Jump to content

Кран люди

(Перенаправлено с Крана )
Кран
Общая численность населения
214,000
Регионы со значительной численностью населения
 Кот-д'Ивуар 116,000
 Либерия 98,000
Языки
Нигер – Конго
Атлантика – Конго
Экипаж
Вестерн Крю
Ви
Гер-Кран
Гере
Религия
Прежде всего: Этнические религии

Кот-д'Ивуар : [2]    Христианство (<5%)
                            Евангелисты (3%)
Либерия : [2]             Христианство (>5%)
                              Евангелические (3,5%)
Родственные этнические группы

Кран этническая группа из Либерии и Кот-д’Ивуара . Эта группа принадлежит к языковой семье кру , и ее людей иногда называют ви , гере , сапо или вобе . [3] Вполне вероятно, что контакт Запада с языком кру является основной причиной появления этих разных названий. [4]

Кран прибыл в район Либерии, ранее известный как «Зерновой берег», в ходе миграций в начале 16-го века с северо-востока и территории, которая сейчас называется Кот-д’Ивуаром . [5] Эта миграция произошла из-за давления на местное население в результате эмиграции этнических групп из западного Судана после упадка средневековых империй, а также увеличения числа региональных войн. [6]

В то время африканская работорговля становилась все более заметной в Либерии. Некоторые подгруппы кру были проданы в рабство своими соседями, но краны и другие прибрежные народы Либерии чаще выступали в качестве местных торговцев, заключая сделки на западном невольничьем рынке. Многие Кру предпочли покончить жизнь самоубийством, чем столкнуться с порабощением. [6] [7]

Либерийские гражданские войны

[ редактировать ]

В конце 1970-х годов Либерия столкнулась с горячими гражданскими волнениями, в ходе которых противостояние американо-либерийскому правительству и правительству Толберта привело к военному перевороту, организованному частично членами коренных племен. Напряженность достигла кульминации в перевороте 12 апреля 1980 года, в ходе которого старший сержант Сэмюэл Каньон Доу , член этнической группы кран и лидер группы, участвовавшей в перевороте, захватил власть, став первым коренным лидером Либерии и главой государства. [8] Поскольку лидер Крана стал ключевой политической фигурой, некогда униженный Кран теперь стал более заметно включен в руководящий орган Либерии. [5]

Этот рост статуса побудил многих говорящих на кране переехать в столицу Монровию . Доу начал проявлять фаворитизм к кранам, особенно к представителям его собственной племенной группы. Эти меры включали назначение членов этнической семьи Крана из Кот-д'Ивуара, более известных как Ви, в охрану исполнительного особняка, а также принятие мер по предотвращению доступа людей других национальностей на ключевые государственные должности. [5]

К 1985 году ответ Доу на его оппозицию создал большой контингент «анти-Доу». [8] В декабре 1989 года ссыльные и местные новобранцы начали организовывать военные группы, что привело к новой гражданской войне против Доу и его сторонников Крана. По мере развития этой войны Национальный патриотический фронт Либерии (НПФЛ) начал нападать на мирных жителей Крана в графствах Нимба и Гранд-Геде , уничтожая целые общины, перемещаясь по стране. [5] [8]

К середине 1990 года война обострилась, что привело к иностранному вмешательству. Доу был похищен и казнен оппозиционными силами. После свержения режима Доу и продолжения гражданской войны беженцы крана начали бежать из Либерии в Кот-д'Ивуар, некоторые взяли с собой язык кран. [8]

Хотя Доу был отстранен от власти в 1990 году, гражданская война официально не закончилась до 1996 года, когда Чарльз Тейлор баллотировался на пост президента, выиграв всеобщие выборы 1997 года среди множества противоречий. [9] Из-за их оппозиции Тейлору и их связи с предыдущим режимом и с повстанческими группами, такими как УЛИМО , Тейлор инициировал репрессии против Крана. В 1998 году Тейлор попытался убить одного из своих политических оппонентов, бывшего военачальника Рузвельта Джонсона , что вызвало столкновения в Монровии, во время и после которых сотни кранов были убиты, а еще сотни бежали из Либерии. Это событие стало одним из факторов, приведших к началу Второй гражданской войны в Либерии . [10] [11]

