Jump to content

Подражание Христу

(Перенаправлено из «Подражание Христу» (книга) )

Подражание Христу
Рукопись De Imitatione Christi . Королевская библиотека, Брюссель, Бельгия
Автор Фома в Кемписе
Оригинальное название О подражании Христу
Язык латинский
Жанр Христианская религиозная литература
Дата публикации
в. 1418–1427 гг.
Место публикации Священная Римская империя
242
Класс ЛК БВ4821 .А1
Текст Подражание Христу в Wikisource

«Подражание Христу » Фомы Кемписа христианская религиозная книга, впервые написанная на средневековой латыни под названием De Imitatione Christi ( ок. 1418–1427). [ 1 ] [ 2 ] Текст молитвы разделен на четыре книги подробных духовных наставлений: (i) «Полезные советы духовной жизни», (ii) «Указания для внутренней жизни», (iii) «О внутреннем утешении» и (iv) « О Святом Даре». Религиозный подход «Подражания Христу» подчеркивает внутреннюю жизнь и отстранение от обыденности мира, в отличие от активного подражания Христу, практикуемого другими монахами. [ 1 ] В молитвах книг подчеркивается преданность Евхаристии как ключевому элементу духовной жизни. [ 1 ]

«Подражание Христу» — это руководство по духовной жизни, возникшее из движения Devotio Moderna , которому следовал Фома. [ 3 ] « Подражание», возможно, является наиболее читаемым христианским религиозным произведением после Библии . [ 2 ] [ 4 ] и считается религиозной классикой. [ 5 ] Книга была написана анонимно на латыни в Нидерландах ок. 1418–1427. Его популярность была немедленной, и после первого печатного издания в 1471–1472 годах до 1650 года оно было напечатано 745 изданиями. [ 6 ] Помимо Библии, ни одна книга не была переведена на большее количество языков, чем « Подражание Христу» . в то время [ 7 ]

Предыстория и история

[ редактировать ]
Современное фото Виндесхайма (Нидерланды), где Devotio Moderna. прижилось

Идеал подражания Христу был важным элементом христианского богословия, этики и духовности. [ 8 ] [ 9 ] Ссылки на эту концепцию и ее практику можно найти в самых ранних христианских документах, таких как Послания Павла . [ 9 ]

Святой Августин рассматривал подражание Христу как основную цель христианской жизни и как средство от подражания грехам Адама . [ 10 ] [ 11 ] Святой Франциск Ассизский верил как в физическое, так и в духовное подражание Христу, отстаивал путь бедности и проповедовал, как Иисус, который был беден при рождении в яслях и умер обнаженным на кресте. [ 12 ] [ 13 ] Тема подражания Христу существовала на всех этапах византийского богословия , а в книге XIV века « Жизнь во Христе» Николай Кавасила рассматривал «проживание своей личной жизни» во Христе как фундаментальную христианскую добродетель. [ 14 ] [ 15 ]

На этом фоне движение Devotio Moderna было основано Гертом Гроотом , который был крайне недоволен состоянием Церкви и тем, что он воспринимал как постепенную утрату монашеских традиций и отсутствие моральных ценностей среди духовенства. [ 16 ] Первоначальной целью Devotio Moderna было повторное открытие подлинных благочестивых практик, а также обращение и повторное обращение теплого духовенства. [ 17 ] [ 18 ] «Имитация » была написана внутри сообщества Devotio Moderna, процветавшего в Северной Европе, но вышло далеко за рамки этого движения, которое закончилось протестантской Реформацией . [ 18 ]

