Архитектура калифорнийских миссий
Часть серии о |
Испанские миссии в Калифорнии |
---|
На архитектуру калифорнийских миссий повлияло несколько факторов, в том числе ограниченность имеющихся строительных материалов, общая нехватка квалифицированной рабочей силы и желание священников-основателей подражать известным постройкам на своей родине в Испании. . Хотя нет двух одинаковых комплексов миссий, все они использовали один и тот же базовый стиль строительства.
Выбор и планировка места
[ редактировать ]
считала миссии временным предприятием Хотя испанская иерархия , развитие отдельного поселения не было просто вопросом «священнической прихоти». При создании миссии следовали давним правилам и процедурам; бумажная работа требовала месяцев, а иногда и лет переписки и требовала внимания практически всех уровней бюрократии. [1] Получив полномочия возвести миссию в определенном районе, назначенные на нее люди выбирали конкретное место с хорошим водоснабжением, большим количеством древесины для костров и строительных материалов, а также просторными полями для выпаса стад и выращивания сельскохозяйственных культур . Падре покрытые благословили это место и с помощью своего военного эскорта построили временные укрытия из ветвей деревьев или вбитых кольев, соломой или тростником . Именно эти простые хижины в конечном итоге уступили место каменным и глинобитным постройкам, существующим и по сей день.

Первым приоритетом при создании поселения было расположение и строительство церкви ( иглесиа ) . Большинство миссионерских святилищ были ориентированы примерно по оси восток-запад, чтобы максимально использовать положение солнца для внутреннего освещения ; точное выравнивание зависело от географических особенностей конкретного участка. [3] [4] После того, как будет выбрано место для церкви, будет отмечено ее положение и запланирована остальная часть миссионерского комплекса. Покои священников, трапезная , монастырь , мастерские , кухни , жилые помещения солдат и прислуги, кладовые и другие подсобные помещения обычно группировались вокруг обнесенного стеной открытого двора или патио (часто в форме четырехугольника ), внутри которого располагались религиозные помещения. часто происходили торжества и другие праздничные мероприятия. Куадрангуло редко был идеальным квадратом , потому что отцы не имели в своем распоряжении геодезических инструментов и просто измеряли все размеры пешком. В случае нападения враждебных сил жители миссии могли укрыться внутри четырехугольника.
Основные общие элементы, обнаруженные во всех миссиях в Альта-Калифорнии, можно резюмировать следующим образом: [5]
- Арочные коридоры;
- Изогнутые с фронтонами фронтоны ;
- Террасные колокольни (с куполами и фонарями) или колокольни (пробитые звонницы);
- Широкий выступающий карниз ;
- Широкие, недекорированные поверхности стен; и
- Низкие, покатые черепичные крыши .
Миссии в Альта-Калифорнии в целом не имеют того же разнообразия и сложности деталей в своем дизайне, что и конструкции, возведенные испанскими поселенцами в Аризоне , Техасе и Мексике в тот же телевизионный период; [ нужны разъяснения ] тем не менее, они « ...представляют собой конкретные напоминания об испанской оккупации и замечательные примеры зданий, задуманных в стиле и манере, соответствующих стране, в которой они были построены » . [6] В некоторых вымышленных отчетах о строительстве миссий утверждалось, что туннели были включены в конструкцию сада и использовались в качестве средства аварийного выхода в случае нападения; однако никаких исторических свидетельств (письменных или физических) никогда не было обнаружено, подтверждающих эти дикие утверждения. [7] [примечание 1]
Строительные материалы
[ редактировать ]
Нехватка импортных материалов, а также нехватка квалифицированных рабочих вынудили отцов использовать простые строительные материалы и методы при строительстве миссионерских построек. Поскольку импортировать необходимое количество материалов для большого миссионерского комплекса было невозможно, падре приходилось собирать необходимые им материалы на земле вокруг них. При строительстве зданий постоянного представительства использовались пять основных материалов: саман, древесина, камень, кирпич и плитка. [8] Adobes (глиняные кирпичи) изготавливались из смеси земли и воды с добавлением соломы , соломы или навоза для связывания смеси. кусочки кирпича или ракушки для улучшения сцепления. Иногда в смесь добавляли [9] Используемая почва глиной могла быть , , суглинком песчаной или гравийной землей. Изготовление кирпичей было простым процессом, основанным на методах, первоначально разработанных в Испании и Мексике. ) выбиралось удобное, ровное место Рядом с предполагаемой строительной площадкой и рядом с подходящим источником воды (обычно родником или ручьем . Землю перекапывали и пропитывали водой, после чего рабочие, босиком, утрамбовывали влажную землю и вяжущее вещество до однородной консистенции, пригодной для переноски и укладки в формы для кирпича .
