Поправки к конституции во времена Пятой французской республики
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Портал Франции |
Конституция Франции от 4 октября 1958 года в первые годы своего существования много раз пересматривалась. Изменения в этот фундаментальный закон стали более частыми с 1990-х годов по двум основным причинам:
- государственные проекты институциональной модернизации
- адаптация к Европейскому Союзу и другим международным законам.
Обзор
[ редактировать ]Процедуры внесения поправок
[ редактировать ]Статья 89
[ редактировать ]Пересмотр Конституции согласно статье 89 Конституции: [1]
Пересмотр конституции инициируется президентом Франции по предложению премьер-министра Франции и членов французского парламента .
Проект или предлагаемая редакция должны быть... приняты обеими палатами на одинаковых условиях. Обзор является окончательным после одобрения референдумом .
Однако предлагаемая поправка не выносится на референдум, если Президент Республики решает представить ее на рассмотрение Парламента, созванного в Конгрессе ; в этом случае предлагаемая поправка будет одобрена только в том случае, если она получит большинство в три пятых поданных голосов.
...
Никакая процедура пересмотра не может быть начата или продолжена, если это ставит под угрозу целостность территории.
Республиканская форма правления не подлежит пересмотру.
В своей нынешней форме статьи 89 и 42 гласят, что « пленарное обсуждение проекта поправки к конституции ... проводится при первом чтении на первом заседании по тексту, представленному правительством, а для дальнейшего чтения по тексту, отправленному другая парламентская ветвь » (а не по текстам, принятым комитетом в качестве обычных законов). Кроме того, « обсуждение на собрании, первое чтение проекта или законопроекта может происходить только до первого собрания, до истечения шестинедельного периода после подачи заявки. Оно может происходить только до второго собрания по истечении срока». четырех недель со дня передачи » .
Конституционный совет объявил себя некомпетентным выносить решения о пересмотре конституции. [2]
Другие способы внесения поправок
[ редактировать ]С момента основания Пятой французской республики поправки принимались без использования раздела 89.
- Конституционный акт от 4 июня 1960 года был принят парламентским голосованием в соответствии с первоначальной статьей 85 Конституции, в котором участвовал Сенат Сообщества.
- Конституционный акт от 6 ноября 1962 года был принят без какой-либо парламентской процедуры путем прямого референдума на основании статьи 11 Конституции Французской Республики . Использование этой процедуры для пересмотра Конституции таким образом подверглось резкой критике, поскольку в тексте статьи 11 прямо не предусмотрено, что ее можно использовать для пересмотра Конституции.
Когда поправки вступят в силу
[ редактировать ]Если не указано иное, положения конституционных законов вступают в силу со дня их вступления в силу.
Однако некоторые недавние конституционные законы предусматривают отложенную дату вступления в силу. Материальное содержание Конституции в этих случаях меняется в иные сроки, чем даты принятия других конституционных законов.
Например, конституционный акт от 23 июля 2008 г. в статье 46 предусматривает, что некоторые разделы реформы вступают в силу с 1 марта 2009 г., а другие «при условиях, установленных законом и необходимых для их реализации органических законов » (переведено). [ЛК 1] [Примечание 1] Таким образом, старые формулировки некоторых статей оставались в силе более восемнадцати месяцев после внесения поправок в конституцию, в то время как не все законы по реализации были готовы. В частности, это касается установления референдумов, инициируемых парламентом и поддерживаемых частью избирателей, что предусмотрено в новой редакции статьи 11 .
Та же поправка к Конституции предусматривает в статье 47, что некоторые поправки к статьям Конституции, касающимся Европейского Союза, вступают в силу в момент вступления в силу Лиссабонского договора . [ЛК 2] Это произошло 1 декабря 2009 года, и с этой даты вступило в силу новое содержание этих статей.
Конституционный закон от 1 марта 2005 года предусматривал аналогичные положения, касающиеся вступления в силу Договора, устанавливающего Конституцию Европы . [LC 3] которые устарели в связи с прекращением процесса ратификации настоящего Договора.
Принятые поправки
[ редактировать ]Все поправки
[ редактировать ]Конституция Франции Пятой республики с 1958 года пересматривалась двадцать четыре раза:
Дата | Статьи [а] | Причина пересмотра | Процедура | |
---|---|---|---|---|
Принят | Фактически | |||
4 июня 1960 г. [ЛК 4] | 85, 86 | Независимость африканских государств-членов Французского сообщества | старая статья 85 | |
6 ноября 1962 г. [LC 5] | 6 | Прямые выборы президента всеобщим голосованием | статья 11 | |
30 декабря 1963 г. [ЛК 6] | 28 | Изменить дату заседаний парламента | Статья 89 (конгресс) | |
29 октября 1974 г. [LC 7] | 61 | Расширение права обращения в Конституционный Совет | Статья 89 (конгресс) | |
18 июня 1976 г. [ЛК 8] | 7 | Изменены правила президентской избирательной кампании | Статья 89 (конгресс) | |
25 июня 1992 г. [LC 9] | 2, 54, 74, 88-1 , 88-2 , 88-3 , 88-4 | Поправки к ратификации Маастрихтского договора : Экономический и валютный союз , голосование европейских граждан на муниципальных выборах во Франции , общая визовая политика, французский язык , органические законы для заморских территорий , парламентские резолюции по актам сообщества. [Примечание 1] | Статья 89 (конгресс) | |
27 июля 1993 г. [LC 10] | 65, 68, 68-1 , 68-2 , 93 | Создание Суда Республики и реформа Высшего совета магистратуры . | Статья 89 (конгресс) | |
25 ноября 1993 г. [LC 11] | 53-1 | Международные соглашения об убежище | Статья 89 (конгресс) | |
4 августа 1995 г. [LC 12] | 1, 2, 11, 12, 26, 28, 48, 49, 51, 68-3 , 70, | Расширение возможностей использования референдума , единой парламентской сессии, развитие депутатской неприкосновенности, отмена положений, касающихся Французского сообщества. | Статья 89 (конгресс) | |
22 февраля 1996 г. [LC 13] | 34, 39, 47-1 | Закон о финансировании социального обеспечения | Статья 89 (Конгресс) | |
20 июля 1998 г. [LC 14] | 76 , 77 | Новая Каледония | Статья 89 (конгресс) | |
25 января 1999 г. [LC 15] | 88-2, 88-4 | Изменения к ратификации Амстердамского договора [Примечание 2] | Статья 89 (конгресс) | |
8 июля 1999 г. [LC 15] | 53-2 | Положения о признании Международного уголовного суда | Статья 89 (конгресс) | |
8 июля 1999 г. [LC 16] | 3, 4 | Положения о равенстве между женщинами и мужчинами | Статья 89 (конгресс) | |
2 октября 2000 г. [LC 17] | 6 | Пятилетний президентский срок | Статья 89 (референдум) | |
25 марта 2003 г. [LC 18] | 88-2 | Европейский ордер на арест | Статья 89 (конгресс) | |
28 марта 2003 г. [LC 19] | 1, 7, 13, 34, 37-1 , 39, 60, 72, 72-1 , 72-2 , 72-3 , 72-4 , 73, 74, 74-1 | Децентрализованная организация республики: местный референдум , ограничение управления коммунами (статья 72), эксперименты со стороны местных органов власти и местные финансы. | Статья 89 (конгресс) | |
1 марта 2005 г. [LC 20] | 1 марта 2005 г. | 60, 88-1, 88-5 | Поправки к ратификации Договора, устанавливающего Конституцию Европы [Примечание 3] | Статья 89 (конгресс) |
Никогда [б] | 88-1, 88-2, 88-3, 88-4, 88-5, 88-6 , 88-7 | |||
1 марта 2005 г. [LC 21] | Преамбула, 34 | Экологическая Хартия | Статья 89 (конгресс) | |
23 февраля 2007 г. [LC 22] | 77 | Коллегия выборщиков Новой Каледонии | Статья 89 (конгресс) | |
23 февраля 2007 г. [LC 23] | 67, 68 | Уголовный закон о главе государства | Статья 89 (конгресс) | |
23 февраля 2007 г. [LC 24] | 66-1 | Конституционализация отмены смертной казни | Статья 89 (конгресс) | |
4 февраля 2008 г. [LC 25] | 4 февраля 2008 г. | 88-1 | Изменения для ратификации Лиссабонского договора . [Примечание 4] | Статья 89 (конгресс) |
1 декабря 2009 г. [с] | 88-1, 88-2, 88-4, 88-5, 88-6 , 88-7 | |||
23 июля 2008 г. [LC 26] | 23 июля 2008 г. | 1, 3, 4, 6, 16, 18, 24, 34, 35, 38, 47, 47-1, 47-2 , 61, 62, 70, 71, 72-3, 74-1, 75-1 , 87 , 88-4, 88-5, 89 | Важные изменения, предусматривающие: ограничение срока полномочий Президента Республики двумя сроками, введение референдума по совместной инициативе и приоритетного вопроса конституционности , информирование Парламента правительством в случае вмешательства вооруженных сил за границей, изменения в работе Экономического , Социально-экологический совет и Высший судебный совет , создание должности Защитника прав , повестка дня собраний, определяемая собранием, обсуждение на открытом заседании Парламента текста, принятого комитетом... | Статья 89 (конгресс) |