«Имитация » была написана анонимно на латыни в Нидерландах ок. 1418–1427, [ 1 ] [ 2 ] [ 19 ] и до семнадцатого века без особых споров приписывался Фоме Кемпису, который, по словам Мабийона , все еще считался автором в 1651 году. Однако воспользовавшись анонимным характером книги и руководствуясь корпоративным духом преувеличенные национальными чувствами, итальянские бенедиктинцы приписали Подражание Джованни Герсену , аббату Сент-Этьена де Верселя ок. 1250 г., а французские ученые утверждали, что это работа Жана Жерсона , известного ректора Парижского университета. Другие ученые приписывали его Бонавентуре , Бернару Клервоскому , Анри Калькару или Людольфу Саксонскому . Эти противоречия побудили некоторых критиков утверждать, что « Имитация» была просто безличным сборником произведений различных мистических авторов Средневековья. [ 20 ] Тем не менее современные учёные обычно признают Фому Кемписа автором. [ 21 ] и несколько авторитетных источников, включая членов его собственного ордена, называют Кемписа автором. Кроме того, его имя носят различные современные рукописи, в том числе один кодекс с автографами. [ 22 ]

Издание 1874 года из Тура , Франция.

Джозеф Н. Тайленда, SJ, пишет, что анонимный состав книги «не удивителен», поскольку автор пишет в « Подражании », что нужно «любить быть неизвестным» (Книга 1, гл. 2). [ 23 ] Что касается анонимности произведения, Уильям К. Кризи также отмечает, что автор «Имитации » писал: «Не позволяйте авторитету или знаниям писателя влиять на вас, будь они малы или велики, но позвольте любви к чистой истине привлечь вас к чтению». Не спрашивайте: «Кто это сказал?» но обращайте внимание на то, что говорится» (книга 1, гл. 5). [ 24 ]

К 1471 году рукописи книги так часто переписывались вручную и передавались по монастырям, что сохранилось около 750 рукописей «Подражания » . [ 25 ] Рукопись книги с автографом Томаса Кемписа 1441 года доступна в Королевской библиотеке в Брюсселе. [ 26 ] Первое печатное издание появилось в Аугсбурге ок. 1471–72. [ 25 ] К концу XV века книга имела более 100 печатных изданий и переводов на итальянском (1480 г.), каталонском (1482 г.), немецком (1486 г.), французском (1488 г.), нижненемецком (1489 г.), испанском (1490 г.), Португальский и голландский (1496 г.). [ 27 ] [ 28 ]

Книга получила восторженный отклик с самых первых дней, о чем свидетельствует заявление Джорджа Пиркхамера , приора Нюрнберга , относительно издания 1494 года: «Ничего более святого, ничего более почетного, ничего более религиозного, ничего более полезного для Христианское государство может сделать что-нибудь, кроме как обнародовать эти произведения Фомы Кемписа». [ 22 ]

Число подсчитанных изданий превышает 2000; хранится 1000 различных изданий В Британском музее ; 770 в коллекции Библиотеки Каталонии Кемпис; [ 29 ] Коллекция Буллингена, подаренная городу Кельну в 1838 году, насчитывала на тот момент 400 различных изданий. Де Бакер [ 30 ] насчитывает 545 латинских и около 900 французских изданий. вышло Критическое издание в 1982 году. [ 31 ]

«Подражание Христу» разделено на четыре книги, в которых содержатся подробные духовные наставления. [ 5 ] [ 32 ]

Книга первая

[ редактировать ]
Глава. 1 из «Подражания Христу» , Чепмен и Холл (1878)

Первая книга « Подражания» называется «Полезные советы духовной жизни». Название «Подражание» происходит от первой главы Книги I: «Подражание Христу и презрение к суете мира» (лат. « De Imitatione Christi et contemptu omnium vanitatum mundi »). [ 33 ] Подражание следованием иногда называют « за Христом» , что происходит от первых слов первой главы: «Кто последует за Мною, не пойдет во тьму». [ 33 ] Книга первая посвящена отказу от внешней жизни — насколько позволяет позитивный долг и подчеркивает внутреннюю жизнь, отказываясь от всего суетного и иллюзорного, сопротивляясь искушениям и отвлекающим факторам жизни, отказываясь от гордости учености и будучи смиренными, оставляя диспуты богословов и терпеливо переносить презрение и противоречия мира. [ 33 ] [ 34 ]