Смесь прессовали в деревянные формы , которые располагали рядами и выравнивали вручную по верху рамы. Время от времени рабочий оставлял отпечаток своей руки или ноги на поверхности мокрого кирпича, а может быть, грамотный мастер писал на лицевой стороне свое имя и дату. Когда формы были заполнены, кирпичи оставляли сушиться на солнце. Большое внимание было уделено обнажению кирпичей со всех сторон, чтобы обеспечить равномерное высыхание и предотвратить растрескивание. После высыхания кирпичи складывали рядами в ожидании использования. Калифорнийские саманы имели размеры 11 на 22 дюйма (280 на 560 мм), толщину от 2 до 5 дюймов (51–127 мм) и весили от 20 до 40 фунтов (10–20 кг), что делало их удобными для переноски и простыми в обращении во время работы. процесс строительства. [10]

Удобств для фрезерования пиломатериалов почти не существовало: рабочие использовали каменные топоры и грубые пилы для придания формы древесине и часто использовали бревна, с которых только была снята кора. Эти методы придали миссионерским структурам особый вид. Древесину использовали для укрепления стен, виги (балки) для поддержки крыш, а также в качестве форм для дверных и оконных проемов и арок. Поскольку большинство поселений располагалось в долинах или прибрежных равнинах , почти полностью лишенных достаточно больших деревьев , падре в большинстве случаев ограничивались соснами , ольхами , тополями , кипарисами и можжевельниками для использования в своих строительных работах. Индейцы использовали деревянные карретты , запряженные волами , для перевозки древесины на расстояние до сорока миль (как это было в случае с миссией Сан-Мигель-Арканхель ). Однако в миссии Сан-Луис-Рей изобретательный отец Ласуэн поручил своим работникам-новичкам сплавлять бревна вниз по реке от горы Паломар к месту миссии. [11] Нехватка древесины хорошего размера вынудила мужчин проектировать миссионерские здания, которые были длинными и узкими. Например, самые широкие внутренние размеры любого из зданий миссии (в Сан-Карлосе , Санта-Кларе и Санта-Крусе ) составляют 29 футов (8,8 м): самый узкий, в миссии Соледад , имеет ширину 16,2 фута (4,9 м). Самая длинная конструкция в Миссии Санта-Барбара простирается на 162,5 фута (49,5 м). [12] Камень ( piedra ) по возможности использовался в качестве строительного материала. Из-за отсутствия квалифицированных каменщиков неопытные строители прибегали к использованию песчаника ; хотя его было легче резать, он не был таким устойчивым к атмосферным воздействиям, как тот, который использовали бы опытные мастера . Чтобы скрепить камни вместе, священники и индейцы следовали (мексиканской) доколумбовой технике использования глиняного раствора , поскольку раствор, приготовленный из извести, был им недоступен. В грязевую смесь добавляли цветные камни и гальку, придавая ей « красивую и интересную текстуру ». [13]
Ладрильо (обычные кирпичи) производились почти так же, как саман, с одним важным отличием: после формовки и первоначальной сушки кирпичи обжигались в печах на открытом воздухе, чтобы обеспечить гораздо большую долговечность, чем можно было бы достичь, просто высушивая их на солнце. Обычные кирпичи обычно имели квадратные размеры десять дюймов (250 мм) и толщину от 2 до 3 дюймов (от 51 до 76 мм). Квадратный кирпич для тротуара был равен толщине обычного кирпича, но имел диаметр от 11 до 15 дюймов (от 280 до 380 мм). [14] Многие из построек, возведенных из этого типа кирпича, оставались стоять еще долгое время после того, как их глинобитные аналоги были превращены в руины.
Самые ранние постройки имели крыши из соломы или земли, поддерживаемые плоскими столбами. Теджас ( черепица . ) использовался в более позднем строительстве (начиная примерно с 1790 года) для замены легковоспламеняющейся соломенной крыши Полукруглые плитки состояли из глины , отлитой на участке бревна и хорошо отшлифованного, чтобы предотвратить прилипание глины. По словам отца Эстевана Таписа из миссии Санта-Барбара, около тридцати двух мужчин-индейцев должны были делать 500 плиток каждый день, в то время как женщины носили в ямы песок и солому. [15] Смесь сначала обрабатывалась в ямах под копытами животных , затем помещалась на плоскую доску и придавалась нужной толщине. Затем на бревна накладывали листы глины и вырезали нужные размеры: их длина составляла от 20 до 24 дюймов (от 510 до 610 мм), а ширина - от 5 до 10 дюймов (от 130 до 250 мм). После обрезки плитки сушили на солнце, затем помещали в печи и обжигали до красновато-коричневого цвета. [16] Качество плиток сильно различалось в разных миссиях из-за различий в типах почвы на разных участках. Легенда гласит, что первые плитки были изготовлены в миссии Сан-Луис-Обиспо , но отец Мейнард Гейгер ( историк -францисканец и биограф Хуниперо Серра) утверждает, что миссия Сан-Антонио-де-Падуя фактически была первой, кто их использовал. [17] Помимо очевидного преимущества перед соломенными крышами с точки зрения огнестойкости, непроницаемая поверхность также защищала глинобитные стены внизу от разрушительного воздействия дождя . Оригинальные плитки были закреплены слоем самана и удерживались на месте благодаря своей форме: они сужались к верхнему концу, чтобы не могли соскальзывать друг с друга.
Методы строительства
[ редактировать ]слой русловых камней Самые ранние проекты имели в качестве фундамента , на котором размещались саманы. Позже для фундаментных рядов стали использовать камень и каменную кладку , что значительно увеличило несущую способность кирпичной кладки. [18] Никакой другой подготовки грунта перед началом строительства, кроме поверхностного выравнивания, не проводилось. Есть некоторые свидетельства того, что первоначальные конструкции на некоторых заставах были построены путем установки деревянных столбов близко друг к другу и заполнения промежутков глиной. [19] По завершении здание будет покрыто соломенной крышей, а поверхности стен будут покрыты побелкой, чтобы предотвратить разрушение глиняного фасада. Этот тип конструкции известен как « плетень и мазня » ( jacal для туземцев) и в конечном итоге уступил место использованию самана, камня или ладрилло . Несмотря на то, что многие из глинобитных построек в конечном итоге были заменены на конструкции из пьедры или кирпича, саман по-прежнему широко использовался и был основным материалом, используемым при строительстве миссий, поскольку практически повсеместно не хватало легкодоступного камня. Саманы укладывались рядами и скреплялись влажной глиной. Из-за низкой несущей способности самана и отсутствия квалифицированных каменщиков ( албанилов ) стены из сырцового кирпича должны были быть довольно толстыми. Ширина стены зависела главным образом от ее высоты: низкие стены обычно имели толщину два фута, а самые высокие (до тридцати пяти футов) требовали для их поддержки целых шесть футов материала. [20]
В верхние ряды большинства стен были вставлены бревна, чтобы придать им жесткость. Массивные внешние контрфорсы также использовались для укрепления секций стен, но этот метод армирования требовал включения пилястр внутри здания, чтобы противостоять боковому давлению контрфорсов и предотвратить обрушение стены. Пилястры и контрфорсы часто изготавливались из более прочного обожженного кирпича, даже если стены, которые они поддерживали, были глинобитными. Когда стены стали слишком высокими, и рабочие на земле не могли добраться до вершины, простые деревянные леса из всех имеющихся пиломатериалов были возведены . Много раз столбы временно вклеивались в стены для поддержки подиумов . Когда стена была завершена, столбы удалялись, а пустоты заполнялись саманом, а иногда и отпиливались заподлицо с поверхностью стены. [21]

В распоряжении испанцев . были различные типы элементарных подъемников и кранов для подъема материалов людям, работавшим на вершине конструкции Эти машины изготавливались из дерева и веревки и обычно по конфигурации были похожи на корабельный такелаж . Фактически, моряков часто привлекали к строительству миссий, чтобы применить свои знания в области морского снаряжения для обработки грузов. [22] Неизвестно, использовали ли падре шкивы в своих подъемных устройствах , но эти инструменты, тем не менее, выполнили свою работу. Если бы саманные дома не были защищены от непогоды, они в конечном итоге превратились бы в груды грязи. Поэтому большинство глинобитных стен были либо побелены , либо оштукатурены внутри и снаружи. Побелка представляла собой смесь извести и воды, которой наносили кистью внутренние поверхности перегородок; штукатурка представляла собой долговечную вязкую смесь заполнителя (в данном случае песка) и побелки, наносимую на грани несущих стен палеткой ( мастерком ) . Обычно на лицевой стороне стены, на которую должна была быть нанесена штукатурка, делались насечки, чтобы смесь лучше прилипала, или рабочие вдавливали кусочки сломанной плитки или небольшие камни во влажный раствор, чтобы обеспечить различную поверхность, на которой штукатурка могла бы цепляться. [23]
После возведения стен можно было приступать к монтажу крыши . Плоские или остроконечные крыши поддерживались квадратными, равномерно расположенными деревянными балками, которые выдерживали вес крыши и потолка (если таковой имелся). В святилищах балки обычно украшались росписью. Вигас опирался на деревянные кронштейны , которые были встроены в стены и часто выступали за пределы здания. [24] Когда стропила были установлены на место, поверх них для изоляции плели солому из тюля (щетки), а затем покрывали их глиняной черепицей. [24] Черепицы приклеивались к крыше с помощью раствора, глины или хлеба ( смола или битума ). В некоторых миссиях падре смогли нанять профессиональных каменщиков для помощи в своих начинаниях; в 1797 году, например, мастер-каменщик Исидоро Агилар был привезен из Кулиакана, Мексика, , чтобы руководить строительством каменной церкви в Сан-Хуан-Капистрано . [25] Церковь, построенная в основном из песчаника , имела сводчатый потолок и семь куполов . Для этого предприятия индейцам приходилось собирать тысячи камней на многие мили вокруг, перевозя их в карреттах или перенося вручную. Это сооружение, получившее прозвище «Церковь Серры», когда-то имело колокольню высотой 120 футов, которая была почти полностью разрушена в 1812 году. [26]

Арочные дверные и оконные проемы требовали использования деревянного центрирования при возведении, как и коридорные арки и любые типы сводов или куполообразных конструкций. Окна были небольшими и сведены к минимуму и размещались высоко на стенах в качестве защитной меры на случай нападения индейцев. В некоторых миссиях были импортные стеклянные оконные стекла, но большинство обходилось промасленными шкурами , плотно натянутыми вокруг проемов. [28] Окна были единственным источником внутреннего освещения в миссиях, если не считать сальных свечей, изготовленных в мастерских аванпостов. Двери были сделаны из дерева, разрезанного на доски в карпинтерии , и чаще всего имели испанский узор « Река жизни » или другие резные или раскрашенные узоры. Плотники использовали продольную пилу (или «пилу»), чтобы распиливать бревна на тонкие доски, которые скреплялись декоративными гвоздями мастерской миссии , выкованными в кузнечной . Гвозди, особенно длинные, были редкостью по всей Калифорнии, поэтому большие элементы (такие как стропила или балки ), которые нужно было скреплять вместе, связывали полосками сыромятной кожи . [29] Соединения этого типа были обычным явлением в конструкциях столбов и перемычек , например, в коридорах. Помимо гвоздей, кузнецы изготавливали железные ворота , кресты , инструменты , кухонную утварь , пушки для защиты миссии и другие предметы, необходимые миссионерскому сообществу. Поселениям приходилось полагаться на грузовые суда и торговать запасами железа, поскольку у них не было возможности добывать и перерабатывать железную руду.
