Джон Хендерсон (актер)
Джон Хендерсон | |
---|---|
![]() Джон Хендерсон . Холст, масло Томаса Гейнсборо. | |
Рожденный | 1747 Чипсайд , Лондон |
Умер | 25 ноября 1785 г. (38 лет) Букингем-стрит, 9, Лондон |
Место захоронения | Вестминстерское аббатство |
Занятие | Актер |
Годы активности | 1772-1785 |
Супруг | Джейн Фиггинс |
Дети | Гарриет |
Джон Хендерсон (1747–1785) был английским актером, сыгравшим множество шекспировских и других ролей. Сначала он выступал в Бате, где был известен как «Банный Росций», а затем в Лондоне. Если бы он не умер молодым, его бы помнили как достойного преемника Дэвида Гаррика .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хендерсон родился на Голдсмит-стрит, Чипсайд, Лондон, и был крещен 8 марта 1747 года. Его отец, ирландский фактор, умер, когда он был младенцем, и он и его старший брат воспитывались и получали образование у своей матери в Ньюпорт-Пагнелле . Он всегда помнил о своем долге перед ней и заботился о ней в дальнейшей жизни. [ 1 ] [ 2 ] Хендерсон познакомился с литературой, в том числе с Шекспиром, и его поощряли учить отрывки наизусть.
Он посещал школу доктора Стерлинга (где Клайв Индийский ). учился [ 3 ] в Хемел-Хемпстеде в 1758 году. Он проявил творческие способности и провел 6 лет в Лондоне с Даниэлем Фурнье , где изучал рисунок и внес несколько офортов в книгу Фурнье «Трактат о теории и практике перспективы», в которой изложены принципы этого наиболее полезного искусства. Сложен [ 4 ] Хендерсон жил с родственником своей матери, серебряных дел мастером Уильямом Криппсом, на Сент-Джеймс-стрит, когда Криппс умер в 1766 году. Затем он нашел неназванного покровителя, который поддержал его и поощрял его стремление стать актером. [ 1 ]
Театральные амбиции и Батский дебют
[ редактировать ]Хендерсон вступил в литературный клуб в Ислингтоне, члены которого читали произведения разных авторов для взаимного развлечения. Он оказался отличным читателем и умелым подражателем, и, особенно интересуясь Лоуренса Стерна » «Тристрамом Шенди , взял себе прозвище Шенди. Одним из членов был Джон Айрленд , который стал близким другом Хендерсона и опубликовал его письма, стихи и полезные биографические анекдоты. [ 1 ] Говорят, что имитацию Хендерсоном Оды Дэвида Гаррика , произнесенной на Шекспировском юбилее в Стратфорде-на-Эйвоне в 1769 году, было трудно отличить от оригинального концерта. Он попросил Джорджа Гаррика, младшего брата и помощника Гаррика в Королевском театре Друри-Лейн , пройти прослушивание, но безуспешно. Среди других разочарований были отказы со стороны Джорджа Колмана , менеджера театра Ковент-Гарден , и неспособность заинтересовать драматурга Пола Хиффернана в приглашении его на роль в одной из своих пьес. Голос Хендерсона сочли «шерстяным». [ 1 ] но в конце концов Дэвид Гаррик прослушал его и предположил, что он может подойти для провинциального театра, порекомендовав его Джону Палмеру из Бата. Палмер руководил Театром на Олд-Орчард-Стрит , который в 1768 году стал Театром Королевской бани.
