Предыстория Сибири
Предыстория Сибири отмечена несколькими археологически различными культурами. В энеолите культуры западной и южной Сибири были скотоводами , тогда как в восточной тайге и тундре и даже позже доминировали охотники-собиратели до позднего средневековья . Существенные изменения в обществе, экономике и искусстве свидетельствуют о развитии кочевничества в среднеазиатских степях в первом тысячелетии до нашей эры.
История исследований
[ редактировать ]Научное изучение археологических особенностей региона между Уралом и Тихим океаном началось в царствование Петра Великого (1682-1725), который приказал собрать скифские золотые клады и тем самым спасти содержимое нескольких ограбленных могил до того, как они были переплавлены. вниз. В период его правления с научными, антропологическими и лингвистическими исследованиями Сибири было поручено несколько экспедиций, в том числе Вторая Камчатская экспедиция датчанина Витуса Беринга (1733-1743). Ученые также интересовались археологией и провели первые археологические раскопки сибирских курганов . После временного снижения интереса в первой половине XIX века археологические исследования в Сибири достигли новых высот в конце XIX века. Особенно интенсивными были раскопки в Южной Сибири и Средней Азии. Результаты Октябрьской революции 1917 года создали иные, часто ограниченные условия для археологических исследований, но привели к еще более крупным проектам, особенно к спасательным раскопкам в результате гигантских строительных проектов. В конце концов, даже отдаленные районы Советский Союз, такие как Саха и Чукотка , были археологически исследованы. После Второй мировой войны эти разработки продолжились. После распада Советского Союза в 1991 году стало возможным гораздо более интенсивное сотрудничество с Западом.
Топография
[ редактировать ]Сибирь характеризуется большим разнообразием климата, растительности и ландшафта. На западе он граничит с Уральскими горами . Отсюда Западно-Сибирская низменность простирается на восток, вплоть до реки Енисей . За ним находится Среднесибирское нагорье, окаймленное на востоке бассейном реки Лены , за ним — Северо-Восточно-Сибирское нагорье. Сибирь граничит на юге с грубой цепью гор, а на юго-западе - с холмами казахской границы. Климат очень изменчив. Якутия , расположенная к северо-востоку от Лены, входит в число самых холодных мест на Земле, но каждый год температура может колебаться более чем на 50 °C: от −50 °C зимой до более +20 °C летом. Количество осадков очень мало. Это касается и юго-запада, где степи, пустыни и полупустыни граничат друг с другом.
Сельское хозяйство возможно только в Сибири без искусственного орошения сегодня между 50° и 60° северной широты. Климатическая ситуация определяет различные биомы региона. В самой северной части находится тундра с минимальной растительностью. Большую часть Сибири, за исключением горных районов, занимает тайга , северные хвойные леса. На юго-западе она переходит в лесостепь, а еще южнее переходит в травяные степи и среднеазиатскую пустыню. До начала голоцена около 12 000 лет назад ситуация была иной. Во время вейкзельского оледенения (от 115 000 лет назад до 15 000 лет назад) тундра простиралась намного дальше на юг, и ледниковый покров покрывал Урал и территорию к востоку от нижнего Енисея.
Исторический обзор
[ редактировать ]Палеолит
[ редактировать ]Позднепалеолитические южные сибиряки, по-видимому, были связаны с палеолитическими европейцами и палеолитическим народом Дзёмон в Японии. [2] Различные ученые отмечают сходство между Дзёмон и сибиряками палеолита и бронзового века . [3] Генетический анализ генов HLA I и HLA II, а также частот генов HLA-A, -B и -DRB1 связывает айнов и некоторые коренные народы Америки , особенно популяции на северо-западном побережье Тихого океана , такие как тлинкиты , с палеолитом. южные сибиряки. [4]
От мезолита до неолита (до 2400 г. до н.э.)
[ редактировать ]Находки нижнего палеолита , по-видимому, засвидетельствованы между Восточным Казахстаном и Алтаем . Погребение неандертальского найденное в 1938 году, обнаруживает сходство с мустьерскими захоронениями Ирака ребенка , и Ирана . В верхнем палеолите , напротив, больше всего останков обнаружено на Урале, где, помимо прочего, наскальные рисунки с изображением мамонтов обнаружены , на Алтае, в верховьях Енисея, к западу от озера Байкал и около 25 000 на берегу Лаптевых . Море , к северу от Полярного круга . [5] Остатки изб были найдены в поселке Мальта под Иркутском . Скульптуры животных и женщин ( фигурки Венеры ) напоминают европейский верхний палеолит. [6] Сибирский палеолит продолжается и в европейском мезолите . В послеледниковый период развивалась тайга. Микролиты , распространенные в других местах, не обнаружены.
