Jump to content

Собор Рождества Богородицы, Глубокое

Координаты : 55 ° 08'20 "N 27 ° 41'51" E  /  55,13889 ° N 27,69750 ° E  / 55,13889; 27,69750
Собор Рождества Богородицы, Глубокое
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Богородицы, Глубокое расположен в Беларуси.
Собор Рождества Богородицы, Глубокое
Собор Рождества Богородицы, Глубокое
55 ° 08'20 "N 27 ° 41'51" E  /  55,13889 ° N 27,69750 ° E  / 55,13889; 27,69750
Расположение Hlybokaye
Страна Беларусь
Номинал Белорусская Православная Церковь
История
Статус Кафедральный собор
Архитектура
Обозначение наследия Культурное наследие Беларуси
Архитектор(ы) Иоганн Кристоф Глаубиц
Архитектурный тип Церковь
Стиль Вильнюсское барокко
Годы постройки 1731—1756
Технические характеристики
Материалы Кирпич
Администрация
епархия Полоцкая и Глубокская епархия

Собор Рождества Богородицы ( белор . Сабор Нарадження Прасвятой Багародзіцы ) — православный собор в городе Глубокое , Витебской области . Белоруссия (первоначально церковь Успения Богородицы ордена кармелитов ) Он расположен в историческом центре города на площади 17 сентября. [ 1 ] [ 2 ] Это первый памятник и наиболее полное выражение виленского барокко. [ 3 ] [ 4 ] школа в Беларуси, [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] отражающие «важные этапы развития художественных принципов белорусского барокко ». [ 8 ] По мнению исследователя В. А. Чантурия, этот собор представляет собой довольно своеобразный тип культовой архитектуры, поскольку даже в Европе храмы с четырьмя башнями периода барокко были очень редки. [ 9 ] До реконструкции 1730-х гг. [ 10 ] [ 6 ] это был единственный памятник сарматского барокко с трансептом . [ 10 ] [ Примечание 1 ]

Королевство Польское и Великое княжество Литовское

[ редактировать ]

Этот памятник архитектуры был построен из кирпича в 1639-1654 годах. [ Примечание 2 ] как церковь Успения Божией Матери [ 11 ] [ Примечание 3 ] в монастыре католических босых кармелитов приора Тышкевича . [ 12 ] Церковь построена благодаря благотворительной помощи владельца части Глубокого Мстиславского воеводства и старосты Дысны Юзефа Львовича Корсака , [ 13 ] [ 14 ] [ Примечание 4 ] который первым лично руководил строительством [ 15 ] и был похоронен в склепе церкви. [ Примечание 5 ] Позже, когда его перестроили в церковь, прах, завернутый в красный плащ, вытащили и выбросили, а через два дня подобрал местный житель и перезахоронил. [ 16 ] По завещанию 1643 года Корсак также подарил семь тяжеловозов для перевозки материалов для строительства церкви. [ 17 ] [ 18 ] Впоследствии кармелиты стали платить корсакам как деньгами, так и зерном, и взяли на себя обязанности по содержанию священников и духовного дома . [ 19 ] Несмотря на отсутствие исторических свидетельств, исследователи утверждают, что в церкви было несколько перестроек и пристроек, о чем свидетельствуют некоторые части здания, несущие черты архитектурных решений разных периодов. [ 17 ] [ 18 ]

В 1735 году церковь была перестроена по проекту архитектора И. К. Глаубица : [ 20 ] [ 21 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 22 ] [ Примечание 6 ] в частности, был изменен главный фасад здания (переделаны башни и орнаментальные ордерные украшения ). добавлены [ Примечание 7 ] Считается, что именно реконструкция 1735 года принесла храму черты, типичные для виленской школы барокко: [ Примечание 8 ] новые ярусные башни главного фасада с вытянутыми пропорциями (уменьшаясь к вершине, такие башни приобретали особую стройность, [ 8 ] крутизна и высота), [ 6 ] ориентируясь не на вид фасада, а на восприятие контуров как сложного силуэта среди невысоких зданий; усложнение главного фасада за счет возведения фронтона между башнями и обогащения его декором (создать впечатление богатства и беспорядка за счет переплетения деталей); опоясывание фасада поясами профилей и соединение их многозвенными сращиваниями пилястр [ Примечание 9 ] и колонны; [ 5 ] [ 11 ] повышенная напряженность ритмической структуры элементов. [ 8 ] После реконструкции церковь была вновь освящена 16 июля 1735 года виленским суфражистом Матеем (Ежи) Анцутой. [ 17 ] [ 18 ] [ 6 ] [ Примечание 10 ] В 1735 году перед церковью на одной оси с церковью были построены трехпролетные двухэтажные кирпичные ворота («брама») в стиле позднего барокко. [ Примечание 11 ] был пристроен трехэтажный прямоугольный жилой дом а к северо-западной стороне апсиды . Из здания, имевшего замкнутую композицию с внутренним двором (одним крылом площади была церковь), [ 23 ] [ 18 ] уцелело только позднее перестроенное восточное крыло; два других крыла были снесены в 1892 году из-за ветхости. [ 21 ] [ 23 ] [ 1 ] [ 4 ] [ 6 ] В самом монастыре также располагались начальная школа и аристократическая тюрьма для 12 бедных учеников, библиотека с 3000 книг, собрание картин и гравюр, [ 24 ] [ 22 ] музыкальная капелла , больница, аптека, различные хозяйственные и складские постройки, [ 21 ] [ 4 ] а также кабинет физики [ 25 ] [ 19 ] [ 26 ] со 130 различными инструментами, [ 27 ] обширный сад и большие «плантаторы» с разнообразной рыбой. В кармелитской церкви был огромный орган (12 ступеней, помещенный на хоровом чердаке); [ 2 ] приказ содержал также 40 музыкантов, которые играли как внутри церкви, так и на балконе над парадными дверями (в праздничные дни). Крестьянам не разрешили войти в эту церковь и направили в церковь Троицы в Фару. [ 28 ]

