Jump to content

Шалва Нуцубидзе

Шалва Нуцубидзе
Шалва Нуцубидзе
Шалва Нуцубидзе
Рожденный ( 1888-12-14 ) 14 декабря 1888 г.
Парцханаканеви, Российская империя.
Умер 6 января 1969 г. ) ( 1969-01-06 ) ( 80 лет
Место отдыха Пантеон Тбилисского государственного университета
Национальность грузинский
Гражданство  Российская Империя
 Демократическая Республика Грузия
 Грузинская ССР
Альма-матер Санкт-Петербургский государственный университет
Лейпцигский университет
Супруги
  • Agnessa Filipova
  • Кетеван Климиашвили
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Научная карьера
Поля Философия
История
Литературная критика
Учреждения Тбилисский государственный университет
Лейпцигский университет

Шалва Нуцубидзе ( груз . შალვა ნუცუბიძე ; 14 декабря 1888 — 6 января 1969) — грузинский философ , историк культуры , русвелолог, литературный критик , переводчик, общественный деятель, один из основателей научной школы в области истории Грузии. философия, одна основателей и проректора (1920–1929) Тбилисского государственного университета , директора Фундаментальной библиотеки ТГУ, декана кафедры истории мировой литературы, доктора философских наук , профессора , избранного члена Академии наук ТГУ. Грузинская ССР (1944), заслуженный деятель науки Грузии (1961).

Шалва Нуцубидзе учился в университетах Санкт-Петербурга , Берлина и Лейпцига . В 1917 году получил должность доцента Санкт-Петербургского государственного университета . В 1927 году получил степень доктора философии.

С 1904 по 1911 Шалва Нуцубидзе был членом большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии и Грузинской партии социалистов-федералистов-революционеров с 1915. С 1919 по 1921 год — член Учредительного собрания Грузии . После советской аннексии Демократической Республики Грузия он не покинул страну.

Свою оригинальную философскую доктрину «Алетиологический реализм» он основал во время работы в Германии . Шалва Нуцубидзе изучал историю грузинской философии в 1930-е годы, заложив основу новой области картвельских исследований — истории грузинской философии. Развил теорию Восточного Возрождения и теорию Нуцубидзе-Хонигмана, установившую тождество Петра Иверского и Псевдо-Дионисия Ареопагита .

Шалва Нуцубидзе свободно владел греческим , латынью , немецким , русским и французским языками . [ 1 ] Его перевод «Витязя в тигровой шкуре» на русский язык считается одним из лучших переводов этого стихотворения. [ 2 ]

Родословная

[ редактировать ]

Дедушки Шалвы Нуцубидзе оба были священниками. Филипп Датиашвили, его дедушка (со стороны матери), любил читать и в юном возрасте научил читать своего внука алфавиту Нусхури. Отец Шалвы Нуцубидзе, Исак Нуцубидзе, был учителем. Он учился у Важа-Пшавелы в Горийской семинарии мастерства, а затем стал учителем в Хони и Кутаиси . Исак Нуцубидзе был опытным охотником и часто ходил на охоту со своим сыном. Он умер в 1927 году. Мать Шалвы Нуцубидзе, Ребека Датиашвили, была родом из Квитири.

Старшими сестрами Шалвы Нуцубидзе были Анета, Тамар, Элен и Нино. Тамар, одна из них, училась в Санкт-Петербургском технологическом университете, а затем на факультете географии и геологии Тбилисского государственного университета . Работал научным сотрудником и ученым секретарем в Институте географии Национальной академии наук Грузии . Нино, вторая сестра, окончила русское отделение филологического факультета Тбилисского государственного университета и работала преподавателем русского языка сначала в школе, а затем в Тбилисском медицинском институте. [ 3 ]

Ранние годы и образование

[ редактировать ]
Молодой Шалва Нуцубидзе

Шалва Нуцубидзе родился 14 декабря 1888 года в Парцханаканеви (близ Кутаиси). Он посещал начальную школу Хони и семинарию мастерства Хони для получения начального образования. встретился с Акакием Церетели , Важа-Пшавелой , Нико Николадзе , Иване Гомартели, Барбарой Кипиани, Ильей Хонели. Здесь он впервые [ 1 ] В 1897 году он продолжил обучение в Кутаисской классической гимназии. В шестом классе его избрали редактором нелегального журнала «Гантиади», которым он руководил до окончания средней школы. [ 3 ]

С 1904 по 1905 год он был активным участником политической жизни гимназии. В 1904 году он вступил в большевистскую фракцию Социал-демократической рабочей партии. Он работал региональным пропагандистом и присутствовал на похоронах революционера Александра Цулукидзе в 1905 году, где также выступал от имени организации Самтредиа. С 1905 по 1906 год он посещал нелегальные собрания Вано Стуруа. Он входил в группу под руководством Вано Стуруа, которая в 1906 году отправилась из Санкт-Петербурга в Финляндию для встречи с Владимиром Лениным . [ 3 ]