С 25 июля 2008 г. [д] | 11, 13, 25, 34-1 , 39, 44, 56, 61-1 , 65, 69, 71-1 , 73 | |||
1 марта 2009 г. | 41, 42, 43, 45, 46, 48, 49, 50-1 , 51-1 , 51-2 | |||
1 декабря 2009 г. [и] | 88-4, 88-5, 88-6 | |||
4 марта 2024 г. | 34 [3] | Гарантии права на аборт [4] | Статья 89 (конгресс) |
- ^ Номер затронутой статьи или раздела статьи Конституции; вставлено /изменено/
удалено - ^ Должен был вступить в силу со вступлением в силу Договора, устанавливающего Конституцию Европы (отклонен на референдумах во Франции и Нидерландах)
- ^ Вступило в силу со вступлением в силу Лиссабонского договора.
- ^ Эти изменения вступили в силу со вступлением в силу соответствующих органических законов.
- ^ Вступило в силу со вступлением в силу Лиссабонского договора.
1962: Выборы президента республики прямым всеобщим голосованием.
[ редактировать ]Желая преодолеть вероятную оппозицию Сената, де Голль пересмотрел конституцию, применив статью 11, которая позволяет президенту выносить на референдум « любой законопроект об организации правительства » . [Примечание 2] Законность использования этого метода весьма сомнительна, так как Конституция в статье 89 предусматривает механизмы собственного контроля (референдум возможен, но только с согласия парламента). Это вызвало интенсивные политические дебаты и юридические разногласия , а также формирование тайной группы голосов против (cartel des non). [5] [6]
Однако престиж Де Голля, тот факт, что «за» победило с более чем 62% голосов, и тот факт, что Конституционный совет отказывается проверять конституционность законов, принятых на референдуме (поскольку они принимаются народом) , позволило осуществить эту реформу.
На практике эта реформа не только изменила метод избрания президента, но и значительно расширила его полномочия, придав ему народную легитимность, которую не разделяет премьер-министр. Например, президент мог, за исключением периодов совместного проживания , попросить премьер-министра уйти в отставку, чего в тексте оригинала не предусмотрено.
1974: Реформа метода обращения в Конституционный совет.
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Конституционный совет задумали Мишель Дебре и Шарль де Голль как оружие против парламента в рамках рационализированной парламентской стратегии. [ фр ] Таким образом, роль Комиссии заключалась в первую очередь в обеспечении соблюдения статьи 34 Конституции, ограничении посягательств парламента и, напротив, создании сильной и независимой исполнительной власти. Однако Конституционное решение 71-44 DC от 16 июля 1971 г. предоставило новое место Конституционному совету.
Обзор
[ редактировать ]Из-за этого Конституционный совет нуждался в реформе. Валери Жискар д'Эстен , новоизбранный президент республики, хотел расширить возможность передавать законы в Конституционный совет членам парламента (60 депутатов или 60 сенаторов), позволяя достаточно большой оппозиции передавать законы в Конституционный совет и, таким образом, обеспечить соблюдение Конституции.
Он также хотел, чтобы Конституционный совет мог взять на себя инициативу по пересмотру законов, которые, по их утверждению, нарушают гражданские свободы, гарантированные преамбулой или основной частью Конституции. [7] чтобы каждый закон действительно соответствовал Конституции. Действительно, при отсутствии политической воли для передачи в парламент закон, противоречащий Конституции, может вступить в силу. Национальное собрание, однако, воспрепятствовало этому положению, особенно потому, что оно могло «почти неизбежно привести к тому, что Совет будет использовать его для предрешения решения, которое им придется принять» (переведено). [8] [Примечание 3] если бы они уже сказали, что предпочтут пересмотреть закон.
Последствия
[ редактировать ]Пересмотр конституции 1974 года, хотя он и был назван «маленькой реформой», когда Конгресс проголосовал за него, глубоко расстроил политическую деятельность Франции, лучше обеспечив превосходство Конституции над законами. В период с 1958 по 1975 год было принято 54 конституционных решения, а в последующие 15 лет, с 1975 по 1990 год, их было более 200. Однако проблема передачи оставалась нерешенной: сегодня еще можно было увидеть вступление в силу закона, противоречащего Конституции. силу, с теми крайностями, которые она могла нести. Независимое обращение к парламентской и исполнительной власти казалось необходимым, как это было в Германии или Испании . С марта 2010 года « Приоритетный вопрос конституционности» открыл возможность передавать законодательство любому лицу, которое в ходе судебного разбирательства оспаривает конституционность положения закона. Это обращение позволяет после фильтрации Верховным судом юрисдикции (Кассационным судом или Государственным советом) обратиться к Конституционному совету с просьбой отменить это положение, если оно противоречит правам или свободам, гарантируемым Конституцией.
1992: Маастрихтский договор
[ редактировать ]Эта поправка была призвана сделать Конституцию совместимой с Договором о Европейском Союзе .
2000: Пятилетие
[ редактировать ]Пятилетний президентский срок был впервые представлен 10 сентября 1973 года Жоржем Помпиду . Текст был принят в одинаковых условиях Национальным собранием и Сенатом, но не был представлен Конгрессу для окончательного утверждения. [9] Президент не продолжил акцию, так как не смог собрать необходимое большинство в три пятых в Конгрессе, а также из-за сопротивления его проекту. [10] [11]
Законопроект 2000 года является первой поправкой к конституции, вынесенной на референдум в соответствии со статьей 89 Конституции. После 73% голосов «за» 24 сентября 2000 г. он был принят 2 октября. Он ограничивал срок полномочий президентов Франции пятью годами, но не распространялся на президента Жака Ширака, избранного в 1995 г. на семь лет. Основной мотивацией этого пересмотра было избежание сожительства путем согласования срока полномочий президента и депутатов. Действительно, если парламентское большинство не поддержит президента, он будет вынужден назначить враждебно настроенного премьер-министра министром своей партии и, вероятно, будет отменен Национальным собранием.
2005: Хартия окружающей среды
[ редактировать ]Конституция включает в свою преамбулу с 1 марта 2005 года Хартию окружающей среды из десяти статей, инициированную президентом Республики Жаком Шираком и разработанную Комиссией под руководством Ива Коппенса .
2008: Ратификация Лиссабонского договора.
[ редактировать ]Для последующей ратификации Лиссабонского договора пересмотр Раздела XV Конституции был принят Конгрессом 4 февраля 2008 года 560 голосами против 181. Конституционный закон был издан в тот же день. [LC 27]
Поправки к Конституции подтверждают передачу суверенитета, указанного в Лиссабонском договоре, путем прямой ссылки на текст. Тридцать областей, на которые до сих пор действовало правило единогласия, например, общая сельскохозяйственная политика или уголовное правосудие, теперь потребуют голосования подавляющим большинством голосов .
Что касается институционального функционирования, изменения отразились в конституционных положениях, касающихся полномочий, предоставленных национальным парламентам.
Со вступлением в силу Лиссабонского договора в раздел XV Конституции будут внесены изменения в соответствии со статьей 2 Конституционного закона.
Статья 3 Конституционного закона отменяет положения статьи 3 Конституционного закона № 2005-204 от 1 марта 2005 года, которым были внесены поправки в раздел XV Конституции, «с момента вступления в силу настоящего Договора»: эти конституционные положения не имеют силы. и теперь лишены цели.
2008: Институциональная реформа
[ редактировать ]В продолжение работы комитета «Балладур» парламент собрался в Конгрессе и принял 21 июля 2008 года поправку к конституции, которая создает или изменяет 47 статей Конституции: статьи 1, 3, 4, 6, 11, 13, 16, 17. , 18, 24, 25, 34, 34-1 (новый), 35, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 47-1, 47-2 (новый), 48, 49 , 50-1, 51-1 (новый), 51-2 (новый), 56, 61, 61-1 (новый), 62, 65, 69, 70, 71, 71-1 (новый), 72-3 , 73, 74-1, 75-1 (новые), 87 (новые), 88-4, 88-5, 89. Голосование составило 539 голосов за, полученных при пороге принятия 538 голосов, или две трети голосов. поданные голоса. [12]
2024: Право на аборт
[ редактировать ]Эта поправка, принятая 780 голосами против 72, внесла поправки в статью 34. Эта поправка сделала Францию единственной страной, гарантирующей право на аборт. [3] Поправка описывает аборт как «гарантированную свободу»; [4] в то время как Югославия включила аналогичные меры в 1974 году, гарантирующие право «решать о рождении детей», французская поправка является первой, прямо гарантирующей аборт.
Отмененные или нератифицированные поправки
[ редактировать ]В 1969 году у Шарля де Голля был законопроект о создании регионов и обновлении Сената. [ПЛК 1] Принят обеими палатами, на референдуме 27 апреля 1969 г. отклонен (52,4% нет, Шарль де Голль, приняв к сведению отказ французского народа, немедленно подал в отставку). Регионализация была окончательно осуществлена посредством законодательства, особенно в 1972 году и поправки к конституции 2003 года, которая конституционизировала регион. [LC 28]
В 1974 году Валери Жискар д'Эстен стремился внести поправки в статью 25 Конституции, чтобы установить правила двойного занятия должностей: парламентской должности и функций правительства. [ПЛК 2] Проект был одобрен обеими палатами, но президент не стал развивать этот вопрос дальше.
В 1984 году Франсуа Миттеран хотел расширить рамки референдума со статьи 11, чтобы расширить основные гарантии гражданских свобод. [ПЛК 3] Законопроект был принят Национальным собранием, но отклонен Сенатом.
Обращение граждан в Конституционный совет в рамках института конституционного контроля в порядке исключения впервые было представлено Франсуа Миттераном в 1990 году. [ПЛК 4] был одобрен Национальным собранием с поправками, внесенными Сенатом, и в конечном итоге отозван правительством. Новый законопроект, [ПЛК 5] введенный в 1993 году, был отменен после обсуждения в Сенате. Наконец, приоритетный вопрос конституционности был включен в статью 61-1 Конституции | Статья 61-1 Конституции разделом 29 Закона о Конституции от 23 июля 2008 года.
В 1998 году Жак Ширак взялся за реформу Высшего судебного совета . Поданный 15 апреля 1998 года законопроект был принят обеими палатами 18 ноября 1998 года. [13] Законопроект не был представлен Конгрессу. Однако состав указанного Совета будет реформирован посредством конституционной поправки от 23 июля 2008 года . [14]
Жак Ширак представил законопроект о Французской Полинезии и Новой Каледонии . Поданный 26 мая 1999 г., он был принят обеими палатами 12 октября. Постановление от 3 ноября 1999 г. [ПЛК 6] намеревался внести эти два законопроекта в Парламент в Конгрессе 24 января 2000 г., но был снят с рассмотрения указом Президента Республики от 19 января 2000 г. Позже на эти коллективы глобально повлияет конституционный пересмотр от 28 марта 2003 г. о децентрализованной организации республики. В этом случае на Новую Каледонию будет распространяться поправка к конституции от 23 февраля 2003 года для ее округа и Французской Полинезии - Органический закон № 2004-192 от 27 февраля 2004 года об автономии Французской Полинезии. [ЛО 1]
В 2011 году Николя Саркози пожелал включить в Конституцию нормы, предусматривающие постепенный возврат к сбалансированному бюджету, получившие название « Золотое правило », которое было принято Сенатом обеими палатами во втором чтении 11 июля 2011 года и в третьем чтении в идентичных условиях. Национальным собранием 13 июля 2011 года. [ПЛК 7] Из-за неспособности набрать необходимое большинство в три пятых в Конгрессе, президент Николя Саркози отказался от этой поправки, надеясь возобновить работу в случае переизбрания, чего не произошло. [15] Наконец, в ноябре 2012 года парламент принял простой органический закон , в котором реализована идея Золотого правила. [ЛО 2]
13 марта 2013 года под председательством Франсуа Олланда в Совет Министров представлены четыре законопроекта:
- Удалить Суд Республики [ПЛК 8]
- Изменение состава Высшего судебного совета , назначение прокуроров должно соответствовать постановлению Комиссии. [ПЛК 9]
- Никакого двойного мандата между Правительством и местными исполнительными органами. Президенты станут членами Конституционного совета после того, как покинут свой пост. [ПЛК 10]
- Представительные профсоюзы должны провести переговоры до обсуждения законодательства о труде, занятости или профессиональном обучении. [ПЛК 11]
Правительство хотело, чтобы Конгресс собрался в июле, но из-за времени и недостаточного большинства в парламенте обсуждался только один законопроект (о Высшем судебном совете), где Сенат очистил законопроект от его содержания. После этого правительство было вынуждено отложить внесение изменений. [16]
Исследовательские группы по конституционным поправкам
[ редактировать ]Было официально создано несколько комитетов для формулирования предложений по реформированию государственных учреждений:
- Комиссия Веделя под председательством профессора публичного права Жоржа Веделя в 1993 году. Хотя немедленных результатов не было, его работа была использована для исследований и последующих реформ, особенно в 1995 и 2008 годах.
- Комиссия Труше в 1997 году под руководством Пьера Трюша , первого председателя Кассационного суда , ответственного за исследование реформы Высшего судебного совета . [17] Поправка к конституции, предложенная в 1998 году в результате его работы, не увенчалась успехом. Исследование будет повторено в 2007 году и частично будет представлено во время пересмотра конституции в июле 2008 года.
- Комиссия Аврил под председательством профессора публичного права Пьера Авриля в 2002 году предложила высказаться по поводу уголовного статуса президента республики. [18] Эта работа частично вдохновит на пересмотр конституции от 23 февраля 2007 года.
- Обсуждение комитета и предложений по модернизации и консолидации институтов , или «комиссия Балладюра», в 2007 году проходило под председательством бывшего премьер-министра Эдуарда Балладюра . Поправка к конституции, ставшая результатом выводов комитета, была принята Конгрессом 21 июля 2008 года.
- Комиссия Вейля под председательством бывшего министра и магистрата Симоны Вейль в 2008 году попросила вынести решение о том, включать ли новые права в преамбулу Конституции . [19] Наконец, комиссия рассмотрела единственное дополнение к статье 1 Конституции, включающее ссылку на принцип «равного достоинства каждого». [19]
- Комиссии по обновлению и этике общественной жизни , получившей название «комиссия Жоспена», под председательством бывшего премьер-министра Лионеля Жоспена , было поручено в 2012 году предложить реформу общественной жизни. Он вносит 35 предложений по выборам президента, парламента, ограничивая количество одновременно занимаемых государственных должностей, юрисдикционному статусу исполнительной власти и предотвращению конфликтов интересов.
Хронология французских конституций
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Маастрихтский договор был ратифицирован в соответствии с № 92-1017 от 24 сентября 1992 г., разрешающим ратификацию Маастрихтского договора, одобренного референдумом 20 сентября 1992 г.
- ^ Амстердамский договор ратифицирован в соответствии с Законом № 99-229 от 23 марта 1999 г., разрешающим ратификацию Амстердамского договора, вносящего поправки в Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты .
- ↑ Договор, устанавливающий Конституцию Европы, не был ратифицирован Францией после того, как на референдуме 29 мая 2005 года победили сторонники «против» . Таким образом, поправки, направленные на приведение конституции в соответствие с Договором (ст. 3 Закона о Конституции), так и не вступили в силу.
- ^ Лиссабонский договор был ратифицирован в соответствии с Законом № 2008-125 от 13 февраля 2008 года, разрешающим ратификацию Лиссабонского договора, вносящего поправки в Договор о Европейском Союзе, Договор о создании Европейского сообщества и некоторые связанные с ним акты.
Конституционные законы, цитируемые
[ редактировать ]- ^ «Конституционный ЗАКОН № 2008-724 от 23 июля 2008 г. – статья 46» (на французском языке). ЛегиФранция. 23 июля 2008 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный закон № 2008-724 от 23 июля 2008 г. – статья 47» (на французском языке). ЛегиФранция. 23 июля 2008 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный закон № 2005-204 от 1 марта 2005 года, изменяющий раздел XV Конституции» . ЛегиФранция. 15 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Конституционный закон № 60-525 от 4 июня 1960 г., дополняющий положения раздела XII Конституции.
- ↑ Закон № 62-1292 от 6 ноября 1962 г. о выборах Президента Республики всеобщим избирательным правом.
- ^ Конституционный закон № 63-1327 от 30 декабря 1963 г., вносящий изменения в положения статьи 28 Конституции.
- ↑ Конституционный закон № 74-904 от 29 октября 1974 г., вносящий изменения в статью 61 Конституции.
- ↑ Конституционный закон № 76-527 от 18 июня 1976 г., вносящий поправки в статью 7 Конституции.
- ↑ Конституционный закон № 92-554 от 25 июня 1992 г. добавил к Конституции заголовок: «О Европейских сообществах и Европейском Союзе».
- ^ Конституционный закон № 93-952 от 27 июля 1993 г., вносящий поправки в Конституцию от 4 октября 1958 г. и изменяющий ее заголовки VIII, IX, X и XVIII.
- ^ Конституционный закон № 93-1256 от 25 ноября 1993 г., касающийся международных соглашений, касающихся права на убежище.
- ^ Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., расширяющий рамки референдума, устанавливающий единую очередную парламентскую сессию, изменяющий режим парламентской неприкосновенности и отменяющий положения, касающиеся Сообщества, и переходные положения.
- ^ Конституционный закон № 96-138 от 22 февраля 1996 г., устанавливающий законы о финансировании социального обеспечения.
- ^ Конституционный закон № 98-610 от 20 июля 1998 г., касающийся Новой Каледонии.
- ^ Перейти обратно: а б Конституционный закон № 99-568 от 8 июля 1999 г., включающий в раздел VI Конституции статью 53-2, касающуюся Международного уголовного суда.
- ↑ Конституционный закон № 99-569 от 8 июля 1999 г. о равенстве женщин и мужчин.
- ^ Конституционный закон № 2000-964 от 2 октября 2000 г. о сроке полномочий Президента Республики.
- ↑ Конституционный закон № 2003-267 от 25 марта 2003 г. о европейском ордере на арест.
- ^ Конституционный закон № 2003-276 от 28 марта 2003 г. о децентрализованной организации Республики.
- ^ Конституционный закон № 2005-204 от 1 марта 2005 г., вносящий изменения в раздел XV Конституции.
- ^ Конституционный закон № 2005-205 от 1 марта 2005 г. об Экологической хартии.
- ↑ Конституционный закон № 2007-237 от 23 февраля 2007 г., вносящий изменения в статью 77 Конституции.
- ↑ Конституционный закон № 2007-238 от 23 февраля 2007 г. о внесении изменений в раздел IX Конституции.
- ↑ Конституционный закон № 2007-239 от 23 февраля 2007 г. о запрете смертной казни.
- ^ Конституционный закон № 2008-103 от 4 февраля 2008 г., вносящий изменения в раздел XV Конституции.
- ↑ Конституционный закон № 2008-724 от 23 июля 2008 г. о модернизации институтов Пятой республики.
- ^ «Конституционный ЗАКОН № 2008-103 от 4 февраля 2008 г. о внесении изменений в раздел XV Конституции» (на французском языке). ЛегиФранция. 4 февраля 2008 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный ЗАКОН № 2003-276 от 28 марта 2003 г. о децентрализованной организации Республики» (на французском языке). ЛегиФранция. 28 марта 2003 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
Предлагаемые конституционные законы цитируются
[ редактировать ]- ^ «Письмо премьер-министра президенту республики» (на французском языке). Сенат. 2 апреля 1969 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный законопроект о пересмотре статьи 25 Конституции» (на французском языке). Сенат. 27 сентября 1974 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный законопроект, пересматривающий статью 11 Конституции, позволяющий французам голосовать на референдуме по основным гарантиям гражданских свобод] (на французском языке). Сенат. 20 июля 1984 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный законопроект № 1203, вносящий поправки в статьи 61, 62 и 63 Конституции» (на французском языке). Сенат. 29 марта 1990 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Проекты конституционных законов 1993 года» (на французском языке). Сенат. 10 марта 1993 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «ДЕКАЗ от 3 ноября 1999 г. О ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВНЕСЕНИИ В ПАРЛАМЕНТ, ЗАСЕДАННОМ НА КОНГРЕСС, ДВУХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ» (на французском языке). ЛегиФранция. 3 ноября 1999 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Законодательные вопросы - Проект конституционного закона о бюджетном балансе» (на французском языке). ЛегиФранция. 12 июля 2011 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ правительства (PRMX1306705L) «Законодательные вопросы - Проект конституционного закона о юридической ответственности президента Республики и членов PRMX1306705L)] (на французском языке). ЛегиФранция. 15 марта 2013 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Законодательные вопросы - Проект реформы конституционного закона Высшего судебного совета (PRMX1306704L)» (на французском языке). ЛегиФранция. 4 июля 2013 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ несовместимости, применимой к осуществлению правительственных функций и составу «Законодательные вопросы - Проект конституционного закона о Конституционного совета (PRMX1306702L)] (на французском языке). ЛегиФранция. 15 марта 2013 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ «Законодательные файлы — Проект конституционного закона о социал-демократии (PRMX1306701L)» . ЛегиФранция. 13 марта 2013 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
Цитируемые органические законы
[ редактировать ]- Дополнительную информацию об органическом праве см. в статье Органический закон .
- ^ «Закон об организации № 2004-192 от 27 февраля 2004 г. автономного статуса Французской Полинезии» (на французском языке). ЛегиФранция. 27 февраля 2004 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Органический ЗАКОН № 2012-1403 от 17 декабря 2012 г. о программировании и управлении государственными финансами» [Органический ЗАКОН 2012-1403 от 17 декабря 2012 г. о программировании и управлении государственными финансами] (на французском языке). ЛегиФранция. 17 декабря 2012 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статья 89 Конституции, редакция, действующая с 25 июля 2008 г. (переведено)
- ^ «Решение № 2003-469 DC от 26 марта 2003 г.» [Решение № 2003-469 DC от 26 марта 2003 г.] (на французском языке). ЛегиФранция. 26 марта 2003 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сурк, Барбара; Гаррига, Николас (4 марта 2024 г.). «Франция становится единственной страной, которая прямо гарантирует аборт как конституционное право» . АП Новости . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Портер, Кэтрин (4 марта 2024 г.). «Французские законодатели закрепили доступ к абортам в конституции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Коллектив (27 октября 2014). Парламент [S] 2014-1 Revue d Histoire Politique 21 [ Парламент [S] 2014-1 Журнал истории политики 21 ] (на французском языке). Классический Гарньер. ISBN 978-2812430039 .
- ^ Риу, Жан-Пьер; Понселе, Кристиан; Берштейн, Серж; Ле Бегек, Жиль (1 января 2005 г.). Парламенты, Специальный выпуск 2004 г.: Изменить республику? (1962-2004): История и перспективы [ Парламенты, № Спецвыпуск 2004: Изменить республику? (1962–2004): История и перспективы ] (на французском языке). Арманд Колен. ISBN 978-2200909918 .
- ^ «Проект конституционной поправки к статье 61 Закона о Конституции (AN № 1181 - 27 сентября 1974 г.) » (AN № 1181-27 сентября 1974 г.)] (на французском языке). Сенат Франции. 27 сентября 1974 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Доклад № 1190, Национальная ассамблея, Конституция от 4 октября 1958 г.» [Отчет № 1190, Национальное собрание, Конституция от 4 октября 1958 г.] (на французском языке). ЛегиФранция. 3 октября 1974 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Президенты, которые потерпели неудачу» . Le Point.fr (на французском языке). 17 июля 2008 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «В 1973 году Помпиду отказывается от квинкенната». Ле Фигаро (на французском языке). 29 мая 2008 г.
- ^ Жаннини, Жан-Марсель (13 октября 1973 г.). «Против квинкенната». Ле Монд (на французском языке).
- ^ «Общественный опрос по законопроекту о конституционной модернизации институтов Пятой республики» (на французском языке). Национальное собрание . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Конституционный закон ТА № 23 о Высшем судебном совете» (на французском языке). Сенат. 18 ноября 1998 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Реформа» [Реформа] (на французском языке). Высший совет магистратуры. Архивировано из оригинала 23 сентября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ «Николя Саркози отказывается от своего золотого правила в ожидании 2012 года» (на французском языке). Ле Пост. 7 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 г. Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Корин Лоран (4 июля 2013 г.). «Правительство отказывается от соглашения Конгресса о реформе Высшего совета юстиции . Крест (на французском языке) . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Доклад комиссии по размышлению по правосудию» [Отчет исследовательского комитета по правосудию] (PDF) (на французском языке).
- ^ «Отчет комиссии по уголовному статусу президента республики» (на французском языке). документация французский. Декабрь 2002. с. 105 . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Открытие заново преамбулы Конституции - отчет комитета под председательством Симоны Вейль» . Французская документация. Декабрь 2008. с. 209 . Проверено 16 ноября 2014 г.
Примечания переводчика
[ редактировать ]- ^ Оригинал: на условиях, установленных законами и органическими законами, необходимыми для их применения.
- ^ Оригинал: любой законопроект, касающийся организации органов государственной власти.
- ↑ Оригинал: почти неизбежно привести Совет, когда он его использует, к предрешению решения, которое он должен будет принять.