McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD
F-15 STOL/MTD / Исследовательский самолет НАСА NF-15B | |
---|---|
F-15 АКТИВЕН в 1997 г. | |
Роль | Демонстратор технологий и исследовательский самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Макдоннелл Дуглас |
Первый полет | 7 September 1988 (STOL/MTD) [1] |
Ушедший на пенсию | 15 August 1991 (STOL/MTD) 30 января 2009 г. |
Статус | Ушел из НАСА и из военной службы. |
Основные пользователи | ВВС США НАСА |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Макдоннелл Дуглас F-15 Игл |
Карьера | |
Регистрация | НАСА 837 |
Серийный | ВВС США серийный номер 71-0290 |
McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD (демонстратор технологий короткого взлета и посадки/маневрирования) представляет собой модифицированный F-15 Eagle . Разработанный как демонстратор технологий, F-15 STOL/MTD провел исследования по изучению влияния вектора тяги и повышенной маневренности. В проекте использовался предсерийный самолет TF-15A (F-15B) № 1 ( серийный номер USAF 71-0290 ), первый двухместный F-15 Eagle, построенный компанией McDonnell Douglas (из 2 прототипов). [2] ), шестой F-15, сошедший с конвейера, и самый старый F-15, летавший до выхода на пенсию. Он также использовался в качестве испытательного стенда авионики для программы F-15E Strike Eagle . [3] Самолет был предоставлен НАСА в аренду у ВВС США .
Этот же самолет позже будет использоваться в F-15 ACTIVE («Передовая технология управления для интегрированных транспортных средств») с 1993 по 1999 год, а затем в программах интеллектуальной системы управления полетом с 1999 по 2008 год.
самолета В НАСА бортовой номер был 837. [4] Сейчас самолет выставлен на авиабазе Эдвардс. [5]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1975 году Исследовательский центр Лэнгли начал проводить спонсируемые программы по изучению двумерных сопел с регулируемым вектором тяги; [6] : 44 Государственные и отраслевые исследования неосесимметричных двумерных (2-D) сопел в начале 1970-х годов выявили значительную выгоду от концепций двумерных сопел с вектором тяги. [6] : 192
В 1977 году Лэнгли вместе с Макдоннелл Дуглас начал исследование системной интеграции вектора тяги, реверса тяги и двумерных сопел на F-15. В 1984 году Лаборатория динамики полета Подразделения авиационных систем ВВС заключила контракт с McDonnell Douglas на перспективную разработку экспериментального самолета STOL/MTD. [6] : 192
Самолет, используемый в программе STOL/MTD. [7] с момента успешного завершения программы STOL/MTD в 1991 году совершил несколько полетов, в которых использовалось управление вектором тяги и носовая часть «утка» для улучшения характеристик на малых скоростях. На этом самолете были испытаны высокотехнологичные методы эксплуатации с короткой взлетно-посадочной полосы. Этот F-15 был частью усилий по улучшению ABO (работоспособности авиабазы), выживаемости боевых самолетов и боеспособности на атакованных аэродромах.
F-15 STOL/MTD тестировал способы посадки и взлета с мокрых, поврежденных бомбами взлетно-посадочных полос. В самолете использовалась комбинация реверсивной тяги двигателя, реактивных сопел, отклоняющихся на 20 градусов, и носовой части «утка». В 1988 году на F-15 были установлены сопла вектора тангажа/реверса и носовая часть утка. [ нужна ссылка ] НАСА приобрело самолет в 1993 году и заменило двигатели на двигатели Pratt & Whitney F100-229 с соплами с вектором тангажа/рысканья. [8] Носовая часть «утка» была заимствована из F/A- 18 стабилизаторов .
До 15 августа 1991 г. [6] : 194 Когда компания McDonnell Douglas завершила свою программу после выполнения поставленных задач, самолет F-15 STOL/MTD достиг впечатляющих результатов:
- Демонстрация векторного взлета с вращением на скорости всего 42 миль в час (68 км/ч). [6] : 194
- Уменьшение разбега при взлете на 25 процентов. [6] : 193
- Посадка на взлетно-посадочной полосе длиной всего 1650 футов (500 м) по сравнению с 7500 футов (2300 м) у стандартного F-15. [6] : 193
- Реверс тяги в полете для быстрого торможения. [6] : 194
Дальнейшие модификации
[ редактировать ]В 1990-х годах тот же планер F-15 (серийный номер ВВС США 71-0290) был дополнительно модифицирован (утки и сопла были сохранены) для программы ACTIVE («Усовершенствованная технология управления для интегрированных транспортных средств»), в которой использовались сопла балансира тангажа/рысканья. (P/YBBN) и расширенное программирование логики управления. В конфигурации ACTIVE он также использовался в программе LANCETS («Влияние подъемной силы и смены сопла на хвостовой удар»), в которой расчетные параметры сверхзвуковой ударной волны сравнивались с измеренными в полете. Летные испытания ЛАнцЕТа завершились в декабре 2008 года. [9] F-15 ACTIVE просуществовал с 1993 по 1999 год.
