Бимал Рой
Бимал Рой | |
---|---|
![]() Рой с. 1954 год | |
Рожденный | |
Умер | 7 января 1966 г. Бомбей , Махараштра, Индия | ( 56 лет
Род занятий | Продюсер и режиссер |
Заметная работа |
|
Супруг | Манобина Рой |
Дети | 4, включая Ринки Бхаттачарья , Джой Бимал Рой |
Награды |
Бимал Рой (12 июля 1909 — 7 января 1966) — индийский кинорежиссёр. Он особенно известен своими реалистическими и социалистическими фильмами, такими как «До Бигха Замин» , «Паринита» , «Бирадж Баху» , «Девдас» , «Мадхумати» , «Суджата» , «Паракх» и «Бандини» , что сделало его важным режиссером хинди-кино . Вдохновленный итальянским неореалистическим кино, он снял «До Бигха Замин» после просмотра Витторио Де Сики » «Велосипедных воров (1948). [ 1 ] Его работы особенно известны своей мизансценой , которую он использовал для изображения реализма . [ 1 ] За свою карьеру он завоевал ряд наград, в том числе одиннадцать премий Filmfare Awards , две Национальные кинопремии и Международную премию Каннского кинофестиваля . Мадхумати выиграл 9 премий Filmfare Awards в 1958 году, что является рекордом за 37 лет. [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Бимал Рой родился 12 июля 1909 года в бенгальской семье байдья в Суапуре, Дакка , которая тогда была частью Восточная Бенгалия и Ассам провинции Британской Индии , а сейчас является частью Бангладеш . [ 2 ] Он продюсировал множество фильмов на бенгали и хинди .
Карьера
[ редактировать ]
Бимал Рой переехал в Калькутту и начал работать в кино в качестве ассистента оператора в компании New Theaters Pvt. Ltd. В это время он помогал режиссеру П.С. Баруа в качестве рекламного фотографа в популярном фильме 1935 года «Девдас» в главной роли с К.Л. Сайгалом . В 1940-х и 1950-х годах Рой был частью параллельного кинодвижения в послевоенной Индии. Он сотрудничал в «Анжангархе» (1948), одном из последних крупных фильмов Новых театров, однако киноиндустрия в Калькутте находилась в упадке, поэтому Рой вместе со своей командой перенес свою базу в Бомбей (ныне Мумбаи). 1950 г., в который входили Хришикеш Мукерджи (редактор), Набенду Гош (сценарист), Асит Сен (помощник режиссера), Камаль Бозе (оператор), а затем Салил Чаудхури (музыкальный руководитель), и к 1952 году он возобновил второй этап своей карьеры. с Маа (1952), для Bombay Talkies . [ 3 ] Он прославился своими романтически-реалистическими мелодрамами, в которых затрагивались важные социальные проблемы, но при этом они были развлекательными. Он был режиссером, прекрасно и глубоко понимавшим человеческие сильные и слабые стороны. В 1959 году был членом жюри I Московского международного кинофестиваля . [ 4 ]
Он умер от рака 7 января 1966 года в возрасте 56 лет. У него осталось четверо детей: дочери Ринки Бхаттачарья, Яшодхара Рой и Апараджита Синха, а также его единственный сын Джой Рой. Его старшая дочь, Ринки Бхаттачарья , вышла замуж за режиссера Басу Бхаттачарья вопреки желанию обеих семей. Брак распался через несколько лет, но в результате родился сын, актер и сценарист Адитья Бхаттачарья . Ринки Бхаттачарья теперь возглавляет Мемориальный комитет Бимала Роя. [ 5 ] и его правнучка Дриша Ачарья вышла замуж за Карана Деола.
Награды
[ редактировать ]Бимал Рой получил несколько наград.
- 1953: Премия Filmfare за лучший фильм - До Бигха Замин
- 1953: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - До Бигха Замин
- 1954: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - Паринита
- 1955: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - Бирадж Баху
- 1958: Премия Filmfare за лучший фильм - Мадхумати
- 1958: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - Мадхумати
- 1959: Премия Filmfare за лучший фильм - Суджата
- 1959: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - Суджата
- 1960: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - Парах
- 1963: Премия Filmfare за лучший фильм - Бандини
- 1963: Премия Filmfare за лучшую режиссуру - Бандини
- 1953 : Всеиндийская почетная грамота за лучший полнометражный фильм - До Бигха Замин [ 6 ]
- 1954 : Всеиндийская почетная грамота за лучший полнометражный фильм - Бирадж Баху. [ 7 ]
- 1955 : Почетная грамота за лучший полнометражный фильм на хинди - Девдас [ 8 ]
- 1958 : Серебряная медаль президента за лучший полнометражный фильм на хинди - Мадхумати. [ 9 ]
- 1959 : Всеиндийская почетная грамота за третий лучший полнометражный фильм - Суджата. [ 10 ]
- 1963 : Лучший полнометражный фильм на хинди — Бандини
Выиграл международный приз: [ 11 ]
- 1953 для До Бигха Замина
Номинированы на Гран-при фестиваля :
- 1953 для До Бигха Замина
Номинированы на Золотую пальмовую ветвь :
- 1955 год для Бираджа Баху
- 1960 для Суджаты
Музыка
[ редактировать ]Бимал Рой обычно чередовал музыкальных руководителей Салила Чоудхури и С.Д. Бермана . В его фильмах звучали красивые и запоминающиеся песни, исполненные всеми ведущими певцами того времени. Некоторые из известных песен из фильмов Роя включают:
- "Jalte Hain Jiske Liye" из Суджаты (1959) в исполнении Талата Махмуда.