6 октября 1772 года там рекламировалась постановка «Гамлета» с «новым актером, прибывшим из Лондона» в главной роли. [ 5 ] Хендерсон играл под псевдонимом Кортни и был известен как король Ричард III. Он впервые появился под своим настоящим именем 26 декабря в роли Хотспура в «Генрихе IV, Часть 1» ; [ 2 ] он добавил Бенедикта в «Много шума из ничего» и «Макбета» к своим шекспировским ролям и сыграл в «Каждом человеке в своем юморе герцога Бекингемского » Бена Джонсона, «Репетиции» , Сюзанны Сентливр » «Чуде и «Графе Эссексском » Генри Джонса . Среди друзей Хендерсона в Бате были Томас Гейнсборо , написавший его портрет, и драматург Ричард Камберленд . Известный как «Ванна Росция», Хендерсон выступал с 1772 по 1778 год в труппе Палмера, добавив в свой шекспировский репертуар Лира, Отелло, Постумуса, Шейлока, короля Джона и Фальстафа (как в «Генрихе IV», так и в «Виндзорских веселых женах» ). [ 6 ] Он также выступал в Бристоле, а летом 1776 года в Бирмингеме; здесь на него произвела впечатление 21-летняя Сара Сиддонс , но ему не удалось убедить Палмера нанять ее.
Лондонская сцена
[ редактировать ]Несмотря на успех в Бате и других провинциальных театрах, амбиции Хендерсона выступать на лондонской сцене до 1777 года пресекались, отчасти из-за Гаррика, который, возможно, опасался соперника. Джордж Колман купил Королевский театр Хеймаркет вместе с предыдущим владельцем Сэмюэлем Футом . в качестве своего главного актера, но в летнем сезоне 1777 года Фут не смог выступать там из-за плохого здоровья. Колман предложил Хендерсону его первое выступление в Лондоне в роли Шейлока 11 июня. С тех пор и до середины сентября он успешно играл Шейлока, Гамлета, Фальстафа (как в « Виндзорских веселых женах», так и в «Генрихе IV, часть 1 »), Ричарда в «Короле Ричарде III» , а также Дона Джона в «Шансах» , Леона в «Правила женой» и «Имей жену». Жена и Байес на репетиции .
В 1776 году Дэвид Гаррик вышел на пенсию, и Ричард Бринсли Шеридан взял на себя управление Королевским театром на Друри-Лейн. Первое появление Хендерсона на этой сцене состоялось в партии Гамлета 30 сентября 1777 года. Он добавил в свой шекспировский репертуар в сезоне 1777–78 годов Ричарда III, Шейлока, Фальстафа (в трёх пьесах), короля Джона, Бенедикта и Макбета, а также играл Гораций в «Римском отце» , Дон Джон, Байес, Брут в «Римском жертвоприношении» (по Уильяму Ширли), Бобадил в «Каждый мужчина в своем юморе» , Эдгар Этелинг в «Битве при Гастингсе» и Валентин в «Любви за любовь» . Летом 1778 года Хендерсон выступал в Дублине и Ливерпуле, а также в Бате, где у него все еще был контракт с Палмером. Он начал сезон 1778–79 на Друри-Лейн в роли Фальстафа в «Веселых женах» и продолжил там почти с тем же репертуаром (добавив отца Доминика в « Испанском монахе» , Бирено в «Законе Ломбардии» и Беверли в «Игроке » Сентливра ). Он сыграл Короля Лира на своем бенефисе в марте 1779 года, билеты на который можно было приобрести в его доме на Букингем-стрит за 259 фунтов стерлингов.
Хендерсон время от времени играл в Королевском театре Ковент-Гарден в сезоне 1778–79, но с осени 1779 года этот театр стал его базой. К его обширному репертуару добавились роли Глостера и Гастингса в «Джейн Шор » , сэра Джона Брута в «Спровоцированной жене» , главную роль в Ванбурга » «Эзопе , Сфорца в «Герцоге Миланском» , Остина в «Графе Нарбонн , Сэр Джайлс переусердствовал в «Новом способе расплатиться со старыми долгами» , Масквелл в «Двойном дилере» , Лузиньян в «Заре» , Скиолто в «Кающейся кающейся» , Эвандер в «Греческой дочери» , Пьер в «Сохраненной Венеции» и мистер Испытание в «Модных легкомыслиях» , новой пьесе Леонарда МакНелли . Он также сыграл и другие шекспировские роли: Леонтеса, Мальволио, короля Иоанна и Яго. «Мистер Хендерсон» неизменно возглавлял список актеров, когда в прессе рекламировались выступления. Многие его роли уже исполнял Дэвид Гаррик, и его считали достойным преемником. Яго Хендерсона «был, пожалуй, венцом всех его серьезных достижений. Все это было глубоко интеллектуально, как и персонаж… Несмотря на то, что Хендерсон был прилежным человеком, в искусстве Хендерсона не было очевидной дисциплины; он двигался и выглядел так, как того требовали юмор или страсть». [ 7 ] Несмотря на невысокий рост и иногда неловкость в движениях, изображение персонажа Хендерсона получило признание, и гравюры с его изображением в ролях Гамлета, Яго и Макбета стали популярными.
