Цзисяо Синьшу
Китайские военные тексты |
---|







Цзисяо Синьшу ( упрощенный китайский : 记肖新书 ; традиционный китайский : 记肖新书 ; пиньинь : Цзисяо синьшу ) или Новый трактат о военной эффективности [ 1 ] — военное руководство, написанное в 1560-х и 1580-х годах генералом Мин династии Ци Цзигуаном . Его основное значение заключается в пропаганде общевойскового подхода к ведению войны с использованием пяти типов пехоты и двух типов поддержки. Ци Цзигуан разделил пехоту на пять отдельных категорий: огнестрельное оружие, фехтовальщики, лучники с огненными стрелами, обычные лучники и копейщики. Он разделил бригады поддержки на конных лучников и артиллерийские подразделения. « Цзисяо Синьшу» также является одним из первых существующих восточноазиатских текстов, в которых рассматривается значимость китайских боевых искусств для военной подготовки и ведения войны. В книге упоминаются несколько современных стилей боевых искусств эпохи Ци, в том числе метод посоха храма Шаолинь .
Фон
[ редактировать ]В конце 16 века вооруженные силы династии Мин находились в плохом состоянии. Когда монгольские войска Алтан-хана совершили набег на северную границу, береговая линия Китая стала жертвой пиратов- вокоу , которые якобы были японского происхождения. Ци Цзигуан был назначен на защиту Чжэцзяна в 1555 году, где он создал свои собственные стандарты военной организации, снаряжения, тактики, обучения и процедур. [ 2 ] Он опубликовал свои мысли о военной технике, тактике и стратегии в « Цзисяо Синьшу» после нескольких побед в боях.
Содержание
[ редактировать ]Существует два издания « Цзисяо Синьшу» . Первое издание было написано в 1560-1561 годах и состоит из 18 глав. Оно известно как издание из 18 глав. Второе издание, опубликованное в 1584 году, во время вынужденного выхода Ци на пенсию, включало отредактированные и новые материалы, собранные в 14 главах. Оно известно как издание из 14 глав.
В издание из 18 глав включены следующие главы: [ 3 ]
Глава | Предмет |
---|---|
1. | Отряды из пяти человек |
2. | Сигналы и команды |
3. | Мотивация войск |
4. | Выдача приказов; запреты во время боя |
5. | Обучение офицеров |
6. | Оценка солдат; награды и наказания |
7. и 8. | Деятельность полевого лагеря; бурение в лагере с флажками и барабанами |
9. | Марш |
10. | Использование древкового оружия |
11. | Использование щита |
12. | Использование мечей |
13. | Стрельба из лука |
14. | Цюаньцзин Цзеяо Пянь (Глава о Первом каноне и основах ловкости); рукопашный бой |
15. | Приборы и формирования для защиты городских стен. |
16. | Иллюстрации стандартов, баннеров и сигнальных барабанов |
17. | Охрана аванпостов |
18. | Прибрежная война |
Формирование утки-мандаринки
[ редактировать ]В Цзисяо Синьшу Ци Цзигуан рекомендовал команду из 12 человек, известную как «формирование утки-мандаринки» ( китайский : 鴛鴦陣 ; пиньинь : юаньян чжэнь ), которая состояла из 11 солдат и одного человека для логистики. [ 4 ]
- 4 человека с длинными копьями (двенадцать футов или длиннее) ( чанцян шоу 長槍手)
- 2 человека с саблями и ротанговыми щитами , по одному с каждой стороны от улан ( дунь пай шоу 盾牌手)
- Двое мужчин с копьями с несколькими наконечниками ( Лан Сянь Шоу, волк, ущипнул руку)
- Двое мужчин с трезубцами или мечами ( Дуань Бин Шоу 短兵手)
- 1 капрал (с флагом отделения) ( дуй чжан 隊長)
- 1 повар/носильщик (материально-технический персонал) ( фузэ хуоши де хуобин, пожарный солдат, отвечающий за питание)
Формирование утки-мандаринки было идеально симметричным. За исключением капрала и повара/носильщика, десять оставшихся мужчин можно было разделить на два одинаковых отряда по пять человек. Это было сделано для того, чтобы, когда японские пираты преодолевали длинные копья, люди с саблями и щитами образовывали защитный экран для уязвимых улан. В бою у двух воинов с саблями и щитами были разные роли. Тот, что справа, должен был удерживать передовую позицию отделения, а тот, что слева, должен был метать дротики и заманивать врага ближе. Двое мужчин с копьями с несколькими наконечниками опутали пиратов, пока на них нападали уланы. Носители трезубцев охраняли фланги и тыл. [ 5 ]
Огнестрельное оружие
[ редактировать ]Потерпев несколько поражений от пиратов, Ци также рекомендовал провести согласованную кампанию по интеграции мушкетных команд в армию, исходя из их превосходящей дальности и огневой мощи по сравнению с луками и стрелами. [ 6 ] Ци влюбился в мушкеты после своих поражений и стал одним из основных сторонников их использования в армии Мин. Он предпочитал его за точность и способность пробивать броню. [ 6 ]