Кемпис подчеркивает важность одиночества и тишины , «насколько нетронутой была бы у нас совесть, если бы мы никогда не искали эфемерных радостей и не интересовались мирскими делами...» Кемпис пишет, что «Мир и все его соблазны проходят». а следование чувственным желаниям приводит к «рассеянной совести» и «рассеянному сердцу» (гл. 20). [ 35 ] Кемпис пишет, что следует размышлять о смерти и «жить, как подобает страннику и страннику на земле... ибо эта земля наша — не прочный город» (гл. 23). [ 36 ] В Судный день Кемпис пишет, что добрая и чистая совесть даст больше радости, чем вся философия, когда-либо изученная, горячая молитва принесет больше счастья, чем «пир из нескольких блюд», тишина будет более «волнующей». чем длинные сказки, святые дела будут ценнее красиво звучащих слов (гл. 24). [ 37 ]

Кемпис пишет, что нужно оставаться верным и ревностным Богу, сохранять добрую надежду на достижение победы и спасения, но избегать чрезмерной самоуверенности. Кемпис приводит пример тревожного человека, который, колеблясь между страхом и надеждой и с горем подошел к алтарю и сказал: «О, если бы я только знал, что буду упорствовать до конца». Он сразу же услышал божественный ответ: «Что, если бы ты знал это? Что бы ты сделал? Делай сейчас то, что ты сделал бы тогда, и ты будешь в полной безопасности». После этого человек отдался воле Божией, и его тревога и страх перед будущим исчезли (гл. 25). [ 38 ] [ 39 ]

Книга вторая

[ редактировать ]

Вторая книга « Подражания» — «Правила внутренней жизни». Книга продолжает тему первой книги и содержит наставления, касающиеся «внутреннего мира, чистоты сердца, доброй совести – для умерения наших стремлений и желаний, для терпения, для подчинения воле Божьей, для любви Иисуса, для перетерпеть утрату утешения и принять крест». [ 34 ] Кемпис пишет, что если мы будем иметь чистую совесть, Бог защитит нас, и кому Бог изберет помочь, ничья человеческая злоба не сможет причинить вреда. [ 40 ] Кемпис пишет, что когда человек смиряет себя, «Бог покровительствует и защищает его... Бог благоволит смиренному человеку... и после того, как он был унижен, возносит его в славу» (гл. 2). [ 41 ] Кемпис подчеркивает важность чистой совести: «Человек, чья совесть чиста, легко находит мир и довольство... Люди видят только твое лицо, но Бог видит твое сердце. Люди судят по внешним делам, но только Бог может взвесьте мотивы, стоящие за ними» (гл. 6). [ 42 ] [ 43 ] Кемпис пишет, что мы должны верить в Иисуса, а не в людей, и «... Не доверяйте и не опирайтесь на трость, которая колеблется ... Всякая плоть - трава, и вся ее слава увянет, как цветок в поле» (гл. 7). [ 44 ] Кемпис пишет, что ложное чувство свободы и самоуверенность являются препятствиями для духовной жизни. Кемпис пишет, что «истинно благодарным всегда будет дана благодать, а то, что дано смиренным, отнимется у гордых» (гл. 10). [ 45 ]

Кемпис пишет, что мы не должны приписывать себе никакого добра, а все приписывать Богу. Кемпис просит нас быть благодарными за «каждый малый дар» и удостоиться получить больший, считать самый малый подарок великим, а самый обычный — чем-то особенным. Кемпис пишет, что если принять во внимание достоинство дарящего, ни один подарок не покажется неважным или малым (гл. 10). [ 45 ] В последней главе «Царская крестная дорога» Кемпис пишет, что если мы несем крест добровольно, то он приведет нас к желанной цели, но с другой стороны, если мы несем свой крест неохотно, то мы превращаем его в тяжкое бремя, и если мы сбросим один крест, то обязательно найдем другой, быть может, тяжелее. Кемпис пишет, что сами мы не можем нести крест, но если уповаем на Господа, Он пошлет нам силу с небес (гл. 12). [ 46 ] [ 47 ]

Книга третья

[ редактировать ]
Издание 1505 года, Музей Catharijneconvent , Утрехт , Нидерланды.

Книга третья, озаглавленная «О внутреннем утешении», является самой длинной из четырех книг. Эта книга представляет собой диалог между Иисусом и учеником.