В 2003 году члены племени Кран основали повстанческую группу « Движение за демократию в Либерии » (МОДЕЛЬ), выступающую против Тейлора. Группа распалась в рамках мирного соглашения в конце второй гражданской войны. [5]

Новейшая история

[ редактировать ]

Стабильность, наступившая после гражданской войны, позволила кранам расселиться по всей стране. По состоянию на 2022 год краны обычно встречаются в графствах Нимба, Гранд-Геде и Синоэ , а также в Кот-д'Ивуаре. [12]

Культура

[ редактировать ]

Либерийские краны изначально были охотниками, рыбаками и фермерами, традиционно занимавшимися производством риса и маниоки. Медленное или неудачное развитие регионов с большим количеством поселенцев кранов привело к тому, что многие молодые поколения кранов мигрировали в такие районы, как Монровия. [5] Ви в Кот-д'Ивуаре также были охотниками, рыбаками и фермерами, хотя они, как правило, больше внимания уделяли таким культурам, как «рис, ямс, таро, маниок , кукуруза и бананы». [13] Как и в случае с Краном в Либерии, традиции охоты и земледелия Ви стали неустойчивыми, и в последние годы многие из них устроились на работу в алмазные лагеря и на каучуковые плантации. [13]

Ранние политические структуры

[ редактировать ]
Маска для лица Wee, выполненная в виде леопарда. На выставке в Художественном музее Индианаполиса.
Wee Маска Face на выставке в Художественном музее Индианаполиса. [14]

Ранние политические организации Крана были традиционно децентрализованы как в Либерии, так и в Кот-д'Ивуаре. [5] [ ненадежный источник? ] Часто племена не имели центральной управляющей власти, вместо этого они обращались к деревенскому «старосте», который достиг социального положения благодаря навыкам, упорному труду и удаче в охоте и сельском хозяйстве. Эти люди часто образовывали советы, состоящие из молодых воинов для защиты и деревенских старейшин, которые выступали в качестве консультантов по деревенским делам. Эта правящая группа будет брокером в торговле с соседними племенами, а также принимать важные решения для членов племени. [13] [ ненадежный источник? ]

нередко Внутри этих племенных групп церемониальные маски для лица выполняли двойную роль в ритуалах и политике. Эти маски часто создавались по образцу животных и использовались при посредничестве сообщества. Они также могли быть средством осуществления социального контроля в годы, предшествовавшие принятию западных законов в колониальный период . [15]

Резная деревянная маска Крана на выставке в Национальном музее африканского искусства.
Маска Крана на выставке в Национальном музее африканского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия. [16]

Многие люди крана верят, что объекты обладают духом или душой ( анимизм ). Жители Кот-д'Ивуара также верят, что мир природы состоит из «духов кустарника». [13] Эти духи являются частью мира, нетронутой человеком, и Ви верят, что умиротворение этих духов жизненно важно для здоровья племени. Всякий раз, когда новая земля требует обработки для полей или расширения, или когда соплеменникам необходимо выйти за пределы деревни, возникает необходимость делать подношения духам. Также считается, что духи кустарника принимают телесную форму, чтобы взаимодействовать с жителями деревни и участвовать в церемониях. [13] Ви верят, что духи кустарника могут общаться с людьми через сны, часто требуя создания в их честь церемониальных масок в мужской или женской форме. Эти маски затем выполняют множество функций: от ритуальных церемоний, развлечений и акцентов в моральных историях до судебного и политического контроля. Обычно женские маски считаются менее внушительными и более красивыми, чем мужские маски, и, в свою очередь, больше используются в ритуальных и развлекательных целях, в то время как мужские маски часто выглядят более свирепо и используются в социально-политическом контексте. Считается, что все маски Ви отражают колдовство, и многие из них в течение жизни претерпевают изменения в своей основной функции. [17]