В Северной Азии период неолита (ок. 5500–3400 до н. э.). [7] это в основном хронологический термин, поскольку нет никаких свидетельств существования сельского хозяйства или даже скотоводства в Сибири во время центральноевропейского неолита. Однако неолитические культуры Северной Азии отличаются от предшествующих мезолитических культур и гораздо более заметны в результате появления керамики .
Юго-Западная Сибирь достигла неолитического культурного уровня во время энеолита , который начался здесь ближе к концу четвертого тысячелетия до нашей эры, что примерно совпало с появлением обработки меди. В северных и восточных регионах заметных изменений нет.
Бронзовый век (ок. 2400–800 до н. э.)
[ редактировать ]Во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры обработка бронзы достигла культур Западной Сибири. Энеолитические группы в предгорьях Восточного Урала развили так называемую андроновскую культуру , принявшую различные локальные формы. Поселения Аркаим , Ольгино и Синташта особенно примечательны как самые ранние свидетельства урбанизации в Сибири. В долинах Оби и Иртыша сохраняются те же самые керамические культуры, засвидетельствованные там в эпоху неолита; изменения в Прибайкалье и Якутии были весьма незначительными.
В эпоху средней бронзы (ок. 1800–1500 до н.э.) западносибирская андроновская культура заметно распространилась на восток и достигла даже долины Енисея. Во всех локальных формах андроновской культуры встречается однородная керамика, распространившаяся и на культуры Оби. Однако и здесь сохранились уникальные керамические традиции неолита.
С началом позднего бронзового века (ок. 1500–800 до н. э.) на юге Сибири произошли решающие культурные события. Андроновская культура распалась; его южные преемники создали совершенно новую форму керамики с выпуклыми орнаментальными элементами. В то же время южные культуры также разработали новые формы обработки бронзы, вероятно, в результате влияния с юго-востока. Эти изменения были особенно значительны в Прибайкалье. Там энеолитическая материальная культура, продолжавшаяся до этого времени, была заменена скотоводческой культурой, работающей с бронзой. Там и в Якутии бронза на тот момент была использована в качестве материала лишь впервые.
Ымяхтахская культура (ок. 2200–1300 до н. э.) представляла собой культуру позднего неолита Сибири с очень большим археологическим горизонтом. Его истоки, по-видимому, находятся в бассейне реки Лены в Якутии , а также вдоль реки Енисей . Отсюда оно распространилось как на восток, так и на запад. [8]
Железный век (ок. 800 г. до н. э. – 500 г. н. э.)
[ редактировать ]Культурная преемственность на Оби продолжалась и в первом тысячелетии до нашей эры, когда железный век в Сибири начался ; местный керамический стиль сохраняется там даже в этот период. Гораздо больший разрыв произошел в среднеазиатской степи: оседлое , преимущественно скотоводческое общество позднего бронзового века сменилось мобильными конными кочевниками, которые продолжали доминировать в этом регионе до наших дней. Мобильность, которую обеспечила новая культурная форма, вызвала мощную динамику, поскольку отныне жители Центральной Азии могли перемещаться по степи в больших количествах. Соседние оседлые культуры не остались в стороне от этого развития. Древнему Китаю угрожали хунну и их соседи, древним государствам современного Ирана противостояли массагеты и саки , а Римская империя в конечном итоге столкнулась с гуннами . Социальные изменения ясно обозначены в археологических находках. Поселений больше не обнаружено, членов новой элиты хоронили в богато обставленных развивались курганы и совершенно новые виды искусства.
В сырых степях севера под влиянием материальной культуры кочевников развивалась оседло-скотоводческая культура позднего бронзового века. Протогородские поселения, такие как Читша, образуют позднюю ирменскую культуру в Западной Сибири и поселения на севере культурного ареала хунну.
Последующий период
[ редактировать ]Во многих местах переход к более поздним периодам остается проблематичным из-за отсутствия археологических свидетельств. Тем не менее, некоторые обобщения возможны. В степях Центральной Азии тюркские группы стали обнаруживаться где-то в V веке; в течение следующих столетий они расширялись на север и запад, пока в конечном итоге не взяли под свой контроль всю южную Сибирь. Территория севернее, где проживали носители уральских и палеосибирских языков , пока малоизучена. Следующим явным прорывом в истории Сибири является российская экспансия на восток, которая началась в 16 веке и завершилась только в 19 веке. Этот процесс знаменует собой начало современности в Сибири.
