Радимичи
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Радимичи Радимичи ( белорусский : Радимичичи , русский : Радимичи , украинский : Радимичи и польский : восточнославянское ) — (также Радимичи ) племя последних нескольких веков I тысячелетия, населявшее верхние восточные части Днепра вниз по Сожу и ее притоки. Название, вероятно, происходит от имени праотца племени – Радима. По русскому летописному преданию, «...но были радимичи из рода Лехитов , которые пришли и поселились здесь и платили дань Руси , и повозку возили до наших дней» (повозка — вид налога для право иметь своего принца). Однако в научной литературе нет единого мнения по поводу этнической принадлежности радимичей. Археологические данные свидетельствуют о том, что это племенное объединение имело смешанное славяно-балтийское происхождение.
Радимичи жили в междуречье верхних рек Днепра и Десны по Сожу и его притокам (юг Витебской , восток Могилёвской и Гомельской областей современной Белоруссии , запад Брянской и юго-запад Смоленской областей). Современной России Письменные сведения о Радимичах относятся к периоду с 885 по 1169 год.
История
[ редактировать ]Земли Радимичей были удобно связаны с центральными районами Киевской Руси водным путем . В XI и XII веках у Радимичей было несколько известных городов: Гомей (нынешний Гомель ) и Чечерск на реке Сож , Вщиж на реке Десне , Воробьин, Ропейск и другие. Семилучевые височные украшения из бронзы или серебра представляют собой специфическую этническую черту радимичей IX-XI веков.
О Радимичах сведений мало. По сообщению Нестора Летописца , племя радимичей «вышло из ляхов » или после завоевания Владимиром Великим вошло в состав рода ляхов ( лечитов , см. лендийцы ) и обитало в районах реки Сож. По преданию, зафиксированному Нестором, их название происходит от имени праотца племени Радима, который был одним из братьев Лях, другой — вятко, от которого произошли вятичи . [ 1 ]
Историкам известно, что в середине 9 века они платили дань хазарам . В 885 году Радимичи были завоеваны князем новгородским Олегом и вошли в состав Киевской Руси . В 907 году Радимичи упоминаются в составе войска Олега в его военном походе против Византийской империи . В 984 году радимичи попытались оторваться от Киевской Руси, но были разбиты на реке Песчан Владимира Великого полководцем Волчьим Хвостом («Волчьим хвостом»). [ 1 ] не было упоминаний о племени С тех пор в летописях . Они продолжали жить на своей земле, постепенно ассимилируясь с соседними племенами и народами и образуя белорусскую народность . Впоследствии земли Радимичей вошли в состав Черниговского и Смоленского княжеств .
В « Первой летописи » записано, что радимичи, вятичи и северяне «имели одни и те же обычаи», все вели буйный образ жизни, «сжигали умерших и сохраняли прах в урнах, поставленных на столбах у больших дорог», и не вступали в моногамные браки, но вместо этого практиковали полигамию , в частности полигинию . [ 1 ] [ 2 ]
Последний раз Радимичи упоминаются в летописи в 1169 году.
Источник
[ редактировать ]В «Повести временных лет» рассказывается о лехитском происхождении радимичей: «…радимичи бо… из лечитов» и «Бывшие радимичи из рода лечитов ; до того ты всемогущ и дань России платишь». [ 3 ] Эти слова летописца оказали большое влияние на многих исследователей. Средневековые польские летописцы — Ян Длугош , Мацей Стрийковский и другие, а также историки XVIII и XIX веков безоговорочно признавали польское происхождение радимичей.