Архитектурные элементы
[ редактировать ]
Поскольку падре не обучались проектированию зданий, они могли лишь пытаться подражать архитектурным аспектам построек, которые они помнили по своей родине. Миссии демонстрируют сильное римское влияние во многих методах проектирования и строительства (как и многие здания в Испании ), особенно в строительстве арок и куполов. В миссии Санта-Барбара ознакомился с работами I века до нашей эры римского архитектора Витрувия . отец-основатель Рипали даже зашел так далеко, что на этапе проектирования проекта [30]
Помимо куполов, сводов и арок, а также римских методов строительства, использованных для их создания, миссии унаследовали несколько архитектурных особенностей матери-Испании. Одним из наиболее важных элементов дизайна миссии была церковная колокольня , которая имела четыре различных типа: основная колокольня, эспаданья , колокольня и колокольня . Основная колокольня представляла собой просто колокол, свисающий с балки, поддерживаемой двумя вертикальными столбами. Колокольня обычно стояла сбоку от главного входа в церковь. Второй тип, эспаданья , представлял собой приподнятый фронтон в конце церковного здания, обычно изогнутый и украшенный; Однако он не всегда имел колокола, а иногда добавлялся к зданию просто для того, чтобы придать ему более впечатляющий фасад. Колокольня , вероятно , самая известная опора колокола, представляла собой большую башню, на которой находился один или несколько колоколов; Обычно это были куполообразные конструкции, а на некоторых даже были фонари. Последний способ подвешивания колокольчиков — колокольчик. , который представляет собой стену с отверстиями для колоколов. Большинство стен были пристроены к зданию святилища, за исключением стены Пала Асистенсия , которая представляет собой отдельное сооружение. Кампанарио уникален тем , что его родиной является Альта Калифорния .

Другими примечательными аспектами миссий были длинные аркады ( коридоры ), которые окружали все внутренние и многие внешние стены. Арки обычно были римскими (полукруглыми), а столбы квадратными и из жженного кирпича, а не самана. Навес, созданный аркадой, выполнял двойную функцию: он обеспечивал удобное тенистое место для сидения после тяжелого рабочего дня и (что более важно) защищал глинобитные стены от дождя. Оплотом любого миссионерского комплекса была его капилла ( часовня ). Дизайн часовен в целом повторял дизайн христианских церквей в Европе, но имел тенденцию быть сравнительно длинным и узким из-за размера древесины, доступной вдоль побережья Калифорнии. Каждая церковь имела главную часть ( неф ), баптистерий возле главного входа, святилище (где алтарь располагался ) и ризницу в задней части церкви, где материалы, используемые для совершения мессы хранились , и где священники облачались в облачения. . В большинстве церквей лестница возле главного входа вела на хор. .
Украшения обычно копировались из книг и наносились местными художниками. Говорят, что религиозные орнаменты и картины « отражают колорит испанской эпохи, смешанный с примитивным мастерством индийских художников ». [31] Влияние, которое архитектура миссии оказала на современные здания Калифорнии, легко заметно во многих гражданских , коммерческих и жилых постройках, которые демонстрируют черепичные крыши, арочные дверные и оконные проемы, а также оштукатуренные стены, которые олицетворяют «вид миссии». Эти элементы часто включаются во внешнюю отделку современных зданий в Калифорнии и на юго-западе и обычно называются архитектурой стиля возрождения миссии . Включение этих элементов полностью или частично в обычные коммерческие здания было встречено с разной степенью одобрения и рассматривается некоторыми критиками как « миссия невыполнима » - явление, которое наиболее дерзко наблюдается в быстрого питания торговых центрах Taco Bell. . Если все сделано правильно, здание в миссионерском стиле будет производить впечатление простоты, долговечности и комфорта, с прохладой в жаркий день и теплом в холодную ночь (из-за явления, известного как эффект теплового маховика ).
Инфраструктура
[ редактировать ]Каменные акведуки , протянувшиеся иногда на несколько миль, доставляли пресную воду из реки или источника к месту миссии. из обожженной глины Трубы , соединенные известковым раствором или битумом, доставляли воду в резервуары с гравитационной подачей и фонтаны и сливали в водные пути , где сила воды использовалась для вращения шлифовальных кругов , прессов и других простых механизмов . Вода, доставленная в миссию, будет использоваться для приготовления пищи , уборки , орошения посевов и питья . Питьевой воде позволяли просачиваться через чередующиеся слои песка и древесного угля, чтобы удалить примеси.
