Экономика фашистской Италии
Экономика фашистской Италии — это экономика Королевства Италия при фашизме между 1922 и 1943 годами. Италия вышла из Первой мировой войны в плохом и ослабленном состоянии, а после войны пережила инфляцию , огромные долги и длительную депрессию. К 1920 году экономика находилась в состоянии массовой конвульсии, с массовой безработицей, нехваткой продовольствия, забастовками и т. д. Примером этого пожара точек зрения может служить так называемый Biennio Rosso (Два красных года).
Фон
[ редактировать ]в Европе возникли некоторые экономические проблемы, такие как инфляция После войны . Индекс потребительских цен в Италии продолжал расти после 1920 года, но Италия не испытала гиперинфляции на уровне Австрии, Польши, Венгрии, России и Германии. Затраты на войну и послевоенное восстановление способствовали инфляционному давлению. Изменение политических взглядов в послевоенный период и подъем рабочего класса также были фактором, и Италия была одной из нескольких стран, где существовали разногласия по поводу налогового бремени . [1]
Фашистская экономическая политика
[ редактировать ]Бенито Муссолини пришел к власти в 1922 году в рамках парламентской коалиции, пока Национальная фашистская партия не захватила контроль и не установила однопартийную диктатуру к началу 1925 года. Рост популярности Муссолини до такой степени, что он стал национальным лидером, был постепенным, как и следовало ожидать от лидер любого фашистского движения. [2] Эта доктрина имела успех только в Италии, потому что общественность с таким же энтузиазмом относилась к переменам, как и Муссолини стремился покончить с либеральными доктринами и марксизмом в стране. Поэтому позже он написал (с помощью Джованни Джентиле ) и распространил среди итальянского общества «Доктрину фашизма» , которая в конечном итоге стала основой фашистской программы на протяжении всего периода диктатуры Муссолини. [3] Муссолини не просто занял позицию диктатуры, а, скорее, постепенно поднялся, основываясь на понимании существующей поддержки его идей в стране. [4]
До наступления эпохи диктатуры Муссолини пытался преобразовать экономику страны в соответствии с фашистской идеологией, по крайней мере, на бумаге. На самом деле он не был экономическим радикалом и не стремился к свободе действий в экономике. Фашистская партия занимала фракцию меньшинства, занимавшую всего три должности в кабинете министров, не считая Муссолини; [5] и предоставление другим политическим партиям большей независимости. В период коалиции Муссолини назначил классического либерального экономиста Альберто Де Стефани , первоначально стойкого лидера Центристской партии, министром финансов Италии. [6] который продвигал экономический либерализм наряду с мелкой приватизацией . Перед своим увольнением в 1925 году Стефани «упростил налоговый кодекс, снизил налоги, сократил расходы, либерализовал торговые ограничения и отменил контроль за арендной платой», где под его влиянием итальянская экономика выросла более чем на 20 процентов, а безработица упала на 77 процентов. [7]
Сторонники первой точки зрения считают, что Муссолини с самого начала своего правления имел четкую экономическую программу, как долгосрочную, так и краткосрочную. Правительство преследовало две основные цели — модернизировать экономику и восполнить нехватку в стране стратегических ресурсов. До смещения Стефани администрация Муссолини поставила современный капиталистический сектор на службу государству, напрямую вмешиваясь по мере необходимости для создания сотрудничества между промышленниками, рабочими и государством. Правительство перешло к разрешению классовых конфликтов в пользу корпоративизма . В краткосрочной перспективе правительство работало над реформированием широко злоупотребляемой налоговой системы, избавлением от неэффективной государственной промышленности, сокращением государственных расходов и введением тарифов для защиты новых отраслей. Однако эта политика закончилась после того, как Муссолини взял на себя диктаторский контроль и распустил коалицию.
