверху небольшими колоннами, где также были размещены окна. [18] Одна из многих реконструкций, предложенных учеными, была использована в качестве основы Арлингтонского водохранилища, штат Массачусетс , в 1920-х годах, функционировавшего как водонапорная башня емкостью 2 000 000 галлонов. [19] Бефрейунгсхалле (1840-е годы ) недалеко от Кельхайма , Бавария , является мемориалом победы на ту же тему.

Римский мир

[ редактировать ]
Фасад Пантеона , Рим.

Безусловно, самым известным крытым римским зданием является Пантеон в Риме . Однако он резко отличается от других классических толоев тем, что вход в него осуществляется через очень большой плоский фасад храма с выступающим портиком с тремя рядами колонн, в то время как остальная часть экстерьера представляет собой глухую стену без колонн и окон, поэтому круглая форма довольно скрыт спереди, пока посетитель не войдет и не увидит огромное круглое пространство. [21]

Храмы богини Весты , которые обычно были небольшими, обычно имели круглую форму, но ей были посвящены не все храмы вокруг. Три наиболее известных сохранившихся объекта, находящихся в Риме или его окрестностях, были названы авторами постклассической эпохи «Храмом Весты», причем в двух случаях без каких-либо веских доказательств. Один из них теперь обычно называют Храмом Геркулеса Виктора , в то время как старое название продолжает использоваться для Храма Весты, Тиволи , в отсутствие каких-либо убедительных доказательств фактического посвящения – возможно, Тибуртинской Сивилле . Идентификация Храма Весты в Риме, расположенного рядом с Домом весталок , надежна. [22]

В римских городах толос часто можно было найти в центре мацелума ( рынка), где он мог быть местом продажи рыбы. Были предложены и другие варианты использования центрального толоса, например, место, где хранились официальные меры веса и меры для справки, или в качестве святилища рыночных богов. У некоторых мацелл в центре двора вместо толоса был фонтан или водное сооружение. [23] [24]

По сути, римляне разработали новую форму амфитеатра , из которых Колизей в Риме является самым большим, наиболее известным и лучше всего сохранившимся. Они были в основном овальными, а не круглыми, и, как и полукруглые римские театры , не имели крыши, за исключением велариума , тканевого навеса над некоторыми частями. [25]

Гробницы

[ редактировать ]
Этрусская гробница в Черветери , Некрополь Бандитачча.

Круглый курган был наиболее распространенной формой ранних греческих гробниц, часто облицованных вертикальной или наклонной каменной стеной вокруг основания, тип, который до сих пор в изобилии встречается в этрусских некрополях, таких как «Некрополь Бандитачча» в Черветери недалеко от Рима. Вершина представляла собой земляной холм с (в греческом мире) одним или несколькими вертикальными камнями на вершине. Этрусские погребальные камеры находились ниже уровня земли и были довольно большими, заполненными семейными саркофагами и погребальным инвентарем (большинство сохранившихся расписных греческих ваз происходят из этрусских гробниц). [26]

Местные правители на окраинах эллинского мира построили несколько значительных гробниц-курганов. Самый крупный из них был сделан около 600 г. до н. э. для царя ( Алиатта Лидии в современной Турции), отца Креза , и доминирует над элитным кладбищем, которое сейчас называется Бин Тепе . Геродот посетил его и говорит, что камни на вершине свидетельствуют о том, что он был построен рыночными торговцами, ремесленниками и проститутками из близлежащей столицы Сарды , причем проститутки внесли наибольший вклад. Оно было 900 футов в высоту и почти четверть мили в диаметре. Сохранился большой холм, теперь уменьшенный и опустившийся по бокам, а также сводчатый проход, ведущий к разграбленной гробнице в центре. [27]

Королевский мавзолей Мавретании , I век нашей эры, с ионическими колоннами.

Так называемая «Гробница Тантала» аналогичной даты была полностью облицована камнем, диаметром 33,55 метра и примерно такой же высотой. У основания была вертикальная стена, затем коническая крыша, большая часть которой сохранилась до 1835 года, когда раскопки под руководством Шарля Тексье с использованием рабочей силы французского флота разрушили ее. Проход, ведущий к прямоугольной погребальной камере в центре, был полностью засыпан камнями. Камера имела выступ , образующий заостренную арку между двумя прямыми торцевыми стенами. Это также был самый большой памятник на кладбище, которое сейчас находится на окраине Измира . [28]

