Марита Нэпьер
Марита Нэпьер | |
---|---|
Рожденный | Марита Джейкобс 16 февраля 1939 г. Йоханнесбург, Южная Африка |
Умер | 10 апреля 2004 г. Кейптаун, Южная Африка | (65 лет)
Образование | Детмольдский музыкальный университет |
Занятие | Оперное сопрано |
Марита Нэпьер (урожденная Джейкобс ; 16 февраля 1939 — 10 апреля 2004) — южноафриканское оперное сопрано , известное во всем мире как исполнительница музыки Штрауса и Вагнера . [ 1 ] Вагнера Она участвовала в 19 постановках «Кольца Нибелунгов» . В 1989 году запись «Die Walküre» Вагнера с ней в постановке Метрополитен-опера была удостоена премии «Грэмми» за лучшую оперную запись. [ 2 ] Нэпье считалась одной из лучших Турандот, исполнив эту роль более 70 раз, включая постановку Франко Дзеффирелли в Метрополитене в 1989 году . [ 3 ]
Она была первой южноафриканской оперной певицей, исполнившей главные партии на «Большом шлеме». [ 4 ] оперных театров – Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, Королевский оперный театр в Лондоне и Венская государственная опера . [ 4 ] [ 3 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Марита Джейкобс [ 5 ] родился в Йоханнесбурге, третий из четырех детей в музыкальной семье. Ее отец играл на скрипке, а мать любила петь. В три года она начала брать уроки балета со старшей сестрой. [ 6 ] Позже она перешла на уроки игры на фортепиано и получила первое музыкальное образование у Олив Либериц. [ 6 ] Хотя в школе она не особо участвовала в сольном пении, они с сестрой Иной иногда пели дуэтами на региональных конкурсах искусств.
Нэпьер учился в средней школе DF Malan (тогда средней школе Кросби) в Кросби, пригороде Йоханнесбурга. [ 6 ] После школы она присоединилась к хору Neerlandia и начала выступать в качестве солистки. Она продолжила уроки пения сначала у Маргарет Ру, а затем у Стеллы Кавалли. [ 6 ] Нэпьер дебютировала в качестве певца в 1963 году в Маленьком театре Претории в роли Ромильды в опере Генделя « Серсе» . [ 7 ]
Впечатленная выступлением певицы на концерте, Нэпьер поинтересовалась, кто ее учитель. [ 6 ] Им оказался Тео Линденбаум из Детмольда , Северный Рейн-Вестфалия . [ 8 ] Нэпьер прислал ему запись для прослушивания, и он сразу же принял ее в ученики. В течение двух лет она копила деньги, работая в офисе, чтобы иметь возможность поехать в Германию, что она и сделала в 1965 году на пожертвование Трастового фонда Эрнеста Оппенгеймера. [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Перед отъездом в Германию Нэпьер присоединился к певческому квартету, участвовавшему в многочисленных хоровых исполнениях произведений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фредерика Генделя . [ 6 ] По одной из версий, фамилии двух других участников квартета также были Джейкобс, и поскольку она не собиралась строить сольную карьеру, а скорее рассчитывала остаться в составе квартета, она решила сменить фамилию на «Нэпир», чтобы чтобы избежать путаницы. [ 6 ]
Европа
[ редактировать ]После отъезда из Южной Африки Нэпьер решила дать своей певческой карьере два года: если она не добьется прорыва, она вернется, чтобы получить квалификацию физиотерапевта. [ 6 ] Она училась в Музыкальном университете Детмольда у Тео Линденбаума и в Гамбурге. [ 5 ] [ 9 ]
Первый европейский прорыв Нэпьер произошел, когда она спела партию сопрано в опере Орфа «Кармина Бурана» в Дижоне, Франция. [ 6 ] На фестивале молодых певцов 1966 года она исполнила « Реквием » Верди . [ 6 ] Она пела вместе с Дитрихом Фишер-Дискау Баха в Рождественской оратории в Билефельде , что привело к прослушиваниям в трех оперных театрах. Она прошла все три и выбрала Билефельд, чтобы быть ближе к своему учителю музыки. [ 5 ] Там она дебютировала на сцене в роли Венеры в «Тангейзере» Вагнера . [ 5 ] Роли Верди включали Эбигейл в «Набукко» , Амелию в «Бале-маскараде» и леди Макбет в «Макбете» . Вагнера Она также появилась в роли Брунгильды в «Валькирии» . [ 6 ]
С 1969 по 1973 год Напье был членом Театра Аалто в Эссене. [ 5 ] в 1973/74 году в Государственной опере Ганновера . С 1973 года принадлежала Немецкой опере Берлина . У нее были гостевые контракты с Гамбургской государственной оперой с 1973 года и с Берлинской государственной оперой с 1975 года. [ 5 ] Она выступала на Байройтском фестивале сначала в хоре, затем в 1973 году в партиях Хельмвиге в Die Walküre и Third Norne в Götterdämmerung . В 1974 году она сыграла Зиглинду в «Валькирии» , а в 1975 году — также Еву в «Мейстерзингерах фон Нюрнберг» . [ 10 ]
В 1974 году Нэпьер дебютировала в партии Зиглинды в «Валькирии» в Ла Скала с оперой Вагнера «Кольцо Нибелунгов» . [ 11 ] В октябре 1974 года она дебютировала в Ковент-Гардене в партии Зиглинды в «Валькирии» , а затем вернулась туда, чтобы петь Леонору в «Фиделио» и Ариадну в «Ариадне на Наксосе » Штрауса. Она дебютировала в Венской государственной опере в партии Леоноры в «Трубадуре» в 1975 году и вернулась для спектаклей «Ариадна на Наксосе» , Эльзы в «Лоэнгрине» , Элизабет в «Тангейзере» , Фиделио , Хризотемиды в «Электре» , Зиглинды в «Валькюре » и «Летучего голландца» .
ВША
[ редактировать ]Первое появление Нэпьера в США состоялось в 1972 году в роли Зиглинды в « Валькирии» Вагнера для Оперы Сан-Франциско . [ 5 ] с Джессом Томасом в роли Зигмунда. [ 1 ] Дирижер Сейдзи Одзава предложил ей исполнить Восьмую симфонию Малера , которую она выучила за четыре дня. Одзава рекомендовал ее Вольфгангу Саваллишу в роли Зиглинды для выступления в Ла Скала в Милане. В конце семидесятых в Сан-Франциско ее назвали «Голосом Америки» за роль Сенты в «Летучем голландце» Вагнера . [ 12 ]
Нэпьер дебютировала в Метрополитен-опера 22 сентября 1986 года в роли Хельмвиге в «Валькирии» . [ 13 ] Запись Нэпьера 1989 года, сделанная в доме, получила премию Грэмми за лучшую оперную запись.
ЮАР
[ редактировать ]Нэпьер вернулась в Южную Африку в 1976 году, чтобы дебютировать на родине в роли Сенты в опере Вагнера «Летучий голландец» в кейптаунском «CAPAB» . [ 14 ] В 1992 году она появилась в роли Леоноры в опере Верди «Трубадур» в Кейптауне, а в 1995 году — в роли Джульетты в «Сказках Гофмана» Оффенбаха в Претории. [ 5 ] В Государственном театре Пуччини Претории она также исполнила партии Турандот Масканьи и Сантуццу в «Сельской чести» .
Нэпьер навсегда переехал в Кейптаун в 1994 году. [ 12 ] Она активно участвовала в местных постановках и в качестве наставника. В 1993 году она возглавляла оперную студию для молодых певцов PACT, а в 1994 году была членом жюри Международного конкурса вокалистов Transnet/Unisa в Претории. [ 12 ] В 1997 году она выступила на мировой премьере спектакля Рулофа Темминга « Священные кости» в театре Нико (ныне Театральный центр Artscape ). [ 5 ]
В дань уважения 6 мая 2004 года Тис Одендал написала в Beeld : «По пути в Кейптаун для дебюта в своей стране … «Ритс», как назвала ее Ма Скэтти, обратилась к средствам массовой информации Йоханнесбурга, только что после ее возвращения. первый международный триумф в Байройте в роли Зиглинды в «Валькирии» Вагнера. В роли примадонны она встретилась с прессой в VIP-зале перед мигающими камерами и четким телевидением. Она попросила сигарету, «предпочтительно Кэмел», а затем стакан «джина с тоником» … Красиво одетая в широкополую шляпу и гербовую накидку с леопардовым воротником. Не очень разговорчивая и широкоглазая. Широкая улыбка Курение и оперный голос несовместимы, неуверенно заметил кто-то, и последовал сухой ответ: «Курение вредно для голоса, но пение еще хуже».
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1970 году Нэпьер вышла замуж за лирического тенора Вольфрама Ассмана. [ 15 ] но они редко выступали вместе до его выхода на пенсию несколько лет спустя. В конце концов Нэпьер поселилась в Кейптауне, где давала уроки пения и пела в местных оперных постановках.
