Бреттон-Вудская конференция
Бреттон -Вудская конференция , официально известная как Валютно-финансовая конференция Организации Объединенных Наций , представляла собой собрание 730 делегатов из всех 44 союзных стран в отеле Mount Washington в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир , США, для регулирования международной валютно-финансовой политики. порядок после окончания Второй мировой войны . [ 1 ]
Конференция проходила с 1 по 22 июля 1944 года. Были подписаны соглашения, которые после законодательной ратификации правительствами стран-членов учредили Международный банк реконструкции и развития (МБРР, позже входящий в группу Всемирного банка ) и Международный валютный фонд (МВФ). ). Это привело к созданию так называемой Бреттон-Вудской системы международных коммерческих и финансовых отношений.
Фон
[ редактировать ]Валюта |
---|
Курсы валют |
Рынки |
Ресурсы |
Исторические соглашения |
См. также |
Многостороннее экономическое сотрудничество между странами имело решающее значение для послевоенной мировой экономики. Страны стремились создать международную валютно-финансовую систему, которая способствовала бы сотрудничеству и росту между странами-участницами. [ 2 ] Они хотели избежать осложнений, с которыми пришлось столкнуться в межвоенный период из -за отказа от золотого стандарта , Великой депрессии и торговых войн, которые распространили депрессию по всему миру. [ 3 ] Потребуется организация, которая способствовала бы равновесию обменных курсов и предотвращала бы конкурентную девальвацию , обеспечивая при этом автономию внутренней политики для обеспечения высокой занятости и реальных доходов. [ 4 ]
Кроме того, страны были обеспокоены кризисом, подобным тому, который пережила Германия в 1920-х годах. Версальский договор предусматривал репарации страны за ущерб, причиненный ею в Первой мировой войне , а гиперинфляция сильно повлияла на немецкую экономику. Цены выросли на 41 процент в день. [ 5 ] Осенью 1923 года 1 доллар стоил около 4 триллионов марок, что вынуждало население заниматься бартером. [ 6 ] Последующие экономические потрясения в Германии привели к ее финансовому краху и, в конечном итоге, к подъему нацизма и Второй мировой войне , что совпало с некоторыми опасениями Джона Мейнарда Кейнса в «Экономических последствиях мира» , опубликованных в 1919 году. Таким образом, чтобы предотвратить новый кризис в Германии, В послевоенном мире мировые экономики считали необходимым создать систему, которая способствовала бы международному экономическому сотрудничеству. [ 7 ] Однако США и Великобритания, самые влиятельные стороны на конференции, еще не решили, отвечает ли такая система их национальным интересам.
В начале Второй мировой войны Джон Мейнард Кейнс из Министерства финансов Великобритании и Гарри Декстер Уайт из Министерства финансов США независимо друг от друга начали разрабатывать идеи о финансовом порядке послевоенного мира. (См. ниже предложение Кейнса о создании Международного клирингового союза .) После переговоров между официальными лицами Соединенных Штатов и Соединенного Королевства и консультаций с некоторыми другими союзниками было опубликовано «Совместное заявление экспертов о создании Международного валютного фонда». одновременно в ряде стран-союзников 21 апреля 1944 г. [ 8 ] 25 мая 1944 года правительство США предложило странам-союзникам направить представителей на международную валютную конференцию «с целью формулирования конкретных предложений по созданию Международного валютного фонда и, возможно, Банка реконструкции и развития. МБРР». [ 9 ] (Слово «Международный» было добавлено к названию Банка в конце Бреттон-Вудской конференции.) Соединенные Штаты также пригласили меньшую группу стран направить экспертов на предварительную конференцию в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси , для разработки проекта предложений по Бреттон-Вудская конференция. Конференция в Атлантик-Сити проходила 15–30 июня 1944 года.