Мадгасен нумидийских (или «Медрасен») — королевский мавзолей, построенный, возможно, в III веке до нашей эры, берберских царей в Нумидии, Алжир , похожей формы. Несмотря на свою независимость, Нумидийское царство все активнее вовлекалось в силовую политику Средиземноморья, и архитектор, знакомый с классической архитектурой, окружил вертикальную часть стены у основания соединенными колоннами в дорическом ордере , «крупнопропорциональных и с гладкими валами, под каветто». карниз ». Вся внешняя часть была и в значительной степени до сих пор покрыта каменной облицовкой, прямой конус верхней части (за исключением плоской вершины) сформирован в виде ступенек, как у египетских пирамид . [29]

Королевский мавзолей Мавретании , долгое время называвшийся Гробницей Кретьен («Могила христианки»), очень похож, но намного больше и с ионическими колоннами вокруг основания. Это мавзолей полностью романизированного короля Джубы II Нумидии , и Мавретании (умер в 46 г. н.э.) и его королевы Клеопатры Селены II дочери Клеопатры VII и Марка Антония . Однако дизайн «кажется определенно греческим». [30]

Императорский Рим
Интерьер Санта-Костанца , Рим, IV век.

строительство круглого мавзолея Августа Джуба и Клеопатра Селена, вероятно, все еще жили в приличном плену в Риме, когда около 28 г. до н.э. там началось . В (почти) восстановленном в 21 веке видении есть внешнее кольцо, а затем пространство вокруг цилиндра с гробницей, где был захоронен прах многих представителей династии Юлиев-Клавдиев . Лестница ведет на крышу. [31] Большие гробницы элитных римских семей имели некоторые характеристики коттеджей выходного дня: сады, огороды, кухни и просторные квартиры. Многие любили посещать свою семейную могилу в дни рождения или юбилеи, чтобы провести семейную трапезу и день размышлений. [32]

Мавзолей Августа имел диаметр 90 м (295 футов) и высоту 42 м (137 футов). Гробница была расположена в центре общественного парка, давно почти полностью застроенного, в который входили Ара Пацис и другие алтари. Из древних писателей ясно, что на верхних частях обрушившегося и до сих пор не восстановленного искусственного холма или купола росла зелень, вероятно, деревья. [33] Казаль Ротондо аналогичной даты и диаметром 35 метров является самой большой гробницей на Аппиевой дороге за пределами Рима; кто его построил, теперь неясно. [34] Гробница Цецилии Метеллы , невестки триумвира Красса , представляет собой еще одну большую круглую гробницу.

Мавзолей Диоклетиана (умер в 312 г.), часть Сплитского собора.

Август создал прецедент для создания ряда круглых императорских гробниц в последующие столетия; некоторые либо стали христианскими церквями, либо были встроены в них, которые, как правило, сохранились в более нетронутом виде. Самым большим из них является Кастель Сант-Анджело , построенный как мавзолей Адриана (умер в 138 г.), затем преобразованный в замок. На плоской крыше был сад. Ротонда Галерия в Салониках , строительство которой началось около 310 г., вероятно, предназначалась как его мавзолей, а позже стала церковью, а затем мечетью. [35] Сохранились только подземные части мавзолея Максенция (умер в 312 г.) за пределами Рима; на самом деле это использовалось для его сына. [36]

Последним из этой серии был ныне исчезнувший мавзолей Гонория (умер в 423 г.), в котором снова находились могилы многих его родственников. Это было круглое кирпичное здание с куполом, прикрепленное к старой базилике Святого Петра и снесенное вместе с ней в 1519 году. Это было типичное императорское мавзолее после того, как империя обратилась в христианство, поскольку оно было пристроено к церкви или раннехристианскому погребальному залу (происхождение многих крупнейших базилик Рима). Санта-Костанца , посвященная дочерям Константина Великого , является сохранившимся примером, но необычна тем, что до сих пор сохранила большую часть своего богатого мозаичного декора. [37]

Мавзолей Диоклетиана (умер в 312 г.) находился внутри его огромного дворца Диоклетиана в Сплите, Хорватия , а позже был адаптирован для формирования центральной части Сплитского собора . Это восьмиугольный снаружи, [38] но круглый внутри; искусная резьба колонн хорошо сохранилась, но окружена роскошной более поздней церковной утварью. [39]

Санто Стефано Ротундо , Рим, V век.