В идеале вся мушкетная команда должна была состоять из десяти мушкетеров, но на практике часто их было четыре или два. Оптимальное формирование мушкетов, которое предложил Ци, представляло собой мушкетную команду из двенадцати человек, аналогичную построению утки-мандаринки для ближнего боя. Однако вместо того, чтобы сражаться в рукопашном строю, они действовали по принципу залпового огня , который Ци впервые применил до публикации первого издания « Цзисяо Синьшу» . [ 6 ] Команды могли быть выстроены в одну линию, в два ряда по пять мушкетеров в каждом или в пять рядов по два мушкетера в каждом. Как только противник оказывался в пределах досягаемости, каждый уровень последовательно открывал огонь, а затем подразделение, вооруженное традиционным оружием ближнего боя, двигалось вперед впереди мушкетеров. Затем войска вместе вступали в рукопашный бой с противником. В качестве альтернативы мушкетеры могли быть размещены за деревянными частоколами или другими укреплениями, непрерывно поочередно стреляя и перезаряжаясь. [ 7 ]
Как только противник приблизится на расстояние 100 шагов, послушайте, как собственный командир (總) выстрелит один раз, а затем каждый раз, когда звучит рог, аркебузиры стреляют один раз. Один за другим раздаются пять гудков и пять слоев огня. Как только это будет сделано, прислушайтесь к стуку барабана, после которого один взвод (哨) [вооруженный традиционным оружием] выйдет вперед, направляясь к аркебузирам. Затем они [члены взвода] слушают бой барабана, а затем трубку лебединого рога, а затем издают боевой клич, выходят вперед и дают бой. [ 8 ]
-Цзисяо Синьшу (издание из 18 глав, 1560 г.)
Каждое отделение было обучено скоординированным и взаимодополняющим боевым сценариям с четко определенными ролями. Поскольку войска Ци были набраны из крестьян и не считались равными своим японским противникам, Ци Цзигуан делал упор на использование общевойсковой и отрядной тактики. Отряды награждались или наказывались коллективно: офицера казнили, если вся его часть бежала от противника, а если в бою погибал командир отделения, предавали смерти весь отряд. [ 9 ]
Производство оружия
[ редактировать ]Стандартная процедура закупки оружия для такого командира, как Ци Цзигуан, заключалась в том, что провинциальные чиновники распределяли квоты на производство каждому местному району, находящемуся под ответственностью командира. Полученное в результате оружие, произведенное в рамках этой системы, сильно различалось по качеству. Мушкеты, в частности, взрывались с тревожной частотой, что заставило Ци отказаться от использования огнестрельного оружия в пользу использования инструментов ближнего боя, таких как мечи, ротанговые щиты и заостренные бамбуковые шесты. [ 10 ] Однако позже в своей карьере Ци стал ярым сторонником интеграции мушкетов после нескольких поражений от пиратов. Пересмотр Ци в использовании огнестрельного оружия в войне привел к созданию первых хорошо обученных мушкетных команд в Китае. Ци также был пионером техники залпового огня из мушкетов, которая позже была принята во всем Китае и Корее. В руководство включено несколько отрывков, подробно описывающих использование мушкетов, технику залпового огня и оценку процента огнестрельного оружия, которое, скорее всего, не выстрелит. [ 11 ]
В инструкции дано следующее описание ковки мечей:
В процессе изготовления короткого меча необходимы следующие этапы:
- Используемый железный материал необходимо многократно ковать (то есть нагревать, ковать и складывать множество раз).
- Режущая кромка должна быть изготовлена из лучшей стали, без примесей.
- Всю часть лезвия, где задняя часть или выступ лезвия соединяется с режущей кромкой, необходимо запилить так, чтобы они выглядели плавно соединенными друг с другом. Этот процесс необходим для того, чтобы меч мог хорошо резать.
Безоружный бой
[ редактировать ]В главе 14 « Цзисяо Синьшу» , этот последний раздел, известный как « Цюаньцзин Цзеяо Пянь» , посвящен теме рукопашного боя. Ци Цзигуан считал рукопашный бой бесполезным на поле боя. Однако он признал его ценность как форму базовой подготовки для укрепления своих войск, улучшения их физической подготовки и уверенности. [ 12 ]
В 32 стихах Ци описывает несколько приемов боевых искусств того периода с пустыми руками. Описания техник написаны стихами, обычно по семь символов в строке, по три раздела в стихе.
