протрава
Протрава красителей или фиксатор красителя — это вещество, используемое для закрепления (т. е. связывания) на тканях. Он делает это путем формирования координационного комплекса с красителем, который затем прикрепляется к ткани (или тканям). [1] Его можно использовать для окрашивания тканей или для усиления пятен на препаратах клеток или тканей . Хотя протравы все еще используются, особенно мелкими партиями красителей, в промышленности они в значительной степени вытеснены прямыми красителями . [2]
Термин «протрава» происходит от латинского mordere — «кусать». Раньше считалось, что протрава помогает красителю «въеться» в волокно, чтобы оно прочно держалось во время стирки. Протрава часто представляет собой поливалентного металла ион , одним из примеров является хром (III). [3] Образующийся координационный комплекс красителя и иона является коллоидным и может быть как кислым , так и щелочным .
Обычные красящие протравы
[ редактировать ]Протравы включают дубильную кислоту , щавелевую кислоту , [4] квасцы , хромо-алюминиевые квасцы хлорид натрия и некоторые соли алюминия , , хрома , меди , железа , йода калия натрия , , , вольфрама и олова .
Йод часто называют протравой при окраске по Граму , но на самом деле он является улавливающим агентом. [3]
Методы окрашивания
[ редактировать ]Для протравливания используются три метода:
- Предварительная протравка (хромирование): Основание обрабатывается протравой, а затем красителем. На волокне образуется комплекс протравы и красителя.
- Метапротравка (метахром): Протрава добавляется в ванну с красителем. Этот процесс проще, чем предварительное или постпротравливание, но применим лишь к некоторым красителям. Протрава красная 19, показанная выше, наносится таким образом.
- Постмордирование (послехромирование): окрашенный материал обрабатывается протравой. На волокне образуется комплекс протравы и красителя.
Тип используемой протравы влияет на оттенок , получаемый после окрашивания, а также влияет на стойкость красителя. На применение протравливания, как метода предварительной, мета-протравливания, так и последующего протравливания, влияют:
- Действие протравы на основание: если методы протравки и окраски суровые (например, кислая протрава с кислотным красителем), предварительная или постпротравливающая обработка ограничивает возможность повреждения основания.
- Стабильность протравы или лака красителя, или того и другого: образование стабильного лака красителя означает, что протраву можно добавлять в краситель без риска потери свойств красителя (метапротравка).
Результаты окрашивания также могут зависеть от выбранной протравы, поскольку введение протравы в краситель окажет заметное влияние на конечный цвет. Каждый краситель может по-разному реагировать на каждую протраву. Например, кошениль алый, или голландский алый, как его стали называть, использовал кошениль вместе с оловянной протравой для создания яркого оранжево-красного цвета. [5]
Остатки протравы железа могут повредить или выцветить ткань, вызывая «гниль красителя». [6]
Озеро Дай
[ редактировать ]Красящее озеро представляет собой нерастворимый комплекс, образующийся при объединении красителя и протравы, который затем прикрепляется к основе. Протравы повышают стойкость красителя, поскольку краситель с более высокой молекулярной массой теперь связан с волокном. [3]
Тип используемой протравы может изменить цвет как раствора красителя с протравой, так и повлиять на оттенок конечного продукта.
Шерсть
[ редактировать ]В отличие от хлопка, шерсть очень восприимчива к протравам. Благодаря своей амфотерной природе шерсть может с одинаковой эффективностью поглощать кислоты и основания. Когда шерсть обрабатывается солью металла, соль гидролизуется на кислотный и основной компонент. Основной компонент абсорбируется по группе –СООН, а кислотный компонент удаляется во время стирки. Шерсть также имеет тенденцию впитывать мелкие осадки из растворов; они прилипают к поверхности волокон, а частицы красителя, прикрепленные к этим загрязнениям, приводят к плохой устойчивости к истиранию.
Шелк
[ редактировать ]Как и шерсть, шелк также амфотерен и может поглощать как кислоты, так и основания. Однако шерсть содержит тиогруппы (-SH) цистина аминокислоты , которые действуют как восстановитель и могут восстанавливать шестивалентный хром дихромата калия до трехвалентной формы. Трехвалентный хром образует комплекс с волокном и красителем. Поэтому дихромат калия не может эффективно использоваться в качестве протравы.
Ткани животных и растений
[ редактировать ]В гистологии протравы незаменимы для закрепления красителей на тканях для микроскопического исследования .
Методы нанесения протравы зависят от желаемого пятна и исследуемых тканей; При необходимости используются методы предварительной, мета- и последующей проморивания.
Наиболее часто используемым красителем, используемым в диагностической гистологии тканей животных, является гематоксилин Харриса как часть окраски гематоксилином и эозином (H&E) .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИЮПАК , Сборник химической терминологии , 2-е изд. («Золотая книга») (1997). Исправленная онлайн-версия: (2006–) « Протрава ». дои : 10.1351/goldbook.M04029
- ^ Голод, Клаус; Мишке, Питер; Рипер, Вольфганг; Чжан, Шуфэнь} (8 марта 2019 г.). Азокрасители, 5. Проявляющие красители . Вайнхайм, Германия: Wiley-VCH Verlag GmbH & Co. KGaA. стр. 1–19. дои : 10.1002/14356007.o03_o09.pub2 . ISBN 9783527306732 . OCLC 46878292 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Ллевеллин, Брайан Д. (май 2005 г.). «Теория пятен - Как действуют протравы» . Архивировано из оригинала 20 мая 2016 года.
- ^ Фон Вагнер, Рудольф (1897). Руководство по химической технологии . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания, с. 499.
- ^ Фиппс, Елена (2010). Кошениль красный. История искусства цвета , стр. 34. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. ISBN 978-0-300-15513-6 .
- ^ «История лоскутного одеяла — информационный сайт об старинных одеялах и винтажном текстиле, включая статьи и интерактивный чат» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2012 г. Проверено 29 января 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьюкенен, Рита (1999). Сад ткача: выращивание растений для получения натуральных красителей и волокон . Курьерская корпорация. ISBN 9780486407128 .
- Барбер, EJW (1991). Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзового века с особым упором на Эгейское море . Издательство Принстонского университета. ISBN 069100224X .