Соглашения
[ редактировать ]Бреттон-Вудская конференция имела три основных результата: (1) Статьи соглашения о создании МВФ , целью которого было содействие стабильности обменных курсов и финансовых потоков. (2) Статьи соглашения о создании МБРР , целью которого было ускорить восстановление после Второй мировой войны и способствовать экономическому развитию, особенно посредством кредитования для строительства инфраструктуры. (3) Другие рекомендации по международному экономическому сотрудничеству. Заключительный акт конференции включил эти соглашения и рекомендации.
В Заключительном акте наиболее важной частью как для участников конференции, так и для дальнейшего функционирования мировой экономики было соглашение с МВФ. Его основными особенностями были:
- Система регулируемого валютного рыночного курса: обменные курсы были привязаны к золоту. Правительства должны были изменять обменные курсы только для того, чтобы исправить «фундаментальное неравновесие». [ 10 ]
- Страны-члены обязались сделать свои валюты конвертируемыми для торговых и других операций текущего счета . Однако существовали переходные положения, которые позволяли откладывать принятие этого обязательства на неопределенный срок, а соглашение с МВФ прямо разрешало странам-членам регулировать потоки капитала . [ 11 ] Цель повсеместной конвертируемости текущего счета стала осуществимой только в декабре 1958 года, когда валюты западноевропейских членов МВФ и их колоний стали конвертируемыми.
- страны Поскольку было возможно, что установленные таким образом обменные курсы могут оказаться неблагоприятными для состояния платежного баланса , правительства имели право пересматривать их на величину до 10% от первоначально согласованного уровня («номинальной стоимости») без возражений со стороны МВФ. МВФ может согласиться или возразить против изменений, выходящих за пределы этого уровня. МВФ не мог заставить члена отменить изменения, но мог лишить его доступа к ресурсам МВФ. [ 12 ]
- Все страны-члены были обязаны подписаться на капитал МВФ. Членство в МБРР было обусловлено членством в МВФ. Голосование в обоих институтах было распределено в соответствии с формулами, дающими больший вес странам, внесшим больший капитал («квоты»).
Поощрение открытых рынков
[ редактировать ]Основополагающей идеей Бреттон-Вудской конференции была идея открытых рынков . В своем заключительном слове на конференции ее президент, министр финансов США Генри Моргентау , заявил, что создание МВФ и МБРР ознаменовало конец экономического национализма . Это означало, что страны сохранят свои национальные интересы, но торговые блоки и экономические сферы влияния больше не будут их средствами. Вторая идея, лежащая в основе Бреттон-Вудской конференции, заключалась в совместном управлении западным политико-экономическим порядком, а это означает, что передовые индустриальные демократические страны должны снизить барьеры для торговли и движения капитала в дополнение к своей ответственности за управление системой.
Структура конференции
[ редактировать ]Высшим органом Бреттон-Вудской конференции было пленарное заседание, которое собиралось только в первый и последний дни конференции и существовало в основном для подтверждения решений, принятых нижними органами. [ 13 ]
Конференция провела свою основную работу через три «комиссии». Комиссия I имела дело с МВФ, и ее возглавлял Гарри Декстер Уайт , помощник министра финансов США и главный американский переговорщик на конференции. Комиссия II занималась МБРР, и ее возглавлял Джон Мейнард Кейнс , экономический советник британского канцлера казначейства и главный британский переговорщик на конференции. Комиссия III занималась «другими способами международного финансового сотрудничества» и возглавлялась Эдуардо Суаресом , министром финансов Мексики и руководителем мексиканской делегации. Это было место для идей, которые не подпадали под действие двух других комиссий.
Каждая комиссия имела несколько комитетов, а некоторые комитеты имели подкомитеты. Каждая страна на конференции имела право отправлять делегатов на все заседания комиссий и «постоянных комитетов», но другие комитеты и подкомитеты имели ограниченное членство, чтобы позволить им работать более эффективно. За исключением случаев регистрации окончательного одобрения или неодобрения предложений, работа конференции обычно проходила путем переговоров и неформального консенсуса, а не формального голосования. При голосовании каждая страна имела один голос.
