Slutsk-Kletsk Yeshiva
Kletsk-Slutsk Yeshiva Из более громкого дерева жизни | |
---|---|
![]() Здание Ишивы в Клетке, 2009 | |
Расположение | |
![]() | |
Координаты | 53 ° 06′N 26 ° 36′E / 53,1 ° N 26,6 ° E |
Информация | |
Религиозная принадлежность (и) | Ортодоксальный иудаизм |
Учредил | 1897 |
Основатель | Раввин Яаков Довид Уилловский |
Закрыто | в 1941 |
Факультет | Раввин Иссер Залман Мельцер Раввин Аарон Котлер |
Зачисление | 260 (ок. 1939) |
Diplutsk ( иврит : ח חים דסלאצק , разговорной известный как Slutsk-Kletsk православным евреем в . иешивой Европе Yeshivah מתיבתא רבתא ) был Mesivta Rabsa eitz Chaim Польская Республика , в 1897 году. Ишива была основана Ридвазом и , как известно, во главе с раввином Иссессером Залманом Мельцером и раввином Аароном Котлером .
Slutsk Годы
[ редактировать ]Иешива была основана в 1897 году раввином Яаковом Довидом Уилловским, известным как Ридваз , который был раввином из Слутской , в попытке бороться с влиянием Маскилима в его городе. [ 1 ] Он спросил раввина Носсона Цви Финкеля («Рельз Слабодки»), который был Рош Ишивой из Слабодки Ешивы , чтобы отправить ему студентов, чтобы начать с Ишивы. Альт сразу же выбрал четырнадцать из своих лучших учеников, чтобы пойти в Слутску. Среди группы были раввин Иссер Залман Мельцер , который станет Рош Ишивой; Раввин Песач Проскин ; [ А ] Раввин Элизер Иегуда Финкель ; Раввин Реувен Кац ; Раввин Альтер Халеви Шмуэлевиц; Раввин Йосеф Конвиц; Раввин Моше Йом Тов Вахтфогель; Раввин Шломо Йехуда Лейб плутцник; и раввин Ицхак Рубинштейн. В течение следующих пяти лет Ешива стала одним из самых уважаемых иешивов в мире. [ 3 ] В 1903 году, уходя из Ридваза из Слютска, раввин Мельцер был назначен раввином города. [ 4 ] [ 5 ]
В 1914 году дочь раввина Мельтцера, Чана Перель, вышла замуж за Ахарона Котлера , студента позади Слабодки . После свадьбы раввин Котлер присоединился к раввину Мельтцеру в Слутске, где он стал Ребеби (учитель Торы ) из продвинутых учеников Ешивы. [ 6 ] Вскоре он стал более вовлеченным в ешиву и общину, помогая своему тему во всех аспектах. [ 7 ]
Позже в том же году вспыхнула Первая мировая война, и Ешива в финансовом отношении попала в тяжелые проливы. Раввин Мельцер был вынужден предотвратить много внимания от преподавания до сбора средств, оставив раввина Котлера в качестве единственного Рош Ишивы. Сама война достигла шлюшки с бомбами, взрывающимися на улицах, но иешива продолжалась, и раввин Котлер давал много часовых шииуримов (классы). [ 8 ]
Коммунистическая революция
[ редактировать ]С русской революцией в 1917 году все религиозные учреждения были запрещены, а раввин Мельцер был арестован много раз, в результате чего раввин Котлер снова в качестве Рош Ешивы. [ 9 ] Тем не менее, иешива оставалась в Slutsk еще четыре года под коммунистическим правлением. Затем раввин Котлер убедил раввина Мельтцера, что Ешива должен сбежать в польский город Клетк , где религия была законной.
