Нева (Русский корабль 1802 г.)
Российский корабль «Нева» посетил Кадьяк
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Темза |
Запущен | 1801 |
Судьба | Продано 1802 г. |
Российская Империя | |
Имя | Темза |
Приобретенный | 1802 г. при покупке |
Переименован | Нева в 1803 году |
Судьба | Затонувший Ситка, Аляска , 1812 год. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 370 БМ |
Длина | 200 футов (61 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 43 |
Вооружение | 14 орудий |
Нева ( русский : Нева ) — британское торговое судно «Темза» , спущенное на воду в 1801 году, которое русские купили в 1803 году и переименовали в «Неву» . Она участвовала в двух поездках на Дальний Восток, первой из которых стало первое российское кругосветное плавание . Он потерпел крушение в январе 1813 года.
Темза
[ редактировать ]«Темза» — трёхмачтовое парусное судно длиной 200 футов (61 м) водоизмещением 370 тонн , построенное в Великобритании в 1801 году.
Русская карьера
[ редактировать ]В 1802 году императорского российского флота офицер Юрий Лисянский купил два судна, «Темзу» и «Леандр» отправился в Англию, где за свой счет . Оба корабля покинули Англию и направились на Балтику в мае 1803 года и пришвартовались в Кронштадте 5 июня. [ 1 ] Царь Александр I переименовал Темзу в Неву , в честь реки, а Леандр в Надежду («Надежда»). Два судна отправились в 1803 году в путешествие, которое стало первым русским кругосветным плаванием . В поход «Нева» взяла с собой 14 пушек и команду из 43 человек под командованием Лисянского. Командиром экспедиции был адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн , в Надежде . [ 2 ] Хотя суда были вооружены, как и многие торговые суда того времени, они так и не вошли в состав российского флота.
Нева сыграла ключевую роль в битве при Ситке 1804 года , когда русские отбили форт Святого Архангела Михаила и город у тлинкитов , захвативших его в 1802 году. [ 3 ] В 1804 году Александр Баранов , генеральный управляющий Русско-Американской компании , потерпел неудачу в своей попытке отбить Форт с отрядом из 120 русских на четырех небольших судах и 800 алеутов в 300 байдарках (кожаных каноэ). Баранов вернулся в Ситка-Зунд в конце сентября 1804 года на борту «Невы» . Неву сопровождали «Ермак» и два других, меньших по размеру, вооруженных парусника , укомплектованных 150 промышленниками (торговцами мехом), а также 400–500 алеутами в 250 байдарках . Этим силам удалось вернуть регион под контроль России. [ 2 ] Говорят, после этого шаман в отместку наложил проклятие на Неву и всех на нее; [ 4 ] примерно восемь лет спустя она потерпела крушение.
В 1805 году Нева открыла Лисянский остров и окружающие его Невские отмели, сев там на мель. Лисянский сообщил, что остров не представляет особого интереса, за исключением того, что окружающие его рифы и отмели представляют угрозу для проходящих судов. Лисянский первым описал гавайского тюленя-монаха , которого он наблюдал на острове, носящем теперь его имя. [ 5 ]
В 1805–1806 годах Нева перевезла в Китай груз в 150 тысяч шкурок морских котиков. Там она продала их за чай, фарфор и нанки , которые увезла обратно в Россию.
В 1806–7 «Нева» совершила второй поход к Тихому океану, на этот раз под командованием капитан-лейтенанта Людвига фон Хагемейстера . Позже Хагемейстер стал главным менеджером Русско-Американской компании .
Нева покинула Кронштадт 2 ноября 1806 года и достигла Сальвадора, Бразилия , 10 января 1807 года. Она не уходила оттуда до 9 марта. Хотя Хагемейстер изначально планировал путешествовать через мыс Горн , было уже слишком поздно для этого, поэтому вместо этого он отплыл в Порт-Джексон за «дровами и водой». [ 6 ]
В июне «Нева» стала первым российским кораблем, достигшим материковой части Австралии , когда она посетила новую британскую колонию в Порт-Джексоне , современный Сидней . [ 7 ] 4 июня 1806 г. [ 8 ] [ а ]
Судьба
[ редактировать ]«Нева» покинула Охотск , Россия, в августе 1812 года с 75 людьми и грузом, включавшим ружья, меха и некоторые религиозные сокровища. [ 10 ] Пережив три месяца штормов, болезней и нехватки воды, Нева на Аляске прибыла в пролив Принца Уильяма . Экипаж двинулся на восток, в сторону Ситки ; 9 января 1813 года недалеко от острова Крузов корабль наткнулся на скалу и затонул. [ 11 ] В результате крушения погибли тридцать два члена экипажа; 28 выживших после крушения добрались до берега, двое из которых умерли до прибытия спасателей примерно три недели спустя. [ 4 ] На острове Крузова обнаружены места крушения и лагерь выживания. [ 12 ] [ 13 ]
Место для лагеря находится немного вдали от пляжа. За 203 года, прошедшие с момента крушения Невы , береговая линия поднялась примерно на 11 футов как из-за движения тектонических плит, так и из-за уменьшения веса суши из-за таяния ледников, вызывающего геологический отскок. В момент крушения палаточный лагерь находился на пляже. [ 4 ]
Помимо членов экипажа, погибло множество пассажиров, в том числе Терентий Степанович Борноволоков, который должен был сменить Александра Баранова на посту управляющего Российско-Американской компании. Финансовый ущерб Российско-Американской компании составил более 250 000 рублей. Это была вторая тяжелейшая морская катастрофа в истории Русской Америки после того, как «Феникс» (или «Феникс» ) погиб в море в 1799 году со всеми руками и пассажирами, включая Иоасафа Болотова , и грузом, с общими финансовыми потерями в 622 328 рублей. [ 11 ]
Памятные монеты
[ редактировать ]В 1993 году Россия выпустила четыре монеты в честь первого российского кругосветного путешествия. монетой номиналом 150 рублей Одна из них была платиновой с изображением Надежды и Невы на реверсе. монетами достоинством 25 рублей Две из них были палладиевыми : одна «Надежда» , другая — Нева , а последняя — 3-рублевая монета с изображением обоих кораблей и карты путешествия.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Австралийские источники показывают, что Нева прибыла 16 июня из Кронштадта в путешествие открытия. В тех же записях указано, что она уехала 1 июля на «Северо-западное побережье». [ 9 ] или Каджек ( Кадьяк, Аляска ). [ 6 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Барратт (1987).
- ^ Jump up to: а б Postnikov, A. (2002).
- ^ Khlebnikov (1973), pp.44-49.
- ^ Jump up to: а б с Розен (3 апреля 2015 г.).
- ^ Монахус Страж
- ^ Jump up to: а б «СУДОВЫЕ НОВОСТИ» . Рекламодатель The Sydney Gazette и Нового Южного Уэльса (Новый Южный Уэльс: 1803–1842 гг.) . Новый Южный Уэльс: Национальная библиотека Австралии. 21 июня 1807 г. с. 1 . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ Massov (2006), pp. 203-214.
- ^ Тихменев П.А. История Российско-Американской компании. ред. Ричард А. Пирс и Элтон С. Доннелли. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. 1978, с. 185.
- ^ «Прибытие судов в Порт-Джексон и их отбытие» . Австралийский журнал города и страны, суббота, 3 января 1891 г., стр. 17 . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Свитленд Смит, Барбара (29 апреля 1986 г.). Форма заявки на инвентаризацию Национального реестра исторических мест: Собор Святого Архангела Михаила .
- ^ Jump up to: а б Гринёв Андрей Владимирович (осень 2011 г.). «Российские морские катастрофы во время колонизации Аляски, 1741–1867» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 102 (4). Перевод Бланда, Ричарда Л. Вашингтонского университета: 178–194. JSTOR 24624633 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Паппас, Стефани (11 сентября 2015 г.). «Ключ к выживанию найден для моряков, потерпевших кораблекрушение на Аляске в 1813 году» . Yahoo! Новости . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ МакМахан, Дж. Дэвид (2017). «Отчет об исследованиях 2012–2015 годов, касающихся корабля Российско-Американской компании «Нева» и потенциального лагеря выживших после кораблекрушения, Аляска» (PDF) . Аляскинский журнал антропологии . 15 (1–2): 66–78.
Ссылки
[ редактировать ]- Барратт, Глинн (1987). Открытие русскими Гавайев: этнографические и исторические сведения . Издания ограниченные. ISBN 978-0-915013-08-1 .
- Хлебников К.Т. (1973) Баранов, главный управляющий русскими колониями в Америке . (Кингстон: The Limestone Press). ISBN 0919642500
- Массов, Александр (2006). «Визит русского шлюпа «Нева» в Сидней в 1807 году: 200 лет российско-австралийских контактов». Австралийские славянские и восточноевропейские исследования , Vol. 20, 1–2. Школа языков и сравнительных культурных исследований Университета Квинсленда . ISSN 0818-8149. [1]
- Постников, А. (2002). Диссертация. Институт истории науки и техники имени С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия — «Первое российское кругосветное путешествие и его влияние на исследование и освоение Русской Америки», по состоянию на 25 сентября 2005 г.
- Розен, Йерет (5 марта 2017 г.): «Археологи говорят, что нашли лагерь, который использовали выжившие с легендарного «обреченного» корабля». Рассылка новостей Аляски .
- Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг . Сифорт. ISBN 978-1-84832-058-1 .