Нехватке промышленных ресурсов, особенно ключевых ингредиентов промышленной революции, противостояли интенсивные разработки имеющихся внутренних источников и агрессивная коммерческая политика – поиск конкретных торговых сделок с сырьем или попытки стратегической колонизации. Чтобы способствовать торговле, Муссолини заставил итальянский парламент ратифицировать «Итало-советское политическое и экономическое соглашение» к началу 1923 года. [8] Это соглашение помогло Муссолини добиться официального признания Советского Союза Италией в 1924 году, первой западной страной, сделавшей это. [9] С подписанием в 1933 году Договора о дружбе, ненападении и нейтралитете с Советским Союзом фашистская Италия стала крупным торговым партнером сталинской , обменивая природные ресурсы Советской России России на техническую помощь Италии, которая включала области авиационная, автомобильная и военно-морская техника. [10]
Хотя Муссолини был учеником французского марксиста Жоржа Сореля и главным лидером Итальянской социалистической партии в ранние годы, он отказался от теории классовой борьбы в пользу классового сотрудничества . Некоторые фашистские синдикалисты обратились к экономическому сотрудничеству классов, чтобы создать «продуктивистскую» позицию, в которой «пролетариат производителей» будет иметь решающее значение для «концепции революционной политики» и социальной революции. [11] Однако большинство фашистских синдикалистов вместо этого последовали примеру Эдмондо Россони , который выступал за сочетание национализма с классовой борьбой. [12] часто проявляя враждебное отношение к капиталистам. Эта антикапиталистическая враждебность была настолько спорной, что в 1926 году Россони назвал промышленников «вампирами» и «спекулянтами». [13]
Поскольку экономика Италии в целом была неразвита с небольшой индустриализацией, фашисты и революционные синдикалисты, такие как Анджело Оливьеро Оливетти , утверждали, что итальянский рабочий класс не мог иметь необходимой численности или сознания, «чтобы совершить революцию». [14] Вместо этого они последовали наставлению Карла Маркса о том, что нация требует «полного созревания капитализма как предварительного условия для социалистической реализации». [15] Согласно этой интерпретации, особенно изложенной Серджио Панунцио , крупным теоретиком итальянского фашизма , «[с]индикалистами были продуктивисты, а не распределительники». [16] Фашистские интеллектуалы были полны решимости способствовать экономическому развитию, чтобы позволить синдикалистской экономике «достичь своего продуктивного максимума», который они считали решающим для «социалистической революции». [17]
Структурный дефицит, общественные работы и социальное обеспечение
[ редактировать ]Ссылаясь на экономику Джона Мейнарда Кейнса как на «полезное введение в фашистскую экономику», Муссолини привел Италию к структурному дефициту, который рос в геометрической прогрессии. [18] В первый год пребывания Муссолини на посту премьер-министра в 1922 году государственный долг Италии составлял лит. 93 миллиарда. К 1934 году итальянский историк-антифашист Гаэтано Сальвемини подсчитал, что государственный долг Италии вырос до 149 миллиардов литров. [19] В 1943 году газета «Нью-Йорк Таймс» оценила государственный долг Италии в 406 миллиардов литров. [20]
Расходы Муссолини на государственный сектор , школы и инфраструктуру бывшего школьного учителя считались непомерными. Муссолини «ввел программу общественных работ, не имеющую до сих пор аналогов в современной Европе. Были построены мосты, каналы и дороги, больницы и школы, железнодорожные станции и детские приюты; болота были осушены и мелиорированы, были посажены леса и созданы университеты». [21] Что касается масштабов и расходов на программы социального обеспечения, итальянский фашизм «выгоден по сравнению с более развитыми европейскими странами и в некотором отношении был более прогрессивным». [22] Когда политический деятель Нью-Йорка Гровер Алоизиус Уэлен спросил Муссолини о значении итальянского фашизма в 1939 году, ответ был: «Это похоже на ваш Новый курс !». [23]
К 1925 году фашистское правительство «приступило к реализации тщательно продуманной программы», которая включала дополнительную продовольственную помощь, уход за младенцами, помощь по беременности и родам, общее здравоохранение, надбавки к заработной плате, оплачиваемые отпуска, пособия по безработице, страхование по болезни, страхование от профессиональных заболеваний, общую помощь семье, общественную помощь. страхование жилья, старости и инвалидности. [24] Что касается общественных работ, администрация Муссолини «выделила 400 миллионов лир государственных денег» на строительство школ в период с 1922 по 1942 год по сравнению со всего лишь 60 миллионами лир в период с 1862 по 1922 год. [25]
Первые шаги
[ редактировать ]Фашистское правительство начало свое правление в небезопасном положении. Придя к власти в 1922 году после Марша на Рим , оно было правительством меньшинства до принятия закона Ачербо 1923 года и выборов 1924 года , и потребовалось время до 1925 года, после убийства Джакомо Маттеотти , чтобы прочно утвердиться в качестве диктатуры.