- "Чали Радхе Рани" из Париниты (1953) в исполнении Манны Дей.
- "Aa Ri Aa Nindiya" из оперы "До Бигха Замин" (1953), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Латы Мангешкар
- "Ab Aage Teri Marzi" из оперы "Девдас " (1955), музыка С.Д. Бурмана в исполнении Латы Мангешкар.
- «Aan Milo Aan Milo Shyam Sabere» из «Девдаса» (1955), музыка С.Д. Бермана, в исполнении Манны Дей , Гиты Датт
- "Dil Tadap Tadap Keh Keh Raha" из Мадхумати (1958), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Мукеша, Латы Мангешкар
- "Сухана Сафар Аур Йе Маусам Хасин" из Мадхумати (1958), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Мукеша
- "Aaja Re Pardesi" из Мадхумати (1958), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Латы Мангешкар.
- "Ghadi Ghadi Mora Dil Dhadake" из Мадхумати (1958), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Латы Мангешкар
- "Зулми Санг Аанх Лади" из Мадхумати (1958), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Латы Мангешкар
- «О Саджана Барха Бахаар» из Параха (1960), музыка Салила Чоудхури, в исполнении Латы Мангешкар
- "Mora Gora Ang Lai Le" из балета Бандини (1963), музыка С.Д. Бурмана, в исполнении Латы Мангешкар.
Наследие
[ редактировать ]Влияние Бимала Роя было далеко идущим как в индийском, так и в мировом кино . В индийском кино его влияние распространилось как на массовое коммерческое кино на хинди , так и на развивающееся параллельное кино . Его фильм «До Бигха Замин» (1953) стал первым фильмом, успешно объединившим искусство и коммерческое кино. Он имел коммерческий успех и успех у критиков, получив Международную премию на Каннском кинофестивале 1954 года . В результате успех фильма открыл путь индийской новой волне . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
В коммерческом кино, пожалуй, самым влиятельным фильмом, который он снял, был [ по мнению кого? ] Мадхумати (1958), его первое и единственное сотрудничество с Ритвиком Гхатаком (написавшим сценарий) и один из первых фильмов, посвященных реинкарнации . Считается, что [ кем? ] стать источником вдохновения для многих более поздних работ, посвященных теме реинкарнации в индийском кино, индийском телевидении и, возможно, мировом кино. Возможно, это послужило источником вдохновения для создания американского фильма «Реинкарнация Питера Гордого» (1975) и фильма на хинди «Карз » (1980), оба из которых посвящены реинкарнации и оказали влияние на свои культуры. [ 15 ] Карз , в частности, несколько раз переделывался: фильм на каннада «Юга Пуруша» (1989), тамильский фильм «Энаккул Оруван» (1984) и совсем недавно болливудский фильм «Карзззз» (2008). Карц , возможно, также вдохновил американский фильм «Шансы есть» (1989). [ 15 ] Самый последний фильм, вдохновленный Мадхумати, - это популярный болливудский фильм «Ом Шанти Ом» (2007), в результате которого дочь Роя Ринки Бхаттачарья обвинила фильм в плагиате и пригрозила судебным иском против его продюсеров.
Бимал Рой открыл для себя и дал передышку многим детям, таким как Аша Парех , Сона Мастан Мирза, Бэби Фарида и Бэби Сону (Баблани), которые позже стали довольно известными. [ 16 ]
Фильмы Бимала Роя продолжают показываться на крупных национальных и международных кинофестивалях в Индии, Европе и Северной Америке. Его фильмы реставрируются и оцифровываются Национальным киноархивом Индии (NFAI) в Пуне. В июле 2014 года в Музее принца Уэльского в Мумбаи прошла выставка; Бимал Рой: Жизнь и времена , организованный в сотрудничестве с его детьми. Экспонаты включали показ фильмов; Мадхумати , Суджата и Бандини , а также постеры к фильмам, костюмы и памятные вещи, в том числе камера Arriflex, использованная для съемки Девдаса и Суджаты . [ 5 ]
вручается Мемориальный трофей Бимала Роя каждый год, начиная с 1997 года, Мемориальным и киносообществом Бимала Роя в честь как опытных художников и других представителей индийской киноиндустрии, так и новых и будущих выдающихся молодых режиссеров.

Почтовая марка с его изображением была выпущена Почтой Индии в его честь 8 января 2007 года.