Позже самолет будет использоваться в программе F-15 IFCS ( Интеллектуальная система управления полетом ) с 1999 по 2008 год. Самолет также использовался для проекта демонстрации и сертификации космического базирования в рамках программы Exploration Communications and Navigation Systems (SBRDC/ ECANS) с 2006 по 2007 год, программа High Stability Engine Control (HISTEC) и High-Speed Research Acoustics в 1997 году. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (F-15 АКТИВ)
[ редактировать ]Данные НАСА. [10]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Грузоподъемность: 17 000 фунтов (7 112 кг)
- Длина: 63 фута 8 дюймов (19,42 м), без учета носовой стрелы для летных испытаний.
- Размах крыльев: 42 фута 10 дюймов (13 м)
- Рост: 18 футов 6 дюймов (5,64 м)
- Площадь крыла: 608 кв. футов (56,5 м 2 )
- Пустой вес: 35 000 фунтов (15 876 кг)
- Полная масса: 47 000 фунтов (21 319 кг)
- Запас топлива: 11 520 фунтов (5 225 кг) (около 1700 галлонов)
- Размах горизонтального хвостового оперения: 28,2 футов (8,60 м)
- Размах утки: 25,6 футов (7,80 м)
- Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney F100 -PW-229, оснащенные соплами Pratt & Whitney P/YBBN с трехмерным вектором тяги 20 градусов, тяга 17 800 фунтов силы (79 кН) каждый всухую, 29 000 фунтов силы (130 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1522 миль в час (2450 км/ч, 1323 узла)
- Максимальная скорость: 2,0 Маха.
- Практический потолок: 60 000 футов (18 288 м)
В популярной культуре
[ редактировать ]Патлабор 2: Фильм
[ редактировать ]В сцене из анимационного фильма 1993 года Patlabor 2: The Movie , действие которого происходит в 2002 году, две пары самолетов взлета и посадки F-15 (полеты «Wizard» и «Priest») поднимаются в воздух, чтобы перехватить полет трех незаконных F- 16Js (полет «Виверн»).
Туз Бой
[ редактировать ]Во многих играх серии видеоигр Ace Combat F-15 STOL/MTD используется как разблокируемый самолет игрока, а также является самолетом, который выбрали некоторые антагонисты. В Ace Combat Zero: The Belkan War команда Волшебников управляет восемью самолетами взлета и посадки F-15. Вымышленная модернизированная версия F-15S/MT Eagle+ используется Абиссалом Дисионом, главным антагонистом Ace Combat 3: Electrosphere .
Проект Вингман
[ редактировать ]Самолет появляется в видеоигре Project Wingman под названием F/S-15. Он используется как союзными, так и вражескими отрядами и может быть разблокирован игроком.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дженерал Дайнемикс Х-62 ВИСТА
- Исследовательская машина с высоким альфа-исследованием
- Роквелл-МББ X-31
- Сухой Су-37
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Боинг: История – Хронология – 1988 – 1992» . Боинг. в. 2010. Архивировано из оригинала 12 мая 2010 года . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «Информационные бюллетени: МАКДОННЕЛЛ ДУГЛАС F-15A» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ↑ Описание самолета . Архивировано 25 октября 2012 г. в Wayback Machine NASA, 19 апреля 2010 г.
- ^ «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: Исследовательский самолет NF-15B» . НАСА . 28 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 г. . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ «НФ-15Б» . База данных исторических маркеров . 11 августа 2018 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чемберс, Джозеф Р. (2000). «Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle» (PDF) . Партнеры по свободе: вклад Исследовательского центра Лэнгли в развитие военных самолетов США 1990 года . Серия историй НАСА. НАСА . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ «Акронимы AFRL» . Научно-исследовательская лаборатория ВВС . ВВС США. Архивировано из оригинала 13 сентября 2010 года . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ F-15 ACTIVE (коллекция графики), Драйден : НАСА , заархивировано из оригинала 19 февраля 2003 года .
- ^ «Sonic Solutions» , Aviation Week и Space Technology , с. 53, 5 января 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: Исследовательский самолет NF-15B» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Архивировано из оригинала 20 июля 2015 года . Проверено 20 октября 2014 г.
- Самолеты мира: Полное руководство .