Иисус говорит, что очень немногие обращаются к Богу и духовности, поскольку они больше стремятся слушать мир и желания своей плоти, чем Бога. Иисус говорит, что мир обещает преходящие и малоценные вещи, которым служат с большим энтузиазмом; а Он обещает самое превосходное и вечное, а сердца человеческие остаются равнодушными (гл. 3). [ 48 ] [ 49 ] Иисус говорит, что «человека, который доверяет Мне, Я никогда не отсылаю с пустым. Когда Я даю обещание, Я держу его и исполняю все, что обещал, — если только вы останетесь верными... до конца» (гл. 3). . [ 48 ] [ 49 ]

Иисус говорит, что духовный прогресс и совершенство состоят в том, чтобы предать себя божественной воле и не искать себя «ни в чем малом, или в великом, во времени, или в вечности» (гл. 25). [ 50 ] Иисус говорит: не беспокойтесь о будущем: «Пусть не смущается сердце ваше и не бойтесь». Иисус советует ученику, что не все потеряно, когда результат не соответствует запланированному, когда человек думает, что он дальше всего от Иисуса, именно тогда Иисус ближе всего, когда человек думает, что все потеряно, именно тогда победа близка рука. Иисус говорит не реагировать на трудность так, как будто нет надежды освободиться от нее (гл. 30). [ 51 ] [ 52 ]

Джозеф Тайленда резюмирует центральную тему третьей книги учением в главе 56: «Сын Мой, в той степени, в которой ты сможешь оставить себя позади, в такой степени ты сможешь войти во Меня. Точно так же, как нежелание ничего вне себя производит внутренний мир внутри тебя, так внутреннее отречение от себя соединяет тебя с Богом». [ 33 ] Иисус дает свое важное учение: «Следуйте за Мною... Я есть Путь, Истина и Жизнь. Без Пути нет движения; без Истины нет знания; без Жизни нет жизни. Я — Путь, которому вы должны следовать; Я — Истина, во которую вы должны верить; Я — Жизнь, на которую вы должны надеяться» (гл. 56). [ 53 ] [ 54 ]

Книга четвертая

[ редактировать ]

Четвертая книга «Подражания » «О Святом Таинстве» также представляет собой диалог между Иисусом и учеником. [ 33 ] Кемпис пишет, что в этом Таинстве даруется духовная благодать , восполняются силы души, укрепляется разум принимающего и придается сила ослабленному грехом телу (гл. 1). [ 55 ]

Иисус говорит, что чем скорее человек всем сердцем подчинится Богу и больше не будет искать ничего по своей воле или удовольствию, но полностью отдаст все в руки Бога, тем скорее он соединится с Богом и обретет мир. [ 56 ] Иисус продолжает: «Ничто не сделает вас счастливее и не порадует вас так сильно, как послушание божественной воле» (гл. 15). [ 56 ] Иисус также передает свое «неизменное учение» — «Если не отречешься от всего, что имеешь, не сможешь быть Моим учеником» (гл. 8). [ 57 ]

Чтобы принять Таинство, Иисус говорит: «очистите чертоги сердца вашего. Затворите весь мир и весь его греховный шум и сядьте, как одинокий воробей, на кровле дома и в горечи души вашей размышляйте о своих преступлениях» ( гл. 12). [ 58 ] [ 59 ] Иисус говорит, что нет более достойного приношения и большего удовлетворения для омытия грехов, чем чисто и полностью отдать себя Богу во время Тела Христова приношения на Мессе и причастии (гл. 7). [ 60 ]

Венгерское издание, 1891 г., Надьварад.