Есть также предположение о строительстве в 17 веке, еще до постройки церкви, широких подземных ходов и помещений с могучими стенами и сводами, которые, по преданию, простирались не только до Троицкой церкви , но даже до Березвечья (3 км). [ 29 ] [ 18 ]

Российская Империя

[ редактировать ]

В июле 1812 года, во время пребывания в Глубоком, Наполеон сделал своей резиденцией монастырь кармелитов (точнее, три кельи верхнего этажа жилого дома); [ 19 ] Уходя из него, император, как говорят, пожалел, что не может взять с собой в Париж саму монастырскую церковь , потому что ему не было бы стыдно поставить ее рядом с Парижским собором Парижской Богоматери . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] В 1831 году, после Ноябрьского восстания , в зданиях монастыря размещалась комиссия военного суда под председательством М. Н. Муравьева . [ 34 ] Склепы в подземельях собора и монастыря, где кармелиты во время восстания хранили арсенал повстанцев, были превращены в камеры для заключенных, а сам главный подземный коридор был разделен массивной решеткой. [ 35 ]

Вот как описывается церковь в единственном сохранившемся описи 1862 года:

Церковь и монастырь... основанные Юзефом Корсаком... были построены в форме креста. Завершен в 1735 году 3 июля и освящен Ежи Анцуте, виленским суфражистом... сегодня церковь и монастырь в ветхом состоянии, требуют капитального ремонта... длина ее 72, ширина 32 аршина , имеет 4 башни — 2 фасады кирпичные, в одном из них неработающие часы и 3 колокола весом 196 пудов, сзади 2 деревянных башни...окна 32, алтари 7, орган на 12 голосов...церковь облицована плиткой. [ 36 ] [ 18 ]

В 1865 году [ Примечание 12 ] монастырь кармелитов был закрыт (его здания были переданы Палате государственных имуществ ). [ 4 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 21 ] Вскоре церковь была передана в распоряжение Православной Церкви, а сам монастырь с землями был выделен на содержание храма. Вскоре после 1863 года на реконструкцию бывшей церкви власти выделили 27 тысяч рублей серебром. [ 39 ] [ 36 ] [ 3 ] Осенью 1867 года начались православные службы, но они не были постоянными. [ 36 ] В 1872-1878 годах произошла реконструкция церкви. [ 4 ] [ 12 ] Изменения коснулись главным образом внутреннего убранства церкви, внешний вид коснулся лишь росписи стен и куполов, «в которой чарующая красота акварельной живописи была заменена белилами на воде, с серым оттенком». Внутри вместо римского алтаря был установлен православный иконостас с принадлежностями; от внутреннего убранства драгоценного паникадила , огромных подсвечников у местных икон и величественных семи подсвечников на престоле , которые были приобретены стараниями местного прихода и которым «служат его массивность, размер, высокое качество материала и художественная отделка». роскошное убранство храма, восполняющее неудачно измененное первоначальное его достоинство». [ 39 ] Среди прочего орган, приделы и исповедальни были сняты царские двери ) ( на их месте были установлены [ 36 ] [ 18 ] и церковное имущество было разграблено. [ 19 ] В 1875 году [ Примечание 13 ] Православная церковь стала активной. [ 21 ] Затем, 3 сентября 1878 года, состоялось перепосвящение отстроенного храма православному храму Рождества Пресвятой Богородицы под председательством ковенского епископа преосвященного Владимира (Никольского) . [ 3 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 36 ] В торжествах, связанных с этим освящением, приняли участие 16 священников, 2 диакона и более 5 тысяч паломников, а крестный ход с антимином и мощами . от храма Святой Троицы в Дипике состоялся [ 42 ] Здание монастыря было передано городской полиции, [ 3 ] [ 19 ] а библиотеку в три тысячи книг отдали Виленскому музею древностей (архив оказался в Петербурге ), [ 43 ] наряду с коллекцией картин и географических карт — кабинет физики; остальное было разграблено. [ 44 ] [ 45 ] [ 26 ] Еще в 1930-х годах появилась белая мраморная плита с надписью «Roku 1782. Grzesznik prosi o jednę: Zdrowaś Marya» («1782. Одного просит грешник: Дева Мария, радуйся...»). [ 46 ] [ 47 ]

При перестройке церкви после 1863 года были восстановлены деревянный лоббат и купол. [ 1 ] [ 20 ] [ 21 ] в стиле неоготики [ 11 ] [ Примечание 14 ] церкви был возведен над переходной конструкцией , чтобы опустить очень высокую конструкцию крыши в 1885 году. [ 36 ] [ 18 ] [ Примечание 15 ]

По данным 1892 года церковь принадлежала Глубокской епархии. Для проведения служб там было достаточно оборудования. Уже в 1872 г. на ремонт и содержание церкви было выделено 94 десятины земли с жилым домом и хозяйственными постройками (в 1892 г. — доход 150 руб. в год), фруктовым садом (доход 105 руб. в год), водяной мельницей (доход 75 рублей в год) и бывший двухэтажный каменный кармелитский дом (место размещения священнослужителей ) , часть которого сдавалась в аренду почте офис (150 руб.) и аптека (50 руб.). Также приносила доход и аренда бывшего деревянного дома кармелитов (26 рублей 50 копеек). В 1892 году в церкви было 2 священника и 2 чтеца , жалование которых составляло 992 рубля и еще 21 рубль 18 копеек. Прочая земля составляла 111 десятин, из них 5 дес были приусадебными, 37 — пашнями, 28 — сенокосами и 33 дес. находились «под лесом и озером». Всего приходу храма принадлежали 2 притоковые и 2 кладбищенские церкви, бедные утварью и находящиеся в ветхом состоянии, 683 двора с числом прихожан 2752 мужчин и 2665 женщин. [ 48 ]

Польша и Советский Союз

[ редактировать ]
Все четыре башни церкви показаны на фотографии польского периода.