В 1905 году Исак Нуцубидзе был назначен директором школы в селе Кулаши, и семья переехала туда. Шалва Нуцубидзе окончил Классическую гимназию и в 1906 году поступил на философское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. [ 4 ] Во время учебы в Петербурге он вновь сотрудничал с грузинскими студентами-революционерами, такими как Вано Стуруа, Мамия Орахелашвили , Шалва Элиава , Силибистро Тодрия и другими. [ 3 ]

Шалва Нуцубидзе прочитал лекцию о «Философском и историческом материализме» на открытой сессии Петербургского университета в 1907 году. Во время пребывания в университете он учился у Александра Введенского, Н. Караева, Н. Лосского и других. [ 4 ] Шалва Нуцубидзе часто посещал Грузию и читал публичные доклады по политическим вопросам. Доклад «Марксизм и личность», прочитанный в Кутаисском театре, собрал большую аудиторию, и полиция едва не задержала членов Имеретинско - Самегрельского комитета Социал-демократической партии, слушавших репортаж из-за кулис. [ 3 ]

Шалва Нуцубидзе окончил Петербургский университет в 1910 и начал свою карьеру учителем истории , психологии и латинского языка на Кубани . [ 1 ] Позже, при содействии профессора Александра Введенского, он вернулся в Петербургский университет, сдал устные и письменные экзамены на степень магистра и в 1917 году начал читать лекции, получив степень приват-доцента . [ 4 ] [ 3 ] В том же году Шалва Нуцубидзе получил степень приват-доцента.

Его дважды командировали в научные поездки в Европу из Петербургского университета. С 1911 по 1914 год каждый май – август он посещал летние семинары в Германии. Свою оригинальную философскую доктрину «Алетиологический реализм» он основал во время работы в Германии . [ 2 ] Он провел большую часть своего времени в Лейпциге , где его наставниками были такие известные философы, как Вильгельм Вундт , Йоханнес Фолькельт и Карл Барт . [ 4 ] [ 3 ] Шалва Нуцубидзе был учителем во Второй петербургской гимназии в 1914 году. Здесь с ним познакомился Григол Церетели , который со временем стал его самым близким другом. [ 1 ] Шалва Нуцубидзе был преподавателем Петербургского университета с 1916 по 1918 год.

Тбилисский государственный университет

[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе во дворе Тбилисского государственного университета

Шалва Нуцубидзе был ключевой фигурой в становлении Тбилисского государственного университета . [ 2 ] Во время пребывания в Петербурге в 1917 году Георгий Ахвледиани вручил ему Иване Джавахишвили приглашение . Шалва Нуцубидзе оставил жену и детей в Санкт-Петербурге и вернулся в Тбилиси для участия в подготовке к созданию университета. Он отвечал за привлечение грузинских профессоров в университет.

Шалва Нуцубидзе занимал в университете различные должности, в том числе проректора (1920—1929), декана, директора фундаментальной библиотеки, заведующего кафедрой, первого декана факультета социальных и экономических наук и других. Он также основал и руководил юридической школой. В течение 15 лет он был деканом кафедры истории мировой литературы, которая со временем стала факультетом западноевропейских языков и литературы. Шалва Нуцубидзе читал на разных факультетах разнообразные курсы, включая логику, введение в философию, исторический материализм, историю общественно-политической мысли, научную методологию, историю западноевропейской литературы и другие. [ 2 ]

Шалве Нуцубидзе также было поручено написать учебники для студентов, изучающих философию в Тбилисском государственном университете. За короткий период времени он подготовил учебники, на которых воспитывались последующие поколения (Мозе Гогиберидзе, Константин Мегрелидзе, Савле Церетели, Константин Бакрадзе, Ангия Бочоришвили): «Логика. Элементарный учебник» 1919 года, [ 5 ] «Логика для средней школы» [ 6 ] и «Введение в философию, часть I, проблема познания». [ 7 ] в 1920 году и «Логика: пропедевтический курс» в 1923 году. [ 8 ]

Шалва Нуцубидзе и его соратники (среди других Серги Горгадзе) основали Интеллектуальное общество Петрици при Тбилисском государственном университете в 1918 году, организуя семинары и дискуссии для сбора грузинских философских памятников и распространения философских знаний. Он также ввел «Общеобразовательные курсы», на которые допускались студенты всех возрастов, не имеющие высшего образования, и им разрешалось продолжить образование в университете после окончания школы. Классы были включены в состав государственной школы в 1927 году. [ 9 ]