Народы и языки
[ редактировать ]Надежные исторические свидетельства об этом районе впервые появляются в начале первого тысячелетия до нашей эры с источниками с Ближнего Востока. Греческие и китайские источники также доступны немного позже. Таким образом, определенные утверждения о народах и языках региона возможны лишь начиная с железного века. Для более раннего времени и северной части Сибири имеются только археологические данные. Некоторые теории, такие как курганская гипотеза Марии Гимбутас , пытаются связать гипотетические языковые семьи с археологическими культурами , но это весьма неопределенная процедура.
Уверенные утверждения возможны лишь с первого тысячелетия до нашей эры, когда соседние грамотные культуры вступили в контакт с степняками. В степях к северу от Черного моря и к востоку от Каспийского моря греческие, ассирийские и персидские источники свидетельствуют о конных кочевниках, которых можно идентифицировать как носителей иранских языков . К этому же периоду относятся первые сообщения из древнего Китая о кочевниках севера Китая. Наряду с различными неопознанными группами из Шан и династий текстов сюнну Чжоу заслуживают упоминания . На основании личных имен и титулов, переданных китайскими источниками, разные учёные пытались идентифицировать язык хунну как раннетюркский язык , протомонгольский язык или енисейский язык . В начале раннего средневековья иранские народы исчезли, а на их месте тюркские народы распространились по региону между восточной окраиной Европы и северо-восточной Сибирью. Предполагается, что в районах к северу от азиатских степей были расселены носители уральских и палео-сибирских языков; в средние века здесь появляются и тюркские народы, но их доисторические масштабы не ясны.
Культуры
[ редактировать ]Сибирь до энеолита
[ редактировать ]Самые ранние известные археологические находки из Сибири относятся к нижнему палеолиту. В различных местах Западной Сибири, Прибайкалья и Якутии обнаружены хранилища времен раннего неолита, которые зачастую оставались в использовании на протяжении столетий. Наряду с палаточными поселениями, не оставляющими следов в земле, существовали и избушки, часто слегка вкопанные в землю, стены и крыши которых были сделаны из костей животных и рогов северного оленя. Инструменты и оружие в основном делались из кремня , сланца и кости, с небольшими заметными различиями между ними, несмотря на их огромный хронологический и географический охват. В некоторых поселениях были найдены ранние произведения искусства, состоящие из человеческих, животных и абстрактных скульптур и резных фигурок. Палеолитические и мезолитические жители Сибири были охотниками-собирателями, добычей которых были мамонты и северные олени , а изредка и рыба. В VI тысячелетии до нашей эры керамика распространилась по всей Сибири, что ученые трактуют как начало сибирского неолита. В отличие от Европы и Ближнего Востока, это событие не ознаменовало серьезных изменений в образе жизни, экономике или культуре.
Охотники-собиратели Якутии и Прибайкалья.
[ редактировать ]Доисторические обитатели обширных территорий тайги и тундры к востоку от Енисея и к северу от Байкала во многом отличаются от доисторических культур других частей Северной Азии. Здесь имеются более веские, чем обычно, доказательства непрерывности расселения от мезолита до второй половины первого тысячелетия нашей эры, когда произошел еще не совсем ясный переход к средневековому периоду. Несмотря на огромную географическую протяженность территории, заметны лишь незначительные местные различия, указывающие на очень мобильное кочевое население. Самой ранней культурой в Якутии, занимавшейся изготовлением керамики, была культура Сялах , датированная радиоуглеродным методом 5-м тысячелетием до нашей эры. Они известны по керамике, украшенной сетчатыми узорами и полосами проколов. Их останки включают оружие и инструменты, сделанные из кремня и кости. Известен ряд поселений, часть из которых существовала уже в мезолите, на которых находки ограничиваются очагами и ямами, а остатки построек полностью отсутствуют. Таким образом, носителями сялахской культуры были кочевники, выживавшие за счет охоты и рыболовства и сезонно населявшие определенные места.
переходит в культуру белкачи (по названию поселения Белкачи Эта культура постепенно без явного разрыва в Якутии). Их керамика украшена шнуровыми украшениями, полосами, зигзагообразными линиями и тому подобным. Их умерших хоронили на спине в земляных могилах. В остальном никаких серьезных отличий от предыдущей культуры не видно.