Экономическая политика в первые несколько лет была в основном классической либеральной, а Министерство финансов контролировалось старым либералом Альберто Де Стефани. Многопартийное коалиционное правительство предприняло сдержанную программу невмешательства - была реструктурирована налоговая система (закон от февраля 1925 г., декрет-закон от 23 июня 1927 г. и т. д.), предпринимались попытки привлечь иностранные инвестиции и заключить торговые соглашения, были предприняты усилия. сбалансировать бюджет и сократить субсидии. [26] Был отменен 10-процентный налог на капитал, инвестированный в банковский и промышленный секторы, а налог на директоров и администраторов анонимных компаний (SA) был снижен вдвое. Весь иностранный капитал был освобожден от налогов, а налог на роскошь также был отменен. [27] Муссолини также выступал против муниципализации предприятий. [27]
Закон от 19 апреля 1923 года передал страхование жизни частному предпринимательству, отменив закон 1912 года о создании Государственного института страхования, который десять лет спустя предполагал создание государственной монополии. [28] Более того, указ от 19 ноября 1922 года упразднил Комиссию по военным прибылям , а закон от 20 августа 1923 года отменил налог на наследство внутри семейного круга. [27]
Общий упор делался на то, что было названо продуктивизмом — национальный экономический рост как средство социального возрождения и более широкого утверждения национального значения.
Вплоть до 1925 года в стране наблюдался скромный рост, но структурные слабости увеличили инфляцию, и валюта медленно падала (лит. 90 до 1 фунта стерлингов в 1922 году, лит. 135 до 1 фунта стерлингов в 1925 году). В 1925 году произошел резкий рост спекуляций и резких колебаний курса лиры . Уровень движения капитала стал настолько большим, что правительство попыталось вмешаться. Де Стефани был уволен, его программа была отложена, а фашистское правительство стало более активно вмешиваться в экономику по мере усиления безопасности своей власти.
В 1925 году итальянское государство отказалось от своей монополии на телефонную инфраструктуру, а государственное производство спичек было передано частному «Консорциуму производителей спичек». [28]
Кроме того, различные банковские и промышленные компании получали финансовую поддержку со стороны государства. Одним из первых действий Муссолини было финансирование металлургического треста «Ансальдо» на сумму 400 миллионов лит. После дефляционного кризиса, начавшегося в 1926 году, такие банки, как Banco di Roma , Banco di Napoli и Banco di Sicilia, также получили помощь от государства. [29] В 1924 году , была создана Unione Radiofonica Italiana частными предпринимателями, входящими в группу Маркони (URI) , которая в том же году предоставила монополию на радиовещание. URI стал RAI После войны .
Кредитование частного сектора увеличилось на 23,8 процента в год: общая чистая прибыль акционерных банков удвоилась, предоставляя «отличные возможности для финансовых посредников». Когда этот период был остановлен, бремя дефляционной политики непропорционально легло на рабочих и служащих. [30]
Более жесткое вмешательство
[ редактировать ]Лира продолжала снижаться и в 1926 году. Можно утверждать, что для Италии это было неплохо, поскольку это привело к удешевлению и повышению конкурентоспособности экспорта и удорожанию импорта. Однако снижающаяся лира не понравилась политически. Муссолини, очевидно, рассматривал это как «проблему мужественности», и этот упадок был атакой на его престиж. В речи в Пезаро от 18 августа 1926 года он начал « битву за лиру ». Муссолини сделал ряд резких заявлений и изложил свою позицию по возвращению лиры на уровень 1922 года против фунта стерлингов, « Квоты 90 ». Эта политика была реализована посредством расширенной дефляции экономики, поскольку страна вернулась к золотому стандарту , денежная масса была сокращена, а процентные ставки были повышены. Эта акция привела к резкому спаду, который Муссолини воспринял как знак утверждения своей власти над «проблемными элементами» — пощечину как капиталистическим спекулянтам, так и профсоюзам .
В более широком масштабе фашистская экономическая политика подтолкнула страну к корпоративному государству, и это усилие продолжалось вплоть до войны. Идея заключалась в создании национального сообщества, в котором интересы всех частей экономики были бы интегрированы в превосходящее классы единство. Некоторые рассматривают переход к корпоративизму в два этапа. Сначала рабочих заставили подчиниться в 1925–1927 годах. Первоначально нефашистские профсоюзы, а затем (менее решительно) фашистские профсоюзы были национализированы администрацией Муссолини и переданы в государственную собственность. [31] В соответствии с этой трудовой политикой фашистская Италия приняла законы, делающие членство в профсоюзе обязательным для всех рабочих. [32] Это был трудный этап, поскольку профсоюзы были важной составляющей итальянского фашизма из-за его радикально- синдикалистских корней, а также основной силой в итальянской промышленности. Изменения воплотились в двух ключевых событиях. Пакт Дворца Видони в 1925 году объединил фашистские профсоюзы и крупные отрасли промышленности, создав соглашение, позволяющее промышленникам признавать только определенные профсоюзы и тем самым маргинализировать нефашистские и социалистические профсоюзы. Синдальные законы 1926 года (иногда называемые «Законами Рокко» в честь Альфредо Рокко ) продвинули это соглашение на шаг дальше, поскольку в каждом промышленном секторе могла быть только одна организация профсоюзов и работодателей. Лейбористы ранее были объединены под руководством Эдмондо Россони и его Всеобщей конфедерации фашистских синдикальных корпораций, что давало ему значительную власть даже после принятия синдикальных законов, что вызывало недовольство как промышленников, так и самого Муссолини. Таким образом, в 1928 году он был уволен, и его должность занял Муссолини. [33]
Только эти синдикаты могли заключать соглашения, а правительство выступало в качестве «арбитра». Законы объявили забастовки и локауты незаконными и сделали последний шаг, объявив вне закона нефашистские профсоюзы. Несмотря на строгую регламентацию, трудовые синдикаты имели право заключать коллективные договоры (единая заработная плата и льготы для всех фирм во всем экономическом секторе). [34] Фирмам, нарушавшим контракты, это обычно сходило с рук из-за огромной бюрократии и сложности разрешения трудовых споров, прежде всего из-за значительного влияния промышленников на трудовые дела.
Синдикаты работодателей также обладали значительной властью. Членство в этих ассоциациях было обязательным, и лидеры имели право контролировать и регулировать методы производства, распределения, расширения и другие факторы вместе со своими членами. В целом меры контроля отдавали предпочтение более крупным предприятиям, а не мелким производителям, которые были встревожены тем, что потеряли значительную часть индивидуальной автономии. [34]
Поскольку синдические законы разделяли капитал и труд, Муссолини и другие члены партии продолжали заверять общественность, что это всего лишь временная мера и что все ассоциации будут интегрированы в корпоративное государство на более позднем этапе.
Корпоративный этап
[ редактировать ]С 1927 года эти правовые и структурные изменения привели ко второй фазе, корпоративной фазе. Трудовая хартия 1927 года подтвердила важность частной инициативы в организации экономики, сохраняя при этом право на государственное вмешательство, особенно в предположительно полном фашистском контроле над наймом рабочих посредством государственных коллективных переговоров . В 1930 году был создан Национальный совет корпораций, в котором представители всех уровней двадцати двух ключевых элементов экономики собирались и решали проблемы. На практике это была огромная бюрократия комитетов, которая при консолидации потенциальных полномочий государства привела к громоздкой и неэффективной системе патронажа и обструкционизма. Одним из последствий Совета стал тот факт, что профсоюзы практически не имели представительства, тогда как организованный бизнес, особенно организованная промышленность (CGII), смог закрепиться над своими конкурентами.