По одним данным, здание церкви было возвращено католикам в 1921 году. В 1932 году оно было перестроено. [ 6 ] По данным другого источника, процесс возвращения имущества кармелитам шел с 1927 года. Попытки вернуть церковь католикам не увенчались успехом. [ 49 ] В сохранившихся постройках монастыря находилось Глубокское староство. [ 42 ] [ 50 ]

Во время Великой Отечественной войны подземелья собора использовались сотрудниками Родионова как тюрьма для своих узников. [ 35 ] [ 50 ] Здание церкви частично пострадало во время войны: в 1944 году сгорел деревянный барабан с куполом и верхние ярусы башен, [ 20 ] [ 2 ] многие иконы, алтарь и церковный архив были повреждены. [ 50 ] [ 42 ] В отличие от самой церкви, покрытой железной кровлей, башни были перестроены, но в уменьшенном виде. [ 1 ] После войны монастырские постройки использовались как маслозавод, позже как зональный архив, а подземелья самой церкви - как склад Глубокского консервного завода. [ 2 ] [ 35 ] [ 50 ]

В «Списке церквей, монастырей и культовых помещений Глубокского района», внесенном в государственный реестр в 1945 году, церковь снова упоминается как Церковь Рождества Богородицы. В нем использовалось только одно здание; никакого договора на право пользования верующими заключено не было. Не было также ревизионной комиссии церкви и церковной комиссии по управлению церковными зданиями. [ 51 ]

В 1970 году архиепископ Антоний (Мельников) Минский и Белорусский в сопровождении игумена доцента Московской духовной академии Витебской области Б. А. Буракова Валентина и благочинного 10-13 сентября совершил службу в Глубокском храме ( вероятно, вечер 12 сентября и утро следующего дня). Помимо украшений, церковь была украшена коврами. По данным местных властей, посещаемость службы была массовой: число верующих в церкви колебалось от 5 тысяч (данные Буракова) до 700 человек (Дина Иванов); пел хор. Было 15 штатных священников и 1 чрезвычайный священник, священник Глубокской церкви И. И. Францкевич. Он и духовный наставник Ластовичской старообрядческой церкви С.Д. Федоров. Декан Иванов доложил Антонию о присутствии последнего на службе и представил архиепископу священника Францкевича. Архиепископу Антонию был также представлен священник Чашникского храма Н. Ф. Кублицкий. [ 52 ] По словам Н. Ф. Высоцкой, в 1983 году церковь была освещена и установлена ​​решетка, но не было системы сигнализации и телефонной сети. [ 53 ] В том же 1983 году с северной стороны алтаря в храме был устроен теплый храм - придел в честь преподобного Серафима Саровского площадью 80 м. 2 , освященный 29 декабря того же года. В 1988-1990 годах храм был отремонтирован как внутри, так и снаружи: в частности, крыша была покрыта оцинкованным железом. Пристроенная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста в селе Забеле , закрытая в 1963 году, восстановлена ​​и освящена в 1990 году. [ 42 ]

Республика Беларусь

[ редактировать ]

Приход этого Глубокского собора в настоящее время является самым большим в Полоцкой епархии. [ 54 ] При храме есть воскресная школа для детей и взрослых, детский хор, [ 3 ] православная библиотека и профессиональный хор, [ 54 ] и «Общество православной молодежи во имя преподобного Серафима Саровского». [ 55 ] В сентябре 2012 года ученики воскресной школы разбили возле церкви молодой молитвенный сад. [ 56 ] Настоятель собора – протоиерей Сергий Громыко. [ 57 ]

Архитектура

[ редактировать ]
План собора

Костел является первым памятником архитектуры виленского барокко в Беларуси. [ 4 ] До реконструкции 1735 года это был один из интереснейших образцов сарматского барокко. [ 6 ] [ 15 ] [ Примечание 16 ] Первоначально церковь представляла собой длинный прямоугольник в плане (эта строго прямоугольная форма точно включала в себя все объемные и пространственные части церкви), [ 6 ] имеет упрощенное планировочное решение, включающее трехнефную базилику , прямоугольную апсиду (пресвитерий) и ряд келий за ней, соединенных ризницей ( одной из монастырских построек, пристроенной непосредственно к задней плоской стене алтарной части и датируется тем же временем постройки). [ 6 ] Напротив, объемно-пространственная композиция церкви отличается многоуровневостью и многомерностью. Таким образом, помимо четырех башен, обозначающих углы церкви, для нее характерно двухъярусное падение нефов с крыльями трансепта . [ 20 ] Эти четыре башни имели шатровые крыши . [ 21 ] [ 1 ] [ Примечание 17 ] Обе фасадные башни затем были снесены до карнизов боковых нефов. [ 8 ] и заменены сплошными четырехэтажными четырехугольными башнями с балками и полукруглыми проемами. [ 21 ] [ 4 ] Первоначальные четыре башни имели генетическую связь с оборонительными церквями-крепостями белорусских земель. [ Примечание 18 ] но их форма и значение для композиции принадлежат зрелому барокко, и реконструкция башен главного фасада в 1735 году отразила развитие и совершенствование национальных форм этого стиля. [ 8 ] Стилистические особенности алтаря с двумя окаймляющими его четырехгранными башнями и завершающим его треугольным фронтоном соответствуют сарматскому барокко. [ 6 ]

Интерьер собора.