Культура Ымяхтах (2200–1300 гг. до н. э.) выделяется новым видом «вафельной керамики», верхняя сторона которой украшена текстильными оттисками и в результате приобретает вафельный вид. К концу II тысячелетия до нашей эры обработка бронзы достигла Якутии. В поселениях Ымяхтах уже есть бронзовые артефакты.
усть-мильская культура Следующей следовала . В первом тысячелетии до нашей эры на полуострове Таймыр сложилась самостоятельная культура , разделявшая основные черты с усть-мильской культурой. Железный век начался в Якутии примерно в V веке до нашей эры, но, если не считать принятия железного оружия и инструментов, он не знаменует серьезных изменений в материальной культуре.
Культурное развитие в неолите и энеолите Прибайкалья, где условия были аналогичны условиям Якутии вплоть до появления культуры плитных могил позднего бронзового века . Здесь также имелись несколько многоярусных складов, относящихся к периоду мезолита, с очагами, ямами для мусора и ямами для хранения, но без остатков построек. Гончарное дело было сходно с якутским и развивалось более или менее параллельно. Захоронения преимущественно распростерты на спине, но нередко могилы закрывались каменными плитами. Исключением является район реки Онон , где обнаружены прикорневые могилы. Погребальный инвентарь и находки костей указывают на то, что жители жили охотой на медведей, рыбу, лосей и бобров , а также на некоторую рыбу. О важности охоты для их культуры свидетельствуют резные изображения на костях и скалах. Их основная тематика — люди, охотящиеся на животных. В отличие от Якутии, скотоводство в Прибайкалье было принято еще до средневековья; самые ранние свидетельства происходят из энеолита Глазковская культура .
Оседлые общества Западной Сибири и Прибайкалья.
[ редактировать ]Начиная с неолита или в начале энеолита, на юго-западе Сибири развивались оседлые группы, в которых скотоводство играло важную экономическую роль. Переход к новой экономической системе и к оседлому образу жизни прошел очень гладко. Впоследствии оно распространилось на Прибайкалье, где, возможно, сыграло свою роль и влияние северного Китая.
Керамика
[ редактировать ]На протяжении всего сибирского доисторического периода от неолита до железного века существует очень ограниченный набор типов керамики. Подавляющее большинство керамических находок представляют собой сосуды круглой формы, часто с загнутыми краями. В эпоху неолита они в основном имели вогнутые основания, позднее стали более распространены плоские основания. В восточной части западносибирской лесостепи, на Оби, Иртыше и Енисее, орнамент состоял из гребенчатых узоров, точечных рядов и ямочек, расположенных длинными рядами или полями (изображение справа). В ходе бурного развития андроновской культуры в эпоху средней бронзы по региону распространился другой тип. Его примеры украшены меандровыми полосами , узорами «елочка» и треугольниками (изображение слева). Эти типы керамики сохранились даже в железном веке в Западной Сибири, однако наблюдается резкое снижение украшений, происходящее одновременно с приходом скифских и гунно- сарматских кочевников. Это относится даже к самим кочевым культурам.
Искусство и маленькие находки
[ редактировать ]За исключением абстрактного декора керамики, о котором говорилось выше, художественные изделия встречаются на юге Сибири лишь в раннем бронзовом веке.
К артефактам каракольской культуры на Алтае и окуневской культуры среднего Енисея относятся антропоморфные мотивы на каменных плитах и стелах; окуневская культура также производила гуманоидные скульптуры. К ним относится искусство самусской культуры Верхнего Оби. Помимо гуманоидных скульптур и человеческих голов, выгравированных на керамике, культура Самус также производила керамические фаллосы и головы животных. Представители близлежащей сусгунской культуры создавали гуманоидные фигурки из костей. Единственными художественными изделиями позднего бронзового века являются ранние южносибирские оленьи камни , каменные стелы, украшенные изображениями оленей, которым впоследствии подражало скифское искусство.
Звериный стиль южносибирских конных кочевников раннего железного века лишь незначительно повлиял на культуры западносибирских низменностей. Совершенно уникальный стиль выработала кулайская культура и ее соседи на Среднем и Нижнем Приобье. Здесь изготавливались бронзовые фигурки животных и людей, в которых особо важную роль играли орлы и медведи.