Церковь Санто-Стефано-аль-Монте-Челио или «Санто-Стефано-Ротундо» в Риме была, возможно, уникальной для своего периода конца V века, недавно построенной как круглая церковь, очевидно, не связанная с каким-либо захоронением. Долгое время считалось, что он был построен на более ранней круглой конструкции, но раскопки это опровергли. Первоначальная конструкция, теперь значительно измененная, состояла из трех концентрических частей, все круглые. От центра наружу шло центральное пространство высотой 22 метра и того же диаметра, окруженное гораздо более низким амбулаторием , а затем пространство под открытым небом, за исключением четырех проходов, окруженное еще одним амбулаторием. [40]

Мавзолей Теодориха в Равенне 520 года построен с использованием римских строительных технологий, но выполнен в впечатляющем, но неклассическом стиле, возможно, заимствованном из Сирии; Теодорих Великий был правителем остготов -варваров. [41]

Ренессанс в современность

[ редактировать ]
Темпьетто в , Сан-Пьетро-ин-Монторио Рим, автор Донато Браманте ок. 1502

Толос был возрожден в одном из самых влиятельных зданий архитектуры эпохи Возрождения , Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Он был спроектирован Донато Браманте около 1502 года. Это небольшое здание, инновация которого, насколько это касалось Западной Европы, заключалась в использовании формы толоса в качестве основы для купола наверху; возможно, это отражало византийское строение в Иерусалиме над гробницей Христа. Римский храм Весты (без купола), вероятно, также оказал влияние. Это сочетание толоса, теперь называемого «барабан» или « толобат », и купола стало чрезвычайно популярным, возвышаясь высоко над основными постройками, которые часто основывались на римском храме . [42]

Большинство предложений по восстановлению базилики Святого Петра , первое из которых было сделано Браманте в 1506 году, включало эту комбинацию элементов, по крайней мере, снаружи; как и в соборе Святого Петра, ложные купола часто давали другой внутренний вид. Сочетание барабана и купола первоначально в основном использовалось для церквей, например, в Доме Инвалидов в Париже (1676 г.) и соборе Святого Павла в Лондоне (1697 г.), но позже и в других зданиях, и продолжалось, по крайней мере, до 20 века. [43] Капитолий США — одно из многих зданий, где над куполом находится толос, служащий основой для Статуи Свободы , а также двух гораздо более крупных зданий с колоннадой внизу; версии формулы также использовались в столицах нескольких (возможно, большинства) американских штатов . Пантеон в . Париже также увенчан толосом под куполом [44]

Мавзолей в замке Говард , Николас Хоксмур , 1742 год.

Камера Рэдклиффа , построенная в качестве библиотеки Оксфордского университета в 1737 году, является одним из относительно немногих крупных зданий после эпохи Возрождения, в которых использовался чисто круговой план, с небольшим акцентом на вход, в классическом стиле, полном сложностей и обращенном в прошлое. к итальянской архитектуре маньеризма . [45] Мавзолей в парке замка Ховард в Северном Йоркшире работы Николаса Хоксмура (завершен в 1742 году) дает «трагическую» интерпретацию темы, делая колонны большими и близко расположенными друг к другу, а купол низким. [46]

Большинство предпочитало ротонду в стиле Пантеона с выраженным фасадом храма, а часто и с несколькими. Знаменитая вилла Ла Ротонда (или «Вилла Капра») Андреа Палладио (начатая в 1567 году) взяла тему Пантеона, но добавила фасад храма с колоннами с четырех сторон, чтобы создать своего рода греческий крест . Здесь находится высокий круглый центральный зал с большой купольной крышей, но здание за портиками на самом деле квадратное. Эту формулу часто копировали для загородных домов, как, например, в Чизвик-хаусе (1725 г.), спроектированном его владельцем лордом Берлингтоном , и в замке Меруорт (1723 г.) Колена Кэмпбелла . [47]