Главный фасад церкви, на котором сделан основной акцент, фланкирован двумя стройными ярусными башнями, увенчанными луковичными куполами , и характеризуется фигурным ступенчатым фронтоном, возведенным между башнями. Вертикальное динамичное устремление последнего подчеркивается и усиливается узкими и высокими арочными проемами и многочисленными кронштейнами. [ 20 ] [ 21 ] [ 2 ] Трудно судить о оригинальном оформлении главного фасада, но, по мнению исследователя Слюньковой И.Н., он, вероятно, следовал римским архитектурным образцам, точнее трехосной композиции, в которой нижняя часть базилики украшена системой пилястр, а верхняя часть с треугольным фронтоном и волютами по бокам (такие волюты позднее были представлены в двух верхних ярусах иконостаса). [ 58 ] Богато украшенный входной портал с резными дверями XVII века с позолотой выделяет центр нижнего яруса фасада, а ниши — экседры, отделанные конхами, — его боковые стороны. [ 20 ] [ 21 ] [ 2 ] Между самым низким уровнем и следующим находится антаблемент, обрамленный пилястрами с закругленными сторонами, за которым следует широкий консольный фронтон. Окно в просвете этого фронтона украшено явно выступающим пластиковым порталом. Аттиковый фронтон , представляющий третий уровень, имеет сложную отделку. [ 1 ] [ 2 ] Еще в 1735 году этот фасад был богато украшен ордерной пластикой - в частности, были добавлены пучки пилястр, раскосы, волнистые поясные ряды и т.п. [ 11 ] [ 21 ] [ 4 ] Ажурность главного фасада придавали сквозные проемы башен и фронтонов вместе с глубокими нишами (табернакулами), напоминающими экзотические ракушки. [ 8 ] [ Примечание 19 ] Задний фасад храма выполнен в более сдержанных формах: так, для него характерны треугольный фронтон с круглой нишей в центре, украшенной крестообразными лесенками , и две симметричные четырехугольные башни. [ 58 ]

Деревянный купол, сгоревший в 1944 году вместе с деревянными верхушками башен и холабатом вместе с четырьмя маками башен, был единственным легкоисполнимым, но в то же время радикальным способом адаптации архитектуры кармелиток. Церковь, имевшая сходство с Богородицким собором, соответствовала нуждам Православной Церкви. Несмотря на несоответствие архитектуре западноевропейского барокко, маки «кодировали церковь как новообращенную для православных». [ 59 ]

Нефы храма, интерьер которого сохранил объемно-пространственную композицию XVII века, перекрыты цилиндрическими сводами с палубами. Над бабинетой храма расположены хоры. [ 1 ] При реконструкции 1735 года для фасада церкви и ее интерьера был выполнен единый заказной проект. Так, стены и столбы храма характеризуются россыпью пилястр и широкими карнизными поясами, украшением которых является богатый растительный орнамент с мотивами стилизованных листьев аканта помимо горельефных изображений голов ангелов . Для оформления сводов, особенно плафонов и обрамлений ребер палуб, характерен геометрический лепной орнамент. , Длинная галерея проходящая по всему периметру антаблемента храма, окружена кованой металлической решеткой с орнаментом. [ 1 ] [ 21 ] [ 2 ] Лепнина, используемая во внутренней отделке, выполнена в технике лепнины . [ 21 ] [ 11 ] [ 4 ] В интерьере посредственный крест украшен плоским ложным куполом. [ 58 ]

Фрески , украшавшие когда-то своды и часть стен, были покрыты слоем штукатурки , когда храм перестроили в православный храм. [ 1 ] [ 21 ] [ 60 ] По воспоминаниям 1878 года Александра Котлинского, первого настоятеля перестроенной церкви, [ 45 ] эти фрески были «прекрасной красоты».

Когда-то при храме был обширный сад. [ 11 ] [ 61 ] [ 2 ] [ 27 ]

Согласно «Закону о предварительном осмотре культовых сооружений в городах Полоцке, Глубоком, Орше, Витебске» от 20 октября 1963 года, при осмотре собора никаких предметов и картин, имеющих художественную ценность, обнаружено не было. При этом только две иконы привлекли внимание исследователей своей точной датировкой. Первая, икона Черной Мадонны Ченстоховской , размером 1х1,5 метра была написана маслом. Его мелкозернистый холст был наклеен прямо на дерево. На картине обнаружена следующая надпись ранней кириллицей : «Образ Пресвятой Богородицы, Матери Божией Ченстоховской, построенный для украшения Глубокской церкви в 1757 году на средства глубокоцкого гражданина Федора Грицкевича, возобновленный в 1898 году». при священнике Владе Концевиче. Икона, по рассказу церковного служителя Ясукевича, была взята из часовни на Дубровском кладбище после. в нем пожар. [ 62 ]

Вторая икона — «Богоматерь с младенцем» — имела размеры 50×60 см и имела бронзовую ризу . Ее холст, состоящий из двух слоев: мелкозернистого (первый) и крупнозернистого (второй), был наклеен непосредственно на пластину. Нижняя часть иконы была покрыта серебряной краской, на которой была написана черная надпись в две строки: «S Maria Mater dei \ Anno 1738». Нижняя строка была написана синими чернилами. Икона была привезена в собор из села Сороки после сноса местного храма в 1963 году. [ 62 ] Эта икона до сих пор находится в храме среди других образов, иконостас которых был поставлен в 1863 году. [ 20 ] По данным 1995 года, образ, серебряно-позолоченная рама которого считается произведением искусства рококо, был помещен в одноименную часовню в церкви, расположенной на кладбище. [ 2 ]