«Подражание Христу» считается самым важным религиозным произведением в католическом христианстве и наиболее читаемым религиозным произведением после Библии . [ 2 ] Помимо Библии, ни одна христианская книга не была переведена на большее количество языков, чем « Подражание Христу» . [ 7 ]

Книгой восхищались следующие люди: святой Томас Мор , канцлер Англии и известный гуманист, казненный королем Генрихом VIII Англии ; святой Игнатий Лойола , основатель Общества Иисуса ; Эразм Роттердамский ; и американский католический писатель и монах двадцатого века Томас Мертон . Им также восхищались многие другие, как католики, так и протестанты. [ 2 ] Иезуиты отводят ему официальное место среди своих «упражнений». » Кемписа «Imitatio Christi имел близкое происхождение от Игнатия Лойолы из движения Devotio Moderna , а также было подтверждено и практиковалось святым Франциском Сальским, что глубоко повлияло на его «Введение в благочестивую жизнь» . [ 61 ]

Джон Уэсли , основатель методистского движения , включил «Имитацию» в число работ, повлиявших на него при его обращении. Генерал Гордон взял его с собой на поле боя.

Хосе Ризал , филиппинский эрудит и национальный герой , как сообщается, прочитал книгу, находясь в заключении в форте Сантьяго в Интрамуросе , Манила , незадолго до того, как испанское колониальное правительство расстреляло его за подстрекательство к мятежу 30 декабря 1896 года. [ 62 ]

Свами Вивекананда философ XIX века , индуистский и основатель Общества Веданты , провел ряд параллелей между учением Подражания и Бхагавад -Гитой . Вивекананда написал предисловие и перевод « Подражания» в 1899 году. [ 63 ] Вивекананда всегда носил с собой копию Бхагавад-гиты и «Подражания» . [ 64 ] Духовный писатель Экнатх Ишваран сравнил учение Подражания с Упанишадами . [ 65 ]

Подражание Христу оказало раннее влияние на духовность святой Терезы Лизье , которая использовала его в своей молитвенной жизни, выделила его послание и использовала его в своих собственных произведениях, которые затем повлияли на католическую духовность в целом. [ 66 ] Тереза ​​была настолько привязана к книге и читала ее столько раз, что в подростковом возрасте могла цитировать из нее отрывки по памяти. [ 67 ] В своей автобиографии она утверждает, что запомнила ее полностью.

Богослов Шейлер Мэтьюз писал, что «Подражание» представляет собой точное описание Христа из Евангелий и дает непредвзятое прочтение слов Иисуса. [ 68 ] Он также писал: «Веками люди находили в нем вдохновение к жертвенности и смирению, а также к строжайшему самоанализу... Тот, кто никогда не попадал под его влияние, упускал что-то, что сделало бы его более смиренным и более амбициозным в отношении чистоты жизнь." [ 68 ]

Испанский криптомусульманский писатель, известный как « Молодой человек из Аревало», включил адаптации многих отрывков из «Подражания» в свой исламский религиозный труд «Краткое описание рассказа и духовные упражнения» . [ 69 ] [ 70 ] Он заменил конкретные христианские контексты и особенности исламскими, сохранив при этом духовно-нравственный смысл. [ 71 ] Адаптация христианской религиозной литературы в его исламской работе, вероятно, была результатом его обязанности посещать миссионерские проповеди (после принудительного обращения мусульман в Испанию) и отсутствия доступа к настоящей исламской литературе. [ 71 ]

Теолог Ганс Урс фон Бальтазар писал:

Она отвергает и устраняет все умозрительные элементы не только схоластики, но и мистицизма, и в то же время абстрагируется от красочного многообразия Библии и, поскольку она написана для тех, кто отвернулся от мира, игнорирует мир во всем его богатстве как поле христианской деятельности... Вместо чистосердечной готовности Екатерины Сиенской через книгу проходит сдержанная и меланхоличная покорность.... [T]здесь избыток предупреждений о мире, иллюзиях эгоизма, опасностях спекуляций и активного апостольства. Таким образом, даже идея подражания Христу не становится доминирующей перспективой. Нет упоминания о посредничестве Богочеловека, о доступе через Христа, в Святом Духе, к Отцу. Тайна Церкви, следовательно, также не выходит на первый план. Человек не осознает, что его любовь к Богу может осуществиться только в том случае, если она распространится на любовь к ближнему и на апостольство. Все, что [что] остается, — это бегство от мира, мира, который не был возвращен домой во Христе. [ 72 ]