Эти содержательные описания редко описывают какую-либо технику в воспроизводимых деталях. Они ссылаются на приемы довольно косвенно, с грубой картинкой, с последующим уловкой или действием и часто с хвастовством.
Несмотря на то, что проиллюстрировано множество поз, тон стихов подразумевает, что читатель уже должен быть знаком с упомянутыми техниками или что Ци не был заинтересован в фактическом раскрытии каких-либо методов боя пустыми руками в своем тексте.
В тексте Ци названо около 40 боевых поз. Они есть:
- Поза «Выход за дверь»
- Позиция с одним хлыстом
- Золотой петух стоит на одной ноге
- Наклонная поза быка
- шпионская техника
- короткая забастовка
- Желтый цветок плотно смыкается
- подтолкнуть к перевороту горы Тай
- Поза дерева алоэ
- Забастовка семи звезд
- Садитесь на дракона задом наперед
- нижнее положение для нанесения удара
- Поза приседания в засаде
- Локоть в положении руки
- разделяющий удар и толкающий пресс
- Один мгновенный шаг
- Захват и захват позиции
- средняя позиция четвертого уровня
- Поза скрюченного тигра
- верхняя четырехуровневая позиция
- Обратное положение для нанесения удара
- Позиция лука спиной вперед
- Колодцы, четыре сбалансированные перила
- быстрый скучный раскол
- Призрак бьет ногой
- восстановление после падения
- локоть, который ранит сердце
- Поза противостояния пальцев
- Положение головы зверя
- Духовный кулак
- Заземленный воробей под драконом
- Рука, обращенная к Солнцу
- Нокдаун-поза
- Позиция крыльев дикого гуся
- обрезка разделения
- Поза сидящего тигра
- Маневр ножницы свободными руками
- Орел занимает позицию кролика
- Канонбол против маневра головой
- Шуан Шоу наносит удар
- Баннер и поза барабана
Некоторые из этих техник сохранились и в современных боевых искусствах. 15 техник имеют очень похожие или точные названия с техниками современного тайцзицюань, особенно стиля Чэнь. Они есть:
- Позиция «Выход за дверь» [она же «Блоковая чистка одежды» или «Небрежная починка одежды»]
- Позиция с одним кнутом
- Золотой Петух стоит на одной ноге
- Техника шпионажа [Найти шпиона/Измерить лошадь]
- Толкайте и переворачивайте гору Тай [Столкните гору с крышкой]
- Забастовка семи звезд
- Садитесь на дракона задом наперед [Садитесь на осла задом наперед]
- Локоть в положении руки [Кулак под локтем]
- Позиция захвата и захвата [Маленький захват и захват]
- Красный кулак
- Локоть, который ранит сердце
- Положение головы зверя
- Позиция «Крылья дикого гуся» [Белый гусь (или журавль) расправляет крылья]
- Поза сидящего тигра
- Маневр «Канонболл против головы»
Техники: «Пушка навстречу голове», «Гусь расправляет крылья»; описаны достаточно подробно, чтобы их можно было признать практически одинаковыми и по сей день. Другие, такие как Одиночный Кнут, Золотой Петух, Толкающая Гора, Стойка Семи Звезд, Красный Кулак, Поза Головы Зверя, являются основными элементами некоторых боевых искусств Северного Китая в целом.
Некоторые предполагают, что современный тайцзицюань начался с гамбитов, описанных в стихах Ци Цзигуан «32 пустые руки», которые Чэнь Вантин взял за основу для своего якобы нового искусства. Кажется, что существует заметное совпадение, но количество названных техник охватывает лишь часть техник даже в ранних списках упражнений тайцзицюань, не говоря уже о последних. Вполне вероятно, что многие техники были просто широко распространены в ту эпоху.
Во введении к главе Ци называет шестнадцать различных боевых стилей, все из которых, по его мнению, были переданы в неполной форме: «в некоторых отсутствует нижняя часть, в некоторых отсутствует верхняя». [ 13 ]
Среди перечисленных искусств — метод шаолиньского посоха , который позже был подробно задокументирован в Чэн Цзунъю , « Изложении оригинального шаолиньского метода посоха» опубликованном около 1610 года. [ 14 ] Напротив, шаолиньские приемы рукопашного боя не упоминаются.
