Защитить язык
Защити это | |
---|---|
Тутело-Мыло | |
Родной для | Соединенные Штаты |
Область | Вирджиния , Западная Вирджиния ; позже Пенсильвания , Нью-Йорк , Онтарио |
Этническая принадлежность | Тутело , Сапони , Окканичи , Манахоак , Монакан |
Вымерший | после 1982 года со смертью Альберта Грина [1] |
Сиуан
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | tta |
tta | |
глоттолог | tute1247 |
Языковой регион Тутело до европейской колонизации . |
Тутело , также известный как Тутело - Сапони , является членом вирджинской ветви сиуанских языков , на которых первоначально говорили на территории нынешней Вирджинии и Западной Вирджинии в Соединенных Штатах.
Большинство говорящих на Тутело мигрировали на север, спасаясь от войны. Они путешествовали по Северной Каролине, Пенсильвании и Нью-Йорку. В 1753 году Тутело присоединились к Конфедерации ирокезов под покровительством Каюга . В конце концов они поселились в Онтарио после Войны за независимость в Америке, в месте, известном сейчас как « Шесть наций первой нации Гранд-Ривер» .
Никонха , последний свободно говорящий в стране Тутело, умер в 1871 году в возрасте 106 лет. Годом ранее ему удалось передать около 100 слов словарного запаса этнологу Горацио Хейлу , который посетил его в заповеднике шести наций. [2] [3]
Потомки, жившие в заповеднике Гранд-Ривер лингвисты, в том числе Горацио Хейл, Дж. Н. Б. Хьюитт , Джеймс Оуэн Дорси , Лео Дж. Фрахтенберг , Эдвард Сапир , Фрэнк Спек и Марианна Митхун в Онтарио, хорошо говорили на тутело в 20 веке. Язык записали . Последние активные носители языка, мать и дочь, погибли в результате пожара в доме незадолго до визита Митхуна в 1982 году. Последний носитель языка, Альберт Грин, умер спустя некоторое время после этого. [4]
Документация
[ редактировать ]Хейл опубликовал краткую грамматику и словарный запас в 1883 году и подтвердил, что этот язык является сиуанским, сравнив его с Дакотой и Хидатса . [2] Его волнение было огромным, когда он обнаружил, что древний дакотский язык, который когда-то был широко распространен среди внутренних племен Вирджинии, сохранился в преимущественно ирокезскоязычном заповеднике в Онтарио. [5] Ранее единственной зарегистрированной информацией о языке был краткий список слов и фраз, собранный лейтенантом Джоном Фонтейном в форте Кристанна в 1716 году, а также несколько различных терминов, записанных колониальными источниками, такими как Джон Ледерер , Абрахам Вуд , Хью Джонс, и Уильям Берд II .
Хейл отметил свидетельство колониального историка Роберта Беверли-младшего о том, что диалект Окканичи , предположительно родственный Тутело, использовался в качестве лингва-франка всеми племенами региона, независимо от их родных языков, и было известно, что он вожди, «фокусники» и жрецы всех племен. Эти духовные практики использовали его в своих церемониях точно так же, как римско-католические священники в Европе и США использовали латынь . Грамматика Хейла также отметила дальнейшие сравнения с латынью и древнегреческим языком . Он отметил классическую природу богатого разнообразия времен глаголов Тутело, доступных говорящему, включая то, что он назвал « аористическим » временем совершенного глагола, оканчивающимся на «-ва». [2]
Джеймс Дорси, другой сиуанский лингвист, собрал обширный словарный запас и образцы грамматики примерно в то же время, что и Хейл, как и Хьюитт несколько лет спустя. Фрахтенберг и Сапир посетили заповедник Шести наций Онтарио в первом десятилетии 1900-х годов и обнаружили, что лишь немногие каюга, родословные Тутело, помнят несколько слов Тутело. Спек провел много полевых исследований, чтобы зафиксировать и сохранить их культурные традиции в 1930-х годах, но обнаружил, что от речи осталось мало. Митхуну удалось собрать несколько терминов, которые еще помнили в 1980 году. [4]
Сейчас считается, что язык, сохраненный в результате этих усилий, был взаимопонятным, если не идентичным, языку других групп Вирджинии-Сиу в целом, включая конфедерации Монакан , Манахоак и Нахиссан, а также подразделения Окканичи, Сапони. , и т. д.