Ключевым эффектом, который Совет оказал на экономику, стал быстрый рост картелей, особенно закон, принятый в 1932 году, позволяющий правительству санкционировать картелизацию. Спор возник, когда несколько промышленных фирм отказались от приказа CGII объединиться в картели, что побудило правительство вмешаться. Поскольку корпорации охватывают все сектора производства, взаимные соглашения и картелизация были естественной реакцией. Таким образом, в 1937 году более двух третей санкционированных государством картелей, многие из которых пересекали отрасли экономики, возникли после основания Совета, что привело к заметному увеличению торгово-промышленной картелизации. Картели, как правило, подрывали корпоративные агентства, которые должны были гарантировать, что они действуют в соответствии с фашистскими принципами и в национальных интересах, но их руководители смогли показать, что представители картелей имели полный контроль над отдельными фирмами в распределении ресурсов, цен, заработной платы и строительство. При формировании картелей бизнесмены обычно выступали за «коллективное саморегулирование», находясь в рамках фашистской идеологии, тонко подрывая корпоративные принципы. [34]
Государственное вмешательство в промышленность было очень неравномерным, когда начались крупные программы, но с небольшим общим направлением. Вмешательство началось с « Битвы за зерно » в 1925 году, когда правительство вмешалось после неурожая, чтобы субсидировать отечественных производителей и ограничить иностранный импорт путем повышения налогов. Это снизило конкуренцию и создало или поддержало широко распространенную неэффективность. По словам историка Дениса Мак Смита (1981), «[s]успех в этой битве был [...] еще одной иллюзорной пропагандистской победой, одержанной за счет итальянской экономики в целом и потребителей в частности», продолжая, что «[t] Выигравшие были владельцами Латифондии и большие субсидии имущих классов в целом [...] его политика предоставила латифундистам ». [35]
Более крупные программы начались в 1930-х годах с программы мелиорации земель Bonifica Integrale (или так называемой « Битвы за землю »), в которой к 1933 году было занято более 78 000 человек; политика Меццоджорно мафию по модернизации южной Италии и атаке на , поскольку доход на душу населения на юге все еще был на 40% ниже, чем на севере; электрификация железных дорог и аналогичные транспортные программы; гидроэнергетические проекты; и химическая промышленность, автомобили и сталь. Также произошел ограниченный захват стратегических территорий, особенно нефти, с созданием Agip ( Azienda Generale Italiana Petroli — General Italian Oil Company).
Великая депрессия
[ редактировать ]начала Мировая депрессия 1930-х годов очень сильно ударила по Италии, начиная с 1931 года. Когда отрасли промышленности были близки к краху, они были выкуплены банками в рамках во многом иллюзорной финансовой помощи – активы, использованные для финансирования покупок, по большей части ничего не стоили. Это привело к финансовому кризису, достигшему пика в 1932 году, и серьезному вмешательству правительства. После банкротства австрийского Kredit Anstalt в мае 1931 года последовали банкротства итальянских банков, а именно Banco di Milano , Credito Italiano и Banca Commerciale . Чтобы поддержать их, государство создало три учреждения, финансируемые Итальянским казначейством, первым из которых в октябре 1931 года стал Sofindit (с капиталом в 500 миллионов литов), который выкупил все промышленные акции, принадлежавшие Banca Commerciale и другим учреждениям. в беде. В ноябре 1931 года также был создан IMI (с капиталом в 500 миллионов литров), который в течение десяти лет выпустил в качестве возмещения государственные обязательства на сумму пять с половиной миллиардов лир. Этот новый капитал был предоставлен взаймы частной промышленности на срок не более десяти лет.