Весь список боевых искусств поздней династии Мин был позже скопирован без указания авторства в руководстве по стилю Шаолинь, « Классическому рукопашному бою» ( Цюаньцзин цюаньфа бэйяо ). Однако в более позднем руководстве с предисловием, датированным 1784 годом, текст был изменен, добавлено ложное утверждение о том, что история рукопашного боя зародилась в монастыре Шаолинь. [ 15 ]
В обсуждении Ци рукопашного боя не упоминается духовный элемент боевых искусств, а также не упоминается дыхание или циркуляция ци . Напротив, китайские тексты по боевым искусствам, начиная с периода Мин-Цин , представляют собой синтез функциональных техник боевых искусств с даосскими оздоровительными практиками даоинь , дыхательными упражнениями и медитацией. [ 16 ] [ 17 ]
Влияние
[ редактировать ]Ци Цзигуан был одним из нескольких авторов династии Мин, задокументировавших военную тактику и методы боевых искусств той эпохи. Самая ранняя известная документация об определенных стилях китайских боевых искусств была создана во время кризиса пиратства в конце династии Мин, когда ученые и генералы, такие как Ци и его современник Юй Даю, обратили свое внимание на то, чтобы обратить вспять упадок армии Мин. В конце 16 века японское вторжение в Корею также вызвало большой интерес к методам военной подготовки в корейском правительстве. Сочинения Ци Цзигуана представляли особый интерес из-за его успешных кампаний против японских пиратов несколькими десятилетиями ранее. Издание « Цзисяо Синьшу» , состоящее из 14 глав , послужило образцом для старейшего известного дошедшего до нас корейского военного руководства « Муеджебо » и было распространено среди корейских военных мыслителей.
В Японии издания из 14 и 18 глав публиковались несколько раз, а некоторые методы из « Цзисяо Синьшу» были перенесены в « Хэйхо Хиденсё» (Окугисё), японскую книгу по стратегии, написанную Ямамото Кансуке в 16 веке.
Галерея
[ редактировать ]-
Схема формирования «уточки-мандаринки»
-
«Второе силовое формирование» представляет собой расколотый «отряд мандаринок».
-
«Малая третья формация власти»
-
«Третья власть»
-
Армия готовится к бою и выстраивается в боевые порядки.
-
Укрепленный лагерь Цзисяо Синьшу.
См. также
[ редактировать ]- Уцзин Цзунъяо - китайский военный сборник, написанный примерно с 1040 по 1044 год.
- Хуолунцзин - китайский военный трактат середины XIV века.
- Убэй Чжи – китайская военная книга, составленная в 1621 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шахар 2008 , с. 62
- ^ Хуан 1981 , с. 159
- ^ Гив 1993 , стр. 16–18.
- ^ Хуан 1981 , с. 168
- ^ Хуан 1981 , стр. 168–169.
- ^ Перейти обратно: а б с Андраде 2016 , с. 172.
- ^ Андраде 2016 , с. 174.
- ^ Андраде 2016 , с. 173.
- ^ Хуан 1981 , стр. 167–169.
- ^ Хуан 1981 , стр. 170–171.
- ^ Хуан 1981 , с. 172
- ^ Жизнь 1993 , с. 33
- ^ Гив 1993 , стр. 34–35.
- ^ Шахар 2008 , с. 56–57
- ^ Шахар 2008 , с. 116–117
- ^ Шахар 2008 , с. 148–149
- ^ Лорге 2011 , с. 202
Библиография
[ редактировать ]- Гивес, Клиффорд М. (1993), Английский перевод «Цюаньцзин Цзеяо Пиан» генерала Ци Цзигуана (PDF) , Университет Аризоны, заархивировано (PDF) с оригинала 9 ноября 2013 г.
- Ци, Цзи Гуан, Новый трактат о военной эффективности (18 глава) 01-06 , Archive.org (185p)
- Ци, Цзи Гуан, Новый трактат о военной эффективности (18 глава) 07-10 , Archive.org (172p)
- Ци, Цзи Гуан, Новый трактат о военной эффективности (18 глава) 11-14 , Archive.org (134p)
- Ци, Цзи Гуан, Новый трактат о военной эффективности (глава 18) 15-17 , Archive.org (189p)
- Ци, Цзи Гуан, Новый трактат о военной эффективности (глава 18) 18 , Archive.org (107p)
- Андраде, Тонио (2016), Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-13597-7 .
- Хуан, Рэй (1981), 1587, год отсутствия значения: династия Мин в упадке , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-02518-7
- Лорге, Питер А. (2011), Китайские боевые искусства: от древности до двадцать первого века , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , ISBN 978-0-521-87881-4
- Шахар, Меир (2008), Монастырь Шаолинь: история, религия и китайские боевые искусства , Гонолулу: Гавайский университет Press , ISBN 978-0-8248-3349-7