Язык кран — один из языков кру нигерско -конголезской языковой семьи . Хотя многие племена, говорящие на кру, приняли английский в качестве второго языка, недавние исследования показали, что на кру до сих пор говорят многие либерийцы. В языках кру есть несколько подкатегорий, причем восточный и западный кру представляют собой первое значительное разделение племенных языков. Кран относится к подгруппе Western Kru, Wee . [12] [18]

Некоторые ученые далее отмечают разницу между восточным и западным краном : на восточных вариациях обычно говорят на северо-востоке Либерии, а на западном кране говорят по всему округу Гранд-Джиде и Кот-д'Ивуару. По состоянию на 2020 год в Либерии проживало около 99 000 говорящих на восточном кране, еще 100 000 говорящих на западном кране в Либерии и, по оценке 1993 года, 12 000 в Кот-д'Ивуаре. [12] [19] [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонстон, Гарри Гамильтон (1906), Kru Woman 2 , получено 17 мая 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б Проект Джошуа (nd), Кран, западная часть Кот-д'Ивуара , получено 16 мая 2012 г.
  3. ^ Библиотека Конгресса (2004 г.), Кран (африканские народы) , получено 16 мая 2012 г.
  4. ^ Холсо, Свенд Э.; Лауэр, Джозеф Дж. (апрель 1976 г.). «Кто такие краны/гере и гио/якуба? Этническая принадлежность вдоль границы Либерии и Кот-д'Ивуара». Обзор африканских исследований . 19 (1). Ассоциация африканских исследований: 139–149. дои : 10.2307/523856 . JSTOR   523856 . S2CID   143324010 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Международная группа по правам меньшинств (2005), Обзор Либерии , архивировано из оригинала 3 июня 2012 г. , получено 17 мая 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б ван дер Краай, Фред П.М. (1983), Политика открытых дверей Либерии - экономическая история современной Либерии , Бремен: Im Selbstverlag des Museums, стр. 1–5, заархивировано из оригинала 23 апреля 2019 г. , получено в 2012 г. -05-17
  7. ^ Джонстон, Гарри Х. (1906), Либерия , Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, с. 110
  8. ^ Jump up to: а б с д Маккинли, Джон; Алао, Абиодун (1995). «Либерия 1994: Реакция ЭКОМОГ и МНООНЛ на сложную чрезвычайную ситуацию» . Случайная бумага Серия 2 . Токио, Япония: Университет Организации Объединенных Наций . Проверено 17 мая 2012 г.
  9. ^ Ониси, Норимицу (7 декабря 2000 г.). «В разрушенной Либерии прекрасно сидит ее грабитель» . Нью-Йорк Таймс .
  10. ^ Дуайер 2015 , стр. 112–114.
  11. ^ Лидов 2016 , с. 108.
  12. ^ Jump up to: а б с Кран, Вестерн в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа
  13. ^ Jump up to: а б с д и Университет Айовы (1998), We Information , заархивировано из оригинала 11 апреля 2012 г. , получено 17 мая 2012 г.
  14. ^ Художественный музей Индианаполиса (2012 г.), Маска для лица , получено 11 мая 2012 г.
  15. ^ Музей Майкла К. Карлоса Университета Эмори (nd), Маска коровы Буша , получено 16 мая 2012 г.
  16. ^ Национальный музей африканского искусства (2008), Кран Маск , получено 17 мая 2012 г.
  17. ^ Курноу, К. (nd), Африканское искусство , получено 17 мая 2012 г.
  18. ^ Jump up to: а б Олукоджу, Айодеджи (2006). Культура и обычаи Либерии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  9780313332913 . Проверено 17 мая 2012 г.
  19. ^ Кран, Eastern at Ethnologue (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa296ad67e1c545ecc422cc3ab5e6824__1720966740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/24/fa296ad67e1c545ecc422cc3ab5e6824.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krahn people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)