Наконец, в январе 1933 года был сформирован Институт промышленной реконструкции (IRI), который взял под свой контроль компании, принадлежащие банкам, внезапно предоставив Италии крупнейший промышленный сектор в Европе, в котором использовались компании, связанные с государством (GLC). В конце 1933 года оно спасло Гидроэнергетическое общество Пьемонта, акции которого упали с 250 лир до 20 лир, а в сентябре 1934 года трест Ансальдо был снова воссоздан под руководством ИРИ с капиталом в 20 лит. Лит.750 млн. Несмотря на взятие контроля над частными компаниями через (GLC), фашистское государство не национализировало ни одну компанию. [29]
Вскоре после создания Института промышленной реконструкции Муссолини в своей речи перед Палатой депутатов в 1934 году хвастался: «Три четверти итальянской экономики, промышленной и сельскохозяйственной, находится в руках государства». [36] [37] Поскольку Италия продолжала национализировать свою экономику, IRI «стала владельцем не только трех важнейших итальянских банков, которые были явно слишком велики, чтобы обанкротиться, но и львиной доли итальянской промышленности». [38]
Экономическая политика Муссолини в этот период позже будет описана как « экономический дирижизм », экономическая система, в которой государство имеет право направлять экономическое производство и распределение ресурсов. [39] Экономические условия в Италии, включая институты и корпорации, дали Муссолини достаточную власть, чтобы взаимодействовать с ними, насколько он мог. [40] Хотя в стране существовали экономические проблемы, подходы, использовавшиеся для их решения в фашистскую эпоху, включали меры политического вмешательства, которые в конечном итоге не смогли эффективно разрешить конфликт. [41] И без того плохая ситуация в конечном итоге стала еще хуже, поскольку представленные решения были в основном направлены на усиление политической власти, а не на помощь пострадавшим гражданам. [42] Эти меры сыграли решающую роль в усугублении условий Великой депрессии в Италии.
К 1939 году фашистская Италия достигла самого высокого уровня государственной собственности в экономике в мире, за исключением Советского Союза. [43] где итальянское государство «контролировало более четырех пятых итальянского судоходства и судостроения, три четверти производства чугуна и почти половину производства стали». [44] IRI также неплохо справилась со своими новыми обязанностями — реструктуризацией, модернизацией и рационализацией, насколько это было возможно. Это был существенный фактор в развитии после 1945 года. Однако итальянской экономике потребовалось до 1955 года, чтобы восстановить уровень производства 1930 года — положение, которое было всего на 60% лучше, чем в 1913 году. [ нужна ссылка ]
После депрессии
[ редактировать ]Нет никаких доказательств того, что уровень жизни в Италии, который является самым низким среди крупных держав, повысился ни на йоту с тех пор, как Иль Дуче пришел к власти.
— Жизнь , 9 мая 1938 г. [45]
По мере того как амбиции Муссолини росли, внутренняя политика была подчинена внешней политике, особенно стремление к автаркии после вторжения в Абиссинию в 1935 году и последующего торгового эмбарго. Стремление к независимости от иностранных стратегических материалов было дорогостоящим, неэффективным и расточительным. Это было достигнуто за счет массового увеличения государственного долга, жесткого валютного контроля и обмена экономического динамизма на стабильность.
Восстановление после послевоенного спада началось еще до прихода к власти Муссолини, и более поздние темпы роста были сравнительно слабыми. С 1929 по 1939 год итальянская экономика росла на 16%, что примерно в два раза медленнее, чем в более ранний либеральный период. Годовые темпы роста были на 0,5% ниже довоенных, а годовые темпы роста стоимости были на 1% ниже. Несмотря на усилия, направленные на промышленность, в 1938 году сельское хозяйство по-прежнему оставалось крупнейшим сектором экономики, и только треть общего национального дохода приходилась на промышленность. В 1936 году в сельском хозяйстве по-прежнему было занято 48% работающего населения (56% в 1921 году), занятость в промышленности выросла лишь на 4% за период фашистского правления (24% в 1921 году и 28% в 1936 году), а также наблюдался больший рост традиционных предприятий. чем в современных отраслях. При Муссолини уровень валовых инвестиций фактически упал, а переход от потребительских товаров к инвестиционным был низким по сравнению с другими милитаристскими экономиками. Попытки модернизации сельского хозяйства также оказались неэффективными. Мелиорация земель и концентрация на производстве зерна происходили за счет других культур, производя очень дорогую субсидируемую пшеницу, одновременно сокращая более жизнеспособные и экономически выгодные усилия. Большинство данных свидетельствуют о том, что при фашизме сельская бедность и отсутствие безопасности возросли, а их усилия по созданию современной, рациональной сельскохозяйственной системы явно не увенчались успехом.