Архитектура
[ редактировать ]Преобладающим строительным материалом в доисторической Северной Азии было дерево; камень использовался максимум для фундамента. Большинство домов представляли собой плотные конструкции, погруженные в землю менее чем на 1 метр и имевшие прямоугольную или круглую форму в плане; овальные или многоугольные планы встречаются редко. Конструкция крыш могла представлять собой скатные деревянные конструкции или двускатные крыши. Во многих культурах перед входом строилось небольшое, похожее на коридор крыльцо. Во внутреннем доме был обнаружен один или несколько очагов.
Поймы и берега озер были предпочтительными местами поселения. В разных культурах поселения могли принимать совершенно разные формы; Встречаются небольшие группы домов, крупные неукрепленные поселения, укрепленные поселения городского типа и возвышенные крепостные комплексы. Небольшие группы домов, похожие на деревни, в большом количестве встречаются во всех оседлых культурах. В некоторых случаях, как, например, энеолитическое поселение Ботай на реке Ишим , [9] поселения значительно расширились. Для более крупных поселений не было ничего необычного в том, что они имели стены и заочные кладбища, как в случае с западносибирскими поселениями Синташта и Тшитша . [10] Внутреннее пространство этих поселений городского типа было густо и регулярно застроено прямоугольными домами, что свидетельствовало о форме градостроительства. Укрепленные поселения на возвышенностях, например расположенные в Минусинской котловине и Хакасии в бронзовом и железном веках, обычно отличаются от этих поселений небольшими размерами. Их цель до сих пор неясна; они могли быть временными убежищами, резиденциями элиты или святилищами.
Общество
[ редактировать ]В отличие от кочевых групп более раннего времени и северо-восточной Сибири, в оседлых группах Западной Сибири в раннем бронзовом веке можно обнаружить сложные социальные структуры. На их существование указывают поселения городского типа и социальная дифференциация, определяемая различиями в их погребальном инвентаре. В среднем бронзовом веке это развитие, по-видимому, изменилось, и социальная дифференциация снова стала обнаруживаться только в позднем бронзовом веке и железном веке. Поскольку северная часть Западной Сибири была неизвестна древним письменным культурам и древние жители этого региона сами не оставили литературных источников, сделать подробные утверждения об их обществе очень сложно. Что касается оседлого населения усуней , поселившихся на Тянь-Шане и Жетысу , китайские источники указывают на существование царя и нескольких дворян. [11]
Экономика
[ редактировать ]В хозяйстве оседлого населения доисторической Сибири преобладал скотоводство. Во всех культурах интенсивно разводили крупный рогатый скот, а также овец и коз. Разведение лошадей приобрело большое значение в Западной Сибири, особенно с началом железного века. Несколько иную картину дают находки хунну, которые также одомашнили свиней и собак. Охота и рыбалка изначально были важным дополнением, но со временем утратили большую часть своего значения.
На основании остатков важных инструментов и возможных остатков ирригационных систем многие исследователи предлагали широкое использование сельского хозяйства, но другие ученые утверждают, что остатки зерновых и другие явные доказательства встречаются только в самых южных культурах, например, останки усуней. Тянь-Шаня и Жетысу. Здесь, как и в северных частях территории хунну, просо выращивали , а также были обнаружены следы пшеницы и риса. Семена проса также находят в могилах Тувы , что, возможно, указывает на то, что здесь наряду с конными кочевниками существовала до сих пор неизвестная популяция оседлых земледельцев, которые, возможно, отвечали за металлообработку в этом районе. [12]
С энеолита также произошли добыча руды и металлургия. Об этом свидетельствуют находки шлаков, орудий труда и мастерских в различных культурных контекстах.
Религия и погребальные практики
[ редактировать ]Погребальные обычаи оседлых обществ отличались большим разнообразием. В западносибирском энеолите встречаются простые плоские могилы, в которых труп кладут плашмя на спину. В эпоху ранней бронзы курганы впервые были возведены , жители которых были представителями вновь сложившегося сословия воинов (судя по захороненному при них погребальному инвентарю) и хоронились не в простых ямах, а в деревянных или каменных сооружениях. Уже в эпоху средней бронзы андроновской культуры встречаются курганы, но без дифференциации их погребального инвентаря. Труп хоронили в скорченном положении или кремировали. В несколько более поздней карасукской культуре на Среднем Енисее гробницы включают прямоугольные каменные ограды, которые в дальнейшем были развиты в курганы с каменными углами, характерные для этой территории, в тагарской культуре железного века. Особое положение принадлежит культуре плитных погребений раннего железного века в Забайкалье ; их мертвых иногда хоронили в камне цистные могилы. [13] Захоронение трупов, лежавших на спине, которое практиковалось в Западной Сибири, продолжалось и в развивающихся скифских культурах Южной Сибири, которые рассматриваются отдельно вместе с другими культурами конных кочевников ниже.