Основной целью конференции было достижение соглашения по МВФ. Существовал достаточный консенсус, чтобы конференция также смогла достичь соглашения по МБРР. Для этого потребовалось перенести конференцию с первоначальной даты закрытия 19 июля 1944 года на 22 июля. Поскольку в то время Соединенные Штаты были крупнейшей экономикой мира и основным перспективным источником средств для МВФ и МБРР, делегация США наибольшее влияние на предложения, согласованные в Бреттон-Вудсе.
Споры о Банке международных расчетов
[ редактировать ]Банк международных расчетов (БМР) стал объектом пристального внимания, когда норвежская делегация представила доказательства причастности БМР к военным преступлениям .
БМР, созданный в 1930 году, изначально предназначался в первую очередь для облегчения урегулирования финансовых обязательств, вытекающих из мирных договоров, завершивших Первую мировую войну . Во время Второй мировой войны оно помогало немцам переводить активы из оккупированных стран. Более того, теперь, когда должен был быть создан МВФ, БМР казался излишним. Поэтому Комиссия III Бреттон-Вудской конференции рассмотрела предложение Норвегии о «ликвидации Банка международных расчетов в кратчайшие возможные сроки». [ 14 ] Предложение прошло Комиссию III без возражений. [ 15 ] и был принят как часть Заключительного акта конференции.
Импульс к роспуску БМР угас после смерти президента США Франклина Рузвельта в апреле 1945 года. При его преемнике Гарри С. Трумэне высшие должностные лица США, наиболее критически настроенные по отношению к БМР, покинули свой пост, и к 1948 году ликвидация была отложена. [ 16 ]
Денежный порядок в послевоенном мире
[ редактировать ]Потребность в послевоенном экономическом порядке Запада была решена соглашениями о валютном порядке и открытой системе торговли, заключенными на Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Это позволило объединить стремление Великобритании к полной занятости и экономической стабильности и стремление Соединенных Штатов к свободной торговле . Бреттон -Вудская система привязки обменных курсов просуществовала до начала 1970-х годов. [ нужна ссылка ]
Неудачные предложения
[ редактировать ]Международная торговая организация
[ редактировать ]Бреттон-Вудская конференция рекомендовала участвующим правительствам достичь соглашения об уменьшении препятствий для международной торговли. [ 17 ] Позднее эта рекомендация была воплощена в предлагаемой Международной торговой организации (ITO) для установления правил и положений международной торговли . ITO дополнила бы МВФ и МБРР. Хартия ITO была согласована на Конференции ООН по торговле и занятости (проходившей в Гаване , Куба, в марте 1948 года), но хартия не была ратифицирована Сенатом США . В результате ITO так и не появилась. менее амбициозное Генеральное соглашение по тарифам и торговле Вместо него было принято (ГАТТ). Однако в 1995 году в ходе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО) в качестве органа, заменяющего ГАТТ. Принципы и соглашения ГАТТ были приняты ВТО, которой было поручено их администрирование и расширение.
Международный клиринговый союз
[ редактировать ]Джон Мейнард Кейнс впервые предложил ICU в 1941 году как способ регулирования торгового баланса. Его беспокоило то, что страны с торговым дефицитом не смогут выбраться из него, платя все больше процентов для обслуживания своего постоянно растущего долга и, следовательно, подавляя глобальный рост. Фактически ICU будет банком со своей собственной валютой (« банкор »), которую можно будет обменивать на национальные валюты по фиксированному курсу. Это будет единица расчета между странами, чтобы с ее помощью можно было измерять их торговый дефицит или профицит.
Кроме того, каждая страна будет иметь возможность овердрафта на своем «банкорном» счете в ICU. Кейнс предложил иметь максимальный овердрафт в размере половины среднего размера сделки в течение пяти лет. Если страна превысит это значение, с нее будут взиматься проценты, что обязывает страну снизить стоимость своей валюты и предотвратить экспорт капитала. Но страны с профицитом торгового баланса также будут платить проценты в размере 10%, если их профицит будет более чем в два раза меньше размера разрешенного овердрафта, что обязывает их увеличивать стоимость своей валюты и экспортировать больше капитала. Если в конце года их кредит превысит максимум (половину размера профицита овердрафта), излишек будет конфискован.
Лайонел Роббинс сообщил, что «было бы трудно преувеличить электризующее воздействие на мышление во всем соответствующем правительственном аппарате… ничего столь изобретательного и столь амбициозного никогда не обсуждалось». Однако Гарри Декстер Уайт , представляющий Соединенные Штаты, которые были крупнейшим кредитором в мире, заявил: «Мы были совершенно непреклонны в этом вопросе. Мы заняли позицию абсолютного нет».
Вместо этого Уайт предложил создать Международный стабилизационный фонд, который возложил бы бремя поддержания торгового баланса на страны с дефицитом и не наложил бы никаких ограничений на профицит, который могли бы накопить богатые страны. Уайт также предложил создать МБРР (ныне часть Всемирного банка ), который предоставил бы капитал для экономического восстановления после войны. МВФ, как было согласовано в Бреттон-Вудсе, был гораздо ближе к предложению Уайта, чем к предложению Кейнса.
Переговорщики
[ редактировать ]Ратификация Заключительного акта Бреттон-Вудса и конференция в Саванне
[ редактировать ]Статьи соглашения МВФ и МБРР, подписанные в Бреттон-Вудсе, не вступили в силу до тех пор, пока они не были ратифицированы странами, имеющими не менее 80 процентов подписок на капитал («квоты»). Порог был достигнут 27 декабря 1945 года.
Учреждения были официально организованы на первом собрании в Саванне, штат Джорджия , 8–18 марта 1946 года. [ 19 ] Примечательно отсутствие в Саванне СССР , который подписал Заключительный акт Бреттон-Вудса, но затем решил не ратифицировать его, отвергнув включение доллара в ряд с золотом и сославшись на то, что созданные ими институты были «филиалами Уолл-стрит». [ 20 ] СССР никогда не вступал в МВФ и МБРР, хотя его преемница Российская Федерация в 1992 году это сделала . Австралия и Новая Зеландия также не участвовали в формальном участии в Саванне (Австралия прислала наблюдателей), хотя они присоединились к МВФ и МБРР позже.
Влияние
[ редактировать ]На конференции валовой внутренний продукт был принят в качестве основного показателя экономики страны. [ 21 ]
Благодаря успеху в создании двух международных организаций, имеющих долгую и влиятельную жизнь, Бреттон-Вудскую конференцию иногда называют примером, достойным подражания. [ кем? ] В частности, после краха в начале 1970-х годов системы привязки обменных курсов, согласованной в Бреттон-Вудсе, прозвучал ряд призывов к созданию «Нового Бреттон-Вудса».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марквелл 2006 .
- ^ «Создание Бреттон-Вудской системы» . История Федеральной резервной системы . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Бенн, Стейл (2014). Бреттон-Вудская битва Джон Мейнард Кейнс, Гарри Декстер и создание нового мирового порядка . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16237-9 . OCLC 876136552 .
- ^ Блюм, Лоуренс; Стивен Н. Дюрлауф, ред. (2008). Новый экономический словарь Пэлгрейва (2-е изд.). Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 544–546. ISBN 978-0-333-78676-5 . OCLC 181424188 . [ нужны разъяснения ]
- ^ «Гиперинфляция» . Эконлиб . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Тейлор, Фред (2013). Падение денег: гиперинфляция в Германии и разрушение среднего класса (Первое издание для США). Нью-Йорк. ISBN 978-1-62040-236-8 . OCLC 827256847 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Создание Бреттон-Вудской системы» . История Федеральной резервной системы . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ https://fraser.stlouisfed.org/title/430/item/7569?start_page=506. Архивировано 10 августа 2018 г. в Wayback Machine , стр. 1629–36.
- ^ «Приглашение Соединенных Штатов Америки на конференцию», https://fraser.stlouisfed.org/title/430/item/7570?start_page=12. Архивировано 10 августа 2018 г. в Wayback Machine , стр. 3– 5.
- ^ Статьи соглашения МВФ, Статья IV, https://fraser.stlouisfed.org/title/430/item/7570?start_page=954 , стр. 945–48.
- ^ Статьи соглашения МВФ, статьи VI, VIII и XIV, https://fraser.stlouisfed.org/title/430/item/7570?start_page=960 , стр. 951–52, 954–57, 965–66.
- ^ Статьи соглашения МВФ, Статья IV, разделы 5–6, https://fraser.stlouisfed.org/title/430/item/7570?start_page=960 , стр. 946–47.
- ^ По вопросам, обсуждаемым в этом разделе, см. Курт Шулер и Эндрю Розенберг, Стенограммы Бреттон-Вудса, стр. 7–9 (Нью-Йорк: Центр финансовой стабильности, 2013 г.), ISBN 978-1-941801-01-7 .
- ^ Валютно-финансовая конференция Организации Объединенных Наций, Заключительный акт (Лондон и др., 1944 г.), Статья IV.
- ^ Шулер и Розенберг, Стенограммы Бреттон-Вудса, стр. 566.
- ^ «Краткая история BIS, 1930–2005» (PDF) . бис.орг .
- ^ Заключительный акт Бреттон-Вудса, Раздел VII, «Международные экономические проблемы», https://fraser.stlouisfed.org/title/430/item/7570?start_page=950 , стр. 941.
- ^ Полный список участников конференции см. Курта Шулера и Марка Бернкопфа, «Кто был в Бреттон-Вудсе?», «Доклад Центра финансовой стабильности в финансовой истории», 1 июля 2014 г., http://www.centerforfinancialstability.org/bw/ Кто_был_в_Бреттон_Вудсе.pdf .
- ^ МВФ, «Хронология МВФ», https://www.imf.org/external/np/exr/chron/chron.asp
- ^ Эдвард С. Мейсон и Роберт Э. Ашер, «Всемирный банк со времен Бреттон-Вудса: истоки, политика, операции и влияние Международного банка реконструкции». (Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса , 1973), 29.
- ^ Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . п. 54. ИСБН 9783838219073 .
Библиография
[ редактировать ]- Марквелл, Дональд (2006). Джон Мейнард Кейнс и международные отношения: экономические пути к войне и миру . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-198-29236-4 .
- Микселл, РФ (1994). Бреттон-Вудские дебаты: мемуары . Очерки международных финансов 192. Принстон: Секция международных финансов, факультет экономики, Принстонский университет. ISBN 978-0-881-65099-0 .
- Ван Дормаэль, Арманд (1978). Бреттон-Вудс: рождение денежной системы . Нью-Йорк: Холмс и Мейер. ISBN 978-0333233696 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стейл, Бенн (2013). Битва за Бреттон-Вудс: Джон Мейнард Кейнс, Гарри Декстер Уайт и создание нового мирового порядка . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-14909-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Бреттон-Вудской конференцией, на Викискладе?
- Материалы и документы Валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, Бреттон-Вудс, Нью-Гэмпшир, 1–22 июля 1944 г.
- Документы, касающиеся Бреттон-Вудской конференции и Закона о Бреттон-Вудском соглашении , на FRASER
- Стенограммы и другие ресурсы конференции, проходящей в Центре финансовой стабильности.
- Валютный рынок
- Всемирный банк
- Международный валютный фонд
- Глобальные экономические конференции
- Золотой стандарт
- Конференции Организации Объединенных Наций
- Дипломатические конференции в США
- Дипломатические конференции 20-го века
- конференции 1944 года
- 1944 год в международных отношениях
- 1944 год, Нью-Гэмпшир.
- Конференции Второй мировой войны
- 1944 год в экономической истории
- События июля 1944 года
- История международного развития
- История международной торговли
- События июля 1944 года в США.