В конце 1930-х годов экономика была еще слишком слаборазвита, чтобы удовлетворить требования современного милитаристского режима. Производство сырья было слишком небольшим, а готовая военная техника была ограничена по количеству и слишком часто по качеству. Хотя по крайней мере 10% ВВП, почти треть государственных расходов, в 1930-е годы начали направляться на вооруженные силы, страна была «невероятно слабой». Примечательно, что инвестиции в начале 1930-х годов привели к тому, что службы, особенно армия, устарели к 1940 году. Расходы на конфликты 1935 года (такие как обязательства по гражданской войне в Испании в 1936–1939 годах, а также войне между Италией и Албанией в 1939 году) вызвали накопления запасов для гораздо более масштабной Второй мировой войны в 1940–1945 годах будет мало.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Файнштейн, Чарльз Х. (1995). Банковское дело, валюта и финансы в Европе между войнами . Издательство Оксфордского университета. стр. 18-20 .
- ^ Пакстон, Роберт О. (1998). «Пять стадий фашизма». Журнал современной истории . 70 (1): 1–23. дои : 10.1086/235001 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 10.1086/235001 . S2CID 143862302 .
- ^ Березин, Мэйбл (18 октября 2018 г.). Создание фашистского «я»: политическая культура межвоенной Италии . Издательство Корнелльского университета. ISBN 9781501722141 .
- ^ Марко, Тарчи (2000). Италия: ранний кризис и фашистский переворот . Бейзингсток: Спрингер. п. 297.
- ^ Ховард М. Сачар , Убийство Европы 1918-1942: политическая история , University Press of Toronto Press, 2015, стр. 48
- ^ Говард М. Сачар, Убийство Европы, 1918-1942: политическая история , Торонто: Канада, University of Toronto Press, 2015, стр. 48
- ^ Джим Пауэлл, «Секреты экономического лидерства Бенито Муссолини», Forbes , 22 февраля 2012 г. Источник: [1]
- ^ Ксения Жукова Юдин и Гарольд Генри Фишер, Советская Россия и Запад, 1920-1927: документальный обзор , Stanford University Press, 1957, стр. 190
- ^ Стэнли Г. Пейн, История фашизма 1914–1945 , University of Wisconsin Press, 1995, с. 223
- ^ Дональд Дж. Стокер-младший и Джонатан А. Грант, редакторы, «Пояс для битвы: торговля оружием в глобальной перспективе 1815-1940» , Вестпорт: Коннектикут, Praeger Publishers, 2003, стр. 180
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 59-60.
- ^ Франклин Хью Адлер, Итальянские промышленники от либерализма к фашизму: политическое развитие промышленной буржуазии, 1906-1934 , Cambridge University Press, 1995, стр. 311
- ↑ Работа Италии , 6 января 1926 г.
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития, Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press , 1979, стр. 55
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 59
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 60
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 60-61.
- ^ Джеймс Стрейчи Барнс , Универсальные аспекты фашизма, Уильямс и Норгейт, Лондон: Великобритания, (1928), стр. 113-114.
- ^ Джон Т. Флинн , Пока мы маршируем , Нью-Йорк: Нью-Йорк, Doubleday and Company, Inc., 1944, стр. 51. См. также «Двенадцать лет фашистских финансов», доктор Гаэтано Сальвемини, Министерство иностранных дел , апрель 1935 г., том. 13, № 3, с. 463
- ^ Джон Т. Флинн , Пока мы маршируем , Нью-Йорк: Нью-Йорк, Doubleday and Company, Inc., 1944, стр. 50. См. New York Times , 8 августа 1943 г.
- ^ Кристофер Хибберт , Бенито Муссолини: Биография , Женева: Швейцария, Heron Books, 1962, стр. 56
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 263
- ^ Гровер Алоизиус Уэлен , г-н Нью-Йорк: Автобиография Гровера А. Уэлена , Сыновья Г.П. Патнэма, 1955, стр. 188
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 258-264.