Также в храме находится икона « Аксион Эстин », которая является точной копией чудотворного образа из Афонской Карейской церкви и имеет размеры 1,6×1,15 метра. Внутри образа, написанного масляными красками на древесине кипариса и окропленного водой из реки Иордан и ряда других живительных источников, были заключены и навсегда запечатаны частицы мощей многих святых, а также кусочки ранее впитывающей ваты. освященные на Гробе Господнем, святые мощи и множество икон Божией Матери, а также кусочки впитывающей ваты, пропитанные святым маслом, взятые из алтарных лампад у Гроба Господня , Гроба Господня. Богородицы . , и на Голгофе («и в ней сокрыто было много благодатных святынь из Иерусалима и с Афонской горы») Согласно дарственной надписи на оборотной стороне иконы, это «подарок некоторых из беднейших русских георгиевских монахов-патриотов преподобному отцу, настоятелю Православной Церкви в честь Рождества Богородицы собора в Глубоком». , Литовская епархия , Виленская губерния , Дисненский уезд , священник Евфимий Диволовский с приходом и приходом для этого храма неотчуждаемое имущество, как благословение Святой Горы Афон этому храму, прихожанам, селу и всей округе православных жителей - постоянное и временные, настоящие и будущие, церковные и военные, официальные и рядовые, чтобы помочь им всем от всех бед, зол и нападений со стороны всех и на всех, видимых и невидимые, явные и тайные, внешние и внутренние враги России и Царя, православия и христианства». Кроме того, в надписи содержится молитва Пресвятой Богородице о Церкви, приходе и стране. Икона известна исцелениями. и факт мыробления в 1999-2000 годах. По данным «Литовской епархиальной газеты» за 1911 год, икона была доставлена ​​в Глубокое в июне 1911 года. Был организован специальный крестный ход с участием духовенства и паломников (около 13 тысяч), который за три дня прошел с иконой 35 верст, останавливаясь для молитв в селах Верхние и Ласица и подъезд к Глубокому вечером 12 июня. Состоялся очередной крестный ход с участием монахинь Березвечского женского монастыря, которые, присоединившись к крестным ходам, понесли икону в церковь, и службу с акафистом Матери . Господня (на следующий день уже состоялась христианская литургия и освящение святой водой на озере в Березвечье возле часовни), на котором член Государственной Думы , священник Александр Вераксин , принял участие. Отчет об этом событии был отправлен Агафангелу , архиепископу Виленскому и Литовскому, который в свою очередь представил его императору. В честь этого события было решено проводить соответствующие службы ежегодно 12 и 13 июня (по юлианскому календарю). [ 63 ] [ 64 ] В последние годы возобновилась старая традиция крестного хода с иконой от собора к вновь открытому Березвечскому монастырю: верующие засыпают дорогу цветами, а священнослужители несут образ на руках. В 2011 году 100-летие иконы отмечалось с 21 по 26 июня. [ 64 ] [ 65 ]