В 1996 году Джулия Оливерио написала «Грамматика и словарь Тутело» . диссертацию [6] В 2021 году Институт языков, находящихся под угрозой исчезновения, «Живые языки» помог активистам Tutelo создать «Живой словарь» для Tutelo-Saponi Monacan. [7]
Фонология
[ редактировать ]Оливерио предлагает следующий анализ звуковой системы Тутело: [8]
Согласные
[ редактировать ]губной | Стоматологический | Палатальный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Взрывной/Аффрикат | простой | п | т | тʃ | к | ʔ |
безнаддувный | pʰ | тʰ | тʃʰ | к'д | ||
Фрикативный | с | ʃ | х | час | ||
носовой | м | н | ||||
Боковой | л | |||||
аппроксимант | В | дж |
гласные
[ редактировать ]Тутело имеет стандартный набор гласных для сиуанского языка. Прото-сиуанские *ũ и *ũː понижаются до /õ/ и /õː/ соответственно.
Устные гласные
[ редактировать ]Передний | Центральный | Назад | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
короткий | длинный | короткий | длинный | короткий | длинный | |
Высокий | я | я | в | тыː | ||
Средний | и | Э | тот | оː | ||
Низкий | а | аː |
Носовые гласные
[ редактировать ]Передний | Центральный | Назад | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
короткий | длинный | короткий | длинный | короткий | длинный | |
Высокий | ой | я | ||||
Средний | он | õː | ||||
Низкий | ã | тот |
Грамматика
[ редактировать ]Независимые личные местоимения, записанные Дорси, таковы:
- 1-е пение. - Мима (Я)
- 2-е пение. - Йима (вы)
- 3-е пение. - Има (он, она, оно)
Местоимение Хук «все» может быть добавлено для образования множественного числа Мимахук «мы» и Йимахук «вы», а «они» на имахском языке .
В глагольных спряжениях подлежащие местоимения представлены различными приставками и суффиксами, обычно следующими:
- 1-е пение. - Ма- или Ва- (или -ма- , -ва- )
- 2-е пение. -Йа- ( -я- )
- 3-е пение. - (ноль; без аффиксов, простой глагол)
- 1-е множественное число. - Манк- или Ваэн- (только префикс)
- 2-е множественное число. - Йа- ( -я- ) + - пуи
- 3-е множественное число. - - -хле , -хне .
Примером, приведенным Хейлом, является глагол Yandosteka «любовь», а местоимение находится между yando- и -steka :
- Яндовастека , я люблю
- Яндоястека , ты любишь
- Яндостека , он или она любит
- Манкяндокека , мы любим
- Яндоястекапуи , ты любишь
- Яндостеканцы , они любят.
Последняя форма включает общий дополнительный суффикс времени -se , который буквально передает прогрессивное время. Существуют также «стативные» классы глаголов, в которых в качестве подлежащего используются «пассивные» (наклонные) аффиксы местоимений (ми- или ви-, йи- и т. д.).
Дополнительные времена могут быть образованы с помощью других суффиксов, включая -ka (прошедшее), -ta (будущее), -wa (аорист или совершенное), -kewa (прошедшее совершенное) и -ma (совершенное прогрессивное). Правила сочетания суффиксов с основами в заключительных гласных немного сложны. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марианна Митхун, Языки коренных народов Северной Америки
- ^ Перейти обратно: а б с Горацио Хейл, «Племя тутело и язык» , Труды Американского философского общества 21, вып. 114 (1883)
- ^ Хейл, Горацио (2001). Язык Тутело . Перепечатки на американском языке. Том. 23. Мерчантвиль: Издательство «Эволюция». ISBN 1889758213 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джулия Оливерио, «Грамматика и словарь Тутело», 1996 (докторская диссертация), стр. 6–19.
- ^ Роберт Вест, 2006, «Письма вождя Сэмюэля Джонса Фрэнку Дж. Спеку».
- ^ «Грамматика и словарь Тутело» . МирКэт . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «Команда, создающая живой словарь Tutelo-Saponi Monacan, получает грант от Native Voices Endowment» . Институт живых языков исчезающих языков . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Оливерио, Джулия РМ (1996). Грамматика и словарь Тутело . Лоуренс, Канзас: диссертация Канзасского университета.