Рене Жирар писал: «Иисус не предлагает аскетического правила жизни в смысле Фомы Кемписа и его знаменитого подражания Христу, какой бы замечательной ни была эта работа». [ 73 ]

Фридрих Ницше заявил, что это «одна из тех книг, которые я не могу держать в руке без физиологической реакции: она источает аромат Вечной Женственности , который предназначен исключительно для французов или вагнерианцев». [ 74 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Вводный словарь теологии и религиоведения Орландо О. Эспина, Джеймса Б. Николоффа, 2007 г. ISBN   0-8146-5856-3 , с. 609.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Миола 2007 , с. 285.
  3. ^ Ван Энген, Джон Х. (1988). Современная преданность . Паулист Пресс. стр. 7–12. ISBN  978-0-8091-2962-1 .
  4. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Подражание Христу» . www.newadvent.org . Проверено 29 марта 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кин 2004 , с. 175.
  6. ^ фон Габсбург, Максимилиан (2011). Католические и протестантские переводы Imitatio Christi, 1425–1650: от классики позднего средневековья до бестселлера раннего Нового времени . Эшгейт. ISBN  9780754667650 .
  7. ^ Jump up to: а б Путешествие по христианскому богословию Уильяма П. Андерсона и Ричарда Л. Дисслина, 2000 г. ISBN   0-8006-3220-6 , с. 98.
  8. ^ Вестминстерский словарь христианского богословия Алана Ричардсона, Джона Боудена, 1983 г. ISBN   978-0-664-22748-7 , стр. 285–286.
  9. ^ Jump up to: а б Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN   1-57607-355-6 , стр. 393–394.
  10. ^ Раннее богословие церкви Августина Дэвида К. Александра, 2008 г. ISBN   978-1-4331-0103-8 , с. 218.
  11. ^ Августин Мэри Т. Кларк, 2005 г. ISBN   978-0-8264-7659-3 , с. 48.
  12. ^ Слово, ставшее плотью: история христианской мысли Маргарет Рут Майлз, 2004 г. ISBN   978-1-4051-0846-1 , стр. 160–161.
  13. Святой Франциск Ассизский , Жак Ле Гофф, 2003 г. ISBN   0-415-28473-2 , с. 44.
  14. ^ Краткий богословский словарь Джеральда О'Коллинза , Эдварда Г. Фарруджиа, 2004 г. ISBN   0-567-08354-3 , с. 115.
  15. ^ Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, Том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN   1-57607-355-6 , с. 661.
  16. Прием отцов церкви на Западе: от Каролингов до мауристов, Том 1 , Ирена Дорота Бэкус, 1997 г. ISBN   90-04-09722-8 , стр. 405–415.
  17. ^ Парадигмы, поэтика и политика обращения Яна Н. Бирдера , Ваута Жака. ван Беккум , Ари Л. Молендейк, 2006 г. ISBN   90-429-1754-7 , стр. 59–62.
  18. ^ Jump up to: а б Вестминстерский словарь христианской духовности Гордона С. Уэйкфилда, 1983, стр. 113–114.
  19. ^ Кризи 2007 , с. xiii.
  20. ^ в Кемписе, Томасе (1890). Подражание Иисусу Христу (на французском языке). Перевод Ламенне, Фелисите де (изд. Паже). Хорошая пресса. стр. 17–18.
  21. ^ Кризи 2007 , с. XIX.
  22. ^ Jump up to: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Фома Кемпийский» . www.newadvent.org . Проверено 29 марта 2024 г.
  23. ^ Тайленда 1998 , с. xxviii.
  24. ^ Кризи 2007 , с. XVIII.
  25. ^ Jump up to: а б Тайленда 1998 , с. xxvii
  26. ^ Кризи 2007 , с. ix
  27. ^ Кризи 2007 , с. xi