Нэпьер умер в Кейптауне в 2004 году от рака. [ 16 ]
Оперный репертуар
[ редактировать ]Наибольшую известность Нэпьер получила как исполнительница музыки Штрауса и Вагнера. [ 1 ] Вагнера Она выступала в 19 постановках «Кольца Нибелунгов» : в Метрополитен, Ла Скала, Королевском оперном театре, Сан-Франциско, Байройте и Венской государственной опере. [ 2 ] На протяжении многих лет она выступала, среди прочего, в:
- Бетховен: Фиделио и Леонора : Леонора [ 17 ]
- Хампердик: Гензель и Гретель : Гертруда [ 13 ]
- Моцарт
- Идоменей : Электра [ 4 ]
- Die Zauberflöte : Вторая леди, Королева ночи
- Дон Жуан : Донна Анна
- Милосердие Тита : Вителлия [ 17 ]
- Пуччини
- Штраус
- Ариадна Наксосская : Ариадна [ 17 ]
- Электра : Электра, Хризотемида. [ 17 ]
- Женщина без тени : Императрица
- Огненная беда : смирение
- отдал
- Аида : Аида
- Трубадур : Леонора [ 17 ]
- Сила судьбы : Леонора
- Макбет : Леди Макбет
- Набукко : Абигайль
- Бал-маскарад : Амелия
- Вагнер
- Летучий голландец : Сента
- Лоэнгрин : Эльза [ 17 ]
- Тангейзер : Элизабет [ 17 ]
- Валькирия : Зиглинда, [ 17 ] Хельмвиге [ 13 ]
- Сумерки богов : Третий Норн [ 13 ]
За свою карьеру Нэпьер делила сцену с такими всемирно известными певцами, как Биргит Нильссон , Криста Людвиг , Пласидо Доминго и Леони Рысанек . Она также работала с самыми известными дирижерами, такими как Джеймс Левайн , Колин Дэвис , Пьер Булез , Карл Бём , Зубин Мета и Вольфганг Саваллиш . [ 19 ] Она пела на крупнейших оперных фестивалях Европы – в том числе в Байройте , Экс-ан-Провансе , Вероне , Мюнхене , Вене и Флоренции , а также в ведущих оперных театрах, включая Мюнхен , Милан , Париж , Барселону , Буэнос-Айрес . [ 5 ] [ 14 ]
Голосовая оценка и критика
[ редактировать ]Марита Напье на протяжении всей своей карьеры получала как похвалу, так и критику. Ее сопрано было описано как мрачное и драматичное «с пианиссимо, соблазняющим слух», а нижний регистр «богатый и плавный». [ 20 ] Томас Уиллис из «Чикаго Трибьюн» написал об американском дебюте Мариты Нэпьер в постановке «Götterdämmerung» : «У нее голос с лирической гибкостью для Гутруны и Зиглинде, и она знает, как им пользоваться». [ 21 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- 1989 года Премия Грэмми за лучшую оперную запись (с остальным актерским составом): « Die Walküre » Рихарда Вагнера с оркестром Метрополитен-опера. [ 2 ]
- Премия AA Life Vita 1989 года в области оперы [ 3 ]
- Премия Недербургской оперы 1990 года в Трансваале за оперу Штрауса « Ариадна на Наксосе». [ 22 ]
- Почетная медаль Южноафриканской академии наук и искусств.
- Специальная награда ККНК в 2002 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Марита Нэпьер (1939–2004)» . репозиторий.up.ac.za . hdl : 2263/56312 . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Марита Нэпьер умирает» . Новости24 . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Панорама Южной Африки, март/апрель 1991 г.: Том 36, вып. 2 . Информационная служба ЮАР. Март – апрель 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Коллекция Мариты Нэпьер» . Музыка в Африке (на французском языке). 8 октября 2015 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кач, Кей Джей ; Рименс, Лео (2012). «Нэпьер, Марита» . Großes Sängerlexikon (на немецком языке) (4-е изд.). Грютер . стр. 3293. ИСБН 978-3-59-844088-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вилджоен, Хеннинг (август 1984 г.). «Марита Нэпьер» . Сценарий . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Панорама Южной Африки 1978–07: Том 23, выпуск 7 . Информационная служба ЮАР. Июль 1978 года.
- ^ «Фиделио, Бетховен, Опера в двух действиях» . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Хэрвуд, Джордж Генри Хьюберт Ласселлес, граф (2004). Опера . Издательство Роллс Хаус. п. 674.
- ^ «Марита Нэпьер» . Байройтский фестиваль . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Руди, Нью-Джерси (1975). Южная Африка, визуальная история, 1974 г. Визуальные публикации. п. 25. ISBN 978-0-628-00800-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Фиделио, Людвиг ван Бетховен» . 25 апреля 1994 года . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Выступления с Маритой Нэпьер» . Метрополитен-опера Архив . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Некролог Мариты Нэпьер (2004) – Нью-Йорк, штат Нью-Йорк – New York Times» . www.legacy.com . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Южноафриканская панорама . Южноафриканская информационная служба. 1991. с. 11.
- ^ Тидбоальд, Дэвид (13 сентября 2011 г.). Люди, с которыми я создавал музыку . Случайный дом пингвинов в Южной Африке. стр. 161–163. ISBN 978-1-4152-0418-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Выступления с Маритой Нэпьер» (на немецком языке). Венская государственная опера . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Хэрвуд, Джордж Генри Хьюберт Ласселлес, граф (1985). Опера . Издательство Роллс Хаус. п. 1420.
- ^ «Коллекция Мариты Нэпьер, Департамент библиотечного обслуживания (библиотека) – Университет Претории» . www.ais.up.ac.za. Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Роос, Джеймс (25 апреля 1975 г.). «Прекрасный голос, странно неустойчивый» . Майами Геральд на Newspapers.com . п. 51 . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Уиллис, Томас (26 октября 1972 г.). " "Звонок воображения" " . Чикаго Трибьюн на Newspapers.com . п. 41 . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Artslink.co.za – В память о Вайсе Дубелле» . Артслинк . Проверено 16 марта 2021 г.