Настоятели собора

[ редактировать ]
[ 66 ] Имена настоятелей Время обслуживания
1 Илларион Иоаннович Вилльяновский 03.09.1878 — 08.05.1890
2 Николао Иоаннович Никольский 08.05.1890 — 25.03.1897
3 Vladimir Ioannovich Koncevich 29.05.1897 — 07.12.1901
4 Dmitriy Vladimirovich Markevich 12.01.1902 — 10.03.1902
5 ALeksandr Yakovlevich Smirnov 10.03.1902 — 17.05.1908
6 Yevfimiy Alekseevich Divolovskiy 17.05.1908 — 05.1917
7 Николай Александрович Игнатович 06.1917 — 21.01.1948
8 Vasiliy Grigorievich Skurko 03.03.1948 — 28.06.1960
9 Ioann Mikhailovich Stosuy 09.08.1960 — 01.10.1962
10 Valentin Konstantinovich Bogatkevich 01.10.1962 — 06.06.1963
11 Ioann Mikhailovich Stosuy 06.06.1963 — 15.11.1963
12 Arkadiy Vladimirovich Strelovskiy 15.11.1963 — 05.10.1964
13 Evgeniy Mikhailovich Ameliyanyuk 24.02.1966 — 29.08.1967
14 Mikhail Iosifovich Yuraschik 29.08.1967 — 12.12.1967
15 Архимандрит Афанасий (Кудюк) 12.12.1967 — 10.01.1969
16 Aleksandr Vasilievich Ivanov 10.01.1969 — 15.07.1974
17 Iosif Iosifovich Shevchenko 15.07.1974 — 1978
18 Serafim Adamovich Gogolushko 1978 — 18.05.1997
19 Dmitriy Petrovich Avsiyevich 20.05.1997 — 03.09.2003
20 Serguiy Alekseevich Gromiko С 03.09.2003 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Благодаря расположению трансепта точно в центре внешней композиции, как передний, так и боковые фасады церкви приобрели зеркальную симметрию. В интерьере эта пара равных крестов, образующая верхнюю часть церкви, отмечена куполом на центральном кресте. См.: Габрус Т.В. Мураваные харалы: сакральная архитектура белорусского барока. - Минск: Ураджай, 2001. - С. 143. - 286 с. - ISBN   978-985-04-0499-2
  2. ^ The researcher Gabrus T.V. believes that the actual time of construction of the cathedral and the style of its architecture were influenced by the occupation of Hlybokaye by Russian troops during the Russian-Polish war in 1654-1667 and the burning of the place in 1661, as well as the fire in 1700. See:  Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн.: Ураджай, 2001. — P. 142—143. — 286 p. — ISBN   978-985-04-0499-2
  3. ^ The church is sometimes referred to as the Church of the Heart of Jesus. See: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн.: Ураджай, 2001. — P. 142. — 286 p. — ISBN   978-985-04-0499-2
  4. ^ Korsak made a number of other endowments for the church and monastery (1636, 1640 and 1642), including the lands of Mostowiszcze, Svila and Peredola (approved by the Warsaw Sejm in 1647), and bequeathed his property to the Carmelites. See.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — P. 142. — 286 p. — ISBN  978-985-04-0499-2 ; Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — P. 103.
  5. ^ Above one of the niches of this crypt there is an inscription in Latin: "Hic ossa, anima in coelo in pace quiescunt illustrissimi fundatoris" ("Here sleep in peace the bones of the noble founder, his soul is in heaven"). See.: Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — P. 104.; Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — P. 121. — ISBN   978-985-11-0389-4
  6. Иногда в качестве автора проекта 1735 года упоминается гродненский архитектор итальянского происхождения Юзеф Фонтана (также известный как Йозеф Фонтана III). См.: Габрус Т., Ярошевич А. Глубокский монастырь кармелитов // Великое княжество Литовское / Под ред.: Г. П. Пашков (Гал. ред.) и другие. - Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — С. 539. — 688 с. — ISBN  978-985-11-0393-1 ; Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 5. Польский историк Б. Ванат предполагает, что всем руководил итальянский архитектор Франческо Плачиди. См.: Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 5.; Wanat B. J. Zakon Karmelitów Bosych w Polsce. — Kraków, 1979. — P. 458—471.
  7. ^ By now, two squat towers of the rear facade have survived from the 1639 building. See.: Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — V. VI. — P. 519—520.
  8. Первоначально эти изменения (как в фасаде, так и в интерьере) исследователь А. Н. Кулагин отнес к стилю рококо. См.: Кулагин А. М. Из архитектурного наследия // Память: историко-документальная летопись Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. - С. 59-73.
  9. ^ За счет покрытия плоскостей этих пилястр волнообразным рельефом исчезла выразительность контуров объемов. См.: История белорусского искусства / Под редакцией: С. В. Марцелев (Гал. ред.) и др.; Эд. том И. М. Сахута. - Мн. : Наука и техника, 1988. — Т. 2: Вторая половина XVI — конец XVIII века. — С. 117. — 384 с. — ISBN   978-5-343-00342-0
  10. Об этом свидетельствует плита из красного мрамора (125 × 93 см), которую после закрытия церкви перенесли и поставили перед входом в кладбищенскую часовню (на Коптевке), а в 1933 году вмонтировали в паперть на левая сторона входа. Перевод текста на мемориальной доске следующий: «Во имя Бога! Путешественник, остановись в благоговении и при виде храма возблагодари бессмертное имя Корсакова! Если ищешь Отца, ищи не только в сердцах верующих, но и в этом куске мрамора: почтенный господин Юзеф Корсак, воевода Мстиславля и староста Дисны, вверив себя милости Божией, основал это церковь и дарование в 1640 году. Если хотите знать, кто был освятителем этой церкви, то следует вспомнить о Преосвященнейшем и в Боге Преосвященнейшем Ежи Анцуте, епископе Антипатрийском, викарии Виленском, который освятил эту церковь 16 июля, 1735 года и отдал ему. Да будет благословенна их память. Войди в церковь и постарайся просить у Бога отпущения грехов». Видеть: Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 15.
  11. Некоторые исследователи относят эти ворота вместе с боковым входом на фасаде и небольшой каплей, помещенной в преломлении стены, к стилю рококо. См.: Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 16.; Лоренц ул. Выцечки по воеводству Виленскому. — Вильно, 1932. — С. 59.
  12. ^ Sometimes 1831 is indicated. See: Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — P. 535, 585.), 1842 (см.: Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — P. 365. — 600 с. — ISBN   978-5-89826-093-4 ) или 1862 г. (см.: Габрус Т., Ярошевич А. Глубокский кармелитский монастырь // Великое княжество Литовское / Под редакцией Г. П. Пашкова (Гал. ред.) и др. — Мн.: БелЭн, 2007. — Т. 1. — С. 539. — 688 с. — ISBN   978-985-11-0393-1 ) или 1861 г. (см.: Кулагин А. М. Православные церкви Беларуси: энциклопедический справочник. — Мн .: БелЭн, 2007. — С. 121. — ISBN   978-985-11-0389-4
  13. ^ Sometimes 1874 is indicated. See: Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — P. 585.
  14. ^ According to other sources, in 1895. See: Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — V. VI. — P. 519—520.
  15. Иногда неовизантийский упоминается стиль. См.: Габрус Т. В. Глубококская церковь и монастырь кармелитов // Архитектура Беларуси. - Мн. : БелЭн, 1993. — С. 149. — 620 с. — ISBN   978-5-85700-078-6 ; Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 17.
  16. ^ The main parameters of the structure were chosen in accordance with the basic requirements of the Carmelite Order: the distance between the pilasters of the central nave was 9.6 m, the width of the side chapels was 4.2 m, and the length of the transept was chosen to be half the width of the central nave. See: Слюнькова И. Н . Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — С. 366. — 600 с. — ISBN   978-5-89826-093-4
  17. ^ According to other sources, the temple was originally a three-aisled basilica with two towers, the number of which reached four after the building was extended. Thus the temple received an original volume-spatial symmetrical composition with a developed silhouette (for the perception from many points, because the temple is the main building in the spatial composition of Glubokoe). The idea of the transition from two to four towers may have been taken from the temples with four towers in Belarus and Lithuania in the 15-17th centuries, but the similarity is conditional, because in the older temples the tower had a defensive function. See: Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — Мн. : Вышэйшая школа, 1977. — P. 182.; Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — P. 206. — 240 p.; Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — V. VI. — P. 519—520.
  18. ^ According to T. V. Gabrus, in addition, there was a "conscious imitation of a medieval knight's castle". See: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — P. 143. — 286 p. — ISBN   978-985-04-0499-2
  19. ^ According to T. V. Gabrus, openwork together with plasticity acquired only gables with the forms of towers, which determined the shaped open spaces, the same scalloping, layered pilasters, broken and wavy cornices. See: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — P. 143. — 286 p. — ISBN   978-985-04-0499-2
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Богласов С. Г. Церковь Рождества Богородицы // Коллекция памятников истории и культуры Беларуси. Витебская область. - Мн. : БелСЭ, 1985. — С. 228. — 8000 экз.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кулагин А. М. Из архитектурного наследия // Память: историко-документальная летопись Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 62.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Кулагин А. М. Православные храмы Беларуси: энциклопедический справочник. - Мн. : БелЭн, 2007. — С. 121. — ISBN   978-985-11-0389-4 Кулагин А. М. Православные храмы Беларуси: энциклопедический справочник. - Мн. : БелЭн, 2007. — ISBN   978-985-11-0389-4
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Габрус Т., Ярошевич А. Глубокский монастырь кармелитов // Великое княжество Литовское / Под ред.: Г. П. Пашков (Гал. ред.) и другие. - Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — С. 539. — ISBN   978-985-11-0393-1
  5. ^ Перейти обратно: а б Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — V. VI. — P. 519—520.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Габрус Т., Ярошевич А. Глубокский монастырь кармелитов // Великое княжество Литовское / Под ред.: Г. П. Пашков (Гал. ред.) и другие. - Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — С. 142-143.
  7. ^ Барокко в белорусской культуре и искусстве / Наук. учитель В. Ф. Много. - Мн. : Белорусская наука, 2001. — С. 141. — ISBN   978-985-08-0452-5
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж История белорусского искусства / Под редакцией: С. В. Марцелев (Гал. ред.) и др.; Эд. том И. М. Сахута. - Мн. : Наука и техника, 1988. — Т. 2: Вторая половина XVI — конец XVIII века. — С. 116-117. — ISBN   978-5-343-00342-0 .
  9. ^ Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — Мн. : Вышэйшая школа, 1977. — P. 182.
  10. ^ Перейти обратно: а б Габрус Т. В. Каменные часовни: сакральная архитектура белорусского барокко. - Мн. : Харвест, 2001. — С. 142-143.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — P. 205-206.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Габрус Т. В., Ярошевич А. А. Глубокий костел и монастырь кармелитов // Религия и церковь в Беларуси: Энциклика. объяснять /редактор: Г. П. Пашков и другие. - Мн. : БелЭн, 2001. — С. 73-74. — ISBN   978-985-11-0220-0
  13. ^ Города, местечки и замки Великого княжества Литовского / Т. В. Белова (пред.) [и др.]. — Мн. : БелЭн, 2009. — P. 113. — ISBN   978-985-11-0432-7
  14. ^ Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — P. 354. — 600 p. — ISBN   978-5-89826-093-4
  15. ^ Перейти обратно: а б Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 3.
  16. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 20.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 15.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Память: историко-документальная хроника Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 48.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Кулагин А. М. Из архитектурного наследия // Память: историко-документальная летопись Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 61.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кулагин А. М. Православные храмы Беларуси: энциклопедический справочник. - Мн. : БелЭн, 2007. — с. 122. — ISBN   978-985-11-0389-4 К
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Габрус Т. В. Глубококская церковь и монастырь кармелитов // Архитектура Беларуси. - Мн. : БелЭн, 1993. — С. 149. — ISBN   978-5-85700-078-6
  22. ^ Перейти обратно: а б Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — P. 365. — 600 p. — ISBN  978-5-89826-093-4 Слюнькова И. Н.
  23. ^ Перейти обратно: а б Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 18.
  24. ^ Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — P. 585.
  25. ^ Города, местечки и замки Великого княжества Литовского / Т. В. Белова (пред.) [and otherts]. — Мн. : БелЭн, 2009. — P. 114. — 312 p. — ISBN   978-985-11-0432-7
  26. ^ Перейти обратно: а б Географический словарь Царства Польского и других славянских стран. — Варшава, 1881. — С. 600. — 927 с.
  27. ^ Перейти обратно: а б Лоренц ул. Поездки по Вильнюсскому воеводству. — Вильнюс, 1932 — С. 59.
  28. ^ Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — P. 103-104.
  29. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 18-19.
  30. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 54.
  31. ^ Память: историко-документальная хроника Глыботского района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 37.
  32. ^ Память: историко-документальная хроника Глыботского района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 92.
  33. ^ Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 7.
  34. ^ Память: историко-документальная хроника Глыботского района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 61, 77.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 4.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 17.
  37. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 17, 57.
  38. ^ Память: историко-документальная хроника Глыботского района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 48, 58, 77.
  39. ^ Перейти обратно: а б Память: историко-документальная хроника Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 93.
  40. ^ Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — 365 p. — P. 329. — ISBN   978-985-6372-48-6
  41. ^ Память: историко-документальная хроника Глыботского района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 91.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 8.
  43. ^ Память: историко-документальная хроника Глыботского района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 77.
  44. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 57.
  45. ^ Перейти обратно: а б Память: историко-документальная хроника Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 58.
  46. ^ Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — P. 104.
  47. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 21.
  48. ^ Извеков Н. Д. Статистическое описание православных приходов Литовской епархии. — Вильна: Типография И. Блюмовича, 1893. — P. 12.
  49. ^ Отец Ян Фибек. Воскресения на границе двух миров: история Римско-католической церкви в бассейнах Березины и Вильи в границах Докшицкого благочиния Витебской епархии в Беларуси: 1395-2009 - Младшие братья-капуцины, Младшие братья-капуцины, 2011. - 280 р. ISBN   978-83-87229-02-3
  50. ^ Перейти обратно: а б с д Собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Глубокое. Глубокское благочиние. Дата обращения: 1 May 2014.
  51. ^ Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — P. 143. — ISBN   978-985-6372-48-6
  52. ^ Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — 365 p. — P. 218-219. — ISBN   978-985-6372-48-6
  53. ^ Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — 365 p. — P. 261. — ISBN   978-985-6372-48-6
  54. ^ Перейти обратно: а б Глубокское — Полоцкая епархия. Полоцкая епархия. Дата обращения: 1 May 2014. Archive: 2 May 2014
  55. ^ Содружество православной молодёжи во имя преподобного Серафима Саровского. Глубокское благочиние. Дата обращения: 1 May 2014.
  56. ^ Панкрат Анна. Благодатный Огонь на празднике в Глубоком // Полоцкие епархиальные ведомости. — 2012. — No. 4. — P. 2. Archive 2 May 2014.
  57. ^ Духовенство — Полоцкая епархия. Полоцкая епархия. Дата обращения: 1 May 2014. Archive : 2 May 2014.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — P. 366. — 600 с. — ISBN   978-5-89826-093-4
  59. ^ Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — P. 224.
  60. ^ Кулагин А. М. Из архитектурного наследия // Память: историко-документальная летопись Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. — С. 48.
  61. ^ Хедеманн Отт. Глебокие. — Вильно, 1935. — С. 22.
  62. ^ Перейти обратно: а б Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — 365 p. — P. 203. — ISBN   978-985-6372-48-6
  63. ^ Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — P. 9-10.
  64. ^ Перейти обратно: а б Панкрат Анна. 100-летие чудотворной иконы, привезённой с Афона // Полоцкие епархиальные ведомости. — 2011. — No. 3. — P. 3—4
  65. ^ 100-летний юбилей иконы «Достойно есть» отметят в Глубоком. СОБОР.by. Дата обращения: 1 May 2014. Archive: 2 May 2014.
  66. ^ Горидовец В.В. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990): По страницам архивных документов [Электронный ресурс. CD-R].. — Витебск, 2012.