Ротонда Винсент в Университете Вирджинии , спроектированная Томасом Джефферсоном (1826 г.), была намного ближе к Пантеону, который был признан ее моделью, и эта традиция все еще использовалась в 1930-х годах, когда Центральную библиотеку Манчестера. и построил спроектировал Харрис , часто использовавший обновленный классический стиль. На открытии один критик написал: «Это такие вещи, которые убеждают поверить в непреходящую применимость классического канона». [48]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лоуренс, 183 г.
  2. ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Оксфордский словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , 2-е изд., ОУП, Оксфорд и Нью-Йорк, стр. 500. ISBN   978-0-19-860678-9 .
  3. ^ Ярвуд, 5–6
  4. ^ Лоуренс, 187; Ярвуд, 21 год
  5. ^ Подробный отчет о раскопках см. в Томпсоне.
  6. ^ Томпсон, 71 год.
  7. ^ Томпсон, 147–151.
  8. ^ Лоуренс, 185; Томпсон, 128 лет; Страница базы данных Персея
  9. ^ Томпсон, 129, 132.
  10. ^ Томпсон, 69–71.
  11. ^ Лоуренс, 183 г.
  12. ^ Томпсон, 128
  13. ^ Лоуренс, 183–185 (цитируется 185); Ярвуд, 21 год
  14. ^ Лоуренс, 185
  15. ^ Лоуренс, 187
  16. ^ Лоуренс, 186–187.
  17. ^ Короткое видеообзор из Университета Эмори.
  18. ^ «Ротонда Арсинои II» , веб-сайт Университета Эмори; Лоуренс, 187–188 гг.
  19. ^ Список NRHP
  20. ^ Лоуренс, 186 лет, устанавливает вторую коническую крышу поверх показанной плоской крыши.
  21. Ярвуд, 47, 50, план на 51 год.
  22. ^ Ярвуд, 52 года.
  23. ^ Дайсон, Стивен Л. (1 августа 2010 г.). Рим: живой портрет древнего города . Джу Пресс. п. 252. ИСБН  9781421401010 .
  24. ^ Холлеран, Клэр (26 апреля 2012 г.). Шопинг в Древнем Риме: розничная торговля в Поздней республике и принципате . Издательство Оксфордского университета. п. 161. ИСБН  978-0199698219 . Проверено 1 апреля 2016 г.
  25. ^ Ярвуд, 55–59.
  26. ^ Лоуренс, 183; Ярвуд, 34 года
  27. ^ Лоуренс, 183 г.
  28. ^ Перро, Жорж и Чипье, Чарльз, История искусства во Фригии, Лидии, Карии и Ликии , 45–49 , 1892, Чепмен и Холл (перевод с французского); Лоуренс, 183 года
  29. ^ Лоуренс, 189; «Алжирский мавзолей Медрасена в опасности» (PDF) . ИКОМОС . 2006–2007 гг . Проверено 8 августа 2016 г.
  30. ^ Лоуренс, 189
  31. ^ «Прогуляйтесь по 2000-летнему мавзолею Августа, первого императора Рима» . The Art Newspaper – новости и события международного искусства . 2021-03-02 . Проверено 15 декабря 2021 г.
  32. ^ Кэмпбелл, 31–32, 35–36, 41–42.
  33. ^ Кэмпбелл, 40–41; «Мавзолей Августа» , Сады Римской империи.
  34. ^ Киличи, Л.; С. Киличи Джильи, DARMC; Р. Талберт, С. Гиллис; Т. Эллиотт, Дж. Беккер (2 августа 2017 г.). «Места: 422869 (Касаль Ротондо)» . Плеяды . Проверено 20 августа 2023 г.
  35. ^ Ярвуд, 109
  36. ^ «Мавзолей Ромула вновь открывается через 20 лет» . Исторический блог . 9 июня 2014 года . Проверено 11 июня 2015 г.
  37. ^ Ярвуд, 84 года.
  38. ^ Как и так называемый Храм Ромула в Риме, возможно, также императорский мавзолей.
  39. ^ Ярвуд, 60–62.
  40. ^ Кларидж, Аманда. (1998). Канлифф, Барри (ред.). Рим: Оксфордский археологический путеводитель по Риму . Томс, Джудит, Кабберли, Тони. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 308 . ISBN  9780192880031 . OCLC   37878669 .
  41. ^ СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО Равенна № 788, с. 60
  42. ^ Фрайбург, Джек, «Храм, скиния и гробница: наследие Темпьетто Браманте» , журнал Sacred Architecture Journal , том 39, 2021; Саммерсон, 41–42; Лот
  43. ^ Саммерсон, 41–42; Лот
  44. ^ Лот
  45. ^ Саммерсон, 42 года.
  46. ^ Саммерсон, 42 года.
  47. ^ Саммерсон, 55 лет.
  48. ^ Холдер, Джулиан (2007). «Эмануэль Винсент Харрис и выживание классицизма в межвоенном Манчестере». В Хартвелле, Клэр; Уайк, Терри (ред.). Создание Манчестера . Антикварное общество Ланкашира и Чешира. ISBN  978-0-900942-01-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2ade406f8abc302e3eacbbb4523f064__1707538680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/64/f2ade406f8abc302e3eacbbb4523f064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tholos (architecture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)