- ^ А. Джеймс Грегор , Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 260
- ^ Бель, Джерма (сентябрь 2011 г.). «Первая приватизация: продажа государственных предприятий и приватизация государственных монополий в фашистской Италии (1922–1925)». Кембриджский экономический журнал . 35 (5): 937–956. дои : 10.1093/cje/beq051 .
- ^ Перейти обратно: а б с Даниэль Герен , Фашизм и большой бизнес , Глава IX, Второй раздел, стр.193 в Syllepse Editions 1999 года.
- ^ Перейти обратно: а б Даниэль Герен , Фашизм и большой бизнес , Глава IX, Первый раздел, стр.191 в Syllepse Editions 1999 года.
- ^ Перейти обратно: а б Даниэль Герен , Фашизм и большой бизнес , Глава IX, Пятый раздел, стр.197 в Syllepse Editions 1999 года.
- ^ Габбути, Джакомо (18 февраля 2020 г.). «A Noi! Неравенство доходов и итальянский фашизм: данные о труде и долях самых высоких доходов» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Введение в современную западную цивилизацию , Блумингтон: IN, iUnivere, 2011, с. 207
- ^ Гаэтано Сальвемини , Судьба профсоюзов при фашизме , Глава. 3: «Итальянские профсоюзы при фашизме», 1937, с. 35
- ^ Роланд Сарти, Фашизм и промышленное лидерство в Италии, 1919-40: Исследование расширения частной власти при фашизме, 1968
- ^ Перейти обратно: а б с Портные, 1968 год.
- ^ Денис Мак Смит (1981), Муссолини .
- ^ Джанни Тониоло, редактор, Оксфордский справочник по итальянской экономике с момента объединения , Оксфорд: Великобритания, Oxford University Press, 2013, стр. 59; Речь Муссолини перед Палатой депутатов состоялась 26 мая 1934 года.
- ^ Карл Шмидт, Корпоративное государство в действии , Лондон: Victor Gollancz Ltd., 1939, стр. 153–76.
- ^ Костанца А. Руссо, «Национализация банков 1930-х годов в Италии: формула IRI», «Теоретические исследования в области права» , Vol. 13:407 (2012), с. 408
- ^ Иван Т. Беренд , Экономическая история Европы двадцатого века , Нью-Йорк: Нью-Йорк, Cambridge University Press, 2006, с. 93
- ^ Пьеро, Бини (2017). Деловые циклы в экономической мысли: история . Оксфордшир, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис. п. 143.
- ^ Бейкер, Дэвид (1 июня 2006 г.). «Политическая экономия фашизма: миф или реальность, или миф и реальность?». Новая политическая экономия . 11 (2): 227–250. дои : 10.1080/13563460600655581 . ISSN 1356-3467 . S2CID 155046186 .
- ^ Патрисия, Кальвин (2000). «Великая депрессия в Европе, 1929-1939». Обзор истории : 30.
- ^ Патрисия Найт, Муссолини и фашизм: вопросы и анализ в истории , Нью-Йорк: Routledge, 2003, стр. 65
- ^ Мартин Блинхорн , Муссолини и фашистская Италия , 2-е издание, Нью-Йорк: Нью-Йорк, Routledge, 1991, с. 26
- ^ «Фашизм / Внутри Италии также существует «Корпоративное государство» » . Жизнь . 09.05.1938. п. 31 . Проверено 29 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Челли, Карло. 2013. Экономический фашизм: основные источники кланового капитализма Муссолини . Аксиос Пресс.
- Маттезини, Фабрицио и Бениамино Кинтьери. «Италия и Великая депрессия: анализ итальянской экономики, 1929–1936». Исследования по экономической истории (1997) 34 № 3 стр: 265–294.
- Маттезини, Фабрицио и Беньямино Кинтьери. «Снижает ли сокращение продолжительности рабочей недели безработицу? Некоторые данные из итальянской экономики во время Великой депрессии». Исследования по экономической истории (2006) 43 № 3 стр: 413–437.
- Заманьи, Вера. Экономическая история Италии 1860–1990 (Oxford University Press, 1993).