Известны лишь изолированные святилища. Среди них множество мест для всесожжений, найденных вблизи некрополя энеолита афанасьевской культуры на юге Сибири. Они представляли собой простые каменные круги, содержащие пепел, глиняную посуду, кости животных и инструменты из меди, камня и кости. [14] Множество круглых построек с деревянными кольями и стенами в некрополях возле поселения Синташта раннего бронзового века , вероятно, являются культовыми постройками. [15]
Степники железного века Центральной и Восточной Азии
[ редактировать ]Конные кочевники , характерные для азиатской степи до нового времени, представляют собой сравнительно недавнее явление. Еще в конце второго тысячелетия до нашей эры оседлые скотоводы жили в засушливых районах Средней Азии. Их заменили ранние конные кочевники в течение первого тысячелетия до нашей эры, но не совсем ясным образом.
Переход к оседлым группам дальше на север во многих местах был плавным. Жители Минусинской котловины даже в железном веке оставались оседлыми скотоводами, но в их культурном развитии обнаруживается сильное родство с соседними кочевниками. Хунну в Забайкалье демонстрируют черты как конных кочевников, так и оседлых скотоводов и земледельцев. [16] Примечательна ситуация в Северном Тянь-Шане и Жетысу: в раннем железном веке здесь жили кочевые саки , но впоследствии этот регион перешел под власть оседлых усуней. [17]
Более ранние кочевые культуры археологи называют коллективно, используя термин « скифы », который является древнегреческим термином для группы конных кочевников, живущих к северу от Черного моря ; в более широком смысле оно относилось ко всем конным кочевникам Евразийской степи. Третий век нашей эры знаменует начало гунно - сарматского периода, названного в честь двух кочевых групп с юга России, который продолжался до основания каганата гоктюрков в шестом веке нашей эры.
Искусство
[ редактировать ]Если в искусстве оседлых культур азиатской степи в эпоху бронзы преобладали антропоморфные мотивы, то появление конных кочевников сопровождалось развитием скифо-сарматского звериного стиля, который был свойствен всем степнякам Азии и Восточной Европы. поделился. Его основные мотивы были взяты из репертуара диких животных, при этом поразительно отсутствие животных, игравших важную роль в повседневной жизни конных кочевников. Таким образом, изображения лошадей и людей встречаются крайне редко. Вместо этого распространенными мотивами являются олени, в основном лежащие, лоси, большие кошки (что должно указывать на ближневосточное влияние), грифоны и гибриды. Отдельные животные иногда кажутся свернутыми вместе как «свернутое животное», пары разных видов животных могут быть переплетены чисто орнаментально или изображены сражающимися друг с другом. В бордюрах часто выступает линия представителей одного и того же вида, а орнаментом часто служат отдельные части животных, например их головы.
Особенно в западных степях встречаются металлические изделия почти исключительно украшенные элементами звериного стиля; в вечной мерзлоте юга Сибири и Забайкалья встречаются также войлочные ковры и другие ткани с элементами звериного стиля, среди которых особого внимания заслуживает войлочный лебедь, набитый мхом. [18] Камень использовался лишь незначительно, в основном в так называемых «оленьих стелах», вероятно, антропоморфных могильных стелах, украшенных оленями и встречающихся в Южной Сибири, Забайкалье и Монголии. Наконец, тела важных людей были татуированы мотивами звериного стиля.
Истоки звериного стиля неясны. На основании возможного взаимодействия с древним восточным искусством было предложено сильное влияние юга. Однако ранняя датировка некоторых предметов из южной Сибири делает более вероятным локальное развитие в самих степях. Однако несомненно, что, особенно в Центральной Азии и районе к северу от Черного моря, греческое и персидское искусство оказало большое влияние на искусство степных народов.