Шалва Нуцубидзе

Шалва Нуцубидзе и Георгий Чубинашвили посетили выставку реликвий грузинского искусства в Германии в 1920 году. В 1921 году он начал работать в социалистически-федералистской газете Тедо Глонти, которая издавалась с согласия Революционного комитета. В том же году под его руководством была основана «Группа изучения социальной философии». [ 1 ]

По рекомендации педагогического факультета университета Шалва Нуцубидзе в 1925 году уехал в Европу, чтобы ознакомиться с работой философских семинаров в Берлинском университете. [ 4 ] Шалва Нуцубидзе был профессором Лейпцигского университета с 1925 по 1926 год. Во время научной поездки он намеревался перевести «Основы алетеологии» на немецкий язык, но передумал и написал новую книгу «Wahrheit und Erkenntnisstruktur» («Истина и «Структура познания»), обзор которой был сделан в 1926 году видными неокантианцами Артуром Либерти и Бюхенау.

Шалва Нуцубидзе получил степень доктора философии 17 апреля 1927 года после успешной защиты докторской диссертации «Истина и структура познания». В 1928 году он отправился в научную поездку в Германию. В 1930 году он поехал в Германию, чтобы увидеть выставку реликвий грузинского искусства. Шалве Нуцубидзе не разрешили продолжить преподавание философии в Тбилисском государственном университете после его возвращения в Грузию.

В 1935 году был старшим научным сотрудником Тбилисского педагогического института. [ 1 ]

Шалва Нуцубидзе был профессором Института мировой литературы имени Максима Горького в Москве с 1940 по 1941 год. [ 1 ] Он вернулся в Грузию в 1942 году и возобновил преподавание в Тбилисском государственном университете. В 1944 году Шалва Нуцубидзе был избран действительным членом Академии наук Грузинской ССР . [ 4 ] [ 2 ]

Шалва Нуцубидзе был направлен в Берлин со специальным заданием в 1945 году. По одной из версий, он отвечал за расследование судьбы Якова Джугашвили , хотя его присутствие и работа в Берлине использовались советскими службами безопасности для содержания грузинских ссыльных.

В Институте философии Грузинской ССР начал работать в 1946 году. Одновременно он читал в Тбилисском государственном университете курс истории грузинской философии. Во время дискуссии в Институте философии в 1948 году Петре Шария и Иларион Талахадзе подвергли резкой критике труд «Руставели и Восточное Возрождение», а через год Шалва Нуцубидзе был уволен.

Политическая жизнь

[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе

Шалва Нуцубидзе был видным политическим деятелем. Еще учась в старшей школе, он активно участвовал в политической жизни школы. С 1904 по 1911 год он был членом большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии , которую покинул в 1911 году, чтобы присоединиться к Грузинской социал-федералистской революционной партии. В 1917 году он был избран в Центральный совет общероссийских национал-социалистических партий и как представитель его был командирован в Петербург, где была провозглашена Декларация всероссийских национальностей. он был избран в Национальный совет Грузии В ноябре того же года .

Шалва Нуцубидзе был избран в главный комитет Грузинской партии социалистов-федералистов-революционеров в 1918 году. В 1919–1921 годах он был членом Учредительного собрания Грузии от той же партии. Он подписал Декларацию независимости Грузии. Он работал в образовательной и библиотечной комиссиях.

Учредительное собрание собралось 1 февраля 1921 года. В перерыве между Шалвой Нуцубидзе и Бенией Чхиквишвили произошел спор, в ходе которого Беня ударил Нуцубидзе в глаз и протянул руку к пистолету, а Нуцубидзе бросил в него стул. Через несколько дней после противостояния социалисты-федералисты предложили президиуму Учредительного собрания лишить Чхиквишвили членского статуса, но собрание проголосовало и сняло эту тему с повестки дня. В ответ на недовольство общественности были проведены демонстрации.

Шалва Нуцубидзе не эмигрировал вместе с правительством после того, как 25 февраля 1921 года Грузия была аннексирована Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой . Двумя днями позже Шалва Нуцубидзе возглавил формирование временного главного комитета Партии федералистов. Федералисты поддержали советское правительство в результате решения комитета.