Мебель
[ редактировать ]
Созданная под влиянием мебели ранних миссий , мебель из «дуба миссии» имеет некоторое сходство с соответствующей мебелью в стиле декоративно-прикладного искусства , в которой используются аналогичные материалы, но без акцента декоративно-прикладного искусства на изысканность линий и декора. Дуб — типичный материал с естественным золотистым оттенком, который со временем приобретает насыщенный средне-коричневый цвет. Такие компоненты, как ножки, часто будут прямыми, а не сужающимися, а поверхности будут плоскими, а не изогнутыми. Щедрое использование материалов приводит к созданию тяжелой и прочной мебели, создающей впечатление «приземленности» благодаря простоте, функциональности и стабильности. Преобладают прямые линии, с небольшим декором или вообще без него, за исключением тех, которые второстепенны для функционирования, таких как кованые железные петли и защелки. Ведущим дизайнером мебели в этом стиле во время движения «Искусство и ремесло» был Густав Стикли .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Одна из таких гипотез была выдвинута автором Прентом Дуэлем в его работе 1919 года «Архитектура миссии на примере Сан-Ксавьер-дель-Бак»: «Большинство ранних миссий имели секретные проходы как средство спасения на случай, если они будут осаждены. найти кого-нибудь из них сейчас, поскольку они очень подлые».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон 1964 , с. 5.
- ^ Ньюкомб 1973 , с. 15.
- ^ Баер 1958 , с. 42.
- ^ Мендоса 2012 , с. 7.
- ^ Ньюкомб 1973 , с. ix.
- ^ Ньюкомб 1973 , с. VII.
- ^ Энгельхардт 1920 , стр. 350–351.
- ^ Крамп 1975 , с. 7.
- ^ Крамп 1975 , с. 8.
- ^ Эгенхофф 1952 , с. 149.
- ^ Кэмпхаус 1974 , с. 33.
- ^ Джонсон 1964 , с. 24.
- ^ Джонсон 1964 , с. 26.
- ^ Эгенхофф 1952 , с. 156.
- ^ Уэбб 1952 , с. 108.
- ^ Эгенхофф 1952 , с. 162.
- ^ Крамп 1975 , с. 17.
- ^ Баер 1958 , с. 22.
- ^ Баер 1958 , с. 23.
- ^ Крамп 1975 , с. 24.
- ^ Джонсон 1964 , с. 50.
- ^ Джонсон 1964 , с. 52.
- ^ Баер 1958 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Баер 1958 , с. 28.
- ^ Кэмпхаус 1974 , с. 30.
- ^ Чейз и Сондерс 1915 , с. 27.
- ^ Ньюкомб 1973 , с. 65.
- ^ Баер 1958 , с. 32.
- ^ Джонсон 1964 , с. 68.
- ^ Кэмпхаус 1974 , с. 70.
- ^ Баер 1958 , с. 50.
Библиография
[ редактировать ]- Баер, Курт (1958). Архитектура калифорнийских миссий (1-е изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Кэмпхаус, Марджори (1974). Путеводитель по миссиям Калифорнии . Пасадена, Калифорния: Андерсон, Ричи и Саймон. ISBN 0-378-03792-7 .
- Чейз, Дж. Смитон; Сондерс, Чарльз Фрэнсис (1915). Калифорнийские падре и их миссии . Бостон и Нью-Йорк: Хоутон Миффлин.
- Крамп, Спенсер (1975). Испанские миссии Калифорнии: их вчера и сегодня . Корона-дель-Мар, Калифорния: Трансанглоязычные книги. ISBN 0-87046-028-5 .
- Эгенхофф, Элизабет Л. (1952). «Ткани». Калифорнийский журнал горной промышленности и геологии . 8 (4). Сан-Франциско, Калифорния (опубликовано в апреле 1952 г.): 142–178.
- Энгельгардт, Зефирин (1920). Миссия Сан-Диего . Сан-Франциско, Калифорния: Компания Джеймса Х. Барри. OCLC 62804490 .
- Джонсон, Пол С., изд. (1964). Калифорнийские миссии: иллюстрированная история . Менло-Парк, Калифорния: Lane Book Company.
- Мендоса, Рубен Г. (2012). «Литургия света: солнечная геометрия и кинематическая литургическая иконография в калифорнийской миссии начала XIX века». Болетин: Журнал Калифорнийской ассоциации миссионерских исследований . 28 (1 и 2): 7–21.
- Ньюкомб, Рексфорд (1973). Архитектура францисканской миссии Альта-Калифорния . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN Dover Publications, Inc. 0-486-21740-Х .
- Уэбб, Эдит Бакленд (1952). Индийская жизнь в старых миссиях . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски.
- Райт, Ральф Б. (1950). Миссии Калифорнии . Арройо Гранде, Калифорния: Хьюберт А. и Марта Х. Лоуман.
Внешние ссылки
[ редактировать ]