Цветные люди (азиаты)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
![]() Танец павлина Пайлин — традиционный танец кула из провинции Пайлин в Камбодже . | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Камбоджа , Таиланд | |
Языки | |
Бирманский , Шанский , Па'О , Мон , Кхмерский , Тайский , Исан | |
Религия | |
Тхеравада, буддизм , анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Бамар , Шан , Па'О , Пн , Цзинпо |
Народ Кула ( тайский : กุลา ; кхмерский : កុឡា , Кола [kolaː] ; также пишется Гула и Кола ) являются потомками мигрантов из Бирмы. [ 1 ] которые поселились в регионе Пайлин - Чантабури вдоль границы Камбоджи и Таиланда в 19 веке. К какой бирманской этнической группе принадлежат кула, остается неясным. [ 2 ] с некоторыми предположениями о Бамаре , [ 3 ] Шан [ 4 ] или многоэтническое наследие. [ 5 ]
Терминология
[ редактировать ]Термин «кула», по-видимому, относится к множеству бирманских этнических групп, образующих сообщество в регионах вдоль границы между Камбоджей и Таиландом. Действительно, в тайских документах 1870-х и 1880-х годов слова Toongsoo ( တောင်သူ Taungthu на бирманском языке) и кула используются как синонимы. Toongsoo (или Tongsú ) использовался в 19 веке как обозначение племени Карен в целом, а также для племени торговцев Тай , тесно связанного с Шансом, известного торговлей слонами и лошадьми. Шанское «человек с произношение бирманского слова taungthu холма» относится к па'о , этнической группе среди народа карен . [ 6 ]
Кула также относится к шахтерам в провинциях Чантабури и Пайлин, которые, как полагают, имеют бирманское происхождение. В конце XIX века было обнаружено, что мон также иммигрировали в этот район, что еще больше запутало определение. Камбоджийцы иногда называют их «людьми джунглей», поскольку джунгли в этом регионе первоначально простирались от Давея до Моламьяйна .
Сообщалось , что в 19 веке жителями провинции Пайлин были Бамар , Пегуан , Шан и Тунг-Ту . Они вели торговлю в северных регионах Таиланда во время правления Рамы III (1824–1851 гг.), а во время правления Рамы IV (1851–1868 гг.) расширялись в северо-восточные регионы. [ 7 ] В провинции Баттамбанг в Камбодже, которой раньше принадлежала провинция Пайлин, записи 1910 года указывают на то, что население составляет 4000 бирманцев и 500 Шаня . жителей [ 8 ] Этьен Люне де Лажонкьер, французский военный офицер, описал Пайлин и близлежащий город Бо-Я-Ка в 1910 году как прежде всего Бамара поселения . Говорят, что внешний вид домов и архитектура пагод напоминали Моламьяйн в Бирме . [ 9 ] Далее он добавляет:
«По улицам ходят бирманцы, одетые в элегантные бирманские шелковые тюрбаны, их волосы уложены в цилиндрические пучки, напоминающие короны. Мужчины гуляют, куря огромные сигары, в то время как женщины, туго закутанные в свои разноцветные шелковые саронги, ходят по улицам. линии, несущие большие корзины с цветами к алтарям пагоды».
Языки
[ редактировать ]Люди Кула говорят на бирманском , шанском , па'о и монском языках как на первых языках. Многие также говорят на кхмерском или тайском как на втором языке.
История
[ редактировать ]Путешествие в Таиланд
[ редактировать ]Кулаские купцы торговали в Исане и по берегам Меконга . Их присутствие в Исане зафиксировано еще во времена правления короля Рамы IV . Первое письменное упоминание о Куле в регионе происходит из спора между купцом Кула по поводу покупки 577 голов крупного рогатого скота у губернаторов Рой Эт , Суваннапхума и Кхон Каена , которые отказались передать скот. Кула в то время находились под защитой Британии, поэтому Бангкок выступил в качестве посредника и вернул причитающиеся 2764 бата .
Купцы-кулы путешествовали караванами, некоторые из которых состояли из 100 и более человек, ехавших в упряжках с волами, а также на лошадях и слонах . Купцы покупали и продавали множество видов товаров, включая слонов, слоновую кость , рога , бивни и рога , шелк , водяного буйвола , огнестрельное оружие и другие разнообразные предметы. Меньшие караваны состояли всего из 5–50 человек и были хорошо вооружены ножами и мечами, а также священными магическими чарами для защиты. Кула отличились тем, что вели кочевой образ жизни и жили в храмах, джунглях, прериях и лесах. Тхунг Кула Ронхай , или «равнина плачущей Кулы», названа так в память о кочевнике Кула. Это обширная засушливая равнина с участками болот. В начале 19 века здесь было малолюдно, и многие караваны заблудились, так и не найдя выхода. Общины на равнине установили большие деревянные столбы и посадили деревья в качестве указателей маршрута. Через равнину проходило пять основных маршрутов: из Донг Пайя Фай, Накхонратчасима. г-ну Фриао, в четверг ; от Донг Пайя Кланга, Накхонратчасима, до Санам Чанга, Лопбури ; от ; , Панатникома в Сарабури до Фаном Саракхам Чаченгсао района от Моттамы , Моламьяйна , Мьянмы до Пхетчабуна в подрайоне Рахэнг в Таке ; и от перевала Йорн в Сурине до Сисофона , Камбоджа.
Будучи странствующими торговцами, кула играли важную роль в обеспечении общин Исана необходимыми товарами, навыками и информацией. Они способствовали распространению таких навыков, как обработка железа и ювелирное дело, в сельских общинах и распространяли информацию из города в город. По мере того как региональная экономика развивалась и начала процветать, кула столкнулись с конкуренцией со стороны китайских и индийских купцов, а также отдельных тайцев. Были построены дороги с твердым покрытием и железные дороги, связавшие Бангкок и Накхонратчасиму, что сделало товары более доступными для отдаленных регионов, а также способствовало упадку торговли кула. Когда договор Боуринга закончился, это положило конец исчезновению торговых караванов Кула в Таиланде. Небольшие караваны кула продолжали путешествовать в Таиланд и в 20 веке, и многие потомки кула, живущие на севере Таиланда, до сих пор практикуют свои кочевнические традиции торговли по всему Исану, хотя сейчас они продают керамику и искусственные цветы.
Кула иногда селился в общине после свадьбы, в то время как другие возвращались в Камбоджу после окончания эпохи торговли. Многие традиции и обычаи кула исчезли из поколения в поколение в результате ассимиляции с местными тайскими и лаосскими общинами.
Путешествие в Камбоджу
[ редактировать ]
В 19 веке многие кула иммигрировали в Пайлин , Камбоджа. По словам Р. Бландата, группа шанцев из Чантабури нашла добытый ими драгоценный камень. Они рассказали об этом кулам, которые, будучи торговцами, заработали деньги на этом предприятии. Слухи о драгоценном камне привлекли в этот район китайцев, лаосцев и вьетнамцев. Более богатые кула из Бангкока и члены королевской семьи Шан также иммигрировали в Камбоджу по экономическим причинам.
Поскольку большая часть населения Кулы сосредоточена на небольшой территории, жители стремились создать свое собственное государство. Другая волна мигрантов прибыла из Бирмы в конце 19 - начале 20 века. На камбоджийской стороне тайско-камбоджийской границы Лунг Мусу открыл в 1890 году сапфировое месторождение в Пайлине. Лунг вернулся в Янгон , Бирма, где показал сапфир местной общине Шан. Местные купцы организовали экспедицию сначала для обследования земель, а затем для найма шанских семей из Лайхи , Мок Май и Мэн Най для заселения этой территории. Они построили буддийский храм и монашеский орден, чтобы взять под свой контроль шахту. Больше шансов продолжало стекаться в этот район и построило Ват Пном Ят.
Кула, жившие в Пайлине, работали в шахтах, а также в новом бизнесе по отоплению. В период Французского Индокитая французский торговец драгоценными камнями проводил эксперименты с камнями Пайлин, которые показали их эффективность в сохранении тепла. Местные французы поддерживали хорошие отношения с кула, и поэтому многие кула ездили во Францию учиться, а затем возвращались в Камбоджу.
За это время экономика Пайлина росла, и вместе с ней росли средства к существованию народа Кула. В 1960-х годах Пайлин стал туристическим центром, втолкнув народ Кула в современность и заставив измениться его культура. Например, кула традиционно носили длинные волосы и заплетали их в косы, а мужчины носили саронги, но с увеличением знаний о внешнем мире многие кула постриглись и начали носить брюки.
Красные кхмеры
[ редактировать ]Правление красных кхмеров сильно ударило по народу Кула. Пайлин стал оплотом красных кхмеров на 30 лет, в то время как народ Кула был вынужден стать солдатами на границе с Лаосом. Некоторые бежали в Таиланд, а остальных отправили на каторжные работы в шахты. Эта эпоха известна как время утраты культуры Кула. [ 10 ]
Культура
[ редактировать ]Многие традиции кула имеют корни в культурах Бамара и Шана .
Одежда и культурная одежда
[ редактировать ]Стиль одежды Кула похож на стиль одежды жителей Пайлина, включая традиционный зонтик. Кула раньше называли «бирманским камбоджийцем» или «кхмер-шаном», но больше не называют ни тем, ни другим. [ 11 ]
Большинство странствующих торговцев были мужчинами и одевались иначе, чем местные жители. Большая часть их одежды была описана как похожая на одежду Бирмы, Мона , Дая или Шаня, в то время как некоторые были одеты как Кариенг . Брюки кула в основном изготавливаются из хлопка и окрашены в темные цвета. Брюки были широкими, длиной до щиколотки или колена, очень похожими на китайские шорты, и застегивались на шнурки. Мужчины также носили саронги в клетку темных цветов.
Рубашки Sue Taek Bung — это рубашки с воротником, сделанные из цельного куска ткани, застегнутого спереди. Большинство рубашек были черного, темно-синего и белого цвета. Лонги . или саронг часто имеют цилиндрическую форму и носят от талии до ступней Он фиксируется узлом. Его изготавливают из хлопка, а иногда и из шелка. Мужчины почти всегда носят белую рубашку эинги с воротником-стойкой, иногда с курткой тайкпон . Тайкпон обычно бывает белого, серого, черного или терракотового цвета. Мужчины также носят тюрбан гаунг-баунг и бархатные тапочки. Прическа Кула включает в себя длинные волосы, завязанные на макушке под тюрбаном.
Женщины носят лонги длиной до икры однотонных цветов, с цветочными принтами или узорами. Они часто имеют красную основу с полосками или небольшими клетками, как и Мон стили . Женщины королевской семьи носили длинное платье, называемое тон-дай, украшенное множеством ниток. Блузки были богато украшены серебром и были красочными. Женщины повязывают на плечи шаль и носят ленты для волос с цветами. Как и мужчины, женщины носят зонтики из бамбука и носят тапочки, называемые хнят-пханат, из бархата или кожи. Женщины прокалывали уши и носили каджорн или серьги из серебра. Каджорнов носили парами, а обычные серьги носили только на мочке левого уха. Всю эту одежду во время торжеств меняли на одежду ярких цветов. Одежда очень похожа на ту, которую носят шаны в Бирме. [ 12 ]
Кухня
[ редактировать ]
В Пайлине есть несколько разных видов еды. Кухня Кула отличается от бирманской кухни . Самым популярным блюдом в бирманском стиле является ми кола ( មីកុឡា , также пишется ми кола ), которое представляет собой вегетарианское блюдо из рисовой лапши , приготовленное на пару и приготовленное с соевым соусом и чесноком, иногда смешанное с мясом и омарами. Другие блюда включают том ям из тайской кухни и банановый пудинг Мон из Мьянмы. Все они распространились на другие части Таиланда и Камбоджи , но обычно в более сладких вариантах, чем версия Пайлин, особенно в Пномпене .
Более того, купцы Кула ели простой рис и всегда брали с собой в путешествия кухонную утварь и утварь, сделанную из латуни. В основном они готовили себе еду и ели между собой, потому что у них были строгие правила относительно правильного питания. Кула не едят мясо коров, быков или водяных буйволов. Их воздержание от этих мясных продуктов было основано на том факте, что животные давали рабочую силу, а также были основной частью их торговли. Они готовили еду только из свежих животных, умерших по известным причинам.
Они также не ели лягушек или рыбу, которые были найдены мертвыми, а не убитыми ради мяса. Овощи были обычным явлением в диете кула, и их употребляли во многих вариантах. Кула были знатоками растений, поскольку полагались на природные ресурсы, которые были доступны во время их путешествий. Чай часто употребляли вместо воды и был основным продуктом питания в их домах и во время путешествий. Употребление алкоголя было запрещено, потому что торговцы Кула практиковали магию, чтобы защитить их в путешествиях, и считалось, что алкоголь предотвращает это.
Архитектура
[ редактировать ]Дома в Пайлине построены из деревянных панелей шириной от 8 см (3,1 дюйма) до 1 м (3 фута 3 дюйма) и имеют широкую дверь. Посреди домов стоят святилища Гаутамы Будды . Кула часто сажают розы перед своими домами.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руководство по сохранению, возрождению и развитию идентичности и обычаев этнической группы кула на северо-востоке Таиланда (2009 г.)
- Центральное положение шань/тай как «посредников знаний» в Камбодже.
- Децентрализация колониальной картографии .
- Этнические меньшинства в Камбодже (2009 г.)
- Народный танец Камбоджи (1965)
- Полевой отчет Пайлин (2008–2009 гг.)
- о торговой деятельности Кула в Исе в конце XIX века Почему Кула плакала: Отчет Джунко Койзума .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грабовский, Волкер; Корнелио, Джаил (2019). «Формирование альтернативной идентичности в Юго-Восточной Азии: поколения, транснационализм и насилие» . HAL Открытая наука . Проверено 17 февраля 2024 г.
Тем не менее, хотя мигранты из драгоценных камней Кула, несомненно, были беженцами от проблем конца XIX века, преследовавших Шанские государства и Верхнюю Бирму.
- ^ Коидзуми, Джунко (1990). «Почему кула плакала: отчет о торговой деятельности кула в Исане в конце XIX века» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . Проверено 17 февраля 2024 г.
Кем были Кула/Тонгсу, до сих пор остается вопросом без ответа.
- ^ Грабовский, Волкер; Корнелио, Джаил (2019). «Формирование альтернативной идентичности в Юго-Восточной Азии: поколения, транснационализм и насилие» . HAL Открытая наука . Проверено 17 февраля 2024 г.
В начале 1880-х годов большинство несовершеннолетних, работавших в Пайлине, были бирманцами, известными как кулы (куласы).
- ^ Грабовский, Волкер; Корнелио, Джаил (2019). «Формирование альтернативной идентичности в Юго-Восточной Азии: поколения, транснационализм и насилие» . HAL Открытая наука . Проверено 17 февраля 2024 г.
Исследование Наташи Пейродо (Кембриджский университет) минорных драгоценных камней Кула или Шан.
- ^ Пейродо, Наташа (август 2021 г.). «Исследование общины Шан, добывающей драгоценные камни, в Камбодже» . Архивы экономической жизни Южной и Юго-Восточной Азии . Проверено 17 февраля 2024 г.
На протяжении почти столетия это был центр добычи драгоценных камней, которым управляли шанские старатели-мигранты и бирманские торговцы, которые впервые обнаружили здесь богатые источники рубинов и сапфиров в 1870-х годах. На местном уровне они были известны как Кола (Кула, Кола, Кула, Кола) — производное от бирманского слова, означающего «иностранец».
- ^ Коидзуми, Джунко (1990). «Почему кула плакала: отчет о торговой деятельности кула в Исане в конце XIX века» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Грабовский, Волкер; Корнелио, Джаил (2019). «Формирование альтернативной идентичности в Юго-Восточной Азии: поколения, транснационализм и насилие» . HAL Открытая наука . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Люне де Лажонкьер, Этьен (1910). Вокруг света: новый журнал путешествий (на французском языке). Топор . п. 412.
- ^ Люне де Лажонкьер, Этьен (1910). Вокруг света: новый журнал путешествий (на французском языке). Топор . п. 416.
- ^ Бен Кирнан , Режим Пол Пота: раса, власть и геноцид в Камбодже при красных кхмерах, 1975-1979 гг . Страница 300
- ^ http://www.huso.buu.ac.th/sociology/boondoem/kula/introduction.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Традиционный костюм Мьянмы» . Блог о путешествиях. 2009 . Проверено 7 февраля 2009 г.