Дайсё


Дайсё . ( 大小 , дайсё ) — «большой и маленький» [ 1 ] — японский термин, обозначающий пару традиционных японских мечей ( нихонто ), которые носили самураи в феодальной Японии .
Этимология слова дайсё термины дайто , означающий длинный меч, и сёто становится очевидной, когда используются , означающий короткий меч; дайто + сё то = дайсё . [ 2 ] Дайсё кошираэ обычно изображается в виде катаны и вакидзаси (или танто ), установленных в одинаковых вместе , но изначально дайсё представляло собой ношение любой длинной и короткой катаны . [ 3 ] Пара катана/вакизаси — не единственная комбинация дайсё, поскольку, как правило, любой более длинный меч в паре с танто считается дайсё . Со временем Дайсё стало означать два меча с одинаковым набором деталей . У дайсё также могли быть одинаковые клинки, изготовленные одним и тем же кузнецом , но на самом деле это было редкостью и не обязательно для того, чтобы два меча считались дайсё , поскольку для самурая это было бы дороже. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Концепция дайсё возникла из сочетания короткого меча с любым длинным мечом, который носили в определенный период времени. Тати называемой будет сочетаться с танто , а позже катана будет сочетаться с другой, более короткой катаной, чиисагатана . С появлением катаны самураи вместо в конечном итоге выбрали вакидзаси в качестве короткого меча танто . Канзан Сато в своей книге « Японский меч » отмечает, что, похоже, не было особой необходимости в вакидзаси , и предполагает, что вакидзаси, возможно, стали более популярными, чем танто, поскольку вакидзаси больше подходили для боев в помещении. Он упоминает об обычае оставлять катану у дверей замка или дворца при входе, продолжая носить вакидзаси внутри. [ 8 ]

Дайсё , возможно, стал популярным примерно в конце периода Муромати (1336–1573 гг.). [ 4 ] поскольку несколько ранних примеров датируются концом 16 века. [ 9 ] Указ 1629 года, определявший обязанности самурая, требовал, чтобы дайсё носили при исполнении служебных обязанностей. [ 10 ] В 1683 году ношение дайсё было ограничено классом самураев и стало символом их ранга. [ 11 ] Самураи могли носить декоративные мечи в повседневной жизни, но сёгунат Токугава регулировал внешний вид мечей для официальной одежды, например, когда самураи приходили в замок. Дайсё для формального наряда ограничивалось ножнами сплошного черного цвета, рукоятью, обвитой нитью, и рукоятью, обтянутой кожей белого ската. [ 12 ]
Согласно большинству традиционных школ кендзюцу только один меч дайсё . , в бою использовался Однако в первой половине 17 века знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси пропагандировал использование одноручного хвата, позволявшего использовать оба меча одновременно. Эта техника, называемая нитокэн , является основным элементом Нитен Ичи-рю, основанного Мусаси. стиля фехтования [ 13 ]
В период Мэйдзи в 1871 году был принят указ, отменяющий требование ношения дайсё самураями, а в 1876 году ношение мечей в общественных местах большей частью населения Японии было запрещено; так закончилось использование дайсё как символа самурая. Класс самураев был упразднен вскоре после запрета меча. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Дайсё , черные вощеные ножны. XIX век, период Эдо. Токийский художественный музей Фудзи .
-
XIX век, период Эдо. Токийский национальный музей.
-
Античный японский (самурайский) дайсё , демонстрирующий соответствующий набор ездовых животных ( коширэ ) .
-
периода Эдо Дайсё кошираэ на подставке. Длинный меч обычно хранится над вакидзаси , изогнутым вниз. При вывешивании напоказ кончик указывает вправо.
-
Дайсё кашира ( навершие )
-
Дайсё хабаки (клиновидный воротник)
-
Дайсё цуба и фучи (гарда и воротник рукояти)
-
Дайсё цука ( рукоять )
-
Самурай XIX века в дайсё.
-
Гравюра, изображающая вымышленную встречу фехтовальщиков Миямото Мусаси и Цукахары Бокудена , первый использовал оба меча в стиле Нитэн Ичи-рю .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Японский меч , Канзан Сато, Kodansha International, 1983, стр.68.
- ^ Книга знатока японских мечей , Кокан Нагаяма, Kodansha International, 1998, стр.
- ^ Японский меч , Канзан Сато, Kodansha International, 1983.
- ^ Перейти обратно: а б Самурай: Оружие и дух японского воина, Клайв Синклер, Globe Pequot, 2004, стр.53
- ^ Классическое вооружение Японии: специальное оружие и тактика боевых искусств, Серж Мол, Kodansha International, 2003, стр.18.
- ^ Японский меч , Канзан Сато, Kodansha International, 1983 – Антиквариат и предметы коллекционирования – 210P.68
- ^ Катана: Самурайский меч: 950–1877, Стивен Тернбулл, Osprey Publishing, 2010, стр.20.
- ^ Японский меч , Канзан Сато, Kodansha International, 1983, стр.68.
- ^ Японский меч , Канзан Сато, Kodansha International, 1983, стр.68 и стр.84.
- ↑ Cutting Edge: японские мечи в Британском музее , Виктор Харрис, Tuttle Pub., 2005, стр.26
- ↑ Реставрация меча Мэйдзи: является ли «ношение меча» привилегией самурая?, Хидекадзу Оваки, 2018 г.
- ^ Казухико Инада (2020), Энциклопедия японских мечей . стр46. ISBN 978-4651200408
- ^ Серж Мол, 2003, Классическое вооружение Японии: специальное оружие и тактика боевых искусств Kodansha International Ltd, ISBN 4-7700-2941-1 (стр. 22–23)
- ^ Самурай: Оружие и дух японского воина , Клайв Синклер, Globe Pequot, 2004, стр.58
- ↑ Новые направления в изучении Японии эпохи Мэйдзи , Хелен Хардакр, Адам Л. Керн, BRILL, 1997, стр.418.
- ^ Катана: Самурайский меч: 950–1877 , Стивен Тернбулл, Osprey Publishing, 2010, стр.28.
Внешние ссылки
[ редактировать ]