Фильмография
[ редактировать ]Директор | |||
---|---|---|---|
Год | Фильм | Продюсер | Примечания |
1943 | Бенгальский голод | Английский | |
1944 | Удайер Пати | Бенгальский режиссер, сценарист и оператор | |
1945 | Хамрахи | Новые Театры | Писатель и оператор |
1948 | Анджангарх | ||
1949 | Мантрамугдху | ||
1950 | Первый человек | ||
1952 | Не | ||
1953 | Паринита | Ашок Кумар | Премия Filmfare за лучшую режиссуру |
1953 | До Бигха Лэнд | Бимал Рой | Премия Filmfare за лучший фильм Премия Filmfare за лучшую режиссуру. Сюжет написал Салил Чаудхури. |
1954 | Бирадж Баху | Хитен Чоудхури | Премия Filmfare за лучшую режиссуру |
1955 | работа | Бимал Рой Продакшнс | |
1954 | отец дочь | ||
1955 | Девдас | Себя | |
1958 | мадхумати | Бимал Рой Продакшнс | Самый кассовый фильм 1958 года. Он получил 9 премий Filmfare Awards , что является рекордом за 37 лет.
Его историю написал Рвитвик Гатак. |
1958 | еврейский | Кислоты Б. Вача | |
1959 | Суджата | Бимал Рой | Премия Filmfare за лучшую режиссуру |
1960 | Парах | Себя | |
1960 | Надер Нимай | Бенгальский | |
1961 | Бессмертная Ступа | ||
1962 | Прем Патра | Себя | |
1963 | Бандини | Бимал Рой | Он получил шесть премий Filmfare Awards, включая премию Filmfare за лучший фильм и премию Filmfare за лучшую режиссуру. |
1964 | Жизнь и послание Свами Вивекананды | Английский о Свами Вивекананде | |
Документальный фильм | |||
1941 | Банки для Индии |
Продюсер | |||
---|---|---|---|
Год | Фильм | Директор | Примечания |
1955 | Мандат | Аравинд Сен | |
1956 | Паривар | кислотный ты | |
1957 | Апради Каун | ||
1960 | Что он сказал? | Мони Бхаттачарджи | |
1961 | Примите это | Хемен Гупта | |
1961 | Беназир | С. Халил | |
1967 | Гаутама Будда | Раджбан Кханна | Отдел фильмов Индии |
Редактор | |||
1949 | дорогой | Камаль Амрохи | |
1960 | Калпана | РК Рахан | |
1951 | Дидар | Нитин Бозе | |
1962 | Умид | ||
1963 | танцевать | ||
1963 | Мое лицо и мои глаза | РК Рахан | |
Оператор | |||
1934 | Чандидас | Нитин Бозе | Ассистент оператора |
1934 | Дорогой Мансур | ||
1935 | Девдас | Праматеш Баруа | |
1936 | Грихада | ||
1936 | Майя | ||
1937 | Мукти | ||
1938 | Абхагин | Прафулла Рой | |
1939 | Бардиды | Амар Маллик | |
1940 | Абинетри | ||
1940 | Минакши | Модху Босе |
Библиография
[ редактировать ]- Ринки Рой Бхаттачарья (2009). Бимал Рой: Человек, который говорил в картинках . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-81-8475-818-4 .
- Ринки Рой Бхаттачарья (2014). Мадхумати Бимала Роя: нерассказанные истории из-за кулис . Публикации Рупы. ISBN 978-8129129161 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Анвар Худа (2004). Искусство и наука кино . Atlantic Publishers & Dist. п. 100. ИСБН 81-269-0348-1 .
- ^ «Бимал Рой» . Азиатский век . Бангладеш . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Воспоминания и мелодии золотой эпохи» . Индус . 13 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ «1-й Московский международный кинофестиваль (1959)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Рима Гехи (20 июня 2014 г.). «Первый в зеркале: войдите в мир Роя» . Зеркало Мумбаи . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Первая Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «2-я Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Третья Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2013 года . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ «6-я Национальная кинопремия» . Международный кинофестиваль Индии . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ «7-я Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Каннский фестиваль: два акра земли» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 25 января 2009 г.
- ^ Шрикант Шринивасан (4 августа 2008 г.). «До Бигха Замин: Семена индийской новой волны» . Дорогое Кино. Архивировано из оригинала 15 января 2010 года . Проверено 13 апреля 2009 г.
- ^ «До Бигха Замин» . Filmreference.com . 3 августа 1980 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Тенденции и жанры . Filmreference.com. Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (2005). «Глава 6: Реинкарнация». Женщина, притворявшаяся той, кем была: мифы о самоподражании . Издательство Оксфордского университета . С. 112–136 [135]. ISBN 0-19-516016-9 .
- ^ «БИМАЛ РОЙ – вспоминает дочь» . Журнал индийского кино . 12 июля 2020 г. Проверено 26 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Мемориала Бимала Роя
- Интернет-музей Бимала Роя
- Бимал Рой на IMDb
- Бимал Рой Жизнь и фильмография в индийском кино