Общество
[ редактировать ]Известные черты, которые были общими для обществ конных кочевнических культур бронзового века, включают мощную воинскую элиту, чье богатство и сила очевидны по их тщательно продуманному погребальному инвентарю. Особый интерес в этом контексте представляют китайские отчеты, в которых подробно описывается общество хунну. По их мнению, население было разделено на клановые группы, которые объединялись в крупные клановые союзы. Их лидеры стояли в строгой иерархии и все находились под властью Чаньюя , командующего всей конфедерации хунну. [19]
Экономика
[ редактировать ]Конные кочевники Внутренней Азии были кочевниками-скотоводами и, вероятно, путешествовали довольно небольшими группами. Особое внимание они уделяли овцам, козам и лошадям, а в некоторых регионах и другим животным, таким как верблюд. Сельским хозяйством занималось параллельно оседлое население, но оно, вероятно, не играло важной роли. Добыча руды и обработка металлов, известные для некоторых кочевых культур, вероятно, также осуществлялись очень неуловимыми оседлыми группами. [12]
Религия и погребальные практики
[ редактировать ]Все культуры конных кочевников хоронили умерших в курганных могилах, известных как курганы . Их размеры очень разнообразны: радиус от 2 до 50 метров и высота от менее одного до более 18 метров, что, очевидно, отражает различия в социальной иерархии.
В некоторых регионах курганы окружены разного рода каменными оградками. Более или менее прямоугольные гробницы поздней тагарской культуры иногда были окружены рядом камней на краю курганного холма, который через равные промежутки разбивался более высокими камнями - позже они обычно располагались только по углам. [20] В культуре Тувы железного века некоторые, но не все курганы были окружены прямоугольной или круглой каменной стеной. Сами курганы были частично построены из земли, частично из камня, в зависимости от региона. [21]
В земле под курганом была погребена одна или (очень часто) несколько могил. Труп лежал либо в деревянной камере, либо в каменном ящике. Найденный вместе с ними погребальный инвентарь свидетельствует о том, что деревянные палаты предназначались для людей более высокого статуса. Если в погребениях бронзового века трупы обычно находились в скорченном положении, то в железном веке их обычно клали на спину. Доказательства обращения с умершими известны только на Алтае и Туве, где некоторые тела сохранились в виде ледяных мумий в вечной мерзлоте, что делает возможным детальный анализ. В этих местах перед захоронением удаляли кишки и мышцы, а образовавшиеся отверстия зашивали сухожилиями и конским волосом. Неясно, отражает ли повреждение черепа травмы, произошедшие до смерти или полученные после смерти. Ритуальную трепанацию предполагать нельзя. После удаления кишок выдающимся трупам делали татуировки и бальзамировали. Эти традиции описаны и греческим историком Геродотом. , который включил материалы о скифах к северу от Черного моря в свой труд V века до нашей эры и является основным греческим источником о скифах. Даже его сообщение о вдыхании марихуаны небольшими группами во время похорон подтверждается находками из Пазырыкских захоронений . [22] Это подтверждение не только подтверждает точность Геродота, но и указывает на культурную однородность степных народов Западной Сибири, Средней Азии и региона к северу от Черного моря. Однако великие курганы хунну представляют совершенно иную картину. Там погребальные камеры более глубокие, и доступ к ним осуществляется по пандусу. [23]
Помимо трупа в погребальных камерах находился и погребальный инвентарь, богатство которого могло сильно различаться. Рядовых конных воинов хоронили с полностью экипированным конем и оружием, женщин хоронили с конем, ножом и зеркалом. Захоронения высокопоставленных лиц были гораздо богаче. Они могли включать до двадцати пяти богато экипированных лошадей и сложную колесницу; собственно погребальная камера была построена из деревянных досок (часто лиственницы ). Труп вместе с женщиной, которая, вероятно, сопровождала его в смерти, лежал одетый в длинном гробу из ствола дерева . В Ноин-Уле в Монголии вместо самой женщины хоронили женские косы. [24] Выдающимися примерами курганов являются некрополи Пазырык на Алтае, Ноин-Ула в Монголии и Аржан в Туве , где органические вещества сохранились благодаря вечной мерзлоте. Так, были найдены также войлочные ковры, украшавшие внутренние стены погребальной камеры, украшавшие седла и различные виды одежды. Хотя многие крупные курганы были разграблены грабителями могил, до сих пор сохранились исключительные примеры, в том числе бесчисленные золотые предметы.
Ввиду общего отсутствия письменных источников исследования религии степняков основываются на параллелях с более поздними народами и на самих археологических находках. Погребальная обрядность не оставляет сомнений в вере в загробную жизнь, в которой умершие нуждались в тех же материальных благах, что и при жизни – отсюда и их погребение вместе с ними.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беднарик, Роберт Г. (2013). «Плейстоценовое палеоискусство Азии» . Искусство . 2 (2): 46–76. дои : 10.3390/arts2020046 .