А. А. Шахматов пытался подкрепить Летописное сообщение о лечитском происхождении радимичей лингвистическими данными, ссылаясь на то, что Радимичский район теперь принадлежит территории белорусского языка , в котором много совпадений с польским. [ 4 ]
Однако Е. Ф. Карский выступил против теории лечитского происхождения радимичей, показав самостоятельное развитие тех особенностей белорусского языка, которые сближали его с польским. [ 5 ] По мнению Карского, летопись ляшского происхождения радимичей указывает не на то, что они были ляшским племенем, а на то, что они переселились в Сож из более западных областей, где соседствовали с ляшскими племенами. Это мнение поддержал и Любор Нидерле , рассматривавший бассейны Буга и Наревы . [ 6 ]
Предпринимались неоднократные попытки определить ареал прихода радимичей в Сож путем картирования топонимов с основанием рад- . Однако подобные топонимы, по-видимому, происходят от антропонима Радим , распространенного на гораздо большей территории, чем определяемые регионы.
На основе данных гидронимики удалось установить некоторое сходство между гидронимами Посожья и гидронимами небольшого участка Верхнего Поднестровья . Именно район Верхнего Днестра, по мнению некоторых историков, является территорией, откуда радимичи переселились в бассейн Сожа. [ 7 ]
Связь радимичей с дорадимичским населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах , позволяет предположить, что пришлые славяне ощутили здесь влияние балтийского населения. Также можно сделать предположение о малочисленности пришлых славян.
В. В. Иванов и В. Н. Топоров сопоставили основу этнонима радимичи с иранско-скифской основой радам- от иранского фратама- < *пратама- "первый", употреблявшийся в скифских царских именах (' Радам-фурт- , Радам-сад- , Радам-ас- , Радам-мизда- и т. д.). [ 8 ] Г. В. Вернадский вывел имя радимичи от осетинского : рад - "порядок", "линия", осетинского : радомун, радэмун - "подчинить", "завоевать". [ 9 ] Г. А. Хабургаев считал, что термин «радимичи» образовался от исторически более раннего названия балтийской этнической общности, славянизированной к IX-X векам. [ 10 ]
Летопись повествует о происхождении радимичей от легендарного человека Радима : «…Радимичи Бо и вятичи от поляков. Ибо 2 брата в шнурках, Радим, а другой вятко, и седой Радим пришли в Сжю, и назывались Радимичи...». [ 11 ] Некоторые современные авторы считают, что эта легенда отражает библейское мировоззрение автора, а не реальный исторический факт. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сэмюэл Хаззард Кросс и Ольгерд П. Шербовиц-Вецор (1953). Русская Первичная Летопись. Лаврентьевский текст (PDF) . Кембридж, Массачусетс, Средневековая академия Америки. стр. 37–38, 56, 61, 64, 96.
- ^ Ева Левин (1995). Секс и общество в мире православных славян, 900–1700 гг . Издательство Корнельского университета. стр. 41–42. ISBN 9780801483042 .
- ^ Повесть временных лет. - М., 2002. - С. 27.
- ^ Шахматов А.А. Древнейшие судьбы русского племени. - Пг., 1919. - С. 25, 37-39.
- ^ Karsky EF Belarusians. - V. 1-3. - Moscow, 1955-1956. — S. 71, 72.
- ^ Нидерле Л. Славянские древности - первоначальная территория Радимичей. - М., 1956. - С. 160-162.
- ^ - М., 1970. - С. 142-143.
- ^ Иванов В.В .; Топоров В.Н. (1980). «О древнеславянских этнонимах (Основные проблемы и перспективы)». Киев: Славянские древности (Этногенез. Материальная культура Древней Руси). п. 32.
- ^ Vernadsky G.V. (1996). Ancient Russia . Tver—M.: Lean, Agraf. pp. 323, 418, 448.
- ^ Хабургаев Г.А. Этнонимика «Повести временных лет». - М., 1979. - С. 196-197.
- ^ Повесть временных лет. - М., 2002. - С. 28.
- ^ Пилипенко М.Ф. Возникновение Беларуси: новая концепция. - Мн., 1991. - С. 34.
В данную статью включен контент, взятый из Большой советской энциклопедии 1969–1978 годов, частично находящейся в открытом доступе .