В 1923—1929 годах Шалва Нуцубидзе служил в Центральных исполнительных комитетах Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики и Грузинской Советской Социалистической Республики . [ 4 ] В 1934 году он был президентом грузинского отделения Союза культурных связей с зарубежными странами. [ 10 ]

Репрессии

[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе в тюрьме

Шалва Нуцубидзе был задержан в Ташискари 31 августа 1938 года по подозрению в шпионаже в пользу Германии. Он был передан Народному комитету государственной безопасности СССР 1 декабря того же года после сопровождения из Тбилиси в Москву. Ему были предъявлены обвинения в контрреволюционных действиях, пропаганде и прямых действиях против рабочего класса и революционного движения в поддержку контрреволюционного правительства. [ 11 ]

Находясь в тюрьме, Шалве Нуцубидзе было поручено перевести « Витязя в тигровой шкуре » на русский язык Иосеба Джугашвили , но он уже приступил к переводу стихотворения в 1937 году и читал отрывки в аудитории. В качестве компенсации за перевод его также выпустили из тюрьмы. Шалва Нуцубидзе завершил четвертый полный перевод «Витязя в тигровой шкуре» на русский язык 1 мая 1939 года. [ 12 ] который был отправлен Сталину.

Шалва Нуцубидзе и Сергей Кавтарадзе лично встретились со Сталиным 20 октября 1940 года. Иосеб Джугашвили отредактировал стихотворение, предоставил переводчику одну строфу своего перевода, и в следующем году произведение было опубликовано под редакцией С. Городецкого, включавшей предисловие. Серго Кавтарадзе и иллюстрации Михая Зичи , Серго Кобуладзе и Ираклия Тоидзе. [ 13 ] Перевод был издан массовым тиражом « Гослитиздатом », хотя гонорара переводчик не получил. Согласно заявлению Шалвы Нуцубидзе, гонорар был полностью зачислен в Фонд обороны.

После смерти Сталина в 1953 году и падения власти Лаврентия Берии Шалва Нуцубидзе был исключен из Академии наук Грузинской ССР 22 декабря 1938 года, а через три дня — из Тбилисского государственного университета. Работы Шалвы Нуцубидзе «История грузинской философии» и «Руставели и Восточное Возрождение» были опубликованы до 1960 года, но он ограничивался полноценной научной и просветительской деятельностью. С 1956 по 1960 год он работал старшим научным сотрудником Института философии АН Грузинской ССР, а в 1960 году получил полную реабилитацию от преследований СССР, и его научный статус был восстановлен.

Научная жизнь

[ редактировать ]

Научные труды Шалвы Нуцубидзе разнообразны. Его произведения иногда разделяют на два периода: метафизический период и историю грузинской философии. Первый этап включает четыре работы, направленные на создание новой системы в философии: « Больцано и теория науки» (1913), «Основы алетиологии» (1922), «Истина и структура познания» (1926) и «Философия». и мудрость» (1931).

Публикации Шалвы Нуцубидзе затрагивают педагогическую тематику («Идея человека и проблема воспитания в «Витязе в тигровой шкуре»», [ 14 ] «Образование и образовательные идеи в эпоху грузинского Возрождения», [ 15 ] и др.») система высшего образования и ученых степеней в древней Грузии, [ 16 ] [ 17 ] диалектическая и формальная логика и грузинская культура. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Работа Шалвы Нуцубидзе «Теория искусства (Основы монистической эстетики)» (1929) была первой грузинской работой в этой области. [ 21 ]

Шалва Нуцубидзе, среди прочего, был автором школьных и университетских учебников, философской терминологии, а также перевел сокровища грузинской поэзии на иностранные языки. [ 2 ] он заложил основу для развития грузинской философской терминологии Вместе с Дмитрием Узнадзе . [ 9 ]

Алетиология

[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе

Шалва Нуцубидзе заложил основы оригинальной философской системы «Алетиология», работая в Германии в 1911–1914 годах. [ 2 ] В Лейпциге в 1911 году он прочитал доклад о принципах алетиологии. [ 3 ] В 1913 году он опубликовал на русском языке «Больцано и теория науки», а в 1922 году — «Основы алетхиологии. Часть I. Проблема познания» в Тбилиси. В Германии на немецком языке вышла книга «Истина и структура познания: первое введение в алетиологический реализм». [ 4 ]

Вторая книга Шалвы Нуцубидзе «Philosophie und Weisheit» («Философия и мудрость») была опубликована на немецком языке в 1931 году. «Первое введение в алетиологический реализм», впервые опубликованное в 1927 году, было «специфическим введением в алетиологический реализм». Шалва Нуцубидзе определил алетиологию как поле, существующее между сущностью и мыслью. Он заметил, что его алетиологическая редукция отличается от редукционного подхода Зиггварта тем, что он был рационально постигнут, а также от Гуссерля . феноменологических редукций [ 3 ]

Статьи Шалвы Нуцубидзе, опубликованные на немецком языке, привлекли большое внимание западных философских журналов. Многие рецензии на его произведения появились в Германии , Англии , Швейцарии , Франции . Бруно Баух , немецкий неокантианский философ, также получил положительные отзывы, и оба тома были высоко оценены Куртом Гассеном. обзор В 1932 году Бартоломеус Ландхир опубликовал в Международном журнале этики , в котором заявил, что Шалва Нуцубидзе внес существенный вклад в простое решение сложных трудностей современной философии. [ 22 ] [ 23 ] На одну из работ откликнулся грузинский философ Константин Бакрадзе, и его письмо «Проблема истины и структура познания» было опубликовано в журнале «Мнатоби» в 1928 году. [ 24 ]

История грузинской философии

[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе с Симоном Каухчишвили и Акакием Шанидзе в 1967 году.