- ^ «Культура Дзёмон и заселение Японского архипелага: достижения в области морфометрии и древней ДНК» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 г. Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Шмидт, Сегучи (31 августа 2013 г.). «Культура Дзёмон и заселение Японского архипелага» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 января 2023 года.
- ^ Токунага, Кацуши; Охаси, Джун; Баннаи, Макото; Джуджи, Такео (сентябрь 2001 г.). «Генетическая связь между азиатами и коренными американцами: данные генов и гаплотипов HLA». Иммунология человека . 62 (9): 1001–1008. дои : 10.1016/S0198-8859(01)00301-9 . ПМИД 11543902 .
- ^ В.В. Питулько, П.А. Никольский, Е.Ю. Гиря, А.Е. Басилян, В.Е. Тумской, С.А. Кулаков, С.Н. Астахов, Е.Ю. Павлова, М.А. Анисимов, «Янский участок RHS: Люди в Арктике до последнего ледникового максимума». Наука , 2 января 2004 г., № 303, стр. 52–56.
- ^ Z.A. Abramova, 1962
- ^ Датировки в этом и последующих разделах соответствуют Parzinger 2006.
- ^ Кики Нэслунд, Краткое изложение сибирской предыстории и культур. Архивировано 26 июня 2021 г. на Wayback Machine - Academia.edu.
- ^ B. F. Saibert: Eneolit Uralo-Irtyschskogo meschduretschja. Petropawlowsk 1993
- ^ «Чича, Западная Сибирь: укреплённое поселение поздней бронзы/раннего железного века в лесостепной зоне» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 15 ноября 2017 г. с библиографией
- ^ Ханьшу , глава 96.2
- ^ Перейти обратно: а б Роман Кенк: Могильные находки скифского периода из Тувы, Южная Сибирь. Материалы для общей и сравнительной археологии, Том 24. Ч. Бек, Мюнхен, 1986 г. ISBN 3-406-31614-X , С. 98 ф.
- ^ A. D. Zybiktarow: Kultura plitotschnych mogil Mongolii i Sabaikalja. Ulan-Ude 1998
- ^ Парцингер 2006, стр. 191, 197
- ^ Парцингер 2006, с. 255
- ^ Rudenko 1969, p. 22 ff.
- ^ Парцингер 2006, с. 659 и далее. и 790 и далее.
- ^ "Изображение" . Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 16 ноября 2017 г.
- ^ Rudenko 1969, pp. 58 ff.
- ^ Н. Л. Щеленова: "Тагарская культура". В: М.Г. Мошкова: Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. Москва, 1992, с. 206 и сл., особенно табл. 90–92
- ^ Роман Кенк: Находки могил скифского периода из Тувы, Южная Сибирь. Материалы для общей и сравнительной археологии, Том 24. Ч. Бек, Мюнхен, 1986 г. ISBN 3-406-31614-X , стр. 44 и далее.
- ^ Геродот, Истории 4.74–75.
- ^ Rudenko 1969, pp. 11 ff.
- ^ Rudenko 1969, Tab. LI
Литература
[ редактировать ]- Честер С. Чард : Северо-Восточная Азия в предыстории. Издательство Висконсинского университета, Мэдисон, 1974 г. ISBN 0-299-06430-1 (Краткий обзор)
- Михаил Гряснов: Южная Сибирь. Мировая археология. Нагель, Генф 1970 (Из медного века)
- Карл Йеттмар: Ранние степные народы. Евразийский звериный стиль. Происхождение и социальное происхождение. Холле, Баден-Баден, 1964 г.
- Владимир Иванович Матющенко: Древняя история Сибири Omsk 1999 ISBN 5-7779-0135-2 (Владимир Иванович Матющенко: Древняя история Сибири. ) (Общий обзор на русском языке)
- М. Г. Мошкова (Ed.): Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Moskau 1992. ISBN 5-02-009916-3 (обсуждаются степняки Южной Сибири и Монголии)
- Герман Парцингер : Ранние народы Евразии. От неолита до средневековья. Историческая библиотека Фонда Герды Хенкель, Том 1 Бек, Мюнхен, 2006 г. ISBN 978-3-406-54961-8 (Подробный обзор)
- С.И. Руденко: Культура сюнну и курганы Ноин Улы. Antiquitas, серия 3, том 7. Рудольф Хабельт, Бонн, 1969 г.