Чат
[ редактировать ]В 1921 году раввин Котлер и 50 студентов сумели пересечь российско-полистскую границу для Клетка; (Раввин Мельцер остался в Слютке, потому что он чувствовал, что не может оставить там еврейскую общину, поскольку он также служил сообществом раввина). Ешива поселилась в коммунальной собственности, которую они вскоре перешли. Поэтому раввин Котлер собрал средства для строительства нового здания. Краеугольный камень был заложен в 1927 году, и, несмотря на недостаточно денег, чтобы построить все здание, строительство продолжалось, и Ешива согласилась накопить большой долг. В 1929 году здание было завершено, и праздничный Chanukas Habayis был проведен (посвящение здания). Раввин Мельцер, который с тех пор переехал в Палестину , вернулся в Европу на празднование. Празднование было огромным, участники заполняли окружающие улицы нового здания Ешивы. Многие щедро пожертвовали, и долг вскоре был выплачен. [ 10 ] В начале Второй мировой войны Йешива насчитывала двести шестьдесят студентов. [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в 1939 году Клетк подпал под советским правилом, и Ешива снова столкнулась с угрозой антирелигиозного коммунистического правительства. Тем не менее, как и в Slutsk, Ешива оставалась открытой с полным графиком обучения, хотя многие студенты ушли на дом. Однако раввин Котлер понял, что его жизнь находится в опасности, не только для управления религиозным учреждением, но и из -за его незаконного побега из России девятнадцать лет назад, и поэтому он сбежал в независимую Литву с планами только временно остаться там, прежде чем сбежать из региона хороший. В Вильнии , раввин Котлер встретился с раввином Хаим Озер Гродсенски , который сказал, что вся иешива должна покинуть Польшу и приехать в Литву. [ 12 ] Раввин Котлер отправил своим ученикам сообщение. Две ночи спустя, сто пятьдесят пятьдесят оставшихся студентов сбежали в Баранович . Оттуда они ездили на поезде в Вильний, где они воссоединились со своей Рош Ешивой. Затем они вновь открыли иешиву в деревне Джонава на окраине Каунас. [ 13 ] В 1940 году Советы аннексировали Литву и боясь, иешива разделена на три группы (чтобы затруднить уничтожение всей Ешивы). [ 14 ] Раввин Котлер сбежал из Европы в 1941 году и вскоре поселился в Соединенных Штатах, где он стал Рош Ишивой Бет Медраш Говоха . [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя в это время он пришел в студентку, раввин Прускин позже вернулся после его брака и стал Машгиахом Ручани из Ишивы Ручани [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Paretzky, Zev T. (1996). Водохранилища веры: иешива на протяжении веков . Фельдхайм. ISBN 978-0-87306-779-9 .
- ^ «В этот день в истории - 11 Чешван/4 ноября - Hamodia Eistish and Israel News» . Hamodia.com . Получено 11 ноября 2021 года .
- ^ Pekier, Rabbi Alter (1995). Реб Аарон (сокращенное изд.). Лейквуд, Нью -Джерси: издатели СНГ. С. 35–37.
- ^ Pekier, Rabbi Alter (1995). Реб Аарон (сокращенное изд.). Лейквуд, Нью -Джерси: издатели СНГ. п. 37
- ^ Закон, раввин Нахман (июнь 2003 г.). Еврейский опыт- 2000 лет: коллекция значительных событий (второе изд.). Бруклин, Нью -Йорк: Shaar Press. п. 165. ISBN 1-57819-496-2 .
- ^ Pekier, Rabbi Alter (1995). Реб Аарон (сокращенное изд.). Лейквуд, Нью -Джерси: издатели СНГ. С. 38, 39.
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Издательская компания Нью -Йорка. п. 34. ISBN 1881939154 .
- ^ Pekier, Rabbi Alter (1995). Реб Аарон (сокращенное изд.). Лейквуд, Нью -Джерси: издатели СНГ. С. 39, 40.
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Издательская компания Нью -Йорка. п. 37. ISBN 1881939154 .
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Издательская компания Нью -Йорка. С. 40–49. ISBN 1881939154 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Вейн, Берел (октябрь 1990). Триум выживания . Бруклин, Нью -Йорк: Shaar Press. п. 144. и 1-4226-1514-6 .
- ^ Вейн, Берел (октябрь 1990). Триум выживания . Бруклин, Нью -Йорк: Shaar Press. п. 355. ISBN 1-4226-1514-6 Полем
Многие из основных иешивов, такие как Мир, Кетцк, Каминец, Баранович и другие, тайно пересекли границу ....
- ^ Pekier, Rabbi Alter (1995). Реб Аарон (сокращенное изд.). Лейквуд, Нью -Джерси: издатели СНГ. С. 84–89.
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Издательская компания Нью -Йорка. С. 57–65. ISBN 1881939154 .