Летом Хендерсон путешествовал, выступая в Бристоле, Бирмингеме, Ирландии, Ливерпуле и Эдинбурге. изобразил его в карикатурном виде Находясь в Эдинбурге в 1784 году, Хендерсон сыграл Фальстафа, в этой роли Джон Кей вместе с мистером Чартерисом в роли Бардольфа. [ 8 ]
Во время Великого поста 1784 года (когда театры были закрыты) Хендерсон присоединился к Томасу Шеридану в серии чтений в Длинной комнате Хикфорда ; они были повторены в следующем году в Зале масонов и привели в 1796 году, после смерти обоих ораторов, к публикации « Практического метода чтения и декламирования английской поэзии» Шеридана и Хендерсона . [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]Гораций в опере Уильяма Уайтхеда «Римский отец» в Ковент-Гардене 8 ноября 1785 года был последним выступлением Хендерсона, и он умер в возрасте 38 лет в своем доме на Букингем-стрит, 9, 25 ноября. Газета London Chronicle сообщила, что «ничто не может быть более внезапным и неожиданным, чем смерть г-на Хендерсона». [ 10 ]
Широко сообщалось о похоронах Хендерсона 3 декабря. Процессия из пятнадцати траурных экипажей и других экипажей сопровождала его тело в Вестминстерское аббатство, где он был похоронен недалеко от могилы Дэвида Гаррика и мемориала Шекспиру. Надпись, ныне стертая, гласила: «Под этим камнем захоронены останки Джона Хендерсона, который умер 25 ноября 1785 года в возрасте 38 лет». [ 11 ] Среди многих скорбящих были актеры, работавшие с Хендерсоном, в том числе Фрэнсис Эйкен , Джон Квик , Ричард Роутон , Джон Эдвин , Чарльз Маклин , Джозеф Джордж Холман , Джон Филип Кембл и ирландский писатель Артур Мерфи . [ 12 ]
Хендерсон умер, не оставив завещания, но его состояние оценивалось в сумму от 6000 до 7000 фунтов стерлингов. [ 10 ] У него была обширная библиотека, насчитывающая около 2500 томов и множество гравюр. Он был продан на аукционе в течение шести дней (с понедельника по субботу, 20–25 февраля 1786 г.) «Т. и Дж. Эгертонами (книготорговцами) в их комнате в Скотланд-Ярде». [ 13 ] В нем находились важные коллекции, такие как:
- Тридцать томов по колдовству и смежным темам, в том числе «Свеча в темноте: или Трактат о природе ведьм и колдовства» Томаса Эйди и замечательная история волшебника, который соблазнил благочестивую женщину стать ведьмой. [ 14 ]
- Семьдесят томов по истории театра, биографии, критике и противоречиям, включая воспоминания о жизни Дэвида Гаррика, эсквайра. Томас Дэвис (1780).
- Около 1700 работ об «Английском театре», в том числе произведения нескольких авторов-женщин, таких как «Соперничающие вдовы » миссис Элиз. Купер и Альбина, графиня Раймонд , миссис Х. Коули .
- Четыреста гравюр, в том числе 27 Хогарта , таких как «[меццо-тинто] мистера Гаррика в « Возвращении фермера », прекрасное доказательство, очень редкое» — и 22, изображающие Гаррика в образе, например, в роли Абеля Друггера в Джонсона « Алхимике» . .