Библиография

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]
  • Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. М. , 1968. — V. VI.
  • Города, местечки и замки Великого княжества Литовского / Т. В. Белова (пред.) [и др.]. — Мн. : БелЭн, 2009. — 312 p. — ISBN   978-985-11-0432-7
  • Извеков Н. Д. Статистическое описание православных приходов Литовской епархии. — Вильна: Типография И. Блюмовича, 1893.
  • Панкрат Анна. 100-летие чудотворной иконы, привезённой с Афона // Полоцкие епархиальные ведомости. — 2011. — No. 3. — P. 3—4.
  • Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — 365 p. — ISBN   978-985-6372-48-6
  • Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896.
  • Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 600 p. — ISBN   978-5-89826-093-4
  • Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001.
  • Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — Мн. : Вышэйшая школа, 1977. — P. 182.
  • Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — 240 p.

На белорусском языке

[ редактировать ]
  • Богласов С. Г. Церковь Рождества Богородицы // Коллекция памятников истории и культуры Беларуси. Витебская область. - Мн. : БелСЭ, 1985. — 496 с. - 8000 экземпляров.
  • Барокко в белорусской культуре и искусстве / Наук. учитель В. Ф. Много. - Мн. : Белорусская наука, 2001. — 304 с. — ISBN   978-985-08-0452-5
  • Габрус Т. В. Глубококская церковь и монастырь кармелитов // Архитектура Беларуси. - Мн. : БелЭн, 1993. — 620 с. — ISBN   978-5-85700-078-6
  • Габрус Т. В. Каменные часовни: сакральная архитектура белорусского барокко. - Мн. : Жатва, 2001. — 286 с. — ISBN   978-985-04-0499-2
  • Габрус Т. В., Ярошевич А. А. Глубокий костел и монастырь кармелитов // Религия и церковь в Беларуси: Энциклика. объяснять /редактор: Г. П. Пашков и другие. - Мн. : БелЭн, 2001. — 368 с. — ISBN   978-985-11-0220-0
  • Габрус Т., Ярошевич А. Глубокский монастырь кармелитов // Великое княжество Литовское / Под ред.: Г. П. Пашков (Гал. ред.) и другие. - Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — 688 с. — ISBN   978-985-11-0393-1
  • История белорусского искусства / Под редакцией: С. В. Марцелев (Гал. ред.) и др.; Эд. том И. М. Сахута. - Мн. : Наука и техника, 1988. — Т. 2: Вторая половина XVI — конец XVIII века — 384 с. — ISBN   978-5-343-00342-0
  • Память: историко-документальная хроника Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995.
  • Кулагин А. М. Из архитектурного наследия // Память: историко-документальная летопись Глыбоцкого района / Под ред.: Б. Я. Сачанка [и др.]. - Мн. , 1995. - С. 59-73.
  • Кулагин А. М. Православные храмы Беларуси: энциклопедический справочник. - Мн. : БелЭн, 2007. — ISBN   978-985-11-0389-4

На польском языке

[ редактировать ]
  • Хедеманн Отт. (1935). Глебокие . Вильно. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Лоренц ул. (1932). Поездки по Вильнюсскому воеводству . Вильнюс. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Географический словарь Царства Польского и других славянских стран . Том II: Деренек - Гжак. Варшава. 1881. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02f2dbb95ad485386817a412e0ee4a12__1715119800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/12/02f2dbb95ad485386817a412e0ee4a12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cathedral of the Nativity of the Virgin, Hlybokaye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)