Шалва Нуцубидзе был лишен права продолжать преподавание философии в Тбилисском государственном университете после возвращения из Германии в 1930 году. Историю грузинской философии он начал изучать в 1930-е годы, заложив основу новой ветви картвельоведения — истории грузинской философии. . [ 25 ] Особого внимания заслуживают его публикации о восточных корнях Возрождения, а также о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита и Петра Иверского . Эту гипотезу предложил Шалва Нуцубидзе в 1942 году. К аналогичному выводу десять лет спустя пришел бельгийский ученый Э. Хонигман. [ 2 ]

Шалва Нуцубидзе и известный филолог Симон Каухчишвили разработали комплексный план публикации древних грузинских философских артефактов. В 1937 году они выпустили «Объяснение диадоха Прокла и платоновской философии» , которое включало в себя поиск высокого уровня, а также грузино-греческие и греко-грузинские словари. [ 26 ] Эта книга не только предложила научное исследование важного представителя грузинской философской мысли, но и повысила интерес к грузинской философской мысли. [ 23 ]

Двухтомник Шалвы Нуцубидзе «История грузинской философии» был издан в 1956–1958 годах и охватывает историю грузинской философии от древнего мифологического эпоса до Соломона Додашвили . Шалва Нуцубидзе уже посвятил грузинскому мифологическому эпосу несколько произведений. Он исследовал и перевел «Эпос Амирани». [ 27 ]

Шалва Нуцубидзе выделял три периода в истории грузинской философской мысли: древнюю эпоху (от Колхидской высшей риторико-философской школы до VI-VII вв.), феодальную эпоху (VIII-XVIII вв.) и эпоху капитализма (XIX-XX вв.) . столетия). Далее феодальная эпоха разделялась на три периода: ранний феодализм (8-11 вв.), феодальный абсолютизм (11-12 вв.) и поздний феодализм (13-18 вв.). [ 21 ]

Шалва Нуцубидзе также исследовал проблемы грузинской культуры. Многочисленные письма он посвятил надписям грузинских монастырей, обнаруженным в Палестине , и строительству монастырей, связанных с именем Петра Иверского. [ 28 ] [ 29 ] Особенно его заинтересовал грузинский «Балахвариани». Герман Зоттенберг опубликовал в 1886 году исследование, в котором продемонстрировал, что произведение не принадлежало Иоанну Дамаскинскому . [ 30 ] 70 лет спустя Шалва Нуцубидзе выпустил на русском языке исследование «О происхождении греческой книги Варлаама и Иоасафа», в котором обратился к автору греческого романа и подверг критике Франца Йозефа Дельгера мнение . По словам Шалвы Нуцубидзе, греческий роман основан на грузинской рукописи. Он пришел к выводу, что автор «Балавариани» и «Лимонари» — один и тот же человек, а автор первого издания произведений — один и тот же человек, известный деятель VII века Иоанн Мосхи. [ 21 ]

Руствелология

[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе с В. Кербахом, переведшим «Витязь в тигровой шкуре» на румынский язык

Весьма значителен вклад Нуцубидзе в руствелологию. Особое место в своих исследованиях Руставели занимает не только с точки зрения философского мировоззрения поэта, но и как крупного гуманиста своего времени. [ 4 ]

Русский перевод «Витязя в тигровой шкуре» Шалвы Нуцубидзе 1937–1940 годов считается одним из величайших. [ 2 ] По словам Алексея Толстого, перевод Нуцубидзе «Витязя в тигровой шкуре» — это «не только научное произведение, но и поэтическое произведение», а с помощью вращения ритма переводчик решил задачу перевода дактильных строк на русский язык. [ 31 ] [ 21 ] [ 9 ]

Перевод Шалвы Нуцубидзе был первым, использованным при переводе на разные языки: Виктора Кербаха на румынский язык , Игоря Сикири на польский язык , Ипей Фукуро на японский язык и Серги Цуладзе на французский язык (который считается одним из лучших французских переводов стихотворения). ). Шалва Нуцубидзе также поддержал немецкие переводы Марии Притвиц и австрийского поэта Гуго Юпперта . [ 9 ]

Монографический труд Нуцубидзе «Творчество Руцвели» дает многоплановый, глубокий анализ поэмы. Целью автора было пролить свет на культурный контекст великого поэта, включавший в себя клубок сложных вопросов — от социально-экономических и политических ситуаций до популярных, литературных и философских источников «Витязя в тигровой шкуре». По его мнению, истоки поэмы следует проследить прежде всего по трем направлениям: вообще говоря, поэзия Руставели была подготовлена ​​грузинскими народными традициями и историей грузинской философии в связи с ее литературными предками. [ 4 ]

Последние годы

[ редактировать ]
Могила Шалвы Нуцубидзе во дворе Тбилисского государственного университета

В 1963 году Шалва Нуцубидзе был удостоен звания Заслуженного деятеля науки Грузинской ССР . [ 1 ] Он продолжил преподавать в Тбилисском государственном университете в 1967 году. В это время он сосредоточился в первую очередь на истории средневековой европейской философии.

Шалве Нуцубидзе не разрешили участвовать в юбилее Руставели в 1966 году, ему не разрешили присутствовать на встречах с иностранными гостями или выступать. Ему не разрешили выступить с речью на 50-летии Тбилисского государственного университета в 1968 году.

Шалва Нуцубидзе скончался в Тбилиси 6 января 1969 года. 9 января он был похоронен в Пантеоне Тбилисского государственного университета. На могиле ученого установлена ​​статуя работы Отара Парулавы. [ 2 ] [ 32 ]

Частная жизнь

[ редактировать ]

Шалва Нуцубидзе был женат дважды. Агнесса Филипова, первая жена, родилась в грузинской католической семье. Она умерла от туберкулеза в 1937 году. Кетеван, дочь пары, родилась в 1915 году. Шалва Нуцубидзе был еще жив, когда умерла его первая дочь.

Шалва Нуцубидзе женился во второй раз в возрасте 56 лет на разведенной Кетеван Климиашвили, имеющей двоих детей, Закро и Русудан. Шалва Нуцубидзе относился к ним как к своим детям. Пара стала родителями троих детей. В пятилетнем возрасте от дифтерии умер первый сын. [ 33 ]

У Шалвы Нуцубидзе был необычный подход к религии. Он не посещал церковь. Он помнил наизусть многие молитвы, выученные в гимназии, и настолько хорошо знал божественный закон, что даже его друг, Католикос-Патриарх Калистрат Цинцадзе , опешил. Ефрем II Грузинский часто обсуждал с ним богословские вопросы. [ 33 ]

Наследие

[ редактировать ]

В 1969 году его именем была названа улица Шалвы Нуцубидзе. [ 34 ] также названо плато Сабуртало Его именем в Тбилиси . Помимо Пантеона Тбилисского государственного университета , памятник Шалве Нуцубидзе можно найти в саду на улице Нуцубидзе.

Фидо Надибаидзе, [ 35 ] Арчил Бегиашвили, Гурам Тевзадзе и другие опубликовали работы об алетеологическом реализме Шалвы Нуцубидзе. Его «Теория искусства» не получила большого внимания.

В 2013 году Тамаз и Тамар Нуцубидзе передали в дар библиотеке Тбилисского государственного университета частную библиотеку Шалвы Нуцубидзе. В ней 635 библиотечных единиц с 594 названиями. [ 36 ]

Организации и ассоциации

[ редактировать ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Работает

[ редактировать ]
  • 1926: «Истина и когнитивная структура. Первое знакомство с алетеологическим реализмом». Берлин и Лейпциг: Вальтер де Грюйтер.
  • 1931: «Философия и мудрость. Специальное введение в алетейологию». Берлин и Кенигсберг: Ost-Europa-Verlag.
  • 1957: „Шота Руставели, Витязь в Тигровой Шкуре“. Тбилиси.
  • 1973: «Больцано и теория науки: принципы алетологии». Том. 1. [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1974: «Введение в философию (Проблема познания). Том. 3. Теория искусства. [Ред. А. Бегиашвили]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1975: «Петр Иверский и философское наследие древности». Том. 5. [Ред. Н Натадзе]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1976: «Руставели и Восточное Возрождение». Том. 4. [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1977: «К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф», том. 6. [Ред. Н. Натадзе] Тбилиси: Мецниереба.
  • 1979: «Истина и структура знания. Философия и мудрость». Том. 2. [Ред. Т. Буачидзе]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1980: «Творчество Руставели». Том. 7. [Ред. Ал. Барамидзе]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1983: «История грузинской философии: Книга 1». [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
  • 1985: «История грузинской философии: Книга 2». [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Какулия, Нино (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130 . Тбилиси: Тбилисский государственный университет. стр. 9–20.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Gaiparashvili, Zurab (2020). University . Tbilisi: Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Press. pp. 60–61.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета. стр. 3-21.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Баркава М., Долидзе Э. (1986). Шалва Нуцубидзе (1888-1969): Биобиблиография. Тбилиси: Мециереба. ISBN 978-9941-0-9318-0. стр. 3-14.
  5. ^ Нуцубидзе, Ш. (1919). Логика. Начальный учебник. Кутаиси.
  6. ^ Нуцубидзе, Ш. (1920). Логика. Для средних школ . Тифлис: Сахалхо Сакме.
  7. ^ Нуцубидзе, Ш. (1920). Введение в философию. Часть I. Проблема познания . Тбилиси: Сахалхо Сакме.
  8. ^ Нуцубидзе, Ш. (1923). Логика: Пропедевтический курс . Тифлис: Сахельгами.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Какулия, Н. [ред.]. (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130. Тбилиси: Тбилисский государственный университет. стр. 40-65.
  10. ^ Просопографическая база данных Грузии ХХ века: Персоны. Шалва Нуцубидзе . www.prosopography.iliauni.edu.ge. Проверено: 27 сентября 2021 г.
  11. ^ Белкания, Т. (2018). Несколько документов, касающихся Шалвы Нуцубидзе, хранятся в Специальном архиве МВД Грузии . Актуальные проблемы картвелологии, VII. Тбилиси: Грузинский университет. С. 16-22. ISSN 1987-930Х.
  12. ^ Шота Руставели. Вытяз в тигровой шкуре. Поема в стихах. Перевод с грузинского Шалвы Нуцубидзе, редакция Сергея Городецкого, М., 1941, also М., 1950, Тб., 1949, 1957, 1966
  13. ^ Чачанидзе, В. (1980). Рыцарь в тигровой шкуре . Тбилиси: Хеловнеба. п. 127.
  14. ^ Нуцубидзе, С. (1937). Идея человека и проблема воспитания в «Витязе в тигровой шкуре» . в «Шота Руставели в школе». Тбилиси: Педагогический научно-исследовательский институт.
  15. ^ Нуцубидзе, С. (1943). Образование и образовательные идеи в эпоху грузинского Возрождения . Мнатоби, 9-10. Тбилиси: Сахелгами. стр. 205-221.
  16. ^ Нуцубидзе, С. (1944). Грузинский ренессанс и образовательные центры . Педагогика. Том. 11. Тбилиси. стр. 1-20.
  17. ^ Нуцубидзе, С. (1947). Об ученых степенях в старой Грузии . Работает научно-педагогический научно-исследовательский институт Грузинской ССР. Том. 3. С. 27-40.
  18. ^ Нуцубидзе, С. (1956). Темы грузинской литературы и культуры в современной западной науке. Мнатоби. 3. Тбилиси: Сахелгами. стр. 144-154
  19. ^ Нуцубидзе, С. (1956). Одна картина XII-XIV веков и проблемы грузинской культуры . Советского Искусства, 9. Тбилиси. стр. 17-22.
  20. ^ Нуцубидзе, С. (1958). Проблемы грузинской культуры и мои оппоненты в западной науке . Мнатоби 7. Тбилиси: Сахелгами. стр. 131-140.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета. стр. 50-75.
  22. ^ Ландхир, Б. (1932). Рецензии на книги . Международный журнал этики . Том. 42. Н3. გვ. 394-395.
  23. ^ Перейти обратно: а б Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета. стр. 24-45.
  24. ^ Бакрадзе, К. (1928). Проблема истины и структура познания . Мнатоби, 1 . Тифлис: Сахельгами. стр. 219-239.
  25. ^ Нуцубидзе, С. (1965). Критические очерки: Философия и культура.Тбилиси : Советская Грузия. п. 212.
  26. ^ Нуцубидзе С., Каухчишвили С. [Ред.]. (1937). Комментарий Прокла к Диадоху и философии Платона. Тбилиси: Тбилисский государственный университет.
  27. ^ Нуцубидзе, С. (1945). Амирани: Мифологический эпос . Тбилиси: Советский писатель.
  28. ^ Нуцубидзе, С. (1959). Некоторые вопросы о новых раскопках в Иерусалиме . Дроша, 2. Тбилиси: Коммунист. стр. 6-8.
  29. ^ Нуцубидзе, С (1959). Новые раскопки в Иерусалиме и проблемы грузинской культуры . Мнатоби, 1. Тбилиси: Советская Грузия. стр. 148-156.
  30. ^ Зотенберг, Х. (1886). Обратите внимание на книгу «Варлаам и Иоасаф» . Уведомления и выдержки из быка. 28
  31. ^ Толстой, А. (1966). близкое, свое . Огонек, 38 . p. 9.
  32. ^ Gaiparashvili, Z. (2005). Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Pantheon . Tbilisi: Universal. p. 10.
  33. ^ Перейти обратно: а б Какулия, Н. [ред.]. (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130. Тбилиси: Тбилисский государственный университет. стр. 80-91.
  34. ^ Абашидзе З. и др. (Ред.).(2008). Тбилиси. Улицы, проспекты, площади. . Тбилиси: Карту. ISBN 9789992820353. с. 131.
  35. ^ Надибаидзе, доктор философии. (1981). Основные начала алетеологического реализма: критический анализ философской концепции Шалвы Нуцубидзе . Тбилиси: «Мецниереба».
  36. ^ Гайпарашвили, З. [Ред.]. (2015). Коллекции библиотеки: Коллекция Шалвы Нуцубидзе . Тбилиси: Иване Джавахишвили Издательство Тбилисского государственного университета. ISBN 978-9941-439-00-1.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бакрадзе, А. (1971). Из истории одного русского перевода «Витязя в тигровой шкуре» . Тбилиси: Мециереба. стр. 373–379.
  • Баркава М., Долидзе Э. (1986). Шалва Нуцубидзе (1888-1969): Биобиблиография . Тбилиси: Мециереба. ISBN  978-9941-0-9318-0 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Белкания, Т. (2018). Несколько документов, касающихся Шалвы Нуцубидзе, хранятся в Специальном архиве МВД Грузии . Актуальные проблемы картвелологии, VII. Тбилиси: Грузинский университет. С. 16–22. ISSN 1987-930Х.
  • Иремадзе, Т. (2008). АЛЕТЕИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: Шалва Нузубидзе и его новые подходы . [ред. Г. Тевзадзе. Л. Закарадзе]. Тбилиси: Издательство «Некери». ISBN 978-9941-436-81-9.
  • Джек, UR (2010). Шалва Нузубидзе, немецко-грузинский философ XX века . В: Объяснения по грузинской философии. [ред. Г. Тевзадзе]. Тбилиси: Издательство «Некери». ISBN 978-9941-416-36-1. п. 70-81.
  • Какулия, Н. [ред.]. (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130. Тбилиси: Тбилисский государственный университет.
  • Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета.
  • Хвадагиани, И. (2016). Учредительное собрание Грузии 1919 г. Тбилиси: Лаборатория исследований советского прошлого. п. 320-323. ISBN 978-9941-0-9318-0.
  • Махарадзе, М. [ред.]. (2013). История грузинской философской мысли, IV. Тбилиси: Универсал. ISBN 978-9941-22-007-4.
  • Мегреидзе, И. (1980). Незабываемый Шалва Нуцубидзе . Цискари . 3(274). Тбилиси. п. 148-152.
  • Нуцубидзе, К. (1988). Шалва Нуцубидзе . Тбилиси: Накадули.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

На грузинском языке

[ редактировать ]
  • Джалагония, Д. (2013). Философско-теологический обозреватель. Тбилиси: Издательство Тбилисского государственного университета имени Иване Джавахишвили. ISSN 2233-3568.
  • Надибаидзе, Ф. (1981). Основные принципы алетологического реализма. Тбилиси: Мецниереба.

На немецком языке

[ редактировать ]
  • Иремадзе, Т. (2008). Алетейологический реализм. Шалва Нузубидзе и его новые подходы. Тбилиси: Издательство «Некери».
  • Иремадзе Т., Хеошвили Г., Закарадзе Л. (2009). Шалва Нузубидзе в: Философский лексикон, изд. С. Джордан и Б. Мойшиш, Штутгарт: Филипп Реклам Верлаг.
  • Зигенфус В., Юнг Г. (1950). Нузубидзе, Шалва в: Философский лексикон. Краткий словарь философии человека, написанный и отредактированный В. Цигенфусом и Г. Юнгом, Том 2: LZ, Берлин: Вальтер де Грюйтер.

На русском языке

[ редактировать ]
  • Ш. И. Нуцубидзе. (1980). К 90-летию со дня рождения [Сб. Статей]. [Ред: А. Ф. Бегиашвили]. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета.
[ редактировать ]
  • Иремадзе, Т. Шалва Нуцубидзе . Энциклопедия грузинской философии и теологии.
  • Я Шалва Нуцубидзе , Режиссер: Бесик Гафриндашвили. Первый канал. 15 декабря 2018 г. Дата доступа: 26 сентября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff23d67b50387d04e0424cfb77038c61__1714472880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/61/ff23d67b50387d04e0424cfb77038c61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shalva Nutsubidze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)