Семья
[ редактировать ]Хендерсон женился на Джейн, дочери Томаса Фиггинса-младшего, успешного портного из Чиппенхэма , 13 января 1779 года в отеле St Clement Danes в Лондоне. Их единственная дочь Харриет крестилась 18 ноября того же года в Сент-Мартен-ин-зе-Филдс . Она вышла замуж за Джеймса Керрика Мура в церкви Святого Георгия на Ганновер-сквер 31 декабря 1779 года; Мур был хирургом, братом и биографом генерал-лейтенанта сэра Джона Мура Корунье. Дочью Джеймса Мура и Гарриет Хендерсон была художница Гарриет Джейн Мур .
Спектакль « Сохраненная Венеция» в Королевском театре Ковент-Гарден 25 февраля 1786 года в пользу миссис Хендерсон включал пролог, произнесенный миссис Сиддонс, которая также играла Бельвидеру. Джейн Хендерсон умерла в 1819 году и была похоронена вместе со своим мужем в Вестминстерском аббатстве. [ 15 ]
Источники
[ редактировать ]- «Хендерсон, Джон». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/12910 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Лаундс, Уильям (1982). Королевский театр в Бате . Редклифф. ISBN 978-0905459493 . Проверено 23 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чилтон, Лесли А. (2017). «Голос Джона Хендерсона» . Реставрация и театральные исследования восемнадцатого века . 32 (1): 41–55. дои : 10.5325/rectr.32.1.0041 . S2CID 246590215 .
- Харли, Джордж Дэвис (1787). Монодия о смерти мистера Джона Хендерсона, покойного деятеля театра Ковент-Гарден . Норвич.
- Синклер, Джорджия (1904). «Преемник Дэвида Гаррика». Шотландский исторический обзор . 1 (3). Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья.
Ссылки
[ редактировать ]Примечание. Подробности выступлений Хендерсона в Лондоне перечислены в хронологическом порядке. «База данных лондонской сцены» . База данных лондонских сцен . Проверено 23 мая 2023 г. Его выступления в Бате упоминаются обычным образом .
- ^ Jump up to: а б с д Ирландия, Джон (1786). Письма и стихи покойного мистера Джона Хендерсона с анекдотами из его жизни . Лондон: Дж. Джонсон.
- ^ Jump up to: а б «Отчет покойного мистера Джона Хендерсона». Европейский журнал и Лондонское обозрение . Лондон. Декабрь 1785 года.
- ^ «Клайв, Роберт, первый барон Клайв Плесси». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Фурнье, Даниэль (1761). Трактат о теории и практике перспективы . Лондон: Частное издание.
- ^ Дэвис, Томас (1777). Подлинное повествование о жизни и театральных действиях мистера Джона Хендерсона, обычно называемого «Ванна Росций» . Лондон: Т. Эванс.
- ^ Пенли, Белвилл С. (1892). Батская сцена: история драматических представлений в Бате . стр. 40–45.
- ^ Боаден, Джеймс (1827). Мемуары миссис Сиддонс вперемежку с анекдотами авторов и актеров . Филадельфия: Х. К. Кэри, И. Ли и Э. Литтел. стр. 213–14.
- ^ «Джон Хендерсон; мистер Чартерис» . Национальная портретная галерея . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ Шеридан, Томас (1796). Практический метод чтения Шеридана и Хендерсона . Лондон: Э. Ньюбери и Дж. Скэтчард.
- ^ Jump up to: а б «Лондон». Лондонская хроника . Лондон. 29 ноября 1785 г. с. 6.
- ^ «Актер Джон Хендерсон» . Вестминстерское аббатство . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ «Погребение Хендерсона». Таймс . Лондон. 5 декабря 1785 г.
- ^ Эгертон, T&J (1786). Каталог библиотеки Джона Хендерсона . Лондон.
- ↑ Точнее, замечательная история одержимости и обращения кающейся женщины: соблазненная волшебником, который заставил ее стать ведьмой… Себастьен Микаэлис, Лондон: 1613 г.
- ^ Честер, Джозеф Лемюэль, изд. (1876). Регистры брака, крещения и захоронения коллегиальной церкви или аббатства Святого Петра в Вестминстере . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )