Шалва Нуцубидзе
Шалва Нуцубидзе | |
---|---|
Шалва Нуцубидзе | |
![]() Шалва Нуцубидзе | |
Рожденный | Парцханаканеви, Российская империя. | 14 декабря 1888 г.
Умер | 6 января 1969 г. | ( 80 лет
Место отдыха | Пантеон Тбилисского государственного университета |
Национальность | грузинский |
Гражданство | ![]() ![]() ![]() |
Альма-матер | Санкт-Петербургский государственный университет Лейпцигский университет |
Супруги |
|
Награды | ![]() |
Научная карьера | |
Поля | Философия История Литературная критика |
Учреждения | Тбилисский государственный университет Лейпцигский университет |
Шалва Нуцубидзе ( груз . შალვა ნუცუბიძე ; 14 декабря 1888 — 6 января 1969) — грузинский философ , историк культуры , русвелолог, литературный критик , переводчик, общественный деятель, один из основателей научной школы в области истории Грузии. философия, одна основателей и проректора (1920–1929) Тбилисского государственного университета , директора Фундаментальной библиотеки ТГУ, декана кафедры истории мировой литературы, доктора философских наук , профессора , избранного члена Академии наук ТГУ. Грузинская ССР (1944), заслуженный деятель науки Грузии (1961).
Шалва Нуцубидзе учился в университетах Санкт-Петербурга , Берлина и Лейпцига . В 1917 году получил должность доцента Санкт-Петербургского государственного университета . В 1927 году получил степень доктора философии.
С 1904 по 1911 Шалва Нуцубидзе был членом большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии и Грузинской партии социалистов-федералистов-революционеров с 1915. С 1919 по 1921 год — член Учредительного собрания Грузии . После советской аннексии Демократической Республики Грузия он не покинул страну.
Свою оригинальную философскую доктрину «Алетиологический реализм» он основал во время работы в Германии . Шалва Нуцубидзе изучал историю грузинской философии в 1930-е годы, заложив основу новой области картвельских исследований — истории грузинской философии. Развил теорию Восточного Возрождения и теорию Нуцубидзе-Хонигмана, установившую тождество Петра Иверского и Псевдо-Дионисия Ареопагита .
Шалва Нуцубидзе свободно владел греческим , латынью , немецким , русским и французским языками . [ 1 ] Его перевод «Витязя в тигровой шкуре» на русский язык считается одним из лучших переводов этого стихотворения. [ 2 ]
Родословная
[ редактировать ]Дедушки Шалвы Нуцубидзе оба были священниками. Филипп Датиашвили, его дедушка (со стороны матери), любил читать и в юном возрасте научил читать своего внука алфавиту Нусхури. Отец Шалвы Нуцубидзе, Исак Нуцубидзе, был учителем. Он учился у Важа-Пшавелы в Горийской семинарии мастерства, а затем стал учителем в Хони и Кутаиси . Исак Нуцубидзе был опытным охотником и часто ходил на охоту со своим сыном. Он умер в 1927 году. Мать Шалвы Нуцубидзе, Ребека Датиашвили, была родом из Квитири.
Старшими сестрами Шалвы Нуцубидзе были Анета, Тамар, Элен и Нино. Тамар, одна из них, училась в Санкт-Петербургском технологическом университете, а затем на факультете географии и геологии Тбилисского государственного университета . Работал научным сотрудником и ученым секретарем в Институте географии Национальной академии наук Грузии . Нино, вторая сестра, окончила русское отделение филологического факультета Тбилисского государственного университета и работала преподавателем русского языка сначала в школе, а затем в Тбилисском медицинском институте. [ 3 ]
Ранние годы и образование
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе родился 14 декабря 1888 года в Парцханаканеви (близ Кутаиси). Он посещал начальную школу Хони и семинарию мастерства Хони для получения начального образования. встретился с Акакием Церетели , Важа-Пшавелой , Нико Николадзе , Иване Гомартели, Барбарой Кипиани, Ильей Хонели. Здесь он впервые [ 1 ] В 1897 году он продолжил обучение в Кутаисской классической гимназии. В шестом классе его избрали редактором нелегального журнала «Гантиади», которым он руководил до окончания средней школы. [ 3 ]
С 1904 по 1905 год он был активным участником политической жизни гимназии. В 1904 году он вступил в большевистскую фракцию Социал-демократической рабочей партии. Он работал региональным пропагандистом и присутствовал на похоронах революционера Александра Цулукидзе в 1905 году, где также выступал от имени организации Самтредиа. С 1905 по 1906 год он посещал нелегальные собрания Вано Стуруа. Он входил в группу под руководством Вано Стуруа, которая в 1906 году отправилась из Санкт-Петербурга в Финляндию для встречи с Владимиром Лениным . [ 3 ]
В 1905 году Исак Нуцубидзе был назначен директором школы в селе Кулаши, и семья переехала туда. Шалва Нуцубидзе окончил Классическую гимназию и в 1906 году поступил на философское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. [ 4 ] Во время учебы в Петербурге он вновь сотрудничал с грузинскими студентами-революционерами, такими как Вано Стуруа, Мамия Орахелашвили , Шалва Элиава , Силибистро Тодрия и другими. [ 3 ]
Шалва Нуцубидзе прочитал лекцию о «Философском и историческом материализме» на открытой сессии Петербургского университета в 1907 году. Во время пребывания в университете он учился у Александра Введенского, Н. Караева, Н. Лосского и других. [ 4 ] Шалва Нуцубидзе часто посещал Грузию и читал публичные доклады по политическим вопросам. Доклад «Марксизм и личность», прочитанный в Кутаисском театре, собрал большую аудиторию, и полиция едва не задержала членов Имеретинско - Самегрельского комитета Социал-демократической партии, слушавших репортаж из-за кулис. [ 3 ]
Шалва Нуцубидзе окончил Петербургский университет в 1910 и начал свою карьеру учителем истории , психологии и латинского языка на Кубани . [ 1 ] Позже, при содействии профессора Александра Введенского, он вернулся в Петербургский университет, сдал устные и письменные экзамены на степень магистра и в 1917 году начал читать лекции, получив степень приват-доцента . [ 4 ] [ 3 ] В том же году Шалва Нуцубидзе получил степень приват-доцента.
Его дважды командировали в научные поездки в Европу из Петербургского университета. С 1911 по 1914 год каждый май – август он посещал летние семинары в Германии. Свою оригинальную философскую доктрину «Алетиологический реализм» он основал во время работы в Германии . [ 2 ] Он провел большую часть своего времени в Лейпциге , где его наставниками были такие известные философы, как Вильгельм Вундт , Йоханнес Фолькельт и Карл Барт . [ 4 ] [ 3 ] Шалва Нуцубидзе был учителем во Второй петербургской гимназии в 1914 году. Здесь с ним познакомился Григол Церетели , который со временем стал его самым близким другом. [ 1 ] Шалва Нуцубидзе был преподавателем Петербургского университета с 1916 по 1918 год.
Тбилисский государственный университет
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе был ключевой фигурой в становлении Тбилисского государственного университета . [ 2 ] Во время пребывания в Петербурге в 1917 году Георгий Ахвледиани вручил ему Иване Джавахишвили приглашение . Шалва Нуцубидзе оставил жену и детей в Санкт-Петербурге и вернулся в Тбилиси для участия в подготовке к созданию университета. Он отвечал за привлечение грузинских профессоров в университет.
Шалва Нуцубидзе занимал в университете различные должности, в том числе проректора (1920—1929), декана, директора фундаментальной библиотеки, заведующего кафедрой, первого декана факультета социальных и экономических наук и других. Он также основал и руководил юридической школой. В течение 15 лет он был деканом кафедры истории мировой литературы, которая со временем стала факультетом западноевропейских языков и литературы. Шалва Нуцубидзе читал на разных факультетах разнообразные курсы, включая логику, введение в философию, исторический материализм, историю общественно-политической мысли, научную методологию, историю западноевропейской литературы и другие. [ 2 ]
Шалве Нуцубидзе также было поручено написать учебники для студентов, изучающих философию в Тбилисском государственном университете. За короткий период времени он подготовил учебники, на которых воспитывались последующие поколения (Мозе Гогиберидзе, Константин Мегрелидзе, Савле Церетели, Константин Бакрадзе, Ангия Бочоришвили): «Логика. Элементарный учебник» 1919 года, [ 5 ] «Логика для средней школы» [ 6 ] и «Введение в философию, часть I, проблема познания». [ 7 ] в 1920 году и «Логика: пропедевтический курс» в 1923 году. [ 8 ]
Шалва Нуцубидзе и его соратники (среди других Серги Горгадзе) основали Интеллектуальное общество Петрици при Тбилисском государственном университете в 1918 году, организуя семинары и дискуссии для сбора грузинских философских памятников и распространения философских знаний. Он также ввел «Общеобразовательные курсы», на которые допускались студенты всех возрастов, не имеющие высшего образования, и им разрешалось продолжить образование в университете после окончания школы. Классы были включены в состав государственной школы в 1927 году. [ 9 ]
1920-1940
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе и Георгий Чубинашвили посетили выставку реликвий грузинского искусства в Германии в 1920 году. В 1921 году он начал работать в социалистически-федералистской газете Тедо Глонти, которая издавалась с согласия Революционного комитета. В том же году под его руководством была основана «Группа изучения социальной философии». [ 1 ]
По рекомендации педагогического факультета университета Шалва Нуцубидзе в 1925 году уехал в Европу, чтобы ознакомиться с работой философских семинаров в Берлинском университете. [ 4 ] Шалва Нуцубидзе был профессором Лейпцигского университета с 1925 по 1926 год. Во время научной поездки он намеревался перевести «Основы алетеологии» на немецкий язык, но передумал и написал новую книгу «Wahrheit und Erkenntnisstruktur» («Истина и «Структура познания»), обзор которой был сделан в 1926 году видными неокантианцами Артуром Либерти и Бюхенау.
Шалва Нуцубидзе получил степень доктора философии 17 апреля 1927 года после успешной защиты докторской диссертации «Истина и структура познания». В 1928 году он отправился в научную поездку в Германию. В 1930 году он поехал в Германию, чтобы увидеть выставку реликвий грузинского искусства. Шалве Нуцубидзе не разрешили продолжить преподавание философии в Тбилисском государственном университете после его возвращения в Грузию.
В 1935 году был старшим научным сотрудником Тбилисского педагогического института. [ 1 ]
1940-1950
[ редактировать ]Шалва Нуцубидзе был профессором Института мировой литературы имени Максима Горького в Москве с 1940 по 1941 год. [ 1 ] Он вернулся в Грузию в 1942 году и возобновил преподавание в Тбилисском государственном университете. В 1944 году Шалва Нуцубидзе был избран действительным членом Академии наук Грузинской ССР . [ 4 ] [ 2 ]
Шалва Нуцубидзе был направлен в Берлин со специальным заданием в 1945 году. По одной из версий, он отвечал за расследование судьбы Якова Джугашвили , хотя его присутствие и работа в Берлине использовались советскими службами безопасности для содержания грузинских ссыльных.
В Институте философии Грузинской ССР начал работать в 1946 году. Одновременно он читал в Тбилисском государственном университете курс истории грузинской философии. Во время дискуссии в Институте философии в 1948 году Петре Шария и Иларион Талахадзе подвергли резкой критике труд «Руставели и Восточное Возрождение», а через год Шалва Нуцубидзе был уволен.
Политическая жизнь
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе был видным политическим деятелем. Еще учась в старшей школе, он активно участвовал в политической жизни школы. С 1904 по 1911 год он был членом большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии , которую покинул в 1911 году, чтобы присоединиться к Грузинской социал-федералистской революционной партии. В 1917 году он был избран в Центральный совет общероссийских национал-социалистических партий и как представитель его был командирован в Петербург, где была провозглашена Декларация всероссийских национальностей. он был избран в Национальный совет Грузии В ноябре того же года .
Шалва Нуцубидзе был избран в главный комитет Грузинской партии социалистов-федералистов-революционеров в 1918 году. В 1919–1921 годах он был членом Учредительного собрания Грузии от той же партии. Он подписал Декларацию независимости Грузии. Он работал в образовательной и библиотечной комиссиях.
Учредительное собрание собралось 1 февраля 1921 года. В перерыве между Шалвой Нуцубидзе и Бенией Чхиквишвили произошел спор, в ходе которого Беня ударил Нуцубидзе в глаз и протянул руку к пистолету, а Нуцубидзе бросил в него стул. Через несколько дней после противостояния социалисты-федералисты предложили президиуму Учредительного собрания лишить Чхиквишвили членского статуса, но собрание проголосовало и сняло эту тему с повестки дня. В ответ на недовольство общественности были проведены демонстрации.
Шалва Нуцубидзе не эмигрировал вместе с правительством после того, как 25 февраля 1921 года Грузия была аннексирована Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой . Двумя днями позже Шалва Нуцубидзе возглавил формирование временного главного комитета Партии федералистов. Федералисты поддержали советское правительство в результате решения комитета.
В 1923—1929 годах Шалва Нуцубидзе служил в Центральных исполнительных комитетах Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики и Грузинской Советской Социалистической Республики . [ 4 ] В 1934 году он был президентом грузинского отделения Союза культурных связей с зарубежными странами. [ 10 ]
Репрессии
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе был задержан в Ташискари 31 августа 1938 года по подозрению в шпионаже в пользу Германии. Он был передан Народному комитету государственной безопасности СССР 1 декабря того же года после сопровождения из Тбилиси в Москву. Ему были предъявлены обвинения в контрреволюционных действиях, пропаганде и прямых действиях против рабочего класса и революционного движения в поддержку контрреволюционного правительства. [ 11 ]
Находясь в тюрьме, Шалве Нуцубидзе было поручено перевести « Витязя в тигровой шкуре » на русский язык Иосеба Джугашвили , но он уже приступил к переводу стихотворения в 1937 году и читал отрывки в аудитории. В качестве компенсации за перевод его также выпустили из тюрьмы. Шалва Нуцубидзе завершил четвертый полный перевод «Витязя в тигровой шкуре» на русский язык 1 мая 1939 года. [ 12 ] который был отправлен Сталину.
Шалва Нуцубидзе и Сергей Кавтарадзе лично встретились со Сталиным 20 октября 1940 года. Иосеб Джугашвили отредактировал стихотворение, предоставил переводчику одну строфу своего перевода, и в следующем году произведение было опубликовано под редакцией С. Городецкого, включавшей предисловие. Серго Кавтарадзе и иллюстрации Михая Зичи , Серго Кобуладзе и Ираклия Тоидзе. [ 13 ] Перевод был издан массовым тиражом « Гослитиздатом », хотя гонорара переводчик не получил. Согласно заявлению Шалвы Нуцубидзе, гонорар был полностью зачислен в Фонд обороны.
После смерти Сталина в 1953 году и падения власти Лаврентия Берии Шалва Нуцубидзе был исключен из Академии наук Грузинской ССР 22 декабря 1938 года, а через три дня — из Тбилисского государственного университета. Работы Шалвы Нуцубидзе «История грузинской философии» и «Руставели и Восточное Возрождение» были опубликованы до 1960 года, но он ограничивался полноценной научной и просветительской деятельностью. С 1956 по 1960 год он работал старшим научным сотрудником Института философии АН Грузинской ССР, а в 1960 году получил полную реабилитацию от преследований СССР, и его научный статус был восстановлен.
Научная жизнь
[ редактировать ]Научные труды Шалвы Нуцубидзе разнообразны. Его произведения иногда разделяют на два периода: метафизический период и историю грузинской философии. Первый этап включает четыре работы, направленные на создание новой системы в философии: « Больцано и теория науки» (1913), «Основы алетиологии» (1922), «Истина и структура познания» (1926) и «Философия». и мудрость» (1931).
Публикации Шалвы Нуцубидзе затрагивают педагогическую тематику («Идея человека и проблема воспитания в «Витязе в тигровой шкуре»», [ 14 ] «Образование и образовательные идеи в эпоху грузинского Возрождения», [ 15 ] и др.») система высшего образования и ученых степеней в древней Грузии, [ 16 ] [ 17 ] диалектическая и формальная логика и грузинская культура. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Работа Шалвы Нуцубидзе «Теория искусства (Основы монистической эстетики)» (1929) была первой грузинской работой в этой области. [ 21 ]
Шалва Нуцубидзе, среди прочего, был автором школьных и университетских учебников, философской терминологии, а также перевел сокровища грузинской поэзии на иностранные языки. [ 2 ] он заложил основу для развития грузинской философской терминологии Вместе с Дмитрием Узнадзе . [ 9 ]
Алетиология
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе заложил основы оригинальной философской системы «Алетиология», работая в Германии в 1911–1914 годах. [ 2 ] В Лейпциге в 1911 году он прочитал доклад о принципах алетиологии. [ 3 ] В 1913 году он опубликовал на русском языке «Больцано и теория науки», а в 1922 году — «Основы алетхиологии. Часть I. Проблема познания» в Тбилиси. В Германии на немецком языке вышла книга «Истина и структура познания: первое введение в алетиологический реализм». [ 4 ]
Вторая книга Шалвы Нуцубидзе «Philosophie und Weisheit» («Философия и мудрость») была опубликована на немецком языке в 1931 году. «Первое введение в алетиологический реализм», впервые опубликованное в 1927 году, было «специфическим введением в алетиологический реализм». Шалва Нуцубидзе определил алетиологию как поле, существующее между сущностью и мыслью. Он заметил, что его алетиологическая редукция отличается от редукционного подхода Зиггварта тем, что он был рационально постигнут, а также от Гуссерля . феноменологических редукций [ 3 ]
Статьи Шалвы Нуцубидзе, опубликованные на немецком языке, привлекли большое внимание западных философских журналов. Многие рецензии на его произведения появились в Германии , Англии , Швейцарии , Франции . Бруно Баух , немецкий неокантианский философ, также получил положительные отзывы, и оба тома были высоко оценены Куртом Гассеном. обзор В 1932 году Бартоломеус Ландхир опубликовал в Международном журнале этики , в котором заявил, что Шалва Нуцубидзе внес существенный вклад в простое решение сложных трудностей современной философии. [ 22 ] [ 23 ] На одну из работ откликнулся грузинский философ Константин Бакрадзе, и его письмо «Проблема истины и структура познания» было опубликовано в журнале «Мнатоби» в 1928 году. [ 24 ]
История грузинской философии
[ редактировать ]