  28. ^ Габсбург, Максимилиан фон (8 апреля 2016 г.). Католические и протестантские переводы Imitatio Christi, 1425–1650: от классики позднего средневековья до бестселлера раннего Нового времени . Рутледж. ISBN  978-1-317-16929-1 . Проверено 19 декабря 2023 г.
  29. ^ «Коллекция Кемписа / Поиск в фондах и коллекциях / Фонды и коллекции / Главная — Biblioteca de Catalunya» .
  30. Бэкер, Огюстен де Р.П. Библиографический очерк книги De imitatione Christi , 1864.
  31. ^ De Imitatione Christi , Критическое издание под редакцией Тибурцио Лупо, SDB, 1982, Libreria Editrice Vaticana, Ватикан, ISBN   88-209-1365-8 . Латинский текст с аппаратом и вступительной частью на итальянском языке.
  32. ^ Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 394. ИСБН  9781576073551 .
  33. ^ Jump up to: а б с д и Тайленда 1998 , стр. xxxv–xxxvi.
  34. ^ Jump up to: а б Шерлок 1908 год .
  35. ^ Тайленда 1998 , стр. 27–28.
  36. ^ Тайленда 1998 , с. 36.
  37. ^ Тайленда 1998 , с. 38.
  38. ^ Кризи 2007 , с. 30.
  39. ^ Тайленда 1998 , стр. 39–40.
  40. ^ Тайленда 1998 , с. 49.
  41. ^ Тайленда 1998 , с. 50.
  42. ^ Тайленда 1998 , стр. 54–55.
  43. ^ Кризи 2007 , стр. 40–41.
  44. ^ Тайленда 1998 , стр. 56.
  45. ^ Jump up to: а б Кризи, 2007 , стр. 45–46.
  46. ^ Тайленда 1998 , стр. 66–68.
  47. ^ Кризи 2007 .
  48. ^ Jump up to: а б Тайленда 1998 , с. 76.
  49. ^ Jump up to: а б Кризи, 2007 , стр. 57–58.
  50. ^ Тайленда 1998 , стр. 114–116.
  51. ^ Тайленда 1998 , с. 122.
  52. ^ Кризи 2007 , стр. 89–90.
  53. ^ Тайленда 1998 , с. 167.
  54. ^ Кризи 2007 , с. 121.
  55. ^ Тайленда 1998 , с. 182.
  56. ^ Jump up to: а б Тайленда 1998 , с. 209.
  57. ^ Тайленда 1998 , с. 195.
  58. ^ Тайленда 1998 , с. 204.
  59. ^ Кризи 2007 , с. 149.
  60. ^ Кризи 2007 , с. 142.
  61. ^ Торнтон, Мартин (2010). Пастырское богословие: переориентация . Випф и Сток. п. 99. ИСБН  9781608997442 . OCLC   908417927 .
  62. ^ Ромеро, MC; Ста Романа, младший; Сантос, Л.Ю. Ризал и развитие национального сознания . Гудвил Трейдинг. п. 68. ИСБН  9789715741033 .
  63. ^ Сен, Амия П. (2010). Исследования в современной Бенгалии, 1800–1900 гг . Примус. п. 208. ИСБН  9788190891868 .
  64. ^ Джонджинил, Ян АБ (2009). Иисус Христос в мировой истории . Питер Лэнг. стр. 192–193. ISBN  9783631596883 .
  65. ^ Иасваран 1996 , с. 12.
  66. ^ Духовный гений святой Терезы Лизье, автор Жан Гиттон, 2000 г. ISBN   0-86012-270-0 страница
  67. ^ Тереза ​​из Лизье: Нежный воин Бога , Томас Р. Невин, 2006 г. ISBN   0-19-530721-6 , с. 45.
  68. ^ Jump up to: а б Мэтьюз 1905 , с. 455.
  69. ^ Томас, Дэвид; Чесворт, Джон А. (2014). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история.: Том 6. Западная Европа (1500–1600) . БРИЛЛ. п. 167. ИСБН  978-90-04-28111-0 .
  70. ^ Харви, LP (2005). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. п. 174 . ISBN  978-0-226-31963-6 .
  71. ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 176.
  72. ^ Бальтазар 2001 , с. 103
  73. ^ Жирар 2001 , с. 13.
  74. ^ Ницше 2009 , с. 193.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1abd29cb1fcf61b61d81ee8abef14521__1723668480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/21/1abd29cb1fcf61b61d81ee8abef14521.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Imitation of Christ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)