Шалва Нуцубидзе был лишен права продолжать преподавание философии в Тбилисском государственном университете после возвращения из Германии в 1930 году. Историю грузинской философии он начал изучать в 1930-е годы, заложив основу новой ветви картвельоведения — истории грузинской философии. . [ 25 ] Особого внимания заслуживают его публикации о восточных корнях Возрождения, а также о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита и Петра Иверского . Эту гипотезу предложил Шалва Нуцубидзе в 1942 году. К аналогичному выводу десять лет спустя пришел бельгийский ученый Э. Хонигман. [ 2 ]
Шалва Нуцубидзе и известный филолог Симон Каухчишвили разработали комплексный план публикации древних грузинских философских артефактов. В 1937 году они выпустили «Объяснение диадоха Прокла и платоновской философии» , которое включало в себя поиск высокого уровня, а также грузино-греческие и греко-грузинские словари. [ 26 ] Эта книга не только предложила научное исследование важного представителя грузинской философской мысли, но и повысила интерес к грузинской философской мысли. [ 23 ]
Двухтомник Шалвы Нуцубидзе «История грузинской философии» был издан в 1956–1958 годах и охватывает историю грузинской философии от древнего мифологического эпоса до Соломона Додашвили . Шалва Нуцубидзе уже посвятил грузинскому мифологическому эпосу несколько произведений. Он исследовал и перевел «Эпос Амирани». [ 27 ]
Шалва Нуцубидзе выделял три периода в истории грузинской философской мысли: древнюю эпоху (от Колхидской высшей риторико-философской школы до VI-VII вв.), феодальную эпоху (VIII-XVIII вв.) и эпоху капитализма (XIX-XX вв.) . столетия). Далее феодальная эпоха разделялась на три периода: ранний феодализм (8-11 вв.), феодальный абсолютизм (11-12 вв.) и поздний феодализм (13-18 вв.). [ 21 ]
Шалва Нуцубидзе также исследовал проблемы грузинской культуры. Многочисленные письма он посвятил надписям грузинских монастырей, обнаруженным в Палестине , и строительству монастырей, связанных с именем Петра Иверского. [ 28 ] [ 29 ] Особенно его заинтересовал грузинский «Балахвариани». Герман Зоттенберг опубликовал в 1886 году исследование, в котором продемонстрировал, что произведение не принадлежало Иоанну Дамаскинскому . [ 30 ] 70 лет спустя Шалва Нуцубидзе выпустил на русском языке исследование «О происхождении греческой книги Варлаама и Иоасафа», в котором обратился к автору греческого романа и подверг критике Франца Йозефа Дельгера мнение . По словам Шалвы Нуцубидзе, греческий роман основан на грузинской рукописи. Он пришел к выводу, что автор «Балавариани» и «Лимонари» — один и тот же человек, а автор первого издания произведений — один и тот же человек, известный деятель VII века Иоанн Мосхи. [ 21 ]
Руствелология
[ редактировать ]
Весьма значителен вклад Нуцубидзе в руствелологию. Особое место в своих исследованиях Руставели занимает не только с точки зрения философского мировоззрения поэта, но и как крупного гуманиста своего времени. [ 4 ]
Русский перевод «Витязя в тигровой шкуре» Шалвы Нуцубидзе 1937–1940 годов считается одним из величайших. [ 2 ] По словам Алексея Толстого, перевод Нуцубидзе «Витязя в тигровой шкуре» — это «не только научное произведение, но и поэтическое произведение», а с помощью вращения ритма переводчик решил задачу перевода дактильных строк на русский язык. [ 31 ] [ 21 ] [ 9 ]
Перевод Шалвы Нуцубидзе был первым, использованным при переводе на разные языки: Виктора Кербаха на румынский язык , Игоря Сикири на польский язык , Ипей Фукуро на японский язык и Серги Цуладзе на французский язык (который считается одним из лучших французских переводов стихотворения). ). Шалва Нуцубидзе также поддержал немецкие переводы Марии Притвиц и австрийского поэта Гуго Юпперта . [ 9 ]
Монографический труд Нуцубидзе «Творчество Руцвели» дает многоплановый, глубокий анализ поэмы. Целью автора было пролить свет на культурный контекст великого поэта, включавший в себя клубок сложных вопросов — от социально-экономических и политических ситуаций до популярных, литературных и философских источников «Витязя в тигровой шкуре». По его мнению, истоки поэмы следует проследить прежде всего по трем направлениям: вообще говоря, поэзия Руставели была подготовлена грузинскими народными традициями и историей грузинской философии в связи с ее литературными предками. [ 4 ]
Последние годы
[ редактировать ]
В 1963 году Шалва Нуцубидзе был удостоен звания Заслуженного деятеля науки Грузинской ССР . [ 1 ] Он продолжил преподавать в Тбилисском государственном университете в 1967 году. В это время он сосредоточился в первую очередь на истории средневековой европейской философии.
Шалве Нуцубидзе не разрешили участвовать в юбилее Руставели в 1966 году, ему не разрешили присутствовать на встречах с иностранными гостями или выступать. Ему не разрешили выступить с речью на 50-летии Тбилисского государственного университета в 1968 году.
Шалва Нуцубидзе скончался в Тбилиси 6 января 1969 года. 9 января он был похоронен в Пантеоне Тбилисского государственного университета. На могиле ученого установлена статуя работы Отара Парулавы. [ 2 ] [ 32 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Шалва Нуцубидзе был женат дважды. Агнесса Филипова, первая жена, родилась в грузинской католической семье. Она умерла от туберкулеза в 1937 году. Кетеван, дочь пары, родилась в 1915 году. Шалва Нуцубидзе был еще жив, когда умерла его первая дочь.
Шалва Нуцубидзе женился во второй раз в возрасте 56 лет на разведенной Кетеван Климиашвили, имеющей двоих детей, Закро и Русудан. Шалва Нуцубидзе относился к ним как к своим детям. Пара стала родителями троих детей. В пятилетнем возрасте от дифтерии умер первый сын. [ 33 ]
У Шалвы Нуцубидзе был необычный подход к религии. Он не посещал церковь. Он помнил наизусть многие молитвы, выученные в гимназии, и настолько хорошо знал божественный закон, что даже его друг, Католикос-Патриарх Калистрат Цинцадзе , опешил. Ефрем II Грузинский часто обсуждал с ним богословские вопросы. [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1969 году его именем была названа улица Шалвы Нуцубидзе. [ 34 ] также названо плато Сабуртало Его именем в Тбилиси . Помимо Пантеона Тбилисского государственного университета , памятник Шалве Нуцубидзе можно найти в саду на улице Нуцубидзе.
Фидо Надибаидзе, [ 35 ] Арчил Бегиашвили, Гурам Тевзадзе и другие опубликовали работы об алетеологическом реализме Шалвы Нуцубидзе. Его «Теория искусства» не получила большого внимания.
В 2013 году Тамаз и Тамар Нуцубидзе передали в дар библиотеке Тбилисского государственного университета частную библиотеку Шалвы Нуцубидзе. В ней 635 библиотечных единиц с 594 названиями. [ 36 ]
Организации и ассоциации
[ редактировать ]- Тбилисский государственный университет (1918 г.)
- Учредительное собрание Грузии (1919–1921)
- Национальная академия наук Грузии (1944–1953, 1960–1969)
Награды и почести
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]- 1926: «Истина и когнитивная структура. Первое знакомство с алетеологическим реализмом». Берлин и Лейпциг: Вальтер де Грюйтер.
- 1931: «Философия и мудрость. Специальное введение в алетейологию». Берлин и Кенигсберг: Ost-Europa-Verlag.
- 1957: „Шота Руставели, Витязь в Тигровой Шкуре“. Тбилиси.
- 1973: «Больцано и теория науки: принципы алетологии». Том. 1. [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1974: «Введение в философию (Проблема познания). Том. 3. Теория искусства. [Ред. А. Бегиашвили]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1975: «Петр Иверский и философское наследие древности». Том. 5. [Ред. Н Натадзе]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1976: «Руставели и Восточное Возрождение». Том. 4. [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1977: «К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф», том. 6. [Ред. Н. Натадзе] Тбилиси: Мецниереба.
- 1979: «Истина и структура знания. Философия и мудрость». Том. 2. [Ред. Т. Буачидзе]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1980: «Творчество Руставели». Том. 7. [Ред. Ал. Барамидзе]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1983: «История грузинской философии: Книга 1». [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
- 1985: «История грузинской философии: Книга 2». [Ред. Ш. Хидашели]. Тбилиси: Мецниереба.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Какулия, Нино (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130 . Тбилиси: Тбилисский государственный университет. стр. 9–20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Gaiparashvili, Zurab (2020). University . Tbilisi: Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Press. pp. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета. стр. 3-21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Баркава М., Долидзе Э. (1986). Шалва Нуцубидзе (1888-1969): Биобиблиография. Тбилиси: Мециереба. ISBN 978-9941-0-9318-0. стр. 3-14.
- ^ Нуцубидзе, Ш. (1919). Логика. Начальный учебник. Кутаиси.
- ^ Нуцубидзе, Ш. (1920). Логика. Для средних школ . Тифлис: Сахалхо Сакме.
- ^ Нуцубидзе, Ш. (1920). Введение в философию. Часть I. Проблема познания . Тбилиси: Сахалхо Сакме.
- ^ Нуцубидзе, Ш. (1923). Логика: Пропедевтический курс . Тифлис: Сахельгами.
- ^ Перейти обратно: а б с д Какулия, Н. [ред.]. (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130. Тбилиси: Тбилисский государственный университет. стр. 40-65.
- ^ Просопографическая база данных Грузии ХХ века: Персоны. Шалва Нуцубидзе . www.prosopography.iliauni.edu.ge. Проверено: 27 сентября 2021 г.
- ^ Белкания, Т. (2018). Несколько документов, касающихся Шалвы Нуцубидзе, хранятся в Специальном архиве МВД Грузии . Актуальные проблемы картвелологии, VII. Тбилиси: Грузинский университет. С. 16-22. ISSN 1987-930Х.
- ^ Шота Руставели. Вытяз в тигровой шкуре. Поема в стихах. Перевод с грузинского Шалвы Нуцубидзе, редакция Сергея Городецкого, М., 1941, also М., 1950, Тб., 1949, 1957, 1966
- ^ Чачанидзе, В. (1980). Рыцарь в тигровой шкуре . Тбилиси: Хеловнеба. п. 127.
- ^ Нуцубидзе, С. (1937). Идея человека и проблема воспитания в «Витязе в тигровой шкуре» . в «Шота Руставели в школе». Тбилиси: Педагогический научно-исследовательский институт.
- ^ Нуцубидзе, С. (1943). Образование и образовательные идеи в эпоху грузинского Возрождения . Мнатоби, 9-10. Тбилиси: Сахелгами. стр. 205-221.
- ^ Нуцубидзе, С. (1944). Грузинский ренессанс и образовательные центры . Педагогика. Том. 11. Тбилиси. стр. 1-20.
- ^ Нуцубидзе, С. (1947). Об ученых степенях в старой Грузии . Работает научно-педагогический научно-исследовательский институт Грузинской ССР. Том. 3. С. 27-40.
- ^ Нуцубидзе, С. (1956). Темы грузинской литературы и культуры в современной западной науке. Мнатоби. 3. Тбилиси: Сахелгами. стр. 144-154
- ^ Нуцубидзе, С. (1956). Одна картина XII-XIV веков и проблемы грузинской культуры . Советского Искусства, 9. Тбилиси. стр. 17-22.
- ^ Нуцубидзе, С. (1958). Проблемы грузинской культуры и мои оппоненты в западной науке . Мнатоби 7. Тбилиси: Сахелгами. стр. 131-140.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета. стр. 50-75.
- ^ Ландхир, Б. (1932). Рецензии на книги . Международный журнал этики . Том. 42. Н3. გვ. 394-395.
- ^ Перейти обратно: а б Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета. стр. 24-45.
- ^ Бакрадзе, К. (1928). Проблема истины и структура познания . Мнатоби, 1 . Тифлис: Сахельгами. стр. 219-239.
- ^ Нуцубидзе, С. (1965). Критические очерки: Философия и культура.Тбилиси : Советская Грузия. п. 212.
- ^ Нуцубидзе С., Каухчишвили С. [Ред.]. (1937). Комментарий Прокла к Диадоху и философии Платона. Тбилиси: Тбилисский государственный университет.
- ^ Нуцубидзе, С. (1945). Амирани: Мифологический эпос . Тбилиси: Советский писатель.
- ^ Нуцубидзе, С. (1959). Некоторые вопросы о новых раскопках в Иерусалиме . Дроша, 2. Тбилиси: Коммунист. стр. 6-8.
- ^ Нуцубидзе, С (1959). Новые раскопки в Иерусалиме и проблемы грузинской культуры . Мнатоби, 1. Тбилиси: Советская Грузия. стр. 148-156.
- ^ Зотенберг, Х. (1886). Обратите внимание на книгу «Варлаам и Иоасаф» . Уведомления и выдержки из быка. 28
- ^ Толстой, А. (1966). близкое, свое . Огонек, 38 . p. 9.
- ^ Gaiparashvili, Z. (2005). Ivane Javakhishvili Tbilisi State University Pantheon . Tbilisi: Universal. p. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Какулия, Н. [ред.]. (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130. Тбилиси: Тбилисский государственный университет. стр. 80-91.
- ^ Абашидзе З. и др. (Ред.).(2008). Тбилиси. Улицы, проспекты, площади. . Тбилиси: Карту. ISBN 9789992820353. с. 131.
- ^ Надибаидзе, доктор философии. (1981). Основные начала алетеологического реализма: критический анализ философской концепции Шалвы Нуцубидзе . Тбилиси: «Мецниереба».
- ^ Гайпарашвили, З. [Ред.]. (2015). Коллекции библиотеки: Коллекция Шалвы Нуцубидзе . Тбилиси: Иване Джавахишвили Издательство Тбилисского государственного университета. ISBN 978-9941-439-00-1.
Библиография
[ редактировать ]- Бакрадзе, А. (1971). Из истории одного русского перевода «Витязя в тигровой шкуре» . Тбилиси: Мециереба. стр. 373–379.
- Баркава М., Долидзе Э. (1986). Шалва Нуцубидзе (1888-1969): Биобиблиография . Тбилиси: Мециереба. ISBN 978-9941-0-9318-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Белкания, Т. (2018). Несколько документов, касающихся Шалвы Нуцубидзе, хранятся в Специальном архиве МВД Грузии . Актуальные проблемы картвелологии, VII. Тбилиси: Грузинский университет. С. 16–22. ISSN 1987-930Х.
- Иремадзе, Т. (2008). АЛЕТЕИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: Шалва Нузубидзе и его новые подходы . [ред. Г. Тевзадзе. Л. Закарадзе]. Тбилиси: Издательство «Некери». ISBN 978-9941-436-81-9.
- Джек, UR (2010). Шалва Нузубидзе, немецко-грузинский философ XX века . В: Объяснения по грузинской философии. [ред. Г. Тевзадзе]. Тбилиси: Издательство «Некери». ISBN 978-9941-416-36-1. п. 70-81.
- Какулия, Н. [ред.]. (2018). Свобода за одно обещание: Шалва Нуцубидзе 130. Тбилиси: Тбилисский государственный университет.
- Хидашели, Ш. (1989). Шалва Нуцубидзе: жизнь и творчество. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета.
- Хвадагиани, И. (2016). Учредительное собрание Грузии 1919 г. Тбилиси: Лаборатория исследований советского прошлого. п. 320-323. ISBN 978-9941-0-9318-0.
- Махарадзе, М. [ред.]. (2013). История грузинской философской мысли, IV. Тбилиси: Универсал. ISBN 978-9941-22-007-4.
- Мегреидзе, И. (1980). Незабываемый Шалва Нуцубидзе . Цискари . 3(274). Тбилиси. п. 148-152.
- Нуцубидзе, К. (1988). Шалва Нуцубидзе . Тбилиси: Накадули.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]На грузинском языке
[ редактировать ]- Джалагония, Д. (2013). Философско-теологический обозреватель. Тбилиси: Издательство Тбилисского государственного университета имени Иване Джавахишвили. ISSN 2233-3568.
- Надибаидзе, Ф. (1981). Основные принципы алетологического реализма. Тбилиси: Мецниереба.
На немецком языке
[ редактировать ]- Иремадзе, Т. (2008). Алетейологический реализм. Шалва Нузубидзе и его новые подходы. Тбилиси: Издательство «Некери».
- Иремадзе Т., Хеошвили Г., Закарадзе Л. (2009). Шалва Нузубидзе в: Философский лексикон, изд. С. Джордан и Б. Мойшиш, Штутгарт: Филипп Реклам Верлаг.
- Зигенфус В., Юнг Г. (1950). Нузубидзе, Шалва в: Философский лексикон. Краткий словарь философии человека, написанный и отредактированный В. Цигенфусом и Г. Юнгом, Том 2: LZ, Берлин: Вальтер де Грюйтер.
На русском языке
[ редактировать ]- Ш. И. Нуцубидзе. (1980). К 90-летию со дня рождения [Сб. Статей]. [Ред: А. Ф. Бегиашвили]. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иремадзе, Т. Шалва Нуцубидзе . Энциклопедия грузинской философии и теологии.
- Я Шалва Нуцубидзе , Режиссер: Бесик Гафриндашвили. Первый канал. 15 декабря 2018 г. Дата доступа: 26 сентября 2021 г.
- 1888 рождений
- 1969 смертей
- Философы 20-го века
- Переводчики 20-го века
- Люди из Кутаисской губернии
- Академический состав Лейпцигского университета
- Преподавательский состав Тбилисского государственного университета
- Выпускники Лейпцигского университета
- Члены Национальной академии наук Грузии
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Члены Российской социал-демократической рабочей партии
- Кавалеры ордена «Знак Почета».
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Философы из Грузии (страна)
- Советские философы
- Переводчики с русского
- Переводчики грузинского языка